Выпишите из стихотворения слова которые являются синонимами
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » русский язык » Синонимы и антонимы (упр 49-56) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Синонимы и антонимы (упр 49-56) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
49
Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.
1. Синонимы — это слова, близкие по значению.
2. Антонимы — это слова, противоположные по значению.
- В каких словарях можно найти данные слова? Выпишите из этих словарей по одной паре синонимов и антонимов.
Синонимы можно найти в словаре синонимов. Антонимы — в словаре антонимов.
Синонимы: красный — алый.
Антонимы: радоваться — грустить.
50
- Прочитайте.
«Бураны, вьюги и метели —
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!» —
Так проворчал Мороз угрюмый.
- Найдите и подчеркните многозначное слово, имеющее такое значение: длительное, с задержками, помехами, однообразное занятие, дело.
- Выпишите из стихотворения синонимы к данным словам.
Хмурый — угрюмый; гул — шум;
морока — канитель; пурга — метель.
51
- Прочитайте. Найдите и запишите слова-синонимы парами.
Шалун, сладкоежка, птичка, плакать, зевака, лежать, клейкий, лягушка, валяться, птаха, озорник, реветь, лакомка, липучий, квакушка, ротозей.
- Подчеркните слова, которые чаще употребляются в разговорной речи.
Шалун — озорник
сладкоежка — лакомка
птичка — птаха
плакать — реветь
зевака — ротозей
лежать — валяться
клейкий — липучий
лягушка — квакушка
52
- Прочитайте. Укажите цифрой, в каком порядке надо расположить синонимы по степени увеличения признака.
2 Скорый, 1 быстрый, 3 стремительный.
3 Громадный, 2 огромный, 1 большой.
1 Ветер, 3 ураган, 2 вихрь.
53
- Прочитайте. Соедините линией слова-синонимы.
- Какие из данных слов считаются устаревшими? Подчеркните их. Устно составьте предложение с любым словом.
В светлице стол накрыт белой пеленою.
54
- Прочитайте.
- Спишите. Подчеркните слова-антонимы.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
55
- Прочитайте. Впишите в каждое предложение слово-антоним к выделенному слову.
1. В книге есть вопросы и ответы . 2. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. 3. Настал вечер, и шум сменился тишиной . 4. Живут в соседстве грусть и радость . 5. Лучше горькая правда , чем красивая ложь.
56
- Прочитайте. Подберите и запишите к каждому слову антоним.
холод — жара сырой — сухой
ночь — день громкий — тихий
добрый — злой слёзы — смех
кричать — шептать хвалить — ругать
друг — враг большой — маленький
скучно — весело плохо — хорошо
синоним — антоним редкий — частый
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей – еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Выпишите из стихотворения слова которые являются синонимами
Выпишите из первого четверостишия слово, которое является синонимом к слову «упованье»?
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после текста.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А. С. Пушкин, 1818
Поэтическая мысль в стихотворении развивается от прошедшего через настоящее к будущему. Какая часть речи помогает этого добиться?
Развитие от прошедшего через настоящее к будущему происходит посредством действия.
Глагол — часть речи, объединяющая слова, которые, по традиционному определению, обозначают действие или состояние и отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал?
Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в первых четырех строках стихотворения. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).
Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным.
Сравнение в литературе — фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
Любви, надежды, тихой славы (тихой — эпитет)
Недолго нежил нас обман, (нежил — метафора)
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман (сравнение).
Разве здесь не 314?
Цифры укажите в порядке возрастания.
Минуты вольности святой,
Минуты верного свиданья.
Читаем задание внимательно: в ПЕРВЫХ четырёх строках. Ваши примеры к этому фрагменту не относятся.
Каким чувством проникнуто обращение лирического героя к другу?
Петр Чаадаев был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и доверительные отношения, но и общие стремления. Именно поэтому стихотворение звучит как доверительное обращение к другу.
Вначале лирический герой вспоминает о прошлом. Он разочарован тем, что его надежды не оправдались. Теперь он очнулся от грез. Но главное желание служить Родине в нем не угасло. Оно приободряет его и поднимает настроение. Своим посланием он не только вселяет веру в других, но и ободряет самого себя. В начале стихотворения присутствует минорный мотив – мечты героя развеяны явлениями реальной жизни. Далее настроение становится бодрым, надежда все ещё есть. Обращение лирического героя звучит как призыв.
В каких произведениях русских поэтов звучит тема дружбы? Что общего и чем отличаются эти произведения от стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву»?
Тема дружбы в русской поэзии занимает не последнее место. В творчестве Пушкина тема дружбы раскрывается в стихотворениях: «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», цикле стихов о лицее.
В лирике Лермонтова этой теме посвящено стихотворение «Памяти А.И. Одоевского».
Пушкин и Лермонтов переживают о трагических судьбах своих друзей, о невозможности помочь им в тяжелый для них момент жизни. В обоих стихотворениях звучит тема разочарования от несбывшихся юношеских грёз.
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман
Из детских рано вырвался одежд.
И сердце бросил в море жизни шумной,
И свет не пощадил –
Несмотря на то, что оба стихотворения посвящены друзьям-декабристам, в динамике чувств лирических героев есть различия.
Стихотворение Пушкина звучит как призыв: надежда все ещё есть! Стихотворение Лермонтова от начала и до конца трагично: кроме тёплых воспоминаний о друге ничего не осталось.
Пушкин раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с их первой встречи. Главный и единственный лирический герой – сам автор. В стихотворении «Памяти А. И. Одоевского» Лермонтов описывает своего друга как личность светлую и нежную, восхищает
Тесты по родному языку по теме “Лексика”
Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячий пирожок – жаркий день
Б. теплый чай – холодный вечер
В. иголка ели – иголка для шитья
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. громадный дом – большой зверь
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В . труд к радости – безделье к несчастью
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. родниковый ключ – ключ от двери
Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша
В. давай смеяться – стали хохотать
Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. железный гвоздь
Б. железная воля
В. железная труба
Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.
Б. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.
В. Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.
Укажите предложение, в котором есть профессионализм.
А. Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль.
Б. В сарае то стучал молоток, то визжала пила.
В. Эспланада – это широкая улица с аллеями.
Укажите верное утверждение
А Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию.
Б. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.
В. Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.
Укажите предложение, в котором есть историзм
А. Русские толковые словари имеют многовековую историю.
Б. На юноше был надет праздничный кафтан.
В. Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Леса стоят в жемчужном инее.
Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.
В. Принцесса отвернулась и заплакала.
Укажите предложение, в котором есть неологизм.
А. По радио передали штормовое предупреждение.
Б. Школа оснащена компьютерами последнего поколения.
В. Лодка всплыла у самого берега.
Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
А. Во поле березонька стояла.
Б. Туристы зашли в дремучий бор.
В. Бригада работала засучив рукава.
Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
А. Фотограф приготовил фиксаж.
Б. Солдаты атаковали форт.
В. Маляр размешал палитру в ведре.
Выполните синтаксический разбор предложений.
А. Я не выучил правило и был готов сквозь землю провалиться от стыда.
Б. Мы везде искали ключи, но они как в воду канули.
Напишите об истории возникновения в языке одного из фразеологизмов.
Составьте с этим фразеологизмом небольшой текст.
Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. резвый конь – старая лошадь
Б. близкий человек – далекий друг
В. ключ от замка – родниковый ключ
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. пришло тепло – сильный холод
Б. груша в саду – боксерская груша
В. большой бегемот – смешной гиппопотам
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. сосновый бор – зубоврачебный бор
Б. угрюмый человек – радостный день
В. красный шарф – алый флаг
Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. твердое яблоко
Б. твердое решение
В. твердая земля
Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.
Б. Вяленую обувь в Сибири называют пимами.
В. Употребление синонимов делает нашу речь более выразительной.
Укажите предложение, в котором есть профессионализм
А. В углу террасы стоял старый шкаф.
Б. Дом был деревянный.
В. Суффикс – это морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Укажите верное утверждение
А. Жаргонизмы – это слова, ограниченные в употреблении определенной социальной или возрастной средой.
Б. Жаргонизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.
В. Жаргонизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.
Укажите предложение, в котором есть историзм
А. Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.
Б. На голове его была новая треуголка.
В. Некоторые термины употребляются только специалистами в определенной области.
Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.
Б. Рыцари были в кольчугах.
В. Князь оказался человеком великодушным.
Укажите предложение, в котором есть неологизм
А. Вдоль берега плавали парусники.
Б. Этот доклад я прочитал в Интернете.
В. В доме зажглись огни.
Укажите предложение, в котором есть фразеологизм
А. До моего дома рукой подать.
Б. Цыплят по осени считают.
В. Над лесом взошла луна.
12. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
А. На мшарах растет много клюквы.
Б. Стрелы лежали в колчане.
В. Хирург сделал надрез скальпом.
Выполните синтаксический разбор предложений
А. Он был открытым человеком и никогда не держал камня за пазухой.
Б. Когда нам сообщили результаты контрольной, мы были на седьмом небе от счастья.
14. Напишите об истории возникновения в языке одного из фразеологизмов.
Составьте с этим фразеологизмом небольшой текст.
Контрольная работа по теме “Лексика и фразеология” (6 класс)
1. Что такое архаизмы? Найдите их среди данных слов и выпишите.
Вече, чело, рыбарь, помещик, алтын, кафтан, длань, десница.
2. Определите слово по его лексическому значению.
а) Цвет фиалки и сирени.
б) Место в зоопарке, где содержатся пресмыкающиеся и земноводные животные.
в) Устройство для дыхания человека под водой.
3. Что такое профессиональные слова? Выпишите профессионализмы столяра.
Акварель, наждак, гуашь, спиннинг, стамеска, тубус, мотыль, втулка.
4. Что такое диалектные слова? Найдите диалектизмы в отрывке из стихотворения С. Есенина и выпишите их.
Пахнет рыхлыми драчёнами,
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
5. Замените иноязычное слово в каждом предложении русским.
а) Во время интервала между уроками в класс вошёл директор.
б) Хозяин решил презентовать гостю старые часы.
в) При проверке были выявлены дефекты в изделиях.
6. Соотнесите фразеологизмы и их источники.
1) ахиллесова пята; а) Библия;
2) мартышкин труд; б) художественные произведения;
3) фома неверующий; в) пословицы и поговорки;
4) собаку съесть. г) мифы разных народов.
7. Подберите к данным фразеологизмам фразеологизмы-сининимы.
Бить баклуши – . хоть пруд пруди – . , за тридевять земель – . .
8. Перепишите предложения, подчеркните как члены предложения фразеологизмы.
а) Родители поставили на ноги сына, и теперь он живёт самостоятельно.
б) Ученик прочитал книгу от корки до корки.
в) Над деревней давно уже носятся белые мухи, лениво падая на истоптанную землю, одевают её прозрачной, тонкой плёнкой сухого снега.
Контрольная работа по теме “Лексика и фразеология” (6 класс)
1. Что такое историзмы? Найдите их среди данных слов и выпишите.
Вече, чело, рыбарь, помещик, алтын, кафтан, длань, десница.
2. Определите слово по его лексическому значению.
а) Заранее намеченный путь следования.
б) Мысленно представить себе что-нибудь.
в) Жёлтый с красноватым оттенком.
3. Что такое профессиональные слова? Выпишите профессионализмы фотографа.
Мольберт, проявитель, октава, стамеска, тубус, аккорд, фиксаж, закрепитель.
4. Что такое диалектные слова? Найдите диалектизмы в отрывке из стихотворения С. Есенина и выпишите их.
Где-то вдали, на кукане реки,
Дремную песню поют рыбаки.
Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты – русская боль.
5. Замените иноязычное слово в каждом предложении русским.
а) Я обнаружил дефект в товаре.
б) Наша футбольная команда потерпела фиаско.
в) После долгих дебатов мы пришли к единому мнению.
6. Соотнесите фразеологизмы и их источники.
1) сизифов труд; а) Библия;
2) тришкин кафтан; б) художественные произведения;
3) манна небесная; в) пословицы и поговорки;
4) стреляный воробей. г) мифы разных народов.
7. Подберите к данным фразеологизмам фразеологизмы-антонимы.
Бить баклуши – . хоть пруд пруди – . , за тридевять земель – . .
8. Перепишите предложения, подчеркните как члены предложения фразеологизмы.
а) Дождь льёт как из ведра.
б) Заруби себе на носу, что этого делать нельзя.
в) Мой друг – ходячая энциклопедия.
Лексика. 6 класс
1. Выбери правильный вариант ответа.
а) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением
б) слова, одной и той же части речи, отличающиеся оттенками лексического значения
в) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению
2. Укажите строку, где все слова являются синонимами.
а ) бросать, кидать, швырять
б ) ураган, дождь, пурга
в ) ал фавит, азбука, букварь
1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
1) горячий пирожок — жаркий день
2) теплый чай — холодный вечер
3) иголка ели — иголка для шитья
4) твёрдый ком — твёрдый характер
А2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
1) родниковый ключ — ключ от замка
2) разговорчивый человек — молчаливый юноша
3) давай смеяться — стали хохотать
4) зелёный забор — зелёная краска
А3. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
1) железный гвоздь
2) железная воля
3) железная труба
4) железная коробка
А4. В каком порядке должны стоять предложения, чтобы получился текст?
(1) Перед мальчиком, за деревьями, был виден кирпичный дом с аркой в стене.
(2) Посреди этого двора возвышалась огромная круглая клумба с цветущими астрами, георгинами и яркими, как огоньки, настурциями.
(3) Здесь было гораздо красивее.
(4) Толя пошёл прямо под эту арку, надеясь выйти на улицу, но попал в другой двор.
1) 2, 3, 1, 4
2) 1, 4, 2, 3
3) 3, 1, 4, 2
4) 1, 3, 2, 3
А5. Укажите неверное утверждение
1) Текст — это два и более предложений, связанных по смыслу.
2) Текст имеет или может иметь заглавие.
3) Предложения в тексте могут связываться повторением одного и того же слова.
4) Текст — это несколько предложений, не связанных по смыслу.
Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.
А к ночи небо заледенело, звёзды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне.
B1. Выпишите из предложения слова, употреблённые в переносном значении.
В2. Запишите антоним к слову ночь.
C1. Напишите, с какой целью используются в речи синонимы.
Практическая работа по теме «Синонимы, антонимы, паронимы, омонимы».
В пословицах и поговорках найдите антонимы, подчеркните их парами.
Велик телом, да мал делом.
Язык длинный, мысли короткие.
Молодость плечами покрепче, старость головою.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Стар дед, да душа молода.
Смелый там найдет, где трус потеряет.
Старых почитай, молодых поучай.
Из приведенных паронимов выберите нужное слово(подчеркнуть).
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
4. (Абонемент, абонент) не отвечает.
5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
Подобрать к следующим группам подходящие по смыслу разные по лексическому значению слова:
Например: Легкий (рюкзак, задача, мороз)
Определите лексическое значение омонимов(где необходимо, поставить ударения):
1. расплачусь -__________________________ расплачусь -____________________________________
2.лук – ________________________________ лук- _______________________________________
Фамилия, имя ______________________________________
Практическая работа по теме «Синонимы, антонимы, паронимы, омонимы».
В пословицах и поговорках найдите антонимы, подчеркните их парами.
Велик телом, да мал делом.
Язык длинный, мысли короткие.
Молодость плечами покрепче, старость головою.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Стар дед, да душа молода.
Смелый там найдет, где трус потеряет.
Старых почитай, молодых поучай.
Из приведенных паронимов выберите нужное слово(подчеркнуть).
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
4. (Абонемент, абонент) не отвечает.
5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
Подобрать к следующим группам подходящие по смыслу разные по лексическому значению слова:
Например: Легкий (рюкзак, задача, мороз)
Свежий – б) Актёр, г…гант, бескрайний, любезный, п…спешно, зан…мочь, пов…новаться, Отеч…ство, тр…вога, засм…треться, исст…ри, непр…менно, озорн…чать;………………………………………………………………………………………………………………………………………