168 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выпишите антонимы какова их роль в тексте каждое утро

Содержание

Школе NET

  • Колесо Фортуны
  •  через Вконтакте

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

  • Главная 
  • Вопросы & Ответы 
  • Вопрос 6963800

Суррикат Мими

(1)Каждое утро, когда я просыпаюсь и подымаю сделанную из деревянных полосок жёлтую штору, всякий раз вижу её. (2)Высокая, стройная, она всегда перед моим окном. (4)Но с наступлением первых минут рассвета, когда всё дневное ещё спит и только еле уловимо слышится дыхание утра, она уже на своём месте.
(5)Я гляжу на неё, и странные мысли приходят мне в голову. (7)И кто знает, будь я наделён всеми совершенными органами для познания природы, передо мной, наверное, открылся бы удивительный мир, с особыми, непонятными человеку большими и малыми чувствами, которые присущи всему живому.
(9)Весной. (10)Её ветви еле-еле отходили от долгих морозов, они ещё были жёсткие, хрупкие, как перекалённый металл. (11)К ней подошёл сосед. (12)Он пробуравил в её стволе длинным буром глубокую дыру. (13)Вбил в кору желобок из нержавеющей стали, так, чтобы из его дыры капал сок.
(16)Он пошёл к себе, оставив у берёзы трёхлитровую банку, чтобы в ней собиралась глюкоза. (17)Капли быстро, одна за одной, падали, как из водопроводного крана, когда он неплотно прикрыт. (18)Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льёт сок. (19)Может, она стонала? (20)Может, боялась за свою жизнь? (21)Я ничего этого не знал. (22)Не знал потому, что у меня не было ни шестого, ни седьмого, ни сотого, ни тысячного чувства. (23)Я мог её только жалеть…
(24)Но через неделю рану затянуло коричневым. (25)Это она сама себя вылечила. (26)И как раз в это время у неё стали набухать почки. (27)Я глядел на этот зеленоватый туман и радовался. (28)Она была мне нужна, эта берёза. (29)Я привык к ней. (30)Привык к тому, что она всегда стояла перед моим окном, и в этом верном постоянстве или в привычке было то, что помогало мне находить хорошее настроение. (31)Да, она была нужна мне, хотя я-то ей был совершенно не нужен. (32)Она прекрасно обходилась без меня, как и без любого подобного мне.
(33)Летом. (34)Она защищает меня. (35)Мой дом стоит метрах в ста от дороги. (36)По дороге идут машины: грузовые, легковые, автобусы, бульдозеры, самосвалы, тракторы. (37)Их сотни. (38)Туда, сюда. (39)И пыль. (40)Какая пыль стоит над дорогой! (41)Летит к моему дому, и, если бы не она, не берёза, сколько бы её врывалось в окна, оседало бы на столе, на постели, в лёгких. (42)Всю эту пыль она берёт на себя.
(43)Летом у неё отличная зелень. (44)Она кипит при малейшем дуновении ветра. (45)Густа, непроницаема. (46)Даже солнце не может пробиться в окна. (47)Но летом оно в комнате и не нужно. (48)Куда лучше прохладная тенева.
(49)Осенью. (50)Солнце обходит мой дом. (51)Обходит и её. (52)И сразу стала желтеть листва. (53)И пошли дожди. (54)Они слабо шелестели, скатываясь с ветки на ветку.
(55)Однажды утром ударил заморозок. (56)Потом ещё были заморозки, и вокруг берёзы золотым кольцом улеглась листва. (57)И всё это было во мгле. (58)Но когда деревья оголились, выглянуло солнце, — и какой грустью повеяло отовсюду, а особенно от неё. (59)Ведь совсем недавно была буйная кипень зелени, всё сверкало, лоснилось, цвело. (60)Всё было так прекрасно и жизнерадостно, и вдруг исчезло. (61)И исчезло надолго.
(62)Зимой. (63)Я уехал. (64)Я не мог оставаться в этом тоскливом отмирании того, что ещё совсем недавно радовало, вселяло уверенность в жизни. (65)Летел самолётом. (66)Из Симферополя ехал на такси, удивлённо-радостно оглядывал старую зелень тёплого юга; негромко засмеялся, увидев Чёрное море.
(67)Большая тёплая вода. (68)Я зарывался в неё. (69)Изнемогал на горячем песке. (70)И глядел на море. (71)А рядом со мной были такие же, как я, сбежавшие со своих мест в эту благодать. (72)Смеялись, шутили, искали на берегу разноцветные камешки и старались не думать о том, что было дома. (73)Так было легче и проще. (74)Но от дома, как от самого себя, никуда не уйдёшь.
(75)И я приехал домой.
(76)Всё было в снегу. (77)И она стояла в сугробе. (78)Пока меня не было, ликовали дерущие морозы. (79)И разодрали ей ствол. (80)Не очень сильно, но белая мякоть, запорошенная снегом, лезла мне в глаза. (81)Я прикоснулся к её стволу. (82)Кора на нём была сухой, грубой. (83)Это была рабочая кора, не то что там, на юге, у какой-нибудь «бесстыдницы». (84)Тут всё было для борьбы с ненастьем, вьюгами, ветрами. (85)И, как всегда, при встрече с ней в голову мне полезли странные мысли. (86)Я стал думать о том, что вот она не ушла со своего места, не покинула эту суровую землю, на которой выросла сама и растут её дети. (87)Не ушла, а только крепче затаила свои почки, сжала их, чтобы сохранить от морозов и весной взорвать листьями, а потом вырастить семена и отдать их земле, чтобы жизнь была вечной и прекрасной. (88)Да, у неё свои обязанности, и выполняет она их стойко и честно. (89)Как и всегда, надо выполнять то, что необходимо для жизни.
Напишите сочинение.
Сформулируйте проблему, поставленную автором. Прокомментируйте проблему. Сформулируйте позицию автора. Напишите,согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему.

Лучший ответ:

Мари Умняшка

Сформулируйте проблему, поставленную автором. Прокомментируйте проблему. Сформулируйте позицию автора. Напишите,согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему.

Найдите антонимы в текстах. ГДЗ. Упр. 60, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Найдите антонимы в текстах. Определите, какие из них языковые (словарные), какие контекстуальные, являющиеся антонимами в данном тексте. Раскройте их стилистическую роль.

I. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой 6
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
(А. Пушкин)
II. Необозримо многообразие 2 человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах 6 . Из бездны времён дошли до нас в этих сгуст­ках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
(М. Шолохов)

1. Проведите лексический анализ выделенных слов.
2. Подберите к слову запечатлелись синонимический ряд слов.

Контекстуальные антонимы: волна — камень, любовь — гнев. Языковые антонимы: стихи — проза, лед — пламень, радость — стра­
дание, смех — слезы, вера — безверие, правда — кривда, честность — об­ ман, трудолюбие — лень, красота — уродство.
Стилистическая роль антонимов — быть лексическим средством выра­жения антитезы (противопоставление усиливает эмоциональность речи и способствует раскрытию противоречивой сущности предметов, о которых говорится в тексте).
1 Многообразие — существование во многих видах и формах.
Афоризм — краткое выразительное изречение, содержащее обобщаю­ щее умозаключение.
Бездна — глубокая пропасть, пучина.
Времен — в период, во время существования кого (чего) -либо.
Страдание — физическая или нравственная боль, мучение.
Трудолюбие — любовь к труду.
2. Запечатлелись — оставили след — запомнились — врезались в па­мять — сохранились в сердце.

Чéст-ность
ч — [ч’] — согл., глух., мягк. е — [э́ ] — гласн., ударн.
с — [с] — согл., глух., тв. т — [-]
н — [н] — согл., звонк., тв.
o — [а] — гласн., безуд.
с— [с] — согл., глух., тв.
т — [т’] — согл., глух., мягк, ь —[—]
9 букв, 7 звуков, 2 слога.
Уродство — существительное (кто? что?) уродство;
I. Нариц., неодуш., ср.р., 2 скл.,;
II. В им. п, ед.ч.
III. Уродство

ВРЕМЕНА ЖИЗНИ (1)Каждое утро, когда я просыпаюсь и подымаю сделанную из дере…

(1)Каждое утро, когда я просыпаюсь и подымаю сделанную из деревянных полосок жёлтую штору, всякий раз вижу её. (2)Высокая, стройная, она всегда перед моим окном. (3)В осенних ночах её не видно, она сливается с древней темнотой, и если верить в необычное, то можно подумать, что она куда-то уходит, потому что её не видно. (4)Но с наступлением первых минут рассвета, когда всё дневное ещё спит и только еле уловимо слышится дыхание утра, она уже на своём месте.

(5)Я гляжу на неё, и странные мысли приходят мне в голову. (6)У неё, конечно же, должна быть своя жизнь. (7)И кто знает, будь я наделён всеми совершенными органами для познания природы, передо мной, наверное, открылся бы удивительный мир, с особыми, непонятными человеку большими и малыми чувствами, которые присущи всему живому. (8)Но у меня только пять чувств, да и те с веками человечества стали несовершенны.

(9)Весной. (10)Её ветви еле-еле отходили от долгих морозов, они ещё были жёсткие, хрупкие, как перекалённый металл. (11)К ней подошёл сосед. (12)Он пробуравил в её стволе длинным буром глубокую дыру. (13)Вбил в кору желобок из нержавеющей стали, так, чтобы из его дыры капал сок. (14)И сок закапал. (15)Светлый, как слёзы, и чистый, как смерть.

(16)Он пошёл к себе, оставив у берёзы трёхлитровую банку, чтобы в ней собиралась глюкоза. (17)Капли быстро, одна за одной, падали, как из водопроводного крана, когда он неплотно прикрыт. (18)Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льёт сок. (19)Может, она стонала? (20)Может, боялась за свою жизнь? (21)Я ничего этого не знал. (22)Не знал потому, что у меня не было ни шестого, ни седьмого, ни сотого, ни тысячного чувства. (23)Я мог её только жалеть…

(24)Но через неделю рану затянуло коричневым. (25)Это она сама себя вылечила. (26)И как раз в это время у неё стали набухать почки. (27)Я глядел на этот зеленоватый туман и радовался. (28)Она была мне нужна, эта берёза. (29)Я привык к ней. (30)Привык к тому, что она всегда стояла перед моим окном, и в этом верном постоянстве или в привычке было то, что помогало мне находить хорошее настроение. (31)Да, она была нужна мне, хотя я-то ей был совершенно не нужен. (32)Она прекрасно обходилась без меня, как и без любого подобного мне.

(33)Летом. (34)Она защищает меня. (35)Мой дом стоит метрах в ста от дороги. (36)По дороге идут машины: грузовые, легковые, автобусы, бульдозеры, самосвалы, тракторы. (37)Их сотни. (38)Туда, сюда. (39)И пыль. (40)Какая пыль стоит над дорогой! (41)Летит к моему дому, и, если бы не она, не берёза, сколько бы её врывалось в окна, оседало бы на столе, на постели, в лёгких. (42)Всю эту пыль она берёт на себя.

(43)Летом у неё отличная зелень. (44)Она кипит при малейшем дуновении ветра. (45)Густа, непроницаема. (46)Даже солнце не может пробиться в окна. (47)Но летом оно в комнате и не нужно. (48)Куда лучше прохладная тенева.

(49)Осенью. (50)Солнце обходит мой дом. (51)Обходит и её. (52)И сразу стала желтеть листва. (53)И пошли дожди. (54)Они слабо шелестели, скатываясь с ветки на ветку.

(55)Однажды утром ударил заморозок. (56)Потом ещё были заморозки, и вокруг берёзы золотым кольцом улеглась листва. (57)И всё это было во мгле. (58)Но когда деревья оголились, выглянуло солнце, — и какой грустью повеяло отовсюду, а особенно от неё. (59)Ведь совсем недавно была буйная кипень зелени, всё сверкало, лоснилось, цвело. (60)Всё было так прекрасно и жизнерадостно, и вдруг исчезло. (61)И исчезло надолго.

(62)Зимой. (63)Я уехал. (64)Я не мог оставаться в этом тоскливом отмирании того, что ещё совсем недавно радовало, вселяло уверенность в жизни. (65)Летел самолётом. (66)Из Симферополя ехал на такси, удивлённо-радостно оглядывал старую зелень тёплого юга; негромко засмеялся, увидев Чёрное море.

(67)Большая тёплая вода. (68)Я зарывался в неё. (69)Изнемогал на горячем песке. (70)И глядел на море. (71)А рядом со мной были такие же, как я, сбежавшие со своих мест в эту благодать. (72)Смеялись, шутили, искали на берегу разноцветные камешки и старались не думать о том, что было дома. (73)Так было легче и проще. (74)Но от дома, как от самого себя, никуда не уйдёшь.

(75)И я приехал домой.

(76)Всё было в снегу. (77)И она стояла в сугробе. (78)Пока меня не было, ликовали дерущие морозы. (79)И разодрали ей ствол. (80)Не очень сильно, но белая мякоть, запорошенная снегом, лезла мне в глаза. (81)Я прикоснулся к её стволу. (82)Кора на нём была сухой, грубой. (83)Это была рабочая кора, не то что там, на юге, у какой-нибудь «бесстыдницы». (84)Тут всё было для борьбы с ненастьем, вьюгами, ветрами. (85)И, как всегда, при встрече с ней в голову мне полезли странные мысли. (86)Я стал думать о том, что вот она не ушла со своего места, не покинула эту суровую землю, на которой выросла сама и растут её дети. (87)Не ушла, а только крепче затаила свои почки, сжала их, чтобы сохранить от морозов и весной взорвать листьями, а потом вырастить семена и отдать их земле, чтобы жизнь была вечной и прекрасной. (88)Да, у неё свои обязанности, и выполняет она их стойко и честно. (89)Как и всегда, надо выполнять то, что необходимо для жизни.

(По С. Воронину)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Центральным образом рассказа Сергея Воронина «Времена жизни» является берёза — дерево, ставшее национальным символом России. Автор особенно внимателен к жизни природы, которая воссоздана с помощью ярких тропов, таких как (А) ______ («она кипит» в предложении 44, «взорвать листьями» в предложении 87) и (Б) ______ (например, «улеглась золотым кольцом» в предложении 56). Особо следует отметить использованные автором выразительные возможности синтаксиса. Так, мысль о несо- вершенстве человеческих чувств, не позволяющих человеку постичь сущность всего живого, передана с помощью (В) ______ (в предложении 22). Своеобразие повествованию придаёт синтаксический приём (Г) ______ (предложения 14–15, 44–45, 78–79 и др.)»

  1. метафора
  2. литота
  3. сравнение
  4. гипербола
  5. парцелляция
  6. риторическое обращение
  7. риторический вопрос
  8. восклицательные предложения
  9. градация

Антонимы и их употребление

Имена существительные: радость — горе, друг — враг, зло — добро, тьма — свет, земля — небо, начало — конец.

Имена прилагательные: смелый — трусливый, горький — сладкий, горячий — холодный, узкий — широкий, больной — здоровый, длинный — короткий, чистый — грязный.

Глаголы: найти — потерять, вверху — внизу, говорить — молчать, любить — ненавидеть, смеяться — плакать, вспомнить — забыть.

Наречия: много — мало, вверху — внизу.

Свежее бельё: чистое, стираное (синоним), грязное, заношенное (антоним).

Свежие фрукты: душистые, ароматные, качественные (синоним), испорченные, сгнившие, залежавшиеся (антоним).

Свежее чувство: яркое, новое (синоним), остывшее, потускневшее (антоним).

Короткий разговор: непродолжительный, в двух словах (синоним), долгий, нескончаемый (антоним).

Короткие отношения: близкие, приятельские (синоним), поверхностные, светские (антоним).

Короткие растения: маленькие, низкие (синоним), высокие, рослые (антоним).

Глухой голос: хриплый, тихий (синоним), звонкий, звучный (антоним).

Глухая улица: тихая, отдалённая, закрытая (синоним), шумная, центральная (антоним).

Глухой человек: лишённый слуха (синоним), слышащий (антоним).

Глухой воротник: закрытый, высокий (синоним), открытый, широкий (антоним).

1. Учёный водит, а неучёный следом ходит (учёный — неучёный). 2. Родимая сторона — мать, чужая — мачеха (родимая — чужая, мать — мачеха). 3. Где умному горе, там дураку — веселье (умному — дураку, горе — веселье).

1. Иди вперёд, а оглядывайся назад. 2. От нужды умнеют, от богатства глупеют. 3. От доброго не бегай, а худого не делай. 4. Подальше положишь — поближе возьмёшь. 5. Слово — серебро, молчание — золото. 6. Хороша верёвка длинная, а речь короткая.

1. Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.

2. Хорошо, когда хулят и хвалят,
Превозносят или наземь валят,
Хорошо стыдиться и гордиться
И на что-нибудь годиться.

Синонимы: молитьзаклинать.

Антонимы: плакать — смеяться, хулят — хвалят, превозносят — наземь валят, стыдиться — гордиться; словно сердце, кровью обливаться — равнодушно холодом дышать.

Синонимы увеличивают количество оттенков, расширяя границы восприятия, впечатления.

Антонимы достигают яркости впечатления при сравнении контрастных образов.

Говорят: «Алоэ, алоэ. »
Интересно, что это такое?
Какое оно, алоэ?
Алое? Голубое?
Доброе или злое?
Маленькое или большое?

Лексический состав текста: антонимы (доброе — злое, маленькое — большое); омоним — омограф (ало́э — а́лое).

Выпишите из текста синонимы и антонимы.
срочно! пожалуйста! В конце текста еще задания.
Ах, эта Москва… Теплые московские дворцы утопающ_ в зелен_ и как к_нтраст как веч(?)ный спор бе_пощадное в_дение Санкт-П_тербурга пр_мые стрелы проспектов холод (З,з)имн_ дворца лед Невы бе_жалос(?)ные шпили кр_постей…
Когда по воле Петра вся знать пот_нулась в П_тербург северный парадиз* (не)приш_лся по вкусу старым дв_рянским родам. Сер(?)ца их рвались обратно в р_дное московское пр_волье.
Бл_стящие в_льможи выйдя в о_ставку или попав в (не)милость (не)медля с_лились в Москве и дож_вали тут свои дни в роскош_ и полнейш_м бе_действи_. Москва ст_новилась в_рчливой о(п,пп)озиц_ей П_тербургу. Екатерина называла ее р_спубликой и заботилась о том что(бы) сохр_нять с ней добр_е отн_шения.
Дети б_гатейших московских в_льмож сост_вляли основу гварди_ той самой гварди_ которая возв_дила на трон и св_ргала с трона ро(с,сс)ийских г_сударей.
Москва XVIII века. Это был единстве(н,нн)ый в мир_ (город)усадьба. Извил_сто т_кла еще (н_)закова(н,нн)ая в трубы (н,Н)еглинка образуя в_ликие б_лотца пруды и застойные лужи. Грязь уб_рали л_ниво что сп_собствовало возн_кновению зн_менитой чумы опуст_шивш_й город в 70-е годы (во)время б_рьбы с которой так отл_чился Григорий Орлов.
Но за(то) (не)было пр_клятой п_тербургской т_сноты.
Вел_колепны ра_дольные (под)московные усадьбы юсуповск_ Архангельское панинск_ Марфино шереметевск_ Останкино и столь(же) пр_вольны городские (дворцы)усадьбы с такими(же) обширными парками за чугу(н,нн)ыми оградами с домашн_ церквями… Все это с деревя(н,нн)ыми л_чугами с завал_нками и огородами.
Древний (к,К)ремль гордость москвичей был увы в запустени_. Он пр_сыпался только (во)времена к_р_наций. И вновь (по)гружался в вековой сон наруша_мый лиш(?) московск_ п_жарами.
Как г_рела тогда Москва! В 1701 году в_ликий п_жар сж_г (к,К)ремль. Петр зан_мался строительством П_тербурга и было ему не до (не)навис(?)ной московской ст_рины. И обг_релые стены (к,К)ремлевских дворц_в угрюмо з_яли ч_рными пр_валами.
В 1737 году новый страшный п_жар обрушился на Москву. Пожар вспыхнул от свеч(?)ки перед иконой и остался в пословиц_ Москва от копееч(?)ной свеч(?)ки сг_рела…
Наконец (бого)мольная Елизавета столь любившая (перво)пр_стольную где она пр_вела свои девич(?)и годы где по пр_данию в_нчалась с Алексеем Разумовским и где ж_вала часто в вел_колепном его дворце обраща_т свои взоры на разруше(н,нн)ый (к,К)ремль. И к ужасу р_внителей московск_й ст_рины пов_л_вает иноземцу Растрелли разобрать обветшавш_ здания и постро_ть дворец. Он постро_л для Елизаветы в (к,К)ремле (не)удобный (з,З)имний дворец который царица (не)любила и в котором (ни)когда (не)жила…
Екатерина пошла в своих заботах о (к,К)ремле еще дальше. В 1773 году был заложен гиган(?)ский дворец по проекту Баженова. Он должен был охватить весь (к,К)ремль но к счастью истощ_(н,нн)ая пугач_вским бунтом и войною казна (не)дала во_можности осущ_ствить это…
Последствия вн_мания Екатерины были страшны ун_чтожение еще крепких старых зданий пр_казов, знам_нитого запасного дворца где когда(то) пом_щались х_ромы Самозванца снос (т,Т)айницкой башни палат Трубецких церкви Козьмы и Дамиана дворц_в духовенства.
По планировке 1775 года была ра_чище(н,нн)а (к,К)расная площадь слома(н,нн)ы старый (г,Г)ости(н,нн)ый и (п,П)осольский дворы ун_чтоже(н,нн)ы стены ворота и рвы (б,Б)елого и (з,З)емля(н,нн)ого городов…

*Примечание: Парадиз [фр. paradis] – устар. 1) рай; 2) галёрка в театре, раёк.
Задания
1. Укажите лексические и грамматические повторы, однокоренные слова, служащие средствами связи между частями текста.
2. Найдите в тексте и графически обозначьте вводные слова и предложения. Какова их стилистическая роль в предложении, и какие смысловые оттенки они вносят в каждом отдельном случае?
3. Какое лексическое образное средство использует автор в данном случае: Санкт-П_тербург – северный парадиз? Выпишите еще один пример этого образного средства.
4. Выпишите из текста синонимы. Каковы стилистические функции синонимов?
5. Выпишите из текста антонимы. Каковы их стилистические функции?
6. Составьте схему выделенного предложения.
(перво)пр_стольную, разруше(н,нн)ый.

9. Выпишите предложения из второго абзаца, разберите их по членам предложения, подпишите части речи.

Конспект открытого урока по теме: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

(работа над тестовой частью)

1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2020:

«Грамматическая основа предложения»,

«Знаки препинания в сложных предложениях»,

«Типы подчинительной связи в словосочетаниях»,

«Орфографический анализ слов»,

«Анализ средств выразительности»,

«Лексический анализ слов»;

умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;

2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;

3) обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;

4) воспитание познавательного интереса к русскому языку.

1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее смысловой цельностью и структурной связностью;

2) развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;

3) воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Тип урока: урок развивающего контроля

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки, раздаточный материал (приложение №2), карта самоанализа, листы с домашним заданием (приложение №3).

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на работу на уроке.

Вступительное слово учителя.

Слово… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять, а не разъединять людей. Слово – это поступок. И от каждого из нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым…

1. Найдите в тексте антонимы, выпишите их. Какова их роль в текст?

2. Объясните значение фразеологизма испокон веков, подберите к нему синонимы (с давних времен, издавна, от века, со времен царя Гороха)

3. Вспомните определение фразеологизма

Фразеологизмы (идиомы) — это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет всё словосочетание в целом.

В предложении фразеологизм является одним членом предложения

4. Соедините прилагательные и существительные в верные фразеологизмы. Запишите. Объясните их значение и происхождение.

3. Маланьина победа,

5.валаамова курица,

6. иерихонская грамота,

7.канцелярская сирота,

8.казанская ворона,

9.заблудшая коза,

10.белая ослица,

11. пиррова труба.

/ Мокрая курица, сидорова коза, Маланьина свадьба, филькина грамота, валаамова ослица, иерихонская труба, канцелярская крыса, казанская сирота, заблудшая овца, белая ворона, пиррова победа /

II .Анализ текста

Хотя роман его с Машенькой прод…лжался в те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу…ствовал (ни) какого (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о (не) учит…вала каждого мгновения а перескак…вала через пустые (не) нужные ему места я…стве(нн,н) озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст…ящей.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

2. Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.

3. Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.

4. Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.

5. Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.

6. Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.

7. Выпишите из предложения слово, правописание которого определяется правилом: « Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий»

8. Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕСТ /СЛОВ.ДИКТ

9. Выпишите из 7 части контекстные антонимы.

10. Назовите средство художественной выразительности

Память перескакивала через пустые места

III . КРОССВОРД -ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли учащиеся знают определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к листам контроля. Учитель читает определение термина, задача обучающихся – НАЗВАТЬ название средства выразительности.

1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)

2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)

3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)

4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение.(ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

IV .Тест «Средства выразительности»

Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

1.Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение

2.На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

3 . Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) фразеологизм

4. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало.

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

5. Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

6. Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

7. Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: «Ну, бывай здоров! Не падай духом. « (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение

8. Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

9. Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) фразеологизм 3) эпитет 4) сравнение

V . «Превращения». Заменить словосочетания.

Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот:

1.полковое знамя – (знамя полка)

2. солнечная энергия – (энергия солнца)
3.лесной запах – (запах леса)

4. учительский стол — (стол учителя)
5. конское ржание — (ржание коня)
6. школьный портфель — (портфель для школы)

7.плюшевый медвежонок – (медвежонок из плюша)
8. приморский парк — (парк у моря)
9.клетчатый шарф – (шарф в клетку)

10.бессонная ночь – (ночь без сна)

VI . Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:

«Плюс – минус – интересно». Самоанализ с картой

Мне нужно усовершенствовать знания по теме: «Подготовка к ОГЭ».

Урок «Лингвистический анализ текста»

Лингвистический анализ текста

У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.

Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось вошло в силу весна пот…ряла свою кротость и бледность и все вокруг на глазах стало пре…бражаться не по дням а по часам. Стали распахивать пр…вращать в ч…рный бархат жнивья зазеленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и веселее засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовоннее.

Приход весны.

— Какова идея текста?

Стремительная радость весеннего обновления.

— Как автору удалось донести до нас эту радость?

На этот вопрос мы ответим после лингвистического анализа текста.

Работать будем в парах и группе.

! Прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на текст.

— Есть ли в нем абзацы?

— Автор хочет показать стремительность и неразделимость процесса наступления весны.

— Тогда скажите, к какому стилю относится данный текст?

— К художественному.

— Определите тип речи?

— Соединение повествования и описания.

Работа в группах.

1 группа.

Что значит выражение “обломный дождь”? Какова его роль? Почему автор его употребляет?

Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы.

Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль?

Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?

Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев. Он хлынул с такой силой, как и весна разом потеряла кротость и бледность.

Кротость – незлобливость, покорность, смирение.

Синонимы : послушание, отсутствие кичливости, ровный нрав.

Антонимы : злоба, непокорность, непослушание, кичливость, буйство, отсутствие спокойствия.

Благовоние – аромат, приятный запах.

Антонимы : неприятный запах, зловоние.

Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно.

Рисуют картину в красках, передают настроение.

свежая, мягкая зелень

горячие пятна света

Передают позицию автора; тепло и мягкость, яркость и нежность – все это радует душу.

Олицетворение

солнце вошло в силу

весна потеряла кротость и бледность

веселее засияло небо

сад стал одеваться

листва тронула ветви

закудрявились яблони и груши

Природа становится живой и говорящей, создание поэтической картины живой природы .

Аллитерация

Выделение [р], [p’], [л], [л’] создает образ бурлящего потока жизни.

— Как вы думаете, какой весенний месяц описывает автор?

— Начало мая (последнее предложение) .

Вывод: Лексические особенности текста подчинены идее: автор показывает стремительную неизбежность весеннего обновления .

2 группа.

Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.

Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?

Обозначьте вид глаголов. Какие из них преобладают? Объясните такое видовое соотношение.

Найдите имена прилагательные в сравнительной степени. Какова их роль?

Найдите наречия в сравнительной степени. Какова их роль?

1. Безударные гласные, проверяемые ударением:

2. Непроверяемые гласные и согласные:

3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе:

4. н и нн в суффиксе:

6. Написание сложных прилагательных:

Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?

— Существительные (39), обозначающие предмет. Автор показывает, что изменяется весной (солнце, весна, межи, мурава, сад, зелень, листва, деревья, яблони, груши и т.д.).

Прилагательные и причастия (24) помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.

Глаголы (19) – действие предмета.

Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.

Прилагательные и наречия в сравнительной степени.

стала сочнее мурава

цвет становился белее, гуще, благовоннее

засинело гуще и веселее

Помогают передать цвет травы, неба, ветвей, чтобы мы могли себе ярче представить весеннее обновление.

Вывод: Морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею.

3 группа.

Расставьте знаки препинания, объясните их.

Выделите основы предложений.

Найдите все виды осложнения предложений.

Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?

Какова роль однородных членов предложения и обособленных определений, выраженных причастными оборотами?

Для чего в тексте используются повторы?

Первое предложение по структуре простое, так как оно является аккордом, вступлением. Все остальные предложения сложные, но связаны они только сочинительной и бессоюзной связью. Здесь нет подчинительной связи, потому что автору важно показать стремительность, последовательность действий.

Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства “расширяют” рамки прихода весны.

усиливают процесс наступления весны.

Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя стремительные весенние потоки. Он даже не хочет делать пауз ( не повествует простыми предложениями, кроме первого). Все на одном дыхании, неразрывно едино.

Итак, у нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание.

Статья в тему:  Какой антоним к слову противоположность
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector