18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком классе проходят паронимы

Содержание

Презентация «Паронимы»

Паронимы Выполнила: Ученица 7 класса «Б» МАОУ «Школа №84» Голованова Ольга

Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов. Чтобы избежать этого, узнаем, что такое паронимы. Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов. Чтобы избежать этого, узнаем, что такое паронимы.

Морфологическое деление Суффиксальные паронимы Префиксальные паронимы Корневые паронимы

Суффиксальные паронимы Образованы с помощью суффиксов -н-/-лив-, -чат-/-очн-, -ат-/-аст- и других. Самая большая и активно пополняемая группа паронимов. Большая часть паронимов из этой группы относится к прилагательным, образованных суффиксами -ическ-/-ичн-, -еск-/-н-. Примеры: зрительский и зрительный, изобретательный и изобретательский, цветастый и цветистый. Цветастый Цветистый

Префиксальные паронимы Образуются за счёт присоединения к корню созвучных префиксов: о-/от-, по-/про- и других. Образованные однокорневые созвучные слова имеют ударение на том же слоге. Примеры: опечатать и отпечатать, поглотить и проглотить, описки и отписки. Опечатки Отпечатки

Корневые паронимы Созвучные слова, имеющие различные корни. Отсутствует семантическая связь. Незначительная по численности группа паронимов, главным образом состоящая из существительных. Примеры: вакансия и вакация, невежа и невежда, мороженый и морозный.

Статья в тему:  Валить какой синоним

Часто путают ОДЕТЬ и НАДЕТЬ Глагол «одеть» сочетается с одушевлёнными существительными, поэтому правильно: одеть ребенка, одеть бабушку, одеть куклу Барби. Слово «надеть» употребляется в сочетании с неодушевлёнными существительными: надеть кольцо на палец, надеть шляпу, сапоги, варежки. Одеть Надежду, надеть одежду Одежда Надежда

Часто путают ПОДПИСЬ и РОСПИСЬ Толковые словари определяют следующие понятия слова «подпись»: 1.Это фамилия, написанная собственной рукой на чем-либо, рукописный индивидуально подобранный набор символов, включающих обычно часть имени или фамилии человека. Ставиться она может на официальном документе, письме, рисунке. 2. Это надпись на каком-либо предмете или под ним. Подпись может находиться под картиной в музее, она может быть сделана на табличке, расположенной в нижней части постамента.

Часто путают ПОДПИСЬ и РОСПИСЬ Толковым словарем явно определено отличие росписи от подписи. Слово «роспись» употребляется в русском языке в следующих значениях: 1. Роспись – это различная живопись на стенах, зданиях, колоннах. Она представляет собой изображения определенного сюжета, выполненные на стенах зданий, бытовых предметах для того, чтобы их украсить, сделать уникальными. 2. Роспись – это какой-либо письменный перечень или список предметов, дел или других объектов.

Словарь паронимов русского языка представляет в упорядоченном, сконцентрированном виде двучленные группировки паронимов, показывая их возможную сочетаемость с другими словами, в необходимых случаях также дается стилистическая характеристика, синонимы и антонимы, если такие имеются, использование их во фразеологии. Словарь паронимов русского языка представляет в упорядоченном, сконцентрированном виде двучленные группировки паронимов, показывая их возможную сочетаемость с другими словами, в необходимых случаях также дается стилистическая характеристика, синонимы и антонимы, если такие имеются, использование их во фразеологии. Словарь паронимов адресован всем тем, кто заинтересован в повышении культуры своей речи.

Урок русского языка в 5- Б классе по теме «Паронимы»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема. Паронимы.

Цели: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

Метапредметные:

Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Предметные: овладеть сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Оценивать уместность и точность использования слов в тексте.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник — Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразова­тельных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ (Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын).

Скачать:

ВложениеРазмер
paronimy.docx34.07 КБ
paronimy.pptx1.53 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Русский язык 5-Б класс урок № 45

Цели: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.

Личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Предметные: овладеть сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Оценивать уместность и точность использования слов в тексте.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник — Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ (Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын).

1. Организационный момент. (слайд 2)

Учитель: О разном и о прочем.

Дети: О том, что в жизни хорошо:

Учитель: и хорошо не очень.

Дети: Ведь что-то знаем мы:

Учитель: а что-то мне известно.

Вместе: Нам будет интересно!

— Откроем тетради, запишем число, классная работа.

2. Актуализация знаний (слайд 3,4)

— С каким разделом языка мы сейчас знакомимся? ( Лексикологией)

— А что изучает лексика? (Словарный состав языка)

— Объясните опорную схему:

Слово имеет грамматическое значение

Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово)

А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?

Толковый словарь является нашим незаменимым помощником при изучении родного языка, он пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений.

3. Мотивация, вхождение в тему. (Слайд 5, 6)

Создание проблемной ситуации в ходе выполнения задания.

Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм.

В то утро дядя п..звал меня на охоту. В болотных с..погах я еле усп..вал за ним. Под н..гами хлюпал сырой мох. Мы очень устали и (с)трудом передвигали ноги по болотистой почве .

— Найдите однокоренные слова в тексте, сделайте морфемный разбор.

— От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотные»?

— — От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотистая»?

— О чем можно сказать «болотный»? (Слайд 7)

— А «болотистый»? (Слайд 8)

— Как называются такие слова с точки зрения лексики? Это синонимы? Антонимы? Омонимы?

-Почему вы не смогли определить, как называются такие слова?

— Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? Что предлагаете?

4. Открытие нового знания детьми.

Для решения выявленной проблемы ученикам предлагается разгадать кроссворд и самим постараться назвать тему урока.

1) Физические упражнения для развития и укрепления организма. (спорт)

2) Перерыв между действиями спектакля. Концерта. (антракт)

3) Краски, растворимые в воде. (акварель)

4) Скопление сгустившихся водяных паров в воздухе. (облака)

5) Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. (синонимы)

6) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (антонимы)

7) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. ( омонимы)

8) Овощ, который превратился в карету в сказке «Золушка».(тыква)

— Предположите, какой будет тема урока.

— Сформулируйте и запишите тему урока, отразив в ней наши новые знания.

— Сформулируйте цели , которые вы ставите перед собой на этом уроке.

— Что узнаем? Чему мы должны научиться? Чему научимся?

— Как будем работать? Что получим в результате?

6. Первичное закрепление нового материала.

Вы рассуждали и сделали выводы. А как проверить их правильность. Что нам в этом поможет? (учебник)

— Откройте учебники на странице 92 и найдите правило в рамочке. Давайте его прочитаем и сравним с вашими ответами.

— Составим модель слов «болотные» и «болотистая» в тетрадях

Заготовка на доске (Слайд 9)

ЧР (часть речи) = ЧР

Лексическое значение(ЛЗ) = ЛЗ

— Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешения паронимов?

Знакомство и работа со «Словарем паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой. (Слайд 10)

7. Коллективная работа с взаимопроверкой.

Теперь вам предстоит применить свои новые знания на практике.

1.Выполнение упр. 202 (работа в парах у доски) .

2. Выполнение упр. 204. (устно) (Слайд 11)

Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения.

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).

Повторяют движения за учителем

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Задание 1. (Слайд 12)

К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.

Воздух, край (лесной, лесистый);
луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный).

Задание 2. (Слайд 13)

Какие слова не являются паронимами?

Посидеть (на стуле) – поседеть (от горя).

Отметьте крестиком или галочкой паронимы.

Стрелок – стрелец, гоночный- гончий, полоскать – поласкать, высший – вышний, охотник – охотничий.

10. Итог урока. Рефлексия.

Прозвенит сейчас звонок,

Пора заканчивать урок.

— Давайте подведем итог нашего урока.

— Что нового вы узнали?

— Достигли ли мы цели, которую сами ставили в начале урока?

Предлагаю закончить любое из понравившихся предложений:

— На этом уроке я узнал, что.

— Мне не понравилось…

— Мне было трудно…

Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку .

11. Домашнее задание:

Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности .

1.Выучить правило на стр.92. (Всем!)

2. Выполнить упр.208 (письменно)

3. Придумать и записать небольшой текст (5-7 предложений), используя паронимы.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ты твёрд и гибок, нежен и силён, Ты – соловей на ветке бересклета. Ты – сталь и пепел, колокол и лён, Загадка тьмы и откровенье света . М. Дудин Презентация к уроку русского языка «Паронимы» 5 класс

Учитель: Поговорим? Дети: Поговорим. Учитель: О разном и о прочем . Дети: О том, что в жизни хорошо: Учитель: и хорошо не очень. Дети: Ведь что-то знаем мы: Учитель: а что-то мне известно. Дети: Поговорим? Учитель: Поговорим. Вместе: Нам будет интересно!

С каким разделом языка мы сейчас знакомимся? Лексикология. А что изучает лексика? Словарный состав языка. Сколько значений имеет слово? Лексическое значение, его изучает лексикология. Грамматическое значение, его изучает морфология. Что такое лексическое значение слова? То, что обозначает слово.

А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?

Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. В то утро дядя п..звал меня на охоту. В болотных с.. погах я еле усп ..вал за ним. Под н.. гами хлюпал сырой мох. Мы очень устали и (с)трудом передвигали ноги по болотистой почве.

— Найдите однокоренные слова в тексте, сделайте морфемный разбор. От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотные»? — От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотистая»?

— О чем можно сказать «болотный»? Болотные сапоги, болотные цветы, т.е. это все, что относится к болоту.

— А «болотистый»? Болотистая местность, почва, т.е. то место, где много болот.

— Составим модель слов «болотные» и «болотистая» в тетрадях Болотный Болотистая ЧР (часть речи) = ЧР Написание = Написание Произношение = Произношение Лексическое значение(ЛЗ) ? ЛЗ

Словарь паронимов современного русского языка .

Какие паронимы представлены на картинках? Объясните их значение, опираясь на словарь паронимов.

Лингвистическая задача К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом. Воздух, край (лесной, лесистый); луг, кинофильм (цветной, цветистый); вдох, вздох (неожиданный, сильный).

Какие слова не являются паронимами? Конный- конский Цветная – цветовая Посидеть (на стуле) – поседеть (от горя).

Отметьте крестиком или галочкой паронимы. Стрелок – стрелец, гоночный- гончий, полоскать – поласкать, высший – вышний, охотник – охотничий.

Исправь ошибки! Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина. Новый работник оказался человеком кристаллической честности. 3. На обмороженных стеклах окон видны узоры.

Прозвенит сейчас звонок, Пора заканчивать урок. ! Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку. Выберите один из смайликов — ваше настроение в конце урока.

Домашнее задание 1.Выучить правило на стр.92.(всем!) 2. Выполнить упр.208 (письменно) ИЛИ 3. Придумать и записать небольшой текст (5-7 предложений), используя паронимы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме «Сложные слова» ( урок новых знаний)

В этой статье представлен вводный урок по теме : «Сложные слова».

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке).

урок русского языка в 10-м классе Тема: Роль языка в жизни общества.

урок русского языка.

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Статья. Личностно — ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани.

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: «Нелепый мир из песен и огня…». Концепт «ОГОНЬ» в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт «ОГОНЬ». Представлен материал для лингвистических наблюдений.

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц.

Урок, Паронимы (5 класс)

Русский язык 5 класс Урок 50________

Познакомиться с новым лексическим понятием – паронимы.

— дать определение понятия паронимы, показать их значение в речи; сформировать

навыки употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

— способствовать развитию правописных навыков;

— воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

I. Организационный этап. Приветствие класса. (Слайд 3)

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами недавно открыли

двери в страну Лексики. Теперь мы продолжим наше путешествие и познакомимся еще

с одним загадочным явлением.

Чтобы узнать то, что ждет нас впереди, мы должны открыть тетради и записать дату.

II. Актуализация (4,5 слайд)

Поверка домашнего задания. Повторение лексических понятий.

Разминка — «Узнай лексическое явление»

Пораженье и успех

(Это антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным лексическим

Мчался я, летел и нёсся.

И бежал, бежал, бежал.

А потом захохотал.

( Это синонимы — слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся

по- разному, но одинаковы или очень близки по лексическому значению).

Загорелся яркий свет.

Дома не был много лет.

Целый свет объехал я.

Здравствуй, родина моя!

(Это омонимы — слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют совершенно

разные лексические значения).

III. Формирование новых понятий и способов действия

— Мы приступаем к изучению новой темы, какой, вы скажите мне позже сами. Отгадайте

кроссворд и узнайте!

1. Мероприятия для осуществления важной общественной задачи. (Компания)

2. Перерыв между действиями спектакля, концерта. (Антракт)

3. Краски, растворимые в воде. (Акварель)

4. Способность к восприятию и различению запахов.

5. Очарование, притягательная сила.( Обаяние)

6.Предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. (Инициатива)

7. Группа людей. ( Компания)

— Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока. (Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)

— Итак, главный вопрос “Что такое паронимы”? (Обмен мнениями)

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, прочитайте стихотворение, обратите внимание

на выделенные слова (Слайд7)

Зубастая щука в зубном кабинете

Сыграла эффектно на старом кларнете.

А врач эффективно ей зубы лечил.

Поступком он смелым всех- всех удивил.

Меня же друзья за проступки ругают.

Порой осуждают, порой обсуждают.

Удачливым парнем считают меня.

Удачной покупкой хвалилась сестра.

— Попытайтесь самостоятельно определить, что обозначает этот термин.(Обмен

Теперь обратимся к теоретическому материалу. (Презентация)

Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

Слова “зубастая” и “зубном”, “эффектно” и “ эффективно” — паронимы.

-А теперь обратимся к учебнику. Чтение правила.( § 53, стр 153)

(Слайд 10) Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого.

— Что нужно знать, чтобы избежать смешение паронимов? (Лексическое значение каждого

слова, уместное его употребление)

4. “Словарь паронимов современного русского языка” Ю.А. Бельчикова и

М.С. Панюшева.(Слайд 11)

IV . Применение. Формирование основных навыков и умений

1. Устно подберите паронимы к словам (Слайд 12)

— Паронимы играют большую роль в нашей речи. Многие поэты и писатели

противопоставляют в своих текстах паронимы, заставляя читателя чувствовать разные

грани слова. Послушайте, как обыгрываются паронимы в детском стихотворении:

Я сегодня так расстроен!

Позвала меня сестра

И сказала: «Ты невежда!

Ты не знаешь дважды два!»

Я обиделся, надулся,

Ну, конечно, нагрубил.

И услышал от сестрёнки:

« Ты невежа, Михаил!»

-Какие паронимы здесь употреблены? ( Невежда, невежа)

-Каково лексическое значение этих слов?

Невежда – малообразованный человек, неуч.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

3.( Слайд 13)

— Теперь представим, что мы писатели. Нам нужно к именам существительным добавить

подходящие по смыслу прилагательные из скобок. ( Работа по вариантам).

1 вариант. 2 вариант.

Воздух, край (лесной, лесистый); Луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный). Гость, дом ( высокий, высотный).

4. Самостоятельная работа. Работа по карточкам. (Слайд 14)

Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу паронимы.

1.Мой отец –… хозяин.2. В стране отмечается … рост. 3. Встреча президентов …

держав прошла успешно. 4. Мне нужен твой … совет. 5. В процессе работы был ..

достигнут.. … и был.. подписан.. … о сотрудничестве.

Слова для справок: экономный, экономический; дружеский, дружественный; договор, договоренность.

V. Этап информации о домашнем задании (Слайд 15,16)

1) § 53. Упр. 584 на стр. 154 .

1уровень. Из ряда паронимов выбрать одну-две-три пары, объяснить значение каждого слова

(можно пользоваться словарем), придумать словосочетание с каждым словом, чтобы в

нем ясно проявилось значение каждого паронима.

Понятливый – понятный, соседний — соседский, сытный — сытый, обидный –

обидчивый, невежественный – невежливый, жесткий – жестокий.

2уровень. Попытайтесь сочинить четверостишие с паронимами «Соседний – соседский»,

(Например, «Мы надеваем пальто на себя,

А одеваем кого-то, друзья»)

VI. Подведение итогов урока

Что такое паронимы? ( Однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению).

Как избежать смешение паронимов? (Лексическое значение каждого слова, уместное его употребление)

VII. Этап рефлексии. Рефлексия « Давайте пошушукаемся » (Слайд 17 )

Сегодня на уроке

Приложение 1

Отгадайте кроссворд и узнайте!

1. Мероприятия для осуществления важной общественной задачи.

2. Перерыв между действиями спектакля, концерта.

3. Краски, растворимые в воде.

4. Способность к восприятию и различению запахов.

5. Очарование, притягательная сила.

6.Предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам.

_____________________________________________________________________________

Итак, главный вопрос “Что такое паронимы”?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, прочитайте стихотворение, обратите внимание

на выделенные слова

Зубастая щука в зубном кабинете

Сыграла эффектно на старом кларнете.

А врач эффективно ей зубы лечил.

Поступком он смелым всех- всех удивил.

Меня же друзья за проступки ругают.

Порой осуждают, порой обсуждают.

Удачливым парнем считают меня.

Удачной покупкой хвалилась сестра.

— Попытайтесь самостоятельно определить, что обозначает этот термин.

Самостоятельная работа. Работа по карточкам.

Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу паронимы.

1.Мой отец –… хозяин.2. В стране отмечается … рост. 3. Встреча президентов …

держав прошла успешно. 4. Мне нужен твой … совет. 5. В процессе работы был ..

достигнут.. … и был.. подписан.. … о сотрудничестве.

Слова для справок: экономный, экономический; дружеский, дружественный; договор, договоренность.

Приложение 2

_____________________________________________________________________________

Ф. И.__________________

РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ»

Ф. И.__________________

РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ»

Ф. И.__________________

РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ»

Ф. И.__________________

РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ»

Ф. И.__________________

РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ»

Приложение 3

Домашнее задание

1уровень. Из ряда паронимов выбрать одну-две-три пары, объяснить значение каждого слова (можно пользоваться словарем), придумать словосочетание с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима.

Понятливый – понятный, соседний — соседский, сытный — сытый, обидный –

обидчивый, невежественный – невежливый, жесткий – жестокий.

2уровень. Попытайтесь сочинить четверостишие с паронимами «Соседний – соседский»,

(Например, «Мы надеваем пальто на себя,

А одеваем кого-то, друзья»)

Приложение 3

Домашнее задание

1уровень. Из ряда паронимов выбрать одну-две-три пары, объяснить значение каждого слова (можно пользоваться словарем), придумать словосочетание с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима.

Понятливый – понятный, соседний — соседский, сытный — сытый, обидный –

обидчивый, невежественный – невежливый, жесткий – жестокий.

2уровень. Попытайтесь сочинить четверостишие с паронимами «Соседний – соседский»,

(Например, «Мы надеваем пальто на себя,

А одеваем кого-то, друзья»)

Приложение 3

Домашнее задание

1уровень. Из ряда паронимов выбрать одну-две-три пары, объяснить значение каждого слова (можно пользоваться словарем), придумать словосочетание с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима.

Понятливый – понятный, соседний — соседский, сытный — сытый, обидный –

обидчивый, невежественный – невежливый, жесткий – жестокий.

2уровень. Попытайтесь сочинить четверостишие с паронимами «Соседний – соседский»,

(Например, «Мы надеваем пальто на себя,

А одеваем кого-то, друзья»)

_____________________________________________________________________________

Самостоятельная работа. Работа по карточкам.

Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу паронимы.

1.Мой отец –… хозяин.2. В стране отмечается … рост. 3. Встреча президентов …

держав прошла успешно. 4. Мне нужен твой … совет. 5. В процессе работы был ..

достигнут.. … и был.. подписан.. … о сотрудничестве.

Слова для справок: экономный, экономический; дружеский, дружественный; договор, договоренность.

_____________________________________________________________________________

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Толокова Елена АнатольевнаНаписать 9914 11.04.2016

Номер материала: ДБ-023830

  • Русский язык
  • 5 класс
  • Конспекты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.04.2016 568
    11.04.2016 344
    11.04.2016 1233
    11.04.2016 493
    11.04.2016 779
    11.04.2016 1238
    11.04.2016 8945

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

Время чтения: 1 минута

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Паронимы»

1) усвоение лексического понятия “паронимы”;
2) формирование умений:

а) разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова;
б) использовать их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических ошибок).

3) развитие творческого воображения учащихся.

I. Работа с текстом. Выход на понятие “паронимы”.

— Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста.

Объясните свой выбор.

Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.

— Объясните орфограммы и пунктограммы.

— Как называются слова, заключённые в скобках?

— Найдите однокоренные слова в тексте. (Подпись, роспись) Как они называются с точки зрения лексики? (Дети, пользуясь моделями синонимов, омонимов, омографов, приходят к выводу, что данные слова не соответствуют ни одной модели, значит, они не синонимы, не омонимы, не омографы.)

— Как же называются эти слова с точки зрения лексики? Отгадайте кроссворд и узнайте их название. (Можно разрешить пользоваться толковым словарём учебника.)

1. Мероприятия для осуществления важной общественной задачи.
2. Перерыв между действиями спектакля, концерта.
3. Краски, растворимые в воде.
4. Способность к восприятию и различению запахов.
5. Очарование, притягательная сила.
6. Предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам.
7. Группа людей.
8. Овощ.

Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока.

(Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)

Итак, первый вопрос “Что такое паронимы”? (Обмен мнениями) (В случае затруднения предлагаем послушать текст)

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится

за стол и бормочет:

— Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

— Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, — возразил Витя.

— Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

— Кто, по-вашему, прав? (Обсуждение)

1) Оба правы. Можно говорить суп “рыбий” и “рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”.
2) Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Витя.
3) Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения.

Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.

— А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)

— Составим модель слов “рыбный”, “рыбий” и “роспись”, “подпись”. (Работа в парах)

Однокоренные
Смешение в употреблении

Сформулируйте, что такое паронимы, каково происхождение этого слова? (Работа с этимологическим словарём)

Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

Слова “рыбий” и “рыбный”, “подпись” и “роспись” — паронимы.

— Какие из слов в кроссворде являются паронимами?

Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешение паронимов? (Лексическое значение каждого слова, уместное его употребление)

II. Знакомство со “Словарём паронимов современного русского языка” Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшева.

III. Тренировочные упражнения:

1. Послушайте разговор одноклассников. Выскажите свое мнение по поводу предмета разговора.

Настя Кувшинчикова говорит:

— Паронимы, по-моему, просто-напросто ехидные слова. Им бы только сбить человека! Ножку подставить! Вот эти: Представить и предоставить. Я их всегда путаю…

Вова Бутузов внушительно сказал:

— Ну, и не надо их употреблять. Вот я, например: если вижу, что кто-то ехидный, то я с ним не вожусь. С такими словами ты, Настя, не знайся. Пусть они по себе, а ты сама по себе. [1]

(В результате обмена мнениями создаётся мотивация изучения темы: паронимы надо изучать, чтобы не смешивать в речи)

— В каком случае вы употребите слово “представить”, в каком “предоставить”? (В случае затруднения предлагаем обратиться к толковому словарю или словарю паронимов)

Предоставить — дать возможность пользоваться чем-либо, позволить пользоваться. Представить — предъявить, показать.

2. Спишите, вставляя нужные глаголы (представить, предоставить):

Вы мне . решать это самому.

Контролеру я . свой пропуск.

Я . ему полную свободу действий.

Вы не навязывайте нам своего мнения, а . нам самим делать выводы.

(Самостоятельное выполнение задания, коллективная проверка).

3. Часто путают паронимы одеть и надеть. Когда который употребляется? (Обсуждение)

Дать в помощь два словосочетания:

Буква Н в каждой фразе употребляется один только раз? Либо в первом, либо во втором слове. Если человека (Надежду), то одеть, если вещь (одежду), то надеть.

Игра “Одеть или надеть”

Условия игры: один ученик называет существительное в В.п. (например, шубу) и указывает на другого ученика. Тот быстро подбирает пароним “надеть шубу”. Правильный ответ даёт право назвать существительное в винительном падеже. Могут быть использованы самые разные слова: брата, семью, коньки, парик, куклу, манекен и т.д.

4. Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок. (При необходимости обращайтесь за помощью к словарю).

Понятливый — понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо).

Расчетливый — расчетный (купец, счет, рассудительность, таблица).

Удачливый — удачный (день, охотник, дело, торговец.)

5. Дано существительное, к нему подберите подходящее по смыслу прилагательное из скобок:

Занятия (практические или практичные); поход (удачный или удачливый); мастер (искусный или искусственный); человек (скрытный или скрытый).

6. Писатели, поэты иногда тоже используют паронимы, но с художественной целью. Послушайте стихотворение Д. Голубкова и выпишите паронимы:

— Хочешь поезжай ты любой глухоманью
Лошадь конюшню нюхом найдет.
Лошадь — первейшая по обаянью…
— По обонянью, дядя Федот.
— Я и сказал тебе: по обаянью.
Н-но ты, пропада! Ступай веселей!
Рощею едем мы росною ранью.
Лошадь хвостом отгоняет слепней.
Старая, с грязной свалявшейся гривой,
С вылой печалью слезящихся глаз.
Ночка бежит легко и красиво,
Будто лишь в оглобли впряглась.
Будто за век свой она не устала
И не устанет в работе и впредь,
Будто бы сразу ее не хлестала,
Не унижала хозяйская плеть.
Тащит она и телегу, и сани,
Служит, покуда не упадет.
Лошадь — первейшая по обаянью,
Ты не ошибся, дядя Федот.

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Какие паронимы выписали? (обаянье, обонянье). Каково значение каждого из них?

— Почему поэт сначала поправляет путника, а потом соглашается с ним?

— Верно ли употребляет дядя Федот слово “обаянье”?

— С какой целью автор использует здесь паронимы? (Скорее всего, автор здесь, как и дядя Федот, сливает в слове “обаянье” оба значения: обонянье и обаянье. Любит лошадь — и поэтому хвалит ее, за нюх будто бы, а на самом деле его слова имеют более глубокий смысл — чувство благодарности к лошади, к живому существу, доброму и чуткому.)

Итог урока: Что такое паронимы? Как избежать смешение паронимов?

I. Из ряда паронимов выбрать одну-две-три пары, объяснить значение каждого слова (можно пользоваться словарем), придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима.

Понятливый – понятный, соседний — соседский, сытный — сытый, обидный — обидчивый, адресат — адресант, зачинатель – зачинщик, невежественный – невежливый, линючий — линялый, жесткий – жестокий, абонент – абонемент, безответный – безответственный, праздный – праздничный.

II. Выполните одно из 2-х заданий:

1). Объясни, почему в одном случае употреблен глагол одеть, в другом — надеть?

Мама песню нап. вала,
Одевала доч…ку,
Одевала – над…вала
Белую сороч…ку.

2). К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.

Воздух, край (лесной, лесистый);
луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный).

1. Репкин В.В. Русский язык. 6 класс. Программа развивающего обучения. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Учебное пособие для 6 класса. – Томск – Харьков: «Пеленг», 1996.

Конспект урока по русскому языку на тему «Паронимы в русской речи»; 5 класс

Разработка урока русского языка на тему
«Паронимы в русской речи»
для 5 класса.

Подольская Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

средней общеобразовательной школы №4
г.Семей Восточно-Казахстанской области

Базовый учебник: Русский язык: Учебник для класса общеобразовательной школы с русским языком обучения / М.Р. Кондубаева, Ф.Г. Брулева, Т.А. Абжанова, В.К. Павленко, Т.М. Марюхина, С.Б. Бегалиева. – 2-е изд., переработанное. – Алматы: Атам ұ ра, 2005. – 272 с. § 41 с.126 – 127. Основной модуль ИКТ, КМ.

Приобретаемые навыки учащихся:

изучение лексикологии, расширение словарного запаса учащихся, работа с художественным текстом, самостоятельное целеполагание, работа с литературоведческими терминами, работа в парах, работа с толковым словарем, словарем синонимов, тестами, самостоятельный поиск и обработка информации, контрольное тестирование, самооценка, формулировка выводов.

Особенности роли учителя:
старший товарищ, наблюдатель, помощник

Оборудование:
мультимедийная установка, проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация; раздаточный материал, жетоны для рефлексии, буклет.

организационный момент, целеполагание, тестирование и его самопроверка, беседа, работа с толковым словарем Ожегова, работа над новым материалом, закрепление, подведение логического итога, рефлексия, оценивание работы учащихся за урок, домашнее задание.

Количество часов на изучаемую тему – 1 час

Т ип урока – урок усвоения новых знаний

С интез – литература – информатика – ИЗО

В нутрипредметные связи – лексика – орфография орфоэпия

Триединая цель урока:

Усвоение логического понятия «паронимы».

Развитие умений разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значение однокоренные слова; использование их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических ошибок), развитие речи, логического и аналитического мышления.

Развитие творческого воображения учащихся. Воспитание коммуникабельных качеств, любви и уважения к звучащему слову.

Организационный момент урока.

Проверка домашнего задания.

Работа с текстами. Выход на понятие «паронимы».

Содержательно-смысловые блоки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствует, настраивает на работу.

— Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжим изучение ЛЕКСИКИ

Отвечают приветствием, садятся.

Целеполагание

— Наша задача — научиться разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова.

— Почему это важно для нас?

Формулируют цель урока

Мотивируют свою работу

Повторение ранее изученного теоретического материала

— Прежде чем прейти к работе над новым материалом, мы побываем уже на знакомых островах планеты Лексика.

ЗАДАНИЕ.
Отгадайте кроссворд.

Можно разрешить пользоваться толковым словарём учебника.

Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока.

(Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)

Итак, первый вопрос:

-Что такое паронимы?

(В случае затруднения предлагаем послушать текст)

учащиеся выбирают номер острова, после чего выплывает на экран его название. Учащиеся должны дать определение данным понятиям в русском языке

Сообщают о своих результатах

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Объяснение новой темы Мини-спектакль.

Работа с толковым и этимологическим словарем

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Слово учителя

Работа со словами
НАДЕТЬ — ОДЕТЬ

Е.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

КОНТРОЛЬ ОСОЗНАННОГО УСВОЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ

САМОпроверка, выставление оценки за тесты.

В) Задания для самоконтроля

Работа по учебнику

А. Подведение логического итога

Время обеда. На кухне Ерасыл ставит на стол два блюда с горя­чим супом. Прибегает Ербол, садится за стол и бормочет:

— Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

— Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, — воз­разил Ерасыл.

— Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

— Кто, по-вашему, прав и почему?

Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.

— А почему Ерасыл перепутал эти слова

Беседа о появлении в русском языке нового явления-понятия ПАРОНИМЫ

МЕЛ ОЧН ЫЙ МЕЛКИЙ

СКРЫ ТН ЫЙ СКРЫТЫЙ
БЕРЕ ЖН ЫЙ БЕРЕЖЛИВЫЙ
ИСКУ СС ТВЕННЫЙ ИСКУСНЫЙ

Сформулируйте, что такое паронимы, каково происхождение этого слова? (Работа с этимологическим словарём)

Поработаем со словарями.

ЗАДАНИЕ. Объясните значение слов по словарю.

— Итак, попробуйте выработать алгоритм запоминания нового правила.

Можно ли данные слова назвать однокоренными?

МОЛОД И ТЬ МОЛОД Е ТЬ
ЧЕРН И ТЬ ЧЕРН Е ТЬ
БЕЛ И ТЬ БЕЛ Е ТЬ
ШЕ Ф СТВОВАТЬ ШЕ СТ ВОВАТЬ
ОТВ А РИТЬ ОТВ О РИТЬ
ПОЛ А СКАТЬ ПОЛ О СКАТЬ
ПОС И ДЕТЬ ПОС Е ДЕТЬ

— Как вы думаете, чем отличаются данные слова?

— Как надо поступить, чтобы не допускать ошибок в речи?

Часто путают паронимы одеть и надеть . Когда который упот­ребляется? Дать в помощь два словосочетания:

Надеть одежду.

Одеть Надежду.

Буква Н в каждой фразе употребляется один только раз? Либо в первом, либо во втором слове.

Если человека ( Н астю), то одеть ,

если вещь (одежду), то на деть (шубу, перчатки).

На экране демонстрируются картинки одежды, вещей, кукол, детей.

Всего подготовлено 25 вопросов.

Перепишите, вставляя подходящие по смыслу слова. Можно использовать слова для справок.

Правильно используйте следующие словосочетания: поглотить состояние, проглотить порошок.

Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок. (При необходимости обращайтесь за помощью к словарю).

Понятливый — понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо).

Расчетливый — расчетный (ученик, счет, рассудительность, таблица).

Удачливый — удачный (день, рыбак, дело, продавец)

Дано существительное, к нему подберите подходящее по смыслу прилагательное из скобок:

Занятия (практические ↔ практичные); поход (удачный ↔ удачливый);

мастер (искусный ↔ искусственный); человек (скрытный ↔ скрытый).

Упражнение № 321 стр.126 – устно.

Рассмотрите таблицу и расскажите о словах, в состав которых входит часть слова «-онима».

Самостоятельно отвечают на 12 вопросов-тестов. Ответы вписываю в лист самоконтроля.

После выполнения теста, ученики сверяют свои ответы с правильными ответами, выставляют себе оценку.

11-10 ответов – «4»

— Какова роль синонимов в предложении?

— Каковы особенности синонимов и антонимов в речи?

— Как появляются антонимы в речи?

— Являются ли паронимы однокоренными словами?

— Итак, наш урок подошел к концу. Что нового и полезного вы для себя сегодня в нем нашли?

Завершилось путешествие по материкам. Оцените наш урок, выставив следующие оценки:
Уникум – «5»

прикрепив одну из фигурок к острову на котором вы больше всего находились.

Мини-спектакль «Кто прав»

Учащиеся формулируют выводы

Делают свои выводы, обсуждают

Возможные версии:

Оба правы. Можно говорить суп “рыбий” и “ рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”.

2. Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Ерасыл.

3.Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения.

Они похожи по звучанию

отвечают на вопросы учителя, размышляют, оперирую словарными статьями из словарей

Работают в группах.

Паронимы (гр. para – возле+ onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по зву­чанию, но различные по значению.

Учащиеся подбирают проверочные, однокоренные слова

В результате обмена мнениями создаётся мотивация изучения темы: паронимы надо изучать, чтобы не смешивать в речи

Каждый ученик отвечает на один вопрос: « Надеть или одеть….»

Выполняют упражнение письменно.

Ученики должны составить с этими словами-картинками словосочетания, где второе слово

Отвечают с места .

Учащиеся самостоятельно формулируют выводы учащихся.

Отвечают на вопросы

Оценивание работы учащихся за урок

— Спасибо за урок. Сегодня вы хорошо поработали. Выставим оценки за урок.

Слушает детей, высказывает свое мнение, ставит оценки, мотивирует на выполнение ДЗ

Оценивают работу друг друга, ставят оценки

Домашнее задание и инструктаж о его выполнении

§ 41 стр.126 – выучить правило.

Упражнение № 326 – письменно. См. задание к упражнению.

Подобрать собственные примеры на изученную тему.

Учащимся А – составить 10 тестовых вопросов, на изученный материал.

Учащимся В – составить 6 продвинутых вопросов, на изученный материал.

+ 5 — подобрать 4-5 паронимов и зарифмовать.

Слушают, задают вопросы, если неясно, записывают ДЗ в дневники.

Учащиеся А, В получают карточки , на которых более подробно расписано задание.

Свободный обмен мнениями

Русский язык: Учебник для класса общеобразовательной школы с русским языком обучения / М.Р. Кондубаева, Ф.Г. Брулева, Т.А. Абжанова, В.К. Павленко, Т.М. Марюхина, С.Б. Бегалиева. – 2-е изд., переработанное. – Алматы: Атам ұ ра, 2005. – 272 с.

Лазарева Л.А. Уроки русского языка в 6 классе: Из опыта работы. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 208с.

Нуртазина Р. Занимательная грамматика. – 2-е изд., переработанное. – Алма-Ата: «Мектеп», 1973. -231с.

Разумовская М.К. Уроки русского языка в шестом классе. «Учпедгиз», 1959. – 227с.

Уникальность работы 79%; проверено 24.07.2014г. в 17:15:22

Урок был проведен по плану календарного планирования в 5 классе «Б». Данный урок проведен с применением ИКТ. К уроку был подготовлен большой иллюстративный материал, таблицы, оценочные жетоны (за каждый правильный ответ учащиеся получали цветные фигурки), «острова» для выставления оценки за урок, для тестов каждому ученики подготовлен контрольный лист для заполнения ответов, конспект урока Word программе, конспект урока в Power Paint

К-во слов в работе

анимац. картинки, картины

материалы Интернет

Слова паронимы – таблицы к уроку

В классе 26 учащихся, на уроке присутствовало 22 ученика (О. Диас лежит в больнице). М. Миша, Б. Александр, Н. Мухтар. – опоздали на урок. Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Учащиеся класса работали активно, всем хотелось ответить. Хорошо подготовили домашнее задание Б. Ян, Б. Адильжан, Б. Валентина, П. Лидия, С. Айдана, С. Арслан. Считаю, что урок построен верно: проверка домашнего задания – вхождение в новую тему – объяснение нового материала – закрепление – выявление осознанности усвоения материала. Были использованы различные формы работы: тестирование, тренировочные упражнения, творческие задания, задания на расширение словарного запаса. Высокий темп урока позволил выполнить достаточное количество упражнений на закрепление нового материала. Разнообразные приемы, использованные во время опроса и закрепления материала, позволили вовлечь в работу всех учащихся.

К сожалению не все учащиеся могут контролировать свое поведение – Л.А, Я.В, Б.А. не могут работать сосредоточенно в течение всего урока. Р.Э. не умеет отвечать у доски, хотя контрольный тест выполнила на «4», уже не первый раз, когда Э. не может дать правильного ответа. Ф.А., бывшая отличница, с трудом отвечала на поставленные вопросы.

Предстоит большая работа, чтобы во-первых у учащихся появился интерес к предмету русский язык; во-вторых проработать план работы по развитию орфографической грамотности/зоркости учащихся; в-третьих заинтересовать психолога школы в оказании …. помощи. Возможно надо продумать психологические разгрузки на уроке и как вовлечь «моих одаренных» в работу. Продолжить наблюдение за работой учащимися А, В, С.

Тучки для организации рефлексии урока

По количеству учащихся подготовлены вопросы. Немного этот этап урока затянулся, но с другой стороны все учащиеся ответили/не ответили, вы точно знаете, как ученики усвоили материал, а учащиеся почувствовали ответственность, что спрятаться на последней парте невозможно. Многим ученикам понравилось, что сегодня всех спросили на уроке.

5 класс. Урок № 49. Паронимы.

Цели: обеспечить возможность усвоения учащимися материала по теме «Паронимы»; организовать деятельность учащихся по формированию умений различать паронимы на основе их значений; воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Просмотр содержимого документа
«РМ»

Распределите данные пары слов в три столбика, а затем аргументировать своё мнение.

Слова для справок. Медленно – быстро, мчаться – нестись, лесной ключ – ключ от двери, абонент – абонемент, плакала – смеялась, великий – величественный, зелёный лук – лук стрелка, невежа – невежда, прекрасный – великолепный.

Эти слова не синонимы, потому что…

Эти слова не антонимы, потому что…

Эти слова не омонимы, потому что…

Игра «Подбери пару»

Домовый

Игра «Редактор». Отредактировать речевые недочёты, связанные со смешением паронимов.

Вернувшись с работы, мы сыто пообедали.

Мальчику очень понравился рыбий суп.

Это была памятливая для меня поездка .

Собака была з лостная , всех кусала.

Эта девушка была большая юмореск а по натуре.

Моя мама – передовица производства.

Марина быстро усвоилась на новом месте.

Ребята знают об опасности, которая предостерегает Гену.

Ветер слегка трепетал его пёрышки

Городу нужны новые жилищные дома.

Употребление паронимов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ.

Составьте словосочетания со словами, используя паронимы НАДЕТЬ – ОДЕТЬ. Запишите их в два столбика. Слова для справок: шубу, брата, семью, платье, парик, куклу, манекен, пальто. Проверьте работы друг друга, поставьте карандашом плюсы и минусы над верными и неверными, с вашей точки зрения, ответами.

Различение синонимов, антонимов, омонимов и паронимов.

Группы слов

Звучание и написание

Самооценивание

1.Хорошо изучил (а) грамматические и лексические особенности паронимов, могу объяснить и привести примеры, составить предложения.

Хорошо — 2 балла.

Не очень хорошо – 1 балл

2.Участвовал (а) в обсуждении темы, вносил (а) свои идеи, правильно выполнял (а) письменные и устные задания, помогал (а) товарищам в группе.

Хорошо — 2 балла.

Не очень хорошо – 1 балл

3.Соблюдал (а) культуру общения в группе

Итоговая отметка: 6 баллов – «Отлично»

5 баллов – «Хорошо» 4 балла – «Удовлетворительно»

Просмотр содержимого документа
«Урок № 50. Паронимы»

Цели: обеспечить возможность усвоения учащимися материала по теме «Паронимы»; организовать деятельность учащихся по формированию умений различать паронимы на основе их значений; воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Задачи: организовать взаимодействие учащихся в парах для работы по формулировке определения понятия «паронимы»; способствовать осмыслению целей и задач урока; рефлексии; формировать чувство ответственности за результаты своего труда.

Создание проблемной ситуации. Работа в парах

Распределите данные пары слов в три столбика, а затем аргументировать своё мнение.

Лесной ключ – ключ от двери

зелёный лук – лук стрелка

Слова для справок. Медленно – быстро, мчаться – нестись, лесной ключ – ключ от двери, абонент – абонемент, плакала – смеялась, великий – величественный, зелёный лук – лук стрелка, невежа – невежда, прекрасный – великолепный. Учащиеся выполняют задание.

Какие пары слов вам не удалось выписать и почему? Докажите, что слова, которые вы не выписали (сытый — сытный, невежа – невежда) не являются ни синонимами, ни антонимами, ни омонимами. Для этого обсудите свой ответ в парах, опирайтесь на известные вам определения понятий.

Эти слова не синонимы: синонимы звучат и пишутся по-разному, а эти слова похожи по звучанию и написанию, у них разное лексическое значение.

Эти слова не антонимы: они не противоположны по лексическому значению.

Эти слова не омонимы: они не одинаковы по звучанию и написанию.

Какой тогда возникает вопрос? Как называется эта группа слов? Такие слова называются паронимами.

Формулировка темы и целей урока

Сформулируйте тему сегодняшнего урока и его цели. Тема урока – паронимы.

Цели урока. 1) Узнать, что такое паронимы. 2) Правильно употреблять паронимы в речи. 3) Различать синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.

Открытие нового

Определение паронимов.

Итак, попытаемся самостоятельно дать определение паронимов. Для этого ответим на следующие вопросы.

1) Однокоренные ли это слова? – Однокоренные.

2) Какие это слова по звучанию и написанию: одинаковые – разные – сходные? – Сходные.

3) Какие это слова по значению: противоположные – разные – близкие? – Разные.

А теперь вставьте в определение необходимые слова. Паронимы – это … слова, … по звучанию и написанию, но … по значению. Паронимы – это однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению. Сопоставьте это определение с определением в учебнике.

Понять и запомнить это определение поможет происхождение слова: ПАРОНИМЫ — ОТ ГРЕЧ. PARA «ВОЗЛЕ, РЯДОМ» + ONYMA «ИМЯ».

Прокомментируйте его. Какой цели мы достигли? Узнали, что такое паронимы.

Работа со словарём.

Вернёмся к первому заданию и докажем, что слова абонент – абонемент, невежа – невежда являются паронимами. Для этого обратимся к толковому словарю. Учащиеся объясняют значения слов.

Закрепление материала. Работа в парах

Паронимы…Что мы о них знаем?. До того как ввели ЕГЭ, о существовании паронимов почти никто не знал. Знали, что есть синонимы, антонимы, омонимы. А паронимы… — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЭдуард Патраков

Похожие презентации

Презентация по предмету «ЕГЭ» на тему: «Паронимы…Что мы о них знаем?. До того как ввели ЕГЭ, о существовании паронимов почти никто не знал. Знали, что есть синонимы, антонимы, омонимы. А паронимы…». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Паронимы…Что мы о них знаем?

2 До того как ввели ЕГЭ, о существовании паронимов почти никто не знал. Знали, что есть синонимы, антонимы, омонимы. А паронимы… Что это такое? Тем не менее в ЕГЭ есть целое задание, проверяющее умение правильно употреблять слова паронимической пары (А2). Среди них бывают сложные варианты.

3 Пароним — слово с частичным звуковым сходством, но отличающееся по смыслу. Также термином паронимия принято называть такое явление в речи, когда два слова, в какой-то мере сходно звучащие, но имеющие разное значение, ошибочно употребляются одно вместо другого. Например, употребление слова адресат вместо адресанта; боцман вместо лоцман; кремень вместо кремний является паронимией, а слова, составляющие такие пары, называются паронимами.

4 ИСПРАВЬТЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Спасительная шлюпка была голубого цвета. Молодой человек был надет в костюм весьма эффективного покроя. В городке жило всего несколько сотен корневых жителей. Все магазины перед новым годом были завалены еловыми игрушками. Тихие и скромные люди способны на геройские поступки.

5 ПАРОНИМЫ («para» – возле, «onyma» — имя) – слова, похожие друг на друга по звучанию, но разные по значению спасительная – спасательная эффективный – эффектный корневые – коренные еловые – ёлочные геройский — героический

6 ВОТ К ЧЕМУ ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ… Приснился мне кошмарный сон, Наоборот всё было в нём. Там экскаватор во весь пыл, Пыхтя, людей в метро возил, А эскалатор, что есть сил, На стройках котлованы рыл. Там эскалоп, большой гурман, За раз съедал обеда три, Любил соседний ресторан, Где эскулап с картошкой фри. Бульдог гордился обаяньем. А средь высоких, стройных мисс Раз в год разыгрывали приз «За красоты и обонянье». Там аспирин, сражён ангиной, Съев аспиранту пачек шесть, Лежал в постели с грустной миной, Что больше он не сможет съесть. Проснулся я в поту и рад, Что не вернуть тот сон назад. ПОСТАВЬТЕ СЛОВА НА СВОИ МЕСТА

7 ОБЪЯСНИТЕ РАЗНИЦУ понятливый – понятный соседний – соседский сытный – сытый обидный – обидчивый буксировать – буксовать адресат – адресант зачинатель – зачинщик невежа – невежда жёсткий – жестокий

8 ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ Как сказать про робкого человека? Как назвать наблюдательного человека? Как назвать еду, приготовленную из рыбы? Как назвать малообразованного человека? опасливый – опасный приметливый – приметный рыбная – рыбья невежа — невежда

9 ОДЕТЬ/НАДЕТЬ ОДЕВАТЬ – снабдить одеждой кого-то: Одеть ребёнка в пальто. Зима одела поля снегом (перенос.) НАДЕВАТЬ — покрыть себя и кого- либо одеждой: Надеть кольцо на палец. Надеть шубу.

10 Нельзя надеть Надежду, Нельзя одеть одежду. Надежду нужно одевать, Одежду нужно надевать.

11 (1) ОДЕТЬ/НАДЕТЬ (2) 1. Мама …….. чехол на чемодан. 2. Девочка ……. куклу Катю. 3. Старший брат ……сестру. 4. Сегодня девочка …..новые туфли. 5. Брат ……. часы на руку. 6. Девочке подарили игру «…. медвежонка». 7. Мальчик …….стрекозу на булавку. 8. Бабушка …….внука. 9. Сестра ……новое пальто. 10. Космонавт ……….скафандр

12 ПРЕДОСТАВИТЬ/ПРЕДСТАВИТЬ ПРЕДОСТАВИТЬ – дать возможность пользоваться чем-либо, позволить использовать: Предоставить слово на собрании. Предоставить жильцам комнату. ПРЕДСТАВИТЬ – предъявить, показать: Представьте отчёт о командировке. Представьте доказательства.

13 ВСТАВЬТЕ НУЖНЫЕ ГЛАГОЛЫ … мне право решать это самому. Контролёру я … свой пропуск. Я … ему полную свободу действий. … мне завтра свой отчёт о путешествии. Во время голосования надо всем … возможность свободного выбора. Не навязывайте людям своего мнения, а … им возможность самим сделать выводы. Мне не нравится эта лодка, … мне другую. 1 – предоставить 2 — представить

14 КАКОЙ ВАРИАНТ ПРАВИЛЬНЫЙ? гуманное решение – гуманитарное решение жёсткий поступок – жестокий поступок успевающий человек – преуспевающий человек решающий человек – решительный человек выглядеть комично – выглядеть комически слова осуждения – слова обсуждения абонент не отвечает – абонемент не отвечает человеческий род – человечный род обратный билет – обратимый билет

15 СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ понятливый – понятный 1)собеседник 2)ученик 3)текст 4)заявление 5)собака 6)письмо удачливый – eдачный 1) день 2) охотник 3) дело 4) торговец 5) решение 6) студент Понятливый(ая) — собеседник, ученик, собака. Понятный(ое)– текст, заявление, письмо. Удачливый – охотник, торговец, студент. Удачный(ое) – день, дело, решение.

16 ПОДБЕРИ ПАРУ занятия подход мастер клён след отношение статья человек практические — практичные удачливый — удачный искусный — искусственный высокий — высотный приметный — приметливый безответное — безответственное понятная — понятливая скрытый — скрытный

17 ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПАРОНИМОВ ПОДХОДЯЩИЙ ПО СМЫСЛУ 1.(Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением. 2. Один берег реки луговой, а другой (глинистый, глиняный). 3.(Соседний, соседский) кот важно прошел на кухню. 4. После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное, искусственное) питание. 5. Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

18 ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПАРОНИМОВ ПОДХОДЯЩИЙ ПО СМЫСЛУ 1. В жаркий день приятно походить по (теневым, тенистым) аллеям. 2. В квартире нужно было (провести, произвести) ремонт. 3. На поляне мы увидели высокий (земельный, земляной) холм. 4. Эти фотографии сохранились в семье, потому что моя бабушка очень (бережная, бережливая). 5. Давайте найдем в себе (скрытые, скрытные) резервы и доберемся до вершины.

19 ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПАРОНИМОВ ПОДХОДЯЩИЙ ПО СМЫСЛУ 1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент, абонемент). 2. У девушки были пухлые, (чувственные, чувствительные) губы. 3. В этот день я услышал много (обидных, обидчивых) слов. 4. Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения. 5. Все вокруг привлекательно: и (близкие, ближние), и (далекие, дальние) холмы.

20 ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПАРОНИМОВ ПОДХОДЯЩИЙ ПО СМЫСЛУ 1. Студент быстро (усвоил, освоил) материал. 2. Молодой рабочий (усвоил, освоил) профессию токаря. 3. Мальчик отвечал на вопросы с каким- то (виноватым, виновным) видом. 4. Мать приготовила (сытый, сытный) завтрак. 5. В новых кварталах города находятся самые (высокие, высотные) дома.

21 ЗАМЕНИТЕ СЛОВА, УПОТРЕБЛЕННЫЕ БЕЗ УЧЕТА ИХ СЕМАНТИКИ, СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ПАРОНИМАМИ 1. Славу Караченцову принесла заглавная роль в легендарном спектакле «Юнона» и «Авось», где он создал образ графа Рязанова. 2. Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве М.Зощенко. 3. Мне купили новые масленые краски. 4. Порошковая металлургия – современная эффектная технология.

22 ЗАМЕНИТЕ СЛОВА, УПОТРЕБЛЕННЫЕ БЕЗ УЧЕТА ИХ СЕМАНТИКИ, СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ПАРОНИМАМИ 1. Командировочный уже выполнил задание полностью. 2. Ее объяснение было очень доходным. 3. После маминого сытого борща есть не хочется долго. 4. Она была очень эффективной женщиной. 5. Заглавную роль в фильме «Анна Каренина» сыграла Татьяна Самойлова.

23 ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ В каком предложении вместо слова игривый нужно употребить игральный? 1)Его игривое настроение передалось и мне. 2)В углу стоял игривый автомат. 3)Котенок у Васи был очень игривый. 4)Игривый вид этого животного невольно вызывал улыбку.

24 ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ В каком предложении вместо слова верткий нужно употребить вертлявый? 1)На ковре этот совсем еще маленький мальчик был ловким, вертким бойцом. 2)Верткая манера поведения Игоря не внушала доверия. 3)Высокий рост и большой вес отрицательно сказывались на его верткости. 4)Движения Пети были быстрыми и верткими.

25 ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ В каком предложении вместо слова двойной нужно употребить двойственный? 1)Даже двойные рамы окон не спасали нас от холода в комнате. 2)Я решил в саду посадить двойной ряд кустарников. 3)Я одновременно испытывал радость и страх, и это двойное чувство не покидало меня. 4)Мария ласково улыбалась, но мне казалось, что она по отношению ко мне ведет двойную игру.

26 ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ В каком предложении вместо слова массовый нужно употребить массивный? 1)Успешное выступление фигуристов на чемпионате мира способствовало массовому увлечению этим видом спорта. 2)Пройдя необходимый контроль, этот вид продукции был запущен в массовое производство. 3)Этот ансамбль является типичным представителем массовой музыкальной культуры. 4)На столе среди прочих книг лежал этот массовый фолиант.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector