В какой паре глаголы могут быть синонимы ми
Конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» 2019 год 4-5 классы вопросы и ответы
1. Люба рассказывает друзьям: «Я сегодня видела жука – вот такущего!» Люба имеет в виду, что жук был…
(В) крупный
2. Саша выполняет упражнение с заданием вставить в предложения пропущенные существительные в нужной форме
1) Пришли зимние __
2) Подули весенние__
3) Полили осенние__
4) Наступили летние__
Какое существительное нельзя вставить ни в одно из данных предложений?
(В) тепло
3. Посмотрите на две картинки, которые Вася нашёл в интернете по одному и тому же слову.
Какое слово он набрал в интернете?
(В) класс
4. Какое слово обозначает то, что вы можете получить и в кассе магазина, и в драке?
(Г) сдача
5. Не … меня!» — сказала мама Мише. Заполните пропуск.
(В) щекочи
6. Латинские буквы p и q обладают некоторой особенностью, которой, кроме них, обладает только одна пара латинских букв. Какая?
(А) a и z
(Б) b и d
(В) d и t
(Г) n и u
(Д) r и s
7. Как не говорят о времени?
(А) без двадцати пять
(Б) без четверти шесть
(В) половина второго
(Г) треть восьмого
(Д) четверть десятого
8. Какое из ряда существительных склоняется не совсем так как остальные?
(Г) крыло
9. Где бывают трещины, морщины, щели?
(А) на лбу, на чашке, в заборе
(Б) на лбу, в заборе, на чашке
(В) в заборе, на лбу, на чашке
(Г) в заборе, на чашке, на лбу
(Д) на чашке, на лбу, в заборе
10. В какой паре глаголы могут быть синонимами?
(А) закопать — вскопать
(Б) заплыть — всплыть
(В) задуть — вздуть
(Г) закипеть — вскипеть
(Д) завинтить — взвинтить
11. Из каждого данного слова, убрав две соседние буквы внутри слова, можно получить название животного. Но только в одном случае количество слогов в новом слове останется прежним. В каком?
(Д) листва
12. Я извинился, но это … . Как нельзя закончить фразу?
(А) ничему не помогло
(Б) ничего не помогло
(В) никак не помогло
(Г) ничуть не помогло
(Д) фразу можно закончить любым из предложенных способов.
13. – Давайте искать Слонопотама, — предложил Пятачок.
— Я за! Двумя руками! – сказал Кристофер Робин.
— А я … лапами! – воскликнул Винни-Пух.
Заполните пропуск.
(Б) четырьмя
14. Знайка – герой известной детской сказки – был … коротышкой
(Б) начитанным
15. Вася выделил во всех данных ниже словах суффикс –ок. В каком слове он ошибся?
(А) замок
16. Бабушка приготовила два блюда. Миша хочет съесть побольше того и другого и при этом не сделать ошибки. Как ему лучше закончить просьбу к бабушке: «Положи мне, пожалуйста, …».
(А) голубец и холодец
(Б) голубца и холодца
(В) голубцов и холодцов
(Г) голубцы и холодцы
(Д) голубцы и холодец
17. В каком случае прилагательное, обозначающее принадлежность к стране, может быть получено из названия страны не совсем так, как в остальных случаях?
(А) Дания
18. Какого слова нет?
(Д) паутиный
19. В каком из двустиший Самуила Маршака пропущены одинаковые буквы?
(А) Эй, не стойте слишком бли_ко – Я тигрёнок, а не ки_ка.
(Б) И жить на свете будут вро_ь Барсук и лев, медведь и ло_ь.
(В) Вот теперь попали в ро_! Что за пряник – чистый мё_.
(Г) Повернись на правый бо_. Дам овса тебе мешо_.
(Д) Бедный маленький верблю_: есть ребенку не даю_.
20. В финале турнира по боксу Петров … Иванова. В этой фразе мы пропустили одно слово. Какое?
(В) победил
(Д) невозможно определить: подходят варианты (Б) и (В)
21. Пол подметая, задела кота я,
Черным покрыто лаком.
Хвостик, изогнутый как_.
Стал _.
В стихотворении Зои Эзрохи мы пропустили названия … .
(А) двух разных букв;
(Б) двух разных цифр;
(В) двух разных математических знаков;
(Г) двух разных знаков препинания
(Д) математического знака и знака препинания.
22. Кого называют долговязым?
(Б) того, кто долго говорит
(В) того, кто долго думает
(Г) того, кто высок, худощав и нескладен
(Д) того, кто увяз в долгах
23. В сказке Николая Носова о приключениях Незнайки хулиганы-коротышки решили затеять что-нибудь _, поэтому натянули верёвку поперёк дороги, чтобы кто-нибудь споткнулся и упал. Какое прилагательное мы пропустили?
(А) умопомрачительное
(Б) несносное
(В) сумасбродное
(Г) сногсшибательное
(Д) развлекательное
24. В японском языке есть глаголы со знанием «играть на ударных инструментах», «играть на духовых инструментах» и «играть на струнных инструментах». Выбери вариант, где эти глаголы перечислены в правильном порядке:
(А) хику, фуку, татаку
(Б) фуку, татаку, хику
(В) хику, татаку, фуку
(Г) татаку, хику, фуку
(Д) татаку, фуку, хику.
25. В финале стихотворения Семёна Кирсанова описан вымышленный мир, в котором у людей вместо имён – номера из букв и цифр:
Я хотела вам признаться,
что люблю вас, R-13
Отвечаю, умилён:
Я люблю вас, У-_!
Какое число мы пропустили в последней строке стихотворения?
(Г) 1 000 000
26. Дорога, карьер, отмель, пирожное, часы. Какие из этих слов чаще сочетаются с прилагательным песочный, чем с прилагательным песчаный?
(А) дорога и карьер
(Б) карьер и отмель
(В) отмель и пирожное
(Г) пирожное и часы
(Д) часы и дорога
27. Какой из глаголов, описывающих пение соловья в следующем старинном стихотворении, сейчас звучит не совсем так, как раньше?
Свистал на кустике когда-то Соловей
Всей силою своей;
Урчал, дробил, визжал, кудряво, густо, тонко,
Порывно, косно вдруг, вдруг томно, нежно, звонко,
Стенал, храпел, щелкал, скрыпел, тянул, вилял
И разностью такой людей и птиц пленял.
М.И. Попов. Соловей (1772)
(В) щелкал
28. Найдите в тексте этой задачи слог, повторяющийся три раза, подставьте его к слогам, данным в ответах, и получите существующие слова. С каким слогом так сделать не получится?
(Б) сте
29. Петя гулял четыре часа. За первый час он прошёл … километра, за второй — … километра, за третий — … километра, за четвертый … — километра. На месте многоточий стоят названия четырех разных чисел, причем каждое из этих названий состоит из одного слова. Сколько всего километров прошёл Петя?
(Б) десять с половиной
(Г) одиннадцать с половиной
30. В мультфильме «Лягушка-путешественница» по сказке В.М. Гаршина утка, расхваливая юг, говорит? «Юг – это _, напоминающий _». Второе пропущенное слово можно получить из первого, вычеркнув в нём первую букву. Какая это буква?
(А) к
(Б) о
(В) с
(Г) в
(Д) у
Лексика. Вопросы «Проверь себя»
1.Определите происхождение и значение терминов лексикология и лексикография.
2.Определите значения слов, данных вне скобок, и укажите, по каким признакам эти слова объединены в один ряд: тяжелая (болезнь), бурные (аплодисменты), глубокий (сон), проливной (дождь), грубая (ошибка)? Продолжите ряд слов своими примерами.
3.Определите значения слов и укажите, по каким признакам эти слова противопоставлены в парах: пить – поить, сидеть – сажать, стоять – ставить? Продолжите ряд слов своими примерами.
4.Слова бегемот и гиппопотам считаются абсолютными синонимами (дублетами). Как известно, такие синонимы могут взаимозаменяться. Существуют ли предложения, в которых замена слова бегемот на слово гиппопотам невозможна (то есть приводит к искажению общего смысла предложения)? Приведите примеры таких предложений.
5.В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:
1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.) 2) «Расспросные и пыточные речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.) Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?
6.Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам: как псу муха (польск.); когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.); и в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.); принять пузыри за фонари (франц.); как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.); записать за ушами (чеш.); спеши медленно (лат.)
7.Торгуясь с Собакевичем за мертвые души, Чичиков говорит: «. Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю». О какой сумме идет речь?
8.В романе А.Толстого «Петр Первый» есть фраза: «Татары, отбитые огнем, уходили за окоем». Как далеко они уходили? Аргументируйте ваш ответ.
9.На чем строится языковая игра в следующих примерах, взятых из произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина: превзошли самые смелые их опасения; спешили наутек; горькими слезами разливается?
10.Следующие слова в разные исторические периоды были заимствованы русским языком из других языков: адажио, какао, боа, метро, пюре, парашют, жюри, митинг, допинг, дайвинг, дайджест, пейджер, косинус, космос, агнец, одежда, прах, бремя. По каким признакам можно определить, что это заимствования? В одинаковой ли степени эти слова усвоены русским языком? Попытайтесь определить язык-источник.
ср. порох, беременный), начальная буква а- (агнец, адажио), наличие безударного [о] (адажи[о], кака[о], б[о]а), произношение перед звуком [э] твердого согласного (пюре [рэ]), а не мягкого, что свойственно русским словам (ср.: на заре [р’э]). Заимствования часто не имеют или имеют очень мало производных (адажио, боа, пюре, жюри, какао, дайджест), некоторые из них являются неизменяемыми (адажио, какао, боа, метро, пюре, жюри).
Заимствуя иноязычные слова, русский язык их осваивает, то есть приспосабливает к собственным законам (фонетическим, грамматическим и др.). Освоение заимствованного слова – это уподобление его исконным словам, утрата им специфических примет заимствований. Можно заметить, что приведенные в задании слова освоены русским языком в неодинаковой степени. Некоторые имеют целый комплекс особенностей (адажио, боа, какао, жюри), у других специфических примет меньше (митинг, допинг, дайвинг, дайджест, пейджер, метро). Есть здесь и слова, очень мало отличающиеся от исконно русских: чтобы определить их заимствованный характер, нужны специальные знания и сопоставление с другими словами (одежда – одежа, прах – порох, агнец – ягненок, бремя – беременный).
Язык-источник: митинг, допинг, дайвинг, дайджест, пейджер – английский (это в основном современные заимствования, обозначают новые предметы и явления); боа, метро, пюре, парашют, жюри – французский; адажио – итальянский; какао – испанский; косинус – латинский; космос – древнегреческий (от древнегреческих и латинских корней образованы многие термины, как узкоспециальные, так и общепонятные); агнец, одежда, прах, бремя – старославянский1 (старославянизмы часто имеют оттенок книжности, принадлежат к высокой лексике).
11.Каждое из слов в предложении Хозяйка наливает чай и сыплет песок в чашку многозначно, однако вы, вероятно, сразу поняли смысл фразы, т.е. из всех возможных комбинаций значений выбрали одну. Ниже приведены значения всех знаменательных слов. Укажите, какие из них реализуются в данном предложении, и объясните, за счет чего именно такая комбинация значений создает максимальную связность слов.
Если некоторые слова могут иметь в данной фразе более одного значения (из-за чего она может быть понята по-разному), измените ее так, чтобы устранить неоднозначность.
Хозяйка – 1. Владелица. 2. Жена (просторечное). 3. Женщина, занимающаяся домашним хозяйством и семьей.
Наливать – 1. Вливать или, вливая, наполнять сосуд. 2. Разливать по поверхности.
Чай – 1. Культивируемое вечнозеленое растение, высушенные и особо обработанные листья которого при заварке дают ароматный тонизирующий напиток. 2. Высушенные, измельченные и специально обработанные листья такого растения. 3. Напиток, настоянный на таких листьях. 4. Настой из заваренных сушеных листьев или плодов какого-нибудь растения, ягод. 5. То же, что чаепитие.
Сыпать – 1. Ронять или заставлять падать сыпучее, мелкое. 2. О мелком дожде, снеге: идти, выпадать. 3. Говорить быстро и много.
Песок – 1. Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из мелких частиц твердых минералов. 2. Мн. Пространства, покрытые такой породой. 3. То же, что сахарный песок (сахар – кристаллическое питатель¬ное белое сладкое вещество).
Чашка – 1. Небольшой сосуд для питья (обычно округлой формы, с ручкой). 2. Круглая и плоская тарелка у весов. 3. Предмет в форме круглого полушария (в разных устройствах).
12.Как называются жители Томска, Тулы, Горького, Минска, Пскова, Омска, Одессы, Баку, Курска, Ярославля; Парижа, Кубы, Лаоса, Конго, Перу?
13.На чем основана языковая игра в следующих парах слов: топот – ропот, камыш – мышка, дупель – пудель? Каким термином она обозначается? Запишите соответствующую пару для каждого слова: архаизм, бейсбол, барокко, директор. Приведите аналогичные примеры.
14.Что сближает и что различает значения слов странник, паломник, турист в русском языке?
15.Из какого словаря взяты данные толкования? Обоснуйте свой ответ.
Клёвый – клюжий, клювый, хороший, пригожий, красивый, казистый, добротный; выгодный или полезный.
Лох – разиня, шалопай.
Стрёмный – прыткий, поворотливый, бойкий, расторопный.
Тормоз – кто везде помехой, кто мешает делу, не дает чему ходу.
16.Как называются жители указанных ниже городов? Образуйте формы именительного падежа мужского и женского рода единственного числа.
Великие Луки, Вологда, Омск, Смоленск, Тверь.
17.Укажите общее и различное в значении и употреблении слов церковь – собор – храм.
18.Высказывания типа: Женщина является женщиной; Стул является стулом – бессмысленны из-за своей тавтологичности, неинформативности: сказуемое не сообщает никакой новой информации о подлежащем. Тавтологичны ли по смыслу высказывания: Война есть война; Женщина есть женщина; Теща есть теща и подобные? Если нет, опишите, какие значения реализованы в существительных, занимающих позицию подлежащего, какие – в существительных, входящих в состав сказуемого. Сделайте вывод о том, какие слова могут употребляться в конструкции «Сущ. в им. падеже + есть + это же сущ. в им. падеже», чтобы высказывание при этом было осмысленным и легко понималось всеми носителями языка.
19.Восстановите пословицы и поговорки.
1). а лужа – по уши.
2) . а пораньше вставай да свой затевай.
3) . дыр много, а выскочить некуда.
4) . а здоровье под старость.
5). наперед ума рыщет.
6) . а хвостом подавился.
20.Объедините следующие слова в группы (названия лиц, растений и т.д.), учитывая возможную лексическую многозначность. Какие слова не вошли ни в одну из групп? Объясните значение и происхождение этих слов.
Александрийка, венгерка, волынка, кабардинка, китайка, коломыйка, кубанка, молдаванеска, оттоманка, сербиянка, шотландка, антоновка, бестужевка, гарибальдийка, мичуринка, стахановка, тимофеевка, толстовка.
21.Что такое фразеологизм? Какие разряды (группы) фразеологизмов вы знаете? Приведите примеры на каждый из разрядов. Что такое идиома и как она соотносится с фразеологизмом?
22.Исправьте ошибки во фразеологизмах Вернуться в свои пенаты; пока суть да дело, мы немного погуляем; проект имеет две ахиллесовы пяты; и заварился у них сыр-бор . Объясните свое решение.
23.Подберите фразеологические синонимы к следующим словам: много, обмануть.
24.Какой фразеологизм напоминает своим содержанием стихотворение А.Толстого? Найдите фразеологизмы, вплетенные в ткань этого текста.
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
25.Всем хорошо известна форма каменных зубцов, украшающих Кремлевскую стену, которая называется ласточкин хвост. Географы называют площадь поверхности водоема термином зеркало. Манипулятор компьютера получил название мышь по сходству с внешним обликом животного. Приведите примеры других метафор, ставших терминами науки, техники, искусства, и дайте их толкование.
Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы»
Сысуева Надежда
Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы»
Упражнения с именами существительными – синонимами
Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего между ними и в чем разница.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне.
Подберите к данным словам синонимы. Составьте словосочетания.
А) Строение – постройка.
Ряд. Рубеж. Препятствие. Балл. Наступление. Крыша. Сердечность.
Слова для справок:
кровля, шеренга, атака, оценка, граница, преграда, доброта.
Поклажа. Стужа. Половодье. Достижение. Столетие. Путешественник. Пламя. Тревога.
Слова для справок:
беспокойство, багаж, турист, век, холод, разлив, успех, огонь.
Подберите к данным словам синонимы. Составьте предложения.
Образец: Вещи – багаж.
Буря. Неприятель. Режим. Странник. Друг. Предатель. Одногодок. Дорога. Боязнь. Игра. Мрак. Преграда. Несчастье.
Слова для справок:
путешественник, приятель, помеха, ураган, ровесник, противник, распорядок, изменник, путь, страх, забава, мгла, беда.
Прочитайте, подумай, какое слово надо вставитьте в предложение. Сравните оттенки значений этих слов.
1. Завтра молодые воины будут принимать … .
Солдаты дали … сражаться до конца за честь Отчизны.
Мы с друзьями дали … – всегда помогать друг другу.
(Клятва, присяга, обещание)
2. Землетрясение – стихийное … .
Семью потрясло большое … .
Прочитайте предложения. Выпишите из них синонимы к слову сражение. Сравните оттенки значений этих слов.
Для битвы нам нужны не дубинки, а мечи булатные. Я на страшный бой иду. Отдохните воины после такого побоища. Ведь были схватки боевые? И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
Употребите синонимы тишина, затишье, безмолвие предельно точно в тексте.
Ты в лесу. Ветер так слаб, что едва-едва слышен шелест листьев. Изредка где-то вдалеке появляется невнятный звук. В лесу …? Сильный ветер шумит в кронах деревьев, вот он замирает на несколько минут. Наступило …. ни единый звук не доходит до слуха. Всё замерло. В лесу царит … .
Игра «Кто внимательнее?»
Определите, синонимы это или антонимы.
Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря.
К данным существительным-синонимам подберите однокоренные глаголы. Проверьте правильность написания гласной в корне.
Образец: смеется – хохочет.
Смех – хохот. Беспокойство – волнение. Борьба – сражение. Работа – труд. Горе – печаль. Рокот – грохот. Сторож – охрана. Укор – упрек.
Упражнения с именами прилагательными – синонимами
Найдите в предложениях слова, близкие по смыслу. Проанализируйте разницу в употреблении слов.
Задача трудная. Задача сложная. Щенок робкий. Котёнок боязливый. Шары красные. Цветы алые. Громадный айсберг. Огромный корабль. Чудесный день. Хороший человек. Весёлое настроение. Радостное событие. Грустное событие. Печальное лицо. Хмурая осень. Ненастная погода.
Спишите предложения парами. Найдите и подчеркните во втором предложении прилагательные-синонимы, выделенным в первом предложении. Пронаблюдайте за разницей в оттенках значений.
Вся страна весенним утром, как огромный сад стоит. В центре города выстроили громадный универсам.
– Что, дремучий лес, призадумался?
Грибники вошли в густой, глухой лес.
Жил на свете рыцарь бедный, молчаливый и простой.
Хороший человек мой брат, да уж больно бесхитростный.
Жизнь дана на смелые дела.
В бой вступили отважные лётчики, бесстрашные моряки, храбрые танкисты.
Спишите, вставляя подходящие по смыслу прилагательные из скобок.
… взрыв потряс воздух. Раздался … вой сирены. Во дворе были слышны … голоса ребят.
(звонкий, оглушительный, пронзительный)
Эта лошадь очень …. Ночь была … и тёплая. Война оборвала … жизнь. Мне понравилась … речь.
(спокойная, смирная, тихая, мирную)
Молния ударила в … дуб. На краю деревни стояла … избушка. В музее была … мебель.
(старинный, ветхий, старый)
Составьте словосочетания. С этими словосочетаниями составьте предложения.
Образец: Густой туман. Дремучий лес. В дремучем лесу стоит густой туман.
Густой, дремучий (лес, туман);
Старый, пожилой (человек, парк);
Коричневый, карие (костюм, глаза);
Смуглый, тёмный (лицо, волосы);
Горячий, знойный день (чай, день);
Серый, пасмурный (день, платье);
Влажный, мокрый (воздух, трава);
Голубые, лазурные (небо, глаза).
Прочитайте предложения. Скажите, каким из слов, данных в скобках, можно заменить выделенные прилагательные, чтобы не изменился смысл. Лишнее исключите.
Стояло жаркое лето (чудесное, знойное, безоблачное). В овраге был студёный ключ (быстрый, прозрачный, холодный). Проворная белка перепрыгивала с одного дерева на другое (быстрая, маленькая, весёлая). Неповоротливый медведь встал на задние лапы (огромный, неуклюжий, добродушный).
Включите в предложение подходящее слово из скобок. Объясните свой выбор.
В (сырой, мокрый) климате многие чувствуют себя плохо. В помещении сделали (сырая, влажная) уборку. Пассажиры приехали в Москву на (скорый, стремительный) поезде. Бойцы бросились в (скорая, стремительная) атаку. Секретарь положил на стол (жирная, толстая) папку. В духовке жарился (жирный, толстый) гусь.
Составьте словосочетания и объясните свой выбор.
Жаркий, горячий, жгучий (солнце, день, привет);
Густой, глухой, дремучий (старик, туман, тайга);
Толстый, жирный (книга, мясо);
Аккуратный, чистый (воздух, ученик);
Румяный, багряный, рубиновый (закат, яблоко, звезда);
Обрывистый, отвесный (берег, скала).
Сравните словосочетания, заменяя прилагательные синонимами.
Тихая езда, тихий голос.
Густой лес, густой туман.
Горячая вода, горячее лето.
Темное небо, тёмное лицо.
Старая книга, старый человек.
Верный друг, верный ответ.
Крепкая верёвка, крепкий организм.
Свежий ветер, свежая газета.
Чёрное пятно, чёрный конь.
Упражнения с глаголами – синонимами
Выпишите синонимы парами. Составьте словосочетания.
Искриться, нестись, воевать, страшиться, беспокоиться, волноваться, взлететь, бояться, сражаться, мчаться, сверкать, засмотреться, посетить, успокоить, приглашать, звать, заглядеться, побывать, вспорхнуть, утешить, угощать, потчевать.
Спишите. Вставьте подходящие по смыслу глаголы, объясняя разницу их значений.
Ласточка … над гнездом. Над цветами … бабочки. Земля … вокруг солнца. … шар голубой.
(Вращаться, вертеться, кружиться, виться).
Сестра … своё новое платье. Пограничники … наши границы. Сторож … колхозное добро. Собака … дом.
(Охранять, беречь, сторожить).
Составьте с данными глаголами словосочетания
Удивился (чему, поражаться (чем);
Хотеть (чего, стремиться (к чему);
Беспокоиться (о ком, тревожиться (за кого);
Захватить (что, завладеть (чем);
Продавать (что, торговать (чем).
Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу существительные. Напишите, где нужно предлоги. Составьте с полученными словосочетаниями предложения.
Посетить, побывать (Москва, друг);
Заботиться, беспокоиться (дети, здоровье);
Вращаться, виться (колесо, ласточка);
Охранять, караулить (склад, покой);
Унять, успокоить (ребёнок, больной).
Выберите из скобок подходящие по смыслу глаголы и замените ими глаголы в данных предложениях. Лишнее исключите.
На деревьях сверкал пушистый иней (искрился, сиял, блистал);
Мать опасалась за здоровье ребёнка (страшилась, пугалась, боялась);
Быстро бежало время (торопилось, мчалось, спешило);
Над головой гремел оглушительный гром (шумел, грохотал, рокотал);
Прочитайте и найдите в предложениях однородные глаголы.
Затужили старик со старухой, загоревали. – Иван лежит в избушке – не спиться ему, не дремлется. – Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мощь храпит. – Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать. – Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом.
Расположите глаголы по степени усиления обозначенного ими действия.
Составьте с ними словосочетания.
Кричал, шептал, говорил;
Мчался, шагал, бежал;
Смеялся, улыбался, хохотал;
Рассвирепел, разозлился, рассердился;
Накрапывал, лил, моросил;
Тлел, горел, полыхал;
Поразил, удивил, ошеломил;
Хвалил, одобрял, превозносил.
Выпишите из каждой пары предложений глаголы-синонимы. Проанализируйте оттенки их значений.
Образец: Ругайте – браните.
Не ругайте меня понапрасну. Не браните меня целый день. – Я отыщу секрет и ларчик вам открою. – Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. – Чтоб концы его владений охранять от нападений, должен был он содержать многочисленную рать. – В кузнице молот стучит. – Кто-то барабанит в дверь. – Скрыла солнце туча грозовая. Женя спрятала игрушки от маленькой сестренки.
Упражнения с наречиями-синонимами
Составь предложения с каждым из этих слов. Составьте группы родственных слов по образцу: вежливый – вежливо – вежливость.
Вежливо – учтиво – любезно – приветливо.
Подберите к наречиям из левого столбика наречия-синонимы из правого столбика и запишите парами. Составьте словосочетания.
Образец: отлично – прекрасно.
Отлично, вверху, быстро, сзади, близко, грустно, бессердечно, назойливо, безмолвно, разумно, бесстрашно, трудно.
Тяжело, прекрасно, наверху, храбро, беззвучно, скоро, позади, рядом, печально, жестоко, надоедливо, умно, важно.
Составьте предложения с данными наречиями.
Второпях, вскорости, быстро, впопыхах.
Невзначай, неожиданно, наспех.
Вверх, ввысь, вверху, наверх, доверху.
Спишите предложения парами. Подчеркните наречия-синонимы.
1. Моряк твёрдо стоял на ногах. Я так прочно не качающейся палубе стоять не мог.
2. Петя отважно вступил в бой. Его друзья воевали не менее храбро.
3. Грозно в синей вышине стояли тучи в стороне. Зловеще ветер выл в трубе.
4. Над рекой тихо светит луна. По реке бесшумно скользят парусные лодки.
5. Куда не оглянись, повсюду рожь густая. Во время праздника везде люди поют, танцуют, смеются.
«Мой выбор-учитель-логопед» Размышление о педагогической работе учителя-логопеда. В пятнадцать – шестнадцать лет, вероятно, сложно выбрать ту, неповторимую профессию,.
Дидактический материал для занятий по экологическому воспитанию Когда я а старшей группе занималась с детьми экологией,решила сделать своеобразные карты-диагносты. Ребенку,который занимается с воспитателем.
Дидактический материал своими руками В нашей группе очень много дидактического материала изготовленного своими руками. Для центра «Математического развития» представляю следующий.
Дидактический наглядный материал для обучения грамоте Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста достаточно сложен и велик. Необходимо не только дать основные понятия нашего великого.
Эссе «Моя профессия учитель-логопед» «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми». Оскар Уайльд Когда я окончила школу, я твёрдо знала, кем хочу быть.
Развлечение «Приключения в зимней сказке» в подготовительной группе для детей с ОНР Разработала: учитель-логопед Е. Н. Чупрова Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов.
Эссе «Я учитель-логопед» Александр трифонович твардовский:Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить Кто такой логопед? С научной точки.
Эссе «Моя профессия-учитель-логопед» В поселке нашем есть садик отличный Давно его мы «Северяночкой» зовем У логопеда здесь работа С детьми мы очень весело живем Ведь детский.
Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Давайте познакомимся! Я, Чурбанова Елена Владимировна, учитель-логопед детского сада «Сказка»! К.
Эссе «Моя профессия — учитель-логопед» Современный логопед является педагогом, который, работает с детьми и совершает вклад в их будущее, формируя навыки владения красивой и правильной.
Глаголы с похожим значением
Conozco a una chica que sabe chino
Может быть для тебя это будет приятной неожиданностью, но мы уже успели охватить, в общей сложности, порядка семи десятков глаголов. Это значит, что ты можешь описать по-испански семьдесят различных процессов в настоящем времени. Из этого внушительного количества глаголов наверняка некоторые до сих пор вызывают определённые трудности. В этой теме мы рассмотрим пять пар глаголов, которые очень схожи между собой по значению, и поэтому могут представлять собой особо сложные случаи.
1. Saber — Conocer
В качестве первой пары возьмём глаголы saber и conocer , оба из которых переводятся как «знать». Они не являются абсолютными синонимами и используются в разных случаях. Отличие заключается в том, что saber означает «знать» что-то в общем, абстрактно, а conocer — «знать» в смысле знакомства с кем-то или чем-то.
Рассмотрим эти глаголы по-отдельности.
Saber используется для того, чтобы выразить своё знание либо незнание каких-либо фактов. В этом случае, он часто может сопровождаться такими союзами, как que , dónde , cómo и т.д.
Juan no sabe qué quiere — Хуан не знает, чего он хочет
No sé dónde está Juan — Я не знаю, где Хуан
No sabemos cuánto cuestan estos zapatos — Мы не знаем, сколько стоят эти туфли
Также saber используется, когда мы что-то выучили, запомнили и теперь знаем это.
Estas alumnas saben español muy bien — Эти ученицы знают очень хорошо испанский
Tú sabes mi número de teléfono — Ты знаешь мой номер телефона
No sé esta canción — Я не знаю эту песню
Conocer — знать кого-то или что-то более материальное. Имеется ввиду уже предварительно познакомиться с человеком или, к примеру, каким-либо местом. В случае с человеком, не забывай про предлог « a» .
¿Conoces a mis padres? — Ты знаешь моих родителей?
No, no conozco a tus padres — Нет, я не знаю твоих родителей
Los turistas conocen muy bien Barcelona — Туристы очень хорошо знают Барселону (т.к. уже ознакомились с этим городом)
Скажи самостоятельно по-испански, выбрав правильный глагол:
Ты знаешь, что Мария замужем?
Я знаю, где находится банк
Мы знаем Карлоса
Они знают много испанских слов
Я знаю этот бар
Подведи курсор, чтобы проверить правильность выполнения задания.
Глагол saber , помимо всего прочего, может иметь значение «уметь что-либо делать». Это касается случаев, когда после него стоит инфинитив.
Yo sé nadar — Я умею плавать
¿Sabes bailar? — Ты умеешь танцевать?
2. Amar — Querer
Следующая пара — это глаголы amar и querer , которые означают «любить». Чтобы сказать «Я тебя люблю» по-испански, можно использовать оба глагола:
Te quiero — Я тебя люблю
Te amo — Я тебя люблю
Однако, тут тоже есть свои особенности. Te quiero является наименее сильным из двух выражений. Его можно использовать и в отношении друзей, как если бы мы хотели сказать «Я тебя очень ценю, ты мне дорог». А фраза te amo уже означает «я чувствую к тебе любовь» или «я в тебя влюблён». Поэтому зачастую te quiero — это не то же самое, что te amo .
У глагола querer , как мы знаем, это не единственное и даже не самое основное значение. Чаще всего querer переводится как «хотеть». В основном, это происходит, когда после querer идёт другой глагол в неопределённой форме, то есть в инфинитиве.
Quiero viajar a París — Я хочу поехать в Париж
¿Queréis vivir en Cuba? — Вы хотите жить на Кубе?
В этом случае глагол querer никогда не будет переводиться как «любить». Для того, чтобы сказать «Я люблю ездить в Париж», существует другой глагол — gustar — который мы будем проходить чуть позже.
Запомни, что если querer используется в отношении человека, он всегда будет переводиться как «любить»:
Laura quiere a Silvio – Лаура любит Сильвио
Если querer стоит перед инфинитивом — это только «хотеть».
Quiero comprar un coche — Я хочу купить машину
Помимо этого, встречаются случаи, когда после глагола querer пропущен инфинитив, и он идёт просто с существительным. Тогда он также будет переводиться как «хотеть».
Mamá, quiero un helado — Мама, я хочу мороженое
В этом предложении пропущен глагол comer , но он подразумевается.
Теперь скажи самостоятельно, выбрав нужный глагол:
Я хочу работать в этой фирме
Дети хотят шоколад
Я не хочу учиться
3.Hablar — Decir
Глаголы hablar и decir используются в значении «говорить». Когда мы их переводим на русский как раз этим словом, то они могут нас немного запутать. На самом деле, разница между ними точно такая же, как и у русских слов «разговаривать» и «сказать».
Под hablar больше подразумевается «разговаривать», то есть разговаривать вообще, общаться о чём-то, вести диалог с кем-то, говорить на каком-то языке.
Hablo español — Я говорю по-испански
Mi madre habla muy rápido — Моя мама разговаривает очень быстро
Carolina habla con su amiga — Каролина разговаривает со своей подругой
А decir — это сказать или произнести что-то конкретное. После него часто используется союз que .
Luis dice a su novia: «Te quiero» — Луис говорит своей девушке: «Я тебя люблю»
Alberto dice que David está en Brasil — Альберто говорит, что Давид находится в Бразилии
Susana dice una noticia a Juan — Сусана говорит новость Хуану
¿Qué dices? — Что ты говоришь?
Вы говорите по-английски?
Леонардо говорит, что он не разговаривает по-английски
Я говорю с моими друзьями по телефону
Что говорит учитель? О чём говорит учитель?
4. Ir — Venir
Глаголы ir и venir являются наиболее особенными экземплярами испанской лексики. В прошлых темах мы переводили их по-разному: ir — идти, ехать; venir — приходить, приезжать. Однако, чтобы правильно понять эти два глагола, лучше переводить оба как «идти или ехать». Их отличие заключается в направлении движения.
ir — идти туда, удаляясь от места, где ты находишься
venir — идти сюда, приближаясь к месту, где ты находишься
Представь следующую ситуацию. Ты стоишь на улице и видишь, что какой-то друг, скажем, Луис проходит мимо тебя и идёт куда-то вперёд. Он становится всё дальше и дальше. В этом случае ты скажешь Luis va — Луис идёт туда. А если тот же Луис идёт тебе навстречу, приближаясь к тебе. Тогда ты скажешь: Luis viene — Луис идёт сюда.
Поэтому будет закономерно оформлять движение куда-то и движение откуда-то разными глаголами.
¿A dónde vas? — Куда ты идёшь?
Voy al cine — Я иду в кино
¿De dónde vienes? — Откуда ты идёшь?
Vengo del cine — Я иду из кино
Не говори: ¿De dónde vas? Или Voy del cine.
Вот другой пример. Ты находишься у себя дома в Испании, и тебе звонит твоя испанская подруга (назовём её Альбой), которая едет в магазин. Ты её спросишь: ¿Vas a la tienda? — Ты едешь в магазин? На что она даст ответ: Sí, voy a la tienda — Да, я еду в магазин. Тут всё понятно. Но если же ты ждёшь Альбу в гости, то, в этом случае, ты спросишь по телефону: ¿Cuándo vienes? — Когда ты приедешь? Глагол venir будет использован, потому что она к тебе приближается. Однако, она при ответе на данный вопрос уже не может использовать глагол venir , так как она не приближается к месту, где она сейчас находится. В её случае будет неграмотно сказать « Vengo en cinco minutos » в значении «Я приеду через пять минут». Выходом из положения будет глагол llegar — прибывать.
¿Cuándo vienes? — Когда ты приедешь?
Llego en cinco minutos — Я приеду через пять минут
En cinco minutos estoy en tu casa — Через пять минут я буду у тебя
В этом случае нельзя сказать: Vengo en cinco minutos .
Глагол venir очень часто может переводиться как «приходить», но, как видно из примеров, испанское « venir » и русское «приходить» не одно и то же.
Теперь ты попробуй правильно перевести следующие предложения:
Откуда они идут?
Они идут из магазина
Ты сегодня придёшь на работу? (спрашивает начальник из офиса)
Нет, сегодня я не пойду на работу (отвечаешь ты из дома)
Главная задача глаголов ir и venir — указывать на направление движения. Они используются, когда нам неважно уточнять, посредством чего это движение достигается — идём ли мы пешком или едем на транспорте. Именно поэтому они могут быть переведены на русский и как «идти», и как «ехать».
Если ты знаешь английский язык, ты можешь сравнить испанские ir и venir с английскими go и come . У этих пар глаголов есть определённые аналогии.
5. Llevar — Traer
У пары глаголов llevar и traer , которые означают «нести», заметна прямая параллель с ir и venir . Разница также заключается в направлении.
llevar — нести туда, от места, где ты находишься
traer — нести сюда, к месту, где ты находишься
Mi mamá va por la calle y lleva un bolso — Моя мама идёт по улице и несёт сумку
Mi mamá viene a casa y trae frutas — Моя мама приходит домой и приносит фрукты
¿A dónde llevas ese paraguas? — Куда ты несёшь этот зонтик?
¿Me traes, por favor, el paraguas? — Ты мне не принесёшь, пожалуйста, зонтик?
Запомни такую аналогию:
Quien va — lleva
Quien viene — trae
Я несу подарок моему сыну
Луиc мне приносит подарок
Отнесёшь еду бабушке?
Ты мне принесёшь еду?
Теперь, когда ты знаешь о различиях всех этих глаголов, старайся их не путать. Может быть разница пока что для тебя не совсем очевидная, но с практикой непременно придёт полное понимание. При встрече с этими глаголами в текстах или устной речи обязательно вспоминай то, о чём мы сейчас вели речь. Быть может, ты найдёшь новые случаи использования этих глаголов, что также весьма вероятно.
Ejercicios
Упражнения
Выбери правильный глагол и переведи на русский
1. No sé / conozco dónde vive Paco — … ;
2. Nosotros no sabemos / conocemos a Raquel — … ;
3. ¿Sabes / conoces bien Barcelona? — … ;
4. ¿Sabéis / conocéis muchas canciones españolas? — … ;
5. Daniel no sabe / conoce conducir un coche — … ;
6. ¿Ustedes saben / conocen español? — … .
1. Quiero / amo estudiar español — … ;
2. Felipe quiere / ama a Francisca — … ;
3. ¿Queremos / amamos un café con leche? — … .
1. Sebastián habla / dice muy bien inglés — … ;
2. Jorge habla / dice que soy muy guapa — … ;
3. Yo hablo / digo con mis amigos — … ;
4. ¿Qué hablas / dices? — … ;
5. Fernando habla / dice al camarero: «La cuenta, por favor» — … ;
6. Los españoles hablan / dicen mucho — … .
1. Nosotros vamos / venimos por la calle y cantamos una canción — … ;
2. ¿A dónde vas / vienes? — … ;
3. Voy / vengo al restaurante — … ;
4. ¿De dónde vas / vienes? — … ;
5. Voy / vengo de la playa — … ;
6. Yo estoy en casa . ¿A qué hora vais / venís a mi casa? — … ;
7. Yo estoy en Madrid . El lunes mis padres van / vienen a Venezuela — … ;
8. En mayo mis padres van / vienen de Venezuela a Madrid — … .
1. Los padres vienen a casa y llevan / traen productos — … ;
2. Miguel va a Finlandia y lleva / trae mucha ropa — … ;
3. ¿Me llevas / traes la película? — … ;
4. ¿Qué lleva / trae usted en la maleta? — … ;
5. Vengo de Cuba y llevo / traigo muchos recuerdos — … .
Переведи предложения на испанский язык
1. Я знаю твою сестру ;
2. Я знаю, что твоя сестра учится с Лусией ;
3. Ты знаешь, когда приедет Давид? — Нет, не знаю ;
4. Мы не знакомы с Клаудией ;
5. Ты умеешь играть в теннис?
6. Вы знаете эту песню? (usted)
7. Я хорошо знаю этот район .
1. Я хочу купить новый велосипед ;
3. Николас хочет сказать , что приедет в семь часов вечера ;
4. Мы хотим знать испанский очень хорошо ;
5. Роберто любит Сандру ;
6. Мой папа хочет новую машину .
1. Что ты говоришь?
2. Мария разговаривает со своей подругой ;
3. С кем ты говоришь по телефону?
4. Мой начальник говорит, что я плохо работаю ;
5. Фелипе не говорит по-английски ;
6. Ребята разговаривают очень громко .
1. Мой папа приходит домой в пять часов ;
2. Кристина идёт в супермаркет ;
3. Куда идёт Кристина?
4. Ребята идут из школы ;
5. Откуда идут ребята?
6. Когда ты придешь ко мне домой? — Завтра я приду к тебе домой .
1. Что ты несёшь в кармане?
2. Я еду в Испанию и везу с собой много денег ;
3. Завтра ты мне можешь принести документы?
Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы (презентация)
Описание разработки
Подберите к глаголам антонимы.
Подберите к глаголам синонимы.
Содержимое разработки
Глаголы- синонимы, глаголы – антонимы
Урок в 6 классе.
-Подберите к глаголам антонимы .
начинать –
-Подберите к глаголам синонимы .
бросать- хохотать – зябнуть – бранить – блестеть –
Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение .
Знаете ли вы, что
В русском языке есть три слова «есть». Одно «есть» значит «кушать». Другое «есть» представляет собой форму 3лица ед.ч. глагола быть и означает «имеется». Третье «есть» – междометие, выступающее как ответ или отзыв на оклик или команду и имеющее значение «слушаю, готово, согласен, хорошо, ладно».
В каком значении употреблён глагол есть в данных предложениях? Подберите синонимы, которыми его можно заменить в каждом случае.
- Есть горные озёра настолько прозрачные, что не сразу постигнешь их глубину.
2. Мы будем жить в большом доме близ источника, а рядом есть дом того же хозяина, который не занят. (М.Лермонтов)
3. Ведь есть люди, которые безотчётно боятся пауков, тараканов, мышей. (М.Лермонтов)
4. Заходите, когда есть время. (А.Куприн)
5. Он спорил горячо, не обращая внимания на то, есть посторонние в комнате или нет.
278. Чтобы правильно употреблять в речи глаголы-синонимы, нужно знать их стилистическую окраску. Распределите данные ниже глагол – синонимы по графам таблицы, вставляя пропущенные буквы
Стилистически нейтральные глаголы
Стилистически окрашенные глаголы
разговорные
- Повел..вать, распор..жаться, команд..вать. 2. Изм…нить, переделать, модифицировать. 3. Р…птать, ныть, жал….ваться. 4.Р…шиться, посметь, осмел…ться. 5. Отпраз(?)новать, справить, отметить. 6. Изучить, постич(?), одолеть. 7. Загрустить, оп..чалиться, пр..горюниться. 8. Растрач…вать, расточать, транж…рить. 9. Пр…возмочь, пр…одолеть, осилить.
Объясните правописание суффиксов –ова/ -ева, – ыва/ – ива в
Порядок применения правила
- 1. Поставьте глагол в форму 1 лица ед.ч. (я).
- 2. Проверьте, на что оканчивается глагол:
на – ываю – ыва –
– иваю – ива –
на – ую – ова –
– юю – ева –
279. Найдите в каждом предложении глаголы-синонимы и впишите их в начальной форме в соответствующие графы таблицы упр.278. Проверьте себя по любому словарю синонимов
1. Он, собственно, не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли. (А.Куприн). 2. Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать. (Я.Полонский). 3. Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! (А.Чехов). 4. Лакей Баклай учил мальчишек «пчелиному 3 языку», таская иногда за волосы, приговаривал 2 : «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать». (А.Герцен). 5. Врача пригласить, а фельдшера позвать. (А.Чехов). 6. Между тем царица злая, про царевну вспоминая, не могла простить её, а на зеркальце своё долго дулась и сердилась. (А.Пушкин). 7. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река. (М.Горький).
Укажите, какие из глаголов являются переходными, а какие –
непереходными. Как вы это определили?
280. Прочитайте отрывок из романа А.Фадеева «Разгром» и найдите в нём синонимы к глаголу смеяться. Какова их роль в тексте? Помогают ли они понять, какие отношения складываются между Метелицей и пастушонком? Выпишите эти синонимы и определите, какие из них стилистически нейтральные, а какие – стилистически окрашенными. Какие из синонимов уместно употребить в разговорной речи, а какие – в книжной?
. Метелица упёрся в бока, откинулся 2 назад, рассматривая парнишку, прищурившись и чуть пошевеливая атласными подвижными бровями, и вдруг засмеялся 3 так откровенно громко, на таких высоких добрых и весёлых нотах, что даже сам удивился, как это выходят из него такие звуки .
Парнишка 3 смущённо, недоверчиво шмыгнул 3 носом, но поняв, что страшного ничего нет, а всё, наоборот, выходит ужасно весело, сморщился так, что нос его вздёрнулся кверху, и тоже — совсем по-детски — залился озорно и тоненько. От неожиданности Метелица прыснул ещё громче, и оба они, невольно раззадоривая друг друга, хохотали 1 так несколько минут.
281. С творчеством какого писателя или поэта вы сейчас знакомитесь на уроках литературы? Какое его произведение читаете, анализируете? О чём оно? Над какими проблемами в нём размышляет автор? Напишите об этом, используя некоторые из приведённых глаголов-синонимов.
- Изображать, показывать, представлять, описывать, вос-производить, воссоздавать, передавать, запечатлевать, отображать.
- Рассказывать, излагать, сообщать, повествовать.
- Обсуждать, рассматривать, разбирать, анализировать.
- Думать, задумываться, мыслить, размышлять.
- Спорить, дискутировать, полемизировать.
282. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
- Вот вдали бл…снула лесная з…рница, вспыхнула и погасла. 4 2. Мир (не)пост…рел – пом…лодел; на пр…сторах Родины повсюду множ…ство б…льших и малых дел. 3. Мгновенно сер(?)це м…лодое г…рит и гасн…т. В нём любовь проход..т и проход..т вновь. 4. То хол…дно, то очень жарко, то со (?)нце спряч…т (?)ся, то свет..т очень ярко. 5. То сер (?)це (не)научит (?)ся любить, которое устало (не)навидеть 3 . 6. Горе ст…рит, а счастье м…лодит.
2. Найдите в каждом предложении антонимы и укажите,
словами какой части речи они являются. Подчеркните их
как члены предложения.
3. Составьте схему первого предложения.
Упражнение 283. Допишите пословицы, подбирая к выделенным глаголам антонимы.
1. По одёжке встречают 3 , по уму ___________ . 2. Дружбу помни , а злобу _________.
3. Смелый там найдёт 3 , где робкий ________ . 4. Как начнёшь , так и _______. 5. От умного научишься 2 , от глупого __________. 6. Прежде чем войти , подумай, как _________.
2. Найдите слова других частей речи, которые противопоставля-ются по значению.
3. Раскройте смысл одной из пословиц. Напишите сочинение, названием которого она бы являлась
Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия.
Подобрать синонимы к глаголу думать
ДУМАТЬ – мыслить, размышлять, предаваться размышлениям, задумываться, мозговать, помышлять
Использование синонимов в речи делает её образной, выразительной и красивой.
Найдите в тексте слова, описывающие чувства. Какова их роль в тексте?
В парке плакала девочка:
«Посмотри-ка ты, папочка, у хорошенькой ласточки переломлена лапочка,
– Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю. »
И отец призадумался, потрясённый минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
милой, маленькой дочери, зарыдавшей от
И. Северянин
В парке плакала девочка:
«Посмотри-ка ты, папочка, у хорошенькой ласточки переломлена лапочка ,
– Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю . »
И отец призадумался , потрясённый минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
милой , маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
И. Северянин
ГЛАГОЛЫ ЧУВСТВА передают чувства героев, делают текст более эмоциональным
Рефлексия “Светофор”
Совсем не понятно
Надо повторить ещё раз
Всё легко и просто
- История фразеологизмов (2-3), в состав которых входят глаголы
- http://cs310531.vk.me/v310531509/780f/O2HUQYYBhyg.jpg
- школа.jpeghttp://2.bp.blogspot.com/-XuOQEMLx1HA/UIKWspbvKyI/AAAAAAAAHXY/Gvz7fb7sKY/s220/%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B0.jpeg
- Рисунок (иллюстрация): Девочка с котом на параде.http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/293279458.jpg
- Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1./Е. А. Быстрова, Л .В. Кибреева и др.; под ред. Е. А. Быстровой.- 3-е изд. – М.:ООО «Русское слово», 2014 – (Инновационная школа).
- Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 6 класса под редакцией Е.А. Быстровой / М.В. Бабкина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Сборник заданий “Работа с синонимами на уроках русского языка”
Часто на олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный – веселый – грустный; смелый – бесстрашный – храбрый – мужественный – отважный).
Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.
Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.
Внутренняя сторона кисти руки – . ( ладонь )
Изображение человека на картине или фотографии – . ( портрет )
Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте – .
Тот, кто работает в шахте – . ( шахтёр )
Место на реке, где её можно перейти – . ( брод )
Асфальтированная дорога – . ( асфальт )
Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.
Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.
глядит – смотрит,
дремлет – спит,
сверкает – блестит,
спасает – выручает,
зовёт – окликает,
думает – соображает,
молчит – говорит, начинает– заканчивает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, з
теряет – находит
Редактор газеты отчего-то очень не любит слово «пытаться». Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился.
Пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.
Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).
а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) шалун, конница, кавалерия;
г) бросать, кидать, прыгать;
д) буран, дождь, пурга.
(оставшиеся слова – синонимы)
Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
Собака, Бобик, животное, Барбос.
Подоберите синонимы к словам «темнота» и «отметка».
Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель.
(Темнота – потёмки, сумерки.
Отметка – оценка, балл)
Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака (градация синонимов).
Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.
(Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)
Подберите синонимы к данному слову.
Смешной – …(забавный, потешный)
метель – … (пурга, буря, вьюга)
К парам слов подберите существительные, близкие по смыслу.
сильная метель – . (пурга, буря, вьюга)
буря на море – . (шторм)
большое несчастье – . (горе)
сильный дождь – . (ливень)
Замените имена прилагательные синонимами.
правильный ответ – . (безошибочный)
бесстрашный летчик – . (отважный)
занимательный рассказ – . (интересный)
Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:
Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).
Густой, дремучий (лес, туман).
Горячий, знойный (лето, вода, привет).
(коричневое платье, коричневый костюм;
дремучий лес, густой туман;
горячая вода, горячий привет, знойное лето)
Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
Вставьте пропущенные слова и окончания.
Темн. туча нависла над лесом. Сильн. ветер закачал вершины деревьев. Брызнули крупн. капли дождя. Блеснула . молния. Раздался . удар грома, и гроза разразилась. Дети спрятались в кусты, но . достал их там.
(молния (яркая, ослепительная)
удар грома (сильный, оглушительный)
достал (дождь, ливень)
Выберите подходящее слово.
Утром к дому прилетела . (стая, стайка ) воробьев. Они уселись на крыше и весело . (пели, щебетали, чирикали ). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи быстро . (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они . (бегали, ходили, прыгали, скакали) и . (глотали, ели, клевали ) крошки.
Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа – З. (занятие)
Родник – И. (источник)
Холод – М. (мороз)
Деятельный – А. (активный)
Подберите слова, близкие по смыслу данным в скобках. Сделать это
необходимо в рифму.
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от ( работы )…..
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу ( торопятся )….
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят:
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную ( берегут )….
Найдите синонимы в пословицах.
Спеши – не спеши, а поторапливайся .
Приятелей много, а друга нет.
Переливает из пустого в порожнее .
Найдите пару.
Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-.
(Бесстрашный, безветренная, беспощадный (безжалостный), беззлобный, безоблачное, бессмысленный, бестолковый, бесшумные)
Запишите синонимы к словам, состоящие из такого же количества букв.
… (безучастный)
а) Выберите слово, наиболее точно передающее мысль.
Я шёл по лесной дорожке. Под моими ногами тихо (шумели, шелестели, хрустели, трещали, шуршали ) опавшие листья.
Глубокая осень. Я иду по лесной тропинке. Вдруг за деревьями, за кустарниками ( мелькнула, промелькнула, показалась, померещилась, пролетела, пронеслась, проплыла, пробежала, замаячила, почудилась) неясная тень какого-то животного. «Волки!» холодком ударила тревога в сердце.
б) А теперь сами составьте различные упражнения на выбор слов.
Пользуйся словарём синонимом.
гладит по головке
возносит до небес
под самым носом
в тридевятом царстве, в тридесятом государстве
наводить тень на плетень или на ясный день
в) Попробуйте сами составить список таких слов (лучший помощник
– словарь синонимов) и упражнения на выбор слова.
г) Игра – соревнование: составьте свои ряды синонимов с данными
словами из разговорного языка – смешные, несмешные,
Например: упасть
смешные синонимы – шлёпнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …
несмешные синонимы – повалился, полетел, свалился…
страшные – рухнул, сорвался, полетел и разбился…
2) а) В каждом из предложений найдите неудачно использованное
слово и замените его.
Школа учит ребят быть умными, смелыми, трудовыми .
Крестьяне сеют хлеб, пшеницу, ячмень, гречку и много других круп .
Из металла, собранного школьниками был собран трамвай.
Самая лучшая профессия – врач. Не зря врачей так уважает человечество .
Девочка была плохо одета, она (трепетала, дрожала ) от холода.
На первое подали (рыбий, рыбный ) суп с овощами.
Мальчики (одели, надели ) свои куртки на молниях.
Двери были плотно ( закрыты, заперты) и даже (закрыты, заперты) на внутренний замок.
б) Составьте сами различные упражнения на замену неудачно
употреблённых слов.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
Часто на олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов.
Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.
Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.
- Панова Оксана ВладимировнаНаписать 24042 19.07.2018
Номер материала: ДБ-017156
- Русский язык
- 4 класс
- Другие методич. материалы
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 19.07.2018 216
- 19.07.2018 793
- 19.07.2018 136
- 19.07.2018 3539
- 19.07.2018 123
- 19.07.2018 147
- 19.07.2018 217
- 19.07.2018 193
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.