Укажите в каком варианте антонимы выражены наречием
Русский язык для школ с казахским языком обучения (стр. 6 )
![]() | Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
551. В названии какого месяца не пишется ь (мягкий знак)?
552. Найдите предложение, в котором пропущена буква – с – в приставке
Людской поток бе…конечен
553. В каком слове в приставках раз – (рас-), роз – (рос-) пишется о?
554. В каком ряду даны слова, которые заканчиваются на з – в приставке?
Бе. звёздный, бе. денежный
555. Найдите слово, где ставится буква «з»
556. Найдите слово, где пропущена буква «с»
557. Укажите слово, где ставится буква «з»
558. Найдите словосочетание, которое имеет переносное значение:
559. Укажите словосочетание, которое имеет прямое значение:
560. Найдите слово, которое имеет переносное значение:
561. В каком варианте есть сходство по действию?
Волк воет-ветер воет
562. Найдите слово в переносном значении
563. Укажите слово в прямом значении
564. Укажите ряд, в котором есть сходство по цвету
Красный сарафан – красное лицо
565. Укажите вариант, в котором употреблены слова в переносном значении
Часы стоят, часы спешат
566. Укажи ряд, где нет слов-синонимов
567. Найди пятый лишний
568. Укажи ряд, где есть слова-синонимы
569. Укажите, в каком варианте синонимы являются существительными
570. Укажите, в каком варианте синонимы являются прилагательными
571. Какая синонимическая пара не соответствует описанию животного?
Неуклюжий, неповоротливый лев
572. Назовите существительное, которое не соответствует в сочетании с глаголами-синонимами
573. Назовите «пятый» лишний
574. Укажите «пятый» лишний (синоним)
575. Синоним к слову апатия в .
576. Укажите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота не теряй головы:
Быть серьёзным, осмотрительным
577. Назови пятый лишний
578. Какой ряд является синонимическим?
Родина, отчизна, отечество
579. Какие это слова?
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
580. Укажите строчку антонимов
581. Назовите антоним фразеологизму «Спустя рукава»
Не покладая рук
582. Укажите антонимы
583. Укажите антонимы
584. Назовите антонимы, обозначающие большую, малую величину признака
585. Найдите антонимы
Богатый бай, бедный юноша
586. Назовите антонимы, обозначающие направление движения
Подняться к тебе – опуститься вниз
587. Укажите, в каком варианте антонимы выражены наречием
588. Слова, противоположные по значению называются.
589. Укажите, где антонимы выражены именем прилагательным
590. В каком ряду антонимы выражены именем существительным?
591. Найдите слова, в которых нет общего значения
592. Чем являются выделенные слова?
И ненавидим мы и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
593. Антонимы – это слова …
одной и той же части речи с противоположным значением
594. Какие слова называются омонимами?
одинаковые по звучанию и по написанию, но разные по значению
596. Укажите употребление слова в прямом, основном значении
597. Укажите строчку исконно – русских слов.
Приличие, собрание, сокровище.
598. Найдите фразеологизм «лишний» из ряда по значению
599. Укажите фразеологическое сочетание
600. Какое из слов является устаревшим?
601. Укажите фразеологизм со значением «сделать решительный шаг, определяющий дальнейшие события».
602. Какой из фразеологизмов употребляется в значении «ошибиться»?
603. К какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «стреляный воробей»?
604. Какой из фразеологических оборотов обозначает «быть руководителем чего-либо»?
играть первую скрипку
605. Раздел науки о языке, который изучает фразеологизмы, называется …
606. Подберите фразеологизм – синоним к словосочетанию: «Говорить без достаточного основания»
высосать из пальца
607. Укажите фразеологизм, источником которого является античная мифология
Сизифов труд, танталовы муки.
608. Укажите фразеологизм
609. Укажите фразеологизм, имеющий значение шум, гам, беспорядок
610. Какому фразеологизму синонимично словосочетание «Хранить молчание»?
набрать в рот воды
611. Найдите фразеологизмы:
Работа выполнена с грехом пополам
612. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «убежать»
Задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки
613. Укажите, какой фразеологический оборот является синонимом словосочетания очень много работать
Не разгибая спины
614. Фразеологизмы – это …
устойчивое сочетание слов
615. Найдите фразеологизмы
616. Выделите словосочетание, которое не является фразеологизмом
Посвятил себя работе
617. Найдите фразеологизм, являющийся синонимом к слову «далеко»
618. Определите синоним к фразеологизму «водить за нос»
619. Дословный перевод слова «апельсин»
620. Укажи букву, означающую, что это заимствованное слово
621. Что означает заимствованное слово «оранжевый» в русском языке?
622. Значение слова «книгохранилище»
623. Назовите слова, пришедшие из Германии:
Фронт, флот, солдат
624. Укажите слово нерусского происхождения:
625. Назовите ряд заимствованных слов:
Арбуз, автор, лифт
626. Слова, которые употребляются в ряде языков и обозначают научные и политические понятия, называются.
627. Слово вермишель пришло к нам из.
628. Укажите слово, связанное с лингвистической наукой
629. Укажите ряд слов, относящихся к теме спорт:
Матч, тайм, теннис
630. Слова, которые употребляют люди определённой профессии, называются.
631. Назовите слова, употребляющиеся в области музыки
Пианино, вокал, солист
632. Найдите слова, которые используются в области строительства
Бетонщик, арматурщик, каменщик
633. Профессиональные слова железнодорожников:
Электровоз, тендер, букса
634. Выделите слово, не имеющее отношение к кино
635. Для ближних переездов люди используют.
636. Пассажиров перевозят.
637. На стройках человеку помогают.
638. Найдите слова, общие для русского и казахского языков:
Машина, комбайн, трактир
639. Укажите общеупотребляемые слова
Дерево, поле, человек
640. Слова, которые употребляют все люди, называются.
641. Назовите слова, общие для русского и казахского языков
Автобус, трамвай, троллейбус
642. На колхозных полях работают.
643. Укажите, в каком варианте правильный ответ:
Лексическое значение – это.
толкование, значение слова
644. Как называется раздел русского языка, который изучает слова и их значение?
645. Морской офицер, врач, автор четырёхтомного «Толкового словаря великорусского языка», словаря «Пословицы русского народа»
646. Озаглавить текст – это значит.
Кратко назвать тему
647. Неологизмы это слова
которые служат для обозначения новых понятий
649. Укажите неологизмы в словосочетании
650. Укажите, в каком варианте содержится правильный ответ:
В «Словаре современного русского литературного языка» более.
652. Что такое лексика?
словарный состав языка
653. Многозначные слова – это слова …
имеющие несколько лексических значений.
654. Укажите слово, которое имеет несколько значений:
655. Укажите правильный ответ:
имеют одно значение
656. Укажите однозначное слово
657. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:
Дорога, лист, стол
658. Укажите ряд слов, в котором дана форма слова зимовать:
659. Что изучает лексика?
Словарный состав языка
660. Лексикография – это раздел, изучающий …
661. Укажите заимствованное слово
662. Укажите правильный вариант, объясняющий значение «окончание слова»
663. Добавьте нужные слова:
На время что-то прекратив,
После урока непременно
664. Найдите многозначное слово:
665. Найдите однозначное слово
666. К какому разряду относятся данные слова: громадный, огромный большой?
667. Определите, какие основные понятия лексики иллюстрируют примеры:
Бьющий из земли ключ, ключ в замке.
668. Часть слова без окончания – это …
669. Найдите слово, имеющее окончание
670. Найдите форму слова МЕЧТАТЕЛЬ
671. Общая значимая часть родственных слов, являющаяся носителем главного лексического значения
672. Какое слово состоит из корня?
673. Какое слово является неоднокоренным с остальными?
674. Слова какой пары не являются однокоренными?
675. Какое из слов является неоднокоренным?
676. Определите, какая часть слова выделена: доплыть
677. Укажите неоднокоренное слово
678. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
679. Какое значение придают суффиксы словам: глазищи, ручища, духотища?
680. Укажите слово с суффиксом –щик–
681. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
Укажите, в каком варианте антонимы выражены наречим?
Русский язык | 10 – 11 классы
Укажите, в каком варианте антонимы выражены наречим.
Хорошо – плохо , например ).
Подбери к наречиям синонимы и антонимы ?
Подбери к наречиям синонимы и антонимы .
Антонимы к наречиям?
Антонимы к наречиям.
Антонимы к наречиям весело, насмешливо, грустно, с удивлением?
Антонимы к наречиям весело, насмешливо, грустно, с удивлением.
Образуйте наречия – антонимы с приставками в – , на – , с – , запишите их парами?
Образуйте наречия – антонимы с приставками в – , на – , с – , запишите их парами.
Что обозначает записать антонимы к наречиям?
Что обозначает записать антонимы к наречиям.
Слово ЯРЧЕ чем выражено?
Слово ЯРЧЕ чем выражено?
Прилагательным или наречием?
Спишите, подчеркните обстоятельства, укажите, какие они и чем выражены?
Спишите, подчеркните обстоятельства, укажите, какие они и чем выражены.
Сем выражено наречие : сегодня?
Сем выражено наречие : сегодня.
Скажите пожалуйста 5 наречий – антонимы быстро?
Скажите пожалуйста 5 наречий – антонимы быстро!
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА?
Выпишите из текста наречия – синонимы наречия – антонимы раздельно.
На этой странице находится вопрос Укажите, в каком варианте антонимы выражены наречим?, относящийся к категории Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 10 – 11 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.
А сам не можешь кеклол.
Сосна – сосны Орфограма О Ударение на О.
В саду (обстоятельство) ветви (подлежащее) яблонь (дополнение) гнулись (сказуемое) до земли (дополнение) по тяжестью (дополнение) плодов (дополнение).
Запишем предложения, расставим знаки препинания. Построим схемы. Определим вид подчинения придаточных. [Писарев СЧИТАЛ], →считал что? →(что счастье завоевывается и вырабатывается, |ПРИДАТОЧНОЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ|), →считал что? →(что оно не получает..
(Повест. , новоскл. , простое, распр. , с однородными членами).
Сад – сады / глухая согласная на конце слова / город – города солнце – солнышко / непроизносимая согласнаяв корне слова / местный – место речка – речной / чк – чн без мягкого знака / ночка – ночной чаща – чудо / ча – ща с А, чу – щу с У / чашка – чуж..
1. ) а ; 2. ) бАловать, кАшлянуть, мусоропровОд, откУпорить, увЕдомить ; 3. ) зелень, лёд, лягушка, тюль ; 4. ) в ; 5. ) немолодой, прехрабрый, добрейший, лесок, водяная, музыкант ; 6. ) омонимы ; 7. ) Реализовать преимущество, осуществить напа..
Разряды : личные ; возвратные ; притяжательные ; вопросительные ; относительные ; указательные ; определительные ; отрицательные ; неопределенные.
Дорогой Петя. Приглашаю тебя на второй праздник моего первого дня рождения! Жду тебя во втором моём доме в два часа.
И. п. Тих – ие – места Р. П. тих – их – мест Д. П. тих – им – местам В. П. тих – ие – места Т. П. тих – ими – местами П. П. о тих – их – местах В чёрточках это окончания Лучший ответ выбери.
Презентация по русскому языку на тему Антонимы
Описание презентации по отдельным слайдам:
Панорамный урок Тема: «Антонимы»
Цели и задачи: 1. Образовательные : повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы. познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ». научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте, познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах. 2. Развивающие : развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова. развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей. Развивать сообразительность,мышление,внимание,память. 3. Воспитательные : Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность. Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары
Внимание! Внимание ! « Радионяня » Веселый урок Синонимы
« Угадай слово » 1. Группа специалистов,которая оценивает выступление или присуждает премии на выставках,конкурсах,состязаниях. 2. Красная строка,отступ вправо в начале строки. 3. Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях. 4. Слова,одинаковые или близкие по значению , но разные по звучанию и написанию.
Вывод : Слово – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав,или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то,что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (түсіндірме сөздігінде). Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же предмет (дорога, путь), один и тот же признак предмета ( веселый, радостный ), одно и то же действие ( убирать, снимать урожай ).
Кроссворд « Спрятанное слово » А Горький темнота Н Начинать затишье Т Буря ленивый О Рыхлый длинный Н Трудолюбивый плотный И Короткий кончать М Свет сладкий
Тема урока «Антонимы»
Антонимы – ( От греческого Анти – против, оним – имя). Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. – оживляют речь,делают ее выразительнее. Добрый – злой Добрый- относящийся к людям с расположением,проникнутый сочувствием к ним , готовый помочь,отзывчивый. Злой – иполненный недоброжелательства,враждебности,злобы.
Слово – дело великое. Великое потому что словом можно соединить людей , можно и разъединить их , словом можно служить любви и миру , словом же можно служить вражде и ненависти. Л.Н.Толстой
Большой (…), много (…), стакан (…), высокий (…), верблюд (…), веселый (…), дом (…), хорошо (…), часы (…), кофе (…), чай (…), конец (…), Сабит (…), синий (…), я (…), мир (…), Уалихан (…), золотой (…), десятый (…), яблоко (…), ты (…). Игра «Смотри, не ошибись»
Вывод : Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия металлов.
Ранняя и поздняя осень Работа по учебнику ( стр. 53 ) Выписываем из текста слова, противоположные по значению.
Упражнение 120. Прочитайте.Определите тему текста, озаглавьте его, найдите антонимы. Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка.Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно , и радостно.
Странный – оғаш, әдеттен тыс Поблёкшие травы – солып қалған шөптер Зацветающие цветы – гүлдей бастаған гүлдер Сверкающий иней – жалтылдаған қырау Увядание и расцвет – солу мен гүлдеу Словарная работа
Найти антонимы к словам: Да – … Хороший – … Зеленый -… Дерево – … Книга – … Утро – … Весело – … Пять – … Он – …
Упражнение 123. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям. Какие антонимы можно подобрать к выделенным словам? Быстрее – Прохладно – Грязно – Конец – Поздняя –
Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки. Я – антоним к слову « лето » В шубу снежную одета , Хоть люблю мороз сама, Потому что я … ( Зима ) Я – антоним шума,стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха,для сна Называюсь … ( Тишина)
Эстафета 1 2 3 богатый больше да первый здоровый горький плохой мало правда умный вперед белый хорошо веселый лучше черный война вверх дешево радость тишина
Работа по учебнику (стр.55 упражнение 125) Чтение диалога по ролям 2. Найдите в рассказах примеры диалога и монолога
( от греческого слова диалогос – «беседа» Диалог – разговор двух или нескольких лиц. ( от греческих слов моно- « один » + логос – « речь » ). Монолог – речь одного лица. Речь Диалогическая Монологическая
Произведения в названиях которых есть антонимы : « Война и мир » Л.Н.Толстого, « Толстый и тонкий » А.П.Чехова, « Живые и мертвые » К.М.Симонова.
Произведения : ВОЙНА И МИР Толстый и тонкий
Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,крылатых выражениях. Правой рукой строит,а левой разрушает. Ученье – свет,неученье – тьма. Сытый голодного не разумеет
Творческий диктант Легко сказать, да ( видит поперек ) Впереди беги , а ( жестко спать ) Мягко стелет , да ( трудно доказать ) Смотрит вдоль , а ( назад оглядывайся )
Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая – возбуждающая Музыкальные отрывки :
Игра в мяч И нам с тобой пришел черед: Сыграть в игру « Наоборот ». Скажу я слово высоко , А ты ответишь … Скажу я слово далеко, А ты ответишь … Скажу я слово потерял И скажешь ты … Скажу тебе я слово трус Ответишь ты … Теперь начало я скажу Ну,отвечай …
СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ? Есть люди добрые и злые , храбрые и трусливые, умные и недалекие , красивые и уродливые , здоровые и больные , веселые и угрюмые , старые и молодые , прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
Задания на дом: 1) Упражнения 126 ,128. 2) Выучить наизусть одно стихотворение,посвященное осени.
Спасибо за внимание . До новых встреч !
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
Антонимы
1.Укажите строчку антонимов
- Большой – немалый.
- Гневный – яростный.
- Гнилой – прелый.
- Плохой – нехороший.
- Общий – частный.
2.Назовите антоним фразеологизму «Спустя рукава»
- Далекой пойти
- Не шутя
- Не покладая рук
- Сложа руки
- Положа руку на сердце
- Мужчина – женщина
- Толстый – полный
- Жестокий – свирепый
- Щедрый – скупой
- Подражать – копировать
- бессердечный – безжалостный
- болтун – болоболка
- красный – багровый
- робкий – несмелый
- здоровый – больной
5.Назовите антонимы, обозначающие большую, малую величину признака
- День – ночь
- Заболеть – выздороветь
- Высокий – низкий
- Подняться – опуститься
- Белый – чёрный
- Холодный день, морозная погода
- Весенний праздник, пышное торжество
- Весёлый человек, радостная мама
- Умный школьник, начитанный ученик
- Богатый бай, бедный юноша
7.Назовите антонимы, обозначающие направление движения
- Подняться к тебе – опуститься вниз
- Заболеть неожиданно – выздороветь быстро
- Высокая цена – низкий потолок
- Ясный день – тёмная ночь
- Грустная песня – весёлый человек
8.Укажите, в каком варианте антонимы выражены наречием
- Счастье – горе
- Хорошо – плохо
- Широкий – узкий
- Плакать – смеяться
- Встречают – провожают
9.Слова, противоположные по значению называются .
- Синонимы
- Антонимы
- Омонимы
- Неологизмы
- Архаизмы
10.Укажите, где антонимы выражены именем прилагательным
- Хорошо-плохо
- Сытый-голодный
- Далеко-близко
- Направо-налево
- Война-мир
11.В каком ряду антонимы выражены именем существительным?
- Молодой-старый
- Весело-грустно
- Плач-хохот
- Красиво-прекрасно
- Утром-вечером
12.Найдите слова, в которых нет общего значения
- Дорога, путь
- Весёлый, радостный
- Дорожка, тропинка
- Прочный, крепкий
- Медленно, быстро
13.Чем являются выделенные слова?
И ненавидим мы и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
- Многозначные слова
- Синонимы
- Фразеологизмы
- Антонимы
- Омонимы
15.Антонимы – это слова …
A) одной и той же части речи с противоположным значением
B) одной и той же части речи, которая обозначает одно и то же
C) одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению
D) которые имеют переносное значение
E) имеющие несколько лексических значений
15.Какие слова называются омонимами?
- одинаковые по звучанию и по написанию, но разные по значению
- близкие по звучанию и написанию, но разные по значению
- слова, противоположные по значению
- одинаковые по написанию
- имеющие несколько лексических значений
- Белый – черный
- Искусный – искусственный
- Холодный – теплый
- Горячий – обжигающий
- Твердый – мягкий
17.Укажите ряд антонимов.
B) Машина – водитель.
C) Кошка – котенок.
D) Пылесос – ковер.
18.Укажите ряд антонимов.
C) Метель – пурга.
D) Диктант – диктат.
E) Наследие – наследство.
Книга научит нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие выделенные слова – это
C) многозначные слова.
20. Укажите пословицу с антонимом.
A) Дерево по плодам, а человек по делам познается.
B) От добра добра не ищут.
C) Слово – закон, держись за него, как за кол.
D) Веревка хороша длинная, а речь короткая.
E) Доброе слово лучше мягкого пирога.
21. Укажите пословицу с антонимом.
A) Поживи подольше – узнаешь побольше.
B) Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
C) Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
D) За общим столом еда вкусней.
E) Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Тест «Наречие»
1. Укажите наречие с буквой –а на конце:
А) запрост.. одолеть,
Б) накрепк.. прибить,
В) изредк.. смотреть,
Г) уйти влев.
Д) насух.. вытереть.
2. Укажите наречие, которое пишется через дефис:
А) разделить (по)ровну,
Б) запеть (по)тихоньку,
В) оказаться не (по)вкусу,
Г) называть (по)именно,
Д) оставить (по)прежнему.
3. Укажите наречия образа действия:
А) быстро, верхом, вдруг,
Б) вчера, утром, днем,
В) вверх, вниз, всюду,
Г) нарочно, назло, незачем,
Д) слишком, надвое, очень.
4. Определите вариант, в котором слово нужно писать слитно:
А) (за)границу,
Б) (до)смерти,
В) (в)последствии,
Г) (на)днях,
Д) (по)двое.
5. Определите, в каком варианте слово пишется раздельно:
А) (видимо)невидимо,
Б) (волей)неволей,
В) (в)насмешку,
Г) точь(в)точь,
Д) мало(по)малу.
6. Определите, в каком варианте не пишется Ь:
А) открыть настеж.
Б) уйти проч.
В) выйти замуж.
Г) сплош.. усыпано,
Д) мчаться вскач…
7. Укажите непроизводные наречия:
А) очень, теперь, еле,
Б) зачем, совсем, вовсю,
В) издавна, подолгу, по-русски,
Г) без устали, сбоку, капельку,
Д) дважды, натрое, впервые.
8. Укажите вариант с одной –н-:
А) прийти одновреме..о,
Б) таинстве..о шептать,
В) возражать пута..о,
Г) открове..о признаться,
Д) медле..о гаснуть.
9. Укажите вариант с двумя –нн-:
А) женщина раздраже..а,
Б) поступать ветре..о,
В) смотреть растеря..о,
Г) беше..о сопротивляться,
Д) море взволнова..о.
10. Какие наречия пишутся через дефис?
А) (по)пусту, (в)общем,
Б) (по)домашнему, (во)вторых,
В) бок(о)бок, (на)двоих,
Г) (в)перед, (с)горяча,
Д) (до)ныне, (после)завтра.
11. Укажите вид сказуемого в предложении Я был настороже:
А) простое глагольное,
Б) составное глагольное,
В) простое именное,
Г) составное именное.
12. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено наречием:
А) Маша казалась расстроенной.
Б) Дуня уже замужем.
В) Скоро Варя будет совсем взрослой.
Г) Его боязливый характер всем известен.
Д) На завтрак я съел яйцо всмятку.
13. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено наречием:
А) У сильного всегда бессильный виноват.
Б) Наше завтра будет прекрасно.
В) В лагере кое-кто проснулся.
Г) Двое отправились в деревню за едой.
Д) Пусть сильнее грянет буря.
14. Укажите, какой частью речи выражено дополнение в предложении Завтра не будет похоже на сегодня:
А) существительным,
Б) прилагательным,
В) наречием,
Г) местоимением,
Д) числительным.
15. Какое словосочетание соответствует грамматическому значению «действие и его признак»?
А) иллюстрированный журнал,
Б) иллюстрации в журнале,
В) журнал с иллюстрациями,
Г) иллюстрировать журнал,
Д) интересно иллюстрировать.
16. Укажите словосочетание со связью примыкание:
А) зимнее утро,
Б) наступило утро,
В) рано утром,
Г) дождаться утра,
Д) по утренней дороге.
17. От каких прилагательных нельзя образовать наречия, имеющие степени сравнения:
А) плохой, хороший,
Б) городской, звериный,
В) сильный, свирепый,
Г) красивый, наивный,
Д) зеленый, длинный.
18. Укажите наречие с буквой –о на конце:
А) сначал.. скажи,
Б) раскалить докрасн.
В) издавн. повелось,
Г) начист.. вымыть,
Д) слев.. от нас.
19. Выберите вариант с приставкой НЕ- в наречиях:
А) н..чуть не тревожиться,
Б) н..откуда не получать писем,
В) н..где разместить,
Г) н..мало не беспокоиться,
Д) н..сколько не волноваться.
20. В каком варианте наречие с НЕ пишется раздельно?
А) отнюдь (не)весело,
Б) поступить крайне (не)осторожно,
В) расположились (не)далеко,
Г) (не)стерпимо больно,
Д) (не)зачем так кричать.
1) В
2) Д
3) А
4) В
5) В
6) В
7) А
8) В
9) В
10) Б
11) Г
12) Б
13) Б
14) В
15) Д
16) В
17) Б
18) Г
19) В
20) А
АНТОНИМЫ — это… (100 примеров слов)
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνομα «имя») — это сл ова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
- умный — глупый;
- день — ночь;
- радушно — неприязненно.
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
- восход — закат;
- добро — зло;
- утро — вечер;
- мир — война;
- огонь — вода;
- труженик — бездельник;
- лето — зима;
- друг — враг;
- грусть — радость;
- болтун — молчун;
- храбрость — трусость.
Прилагательные-антонимы
- грязный — чистый;
- смелый — трусливый;
- громкий — тихий;
- широкий — узкий;
- толстый — тонкий;
- длинный — короткий;
- сильный — слабый;
- высокий — низкий;
- женственный — мужественный;
- светлый — темный;
- далекий — близкий.
Глаголы-антонимы
- молчать — говорить;
- бежать — стоять;
- радоваться — огорчаться;
- стемнело — рассвело;
- ругать — хвалить;
- взять — отдать;
- построить — поломать;
- защитить — обидеть;
- вымокнуть — высохнуть.
Наречия-антонимы
- зимой — летом;
- утром — вечером;
- пешком — бегом;
- интересно — скучно;
- рано — поздно;
- впереди — позади;
- всегда — никогда;
- тут — там;
- глубоко — мелко.
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
- конец — начало;
- днем — ночью;
- ранний — поздний;
2. пространственные
- далеко — близко;
- налево — направо;
- внутри — снаружи;
3. качественные
- любовь — ненависть;
- злость — доброта;
- веселый — грустный;
- молодой — старый;
4. количественные
- много — мало;
- избыток — недостаток;
- дорого — дешево.
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
- от нести — при нести;
- в ставить — вы ставить;
- у бегать — при бегать;
- раз деваться — о деваться;
- за крыть — от крыть;
- за гадать — от гадать.
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
- веселый — не веселый вид;
- близкий — не близкий путь;
- громкий — не громкий шепот;
- простая — не простая задача;
- мало — не мало вопросов.
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
Чтобы любить добро , нужно всем сердцем ненавидеть зло (Ф. Вольф).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Не было бы счастья , да несчастье помогло.
Готовь сани летом , а телегу зимой .
Не знаешь, где найдешь , а где потеряешь .
Недосол на столе, пересол на спине.
По одежке встречают , по уму провожают .
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Сначала густо , а под конец пусто .
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Полный колос к земле клонится , а пустой к небу тянется .
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры
- во все лопатки — черепашьим шагом;
- работать засучив рукава — работать спустя рукава;
- куры не клюют — кот наплакал;
- слово в слово — вилами по воде писано;
- в двух шагах отсюда — у черта на куличках;
- семи пядей во лбу — без царя в голове;
- от рук отбиться — взять в руки;
- камень за пазухой держать — с открытой душой;
- сидеть сложа руки — работать не покладая рук;
- держать ухо востро — ворон считать;
- лясы точить — воды в рот набрать;
- на чужой шее сидеть — своим горбом жить;
- от доски до доски — с пятого на десятое.
Видеоурок