Укажите слова которые не являются синонимами
Контрольная работа по русскому языку в 6 классе «Лексика. Фразеология»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
учитель русского языка и литературы
Цели и задачи:
1)проверить знания учащихся по темам «Лексика. Фразеология»;
2)развивать умение учащихся работать с текстом
1.Укажите слова, которые не являются синонимами:
а)учитель-преподаватель б)злой – жестокий в)думать – мыслить г)глубоко-мелко
2.Укажите слова, которые являются антонимами:
а)очи – глаза б)болезнь – недомогание в)поднимать- опускать г)старательный-усердный
3.Укажите верную характеристику выделенного слова в предложении Беды да печали на ПОЧТОВЫХ примчали:
а)неологизм б)устаревшее в)заимствованное г)многозначное
4.Укажите слова с иноязычными корнями:
а)акваланг б)челобитная в)фонетика г)терраса д)пахать
5.Укажите верную характеристику выделенного слова в предложении Дубровский хорошо знал СИИ места:
6.Укажите исконно русские слова:
а)агнец б)белый в)цитата г)глава д)голова
7.Укажите верную характеристику выделенного слова в предложении Мы поехали в лес, или, как говорят у нас, в ЗАКАЗ:
а)общеупотребительное б)устаревшее в)диалектизм г)профессионализм
8.Укажите самое старое слово:
а)кроссовки б)ботфорты в)пейзаж г)магнитофон
9.Определите значение выделенного устаревшего слова в предложении В ХОЛЕ да в почёте всяк умён:
а)забота, уход б)сильный мороз в)свобода в проявлении чего-нибудь д)обилие материальных ценностей, денег
10.Восстановите пословицу, вставив на месте пропуска диалектное слово
Сладко, да дело знает
а)говорит б)рассказывает в)бает г)толкует
11.Какое сочетание слов не является фразеологизмом:
А)хороший товарищ б)играть роль в)закадычный друг г)заклятый враг
12.В каком ряду приведены фразеологизмы-синонимы:
а)кот наплакал, видимо-невидимо
в)попасть впросак, попасть в трудное положение
г)от альфы до омеги, от корки до корки
Прочитайте текст
(1)Загадка – жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. (2)Загадка – испытание сообразительности отгадывающего. (3) Понятие «загадка» происходит от древнерусского глагола «гадати» – думать, рассуждать; отсюда «гадание» – раскрытие скрытого.
(4)В основе многих загадок лежит метафора. (5)Однако метафоричность не обязательное условие жанра: ряд загадок построен на образном определении тех или иных признаков неназванного предмета. (6)Иногда загадка представляет собой прямо поставленный вопрос, часто шутливого, юмористического характера. (7)Чаще всего иносказание переносит предмет в совершенно иную сферу, ему не свойственную: «Белое поле, черное семя; кто его сеет, тот разумеет (книга, письменная речь).
(8)Издревле загадка служила одним из средств передачи знаний от старшего поколения к младшему. (9) Она была неотъемлемой частью народной педагогики, средством воспитания остроумия, сообразительности, воображения, образного мышления. (10)Игровой характер подобного метода обеспечил его популярность и в общении родителей с детьми разного возраста, и на молодёжных посиделках, где в долгие зимние вечера звучали песни, прибаутки, загадывались друг другу загадки. (11)Здесь же устраивались и состязания по составлению загадок, приобщавшие собравшихся к народным поэтическим традициям, побуждавшие к творчеству.
13.Определите тему текста:
а)загадка б)метафора в)народные традиции г)роль загадки в воспитании
14. Какое высказывание противоречит содержанию текста?
а)Загадка как жанр народного творчества восходит к глубокой древности.
б)В основе любой загадки лежит метафора.
в)При помощи загадок старшее поколение передавало свой опыт младшему.
г)Загадка – испытание сообразительности отгадывающего.
15.К какому стилю относится текст?
а)разговорный б)публицистический в)официально-деловой г)научный
16.Найдите среди предложений 10-11 слово со значением «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений»________________________
17.Какое из слов является термином:
а)метафора б)поколение в)сообразительность г)творчество
1.Дайте определения:
Исконно русские слова –
2.Выпишите из предложений синонимы:
Командир хвалил Ваську за смелость и решительность. Мария Дмитриевна, медсестра, тоже превозносила его талант разведчика и безудержную отвагу.______________________________________________
3.Выпишите из предложения антонимы:
Смотри же, без меня тут не ленись, не хандри, а работай. ______________
4.Замените архаизмы современными синонимами:
5.Подберите к иноязычным словам синонимы:
6.Объясните фразеологизмы:
Лезть в бутылку – ________________________________
Дать голову на отсечение – _________________________
Перемывать косточки – ___________________________
Кануть в Лету – _________________________________
7.Замените слово фразеологизмом:
Список использованной литературы:
1., «Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты. 6 класс». – М.: «Просвещение», 2014. – С. 17-30.
2., «Русский язык. Лексика, фразеология, стилистика в таблицах и заданиях». – М.: «Просвещение», 2012. – С. 4-41.
Тест по лексикологии (паронимы, антонимы, омонимы, синонимы)
1.Укажите слова, которые не являются синонимами.
1) думать—размышлять 2) гордость — скромность
3) друг — товарищ 4) караулить — сторожить
2. Найдите антонимы, выпишите их парами.
1.Велик телом, да мал делом
2.Язык длинный, мысли короткие.
3.Молодость плечами покрепче, старость головою
3. Из приведенных паронимов выберите нужное слово.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
4. Определите вид омонимии в приведённых ниже примерах:
1. компания – кампания 2. расплачусь – расплачусь
3. мой (полы) – мой (портфель)
5. Подбери антонимы и синонимы к словам:
гигант, дремать, гнаться.
1.Укажите слова, которые не являются синонимами.
1) сострадание — сочувствие 2) совесть — стыд
3) душистый — пахучий 4) великий — ничтожный
2. Найдите антонимы, выпишите их парами.
1. Маленькое дело лучше большого безделья.
2. Стар дед, да душа молода.
3. Смелый там найдет, где трус потеряет.
3. Из приведенных паронимов выберите нужное слово.
1. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
2. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
3. Продолжается (хищное, хищническое) истребление лесов.
4. Определите вид омонимии в приведённых ниже примерах:
1.лук (растение) – лук (орудие) 2. ты мне дорога – дорога длинная
3. в форточке нет стекла — вода еще не стекла
5. Подбери антонимы и синонимы к словам:
храбрец, быстро, обожать.
1.Укажите слова, которые не являются синонимами.
1) думать—размышлять 2) гордость — скромность
3) друг — товарищ 4) караулить — сторожить
2. Найдите антонимы, выпишите их парами.
1.Велик телом, да мал делом
2.Язык длинный, мысли короткие.
3.Молодость плечами покрепче, старость головою
3. Из приведенных паронимов выберите нужное слово.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
4. Определите вид омонимии в приведённых ниже примерах:
1. компания – кампания 2. расплачусь – расплачусь
3. мой (полы) – мой (портфель)
5. Подбери антонимы и синонимы к словам:
гигант, дремать, гнаться.
1.Укажите слова, которые не являются синонимами.
1) сострадание — сочувствие 2) совесть — стыд
3) душистый — пахучий 4) великий — ничтожный
2. Найдите антонимы, выпишите их парами.
1. Маленькое дело лучше большого безделья.
2. Стар дед, да душа молода.
3. Смелый там найдет, где трус потеряет.
3. Из приведенных паронимов выберите нужное слово.
1. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
2. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
3. Продолжается (хищное, хищническое) истребление лесов.
4. Определите вид омонимии в приведённых ниже примерах:
1.лук (растение) – лук (орудие) 2. ты мне дорога – дорога длинная
3. в форточке нет стекла — вода еще не стекла
5. Подбери антонимы и синонимы к словам:
храбрец, быстро, обожать.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Пога Дарья СергеевнаНаписать 5301 22.01.2019
Номер материала: ДБ-387018
- Русский язык
- 5 класс
- Тесты
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 09.01.2019 1821
- 06.12.2018 459
- 11.10.2018 188
- 13.07.2018 3769
- 10.07.2018 496
- 30.05.2018 323
- 24.04.2018 519
- 19.03.2018 405
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах
Время чтения: 1 минута
В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Укажите слова которые не являются синонимами
– смысловые (отличающиеся оттенками значения): гнев – ярость-,
– стилистические (отличающиеся экспрессивной окраской, принадлежностью к определенному стилю): смотреть – зырить ;
– абсолютные (не отличающиеся экспрессивной окраской, оттенками лексического значения и стилевой закрепленностью): бегемот – гиппопотам.
По морфемному составу синонимы могут быть однокорневыми ( неграмотный – безграмотный) и разнокорневыми ( плохой – ужасный, отвратительный).
Несколько слов-синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения ( смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – разговорное, просторечное).
Функции синонимов в речи:
Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению ( правда – ложь).
Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставление).
– качественные ( плохой – хороший);
– количественные ( много – мало);
– временные (рано – поздно);
– пространственные ( далеко – близко);
– отвлеченные понятия ( добро – зло);
– действия, состояния ( приходить – уходить; заболеть – выздороветь).
Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но различны по значению ( кок – род прически, кок – повар на судне). Лексические значения омонимов не связаны между собой.
Омонимы в языке появляются в результате:
– заимствования слов из других языков (кок);
– превращения одного из лексических значений многозначного слова в самостоятельное ( коса – «заплетенные волосы»; коса – «сельскохозяйственное орудие»);
– словообразования (посол – «должность дипломата»; посол – «соление чего-либо»).
Существуют следующие разновидности омонимов:
– лексические омонимы ( косить траву косой – девичья коса);
– омоформы (мой руки – мой пиджак);
– омофоны ( леса – лиса);
– омографы ( мука – мука).
Отличайте омонимы от многозначных слов: в многозначных словах значения связаны между собой, омонимы же – разные слова, между которыми нет ничего общего (норка – «животное семейства куньих», норка – жилище животного).
К омонимам примыкают паронимы – слова с различным написанием и схожим звучанием (рассвет – расцвет, весело провести время – мало весило). Близость паронимов по звучанию и написанию может привести к лексическим ошибкам (Сравните: «утверждающий ответ» вместо правильного: «утвердительный ответ»).
ТЕСТ
1. В каких рядах не все слова являются синонимами?
а) красивый, великолепный, привлекательный
б) добросердечный, милосердный, гуманный
в) решительный, настойчивый, вызывающий
г) смелый, отважный, храбрый
2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
3. Укажите в синонимическом ряду слова, которые являются разговорными.
4. Какая пара слов не является антонимами?
а) хитрый, настойчивый
б) заботливый, равнодушный
в) настойчивый, безынициативный
г) редкий, частый
5. Укажите слово, имеющее омонимы.
6. Укажите, чем являются данные пары слов: рассвет – расцвет.
Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать). Лексическое значение имеет фразеологизм в целом: «за тридевять земель» – далеко.
Среди фразеологизмов выделяют:
– фразеологические сращения (фразеологические обороты, в которых значение фразеологизма не мотивировано значением входящих в него слов): «заморить червячка»;
– фразеологические единства (фразеологические обороты, в которых каждое из входящих в него слов сохраняет образное значение, мотивирующее общий смысл): «вставлять палки в колеса»;