21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы

Русский язык. 11 класс

Конспект урока

Русский язык

Тема урока: Синтаксическая синонимия

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

На уроке изучается явление синтаксической синонимии, рассматриваются наиболее распространенные синонимические конструкции и примеры и средства синонимической трансформации словосочетаний и предложений

Цель урока — рассмотреть явление синтаксической синонимии в его многообразии.

На ходе уроке вы научитесь:

  • выявлять синтаксические синонимы;
  • различать способы синонимической трансформации;
  • использовать средства синонимической трансформации словосочетаний и предложений.

Глоссарий по теме

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя учение о словосочетании и учение о предложении.

Синтаксические синонимы – синтаксические единицы, разные по строению, но близкие по смыслу.

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

  1. Сухотин В.П. Синтаксическая синонимика в современном русском литературном языке. М.: АН СССР, 1960 – 160 с.
  2. Шендельс Е.П. Понятие грамматической синонимии // НДВШ. Филологические науки. 1959. № 1. С. 68-81.

Электронные ресурсы:

Бабиян Т. В., Борисенко В. А., Жарина О. А. К вопросу о синтаксической синонимии в зарубежной и отечественной лингвистике // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 922-924. — URL https://moluch.ru/archive/102/23317/ (дата обращения: 25.11.2018).

Чуланова А. П. К вопросу о целесообразности и значении термина «синтаксическая синонимия» // Вестник Томского государственного университета. — № 320 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tselesoobraznosti-i-znachenii-termina-sintaksicheskaya-sinonimiya (дата обращения: 25.11.2018).

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Согласно Словарю лингвистических терминов Д. Э. Розенталя, синтаксические синонимы, или синонимические конструкции, — это конструкции, совпадающие по своему значению при различии формального построения, выраженные единицами одинакового синтаксического уровня. Синтаксические синонимы основываются на тождестве содержания и лексического состава, близости основного грамматического значения. В качестве синонимических конструкций можно использовать словосочетания с разными видами связи; односоставные и двусоставные предложения; разные виды сложных предложений; простые и сложные предложения; причастные и деепричастные обороты, заменяющие придаточные предложения; прямую и косвенную речь.

Статья в тему:  Какой синоним иноязычный

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Установите соответствия между примерами предложений и характеристикой возможных синтаксических синонимов.

Характеристика синтаксического синонима

Я не хочу играть в теннис.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени можно заменить простым предложением с деепричастным оборотом.

Петя, за тобой пришли родители!

Сложное бессоюзное предложение можно заменить сложноподчиненным.

Я расстроился, когда допустил ошибку в диктанте.

Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным безличным.

Я перешел в новую школу и поразился: здесь никто не задавал домашних заданий.

Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным неопределенно-личным.

Характеристика синтаксического синонима

Я не хочу играть в теннис.

Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным безличным.

Петя, за тобой пришли родители!

Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным неопределенно-личным.

Я расстроился, когда допустил ошибку в диктанте.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени можно заменить простым предложением с деепричастным оборотом.

Я перешел в новую школу и поразился: здесь никто не задавал домашних заданий.

Сложное бессоюзное предложение можно заменить сложноподчиненным.

Заполните пропуски в комментарии к предложениям с синтаксическими синонимами.

  1. Ребята обсудили сценарий концерта на Новый год и решили сделать ставку на чтение стихов с выражением.
  2. Обсудив сценарий новогоднего концерта, ребята решили сделать ставку на выразительное чтение стихов.

Во втором предложении однородные ___________ заменены на сказуемое и ___________, а словосочетания с ___________ заменены на словосочетания с __________.

Элементы для подстановки: подлежащие, деепричастный оборот, управлением, сказуемые, примыканием, глаголы, согласованием, причастный оборот.

сказуемые, деепричастный оборот, управлением, согласованием.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Соотнесите предложения с прямой речью со средствами, которые бы вы использовали для перевода прямой речи в косвенную.

А. Учительница зашла в кабинет и сказала: «Достаньте двойные листочки!»

Б. Учительница зашла в кабинет и спросила: «У вас есть двойные листочки?»

В. Учительница зашла в кабинет и сообщила: «Сегодня контрольная».

Односоставные и двусоставные предложения с примерами. Конспект урока в 8 классе

  1. Двусоставные предложения
  2. Односоставные предложения
    1. Виды односоставных предложений схема и таблица с примерами
    2. Односоставные предложения видео
  3. Конспект урока 8 класс
Статья в тему:  Что такое стяжательство синонимы

Двусоставные предложения

Главным отличием двусоставного предложения от односоставного является наличие подлежащего и сказуемого. То есть в нем имеются оба главных члена.

Сегодня Роман не выполнил домашнее задание.

Отогревшись, божья коровка выползла на камень.

Односоставные предложения

Имеют лишь один из главных членов предложения. Они имеют законченную мысль и понятны вне текста.

Зимой поеду в горы.

Виды односоставных предложений схема и таблица с примерами

Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).

Схема видов односоставных предложений.

Итак, есть пять видов:

  • назывные, их еще называют номинативными;
  • обобщенно-личные;
  • неопределенно-личные;
  • определенно-личные;
  • безличные.

В нашей общей таблице мы объединим все виды.

Односоставные предложения. Таблица с примерами.

В речи односоставные и двусоставные предложения вступают в синонимические отношения: мы можем передать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями, то есть синтаксическими синонимами.

Наступил вечер. (Двусоставное).

Вечер. (Односоставное назывное).

Вечереет. (Односоставное безличное).

Односоставные предложения видео

Конспект урока 8 класс

  • обобщение изученного материала по односоставным предложениям;
  • отработка умения определять виды односоставных предложений, употреблять в речи двусоставные и односоставные, разных видов в качестве синонимичных конструкций;
  • развитие умения работы в парах.

Урок обобщения и систематизации знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры.

В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.

Ответ учащегося по таблице (класс участвует: приводят примеры из домашнего задания, придумывают свои).

Создание проблемной ситуации:

-Для чего используются в речи односоставные предложения?

-Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение?

Статья в тему:  Синоним слова несмотря на то что

Это – тема нашего сегодняшнего урока.

(Объявление темы, обратить внимание на организацию работы на уроке: работа в парах).

Задания (распечатаны по количеству пар):

(Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)

Вариант 1: Мне хочется научиться кататься на коньках. Пете вчера нездоровилось. Детям не хочется возвращаться домой из лагеря.

Вариант 2: В лагере из-за угрозы эпидемии запрещено навещать детей. Было приказано объявить карантин. Рекомендовано всем пользоваться марлевыми повязками.

Вариант 3: Снег укрыл озимые.- Снегом укрыли озимые. – Снегом укрыло озимые. Песок потушил огонь. – Песком потушили огонь. – Песком потушило огонь. Взрыв уничтожил здание.- Взрывом уничтожили здание. – Взрывом уничтожило здание.

Вариант 4: В окно дует. В трубе воет. Где-то грохочет.

Вариант 5: Тебе весело. Тебе видно надпись? Можно мне позвонить?

Вариант 6: Вам меня не убедить. Тебе на собрании выступать первым. Нам бы побеседовать с тобой перед уроком.

На выполнение заданий отводится 3-5 минут. 4-е и 5-е задания можно дать более слабым ученикам, 3-е – сильным. При проверке один ученик из пары записывает один пример на доске, второй – читает все предложения, отвечает на вопрос об их значениях. Класс записывает пример с доски.

Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.

«Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах).

Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.

На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега.
Середина января, а на полях почти нет снега. [ ], а [ ].
Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное.

Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.

Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.

Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.

Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой.

Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются?

(Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной).

Наблюдения над приемами создания выразительности в художественном тексте (отрывки предварительно записаны на закрытой части доски).

От подступившей тучи.

В природе все затмилось.

Вдруг молнии копье,

Пожелтело за лесом болотце.

И в осенней лазури небес

Журавлиная ниточка вьется.

Посмотри и послушай, мой друг,

Как кричат эти мудрые птицы,

Улетая на солнечный юг,

Чтоб на север потом возвратиться.

О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке – безличное, во втором – безличное как часть сложного).

Итоги урока, оценивание, рефлексия.

Домашнее задание: упр. 141 (подготовка к уроку развития речи). Прочитайте текст. Почему он так называется? Выполните задания:

Текст упражнения 141

Спасибо огромное! Все очень понятно и доступным языком разложено по полочкам. Как раз то, что мы искали!
За примеры отдельное спасибо, с ними намного наглядней и быстрее понимаешь что к чему)

Иногда беру учеников — просят знакомые помочь к ЕГЭ подготовиться, хотя давно уже в школе не работаю. Такие материалы — незаменимое подспорье. Иногда всю голову сломаешь, как объяснить просто и в двух словах. А тут — готовое объяснение с примерами. Спасибо!

В видеоуроке непонятно, почему предложение с обстоятельством является неполным, а не назывным. Как это объяснить ребёнку?

Дело в том, что обстоятельство в предложении зависит от сказуемого и его наличие в предложении говорит о том, что сказуемое есть, но оно пропущено. Сказуемое можно восстановить по смыслу: На реке СТОЯЛА тишина. Пропуском сказуемого объясняется и постановка тире в этом предложении.

Сайт достаточно молодой и только начинает развиваться. Поэтому буду благодарна, если вы выскажете свое мнение. Полезным ли оказался ваш визит сюда? Если не нашли нужного материала, поделитесь, учту в дальнейшей работе.

  • Сценарий литературной гостиной, посвящённой дню рождения М. .
  • Правила оформления печатных знаков: точка, тире, пробелы, ка.
  • Правила сокращения слов – руководство для пишущих, объясняющ.
  • Исследовательская работа «Роль современной журналистики в во.
  • Конкурсная работа на тему «Диалог с классиком».
  • Cценарий
  • Работы учащихся
  • Русская литература
  • Русский язык

Уважаемая Ольга Анатольевна! Большое вам …

Простым и понятным языком очень доступно …

Нет, не безличное, это двусоставное пред …

Рада помочь, пользуйтесь, желаю успеха!

Отличный материал. Наглядно и почти исче …

Здравствуйте, уважаемый гость! Я рада приветствовать вас на своем сайте. Надеюсь, что Вы сможете здесь найти для себя интересный и полезный материал. Если есть предложения или вопросы, пишите, буду рада общению, обмену идеями.

С ув. Ольга Дьяченко.

Все материалы на сайте защищены авторским правом. При копировании или использовании обязательна активная ссылка на источник с оригиналом статьи.

На сайте используются авторские картинки, а также фото, взятые из открытых источников. Если какое-то изображение используется мной с нарушением Ваших авторских прав, прошу сообщить об этом по обратной связи, проблема будет устранена.

Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.

Тема: Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.

Цели: развитие умений классифицировать, опознавать различать односоставные и двусоставные предложения; сравнивать синонимию односоставных и двусоставных предложений.

1. Орг. момент

2. Проверка д/з

3. Актуализация знаний.

1. Терминологический опрос

1. Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя учение о словосочетании и учение о предложении… (синтаксис)

2. Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов, называется …(двусоставное).

3. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого, называется …(односоставное).

4. В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего… (безличное).

5. Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определённое лицо…(определённо-личное).

6. Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму третьего лица множественного числа… (неопределенно-личное).

Мы с вами знаем, что различают пять типов односоставных предложений.

Разновидности односоставных предложений классифицируются по главному члену предложения.

– Нарисуем кластер.

Односоставные предложения

Подлежащее Сказуемое

Назывное Безличное

Определенно- Неопределенно- Обобщенно-

личное личное личное

Определите типы предложений.

1. Сырая земля упруга под ногами. – двусоставное.

2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? – определённо-личное.

3. Мне холодно. – безличное.

4. Нужны песок, лопата. – двусоставное.

5. И на обломках самовластья напишут наши имена! – неопределённо-личное.

6. Недвижный камыш. – назывное.

7. И сердцу так грустно. – безличное.

8. Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение. – определённо-личное.

9. Завьюжило не на шутку. – безличное.

10. Вот и знакомый дом. – назывное.

11. Меня здесь ждут. – неопределённо-личное.

4. Объяснение нового материала.

А теперь, обратите внимание на тему нашего урока. Для того, чтобы нам его начать, необходимо, в первую очередь, вспомнить что такое синонимы и определить, что же такое синтаксическая синонимия? (Синонимическая синонимия – это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения).

Для русского языка характерна синонимия односоставных и двусоставных предложений. Покажем это на экспериментальных примерах двусоставных предложениях, соотносительных с односоставными.
Односоставные предложения. Двусоставные предложения
1. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копны свежие(Ес.)
1. Я знаю, ты выйдешь.
2. Что новенького в газетах пишут? (Шол.)
2. Что новенького пишут газеты?
3. Жила я радостно, по-детски – проснешься утром и запоешь (Ч.).
3. . Я, бывало, просыпалась утром и пела.
4. Мне вздумалось сорвать этот репей (Л. Т.)
4. Я вздумал сорвать этот репей.
5. Все мне видится Павловск холмистый (Ахм.)
5. Все я вижу Павловск холмистый.

5. Первичное закрепление.

Игра «Редактор» . Ребята, вам дан текст. Внимательно прочитайте его. Что вы можете сказать о нем? Необходимо отредактировать данный текст, заменив двусоставные предложения односоставными, где это возможно, чтобы получился хороший текст. Запишите его.

Наступило утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать ещё, но надо вставать. Все равно я буду разбужен. Я должен поспеть к восьми часам в школу. Я люблю учиться в школе, потому что там имею много друзей. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел бы, чтобы учитель не спросил меня по геометрии. Вчера я имел мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.

Возможный вариант .

Утро. Я встаю в семь часов. Хотелось бы поспать ещё, но надо вставать. Все равно меня разбудят. Мне необходимо поспеть к восьми часам в школу. Мне нравится учиться в школе, потому что там имею много друзей. Быстро завтракаю и выхожу из дома. Мне очень весело. Сегодня буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Хотелось бы, чтобы меня не спросили меня по геометрии. Вчера у меня было мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.

Скажите, пожалуйста, в чем отличие этих двух текстов? ( Речь становится более живой, экспрессивной, предает чувства говорящего; отсутствуют повторы – местоимение «я»).

6. Итог урока . Рефлексия. После всей проделанной работы ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какой тип простых предложений стоило бы сохранить в русском языке, если бы представилась такая возможность? Двусоставные или односоставные? Почему? (Нужны все предложения).

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

«Русский язык» Сборник упражнений В.Т. Воителева

Стр. 164, упр. 360

Напишите сочинение на тему «Доброе слово: оно необходимо каждому». Используйте односоставные и двусоставные предложения.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи

Содержимое разработки

Тема урока: «Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи»

Синонимия односоставных предложений.

Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы(для ознакомления с материалом переходите по ссылке) https://www.youtube.com/watch?v=vvwbs8gBwoo

использование односоставные предложения в разных типах и стилях речи

Использование неполных предложений в речи

Домашнее задание

Синонимия односоставных предложений

По структуре простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Односоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из одного члена: либо только подлежащего, либо только сказуемого. Нельзя гладить кота против шерсти. В этом предложении есть только один главный член — сказуемое нельзя гладить. Чёрный кот. В этом предложении есть только один главный член — подлежащее кот.
Двусоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов: и подлежащего, и сказуемого. Наш кот подолгу смотрит в окно. В этом предложении два главных члена: подлежащее — кот, сказуемое — смотрит. Ловить мышей — себя не уважать. В этом предложении тоже два главных члена: подлежащее — ловить, сказуемое — не уважать.
Если в предложении есть несколько однородных подлежащих приотсутствии сказуемого или несколько однородных сказуемых при отсутствии подлежащего, такое предложение тоже является односоставным.
2. СИНОНИМИЯ ОДНОСОСТАВНЫХ И ДВУСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Для русского языка характерна синонимия односоставных и двусоставных предложений. Покажем это на экспериментальных примерах двусоставных предложениях, соотносительных с односоставными.
Односоставные предложения. Двусоставные предложения
1. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копны свежие(Ес.)
1. Я знаю, ты выйдешь.
2. Что новенького в газетах пишут? (Шол.)
2. Что новенького пишут газеты?
3. Жила я радостно, по-детски – проснешься утром и запоешь (Ч.).
3. . Я, бывало, просыпалась утром и пела.
4. Мне вздумалось сорвать этот репей (Л. Т.)
4. Я вздумал сорвать этот репей.
5. Все мне видится Павловск холмистый (Ахм.)
5. Все я вижу Павловск холмистый.

Нередко синонимизируются и разные типы односоставных предложений, например определенно-личные – безличные: Дыши последней свободой (Ахм.). – Надо дышать последней свободой; Не мучь меня больше (Ахм.). – Не надо мучить меня больше; неопределенно-личные – безличные: Близким говорят правду. – Близким принято говорить правду; обобщенно-личные – безличные: Говори, да не заговаривайся (посл). – Говорить можно, да не надо заговариваться; Озвереешь в такой жизни (М. Г.). – Можно озвереть в такой жизни; . Нарочно лезет под колеса, а ты за него отвечай (Дост.). – . А тебе за него приходиться отвечать; номинативные – безличные: Тишина. – Тихо; Озноб, лихорадка. – Знобит, лихорадит; инфинитивные – безличные: Не нагнать тебе бешеной тройки (Н.). – Невозможно нагнать тебе бешеную тройку.
3. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Богатство вариантов создает широкие возможности для стилистического отбора синтаксических конструкций. Причем синтаксические синонимы (как это легко было заметить по нашим примерам) далеко не равноценны в стилистическом отношении. Рассмотрим односоставные предложения.
Выделяют следующие виды односоставных предложений:

определенно-личные

неопределенно-личные

инфинитивные

номинативные

Определенно-личные предложения – это такие односоставные предложения, в которых главный член и указывает на определенное действующее лицо и выражен личной формой глагола (1 или 2 лицо). Н-р: Люблю грозу в начале мая – здесь форма гл.-сказ. указывает на определенное лицо – на самого говорящего. Главные член опред.-личн. предл. чаще всего выражен гл. 1л. и 2л. ед. или мн.ч. наст. или буд. времени, а также гл. пов. накл., н-р: Иду по дороге. Сидим, думаем, пишем. Не остуди свое сердце, сынок! Такие односоставные предложения синонимичны двусоставным предложениям: Иду по дороге – Я иду по дороге. Употребляются в официальной речи, в деловом стиле и в худ. литературе.

Неопределенно-личные предложения – это такие односоставные предложения, в которых действие, выраженное формами сказуемого, относится к неопределенному лицу. Например: В дверь стучат (кто-то неопределенный). Главный член чаще всего выражен формой 3 л. мн. ч. наст. или буд. врем., гл. мн. ч. прош. врем., гл. в сослаг. наклонении. Напр.: Вас ждут в аудитории. Тебе передали книгу (передадут). Если бы меня спросили, я бы ответил согласием.

Безличными называются такие односоставные предложения, в которых главный член обозначает действие или состояние, существующее независимо от идеи лица, пример: Уже светало. Было морозно и ясно. В безличных предложениях называются явления природы (Морозит), физические и психические состояния человека (Мне скучно), состояние среды, оценка обстановки (Холодно. Хорошо думается на степных дорогах), модальные отношения (Захотелось есть) и др. Сказуемое в безличн. предл выражается безличным глаголом (Светает), личным глаголом в безличном значении (На чердаке застучало), словами категории состояния (До чего же хорошо кругом!), кратким страдательным причастием прош. врем. (Решено пойти на экскурсию), отрицательным словом (Покоя нет). Чаще всего употребляются в худ. лит. (точность, сжатость).

Инфинитивные – это такие предложения, в которых главный член выражен независимым инфинитивом и обозначает необходимое, неизбежное или желательное действие, н-р: Тебе начинать! От безличных они отличаются тем, что в безл. инфинитив зависимый, а в инфинитивных – независимый: Вам рассказать об этом? – инф. и Вам следует (нужно) рассказать об этом? – безличн.

Номинативные (назывные)– это такие предложения, в которых главный член выражен именительным падежом имени и обозначает бытие предметов, явлений, состояний, н-р: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок). Главный член совмещает значение субъекта и его бытия. Различают следующие типы предложений: номинативные бытийные: Ночь. Улица; номинативные указательные: Вон звездочка; номинативные эмоционально-оценочные: Ну что за шейка! Что за глазки! (Крылов).

4.Использование неполных предложений в речи

Полные и неполные предложения разграничиваются по наличию или отсутствию тех или иных необходимых членов предложения.

Неполные предложения – это предложения, в которых отсутствуют какие-либо структурно необходимые члены, главные или второстепенные.

Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения .

Неполные предложения характерны прежде всего для разговорной речи и широко используются в художественной литературе при передаче диалога:

А дом этот давно стоит?

Давно. (И. Тургенев)

Вы прочитали?

Записку (К. Федин).

Ответная реплика в первом примере – неполное предложение , в котором опущено подлежащее, сказуемое и определение.

Во втором примере все три реплики являются неполными предложениями : в первой реплике пропущено дополнение, в двух других – грамматическая основа.

Неполные предложения встречаются и в письменной монологической речи, где они восстанавливаются из контекста:

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, ядовольно плохо, по обыкновению (И. Тургенев).

Во второй части этого сложного предложения пропущено сказуемое стрелял, которое легко восстанавливается из предыдущего предложения.

Особой разновидностью неполных предложений являются эллиптические предложения.

Эллиптические предложения являются структурно неполными (в них отсутствует глагольное сказуемое, которое не упоминается в контексте), однако смысл такого предложения ясен и вне контекста. Эта понятность объясняется тем, что общее значение пропущенного глагола-сказуемого подсказывается имеющимися членами предложения. Наиболее часто в эллиптических предложениях отсутствуют глаголы движения, речи и глаголы со значением, близким к давать и брать: Тёркиндальше, авторвслед (А. Твардовский); «Ты о войне?» – с невинным любопытством спросила Юлия Павловна (К. Федин); «Бабы, воды!»кричал он (А. Чехов).

Не являются неполными предложения с нулевой связкой в составном именном сказуемом: Книгаисточник знаний.

Упражнение №2. По данному образцу составьте двусоставные предложения и замените их односоставными, используя преимущественно глаголы. В чем различие между односоставными и двусоставными предложениями.

Двусоставные

Односоставные

1). Солнце поднялось из-за гор.

2). Наступил вечер.

Упражнение 4.

Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.

Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)

Синонимия односоставных и двусоставных предложений

Тема
Синонимия односоставных и двусоставных предложений
ВВЕДЕНИЕ
Изучение стилистического использования различных типов предложений выдвигает на первый план функционально-стилевой аспект. Для стилистической оценки того или иного типа предложения важно определить его употребительность в разных стилях речи. Функциональные стили характеризуются избирательностью употребления простых и сложных,односоставных и двусоставных предложений. При стилистическом анализе разных типов предложений важно также показать их экспрессивные возможности, от которых зависит обращение к то или иной конструкции в определенной речевой ситуации. Русский синтаксис предоставляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли.

1. ЧТО ТАКОЕ ДВУСОСТАВНОЕ И ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
По структурепростые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Односоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из одного члена: либо только подлежащего, либо только сказуемого. Нельзя гладить кота против шерсти. В этом предложении есть только один главный член — сказуемое нельзя гладить. Чёрный кот. В этом предложении есть только один главный член — подлежащее кот.
Двусоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов: и подлежащего, и сказуемого. Наш кот подолгу смотрит в окно. В этом предложении два главных члена: подлежащее — кот, сказуемое — смотрит. Ловить мышей — себя не уважать. В этом предложении тоже два главных члена: подлежащее — ловить, сказуемое — не уважать.
Если в предложении есть несколько однородных подлежащих приотсутствии сказуемого или несколько однородных сказуемых при отсутствии подлежащего, такое предложение тоже является односоставным.
2. СИНОНИМИЯ ОДНОСОСТАВНЫХ И ДВУСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Для русского языка характерна синонимия односоставных и двусоставных предложений. Покажем это на экспериментальных примерах двусоставных предложениях, соотносительных с односоставными.
Односоставные предложенияДвусоставные предложения
1. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копны свежие(Ес.)
1. Я знаю, ты выйдешь.
2. Что новенького в газетах пишут? (Шол.)
2. Что новенького пишут газеты?
3. Жила я радостно, по-детски – проснешься утром и запоешь (Ч.).
3. . Я, бывало, просыпалась утром и пела.
4. Мне вздумалось сорвать этот репей (Л. Т.)
4. Я вздумал сорвать этот репей.
5. Все мне видитсяПавловск холмистый (Ахм.)
5. Все я вижу Павловск холмистый.
6. Мне не жить без России (Пр.).
6. Я не смогу жить без России.
7. Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами (Ахм.).
7. Вот передо мной лежит эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.
8. Не спится, няня. (П.).
8. Я не могу уснуть.
Нередко синонимизируются и разные типы односоставных предложений, например определенно-личные – безличные:Дыши последней свободой (Ахм.). – Надо дышать последней свободой; Не мучь меня больше (Ахм.). – Не надо мучить меня больше; неопределенно-личные – безличные: Близким говорят правду. – Близким принято говорить правду; обобщенно-личные – безличные: Говори, да не заговаривайся (посл). – Говорить можно, да не надо заговариваться; Озвереешь в такой жизни (М. Г.). – Можно озвереть в такой жизни; . Нарочнолезет под колеса, а ты за него отвечай (Дост.). – . А тебе за него приходиться отвечать; номинативные – безличные: Тишина. – Тихо; Озноб, лихорадка. – Знобит, лихорадит; инфинитивные – безличные: Не нагнать тебе бешеной тройки (Н.). – Невозможно нагнать тебе бешеную тройку.
3. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Богатство вариантов создает широкие возможности длястилистического отбора синтаксических конструкций. Причем синтаксические синонимы (как это легко было заметить по нашим примерам) далеко не равноценны в стилистическом отношении. Рассмотрим односоставные предложения.
Определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность; не случайно этот тип односоставных.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Двусоставные и односоставные предложения

Что нужно знать

Что вы узнаете

  • Что такое двусоставное и односоставное предложения
  • Виды односоставных предложений
  • Как отличить односоставное предложение от двусоставного неполного

Что такое двусоставное и односоставное предложения?

По структуре простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Односоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из одного члена: либо только подлежащего, либо только сказуемого.

Нельзя гладить кота против шерсти. В этом предложении есть только один главный член — сказуемое нельзя гладить .

Чёрный кот. В этом предложении есть только один главный член — подлежащее кот .

Двусоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов: и подлежащего, и сказуемого.

Наш кот подолгу смотрит в окно. В этом предложении два главных члена: подлежащее — кот , сказуемое — смотрит .

Ловить мышей — себя не уважать. В этом предложении тоже два главных члена: подлежащее — ловить , сказуемое — не уважать .

Если в предложении есть несколько однородных подлежащих при отсутствии сказуемого или несколько однородных сказуемых при отсутствии подлежащего, такое предложение тоже является односоставным.

Мне самому не хочется уезжать. (А.П. Чехов. «Чайка»)

Определите вид этого предложения.

Определите вид этого предложения.

Прелестный подарок! (А.П. Чехов. «Чайка»)

Определите вид этого предложения.

Виды односоставных предложений

Односоставные предложения делятся на глагольные и субстантивные. В глагольных односоставных предложениях главный член — сказуемое. В субстантивных односоставных предложениях главный член — подлежащее.

Глагольные односоставные предложения в свою очередь делятся на определенно-личные, неопределенно-личные и безличные. Иногда также выделяют обобщенно-личные предложения.

Односоставные глагольные

Определенно-личное предложение — односоставное предложение с главным членом — сказуемым, выраженным глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголом в форме повелительного наклонения. Сказуемое обозначает действие говорящего или его собеседника.

Если в предложение можно подставить местоимения я , ты , мы , вы и смысл от этого не изменится, то это определенно-личное предложение.

Люблю вкусно поесть. В этом предложении сказуемое выражено глаголом в форме 1-го лица. Можно дополнить предложение местоимением я .

Уважайте котов! В этом предложение сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения.

Давай поедем в Гондурас! В этом предложении сказуемое также выражено глаголом в форме повелительного наклонения.

Неопределенно-личное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, которое обозначает действие или состояние неопределенного лица. Сказуемое в таких предложениях выражено глаголом в форме 3 лица мн. числа в настоящем или будущем времени или в форме мн. числа в прошедшем времени.

Тебе будут платить стипендию.

По улицам слона водили.

Безличное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия субъекта действия (подлежащего). В таком предложении нет и не может быть подлежащего.

Сказуемое в таких предложениях может быть выражено:

а) предикативным наречием или сочетанием предикативного наречия ( нельзя , можно , нужно и др.) и неопределенной формы глагола

На ноль делить нельзя.

Коту скучно сидеть взаперти.

В комнате холодно.

б) безличным глаголом в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме среднего рода ед. числа в прошедшем времени (или сочетанием такого глагола и неопределенной формы глагола)

Очень хочется шоколада.

Хотелось уехать далеко-далеко.

в) личным глаголом в безличном значении (например, при обозначении природного явления или изменения времени суток) в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме среднего рода ед. числа в прошедшем времени

После отмены перехода на зимнее время зимой темнеет совсем рано.

г) неопределенной формой глагола

Нет правды на земле. (А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери») В этом предложении сказуемое — слово нет .

Обобщенно-личное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, действие которого потенциально относится к любому лицу.

По форме такие предложения похожи на определенно-личные или неопределенно-личные.

Слезами горю не поможешь. Это предложение по форме является определенно-личным.

Дареному коню в зубы не смотрят. Это предложение по форме является неопределенно-личным.

Не все лингвисты выделяют обобщенно-личные предложения в отдельную категорию.

Односоставные субстантивные

Самый распространенный тип односоставных субстантивных предложений — назывные предложения.

Назывное предложение — это односоставное предложение с главным членом — подлежащим, обозначающим наличие, существование предмета или явления. Подлежащее в таких предложениях выражено именем существительным, личным местоимением, субстантивированной частью речи, имеющими форму именительного падежа, а также количественно-именным сочетанием, главное слово в котором стоит в именительном падеже.

Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок) Это сложное бессоюзное предложение, каждая часть которого является односоставным назывным предложением, а не простое предложение с четырьмя однородными подлежащими.

Поедем в Царское Село! (О. Мандельштам)

Определите вид этого предложения.

Утро. Молоко с голубоватой пенкой. Лай собак, позвякиванье ведер. (С. Довлатов. «Заповедник»)

Определите вид этих предложений.

Сердцу будет веселей. (А.С. Пушкин. «Зимний вечер»)

Определите вид этого предложения.

Двусоставные неполные предложения

Следует различать односоставные предложения и двусоставные неполные.

Неполное предложение — это предложение, в котором опущен один из членов предложения (главный или второстепенный).

Такие предложения часто встречаются в разговорной речи.

— Что тебе подарить?
— Щенка.
Второе предложение в этом диалоге является неполным. Его значение понятно из контекста. В этом предложении пропущено сказуемое подари и дополнение мне . Полное предложение звучало бы так: «Подари мне щенка».

Если в двусоставном предложении пропущено подлежащее или сказуемое, то такое двусоставное неполное предложение можно перепутать с односоставным.

Признаки неполного предложения

  • Ощущается пропуск слова. При этом пропущенное слово можно восстановить из предыдущих предложений или из ситуации речи.

О пропуске члена предложения может свидетельствовать тире. Рассмотрим предложение « Мама хочет пойти на балет, а папа — на футбол » . Во второй части этого предложения пропущено сказуемое хочет пойти . Однако предложение с тире может быть и полным. Например, предложение « Васька — кот » полное.

  • В предложении есть второстепенные члены, которые могут относиться только к пропущенному члену предложения.

— Ты куда?
— Я в магазин.
Во втором предложении обстоятельство ( в ) магазин может относиться только к пропущенному сказуемому иду или пойду . Это двусоставное неполное предложение.

  • В предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме ед. числа в прошедшем времени. Исключение составляют безличные глаголы (например, полагается, запрещается, светает) и личные глаголы в безличном значении (например, темнеет ).

Новичок оказался хорошим боксером. Пришел и сразу всех победил. Во втором предложении пропущено подлежащее он . Это двусоставное неполное предложение.

Соседский кот целый день спит. Иногда просыпается и просит есть. Во втором предложении пропущено подлежащее он . Это двусоставное неполное предложение.

Иногда только из контекста можно понять, является ли предложение односоставным или двусоставным неполным. Рассмотрим предложение « Играют на пианино », употребленное в разных ситуациях.

— Что это за музыка?
— Играют на пианино .
Второе предложение односоставное неопределенно-личное, так как лицо, совершающее действие, не определено.

— Чем занимаются ваши дети?
— Играют на пианино.
Второе предложение двусоставное неполное, так как речь идет о детях одного из собеседников.

Предложение со сказуемым, выраженным глаголом в форме множ. числа в прошедшем времени, тоже может быть односоставным неопределенно-личным или двусоставным неполным в зависимости от контекста.

В нашей квартире темно, потому что напротив построили дом.
Вторая часть этого сложного предложения — односоставное неопределенно-личное, так как лицо, совершающее действие, не определено.

— Что вы сделали за прошлый год?
— Построили дом .
Из контекста понятно, что дом построил говорящий (и, вероятно, его семья), поэтому это предложение не может быть неопределенно-личным. Это двусоставное неполное предложение.

Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин. «Медный всадник»)

Синонимика односоставных и двусоставных предложений

На данном уроке ученики вспомнят виды односоставных предложений, научатся отличать их от синонимичных двусоставных.

Просмотр содержимого документа
«Синонимика односоставных и двусоставных предложений»

Тема урока: Синонимика односоставных и двусоставных предложений

Школа:

ФИО учителя:

КЛАСС: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения,которые необходимо достичь на данном уроке

Повторить и закрепить знания о двусоставных и односоставных предложениях; научить различать синонимичные односоставные и двусоставные предложения, конструировать предложения.

Цели обучения

Знают, какие предложения односоставные, а какие двусоставные; знают виды односоставных предложений; понимают, как отличить односоставные предложения от синонимичных им двусоставных; умеют выделить в предложениях грамматическую основу, составлять односоставные предложения, конструюровать односоставные

Предложения.

предложения от двусоставных

Языковая цель

Ключевые слова и фразы: односоставные и двусоставные

предложения

предложения, грамматическая основа, синонимика.

Предыдущее обучение

Главные и второстепенные члены предложения

Планируемые сроки

Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями)

Оргмомент. Создание позитивной обстановки «Комплимент»

Словарная работа (Двое учащихся работают у доски).

Ж…стокий, бе…жалостный, бес…ердечный, бе…человечный, свирепый.

Б…яться, оп…саться, р…беть, тр…петать, уж…саться.

ИР. Работа по материалу урока. Метод «Инсерт».

ГР. «Толстые и тонкие вопросы»

ИР, ГР.,КР, Выполнение заданий

Данные неопределённо-личные предложения заменить синонимичными двусоставными предложениями.

Образец. Спустили трап, и мы поднялись на палубу. Был спущен трап, и мы поднялись на палубу.

1) Потушили огни, и все легли спать.

2) О новом фильме много писали, и мы решили его посмотреть.

Данные неопределённо-личные предложения заменить синонимичными двусоставными предложениями.

Образец. Спустили трап, и мы поднялись на палубу. Был спущен трап, и мы поднялись на палубу.

1) Вынули вторые рамы, и весна ворвалась в комнату.

2) Вечером зажгли свечи, и он ещё долго глядел на голубые трепещущие огоньки.

2. Заменить каждое из предложений в составе сложного безличным.

Образец. Повеял тёплый ветер, надвинулись тучи, и наступила темнота. Повеяло тёплым ветром, нагнало тучи, и стемнело.

Набережная опустела, и я вдруг почувствовал нестерпимую грусть.

2. Заменить каждое из предложений в составе сложного безличным.

Образец. Повеял тёплый ветер, надвинулись тучи, и наступила темнота. Повеяло тёплым ветром, нагнало тучи, и стемнело.

Неожиданно закапал дождь, и через минуту я вымок до последней нитки.

3. Простое предложение заменить сложным так, чтобы одно из них стало безличным

Образец. Я заплакала и почувствовала облегчение. Я заплакала, и мне стало легче.

Я хотел выполнить эту работу сам и сказал об этом отцу.

3. Простое предложение заменить сложным так, чтобы одно из них стало безличным

Образец. Я заплакала и почувствовала облегчение. Я заплакала, и мне стало легче.

Ребёнок был возбуждён и не хотел спать.

4. Придумать все возможные виды односоставных предложений на заданную тему.

Образец. Скоро наступят майские дни (двусоставное).Майские дни (назывное). Обязательно пойдём на майские дни в школу (определённо-личное). В школе готовятся к майским дням (неопределённо-личное). В майские дни в школе бывает очень весело (безличное).

Мы решили трудную задачу.

4. Придумать все возможные виды односоставных предложений на заданную тему.

Образец. Скоро наступят майские дни (двусоставное).Майские дни (назывное). Обязательно пойдём на майские дни в школу (определённо-личное). В школе готовятся к майским дням (неопределённо-личное). В майские дни в школе бывает очень весело (безличное).

Экскурсия оказалась очень интересной.

Времена не выб…рают,

В них живут и ум…рают.

Большей пошлости на свете

Нет, чем клянчить и пенять,

Будто можно те на эти,

Как на рынке, пом…нять.

Что ни век, то век железный.

Но дыми(тся,ться) сад чудесный,

Блещет тучка; обниму

Век мой, рок мой на прощанье.

Не завидуй (не,ни)кому.

Прочитайте стихотворение выразительно

Определите главную мысль стихотворения.

Найдите в тексте антонимы.

Какие односоставные предложения используются в тексте?

На Шёлковом пути

По части культуры было немало весомых мероприятий. Выделим сезон раскопок в Таразе, который выдался богатым на находки. Некоторые из них учёные называют уникальными. С частью экспонатов горожанам и гостям можно было ознакомиться в областном выставочном зале и областном музее.

Напомним, что на территории бывшего центрального рынка работали сразу четыре экспедиции.

Какие односоставные предложения используются в тексте?

Пл…тёмся по грибы.

Шоссе. Леса. Канавы.

Налево и направо.

С широкого шоссе

Идём во тьму лесную,

По щиколку в росе

У доброй половины.

Стеною лес недвижный,

Где день в красе земной

Прочитайте стихотворение выразительно

Определите главную мысль стихотворения.

Найдите в тексте синонимы. Какую роль они выполняют?

Какие односоставные предложения используются в тексте?

Солнце является одиночной звездой. Но иногда две или несколько звезд расположены близко друг к другу и обращаются одна вокруг другой. Их называют двойными или кратными звездами. Так, у звезды Мицар в созвездии Большой Медведицы есть спутник – Алькор. В зависимости от расстояния между ними двойные звезды обращаются друг вокруг друга быстро или медленно, и период обращения может составлять от нескольких дней до многих тысяч лет. Некоторые двойные звезды повернуты к Земле ребром плоскости своей орбиты, тогда одна звезда регулярно затмевает собой другую. При этом общая яркость звезд ослабевает. Мы воспринимаем это как перемену блеска звезды.

Какие односоставные предложения встретились в тексте?

Дополнительное задание к текстам: определить употребление односоставных предложений в тексте в процентном отношении.

Листы с теоретическим материалом.

Карточки с заданиями для групп

Подведение итога урока

1.На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3.Урок для меня показался коротким/длинным
4.За урок я устал/не устал
5.Мое настроение стало лучше /стало хуже
6.Материал урока мне был полезен/бесполезен

Дом. задание. Из рассказа А.И, Куприна выписать 10 односоставных предложений, определить их вид

Дополнительная информация

Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Как вы планируете увидетьприобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи
соблюдение СанПиН

ИКТ компетентность
Связи с ценностями

Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня изучили?

На что была направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?

Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: