10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какова роль синонимы

Содержание

Где и для чего используются синонимы

Богатый русский язык просто невозможно представить себе без синонимов – слов, имеющих одинаковое значение, но отличающихся по звучанию и написанию. Именно они создают безграничные возможности для составления предложений, интересных речевых оборотов. Однако синоним требует грамотного и корректного употребления. Большинство писателей, сценаристов, журналистов уделяют особое внимание таким словам. Это эффективный инструмент, помогающий внести в речь эмоциональную окраску, сделать характеристики более точными и понятными.

Какие синонимы выбирать и как их использовать?

Из большого количества слов, имеющих близкое обозначение, обычно автор выбирает единственное определение или существительное, которое будет наиболее уместным в конкретном контексте. Порой читатель и не догадывается, что каждое слово имеет целый перечень аналогов или конкурентных заменителей, из которых автор должен выбрать самый подходящий вариант.

Статья в тему:  К каким прилагательным можно подобрать синонимы

Существуют скрытые способы применения синонимов у разных русских поэтов и писателей. Зачастую о них можно узнать только из черновиков и рукописей авторов. А вот открытое применение заменяющих слов – это прием, характеризующийся присутствием в тексте подобных слов в соседних предложениях. Иногда синонимы выполняют разные задачи. Например, их можно использовать для уточнения того или иного понятия, в таком случае их перечисляют через запятую на письме. Также можно использовать аналоги для того, чтобы разъяснить суть текста или предложения.

Авторы нередко сопоставляют слова близкого значения, уделяя внимание разности в эмоциональном окрасе. В некоторых ситуациях синонимы даже противопоставляются друг другу, если заметны их отличия в общем смысле или в стилистике текста. Приведем пример – как часто и долго человек хохотал, и автор уточняет, что он именно хохотал, а не просто смеялся.

Роль синонимов в грамотности и разнообразии речи

Нередко слова-заменители используются писателями для того, чтобы избежать тавтологии и заспамленности текста. В таком случае с помощью этих приемов удается не просто сделать текст более разнообразным, но и внести определенные эмоции или смысловую нагрузку при составлении того или иного выражения.

Использование аналогичных по смыслу слов в виде однородных членов предложений обеспечивает повышение интенсивности выраженности описания, действия или характеристики. Например, в одном предложении можно сказать так: он был смелым и храбрым человеком, отличался добротой и отзывчивостью. Парные фразы характеризуют здесь, по сути, одну черту человека – сначала смелость, а затем доброту. В целом, подбирая правильные и точные синонимы для каждого конкретного случая, удается производить нужное впечатление на читателя.

Статья в тему:  Не бог весть что синоним

Синонимы

Существуют разные точки зрения на определение, виды и употребление синонимов в речи. Рассмотрим тему детально с разных сторон. Некоторые сведения будут знакомы по школьной программе, о некоторых узнаете впервые.

Что такое синонимы?

Синонимы русского языка — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение. Если кратко: синонимы — слова с близким значением.

Развитое умение пользоваться богатствами русского языка, в том числе синонимами, говорит о высоком профессионализме и мастерстве человека, как писателя.

Примеры синонимов

Приведём примеры синонимов к словам разных частей речи.

  • Странник (имя существительное) — пилигрим, путешественник, путник, паломник;
  • Весёлый (имя прилагательное) — радостный, праздничный, ликующий, радужный;
  • Бежать (глагол) — мчаться, нестись, торопиться;
  • Быстро (наречие) — шибко, живо, проворно, бойко, лихо, борзо;
  • Рисуя (деепричастие) — изображая, малюя, вырисовывая, воображая, очерчивая;
  • Ах (междометие) — ахти, ох, ух.

В словаре synonymonline.ru вы найдёте ещё больше примеров — воспользуйтесь формой поиска или алфавитным указателем.

Синонимические ряды

Группа слов из нескольких синонимов называется синонимическим рядом, который может состоять как из разнокоренных, так и из однокоренных слов: лицо — лик, рыбак — рыбарь, рыболов.

В синонимическом ряду первым ставится слово — доминанта. Оно является основным и стилистически нейтральным. Другие слова могут быть разных экспрессивно-стилистических оттенков: храбрый (нейтральное) — удалой (народнопоэтическое), неустрашимый (книжное), лихой (разговорное). В синонимичном ряде могут присутствовать фразеологизмы: много — через край, тьма тьмущая, куры не клюют.

Статья в тему:  Синоним к слову куда ни глянь

Виды синонимов

Рассмотрим точки зрения известных лингвистов на тему деления синонимов на виды.

Деление Розенталя Д.Э.

Так как полностью тождественных слов в русском языке мало, поэтому говорят, что синонимия может проявляться в большей или меньшей степени. Различают несколько видов синонимов:

  1. Абсолютные или полные;
  2. Семантические;
  3. Стилевые или экспрессивно-стилистические;
  4. Семантико-стилистические.

Абсолютными или полными синонимами обычно называют слова, которые можно полноправно взаимозаменить, их значения полностью совпадают: битва — сражение, бросать — кидать, громадный — огромный. Абсолютные синонимы часто встречаются среди научных терминов: орфография — правописание, языкознание — лингвистика, лингвист — языковед.

Семантические синонимы еще называют понятийные, идеографические. Это слова, отличающиеся оттенками в значениях. Семантические синонимы способны передать тончайшие нюансы в обозначении фактов. Они делают нашу речь богаче, глубже, точнее, позволяют детально описать явления действительности. Например, мокрый — влажный, сырой (обозначает степень пропитанности влагой).

Стилевые или экспрессивно-стилистические — синонимы, которые имеют отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляются в разных стилях речи. Например, инфекция (спец.) — зараза (разг.), жена (общеупотр.) — супруга (офиц.), родители (общеупотр.) — родаки (жарг.).

Синонимы с экспрессивно-эмоциональной окраской помогают употреблять в речи именно те слова, которые уместны в данной речевой ситуации. Это создает прекрасные возможности для творчества, что очень ценят художники слова.

Семантико-стилистические — синонимы, которые отличаются оттенками в значении и стилистически. Их в русском языке большинство. Например, блуждать (книжн.) — передвигаться без определенного направления; кружить (разг.) — менять направление, но все время приходить в одно место; плутать (разг.) — искать верное направление; блудить (простореч.) — идти в поисках верного пути.

Статья в тему:  Какой синоним не подойдет к слову кушать

Контекстуальные синонимы

Слова, не состоящие в одном синонимичном ряду, в контексте могут выступать как синонимы. Их можно назвать контекстуальными (ситуативными, окказиональными (случайными), авторскими).

Девочка весело пела и плясала. Красотка и кокетка была любимицей папы и мамы. Слова «девочка», «красотка», «кокетка», «любимица» относятся к контекстуальным синонимам.

Мы в деревню привезли Жучку. Наша лайка стала помощницей деду на охоте. Собака показала себя с лучшей стороны. Слова «Жучка», «лайка» и «собака» являются контекстуальными синонимами.

Такой вид синонимии ограничен только рамками контекста, носит индивидуальный характер и не рассматривается в словарях синонимов. Разграничение в русском языке должно быть строгим, а не примерным. Это и ставит под сомнение правомерность выделения этих слов в разряд контекстуальных синонимов.

Деление Леканта П.А.

Лекант П.А. выделяет абсолютные, стилистические синонимы и рассматривает их примерно так же, как описано выше. А вот семантические синонимы полноправно называет квазисинонимами (от лат. «quasi» «почти, приблизительно», греч. «synonymos» «одноименный») или мнимыми/частичными синонимами. У квазисинонимов лексические значения совпадают, но не полностью. Они, в отличие от абсолютных синонимов, не во всех контекстах взаимозаменяемы.

Лекант П.А. делит квазисинонимы на 2 вида.

  • Слова, частично совпадающие лексическим значением: дорога — тропинка, нести — тащить, день — сутки. Они состоят в видо-видовых отношениях. Каждый синоним отличается своей особенностью в лексическом значении. Два слова «жадный» и «скупой» в одном контексте могут заменять друг друга как полноценные синонимы, а в другом нет.
    Свои деньги он раздал бедным, его считают не жадным (то есть «не скупым»).
    Для сравнения другой контекст.
    Он жадный: так и хочет захватить побольше. (Здесь нельзя заменить на «скупой»).
    Или еще: в синонимах «бежать» и «нестись» первое слово имеет значение шире, а второе подчеркивает особенность.
  • Слова-синонимы, взаимозаменяемые только в рамках контекста, состоят в родо-видовых отношениях, то есть обозначают видовые и родовые понятия: собака — овчарка — Дружок, полезные ископаемые — металл — железо.
Статья в тему:  И там протча что подойдёт синоним

Фразеологические синонимы

Все лингвисты рассматривают фразеологические синонимы, как отдельный вид в рамках большой темы о фразеологии. Фразеологизмы также образуют синонимические ряды и обладают теми же свойствами, какие имеют обычные синонимы.

Фразеологические синонимы могут отличаться друг от друга стилистической окраской.
Камня на камне не оставить (книжн.) — учинить расправу (общеупотр.) — разделать под орех (разг.) — задать перцу (разг.).

Фразеологические синонимы могут отличаться степенью интенсивности. Каждый следующий фразеологизм называет более интенсивное действие по сравнению с предыдущим.
Лить слезы — обливаться слезами — утопать в слезах — выплакать все слезы.

У некоторых фразеологических синонимов могут повторяться компоненты.
Игра не стоит свеч — овчинка выделки не стоит; задать баню — задать перцу; повесить голову — повесить нос; гонять собак — гонять лодыря.

Богатство фразеологических синонимов, как и лексических, создают огромные выразительные возможности языка.

Использование синонимов в речи

В общих чертах синонимы используются в речи для:

  1. Более точного и верного выражения мысли (сравните: чужой и зарубежный);
  2. Придания эмоциональной окраски, более точного и яркого выражение мысли;
  3. Избегания тавтологии (повторений);
  4. Связи смежных предложений в тексте.

Очень подробно эту тему описывает Розенталь Д.Э.

Синонимы в русском языке выполняют важную функцию выразительности речи. Они создают неограниченные возможности более точного их употребления. Работая над текстом, мы особое внимание уделяем подбору синонимов во избежание тавтологии. Употребляем то единственное слово, которое наиболее подходит. При этом выбор точного слова обусловлен особенностями индивидуального стиля.

Статья в тему:  Какой синоним у слова компьютер

Синонимы в тексте могут выполнять разные функции:

  1. Функция уточнения;
  2. Функция сопоставления;
  3. Функция противопоставления;
  4. Функция замещения;
  5. Функция усиления.

Функция уточнения используется для уточнения одного понятия.
Передо мной был простой человек, обычный и ничем не примечательный.

Функция сопоставления предполагает, что синонимы в одном контексте могут иметь разные оттенки значений.
Я верю в добро, нет, скорее даже верую в него.

Функция противопоставления
Она не говорила, а шептала, чтобы ее никто не слышал.
Он не смеялся, а громко хохотал.

Функция замещения используется во избежание тавтологии.
Мама подарила дочери шкатулку небесного цвета. Удивительно, но этот ларчик очень подходил к глазам маленькой девочки.

Функция усиления предполагает, что синонимы могут употребляться в качестве однородных членов предложения и способствовать усилению выражения.
Солдаты в бою были храбрые, отважные и необыкновенно стойкие.
Нанизывание синонимов часто порождает градацию.
Наша река была большая, даже огромная.

Синонимы и ассоциации

Не путайте синонимы с ассоциациями, которые иногда имеют близкое лексическое значение. Например, для слова лето ассоциациями могут выступать «каникулы» и «Египет», которые не являются синонимами (не везде и не у всех лето — это каникулы или Египет).

Синонимы. Виды синонимов. Их роль в тексте.

Презентация к уроку по теме6 «Синонимы»

Содержимое разработки

воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь

смелый — храбрый, худой – тощий, прыгать–скакать, шалить – баловаться

Статья в тему:  В каком предложении есть синонимы река не глубокая а мелкая

Причины возникновения синонимов:

лексические стилистические контекстные

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

— Для этой головы,

Для этой головки –

Для этой глотки –

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

В стихотворении три ряда лексических синонимов:

  • Голова — головка – башка;
  • пасть – глотка;
  • рожа – личико.

В данном контексте эти слова называют один и тот же предмет – голову дракона. Следовательно, это синонимы, но только в данном тексте.

Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста .

Какие слова НЕ являются синонимами?

1. печально – грустно

2. советовать – рекомендовать

3. эффектный – эффективный

4. отличный – великолепный

Свежий хлеб –

свежая рубашка –

свежий журнал –

свежий взгляд –

свежий ветер –

тихий человек –

тихий голос –

тихая езда —

победить — одолеть, разбить, разгромить, побороть, сломить, осилить, восторжествовать, пересилить, справиться, взять верх, одержать победу…

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Статья в тему:  Что такое синонимы рассказывать

  • Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать картину огромной, величественной, мрачной, даже зловещей тайги.
  • Синонимы шорох, шуршание, шелест создают впечатление необычайной тишины.

  • Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительнее
  • Чтобы избежать повторов
  • Чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет
  • Чтобы использовать синонимы как средство выразительности
  • Или средство связи предложений

«Наш язык – «настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.»

нужно сочинение на тему роль синонимов в жизни русского языка.

Нужны ли синонимы языку? Казалось бы, гораздо удобнее, чтобы каждая вещь имела одно единственное название. Откуда же и зачем появляются синонимы? Ответ отнюдь не лежит на поверхности.
О богатстве речи можно судить по тому, как мы используем синонимы родного языка. Синонимы обладают большой смысловой выразительностью, служат важным средством обогащения языка.
Синонимы помогают избежать повторения одних и тех же слов, оживляют и разнообразят речь, способствуют передаче тончайших смысловых оттенков. Но писатели не механически заменяют повторяющееся слово его синонимом, а учитывают при этом смысловые и экспрессивные оттенки используемых слов.
Таким образом, употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и выразительной. Умелое использование синонимов – один из признаков точной и выразительной речи.

Синонимия — одно из ярких проявлений системных отношений в лексике. В синонимические связи вступают слова, сходные по возникающим ассоциациям и близости обозначаемых понятий. Этот признак присущ не всем словам русского языка. Так, не вступают в подобные отношения имена собственные, названия стран, городов, поселков и их жителей, многие конкретные наименования предметов быта, слова-термины (хотя в этой области есть немало исключений) .
Синонимы отличаются друг от друга или оттенком значения (близкие) , или стилистической окраской (однозначные, т. е. тождественные) , или тем и другим признаком одновременно. Например: румяный — розовый, розовощекий, розоволицый, краснощекий; окрестность — окружность, округа (разг.) ; преждевременный — ранний, безвременный (приподн. , книжн. со словами смерть, кончина, гибель и т. п.) . Первые отличаются в основном оттенками значений. В двух следующих синонимических рядах наряду с семантическими различиями имеются и стилевые, а также стилистические.
Для чего же нужны синонимы?
Во-первых, для обогащения речи. Наш родной русский язык тем и отличается от всех других языков. Богатство речи, если толковать это понятие упрощённо, выражается в возможности сказать одно и то же сотней разных способов. Во-вторых, синонимы просто необходимы для передачи в речи различных оттенков значений того или иного понятия. А также для более тонкой передачи отношения говорящего к тому предмету, о котором идёт речь.
Роль синонимов в речи исключительно велика: они помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова, точнее, четче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества и т. д. http://www.velikiy-i-moguchiy.ru/leksicheskie_sinonimy_ih_tipy_i_rol_v_yazyke.html

Статья в тему:  Что такое тщетно синоним

Нужны ли синонимы языку? Казалось бы, гораздо удобнее, чтобы каждая вещь имела одно единственное название. Откуда же и зачем появляются синонимы? Ответ отнюдь не лежит на поверхности.
О богатстве речи можно судить по тому, как мы используем синонимы родного языка. Синонимы обладают большой смысловой выразительностью, служат важным средством обогащения языка.
Синонимы помогают избежать повторения одних и тех же слов, оживляют и разнообразят речь, способствуют передаче тончайших смысловых оттенков. Но писатели не механически заменяют повторяющееся слово его синонимом, а учитывают при этом смысловые и экспрессивные оттенки используемых слов.
Таким образом, употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и выразительной. Умелое использование синонимов – один из признаков точной и выразительной речи.

Урок на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Разработка урока по русскому языку в 10 классе + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте65.5 КБ
Приложение к уроку на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте51 КБ
Презентация к уроку русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте78 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»

Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.

— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;

— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;

— познакомить с градацией как средством выразительности речи.

— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);

— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;

— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

  1. Организационный этап.
  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
  1. Этап усвоения новых знаний:
  1. Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
  2. Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
  3. Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
  4. Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
  1. Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
  1. Работа с памяткой «Средства связи предложений в тексте»
  2. и Алгоритмом выполнения заданий ЕГЭ А7, А8, В7.

(См. приложения к уроку)

  1. Этап завершения урока

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? ( лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.

Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы ? Синонимы – это…

Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.

Подберите синонимы к данным словам:

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

  1. карандаш, стол, лампа
  2. ученик, школа, портфель
  3. сад, лес, берёза
  4. дом, изба, лачуга

Какие слова НЕ являются синонимами?

  1. печально – грустно
  2. советовать – рекомендовать
  3. эффектный – эффективный
  4. отличный – великолепный

Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.

Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Из рассказа В.П. Астафьева

О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

В точном подборе синонимов — мастерство писателя . Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот « массив деревьев»? ( величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, ( Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. ( шорох, шуршание, шелест) К акова их роль?

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:

Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов

Данная работа представляет собой методическую разработку урока по родному русскому языку для 6 класса на основе учебника для общеобразовательных организаций Александровой О.М. Издательство «Просвещение».2020. Раздел «Лексика»

Просмотр содержимого документа
«Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов»

Методическая разработка

урока по русскому родному языку для 6 класса

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Зарубинская ош» Городецкого района Нижегородской обл. Халаева Л.И.

Тема урока: «Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов».

Задачи урока:

знать понятия «синонимы», «синонимический ряд»; контекстные синонимы, синонимы смысловые и стилистические;

уметь подбирать синонимы к предложенным словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы разных видов в тексте.

обучающие – повторить, углубить и систематизировать знания обучающихся по теме

-выявить роль синонимов в речи;

— познакомить обучающихся с понятием контекстные синонимы; синонимы смысловые и стилистические;

-формировать умение подбирать синонимы к словам;

-формировать умение употреблять синонимы в устной и письменной речи, учитывая их стилистические особенности;

развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность обучающихся; развивать творческие способности, развивать навыки работы со словарями.

воспитательные – воспитывать интерес к к родному языку, его лексическому богатству, воспитывать бережное отношение к слову.

Метапредметные: анализировать языковой материал. Осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: урок-диалог с элементами урока-практикума, создание проблемной ситуации.

Методы : поисковый, исследовательский.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемый результат: в ходе урока учащиеся вспомнят, что такое синонимы и синонимический ряд, узнают об контекстных синонимах, использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи; научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.

Оборудование к уроку: Русский родной язык. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных организаций /О.М. Александрова и др./ параграф 10; мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов, раздаточный материал.

I. Организационный момент

Приветствие. Запись числа и классной работы в тетради.

II. Мобилизация

Вася решил пошалить. Раньше он тоже проказничал, но сегодня он решил озорничать не на шутку. Мама Васи ругает его за то, что он балуется. Но Вася не может остановиться и продолжает дурачиться.

Ребята, что делал Вася? ( Шалил, проказничал, озорничал , баловался, дурачился!)

Что объединяет эти слова? (Эти слова близки по значению )

А чем отличаются? (Оттенками лексического значения)

Как называются такие слова? (Синонимы)

Так о чём пойдёт сегодня речь на уроке?(О синонимах)

III. Целеполагание. Дети формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

А каковы цели урока? (Выслушивание предложений детей)

Вспомним: что такое синонимы, синонимический ряд.

Узнаем: какие виды синонимов существуют, каковы функции синонимы в речи.

Научимся употреблять синонимы в устной и письменной речи, учитывая их стилистические особенности.

1V.Актуализация

Ребята, давайте вспомним:

1.Что такое синонимы? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи).

2. А что такое синонимический ряд? ( Это группа синонимов, состоящая из двух или более слов).

V. Работа в группах с учебником

С каждым из слов синонимического ряда составьте словосочетания или предложение. (Упр. 79 учебника О.М. Александровой параграф 10 )

Флора-растительность, вояж — поездка, увертюра-вступление, локальный — местный, насмешливый — язвительный.

Представление словаря.

— Выбору синонима, нужного и уместного для каждого конкретного случая, поможет работа со словарями. представление словаря. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: ок. 11000 синоним. рядов / З.Е. Александрова. – 15-е изд., стереотип.

Упр. 77 (Уч-к О.М.Александровой). Из слов, заключенных в скобки, выберите подходящие по смыслу. Прочитайте полученные предложения.

1.Язык учебника должен быть (вразумительным, отчётливым, понятным , толковым) каждому ученику.2.Нельзя( страшиться, трусить, робеть, бояться, опасаться) всего на свете.3. (Постижение познание , освоение, изучение) физики начинается в 7 классе.4.Стой (покорно, послушно, смирно, кротко, безропотно).

— Почему вы выбрали именно эти слова?

— Чем отличаюся слова в каждом синонимическом ряду ? (оттенками лексического значения, оттенками смыла ).

— Как выдумаете, как называются такие синонимы?(Ответы детей)

Учитель сообщает, что такие синонимы называются смысловые или понятийные.

VI. Исследовательская работа

Слайд №3

1.Девушка оглядела его озорными неспокойными глазами. — Вы здешний? — Тутошний.

2. Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз как его крошечные лукавые гляделки.

3. Но здесь уж тицианов глаз становится внутренним оком.

4. Мне хочется не есть в человеческом смысле желания пищи, а жрать, как голодному волку. (Леон.)

Найдите и выпишите синонимы. (Здешний – тутошний, глаза – гляделки, глаз-око, есть – жрать).

Чем отличаюся слова каждого синонимического ряда? (Стилистически).

— Как вы думаете, как называются такие синонимы? ( ответы)

Сообщение учителя. Такие синонимы называются стилистическими.

Они широко используются писателями в произведени­ях художественной литературы. Все случаи удачного употребления стилистических синонимов становятся яркими поэтическими при­емами, помогают художнику слова создать неповторимые образы, углубляют впечатление от прочитанного.

VII. Самостоятельная работа

Приведите свои примеры смысловых и стилистических синонимов.

(Побеседовать — ….(потолковать, поговорить, поболтать, потрепаться).

Ныть -… (жаловаться, стенать)

Идти -….(шествовать, брести)

-Расположите синонимы согласно их стилистической принадлежности:

VI. Физкультминутка

VII . Создание проблемной ситуации

Прочитайте предложения, ответьте на вопросы.

1)«День был августовский, знойный, томительно скучный» (А. П. Чехов)

2) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.

3) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Можно ли выделенные слова считать синонимами? Обоснуйте своё мнение.

(Мнения ребят могут разделиться)

Выдвижение версий: 1)Слова не являются синонимами, т.к. у каждого выделенного слова свой синонимический ряд. Например, У слова ощутить синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять. У слова понять – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и т.д.

2). Версия. Данные слова являются синонимами , так как они близки по значению в данных предложениях. (пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают) Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром. (Тропа – ниточка – речь идёт об одном и том же предмете).

VIII. Решение проблемы. Обратимся к учебнику ( стр. 81,82) Вводится понятие КОНТЕКСТ, контекстные синонимы – это слова, сближающиеся по значению только в определённом контексте.

Делаем вывод: Выделенные слова(тропа – ниточка) (пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают) – контекстные синонимы..

IX. Применение нового знания

Выполнение упр. 81 учебника. Определите, в каких предложениях употреблены контекстные синонимы.

Для чего же нужны синонимы? Какова их роль? (Ответы)

Х. Работа с текстом

Слайд № 5

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц. ( Из рассказа В.П. Астафьева)

— Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений.

— Какова роль синонимов в этом тексте?

Подчеркните синонимы в последнем предложении. Какова их роль? О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

Учитель: В точном подборе синонимов — мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес.

— А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность)

Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени).

Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникает в вашем воображении?

Учитель: Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая.

ХI. Подведение итогов

-Итак, что мы повторили? ( что такое синонимы, синонимичный ряд)

— Что узнали? Какие виды синонимов бывают.? ( три вида синонимов: лексические, стилистические, контекстуальные).

-Для чего они нужны в тексте, в речи?

— чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;

— чтобы избежать стилистических ошибок;

— чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;

— чтобы использовать синонимы как средство выразительности

Учитель: наша с вами задача сделать нашу речь такой, чтобы и о ней можно было сказать словами Л.Н. Толстого: «Наш язык – «настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.»

XII. Рефлексия

XIII. Домашнее задание. Напишите сочинение-описание «Осенний день», используя разного вида синонимы.

Выставление оценок. Спасибо всем за урок. До свидания.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector