0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой устаревший синоним к слову фонтан использует тютчев

Содержание

Синонимы к слову «фонтан»

  • фонтанчик, гейзер, струя
  • струя, каскад, поток
  • фонтанчик, струя, родник, криница, источник
  • каскад, фейерверк
  • струя, водомёт, движитель
  • струя, хрюкало
  • струя, облако, луч, туча
  • облако, громада, масса
  • дивный, изумительный, чудный
  • дождь, туча, град
  • диковинный, дивный, чудный, исключение, много
  • жирандоль, подсвечник
  • пасть, рот, морда, хайло
  • морда, невпроворот
  • сброс, сбрасывание
  • болтовня, беседа, речь, совещание
  • привилегия, льгота, послабление, скидка, монополия, уступка
  • сопло
  • полным-полно, немало, предостаточно, навалом, вдоволь, немерено, полно, видимо-невидимо, бессчётно
  • воз и маленькая тележка, девать некуда, деть некуда, залейся, мало ли, сколько звёзд в небе, сколько угодно, хоть отбавляй, через край

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Статья в тему:  Сколько лет сколько зим синонимы

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова первопечатник (существительное):

Связанные слова и выражения

  • фонтан, родник, каскад, терраса, фейерверк, статуя, водосток, аллея, сад, площадь, клумба, парк, лужайка, журчание, бортик
  • беседка, вода, постамент, плеск, водяной, гейзер, струя
  • фонтанчик, купальня, водомёт, балюстрада, озерцо, розарий, имплювий, разбрызгиватель, поливалка, парапет, колоннада, портик, брызга, прудик
  • искусственный водопад
  • фасад дворца
  • цветочная клумба
  • роскошный сад
  • подстриженные деревья
  • мозаичный пол
  • стройные кипарисы
  • куст розы
  • круглый бассейн
  • прозрачные струи
  • тенистая аллея
  • квадратный бассейн
  • крошечный фонтанчик
  • питьевой фонтанчик
  • ажурная решётка
  • горбатый мостик
  • голубоватая вода
  • гранитные набережные
  • скульптурная композиция
  • тихое журчание
  • входная арка
  • разноцветные рыбки
  • внутренний дворик
  • изящные колонны
  • манить прохладой

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: купальщик, садовник, утопающий, детвора, водонос
  • Места: фонтан, фонтанчик, бассейн, водопад, озерцо
  • Предметы: струя, вода, струйка, пена, брандспойт
  • Действия: брызги, плеск, журчание, водоворот, всплеск
  • Абстрактные понятия: поток, волна, центр, небо, мгновение

Ассоциации к слову «фонтан&raquo

Предложения со словом «фонтан&raquo

  • Когда оперирующий хирург добрался до сердца, то увидел рану, из которой с каждым ударом поднимался полуметровый фонтан крови.

Цитаты из русской классики со словом «фонтан»

  • На дворе виднелось длинное бревенчатое здание с стеклянной крышей, — не то оранжерея, не то фотография или театр; тенистый садик из лип, черемух, акаций и сиреней выходил прямо к Узловке, где мелькали и «китайские беседки в русском вкусе», и цветочные клумбы, и зеркальный шар, и даже небольшой фонтан с русалкой из белого мрамора.

Сочетаемость слова «фонтан&raquo

  • небольшой фонтан
    огненный фонтан
    большой фонтан
  • фонтан крови
    фонтаны брызг
    фонтан воды
  • кровь фонтаном
    на край фонтана
    струи фонтана
  • фонтан иссяк
    фонтан работал
    фонтаны били
  • поднимать фонтаны брызг
    подойти к фонтану
    бить фонтаном
  • (полная таблица сочетаемости)
Статья в тему:  Синоним к слову черный как смоль

Каким бывает «фонтан»

Значение слова «фонтан&raquo

ФОНТА́Н , -а, м. 1. Струя воды, бьющая вверх или под напором вытекающая из трубы. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «фонтан»
  • Склонение существительного «фонтан» (изменение по числам и падежам)
  • Разбор по составу слова «фонтан» (морфемный разбор)
  • Цитаты со словом «фонтан» (подборка цитат)
  • Перевод слова «фонтан» и примеры предложений (английский язык)

Значение слова «фонтан&raquo

ФОНТА́Н , -а, м. 1. Струя воды, бьющая вверх или под напором вытекающая из трубы.

Предложения со словом «фонтан&raquo

Когда оперирующий хирург добрался до сердца, то увидел рану, из которой с каждым ударом поднимался полуметровый фонтан крови.

Он резко поднял голову и развернулся спиной к реке, его задние ноги подняли фонтан брызг.

По узким каналам, выложенным мозаикой, изображавшей рыб и цветы, журчали звонкие ручейки и вливались в отдельные бассейны, из которых били фонтаны тысячами струй.

Какой устаревший синоним к слову фонтан использует тютчев

3.1. С какой целью поэт использует в этом стихотворении развернутое сравнение?

3.2. Можно ли утверждать, что главной в стихотворении является идея бессилия человеческой мысли?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты.

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Сопоставьте стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан» и «С поляны коршун поднялся. ». К каким выводам вас привело это сопоставление?

Трагический смысл существования человека заключается в том, что он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана, — такова его человеческая природа. Однако он и не может постичь всего, чего бы ему хотелось, подобно водам фонтана. Такова основная мысль стихотворения «Фонтан». В стихотворении «С поляны коршун поднялся…» эта же мысль раскрывается через сравнение человека с коршуном: не может человек, хоть он и «царь земли» подняться в небо, подобно свободолюбивому, вольному коршуну.

Статья в тему:  Что такое предательство синонимы

3.1. Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов. В первой строфе автор использует развернутое сравнение для создания неповторимого, переменчивого в своем движении образа фонтана, то похожего на облако, то пламенеющего на солнце «пылью огненной»:

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

3.2. Стихотворение Тютчева «Фонтан» — это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей:

Как жадно к небу рвешься ты.

Но длань незримо−роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

В этом, по мнению поэта, заключается трагический смысл существования человека. Он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана, — такова его человеческая природа. Однако он и не может постичь всего, чего бы ему хотелось, подобно водам фонтана:

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

Это несоответствие тем более печально, что человеческая мысль прекрасна в своих лучших проявлениях: «Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым». Однако доходя до известно предела, она превращается в разноцветную пыль. И это — суровый закон Вселенной.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы1. Соответствие ответа заданиюОтвет на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей2. Привлечение текста произведения для аргументацииДля аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют2
Статья в тему:  Как вафля синоним

И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 ,

3. Логичность и соблюдение речевых нормОтсутствуют логические, речевые ошибки2Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных

Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 49.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 49.

Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нём он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использование разбора на уроке литературы может помочь обучающимся лучше понять данное произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.

История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.

Тема стихотворения – предопределённость человеческой судьбы.

Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй, используя развёрнутую метафору, описывает стремление души человеческой к небу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Эпитеты“сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.

Метафоры“осуждён пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Сравнения“фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.

История создания

Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлёкся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.

Статья в тему:  Как черта синонимы

Поэт создал его в 1836 году, его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора. Написано оно в духе романтизма.

Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределённости в судьбе человека, невозможности её преодолеть – это и есть основная его тема.

Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.

Композиция

Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создаёт образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафоры, эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.

Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.

Это философская элегия, посвящённая вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда стремится ввысь и, достигнув определённой высоты, обречена вернуться к земному.

Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб: с его помощью он создаёт эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.

Средства выразительности

Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:

  • Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
  • Метафоры – “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
  • Сравнения – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.

Все они помогают поэту выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.

Статья в тему:  Что такое боярин синонимы

Протокол №6

2. Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой, которое использует А. А. Фет в следующих строчках:«Ещё зарёй гремит телега// На замороженном пути».

3. Укажите название стилистического приёма, который использует А. А. Фет, начиная строки стихотворения с одного и того же слова «ещё».
4. Какой изобразительный приём использует поэт при описании весны в первой строке первой строфы стихотворения?
2 вариант

Задания с выбором ответа 1.Укажите годы жизни А. А. Фета. 1. 1821-1878 2. 1820-1892 3. 1823-1886 4. 1836-1861 2. Ф. И. Тютчев около 20 лет проработал в посольстве: 1. в Мюнхене 2. в Персии 3. в Японии 4. в Лондоне 3. А. А. Фет активно сотрудничал с журналом: 1. «Колокол» 2. «Москвитянин» 3. «Современник» 4. «Русские ведомости»4.Укажите, традиционное название цикла любовной лирики Ф. И. Тютчева. 1. «Стихи о прекрасной даме» 2. «Денисьевский цикл» 3. «Русские женщины» 4. «Цветы зла» 5.Чтобы заслужить дворянский титул, А. А. Фет служил: 1. при посольстве 2. в кавалерии 3. При дворе 4. в Тайной канцелярии 6.Укажите стихотворение Ф. И. Тютчева, на слова которого был написан романс. 1. «Что ты клонишь над водами …» 2. «К. Б. (Я встретил вас …)» 3. «Ещё земли печален вид …» 4. «Как хорошо ты, о море ночное…» 7.Укажите, какое изобразительно-выразительное средство использует А. А. Фет в последней строке четверостишия. Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; На стенах оледенелых Блещут хрустали. 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Гипербола 8. Укажите автора критической статьи «Русские второстепенные поэты», который высоко оценил творчество Ф. И. Тютчева. 1.Н. А. Некрасов 2. Л. Н. Толстой 3.А. П. Чехов 4. Ф. М. Достоевский 9. Укажите фамилию великого русского композитора, на музыку которого был написан романс на стихи А. А. Фета «На заре ты её не буди …» 1. Скрябин 2. Чайковский 3. Бородин 4. Мусоргский 10. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках: Сияет солнце, воды блещут, На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Олицетворение Задания с кратким ответом 1.Напишите название журнала, в котором впервые были опубликованы стихотворения Ф. И. Тютчева.

Статья в тему:  Какой синоним можно подобрать к слову благородный

2. Напишите название стихотворения А. А. Фета, на которое Дмитрий Минаев, остроумный сатирик, написал следующую пародию. Топот, радостное ржанье, Стройный эскадрон, Трель горниста, колыханье Веющих знамён … Амуниция в порядке, Отблеск серебра, – И марш-марш во все лопатки, И ура, ура!

3. Какой устаревший синоним к слову фонтан использует Ф. И. Тютчев в одноимённом стихотворении «Фонтан»?

4. Как называется синтаксический приём, который А. А. Фет использует в данном отрывке. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Покатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

5. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение Ф. И. Тютчева: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.

6. Напишите название первого сборника стихотворений А. А. Фета.

7. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках: О чём ты воешь, ветер ночной? О чём так сетуешь безумно. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно?

Задания для работы с текстом Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.

Статья в тему:  Как корова языком слизала антоним

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках

1. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение.

2. Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой, которое использует А. А. Фет в следующих строчках:«Ещё зарёй гремит телега// На замороженном пути».

3. Укажите название стилистического приёма, который использует А. А. Фет, начиная строки стихотворения с одного и того же слова «ещё».

4. Какой изобразительный приём использует поэт при описании весны в первой строке первой строфы стихотворения?

Ответы 1 вариант

Задания с выбором ответа

  1. 2. 1803-1873
  2. 1. «Лирический пантеон»
  3. 1. в журнале «Современник»
  4. 2. Любовь и природа
  5. 3. Мураново
  6. 1. «На заре ты её не буди …»
  7. 2. Эпитет
  8. 1.Н. А. Некрасов
  9. 4. «О, как убийственно мы любим …»
  10. 4. «Шёпот, робкое дыханье …»

Задания с кратким ответом

  1. 1.Германия
  2. «Москвитянин»
  3. «Русские второстепенные поэты»
  4. Синтаксический параллелизм
  5. Ямб
  6. «Вечерние огни»
  7. Олицетворение

Задания для работы с текстом 1 и 2 вариант

  1. Пейзажная
  2. Метафора
  3. Анафора
  4. Эпитет

2 вариант

Задания с выбором ответа

  1. 2. 1820-1892
  2. 1. в Мюнхене
  3. 2. «Москвитянин»
  4. 2. «Денисьевский цикл»
  5. 2. в кавалерии
  6. 2. «К. Б. (Я встретил вас …)»
  7. 1. Метафора
  8. 1.Н. А. Некрасов
  9. 2. Чайковский
  10. 4. Олицетворение

Задания с кратким ответом

  1. «Современник»
  2. «Шёпот, робкое дыханье …»
  3. Водомёт
  4. Синтаксический параллелизм
  5. Ямб
  6. «Лирический пантеон»
  7. Олицетворение Использованные материалы.

1.Золотоарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIXв. 10 класс 1-е полугодие. Изд 3-е, испр. и доп. Обновлённый комплекс уроков. – М.: «ВАКО», 2005. – 336 с. 2. ЕГЭ. Литература. Типовые тестовые задания/ Е. Л. Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 63 с. 3. Репин А. В. Литература. 10 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с. 4. Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ЕГЭ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.:

Статья в тему:  Синоним к слову как бы то ни было

Тест по творчеству Некрасова (10 класс)

) Некрасова звали а) Иван Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Сергей Алексеевич г) Николай Алексеевич

2) Некрасов а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»б) участвовал в обороне Севастополя в) был редактором журнала «Современник» г) был влюблен в П. Виардо

3) Некрасов учился а) в Царскосельском Лицее б) в Нежинской гимназиив) в Московском университете г) в Петербургском университете

4) Произведение «Кому на Руси жить хорошо» а) роман-эпопея б) рассказ-эпопея в) поэма-эпопея г) повесть-эпопея

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову: а) «Железная дорога» б) «Невский проспект» в) «Памяти Добролюбова г) «Русские женщины»

6) Какую деревню не упомянули в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? а) Заплатово б) Дырявино в) Неурожайка г) Безруково

7) Кого искали мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) счастливого б) богатого

в) ученого г) скатерть-самобранку

8) Кто из животного мира помог мужикам в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо», подарил им скатерть-самобранку? а) лисица б) волк в) пеночка г) синичка

9) Кто в поэме счастьем считал «покой, богатство, честь»? а) помещик Оболт-Оболдуев б) поп в) Григорий Добросклонов г) князь Утятин

10) Действие «Кому на Руси жить хорошо» происходит а) в Москве б) в Калинове в) «в каком селе – угадывай» г) в Петербурге

11)Черты какого жанра использует Некрасов в «Прологе» «Кому на Руси жить…»? а) былины б) песни в) бывальщины г) сказа

12) Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником? а) Савелий б) Ермила Гирин в) Яким Нагой г) Гриша Добросклонов

13) Какова доля русской женщины, представленная в поэме «Кому на Руси…» а) женская доля так же тяжела, как мужская б) женская доля тяжелее мужской в) женская доля легче мужской г) женщина вообще никакой доли не имеет

Статья в тему:  Рябинник для меня почти всегда синоним и как бы

14) Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) купчину толстопузого б) Григория Добросклонова в) попа г) мужиков

15) Кто из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прямо не участвует в действии? а) Савелий б) Яким Нагой в) Ермил Гирин г) Одинцова

16) Кто рассказал о себе:»Семья была большущая,Сварливая. попала я С девичьей холи в ад!В работу муж отправился,Молчать, терпеть советовал…»? а) Матрена Тимофеевна б) Ненила Власьевна в) княжна Переметьева г) старуха старая, рябая, одноглазая

17) О каком персонаже идет речь? Осанистая женщина,Широкая и плотная,Лет тридцати осьми.Красива; волос с проседью,Глаза большие, строгие, а) проворная Орефьевна, бурмистрова кума б) Ненила Власьевна в) княжна Переметьева г) Матрена Тимофеевна

18) Как называется литературное направление, возникшее в русской литературе в 30-40 годы XIX века, стремящееся объективно изобразить окружающую действительность?

Тест по творчеству Некрасова (10 класс) 2 ВАРИАНТ 1)Годы жизни Н Некрасова: а) 1814 — 1841 б) 1809 — 1852 в) 1821 — 1877 г) 1799 — 1837

2) В жизни Некрасова а) была ссылка на Кавказ в действующую армию б) были испытания в Петербургском университете (вопреки воле отца), которые он не выдержал в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

3) Некрасов учился в а) Петербургском университете б) Царскосельском лицее в) Нежинской гимназии г) Симбирском университете

4) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась а) два года б) пять лет в) десять лет г) двадцать лет

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову: а) «Дворянское гнездо» б) «Памяти Добролюбова» в) «Железная дорога» г) «Русские женщины»

6) Произведение «Кому на Руси жить хорошо» а) рассказ-эпопея б) поэма-эпопея в) роман-эпопея г) повесть-эпопея

Статья в тему:  Что такое апатия синонимы

7) Сколько мужиков встретились на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) пять б) шесть в) семь г) десять

8) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» это происходит: «Роман тузит Пахомушку,/Демьян тузит Луку. /А два братана Губины /Утюжат Прова дюжего» а) «Пролог» б) «Поп» в) «Счастливые» г) «Помещик»

9) Кого первого встретили мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? а) купчину толстопузого б) помещика в) крестьянку, Матрену Тимофеевну г) попа

10) Кто сказал: «Напутствуешь усопшего/ И поддержать в оставшихся/ По мере сил стараешься/ Дух бодр! А тут к тебе/Старуха, мать покойника,/
Глядь, тянется с костлявою, / Мозолистой рукой…»? а) поп б) купец Алтынников в) Оболт-Оболдуев г) князь Утятин

11) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» происходило ? А день сегодня праздничный,/Куда пропал народ?/Идут селом — на улице/Одни ребята малые,/В домах — старухи старые… а) «Пролог» б) «Поп» в) «Сельская ярмонка» г) «Счастливые»

12) Какую роль в поэме «Кому на Руси жить хорошо» играет образ Якима Нагого? а) показывает трудолюбие русского крестьянства б) показывает роль красоты в жизни русского крестьянства в) показывает роль юродивого в жизни русского крестьянства г) показывает протест русского крестьянства

13) Какие черты помещичьего класса не отразились в образе Оболта-Оболдуева? а) глупость б) любовь к родине в) мудрость г) вседозволенность

14) ) Кому адресованы строки: «Ему судьба готовила/ Путь славный, имя громкое/ Народного заступника/ Чахотку и Сибирь» а) Григорию Добросклонову б) Ермилу Гирину в) Якиму Нагому г) деду Савелию

15) Кто из героев поэмы говорит о себе: «»Клейменый, да не раб!»? а) Яким Нагой б) Григорий Добросклонов в) Ермил Гирин г) Савелий

16) Чья портретная характеристика? И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, а) Яким Нагой б) Григорий Добросклонов в) Ермил Гирин г) Савелий

Статья в тему:  Отметьте ряды где приведены антонимы

17) Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной Н. Некрасовым картины мира?
18) Кто счастлив в поэме? Какой герой является народным заступником?
ОТВЕТЫ:

1 вариант
1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-б, 6-г, 7-а, 8-в, 9-б, 10-в, 11-г, 12-а, 13-б, 14-а, 15-б, 16-г, 17-а, 18-г, 19-«Памяти Добролюбова», 20-реализм
2 вариант
1-в, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-б, 7-в, 8-а, 9-г, 10-а, 11-в, 12-б, 13-в, 14-а, 15-г, 16-а, 17-а, 18-г, 19-«Элегия», 20-реализм

Контрольный тест по литературе. 10 класс. Тема: Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Цель: проверка степени понимания творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета; развитие самостоятельной деятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; создать необходимый эмоциональный настрой; пробудить интерес к изучению творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Просмотр содержимого документа
«Контрольный тест по литературе. 10 класс. Тема: Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.»

Контрольный тест по литературе. 10 класс.

Тема: Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Цель: проверка степени понимания творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета; развитие самостоятельной деятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; создать необходимый эмоциональный настрой; пробудить интерес к изучению творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Задания с выбором ответа 1.Укажите годы жизни Ф. И. Тютчева. 1. 1821-1878 2. 1803-1873 3. 1818-1883 4. 1836-1861 2. Укажите, как назывался первый сборник стихотворений А. А. Фета. 1. «Лирический пантеон» 2. «Вечерние огни» 3. «Стихотворения А. Фета» 4. «Снег» 3. Впервые стихотворения Ф. И. Тютчева были опубликованы: 1. в журнале «Современник» 2. в журнале «Полярная звезда» 3. в журнале «Колокол» 4. за границей 4.Укажите ведущую тему в творчестве А. А. Фета. 1. Поэт и поэзия 2. Любовь и природа 3. Гражданское служение 4. Предназначение человека 5.Укажите, какое из литературных мест России связано с именем Ф. И. Тютчева. 1. Константиново 2. Шахматово 3. Мураново 4. Ясная Поляна 6.Укажите стихотворение А. А. Фета, которое первым было положено на музыку 1. «На заре ты её не буди …» 2. «Сияла ночь. Луной был полон сад» 3. «Жизнь пронеслась без явного следа» 4. «Задрожали листы, облетая …» 7.Укажите, какое изобразительно-выразительное средство преобладает во фрагменте стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер». Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю … 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Гипербола 8. Укажите, кто так отзывался о творчестве А. А. Фета «И откуда у этого добродушного офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». 1.Н. А. Некрасов 2. Л. Н. Толстой 3.А. П. Чехов 4. Ф. М. Достоевский 9. Укажите стихотворение Ф. И. Тютчева, посвящённое Е. А. Денисьевой. 1. «Весенние воды» 2. «Сон на море» 3. «К. Б. (Я встретил вас …)» 4. «О, как убийственно мы любим …» 10. Укажите стихотворение А. А. Фета, вызвавшее многочисленные пародии и подражания. 1. «На стоге сена ночью южной …» 2. «Печальная берёза …» 3. «Ещё майская ночь …» 4. «Шёпот, робкое дыханье …» Задания с кратким ответом 1. В посольстве какой страны около 20 лет проработал Ф. И. Тютчев.

Статья в тему:  Какой антоним к слову молчаливый

2. Напишите название журнала, с которым в активно сотрудничал А. А. Фет.

3. Напишите название критической статьи, в которой Н. А. Некрасов высоко оценил творчество Ф. И. Тютчева.

4. Как называется синтаксический приём, который А. А. Фет использует в данном отрывке. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Покатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

5. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение Ф. И. Тютчева: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.

6. Напишите название последнего сборника стихотворений А. А. Фета.

7. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках: О чём ты воешь, ветер ночной? О чём так сетуешь безумно. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно?

Задания для работы с текстом

Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках

1. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение.

Статья в тему:  Сколько душе угодно антоним

2. Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой, которое использует А. А. Фет в следующих строчках: «Ещё зарёй гремит телега// На замороженном пути».

3. Укажите название стилистического приёма, который использует А. А. Фет, начиная строки стихотворения с одного и того же слова «ещё».

4. Какой изобразительный приём использует поэт при описании весны в первой строке первой строфы стихотворения?

Задания с выбором ответа 1.Укажите годы жизни А. А. Фета. 1. 1821-1878 2. 1820-1892 3. 1823-1886 4. 1836-1861 2. Ф. И. Тютчев около 20 лет проработал в посольстве: 1. в Мюнхене 2. в Персии 3. в Японии 4. в Лондоне 3. А. А. Фет активно сотрудничал с журналом: 1. «Колокол» 2. «Москвитянин» 3. «Современник» 4. «Русские ведомости» 4.Укажите, традиционное название цикла любовной лирики Ф. И. Тютчева. 1. «Стихи о прекрасной даме» 2. «Денисьевский цикл» 3. «Русские женщины» 4. «Цветы зла» 5.Чтобы заслужить дворянский титул, А. А. Фет служил: 1. при посольстве 2. в кавалерии 3. При дворе 4. в Тайной канцелярии 6.Укажите стихотворение Ф. И. Тютчева, на слова которого был написан романс. 1. «Что ты клонишь над водами …» 2. «К. Б. (Я встретил вас …)» 3. «Ещё земли печален вид …» 4. «Как хорошо ты, о море ночное…» 7.Укажите, какое изобразительно-выразительное средство использует А. А. Фет в последней строке четверостишия. Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; На стенах оледенелых Блещут хрустали. 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Гипербола 8. Укажите автора критической статьи «Русские второстепенные поэты», который высоко оценил творчество Ф. И. Тютчева. 1.Н. А. Некрасов 2. Л. Н. Толстой 3.А. П. Чехов 4. Ф. М. Достоевский 9. Укажите фамилию великого русского композитора, на музыку которого был написан романс на стихи А. А. Фета «На заре ты её не буди …» 1. Скрябин 2. Чайковский 3. Бородин 4. Мусоргский 10. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках: Сияет солнце, воды блещут, На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Олицетворение Задания с кратким ответом 1.Напишите название журнала, в котором впервые были опубликованы стихотворения Ф. И. Тютчева.

Статья в тему:  Синоним над чем

2. Напишите название стихотворения А. А. Фета, на которое Дмитрий Минаев, остроумный сатирик, написал следующую пародию. Топот, радостное ржанье, Стройный эскадрон, Трель горниста, колыханье Веющих знамён … Амуниция в порядке, Отблеск серебра, – И марш-марш во все лопатки, И ура, ура!

3. Какой устаревший синоним к слову фонтан использует Ф. И. Тютчев в одноимённом стихотворении «Фонтан»?

4. Как называется синтаксический приём, который А. А. Фет использует в данном отрывке. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Покатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

5. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение Ф. И. Тютчева: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.

6. Напишите название первого сборника стихотворений А. А. Фета.

7. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках: О чём ты воешь, ветер ночной? О чём так сетуешь безумно. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно?

Задания для работы с текстом Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.

Статья в тему:  Синоним к слову как нельзя лучше

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках

1. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение.

2. Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой, которое использует А. А. Фет в следующих строчках: «Ещё зарёй гремит телега// На замороженном пути».

3. Укажите название стилистического приёма, который использует А. А. Фет, начиная строки стихотворения с одного и того же слова «ещё».

4. Какой изобразительный приём использует поэт при описании весны в первой строке первой строфы стихотворения?

Ответы 1 вариант

Задания с выбором ответа

1. «Лирический пантеон»

1. в журнале «Современник»

2. Любовь и природа

1. «На заре ты её не буди …»

4. «О, как убийственно мы любим …»

4. «Шёпот, робкое дыханье …»

Задания с кратким ответом

«Русские второстепенные поэты»

Задания для работы с текстом 1 и 2 вариант

Тест по теме «Творчество А.А. Фета и Ф.И. Тютчева» (10 класс).

Задания с выбором ответа 1.Укажите годы жизни Ф. И. Тютчева. 1. 1821-1878 2. 1803-1873 3. 1818-1883 4. 1836-1861 2. Укажите, как назывался первый сборник стихотворений А. А. Фета. 1. «Лирический пантеон» 2. «Вечерние огни» 3. «Стихотворения А. Фета» 4. «Снег» 3. Впервые стихотворения Ф. И. Тютчева были опубликованы: 1. в журнале «Современник» 2. в журнале «Полярная звезда» 3. в журнале «Колокол» 4. за границей 4.Укажите ведущую тему в творчестве А. А. Фета. 1. Поэт и поэзия 2. Любовь и природа 3. Гражданское служение 4. Предназначение человека 5.Укажите, какое из литературных мест России связано с именем Ф. И. Тютчева. 1. Константиново 2. Шахматово 3. Мураново 4. Ясная Поляна 6.Укажите стихотворение А. А. Фета, которое первым было положено на музыку 1. «На заре ты её не буди …» 2. «Сияла ночь. Луной был полон сад» 3. «Жизнь пронеслась без явного следа» 4. «Задрожали листы, облетая …» 7.Укажите, какое изобразительно-выразительное средство преобладает во фрагменте стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер». Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю … 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Гипербола 8. Укажите, кто так отзывался о творчестве А. А. Фета «И откуда у этого добродушного офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». 1.Н. А. Некрасов 2. Л. Н. Толстой 3.А. П. Чехов 4. Ф. М. Достоевский 9. Укажите стихотворение Ф. И. Тютчева, посвящённое Е. А. Денисьевой. 1. «Весенние воды» 2. «Сон на море» 3. «К. Б. (Я встретил вас …)» 4. «О, как убийственно мы любим …» 10. Укажите стихотворение А. А. Фета, вызвавшее многочисленные пародии и подражания. 1. «На стоге сена ночью южной …» 2. «Печальная берёза …» 3. «Ещё майская ночь …» 4. «Шёпот, робкое дыханье …» Задания с кратким ответом 1. В посольстве какой страны около 20 лет проработал Ф. И. Тютчев.

Статья в тему:  Укажите номер предложения в котором есть синонимы первая гроза

2. Напишите название журнала, с которым в активно сотрудничал А. А. Фет.

3. Напишите название критической статьи, в которой Н. А. Некрасов высоко оценил творчество Ф. И. Тютчева.

4. Как называется синтаксический приём, который А. А. Фет использует в данном отрывке. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Покатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

5. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение Ф. И. Тютчева: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.

6. Напишите название последнего сборника стихотворений А. А. Фета.

7. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках: О чём ты воешь, ветер ночной? О чём так сетуешь безумно. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно?

Анализ стихотворения «Фонтан» (Ф. И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2020 · Обновлено 20.07.2020

Стихотворение «Фонтан» было написано Тютчевым в самый продуктивный период его творчества. Поэт размышляет о человеческой душе. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану, который откроет читателю все скрытые грани стихотворения «Фонтан».

История создания

Тютчев написал стихотворение «Фонтан» во время путешествий по Европе. Во многом на его творческий путь повлияло увлечение немецкой и в особенности романтической поэзией. Именно под её влиянием написан «Фонтан». Произведение несёт в себе глубинный смысл и отражает состояние души автора.

Статья в тему:  Какой синоним к слову неохватный

Поэт превосходно знал иностранные языки и даже учился в Германии, поэтому его творчество впитало в себя европейские литературные традиции. Однако Тютчев никогда не считал литературу своим единственным призванием. Он преуспевал на государственной службе и был дипломатом. Серьезная работа отнимала много сил и времени, в деньгах он не нуждался, поэтому сочинение стихов так и осталось для Тютчева интересным хобби.

Жанр, направление, размер

«Фонтан» — лирическое стихотворение. Оно относится к философской элегии. Произведение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием: таким образом поэт создаёт эффект движущихся струй. Бесконечность водяного движения передаёт кольцевая рифма.

Направление творчества Тютчева принято называть «чистым искусством». Автор не касался «грязных» тем и проблем современного ему общества и делал акцент на прекрасном и вечном — природе, чувствах, философских думах о сути вещей и понятий.

Композиция

По композиции стихотворение «Фонтан» делится на 2 части.

  1. Сначала перед читателем предстаёт яркий и выразительный образ фонтана, игра света в каплях, бьющаяся ввысь вода, её зрелищные потоки.
  2. Вторая же часть посвящена передаче поэтом своего эмоционального настроя при помощи художественных образов, она представляет собой его философские размышления.

Образы и символы

Фонтан в стихотворении олицетворяет вечное движение людей и их мира, а его струи, подобные человеческой мысли, всегда стремятся ввысь, но достигнув определённой высоты, возвращаются к земному. Таков предел дозволенного, выше которого не подняться.

Статья в тему:  Что такое верность синонимы

Лирический герой представляется отстраненным наблюдателем, никак не проявляя себя. Он лишь делает обобщающий вывод, подводит итог увиденному. Его размышления спокойны и смиренны: он признает, что человечество не поднимется выше планки, отмеренной Высшим разумом. Это нисколько не огорчает его, это данность, с которой пока нужно смириться.

Темы, идеи и настроение

Основная тема стихотворения «Фонтан» – сравнение фонтана с мыслью человека: как и брызги фонтана, наши возможности, достигая пика, неизменно возвращаются к исходному уровню, чтобы начать восхождение сначала. Начиная от рождения, люди стремятся к новым знаниям, обогащают свой опыт, как умственный, так и духовный. Но угасание неизбежно: в какой-то момент мы достигаем высшей точки, пересечь которую уже невозможно. Как люди стареют, так и капли, летящие ввысь, достигнув своего предела, падают на землю. Но автор не отрицает, что однажды все человеческие возможности будут реализованы, и «длань незримо-роковая» остановит движение.

Ограниченность возможностей человека — это закон человеческой жизни и основная проблема, поставленная автором. Как бы мы ни старались, нам не выйти за рамки нашего восприятия и наших возможностей. Мы смертны, наши силы и знания ограничены, поэтому нам суждено поддерживать вечное движение вверх-вниз, когда одни люди сменят других и пойдут вверх по стопам отцов. Такова закономерность нашей цивилизации, таков механизм истории.

Использование восклицательных предложений во второй части стихотворения указывает на то, что поэта удручает узость мысли людей, каких бы высот они ни достигали, хотя при этом автор принимает законы природы.

Статья в тему:  Какой синоним у слова трепетный

Основная идея

Смысл стихотворения «Фонтан» состоит в ограниченности человеческой жизни, в нашем стремлении к идеалу, достичь которого невозможно. Восхождение всегда сменяется падением, и когда-то это осознание придёт к каждому человеку. Что мы можем сделать? Смириться и ждать своего часа. Может, именно нам суждено чуть-чуть продвинуться во время своего прыжка вверх.

Главная мысль стихотворения «Фонтан» уже не раз возникала в творчестве Тютчева. Примерно о том же он писал в произведениях «Природа — сфинкс», «Силентиум» и «Нам не дано предугадать». Человек не совершенен, ему не дано все знать, поэтому он должен учиться у природы ее мудрости на протяжении всей жизни.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Фонтан» Ф. И. Тютчев использует разнообразные художественные приёмы и тропы. Среди них:

  1. эпитеты («сияющий фонтан», «живое облако», «влажный дым», «заветная высота», «огнецветная пыль», «непостижимы закон», «упорный луч»);
  2. метафоры («фонтан клубится облаком», «лучом поднявшись к небу», «осужден пасть на землю», «смертной мысли водомет», «длань преломляет луч»).

Благодаря приведённым средствам выразительности, Тютчев передаёт идею о мятежности человеческой души.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector