Какой антоним можно подобрать к слову вылить
Сборник заданий “Работа с антонимами на уроках русского языка”
Антонимы – это слова с противоположным значением, написанием и произношением. Как правило, к антонимам относятся разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные слова, образованные с помощью антонимичных приставок и суффиксов. Не все слова имеют антонимы.
Подберите антонимы к данным словам.
Тьма – . вверх – . холодный – . уходить – . .
(Свет, вниз, горячий, возвращаться).
Продолжение начатое предложение антонимом.
В поле холодно, а в доме . (тепло). Заяц бегает быстро, а черепаха ползает
Составьте словосочетания с парами антонимов.
свежий хлеб – . (черствый хлеб) ,
свежий ветер – . (теплый ветер),
свежая газета – . (старая газета),
свежие яблоки – . (сушеные яблоки).
Припишите к словам левого столбика антонимы из правого столбика.
(север – юг, высокий – низкий, улететь – прилететь, загадка – отгадка,
прилежный – ленивый)
К данным ниже словам припишите слова, противоположные по смыслу.
Смех – . любить – . крупный – . полдень – . много – . .
(плач, ненавидеть, мелкий, полночь, мало)
Подберите антонимы к словосочетаниям.
Восход солнца – … (заход), зажечь костер -… (потушить), начало урока –
… (конец), уйти в школу – (вернуться), ясное небо – … (пасмурное), шумная
улица – … (тихая).
Найдите антонимы в пословицах.
Ученье свет , а не ученье – тьма .
Каково начало , таков и конец .
Добро помни, а зло забывай.
Допишите слово антоним.
Солнце всходит и . (заходит) .
На каждую загадку есть . (отгадка) .
Книга содержит вопросы и . (ответы) .
Спишите, заменяя подчеркнутые слова антонимами.
Вечером (утром) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (близко) . Дул встречный холодный (тёплый) ветер, и идти было трудно (леко) . Пришли мы к станции, а поезд отходит (подходит) . Как плохо (хорошо) , что мы опоздали (не опоздали) .
Припишите к словам антонимы так, чтобы из первых букв приписанных слов получилось слово ДОМ.
Ночь – д . (день)
Раздеться – о . (одеться)
Старый – м . (молодой)
Выберите в каждой группе противоположное по смыслу слово в скобках.
Зима – …..(холод, весна, снег, лето )
Тихо – …..(темно, дети, громко )
Конец – …..(обрыв, начало , всё)
Глубокий – …..(бездонный, мелкий )
Подберите антонимы, обозначающие:
рано – … (поздно)
рассвет – … (закат)
осень – … (весна)
зима – … (лето)
Пространство:
далёкий – … (близкий)
высокий – … (низкий)
широкий – … (узкий)
Качества, свойства:
грязный – … (чистый)
дорогой – … (дешёвый)
полезный – … (вредный)
Черты характера:
храбрый – … (трусливый)
ленивый – … (трудолюбивый)
молчаливый – … (болтливый)
Отгадайте загадки
Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада)
Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима)
Запишите глаголы, противоположные по значению.
Говорить, краснеть, отдавать, сидеть, зажигать, потерять, помогать
(Молчать, бледнеть, брать, стоять, гасит, найти, мешать, торопиться).
Найдите к словам из первого столбика антонимы из второго. Допиши синонимы к полученному слову.
оправдывать
искусственный
естественный
соглашаться
договориться
Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.
Больше думай, … говори. Большому уму и в … голове не тесно. Век долог, да час … . Кривому глазу и … криво. Горькая правда лучше …лжи. Добро помни, а зло … . Дождик вымочит, а красное солнышко … . Новых друзей наживай, а … не теряй.
(Меньше, маленькой, короток, прямо, сладкой, забывай, высушит, старых)
а) Антитеза строится на противоположности на основе антонимов.
Например: быстро – медленно.
Горячий конь грызёт удила, просится вперёд, вот уж он мчится, быстро удаляется и исчезает за поворотом. А улитка ползёт медленно, едва заметно движется.
б) Составьте сами упражнения на противоположность, используя антонимы.
лгать – говорить правду
Попробуйте сами составить словарик антонимов.
Составьте предложения с антонимами (Вчера было так тепло, а
Составьте небольшой текст так, чтобы антонимы были в разных
предложениях. (Говорят, что в горах сильное эхо. Вот горы, почему же
Возьмите многозначное слово и найдите антонимы по каждому
(лёгкая ноша – тяжёлая ноша
лёгкая задача – трудная задача
лёгкий ветерок – сильный ветерок)
свежий хлеб – … (чёрствый хлеб)
свежий ветер – … (тёплый втер)
свежая рубашка – … (грязная рубашка)
чёрная ткань – … (белая ткань)
чёрная работа – (лёгкая работа)
чёрные мысли – … (добрые мысли)
Образуйте антонимы с помощью приставок (вошёл – …). Укажите приставки, с помощью которых можно образовать антонимы.
Составьте темы сочинений (рассказов) с антонимами («Свет борется с тьмой»)
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учёбном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.
Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания по теме “Антонимы”
- Панова Оксана ВладимировнаНаписать 19216 19.07.2018
Номер материала: ДБ-017159
- Русский язык
- 4 класс
- Другие методич. материалы
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 19.07.2018 209
- 19.07.2018 8535
- 19.07.2018 216
- 19.07.2018 793
- 19.07.2018 136
- 19.07.2018 3539
- 19.07.2018 123
- 19.07.2018 147
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В России создадут национальный центр физики и математики
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
АНТОНИМЫ — это… (100 примеров слов)
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνομα «имя») — это сл ова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
- умный — глупый;
- день — ночь;
- радушно — неприязненно.
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
- восход — закат;
- добро — зло;
- утро — вечер;
- мир — война;
- огонь — вода;
- труженик — бездельник;
- лето — зима;
- друг — враг;
- грусть — радость;
- болтун — молчун;
- храбрость — трусость.
Прилагательные-антонимы
- грязный — чистый;
- смелый — трусливый;
- громкий — тихий;
- широкий — узкий;
- толстый — тонкий;
- длинный — короткий;
- сильный — слабый;
- высокий — низкий;
- женственный — мужественный;
- светлый — темный;
- далекий — близкий.
Глаголы-антонимы
- молчать — говорить;
- бежать — стоять;
- радоваться — огорчаться;
- стемнело — рассвело;
- ругать — хвалить;
- взять — отдать;
- построить — поломать;
- защитить — обидеть;
- вымокнуть — высохнуть.
Наречия-антонимы
- зимой — летом;
- утром — вечером;
- пешком — бегом;
- интересно — скучно;
- рано — поздно;
- впереди — позади;
- всегда — никогда;
- тут — там;
- глубоко — мелко.
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
- конец — начало;
- днем — ночью;
- ранний — поздний;
2. пространственные
- далеко — близко;
- налево — направо;
- внутри — снаружи;
3. качественные
- любовь — ненависть;
- злость — доброта;
- веселый — грустный;
- молодой — старый;
4. количественные
- много — мало;
- избыток — недостаток;
- дорого — дешево.
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
- от нести — при нести;
- в ставить — вы ставить;
- у бегать — при бегать;
- раз деваться — о деваться;
- за крыть — от крыть;
- за гадать — от гадать.
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
- веселый — не веселый вид;
- близкий — не близкий путь;
- громкий — не громкий шепот;
- простая — не простая задача;
- мало — не мало вопросов.
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
Чтобы любить добро , нужно всем сердцем ненавидеть зло (Ф. Вольф).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Не было бы счастья , да несчастье помогло.
Готовь сани летом , а телегу зимой .
Не знаешь, где найдешь , а где потеряешь .
Недосол на столе, пересол на спине.
По одежке встречают , по уму провожают .
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Сначала густо , а под конец пусто .
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Полный колос к земле клонится , а пустой к небу тянется .
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры
- во все лопатки — черепашьим шагом;
- работать засучив рукава — работать спустя рукава;
- куры не клюют — кот наплакал;
- слово в слово — вилами по воде писано;
- в двух шагах отсюда — у черта на куличках;
- семи пядей во лбу — без царя в голове;
- от рук отбиться — взять в руки;
- камень за пазухой держать — с открытой душой;
- сидеть сложа руки — работать не покладая рук;
- держать ухо востро — ворон считать;
- лясы точить — воды в рот набрать;
- на чужой шее сидеть — своим горбом жить;
- от доски до доски — с пятого на десятое.
Видеоурок
Помогите подобрать антоним
Помогите подобрать антонимы к словам: школьник и ученик. Спасибо.
это же существительные, к ним антонимов нет
Вы точно антоним имеете в виду? Может, синоним (слово, близкое по смыслу).
Ой, я не могу! Какие ж тут могут быть антонимы? Школьник – семинарист. Ученик – бездельник, хотя это скорее синонимы :)))
полчаса метаний. у дочери (занковцы, 2кл.) домашка по русскому – найдите синонимы следи слов – азбука, абзац, школьник, книжка. и т.д. а второе задание читайте внимательнее. там же другие слова – согласный (звук) – гласный (звук), мягкий (звук). видите?
а мне кажется что антоим к слову школьник – детсадовец
Какие идиоты придумывают задание для детей которые родители решить не могут?
ой вей. придумайте лучше))) ну и родители же разные. как правило разобравшись с чем-то таким “заковыристым” я жутко краснею от закостенелости своего мышления. А вообще если ваш ребенок учится по Занкову и учитель хороший, то просто доверяйте своему ребенку – потому что ответов “правильных” и “неправильных” нет – все зависит от обоснованности.
Школьник – дошкольник. Ученик – учитель. Словарь купите, неучи.
Какие идиоты придумывают задание для детей которые родители решить не могут?
Силюсь понять, зачем придумывать задания для детей. Уже все придумали раньше, школы поди две тысячи работают. Только заменяй слово “лошадь” на “автомобиль”, “крестьянин” на “студент”, “лопата” на. “лопата”.
Ответ ╧ 1 вообще УБИЛ. Цитирую : “это же существительные, к ним антонимов нет.” Девушка,Вы в школе учились? А как по-вашему Земля-Небо, Вода-Огонь,Истина √ Ложь,Друг-Враг ?
Ответ ╧ 10 Абсолютно ВЕРНО. Молодец.
Помогите подобрать хороший шампунь
Помогите подобрать название для конфеты
Помогите подобрать имя
Помогите подобрать тонирующее средство для волос
Помогите подобрать украшения к свадебному платью
Антонимы существуют только в приложении к восприятию человеком внешнего мира. Сами по себе вещи, действия не имеют противоположностей. У человека 5 чувств и интеллект, значит всего шесть антонимов:
зрительное восприятие: далеко-близко, большой-маленький
осязательное восприятие: горячо-холодно, мягко-твердо, опять же большой-маленький
восприятие обоняния: ароматный-вонючий
слуховое восприятие: тихо-громко
вкусовое восприятие: вкусно-невкусно.
Интеллектуальное восприятие: умный-глупый, интересно-неинтересно.
Остальное – производные от этих видов восприятия.
15, а тут то чего сложного?
гости 10 и 12, “школьник-дошкольник” – это антонимы. Как я отстала от жизни! а, может, тогда и “школьник-школьница” (по половому признаку) тоже. а “ботинки-полуботинки” тоже антонимы?
“земля-небо, вода-огонь” и т.п. тоже весьма интересные антонимы, я про такие слышу впервые. А мужчина-женщина, конь-лошадь или (по аналогии с “школьником-дошкольником”) земля-подземелье тоже можно считать антонимами? я серьёзно спрашиваю, очень интересно!
ОТВЕТ ╧ 17. Прежде чем “умничать” ,изучите ЛЕКСИКУ русского языка.Сожалею,что Вы впервые слышите такие антонимы как Земля-Небо ,Огонь и Вода. В словах- АНТОНИМАХ семантика противоположности (в частности, в парах, характеризующихся невыраженной направленностью) может содержать указание на разную степень, меру одного и того же качества, свойства, действия и так далее: дорогой ≈ дешевый, глубокий≈ мелкий, где логически предполагается возможная степень, градация (или градуальность) противопоставления: молодой≈моложавый≈средних лет≈пожилой≈старый.
Многие антонимические пары не указывают на степень качества, то есть лишены признака градуальности. Например, нельзя представить семантическую градацию таких СЛОВ-АНТОНИМОВ , как ОТЕЦ-МАТЬ, МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА и так далее.
Так что,Многоуважаемая Ла(н)комка,советую учить и учить Могучий РУССКИЙ ЯЗЫК!
10, словарь в студию. “Учитель” – антоним “ученика” – это шизофрения. Подозреваю, какая-нибудь новомодная методика очередного самозванца.
18, я не “умничала”. а серьёзно спросила, так как действительно удивилась и “школьнику-дошкольнику”, и “земле-небу” с “водой-огнём” (вот “друг-враг” и “истина-ложь” – это мне вполне понятно). Для меня, например, “вода-огонь” сами по себе (как лексические единицы) антонимами никак являться не могут, только если в них заложено метафорическое противопоставление каких-то определённых качеств (ну, например, как в “. лёд и пламень”(с) – понятно, что это по сути поэтически сравниваются температурно-темпераментые показатели). “земля и небо” – конечно, распространённое выражение для подчёркивание крайней несхожести (по каким-то свойствам и характеристикам) объектов/субъектов, но сама по себе эта пара к антонимам не относится. . и “школьника-дошкольника” объясните мне, пожалуйста (в рамках моего приобщения к Великому и Могучему): почему у “школьника” антоним именно “дошкольник”, а не кто-нибудь из категории “послешкольников” (пенсионер, например)? И не поняла ничего (простите мою невежественность) в абзаце, начиная со слова “Многие. ” – так все эти, перечисленные Вами, пары всё-таки являются антонимами, хоть и “не указывают на степень качества”. Тогда почему, например, у “отца” антоним “мать”, а не “сын” или “дочь”. И почему “отец-мать” антонимы, а не, наоборот, синонимы по признаку общей группы “родители”? Заранее благодарю за ответ.
Я-то полностью согласна с гостем-19: для меня подобные пары “учитель-ученик, врач-пациент” и т.п. сами по себе (если в контексте не заложено противопоставление по каким-то характеристикам) антонимами не являются. Но и в случае контекста/подтекста – это уже не “антонимы” в строгом определении, а метафоры и аллегории (мне так кажется). рассуждаем о