Каким глаголом можно подобрать синонимы антонимы
Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы (презентация)
Описание разработки
Подберите к глаголам антонимы.
Подберите к глаголам синонимы.
Содержимое разработки
Глаголы- синонимы, глаголы – антонимы
Урок в 6 классе.
-Подберите к глаголам антонимы .
начинать –
-Подберите к глаголам синонимы .
бросать- хохотать – зябнуть – бранить – блестеть –
Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение .
Знаете ли вы, что
В русском языке есть три слова «есть». Одно «есть» значит «кушать». Другое «есть» представляет собой форму 3лица ед.ч. глагола быть и означает «имеется». Третье «есть» – междометие, выступающее как ответ или отзыв на оклик или команду и имеющее значение «слушаю, готово, согласен, хорошо, ладно».
В каком значении употреблён глагол есть в данных предложениях? Подберите синонимы, которыми его можно заменить в каждом случае.
- Есть горные озёра настолько прозрачные, что не сразу постигнешь их глубину.
2. Мы будем жить в большом доме близ источника, а рядом есть дом того же хозяина, который не занят. (М.Лермонтов)
3. Ведь есть люди, которые безотчётно боятся пауков, тараканов, мышей. (М.Лермонтов)
4. Заходите, когда есть время. (А.Куприн)
5. Он спорил горячо, не обращая внимания на то, есть посторонние в комнате или нет.
278. Чтобы правильно употреблять в речи глаголы-синонимы, нужно знать их стилистическую окраску. Распределите данные ниже глагол – синонимы по графам таблицы, вставляя пропущенные буквы
Стилистически нейтральные глаголы
Стилистически окрашенные глаголы
разговорные
- Повел..вать, распор..жаться, команд..вать. 2. Изм…нить, переделать, модифицировать. 3. Р…птать, ныть, жал….ваться. 4.Р…шиться, посметь, осмел…ться. 5. Отпраз(?)новать, справить, отметить. 6. Изучить, постич(?), одолеть. 7. Загрустить, оп..чалиться, пр..горюниться. 8. Растрач…вать, расточать, транж…рить. 9. Пр…возмочь, пр…одолеть, осилить.
Объясните правописание суффиксов –ова/ -ева, – ыва/ – ива в
Порядок применения правила
- 1. Поставьте глагол в форму 1 лица ед.ч. (я).
- 2. Проверьте, на что оканчивается глагол:
на – ываю – ыва –
– иваю – ива –
на – ую – ова –
– юю – ева –
279. Найдите в каждом предложении глаголы-синонимы и впишите их в начальной форме в соответствующие графы таблицы упр.278. Проверьте себя по любому словарю синонимов
1. Он, собственно, не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли. (А.Куприн). 2. Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать. (Я.Полонский). 3. Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! (А.Чехов). 4. Лакей Баклай учил мальчишек «пчелиному 3 языку», таская иногда за волосы, приговаривал 2 : «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать». (А.Герцен). 5. Врача пригласить, а фельдшера позвать. (А.Чехов). 6. Между тем царица злая, про царевну вспоминая, не могла простить её, а на зеркальце своё долго дулась и сердилась. (А.Пушкин). 7. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река. (М.Горький).
Укажите, какие из глаголов являются переходными, а какие –
непереходными. Как вы это определили?
280. Прочитайте отрывок из романа А.Фадеева «Разгром» и найдите в нём синонимы к глаголу смеяться. Какова их роль в тексте? Помогают ли они понять, какие отношения складываются между Метелицей и пастушонком? Выпишите эти синонимы и определите, какие из них стилистически нейтральные, а какие – стилистически окрашенными. Какие из синонимов уместно употребить в разговорной речи, а какие – в книжной?
. Метелица упёрся в бока, откинулся 2 назад, рассматривая парнишку, прищурившись и чуть пошевеливая атласными подвижными бровями, и вдруг засмеялся 3 так откровенно громко, на таких высоких добрых и весёлых нотах, что даже сам удивился, как это выходят из него такие звуки .
Парнишка 3 смущённо, недоверчиво шмыгнул 3 носом, но поняв, что страшного ничего нет, а всё, наоборот, выходит ужасно весело, сморщился так, что нос его вздёрнулся кверху, и тоже — совсем по-детски — залился озорно и тоненько. От неожиданности Метелица прыснул ещё громче, и оба они, невольно раззадоривая друг друга, хохотали 1 так несколько минут.
281. С творчеством какого писателя или поэта вы сейчас знакомитесь на уроках литературы? Какое его произведение читаете, анализируете? О чём оно? Над какими проблемами в нём размышляет автор? Напишите об этом, используя некоторые из приведённых глаголов-синонимов.
- Изображать, показывать, представлять, описывать, вос-производить, воссоздавать, передавать, запечатлевать, отображать.
- Рассказывать, излагать, сообщать, повествовать.
- Обсуждать, рассматривать, разбирать, анализировать.
- Думать, задумываться, мыслить, размышлять.
- Спорить, дискутировать, полемизировать.
282. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
- Вот вдали бл…снула лесная з…рница, вспыхнула и погасла. 4 2. Мир (не)пост…рел – пом…лодел; на пр…сторах Родины повсюду множ…ство б…льших и малых дел. 3. Мгновенно сер(?)це м…лодое г…рит и гасн…т. В нём любовь проход..т и проход..т вновь. 4. То хол…дно, то очень жарко, то со (?)нце спряч…т (?)ся, то свет..т очень ярко. 5. То сер (?)це (не)научит (?)ся любить, которое устало (не)навидеть 3 . 6. Горе ст…рит, а счастье м…лодит.
2. Найдите в каждом предложении антонимы и укажите,
словами какой части речи они являются. Подчеркните их
как члены предложения.
3. Составьте схему первого предложения.
Упражнение 283. Допишите пословицы, подбирая к выделенным глаголам антонимы.
1. По одёжке встречают 3 , по уму ___________ . 2. Дружбу помни , а злобу _________.
3. Смелый там найдёт 3 , где робкий ________ . 4. Как начнёшь , так и _______. 5. От умного научишься 2 , от глупого __________. 6. Прежде чем войти , подумай, как _________.
2. Найдите слова других частей речи, которые противопоставля-ются по значению.
3. Раскройте смысл одной из пословиц. Напишите сочинение, названием которого она бы являлась
Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия.
Подобрать синонимы к глаголу думать
ДУМАТЬ – мыслить, размышлять, предаваться размышлениям, задумываться, мозговать, помышлять
Использование синонимов в речи делает её образной, выразительной и красивой.
Найдите в тексте слова, описывающие чувства. Какова их роль в тексте?
В парке плакала девочка:
«Посмотри-ка ты, папочка, у хорошенькой ласточки переломлена лапочка,
– Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю. »
И отец призадумался, потрясённый минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
милой, маленькой дочери, зарыдавшей от
И. Северянин
В парке плакала девочка:
«Посмотри-ка ты, папочка, у хорошенькой ласточки переломлена лапочка ,
– Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю . »
И отец призадумался , потрясённый минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
милой , маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
И. Северянин
ГЛАГОЛЫ ЧУВСТВА передают чувства героев, делают текст более эмоциональным
Рефлексия “Светофор”
Совсем не понятно
Надо повторить ещё раз
Всё легко и просто
- История фразеологизмов (2-3), в состав которых входят глаголы
- http://cs310531.vk.me/v310531509/780f/O2HUQYYBhyg.jpg
- школа.jpeghttp://2.bp.blogspot.com/-XuOQEMLx1HA/UIKWspbvKyI/AAAAAAAAHXY/Gvz7fb7sKY/s220/%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B0.jpeg
- Рисунок (иллюстрация): Девочка с котом на параде.http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/293279458.jpg
- Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1./Е. А. Быстрова, Л .В. Кибреева и др.; под ред. Е. А. Быстровой.- 3-е изд. – М.:ООО «Русское слово», 2014 – (Инновационная школа).
- Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 6 класса под редакцией Е.А. Быстровой / М.В. Бабкина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Презентация и конспект урока “Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы” 3 класс
Выбранный для просмотра документ глаголы (1).doc
Тема: Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы.
Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные
по смыслу глаголы.
2. Закреплять знания о глаголе, как части речи.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Организационный момент.
– Доброе утро всем утро!
II . Работа в тетрадях
– Откройте свои тетради, запишите число: Третье апреля. Классная работа.
Минутка чистописания . На доске внимательно прочитайте слова для минутки чистописания: (Один ребёнок читает)
(Показываю на доске).
-Какие в этих словах орфограммы? Можем ли мы их проверить? Как называются эти слова?(словарные)
III . Введение в тему.
– Прочитайте слова на доске:
– Почему все эти слова в одной группе? ( это глаголы)
– Докажите. ( дети рассказывают правило)
-Выберите верные утверждения о глаголе из приведенных на доске.
-Сформулируйте правило о глаголах.
– Прочитайте слова снова. Теперь они поделились на две группы. Что можно сказать о словах первой группы?
– Каково их значение?
– Как по–другому их можно назвать? ( синонимы)
– Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?
( Это глаголы противоположные по значению )
– Как по-другому их можно назвать? (антонимы).
– Кто назовёт тему сегодняшнего урока?
– Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:
«Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».
IV . Первичное закрепление
– Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются) На доске записаны слова в два столбика. Давайте найдем и запишем в тетради пары слов, близких по смыслу.
– Подведем итог, что такое синонимы?
– А что же такое антонимы? ( Выслушиваю детей)
V . Физминутка «Мы писали»
VI . Первичное закрепление
– Я предлагаю вам поиграть в игру «Говори наоборот». Я по очереди буду передавать вам мяч и говорить слово, а вы должны назвать слово, противоположное ему по значению.
– Что такое антонимы?
– Предлагаю вам выполнить задание «Аукцион слов».
– Что такое «аукцион»?
– Аукцион – это торг, при котором товар или имущество продаётся тому, кто предложил самую высокую цену.
– В нашем случае, вместо товара даны глаголы, а цена за них-антонимы и синонимы. На доске есть слова, разделенные на два столбика. К первому столбику нужно письменно подобрать синонимы, а ко второму антонимы.
Темнеть
Ругать
Грустить
Рассказывать
Обожать
Купаться
– Проверим, как вы выполнили задание.
– Приготовьтесь записать под диктовку пословицу.
– Труд молодит, а лень старит.
– Проверьте правильное написание.
– Назовите только глаголы.
– Что можете о них сказать? (глаголы – антонимы).
-Сейчас на доске появились слова: греть, весенний, солнце, прохладный, ветерок, капли дождя. Составьте из этих слов два предложения, противоположных по смыслу. Запишите. Найдите и подчеркните главные члены предложения.
-Что вам помогло в выполнении всех заданий?(знание правил)
-Для чего нам нужно знать правила?
VII . Подведение итогов. Рефлексия.
– С какой темой мы сегодня поработали?
-Что нового узнали?
-Что такое антонимы? Что такое синонимы?
-Возникли ли сложности на уроке?
-Какую оценку вы бы поставили себе за урок? Почему?
-На нашей доске изображено дерево, но посмотрите, его ветви совсем голые и пустые, на них нет ни одного листочка. Зато листочки есть на ваших партах. Каких они цветов? Все верно. Я предлагаю вам выбрать по одному листочку и прикрепить его на наше дерево. Выберите листочек зеленого цвета, если вам было интересно и просто работать на уроке, жёлтый, если было интересно, но возникали трудности в работе, а красный, если урок вам не понравился и вам было сложно и скучно.
-Спасибо за урок.
Выбранный для просмотра документ рус.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Третье апреля. Классная работа. Магазин, малина, машина.
Пробраться Войти Строить Разрушать На какие вопросы отвечают эти слова? Почему эти слова в одной группе?
Глагол-это… Он обозначает-… Отвечает на вопросы-… В предложении является-… Подчёркивается-…
Пробраться Войти Строить Разрушать
Тема урока: Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы , а
Синонимы Работать Смеяться Скакать Глядеть Бросить Идти Шагать Хохотать Кинуть Прыгать Смотреть Трудиться
Антонимы Стоять- Хвалить- Строить- Отдать- Веселиться- Светлеть- Замерзать- Находить- Помнить- Мириться- Помогать- Огорчить- Надеть- Падать- Кричать- Включить- Открыть-
Аукцион слов Аукцион-это торг, при котором товар продаётся тому, кто предложит самую высокую цену.
Подбери антонимы Темнеть Хвалить Грустить Светлеть Ругать Радоваться
Подбери синонимы Рассказывать Обожать Купаться Говорить Любить Мыться
Труд молодит, а лень старит.
Греть Весенний Солнце Землю Прохладный Ветерок Дождя Капли Принес
Весеннее солнце греет землю. Прохладный ветерок принес капли дождя.
Весеннее солнце греет землю. Прохладный ветерок принес капли дождя.
С какой темой сегодня познакомились? Что нового узнали? Что такое синонимы? Что такое антонимы? Были ли сложности на уроке?
Домашнее задание: Учебник: стр. 73 выучить правило, стр. 74 упр. 535
Спасибо за урок!
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
Конспект и презентация к уроку “Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы” в третьем классе разработаны с учётом новейших стандартов образования, психологических и физиологических особенностей детей.
Урок содержит в себе несколько этапов, связанных между собой. Методы и формы работы на уроке чередуются. Урок разноображен занимательными заданиями.
- Омельченко Анастасия ЕвгеньевнаНаписать 1518 05.04.2019
Номер материала: ДБ-539833
- Русский язык
- 3 класс
- Конспекты
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 03.04.2019 74
- 02.04.2019 263
- 31.03.2019 139
- 30.03.2019 112
- 29.03.2019 97
- 28.03.2019 429
- 28.03.2019 229
- 26.03.2019 102
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны
Время чтения: 1 минута
Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября
Время чтения: 1 минута
Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
АНТОНИМЫ — это… (100 примеров слов)
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνομα «имя») — это сл ова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
- умный — глупый;
- день — ночь;
- радушно — неприязненно.
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
- восход — закат;
- добро — зло;
- утро — вечер;
- мир — война;
- огонь — вода;
- труженик — бездельник;
- лето — зима;
- друг — враг;
- грусть — радость;
- болтун — молчун;
- храбрость — трусость.
Прилагательные-антонимы
- грязный — чистый;
- смелый — трусливый;
- громкий — тихий;
- широкий — узкий;
- толстый — тонкий;
- длинный — короткий;
- сильный — слабый;
- высокий — низкий;
- женственный — мужественный;
- светлый — темный;
- далекий — близкий.
Глаголы-антонимы
- молчать — говорить;
- бежать — стоять;
- радоваться — огорчаться;
- стемнело — рассвело;
- ругать — хвалить;
- взять — отдать;
- построить — поломать;
- защитить — обидеть;
- вымокнуть — высохнуть.
Наречия-антонимы
- зимой — летом;
- утром — вечером;
- пешком — бегом;
- интересно — скучно;
- рано — поздно;
- впереди — позади;
- всегда — никогда;
- тут — там;
- глубоко — мелко.
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
- конец — начало;
- днем — ночью;
- ранний — поздний;
2. пространственные
- далеко — близко;
- налево — направо;
- внутри — снаружи;
3. качественные
- любовь — ненависть;
- злость — доброта;
- веселый — грустный;
- молодой — старый;
4. количественные
- много — мало;
- избыток — недостаток;
- дорого — дешево.
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
- от нести — при нести;
- в ставить — вы ставить;
- у бегать — при бегать;
- раз деваться — о деваться;
- за крыть — от крыть;
- за гадать — от гадать.
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
- веселый — не веселый вид;
- близкий — не близкий путь;
- громкий — не громкий шепот;
- простая — не простая задача;
- мало — не мало вопросов.
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
Чтобы любить добро , нужно всем сердцем ненавидеть зло (Ф. Вольф).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Не было бы счастья , да несчастье помогло.
Готовь сани летом , а телегу зимой .
Не знаешь, где найдешь , а где потеряешь .
Недосол на столе, пересол на спине.
По одежке встречают , по уму провожают .
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Сначала густо , а под конец пусто .
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Полный колос к земле клонится , а пустой к небу тянется .
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры
- во все лопатки — черепашьим шагом;
- работать засучив рукава — работать спустя рукава;
- куры не клюют — кот наплакал;
- слово в слово — вилами по воде писано;
- в двух шагах отсюда — у черта на куличках;
- семи пядей во лбу — без царя в голове;
- от рук отбиться — взять в руки;
- камень за пазухой держать — с открытой душой;
- сидеть сложа руки — работать не покладая рук;
- держать ухо востро — ворон считать;
- лясы точить — воды в рот набрать;
- на чужой шее сидеть — своим горбом жить;
- от доски до доски — с пятого на десятое.
Видеоурок
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Раздел. Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова).
Тема. Синонимы и антонимы
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, приводить примеры синонимов и антонимов, находить в словаре синонимов и антонимов
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
- что такое синонимы и антонимы;
- различать синонимы и антонимы;
- приводить примеры синонимов и антонимов;
- находить в словаре синонимов и антонимов.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно, на картинке, изображены слова, которые обозначают один и тот же предмет, но пишутся по-разному.
Буря, ураган; ребёнок, малыш; автомобиль, машина; умный, смышлёный; дыра, отверстие; красивый, прекрасный; брюки, штаны; начальник, директор; швея, портниха; кривая, извилистая; смеяться, хохотать; пианино, фортепьяно.
Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые обозначают одно и тоже, но пишутся по-разному, научимся отличать эти слова, находить их в словаре.
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно, на картинке изображены слова, которые противоположны по лексическому значению.
Весёлый, грустный; медленный, быстрый; грязный, чистый; твёрдый, мягкий.
Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимами.
Например, работать и трудиться, веселиться и радоваться.
Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, в переводе оно означает «одноимённый».
Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов. Так, в словаре синонимов Н. Абрамова можно найти следующие:
Ветер, буря, ураган.
Определим, как можно использовать синонимы в речи, в тексте.
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят горку. Ребята будут кататься с горки.
В этом тексте повторяется слово «ребята».
Прочитаем синонимы к этому слову: дети, малыши.
Заменим повторяющееся слово синонимами.
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят горку. Малыши будут кататься с горки.
Слова, которые противоположны по значению (по смыслу), называются антонимами.
Например, здравствуйте – до свидания, день – ночь, грустный – весёлый.
Слово «антоним» произошло от греческих слов «анти» – против и «онима» – имя.
Антонимы можно найти в словаре антонимов.
Разбор заданий
Что такое синонимы? Укажите полный правильный ответ.
- Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию.
- Слова, близкие по смыслу.
- Слова, которые по-разному пишутся.
- Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.
Укажите, в каком понятии идёт речь в определении: «Слова, противоположные по значению (по смыслу)».
- Антонимы.
- Синонимы.
- Омонимы.
- Многозначные слова.
Укажите, в каком словаре можно найти антонимы.
Определите, в какой строке написаны синонимы.
- Красный, алый.
- Прыгать, играть.
- Лес, лесной.
Укажите, какие слова пословицы являются антонимами: «На смелого собака лает, а трусливого кусает».
- Смелый, трусливый.
- Лает, кусает.
- Собака, кошка.
- Смелый, собака.
Укажите синоним к слову «простите».
- Извините.
- До свидания.
- Прощение.
- Забота.
Что такое антонимы? Укажите правильный ответ.
- Слова, противоположные по смыслу.
- Слова, близкие по смыслу.
- Слова, которые по-разному пишутся.
- Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.
Определите, о каком понятии идёт речь в определении: «Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию».
- Синонимы.
- Антонимы.
- Омонимы.
- Многозначные слова.
Укажите, в каком словаре можно найти синонимы.
- Словарь антонимов.
- Словарь омонимов.
- Словарь синонимов.
- Орфографический словарь.
Определите, в какой строке написаны синонимы.
- Грустный, печальный.
- Осень, весна.
- Стол, столовый.
Прочитайте загадку. Укажите, какие слова в загадке являются антонимами.
Далеко мой стук
Червякам я враг,
А деревьям друг.
- Враг,друг.
- Стук, вокруг.
- Червяки, деревья.
- Я, мой.
Укажите синоним к слову «отец».
- Папаша.
- Родственник.
- Отечество.
- Дядя Петя.
“Глаголы, близкие и противоположные по смыслу”. 3-й класс
Класс: 3
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (345 кБ)
Тип урока: урок объяснения нового.
Форма урока: традиционный урок.
Цель урока: совершенствование умений правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.
Задачи:
- Закрепить знания о синонимах и антонимах.
- Развивать умение находить глаголы в тексте.
- Совершенствовать умение правильно подбирать глаголы – синонимы и глаголы – антонимы и пользоваться ими в устной и письменной речи.
- Развивать языковой и речевой опыт учащихся, врожденное чувство языка.
Последовательность и продолжительность этапов урока
- Оргмомент – 1 мин.
- Орфографическая минутка – 3 мин.
- Повторение – 3 мин.
- Сообщение темы и цели урока – 1 мин.
- Чистописание – 3 мин.
- Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами –антонимами – 10 мин.
- Физминутка – 3 мин.
- Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами – синонимами – 10 мин.
- Закрепление – 4 мин.
- Подведение итога – 2 мин.
Литература:
- Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса 4-летней начальной школы. – 6-е издание,– М.: Дрофа, 2001
- Я иду на урок в начальную школу: русский язык . Книга 1: книга для учителя – М.: Изд. «Первое сентября», 2002
– Следующее задание обсудите и выполните в парах.
Подберите антонимы.
добро /зло/ | смелый /трусливый/ |
работа /безделье/ | аккуратный /неряшливый/ |
утро /вечер/ | верхний /нижний/ |
тепло /холод/ | ленивый /прилежный/ |
Дети внимательно слушают информацию, в глазах должно читаться одобрение.
Дети внимательно слушают информацию, рассматривают материалы на доске, партах.
«В утреннем небе погасли последние звёзды».
«На ёлке зажглись разноцветные огни».
Минус – плюс,
Огонь – вода,
Истинный и ложный.
Все антонимы всегда противоположны.