2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая пара слов не является антонимами аккуратный неряшливый

Какая пара слов не является антонимами аккуратный неряшливый

Русский язык. Полный справочник для подготовки к ГИА

Данное пособие адресовано школьникам, которым предстоит государственная итоговая аттестация в 9 классе, а также преподавателям. Творчески используя содержащийся в нем материал, можно не только ликвидировать имеющиеся пробелы, потренироваться в выполнении заданий, но и преодолеть психологический барьер, существующий у многих учащихся и их родителей по отношению к ГИА в новой форме.

ГИА состоит из трех частей: 1 часть – сжатое изложение, 2 часть – задания на основе прочитанного текста, 3 часть – сочинение-рассуждение.

Вторая часть ГИА состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1–А7) и 14 заданий, требующих краткого ответа (В1–В14), каждое из которых оценивается одним баллом.

В книге в полном объеме содержится материал, который включен во все части ГИА, он позволяет проверить сформированность знаний, умений и навыков по основным разделам русского языка, в том числе умение проанализировать текст, уровень владения понятийным аппаратом.

В справочнике выделяются следующие разделы: фонетика, лексика и фразеология (А4–А6, В1, В3), морфемика и словообразование (В2–В4), морфология, синтаксис (В2–В4, В8–В14), орфография (В2–В4), пунктуация (В5–В7); речь и текст (А1–А7, С1, С2), языковые нормы; изобразительно-выразительные средства (А7). Они соответствуют кодификатору элементов содержания курса, на основе которого строятся контрольно-измерительные материалы, и помогают систематизировать и обобщить знания и умения по русскому языку.

Статья в тему:  Какой синоним можно подобрать к слову любовь

Следует отметить, что задания по некоторым разделам (фонетика, языковые нормы) присутствуют только в одном задании в новом варианте ГИА, но для того чтобы выполнить, например, задания по орфографии, надо опираться на знания по фонетике, а владение языковыми нормами является залогом успеха при выполнении всех заданий без исключения.

Теоретический материал в справочнике изложен в сжатой и доступной форме, что позволяет ликвидировать имеющиеся пробелы, а также повторить и обобщить изученное.

Наряду с теоретическим материалом, в пособие включены тестовые задания по каждому разделу и типовые тестовые задания для подготовки к ГИА, являющиеся аналогом тех, которые встретятся на экзаменах.

В конце справочника даются ключи ко всем тестовым заданиям, чтобы школьники могли проверить себя и подготовиться к ГИА самостоятельно.

Хочется надеяться, что, работая по этому справочному пособию, вы придете к выводу: барьер ГИА может быть преодолен успешно, все в ваших руках.

Гласные и согласные звуки

Фонетика – раздел русского языка, который изучает звуки и буквы.

Звуки речи – наименьшие звуковые единицы, которые мы слышим и произносим.

Буквы – условные графические знаки, которые выражают звуки речи на письме.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.

Гласных звуков – 6: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Буквы е, ё, ю, я звуками не являются.

Статья в тему:  Что такое порицать синонимы

Все гласные звуки делятся на:

Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду.

Все согласные звуки делятся на группы:

1) звонкие – глухие (деление по участию голоса и шума);

парные согласные по звонкости – глухости:

Непарные звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [й’].

Непарные глухие согласные: [х], [ц], [ч’], [щ’].

2) твердые – мягкие (различаются положением языка при произношении). Твердые и мягкие согласные могут различать слова: удар – ударь.

Большинство согласных звуков имеют пары по твердости – мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Непарные мягкие согласные: [ч’], [щ’], [й’].

Мягкость согласных на письме обозначается двумя

способами: – с помощью мягкого знака (конь, борьба); – с помощью букв е, ё, ю, я [л’ э с].

1. В каком ряду во всех словах есть ударный гласный [О]?

а) легкий, сонный, желтый

б) черствый, дремота, простыня

в) печем, избалованный, огниво

г) четкий, донельзя, емкость

2. В каком ряду во всех словах есть гласный звук [А]?

Статья в тему:  Почему свч печь работает но не греет антонимы

а) мяч, лентяй, рьяный

б) святой, поклон, мята

в) клянусь, ляжет, тянет

г) ледяной, дятел, прогон

3. В каком ряду во всех словах произносится звук [Ы]?

а) цинк, мыльный, жидкий

б) чинный, цикл, демонстрация

в) жестяной, жильцы, циркуль

г) чиновник, крыльцо, дышит

4. Укажите, в каком слове все согласные звуки твердые.

5. Укажите, в каком слове все согласные мягкие.

6. В каком ряду располагаются слова, в которых все согласные звонкие?

а) роль, йод, дружба

б) май, браво, драже

в) огород, гурьба, ноль

г) яма, бриз, боль

7. В каком ряду располагаются слова, где все согласные глухие?

а) щука, торопиться, чек

б) цыц, стог, косить

в) шаг, пакет, ход

г) пес, крот, тоска

8. В каком ряду во всех словах есть звук [Г]?

а) стог, город, горох

б) герб, герань, рог

в) голова, гамак, дорога

г) глушь, ворог, грузчик

9. В каком ряду во всех словах есть звук [Д’]?

а) дьяк, дюжина, падь

б) дышать, ходить, федерация

в) деятельность, дивизия, диалог

г) диплом, полдень, трудиться

Соотношение звука и буквы

Звуки речи – наименьшие звуковые единицы, которые мы слышим и произносим.

Буквы – условные графические знаки, которые выражают звуки речи на письме.

Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и ясно, в безударных словах неясно, поэтому в безударных слогах гласные буквы и звуки могут не совпадать:

Статья в тему:  Какой синоним и антоним к слову погубить

Йотированные буквы е, ё, ю, я не являются звуками. Эти йотированные буквы обозначают:

– один звук после мягкого согласного: [э] ([м’эл]); [о] ([л’от]); [у] ([л’ук]); [а] ([м’ач’]);

а) в начале слова ([й’ама]);

б) после ь и ъ ([п’й’ут]); в) после гласного звука ([пай’ут]).

Звучание и написание звонких и глухих согласных совпадает в сильной позиции:

– перед гласными: борода;

– перед звонкими согласными: смола.

В слабой позиции парные звонкие и глухие согласные оглушаются или озвончаются.

Звонкие и глухие согласные могут оглушаться и озвончаться.

Оглушение происходит:

– на конце слова: лоб [лоп];

– перед глухими согласными: лодка [лотка].

Озвончение наблюдается перед звонкими согласными: молотьба [малад’ба].

ь и ъ не являются звуками;

– удвоенные согласные произносятся как один долгий звук (касса [к а с а]);

– сочетание тс дает звук [ц] (нравится [нрав’ица]);

– буквенное сочетание сч дает звук [щ’] (считать [щ’итат’]).

Урок по русскому языку “Антонимы”

Предмет Русский язык

Дата_____________

Тема урока: Антонимы

– обучающие: повторение, закрепление и систематизация знаний об антонимах;

обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения подбирать

антонимы к словам, находить антонимы в тексте, использовать антонимы в

речи, работать со школьным словарём антонимов;

-развивающие: развитие умения применять новые знания на практике;

формирование навыков контроля и самоконтроля;

-воспитательные: воспитание осознанной потребности в полученных знаниях,

Статья в тему:  Слово колдовать какой синоним

развитие любви к родному языку.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Наглядность: презентация «Антонимы», словари антонимов, видеозапись

мультипликационного фильма «Ох и Ах».

Метод : комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Русский язык. 5 класс.

Ладыженская Т.А. и др. Программа: М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской,

Н.М. Шанского (Методические материалы:

1. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя/ Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2014.

2. Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс»/ Е.П. Черногрудова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

3. Русский язык. Анализ текста. 5-7 кл./ Г.М. Грехнёва. – М.: «Дрофа», 2012.

Время реализации урока: 40 минут

Необходимое оборудование и материалы для урока: мультимедийный проектор и экран, карты с заданиями.

Организационный момент. Настрой учащихся.

Проверка домашнего задания .

Ребята читают сочинение-миниатюру “Моя мечта” с использованием синонимов (заветная, сокровенная, заповедная; хотеть, желать, мечтать; думать, полагать, считать, мыслить, размышлять и т.д.).

3.Целеполагание.

Ребята, что перед вами. (Домик – 3 этажа).

В этом доме под названием Лексика живут разные жители. Этими жителями являются группы слов. Сколько этажей у этого домика? На 1 этаже живут жители, которые называются омонимы. Напомните мне, что это за жители?

На 2 этаже живут те жители, которые помогли вам написать ваше домашнее сочинение. Правильно- синонимы.

А на 3 этаже мы пока не знаем, кто живёт. И вот к нам в гости сегодня пришли жители этого этажа. Давайте с ними познакомимся.

Статья в тему:  Какие антонимы помогают нам в гардеробе

( фрагмент мультфильма «Ох и Ах»)

Вам понравились наши гости? Давайте охарактеризуем героев мультфильма. Сравним их.

Скажите, эти два персонажа похожи друг на друга? А какие они: ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ.

Вывод: Как же мы можем назвать слова, которые имеют противоположное лексическое значение. Антонимы . Мы узнали, как зовут жителей 3 этажа нашего домика. ( закрепить на доске)

Назовите тему нашего урока? Антонимы.

Какие цели к сегодняшнему уроку вы могли бы поставить?

Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи. Запишите в тетрадях число и тему урока.

Изучение нового.

Прочитайте слова Ф.Кривина о русском языке, вставьте пропущенные буквы и найдите антонимы.

Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, язык объединяющий и разъединяющий людей.

Язык. Ус…ный и пис…менный , л…тературный и разг…ворный , свой и чужой, знакомый и незнакомый, пр…вдивый и лицемерный, мертвый и ж…вой – и все это язык, язык об…единяющий и раз…единяющий людей.

– А определить, какую роль выполняют антонимы в речи, вам поможет стихотворение:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной.

Статья в тему:  Что за хрень синоним

3) Антонимы в большом количестве встречаются в пословицах и поговорках. Найдите их:

– Утро вечера мудренее.

– По одё…ке встречают – по уму пров…жают.

– Не откладывай на за…тра то, что можно …делать сегодня.

– Любишь взять – люби и отдать.

– З…мой и летом одним цв…том.

5. Закрепление.

Самостоятельная работа. Упражнение из учебника.

(взаимопроверка на документкамере дети ставят оценки своему товарищу)

Групповая работа на смартстоле. Тест.

В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении ?

А) бархатный голос, пустая тарелка

Б) пустая тарелка, бархатное платье

В) бархатное платье, пустая голова

Г) пустая голова, бархатный голос

2) Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

А) грустно Б) тихо В) печально Г) тоскливо

3) Какая пара слов не является антонимами?

А) аккуратный, неряшливый

Б) здоровье, болезнь

В) робкий, смелость

Г) появиться, исчезнуть

4) Укажите омонимы.

А) одобрять, осуждать

Б) дворовый, дворецкий

В) почитать (стихи), почитать (родителей)

Г) друг, приятель

5)В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?

А) бронзовая статуэтка, волчий аппетит

Б) волчий аппетит, бронзовый загар

В) бронзовый загар, волчий след

Г) волчий след, бронзовая статуэтка

6)Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

А) говорить Б) молвить В) произносить Г) думать

7) Какая пара слов не является антонимами?

А) холодный, горячий

Статья в тему:  Какой синоним подходит к слову быстро

Б) помогать, мешать

В) далеко, близко

Г) храбрость, трус

8)Укажите омонимы.

А) сиять, сверкать

Б) дружный, дружеский

В) старый, молодой

Г) ( школьный) двор, ( царский) двор

6.Вы все любите музыку, но она бывает разной. Послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте охарактеризовать их с помощью антонимов. (Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая – возбуждающая и т.д.)

7.Подведение итогов. Тест. ( система Смартголосования).

1. Какой раздел языкознания занимается изучением лексики?

2. Омонимы- это слова, которые….

А) пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

Б) пишутся и произносятся одинаково, и имеют схожее лексическое значение.

В) имеют разное лексическое значение и произносятся по-разному.

Г) Я таких слов не употребляю.

3. Синонимы – это слова, которые…

А) Имеют противоположное значение

Б) Имеют схожее лексическое значение

В) Не имеют лексического значения

Г) Они вышли из употребления

4. Антонимы- это слова, которые …

А) не имеют грамматического значения

Б) противоположные по лексическому значению

В) одинаковые по звучанию

Г) мы такие ещё не изучали.

Анализ теста.

8. Домашнее задание. Объявление и комментирование оценок за урок.

Домашнее задание (на выбор учащихся).

Исправить ошибки в упражнении №678.

Подобрать 3-4 пословицы на тему учебы с антонимами.

Подобрать пословицу с антонимами и составить по ней небольшой рассказ.

Сегодня на уроке я…

Статья в тему:  Какой синоним можно подобрать к слову жаловаться

Сегодня на уроке у меня получилось..

Сегодня на уроке у меня вызвало трудности..

МКОУ Бобровская СОШ №1

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: