Как собаке пятая нога антоним
Что означает фразеологизм «Нужен как собаке пятая нога»
В речи фразеологизм «нужен как собаке пятая нога» употребляется в том случае, если необходимо сказать о чем-то излишнем, ненужном, бесполезном. Однако для некоторых людей смысл устойчивого выражения не совсем ясен. Они считают, что это выражение — шутка, которую не следует воспринимать всерьёз. Но это не так. Попробуем разобраться, какой посыл несёт в себе известная фраза, ставшая крылатой.
Что означает фразеологизм «Нужен как собаке пятая нога»
Решительно не нужен, абсолютно бесполезен, не несёт никакой ценности, лишён смысла. Именно это означает фразеологизм «нужен как собаке пятая нога». Основой смысл устойчивого выражения заключается в том, что человек прекрасно обходится и без предлагаемой вещи. Она не несёт в себе никакой пользы и выгоды. На этом предмете или услуге не стоит заострять внимание. Лучше сконцентрировать свою энергию на чем-нибудь другом.
Если человек полностью уверен, что ему эта вещь бесполезна, он смело может употреблять в свой речи известный фразеологизм. Иногда люди просто не слышат доводов. Они усиленно продолжают навязывать то, что не несёт никакой ценности. Человек может каждый раз отказываться. Чтобы не обидеть того, кто предлагает ненужные вещи, ему можно ответить известной фразой. Человек должен понять, что его услуги являются излишними.
Происхождение фразеологизма
Впервые фразеологизм «нужен как собаке пятая нога» употребляется А.И. Куприным в произведении «Поединок». Именно с этой работой автора связано появление устойчивого выражения. В 1905 году А.И. Куприн представил свой труд читателям. Книга полюбилась многим, литературоведы подробно разбирали все части работы. Исследователи пытались отыскать скрытый смысл, уловить основную идею книги. Именно так была и обнаружена фраза «нужен как собаке пятая нога», которая быстро улетела в массы. Устойчивое выражение стало характеризовать вещь, которая абсолютно не нужна.
Ситуация употребления
Если человеку необходимо сказать о совершенно ненужной вещи, которая является обузой, он может употребить устойчивое выражение «нужен как собаке пятая нога». Люди не всегда могут отказаться от услуги, которую им активно навязывают. Возможно, она для них абсолютно бессмысленна. На помощь приходит фразеологизм, который красноречивее любых доводов выскажет основную мысль человека.
Устойчивое выражение актуально в ситуациях, в которых людям быстро и без особых объяснений следует отказаться от ненужной помощи или бесполезных предметов.
Предложение с фразеологизмом
«Нужны вы мне, как собаке пятая нога». Это выражение можно встретить в произведении «Поединок», которое принадлежит А.И. Куприну. Творческая работа была написана в 1905 году.
«Эта работа мне нужна как собаке пятая нога». Человек говорит о трудовой деятельности, которая ему совершенно неинтересна. Она не приносит ему ни морального удовлетворения, ни ценного опыта, ни достатка. Работник тратит время впустую. В этом случае ему необходимо приложить все возможные усилия, чтобы найти деятельность по душе.
Синоним фразеологизма
У известного выражения есть несколько синонимов. К самым распространённым можно отнести: не пришей кобыле хвост, как телеге пятое колесо, не пришей к спине рукав, лишний, слабое звено, бесполезный, каши не сварить. Основой смысл, который несут в себе синонимы, — это показать ненужность, отсутствие ценности и пользы.
Антоним фразеологизма
Среди антонимов фразеологизма выделяют основные: полезный, нужный, необходимый, востребованный, ценный. Главное, рассказать о пользе и выгоде, которые может получить человек.
Найди в правом столбике фразеологизмы с противоположным значением (антонимы). Напиши фразеологизмы парами. Правый столбик:
1. С легким сердцем
2. Водой не разольешь
3. От горшка два вершка
4. Засучив рукава
5. Язык плохо подвешен
6. Рукой подать
7. Одержать победу
8. Воспрянуть духом
9. Себе на уме
10. Рта не закрывает
11. Выйти из себя
12. Во все лопатки
а) упасть духом
б) слова не вытянешь
в) за тридевять земель
г) взять себя в руки
д) потерпеть поражение
е) как кошка с собакой
ж) спустя рукава
з) с тяжелым сердцем
и) черепашьим шагом
к) ростом в косую сажень
л) язык хорошо подвешен
м) олух для царя небесного
1. u0421 u043bu0451u0433u043au0438u043c u0441u0435u0440u0434u0446u0435u043c u0437) u0441 u0442u044fu0436u0451u043bu044bu043c u0441u0435u0440u0434u0446u0435u043c
2.u0432u043eu0434u043eu0439 u043du0435 u0440u0430u0437u043eu043bu044cu0435u0448u044c u0435) u043au0430u043a u043au043eu0448u043au0430 u0441 u0441u043eu0431u0430u043au043eu0439
3. u041eu0442 u0433u043eu0440u0448u043au0430 u0434u0432u0430 u0432u0435u0440u0448u043au0430 u0438) u0447u0435u0440u0435u043cu0430u0448u044cu0438u043c u0448u0430u0433u043eu043c
4. u0417u0430u0441u0443u0447u0438u0432 u0440u0443u043au0430u0432u0430 u0436) u0441u043fu0443u0441u0442u044f u0440u0443u043au0430u0432u0430
5. u042fu0437u044bu043a u043fu043bu043eu0445u043e u043fu043eu0434u0432u0435u0448u0435u043d u043b) u044fu0437u044bu043a u0445u043eu0440u043eu0448u043e u043fu043eu0434u0432u0435u0448u0435u043d
6. u0420u0443u043au043eu0439 u043fu043eu0434u0430u0442u044c u0432) u0437u0430 u0442u0440u0438u0434u0435u0432u044fu0442u044c u0437u0435u043cu0435u043bu044c
7. u041eu0434u0435u0440u0436u0430u0442u044c u043fu043eu0431u0435u0434u0443 u0434) u043fu043eu0442u0435u0440u043fu0435u0442u044c u043fu043eu0440u0430u0436u0435u043du0438u0435
8. u0412u043eu0441u043fu0440u044fu043du0443u0442u044c u0434u0443u0445u043eu043c u0430) u0443u043fu0430u0441u0442u044c u0434u0443u0445u043eu043c
9. u0421u0435u0431u0435 u043du0430 u0443u043cu0435 u043c) u043eu043bu0443u0445 u0434u043bu044f u0446u0430u0440u044f u043du0435u0431u0435u0441u043du043eu0433u043e
10. u0420u0442u0430 u043du0435 u0437u0430u043au0440u044bu0432u0430u0435u0442 u0431) u0441u043bu043eu0432u0430 u043du0435 u0432u044bu0442u044fu043du0435u0448u044c
11. u0412u044bu0439u0442u0438 u0438u0437 u0441u0435u0431u044f u043a) u0440u043eu0441u0442u043eu043c u0432 u043au043eu0441u0443u044e u0441u0430u0436u0435u043du044c
12. u0412u043e u0432u0441u0435 u043bu043eu043fu0430u0442u043au0438 u0433) u0432u0437u044fu0442u044c u0441u0435u0431u044f u0432 u0440u0443u043au0438 “>]” data-test=”answer-box-list”>
Словари
кого. Прост. Пренебр. То же, что Как (что) собак нерезаных кого. Какого в нём [доме] народа не живёт: сколько кухарок, сколько приезжих, а нашей братьи чиновников – как собак, один на другом сидит (Гоголь. Записки сумасшедшего).
нареч, кол-во синонимов: 34
до фига, завались, счета нет, непочатый угол, страх сколько, полным-полно, хоть завались, через край, навалом, что собак нерезанных, непочатый край, бессчетно, полно, дождем не смочишь, видимо-невидимо, числа нет, ужас сколько, пруд пруди, несть числа, до черта, немерено, хоть отбавляй, без числа, страсть сколько, жуть сколько, без счета, не счесть, много, немало, невпроворот, конца-краю нет, по горло, хоть пруд пруди
Прост. Экспрес. Очень сильно, до предела, до крайности.
[Смирнов:] Измучился как собака, ночевал чёрт знает где (Чехов. Медведь).
нареч, кол-во синонимов: 17
очень, сильно, необыкновенно, ужасно, шибко, весьма, крепко, крайне, необычайно, жутко, дико, безумно, чрезвычайно, зверски, чертовски
Ср. Я на даче, я на даче!
Ветер воет, как собака,
Дождь стучит в окно.
П.И. Вейнберг. „Я на даче”.
Ср. Тусклая, неприветливая природа сообщала, весьма натурально, мрачный колорит чувствам поэта. Дождик лил теперь с удвоенной силой, ветер завывал как голодная собака, потерявшая своего хозяина.
Григорович. Порф. Петр. Кукушкин. 5.
Как собака мух ловит. Баклуши (байдаки) бьет.
кто. Разг. Предосуд. Кто-либо сам не пользуется чем-либо и другим не даёт пользоваться. О человеке.
– Лейтенант Княжко в этих делах – ясно кто? Как собака на сене, ни себе, ни другим. Заморочил голову бабе – и ни хрена. (Ю. Бондарев. Берег).
Завтра утречком и поедем. – Нет! Никуда я теперь не поеду! – отрезала Тамара… – Та-ак… Ты ко всему готова. А я поеду! Я в деревне давно не был. – Конечно! Ты же вольный казак… – А ты? Ты ведёшь себя, как собака на сене (В. Суханов. Преодоление).
кто, что быть; делать что-л.
Ни себе, ни другим.
Имеется в виду, что лицо, группа лиц или социальный коллектив (Х), а также государство (L) имеет в своём распоряжении что-л., но не использует это и не даёт использовать другим. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х <L> – [как] собака на сене.
При подлеж. я, мы не употр.
В роли именной части сказ., обст., реже – доп.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Государство на акциях, как собака на сене. Оно привыкло к роли “держателя” ценных бумаг, а не управляющего ими. НГ, 2002.Дед жил один в трёхкомнатной квартире. Словом, как собака на сене. И сам не ам, и другим не дам. Литературная Россия, 2002.
Лейтенант Княжко в этих делах – ясно кто? Как собака на сене, ни себе, ни другим. Заморочил бабе голову – и ни хрена. Ю. Бондарев, Берег.
Хорошее государство сидит на своих деньгах как собака на сене. Само не тратит понапрасну и другим не даёт. Хорошее государство – скупое государство. Известия, 2000.
– Как всё это понимать? – Он хотел вывезти пакет из страны. – Куда, кому? – спросила Кира. – Полагаю, в США. – <. > Он хотел это сделать все сорок лет? – Не думаю. Сперва он просто сидел, как собака на сене, на этом пакете. Видимо, мысль переправить пакет в США родилась у Гилевского не так давно. После какого-то сигнала оттуда. Г. Глазов, Золотая табакерка Диомиди.
– Завтра утречком и поедем. – Нет! Никуда я теперь не поеду! – отрезала Тамара <. >. – Та-ак. Ты ко всему готова. А я поеду! Я в деревне давно не был. – Конечно! Ты же вольный казак. – А ты? Ты ведёшь себя как собака на сене. В. Суханов, Преодоление.
– Я знать о нём больше ничего не хочу. Он собака на сене. Бросил мою сестру, а когда она стала встречаться с другим, своими наговорами да интригами взял и испортил их отношения. (Реч.)
– Ты собака на сене. Дал деньги, а пользоваться ими не разрешаешь. (Реч.)
Правда, собственники ведут себя хуже, чем собака на сене. Они не желают следить за зданием (оно им просто не нужно), но и отдавать просто так тоже не желают. Вечерний Оренбург, 1999.
культурологический комментарий:
Выражение восходит к басне древнегреческого баснописца Эзопа о собаке, которая рычит на лошадей, не подпуская их к сену, хотя сама сена не ест. (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2002. С. 224.)
В основе образа фразеол. лежит древнейшая мифологическая форма осознания мира – анимистическая, т. е. олицетворяющая объекты зооморфного мира. В основе создания образа фразеол. лежит аналогия “животное – человек”. Образ фразеол. восходит также к древнейшей архетипической оппозиции “свой – чужой”.
Компонент фразеол. собака соотносится с зооморфным кодом культуры, содержащим представления о различных видах домашних животных, компонент “на“ соотносится с пространственным кодом культуры, а компонент сено “скошенная и высушенная трава для корма скоту” – с растительным.
В основе образа фразеол. лежит метафора, уподобляющая скупого, жадного человека собаке, охраняющей то, что ей самой не нужно. В этом образе представлен также оксюморон, построенный на внутренней несовместимости образа, формируемого с помощью компонентов собака и сено: собака ни при каких обстоятельствах не ест сено. Кроме того, в создании образа фразеол. участвует аллитерация – повторение согласного звука “с” в начале слов-компонентов, что придаёт фразеол. особую звуковую выразительность.
фразеол. в целом выступает в роли эталона жадности, алчности, а также недоброжелательного, своекорыстного отношения к другим людям.
Сходные образные выражения в других европейских языках свидетельствуют о древности образа; ср. англ. (like) the dog in the manger, франц. n”en mange pas et n”en donne pas (ср. также le chien du jardinier).
Карточки по теме “Устаревшие слова и фразеологизмы”. 6 класс
тест по русскому языку (6 класс)
Карточки по теме “Устаревшие слова и фразеологизмы”. 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Устаревшие слова | 14.22 КБ |
Фразеологизмы | 15.22 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Карточка 1. Выпишите слова в два столбика «историзмы», «архаизмы»:
Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан, рыбарь, кольчуга, ветрило, царица, крепостной.
Карточка 2. Какие слова являются устаревшими? Напишите значения этих слов.
- Дружество
- Пионер
- Губернатор
- Секретарь
- Приземлиться
- Влачить
- Компьютеризировать
- Отбежать
Карточка 3. Какие слова являются устаревшими? Напишите значения этих слов.
- Приказчик
- Бумага
- Писатель
- Отрывок
- Серебро
- Злато
- Красота
- Белоснежный
Карточка 4. Какие слова являются устаревшими? Напишите значения этих слов.
- Врач
- Медик
- Доктор
- Врачеватель
- Вульгарный
- Кулинарный
- Облыжный
- Прибрежный
Предварительный просмотр:
Карточка 1. Прочитайте фразеологизмы и составьте антонимичные пары.
хоть иголки собирай ни зги не видно
заваривать кашу воспрянуть духом
по чайной ложке на ночь глядя
коломенская верста от горшка два вершка
чуть свет как кошка с собакой
повесить нос одним духом
жить душа в душу расхлебывать кашу
сидеть сложа руки не покладая рук
Карточка 2. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.
1.Вася все это время молчал, как бесструнная балалайка.
2. Я прошу тебя не уходить, ведь ты нужен мне как собаке пятая нога.
3. Отряд шел мерно, раз в раз, не сбиваясь.
4. Олеся рвала на себе волосы, радуясь приходу одноклассника.
5. Хулигана Петьку знали в лицо и соседи, и учителя, да и каждая собака во дворе.
Карточка 3. Подчеркнутые слова в тексте замените фразеологизмами. Что изменилось?
1.Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
3. Кирилл целый день бездельничал.
4. Мы догадывались, что он нас обманывает.
5. Первого сентября Оля проснулась очень рано.
Карточка 4. Распределите следующие фразеологизмы на группы по их происхождению: 1) крылатые слова и выражения, созданные писателями; 2) крылатые слова из мифологии; 3) из разных профессий; 4) исконно русские; 5) старославянские.
Рыцарь печального образа, Адамовы веки, стоять на часах, семи пядей во лбу, скалить зубы, несолоно хлебавши, все смешалось в доме Облонских, из первых уст, и в хвост и в гриву, и дым Отечества нам сладок и приятен, Авгиевы конюшни, сию минуту.
Карточка 5. Прочитайте текст. Кто найдет больше фразеологизмов? Подчеркните фразеологизмы.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют.
(По Э.А. Вартаньяну)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи»
Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование предложени.
дополнительный материал для учителя “Этимология слов и фразеологизмов”
Данный материал можно использовать на уроках русского языка при изучении разделов: “Лексика”, “Фразеологизмы”. Дано толкование слов их происхождение.
Орфографическая карточка по теме “Чередующиеся гласные в корне слова” для 5 класса.
quot;Чередующиеся гласные в корне слова".
Карточки со словами 5-11 класса (немецкий язык, УМК И. Л. Бим, Г. Воронина)
В файле содержатся все лексические единицы, предназначенные для активного усвоения в течение обучения немецкому языку в общеобразовательной школе. Они расположены в виде карточек, которые ученики могу.
Карточки для запоминания слов. Тема: “ПРОФЕССИИ”
Карточки для запоминания слов. Тема: “ПРОФЕССИИ”.
Работа по карточкам. Переносное значение слов. 5 класс
Дидактический материал по теме “Переносное значение слов”. 5 класс.
Карточки со словами для 2 класса “Rainbow English”
В данном файле представлены готовые карточки для распечатывания, которые могут вам пригодится для проведения уроков, для опроса учащихся. Надеюсь, вам пригодится.
Тест по теме “Фразеология”(6 класс)
Русский язык. 6 класс. Тема «Фразеология».
Найдите правильные ответы и вставьте их в таблицу.
Задание 1. Умный – это синоним одного из фразеологизмов.
1. Мал золотник, да дорог . 2. Зарубить на носу
3. Светлая голова. 4. Открывать Америку .
Задание 2. При помощи этого фразеологизма можно выразить восхищение.
1. С распростертыми объятиями . 2. Вогнать в краску
3. Вот тебе и раз! 4. Брать за душу
Задание 3. Найдите синоним к фразеологизму: сидеть сложа руки.
1. Как рукой сняло 2. Бить баклуши.
3. Заварить кашу 4. Закидывать удочку
Задание 4. Подбери антоним к фразеологизму: собаку съесть.
1. Как рукой сняло. 2. Закручивать гайки.
3. Ни в зуб ногой. 4. Сгущать краски.
Задание 5. Замени одним словом выражение: как сельдей в бочке.
1. Много. 2. Мало . 3. Нельзя. 4. Всегда.
Задание 6. Это выражение из басни И. Крылова.
1. Есть еще порох в пороховницах.
2. И дым отечества нам сладок и приятен.
3. А Васька слушает да ест.
4. Театр начинается с вешалки .
Задание 7. Это выражение является пословицей.
1. Не зная броду, не лезь и в воду
2. Тише воды, ниже травы
3. Пятое колесо в телеге.
4. А ларчик просто открывался.
Задание 8. Какое выражение является фразеологизмом?
1. С листа скатились две капли воды.
2. Для мошки и две капли воды – лужа.
3. Похожи как две капли воды.
4. Тут две капли воды не помогут.
Задание 9. Какое выражение не является фразеологизмом?
1. Хлопать глазами. 2. Хлопот полон рот
3. Хлопать ушами. 4. Хлопать в ладоши.
Задание 10. Найди точное определение фразеологизма.
1. Фразеологизм – это крылатое выражение
2. Фразеологизм – это устойчивое сочетание, имеющее значение одного слова или целого предложения.
3. Фразеологизм – это словосочетание или предложение.
4. Фразеологизм – фраза, которая обогащает речь.
Задание 11 . Найди мифологический фразеологизм.
1. Авгиевы конюшни. 2. Работать засучив рукава.
3. Волк в овечьей шкуре. 4. Из мухи делать слона
Задание 12. Определи источник происхождения фразеологизма:
Кричать во всю Ивановскую.
1. Исторический. 2. Трудовой.
3. Религиозный. 4. Профессиональный.
Задание 13. Найди лишний фразеологизм.
1. На всех парусах. 2. Как на крыльях.
3. Быть на голову выше. 4. Сломя голову.
Задание 14.. Найди фразеологизм с ошибкой.
1. Толочь воду в ступе. 2. Два сапога пара.
3. Куда Макар телят не гонял. 4. Без сучка без забора.
Задание 15. В каком выражении нет устаревших слов.
1. Беречь как зеницу ока. 2. Из уст в уста.
3. Живота не жалеть. 4. Спустя рукава.
Задание 16. Если ты справился со всеми заданиями, значит ты, изучая фразеологизмы:
1.Без царя в голове. 2. Учился через пень-колоду.
3. Ум за разум зашёл. 4. Семи пядей во лбу.
Творческое задание. Выполни одно из заданий по выбору. (А если захочешь, то можешь выполнить и оба)
1. Напишите небольшое сочинение с использованием фразеологизмов, которые вы знаете. Можно воспользоваться фразеологизмами из теста и добавить свои.
2. Запишите известный вам фразеологизм (можно выбрать из теста, но лучше вспомнить тот, которого в тесте нет). Объясните, как вы понимаете его значение. Приведите 1-2 примеры из жизни (литературы, фильмов и т.д.) Напишите вывод.
Ответы для учителя, самопроверки или взаимопроверки.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тест может быть дан как контрольная или самостоятельная работа.
При самостоятельной работе обучающиеся могут работать в паре или индивидуально, разрешается пользоваться фразеологическим словарём.
Контрольная или самостоятельная работа может быть проведена после прохождения темы «Фразеологизмы», а также конце учебного года в 6 классе или начале года в 7 классе при повторении, с целью определения уровня подготовки обучающихся 6-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных учреждений, участвующих в переходе на ФГОС ООО.
Эта работа сориентирована на содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по русскому языку, используемые в 6-х классах, и составлена на основе требований к метапредметным и предметным результатам обучения ФГОС ООО.
Задания диагностической работы соответствует программным требованиям к разделу «Фразеология» курса русского языка в 6 классе.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО к планируемым результатам обучения диагностическая работа была сориентирована на проверку аналитических умений учащихся 6 класса работать с различными фразеологическими единицами, умением создавать письменное высказывание в соответствии с определенной коммуникативной задачей. В таблице 1 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.
Тест может быть дан как контрольная или самостоятельная работа.
При самостоятельной работе обучающиеся могут работать в паре или индивидуально, разрешается пользоваться фразеологическим словарём.
Планируемые результаты обучения
Число заданий
Владеть практическими умениями составлять тексты с заданными параметрами, используя знания, полученные в процессе изучения темы «Фразеологизмы» .
Понимать лексического значения фразеологизмов.
Осознавать понятие «фразеологизм» и знать его определение.
Определять происхождение фразеологизмов.
Проявлять аналитические способности.
Находить устаревшую лексику.
К метапредметным умениям, проверяемым в данных тестах, относится аналитическое умение, само и взаимопроверка, самостоятельная работа, умение проводить информационно-смысловой анализ слова и словосочетания
Каждое задание теста оценивается одним баллом