Как по значению различаются паронимы деятельность и действие
Лексические нормы. Паронимы
Урок 6. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока “Лексические нормы. Паронимы”
· Начнём разговор о лексических нормах.
· Поговорим о паронимах и о том, как правильно употреблять паронимы.
· Узнаем, как подготовиться к решению такого задания на ЕГЭ.
И перед нами – пятое задание. Звучит оно так:
В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
И дальше будет список из пяти предложений. В каждом предложении выделено какое-то слово.
Для начала проанализируем задание.
Более простая формулировка звучит так:
В каком предложении выделенное слово употреблено неверно.
Значит, весь вопрос в том, сочетаются ли выделенные слова с контекстом, в котором они употребляются.
При этом нам нужно не только найти ошибку, но и исправить её. Потому что в графу ответа мы вписываем уже правильное слово.
Итак, в чём суть этого задания?
В нём мы демонстрируем умение различать оттенки лексического значения. Мы демонстрируем своё знание сочетаемости слов. И наконец мы должны подобрать верный пароним.
Вспомним, что такое паронимы. Это однокоренные слова, которые при внешнем сходстве имеют разные значения с сочетаются с разными словами.
Например – экономный – экономичный – экономический.
Абонент – абонемент
Одеть – надеть.
Паронимы часто различаются суффиксами или приставками.
В чём же трудности этого задания? Дело в том, что паронимы сложились в процессе общения, в процессе развития языка. Мы иногда сами не можем объяснить, почему мы говорим так, а не иначе – просто так повелось. И из-за этого часто решения этого задания зависит от нашей речевой практики, от речевого чутья. Ведь даже чёткой классификации паронимов не существует!
С чего мы начнём выполнение этого задания?
С анализа вариантов, которые нам даны.
Посмотрим на вот такие тренировочные задания.
Здесь каждое слово входит в состав довольно длинного предложения. Но ведь паронимы отличаются сочетаемостью. Почему не выбрать словосочетания с нужными нам словами?
Упрощаем формулировки и задания.
От предложений мы оставляем только словосочетания с нужными нам словами. И приведём их к начальной форме – так будет легче.
Остаётся вопрос – существуют ли такие словосочетания в русском языке, не нарушают ли они лексические нормы?
Рассматриваем словосочетания поодиночке. При этом стараемся задействовать свою эрудицию и языковое чутьё.
Гарантийный срок – такое словосочетание есть. Мы постоянно с ним сталкиваемся, когда приобретаем, например, технику.
Можно ли со вздохом отдать документы? Конечно. Представьте, что поступаете на нелюбимую специальность и отдаёте документы на поступление.
Благотворный взаимообмен энергиями. Значит, кто-то или что-то обменивается энергиями, и это влияет на них благотворно. Это слово нам встречается довольно редко, но можно применить знание морфемики. Благо-творно, то, что творит благо, оказывает хорошее действие. Обмен энергиями вполне может оказать такое действие.
А вот можно ли заплатить потери? Можно заплатить зарплату, заплатить за кофе или за квартиру. Здесь же так и напрашивается слово «оплатить». Мы отметим этот вариант. И всё равно доведём проверку до конца.
Может ли язык быть гармоническим и нежным? Обычно мы слышим другое прилагательное – гармоничный, то есть, благозвучный, стройный. Однако гармонический – это нечто явно основанное на принципах гармонии. И язык таким явно может быть.
Итак, у нас остаётся один вариант, четвёртый – неправильно употребляется слово ЗАПЛАТИТЬ.
Более того, мы уже подобрали вариант, которым его можно заменить – оплатить. Подставим этот вариант в пример в соответствующей форме.
Да и кто оплатит предприятиям и заводам потери от наших опозданий?
Предложение звучит гладко и правильно.
Значит, в графу ответа мы вписываем слово оплатит – в той же форме, в которой мы его вставили в предложение.
Итак, мы можем составить такой алгоритм действий.
· Сначала мы отбрасываем всё лишнее, выделяем из предложений словосочетания с нужными нам словами. При этом ставим их в начальную форму.
· Дальше мы пытаемся понять – могут ли существовать такие словосочетания, не нарушает ли это сочетаемость слов.
· Как только мы находим ошибочное словосочетание, мы пытаемся его исправить, подобрав пароним к выделенному слову.
· Потом мы подставляем пароним в предложение в нужной форме и смотрим, правильно ли звучит предложение.
· Если всё в порядке, значит, мы справились с заданием.
Однако этот метод решения всё-таки требует изрядного языкового чутья. И мы можем составить другой алгоритм, который требует работы с самими паронимами.
Возьмём вот такое тестовое задание из пяти предложений.
И начнём на этот раз с того, что обратим внимания на сами паронимы.
Выделим их. И поставим в начальной форме.
Получилось пять слов.
И теперь нужно ответить на вопрос – к какому типу относятся эти паронимы?
Дело в том, что паронимы бывают трёх типов: корневые, суффиксальные, приставочные.
Корневые паронимы – это слова, которые просто оказались созвучными. Корни у них разные. И значение таких слов совершенно различное. Например – невежа – невежда, жестокий – жёсткий, экскаватор – эскалатор.
Суффиксальные паронимы различаются суффиксами. Чаще всего это существительные и прилагательные. Например: дипломат – дипломант, болотный – болотистый, диктант – диктант.
А приставочные паронимы, конечно, различаются приставками.
Это, как правило, глаголы. Охватить – обхватить, претерпеть – перетерпеть, обрывок – отрывок. И так далее.
Итак, установим, к какому типу относятся наши паронимы.
Благотворительный – суффиксальный пароним.
Артистичный – тоже явно суффиксальный, потому что мы не видим приставки и не помним, чтобы имелось слово с похожим корнем.
А вот поделка – слово с приставкой, и пароним у него будет приставочным.
Так же, как и у глагола надеть.
Зачем мы устанавливали типы паронимии? Потому что так легче подобрать к этим словам паронимы, а этим мы сейчас и займёмся.
Легко можно вспомнить слово, созвучное со словом благотворительный, но с другим суффиксом – благотворный.
Прилагательное дипломатический легко спутать с прилагательным дипломатичный.
А артистичный, наоборот – с артистический.
Поделка созвучно со слово подделка.
А выбор между надеть и одеть – одна из частых ошибок в речи.
Но что же обозначает каждое из этих слов? И какое больше подходит к контексту, в котором мы его видим?
Теперь мы расшифруем значение каждого слова.
Благотворительный – это то, что относится к благотворительности. Благотворительным бывает концерт или фонд. А благотворный – это полезный, оказывающий положительное влияние. Благотворным может быть воздействие, воздух.
И теперь мы можем увидеть, какой из паронимов нам подходит, используя их значение и сочетаемость.
В предложении у нас благотворительная акция. Конечно, это то, что относится к благотворительности – по аналогии с фондом или концертом.
В этом предложении нет ошибки.
Возьмём вторую пару паронимов.
Дипломатический – тот, который относится к дипломатии. Дипломатическим может быть корпус, иммунитет, протокол.
Дипломатичный – это ловкий, умело действующий. Дипломатичным бывает человек, отказ, подход к делу.
Подставим сюда второе предложение. У нас в нём дипломатический иммунитет. То есть, относящийся к дипломатии. Тут тоже всё верно.
Артистичный – тот, который отличается артистизмом, художественным вкусом. Артистичным может быть художник, у людей бывает артистичная натура, или они могут принимать артистичную позу.
Артистический – тот, который относится к артисту, свойственен для него. Артистическими бывают наклонности, мастерство.
А в предложении у нас артистичный темперамент. Вряд ли темперамент может отличаться художественным вкусом. Зато он может быть свойственен для человека. Значит, тут ошибка, и в предложении должно стоять прилагательное артистический.
Но мы продолжим работу.
Поделка – мелкая работа или изделие. Поделки из дерева, детские поделки.
А подделка – это фальшивое изделие. Бывают подделки денег, подделки антиквариата.
Конечно, дети в предложении ничего не подделывали.
Значит, в этом предложении всё верно.
И последний вариант.
Надеть можно что-то на себя. Куртку, шапку, костюм, очки.
А одеть можно кого-то. Ребёнка, брата, больного и так далее.
Мы помним простой приём для запоминания: надеть одежду и одеть Надежду!
В предложении дед сам надел на себя шубы, значит, всё правильно.
Итак, мы нашли ошибку, она скрывается в предложении номер три. И в графу ответа мы на этот раз впишем слово артистический.
Составим новый алгоритм!
· Сначала мы выделяем из предложений все паронимы – попутно ставим их в начальную форму.
· Потом определяем тип паронима – корневые, суффиксальные, приставочные.
· Подбираем паронимы, пользуясь подсказкой. Для этого вспоминаем созвучные слова.
· Даём толкование каждого паронима и вспоминаем примеры его сочетаемости.
· После этого анализируем – какой из вариантов больше уместен в том контексте, где мы его видим.
· В процессе анализа находим ошибку и подбираем правильный вариант.
Что вызывает сомнения в этом алгоритме? Четвёртый пункт. Не все сходу могут дать толкование каждому парониму.
Есть несколько способов справиться с этой проблемой.
Во-первых, можно просто выучить словарь паронимов. Такие словари предлагаются на многих сайтах, и они даже ориентированы на Единый государственный экзамен по русскому языку. В словаре паронимов не слишком много слов – речь идёт о нескольких десятках сочетаний. Так что при усердных тренировках их можно выучить.
Но учить их нужно именно по парам или тройкам паронимов. И при этом обращать внимания на примеры сочетаемости и то, чем отличается друг от друга очередная пара слов.
Можно и выучить значения некоторых суффиксов и приставок – это поможет определить значение слова, которое перед вами.
Например, если слово имеет суффикс -исческ- – у него будет значение свойственности чему-либо. Идеалистический – свойственный для идеалистов, педантический – свойственный для педантов, экономический – относящийся к экономике, хозяйственный.
А суффикс -ант- обычно обозначает лицо или действие. Дипломант – лицо, которому вручается диплом. Диктант – процесс диктовки.
Если значение суффикса или приставки не помнится – не беда, можно подобрать ряд знакомых слов с таким же аффиксом. И разобраться со значением.
Например, нужно определить значения слов костистый и костяной.
Подбираем слова с такими же суффиксами. Костистый, болотистый, глинистый, водянистый… объединяющий признак всех слов – большое содержание чего-то.
Костистый – тот, в котором много костей. Костистая рыба.
Костяной, глиняный, деревянный, песчаный… Речь идёт о материале, из которого что-то изготовлено.
Костяной – сделанный из кости. Костяная рукоять ножа.
Суффиксы и приставки в любом случае полезно выделить во время работы над паронимами – и понаблюдать за их значениями.
Подсказкой могут оказаться и синонимы. Мы можем подбирать синонимы к каждому из паронимов и таким образом определять, какое значение нам подходит больше.
Например, скрытный – скрытый.
Синоним слова скрытный – замкнутый.
Синоним слова скрытый – тайный.
Остаётся только подставить синоним в контекст, то есть в предложение, чтобы понять, насколько он нам подходит.
Очень важно помнить, что при работе с паронимами мы должны учитывать всё – и их значение, и значение их аффиксов, и возможности их сочетаемости, и стилистическую окраску, и синонимию.
Разработка внеурочного занятия по русскому языку на тему “Паронимы”
Разработка внеурочного занятия по русскому языку
для учащихся
Тема урока: «Паронимы. Разграничение значений паронимов»
Тип занятия : урок-исследование
Цель занятия : познакомиться с новым лексическим понятием – паронимы.
Дать определение понятия паронимы, показать их значение в речи;
сформировать навыки употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
способствовать развитию правописных навыков; воспитывать внимательное отношение к слову, культуре речи.
обучение грамотной речи;
обучение правильному лексическому анализу;
обучение правильному формулированию проблемы;
развитие навыка планирования учебных действий;
пополнение и активизация словаря;
развитие монологической речи.
Виды учебной деятельности:
поисковая, познавательная деятельность;
чередование индивидуальной и групповой работы;
решение лингвистических задач; сопоставление;
работа со справочной литературой (с «Толковым словарём паронимов
русского языка»); обобщение.
Методы работы: исследовательский, эвристический.
Подготовка к восприятию, наблюдению и исследованию. Создание проблемной ситуации.
Записываем в рабочих тетрадях дату сегодняшнего занятия.
2 Слайд
Итак, первое задание состоит в следующем. Посмотрите на данные пары слов и ответьте на вопрос :
– На сколько групп можно распределить эти пары? ( на 3 группы)
– На какие три группы можно распределить данные пары?
(Синонимы Антонимы Омонимы)
Слова для справок. Медленно – быстро, мчаться – нестись, лесной ключ – ключ от двери, абонент – абонемент, плакала – смеялась, великий – величественный, зелёный лук – лук в руках стрелка, невежа – невежда, прекрасный – великолепный.
Задание по группам:
Вспомнить данные определения и распределить пары. Что такое синонимы? Антонимы? Омонимы? (Учащиеся воспроизводят определения по группам ).
Учащиеся выполняют задание. Затем следует его проверка.
1 группа: Синонимы: Мчаться – нестись; прекрасный – великолепный
2 группа: Антонимы: Медленно – быстро; плакала – смеялась
3 группа: Омонимы: Лесной ключ – ключ от двери; зелёный лук – лук в руках стрелка.
4 Слад
Какие пары слов вы не выписали и почему?
Докажите, ( по группам) что не выписанные слова (абонент – абонемент, невежа – невежда) не являются ни синонимами, ни антонимами, ни омонимами.
1 группа: Эти слова не синонимы: синонимы звучат и пишутся по-разному, а эти слова похожи по звучанию и написанию, у них разное лексическое значение.
2 группа: Эти слова не антонимы: они не противоположны по лексическому значению.
3 группа: Эти слова не омонимы: они не одинаковы по звучанию и написанию.
– Какой тогда возникает вопрос? (Как называется эта группа слов?)
– Такие слова называются паронимами.
Формулировка темы и целей занятия.
Сформулируйте тему сегодняшнего занятия и его цели (по группам)
1группа – Узнать, что такое паронимы.
2 группа – Правильно употреблять паронимы в речи.
3 группа – Различать синонимы, антонимы, омонимы и паронимы. Определение паронимов.
5Слайд
Итак, попытаемся самостоятельно дать определение паронимов. Для этого ответим на следующие вопросы
1 группа – Однокоренные или неоднокоренные это слова? (Однокоренные).
2группа – Какие это слова по звучанию и написанию: одинаковые – разные – сходные? – (Сходные).
3 группа – Какие это слова по значению: противоположные – разные – близкие? (Разные).
А теперь вставьте в определение необходимые слова и запишите предложение.
( на доске 1 представитель от каждой группы магнитами прикрепляет ответы)
Паронимы – это … слова, … по звучанию и написанию, но … по значению.
(Паронимы – это однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению).
Какой цели мы достигли? (Узнали, что такое паронимы)
Различаются ли паронимы между собой по способу образования?
Какие способы образования вы можете выделить?
Учитывая особенности словообразования паронимов, можно выделить следующие группы:
1.Паронимы различающиеся приставками.
2. Паронимы различающиеся суффиксами.
3. Паронимы, различающиеся конечными буквами
Закрепление материала.
Паронимы различающиеся приставками.
Составь словосочетания (8 Слайд )
Игра “Одеть или надеть”
Часто путают паронимы одеть и надеть. Когда который употребляется? Дать в помощь два словосочетания: Надеть одежду. Одеть Надежду.
Запомнить : Если человека (Надежду), то одеть, если вещь (одежду), то надеть.
Игра “Одеть или надеть”
Условия игры: один ученик называет существительное в В.п. (например, шубу) и указывает на другого ученика. Тот быстро подбирает пароним “надеть шубу”. Правильный ответ даёт право назвать существительное в винительном падеже. Могут быть использованы самые разные слова: брата, семью, коньки, парик, куклу, манекен, ребенка, шляпу, пальто, туфли, куртку.
Паронимы различающиеся суффиксами.
Слайд 10-11
Паронимы играют большую роль в нашей речи. Многие поэты и писатели противопоставляют в своих текстах паронимы, заставляя читателя чувствовать разные грани слова. По словам писателя Ф. Искандера,
« оттенки – лакомство для умных» . Послушайте, как обыгрываются паронимы в детском стихотворении:
Я сегодня так расстроен!
Позвала меня сестра
И сказала: «Ты невежда!
Ты не знаешь дважды два!»
Я обиделся, надулся,
Ну, конечно, нагрубил.
И услышал от сестрёнки:
« Ты невежа, Михаил!»
-Какие паронимы здесь употреблены?
-Каково лексическое значение этих слов?
Невежда – малообразованный человек, неуч.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Что можно сказать о способе образования данных паронимов?
Теперь представим, что мы писатели. Попытайтесь сочинить четверостишие с паронимами
«Соседний – соседский», «Одеть – надеть»
(Например, «Мы надеваем пальто на себя,
А одеваем кого-то, друзья»)
Лингвистическая задача.
Ребята, обратите внимание, что задание на правильное употребление паронимов есть в материалах ЕГЭ в 11 классе. Давайте попробуем выполнить подобный тест, в котором мы должны будем исправить лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову верный пароним.
– В каком предложении вместо слова обидный надо употребить обидчивый ?
Посмотреть в толковом словаре значения паронимов.
А) В нашем классе никогда не давали ребятам обидных прозвищ.
Б) Обидное поражение понесла команда в футбольном матче
В) Мой младший брат – обидный ребенок.
Г) Обвинение в трусости – самое обидное для мальчишек.
Д) На обидные выкрики я не обратил внимания.
Задание «Исправь ошибку»
Рефлексивная пауза. Осмысление учебных действий.
Правильное употребление паронимов – необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их – признак невысокой речевой культуры. Художники слова учат нас бережному обращению с паронимами. Поэтому в конце занятия мне бы хотелось , чтобы вы сделали вывод по теме урока составив синквейн
Однокоренные слова, близкие по звучанию и значению. или
Необходимое условие грамотной речи.
Однокоренные слова, близкие по звучанию и значению. или
Необходимое условие грамотной речи.
Однокоренные слова, близкие по звучанию и значению. или
Необходимое условие грамотной речи.
Однокоренные слова, близкие по звучанию и значению
Разные, но близкие
Обогащают, учат, используются
Иногда неправильно употребляются в речи
Сходные, но разные
Учат, исправляют, помогают
В речи используются для выразительности речи
Как вы думаете, можно ли паронимию считать интересным языковым явлением?
(Паронимия – интересное языковое явление. Использование паронимов в речи помогает передать тонкие оттенки значений).
Сегодня на уроке (продолжить предложение)
– я понял что… паронимы – однокоренные слова, которые обычно принадлежат к одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями;
– было интересно узнать , что … смогу правильно выражать свои мысли, владея навыками правильного нахождения значения паронимов в тексте.
– вызвало затруднение …1.когда мы говорили о лексической сочетаемости паронимов ,
2. какой из паронимов правильнее употребить в определённом сочетании;
– нужно знать о том, что ответы на многие вопросы можно найти в «Толковом словаре паронимов русского языка»
Определи, какой частью речи являются слова-паронимы
Внимательно прочитай предложения. Может быть, ты найдешь что-нибудь общее в словах, которые сочетаются с паронимами
Подумай, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах!
Посмотри, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом
Если возможно, вспомни отличия в значении.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Сафиуллина Гулькай ВалиаровнаНаписать 617 11.05.2020
Номер материала: ДБ-1150003
- Русский язык
- 9 класс
- Конспекты
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 15.03.2020 32
- 27.01.2020 18
- 14.01.2020 56
- 20.12.2019 1167
- 22.09.2019 179
- 25.06.2019 185
- 02.05.2019 93
- 11.03.2019 157
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В России создадут национальный центр физики и математики
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.