0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как используются синонимы 2 класс

Конспект урока русского языка во 2 классе «Синонимы»

Елена Ковшова
Конспект урока русского языка во 2 классе «Синонимы»

Урок русского языка во 2 классе по развивающей системе Л. В. Занкова. Синонимичность в словах, пословицах, произведениях искусства.

Урок русского языка во 2 классе «Синонимы«

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Предметные:создать условия для развития у учащихся умения:

— использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

— определять роль синонимов в речи;

— находить слова-синонимы в тексте; определять группу синонимов опираясь на правило;

-правильно употреблять синонимы в речи;

— работать со словарями;

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

— совместно договариваться о правилах работы в группе.

-уметь анализировать объекты;

Статья в тему:  Ok google какой синоним к слову исчезать

-выделять общие признаки;

-сравнивать объекты (находить общее и отличия)

-искать информацию в словарях;

-контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-уметь определять тему и формулировать цель урока с помощью учителя;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

-высказывать своё предположение.

Учебник «Русский язык» 2 класс, автор Н. Нечаева, 2 часть;

Словарь синонимов, антонимов М. Львов; Орфографический словарь С. Ожегов;

Презентация; ЭОР по русскому языку 2 класс;

I. Организационный момент

— Садитесь. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, обращая внимания на орфограммы. Прокомментируйте.

— Следующей строкой запишем — КАБИНЕТНОЕ ДЕЛО

— Что вас смутило?

II Постановка цели и задач. Целеполагание

— Давайте запишем обе строки: кабинетное дело и классная работа.

-Кто может объяснить и доказать что можно либо нельзя так писать?

-Затруднения? В чём?

-Определите тему урока

СИНОНИМЫ

-Что мы знаем о синонимах?

-Если мы знаем определение, то какова цель нашего урока?

Грамотно использовать синонимы в речи.

III Получение нового знания

— Правильно. В конце урока вы сможете доказать, почему мы пишем «классная работа«, а не иначе.

— Если возникают сомнения и затруднения в подборе слова или его объяснении, то к чему мы обращаемся? (к словарю)

«Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке» — сказал французский писатель А. Франс

-Какими словарями мы уже умеем пользоваться?

— С сегодняшнего дня мы будем учиться работать со словариком синонимов и антонимов для начальной школы, автор М. Львов

— Прочтите слова на доске. Вам необходимо подобрать как можно больше синонимов. А выбрать их из ряда слов на слайде.

Статья в тему:  До каких пор синоним

Если возникнут сложности — обратитесь к словарю.

I ряд II ряд III ряд

Глаз, труд, взирать, занятие, трудный, зоркий, глядеть, дело, остроглазый, служба, пялиться

-Работать будем по рядам. Каждый ряд записывает только свой столбик.

-О чём надо помнить, подбирая синонимы?

-Давайте проверим. (Дополнительные вопросы отвечающим — оценивание)

-В каждом столбике записаны синонимы, верно? Значит я могу выбрать любое из записанных слов и вставить в предложение, в текст?

-Давайте проверим предположение. Прочтите текст.

-Подтвердились предположения? Что смутило?

— Сделайте вывод. (Из списка синонимов надо выбирать тот, который наиболее точно выражает мысль)

— РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

— К лоске пойдёт и исправит ошибки.

— Пока у доски работает., мы обратимся снова к тексту. Найдите во 2 предложении слово, в котором все согласные буквы обозначают твёрдые звуки. (Друг)

— Подберите к нему синонимы.

— Отлично. Откроем учебник с. 62, упр. 325

-Обратите внимание на значок. Обсудите задание в парах.

-Запишите все предложения, правильно употребляя слова.

-5 минут на работу.

-Проверьте сами себя.

— Если всё верно на полях поставьте плюс, одна ошибка полуплюс, во всех остальных случаях минус.

— А вы знаете, что великий русский художник Иван Иванович Шишкин очень любил русскую природу и с удивительной точностью описывал, рисовал увиденное.

— Перед вами 4 картины. Что изображено?

-Обратите внимание,что названия у картин разные. Соотнесите название и картину и объясните свой выбор.

-Сделайте вывод. (Поэты, писатели и художники из множества синонимов выбирают то, которое наиболее верно и точно передаёт нужный оттенок смысла)

Статья в тему:  Упрямый как баран синоним

-А как вы думаете пословицы могут быть синонимами? Как?

РАБОТА В МИКРОГРУППАХ

— Соедините русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов. Будьте готовы доказать свою точку зрения, объяснив значение их значение.

-Как же надо подбирать синонимы?

-А сейчас индивидуальная работа. У каждого на парте своя цветовая карточка.Выполняя задание задумайтесь: для чего нужны синонимы в речи?

— Предположите какую оценку вы получите. Какие варианты получились у ребят, выполняющих задание на красных карточках? На синих карточках?

-Хорошо. Возвращаемся к нашему спору. Почему мы пишем «классная работа«, а не иначе. Отчего это зависит? Где узнать лексическое значение?

— Определений много, я выбрала только то, что поможет решить наш спор.

-Хорошо. Запишите домашнее задание. Упр. 326

-Возьмите в руки простой карандаш. Оцените работу на уроке.

Конспект урока русского языка в 1 классе «Правописание слов с заглавной буквой» Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1)Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности Здравствуйте, ребята.

«Изменение имен существительных по числам». Конспект урока русского языка в 3 классе Русский язык Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б» (2 четверть) Урок 39 Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель урока:.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с мягким знаком» Русский язык. 2 класс Сурикова Л. В. Тема урока: «Правописание слов с мягким знаком» Цель: формировать навык правописания слов с разделительным.

Конспект урока русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Знакомство со звуком и буквой Пп» Тема урока: Знакомство со звуком и буквой Пп. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Знакомить со звуком и буквой Пп.

Статья в тему:  Тот случай когда минимализм синоним роскоши

Конспект урока русского языка в 5 классе «Слово. Лексическое значение слова» Цели урока: дать определение понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова», познакомить с содержанием «Толкового словаря»,.

План-конспект урока английского языка в 3 классе по теме «Части тела. Описание внешности» Тип урока: урок открытия новых знаний. Цели урока: Образовательные: развитие лексических навыков; речевых навыков; совершенствование навыков.

План-конспект урока английского языка в 9 классе Means of Communication Видео Класс: 9 Тема: Means of Communication Цели: 1. Образовательная – способствовать расширению лингвистического кругозора учащихся о современных.

Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.

Разработка урока русского языка в 9 классе с казахским языком обучения «Подчинительные союзы и союзные слова в СПП» Разработка урока русского языка в 9 классе с казахским языком обученичя Учитель Иманшарипова Р. К., СОШ №81, 87014920563 Дата проведения:.

Урок русского языка по теме «Как используются синонимы». 2-й класс

Класс: 2

Класс: 2

Цель урока: организация деятельности учащихся, направленной на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи.

Задачи урока:

  • развитие аналитико-синтетического мышления, логического мышления, внимания, памяти, лингвистической интуиции;
  • развитие орфографической зоркости, каллиграфического письма;
  • развитие мотивации;
  • воспитание нравственных качеств личности, любви к Родине.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийное устройство;
  • экран;
  • музыкальный центр, диск;
  • толковый словарь С.И. Ожегова;
  • «Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой;
  • карточки с заданием №1; №2
  • раздаточный материал (кроссворд);
  • учебник 2 класса С.Иванова, ч.2.
Статья в тему:  Какой синоним слова кликать

Ход урока

I. Орг. момент.

(Дети входят в класс, приветствуют гостей)

Прозвенел звонок сейчас
За работу, в добрый час!

II. Чистописание.

– Как вы думаете, ребята, с чего мы начнем урок?

– Внимательно посмотрите на схемы. Как вы думаете, что нужно сделать?

(определить букву, которую будем писать на минутке чистописания)

(будем писать букву «эр»)

– На что нужно обратить внимание при написании строчной буквы «эр»?

Напишите букву «эр», две удлиненные наклонные прямые в чередовании.

Напишите слова:

– Что хотите сказать? Что заметили? Что такое синонимы?

– Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? Какую цель поставим себе на урок?

III. Сообщение темы урока

IV. Работа по теме урока

Словарная работа. Самостоятельная работа по карточкам

– Решите кроссворд. Вам необходимо подобрать слова-синонимы.

Знакомство с новым словом с непроверяемым написанием

– Кто такой герой?

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова

1. Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

а) Герой Великой Отечественной войны

б) Человек, который себя самоотверженно вел себя в опасной, трудной ситуации (спас ребенка во время пожара,…)

2. Мать-героиня – женщина, родившая и воспитавшая 10 и более детей

– Ребята, скажите, а героями могут быть только люди?

(Героями могут быть не только люди, но и города. Город-герой – город, которому за проявленный массовый героизм и мужество его защитников в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов присвоена высшая степень отличия)

4. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.

– Вот сколько значений имеет слово герой. А знаете ли вы, что это слово появилось в русском языке в 18 веке от французского слова «герос»

– Запишем слово в тетрадь (ученик у доски делает транскрипцию)

Герой [г’ и р о й’] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков

– Подберите однокоренные слова.

Статья в тему:  Что такое синонимы презентация

(Героизм, геройство, героический)

– Составьте предложение со словом герой.

Работа над деформированным предложением

Ребята, я тоже составила предложение, только что же получается, все слова перепутались. Что же делать? Поможете составить красивое предложение?

(ученик у доски, выполняет синтаксический разбор предложения)

– Обратимся к первому значению слова, подберем синонимы.

Работа с учебником

– Откройте учебник на данной теме.

Какую стр. вы открыли?

1. Рубрика «Разгадаем тайну языка»

2. Упр. 1 Самостоятельная работа

Физкультминутка (под музыку)

3. Упр.3 стр.53 Фронтальная работа

V. Закрепление изученных функций синонимов

– Ребята, поработайте в парах. Перед вами две карточки на выбор.

Из данного списка выпишите слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый

занимательный, потёмки, прекрасный, оценка, забавный, прелестный, сумерки, балл, увлекательный, режим.

Выпишите слова, близкие по значению:

Вежливый, преграда, шелест, шорох, обходительный, любезный, шуршание, препятствие, здание, черта, линия, дом, помеха.

– Ребята, послушайте стихотворение Валентина Берестова «Мороз»

«Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!»-
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.

– Какие синонимы услышали в стихотворении?

(Бураны, вьюги, метели; шум, толкотня)

VI. Рефлексия.

– Что далось легко?

– Что было самым интересным?

Д/з. по выбору:

  • стр. 53 упр. 2
  • стр. 54 упр. 4
Статья в тему:  Какие синонимы можно подобрать к слову отдаленный

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Статья в тему:  Какой синоним слова трусливый

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Статья в тему:  Между тем как синоним

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Конспект урока русского языка «Как используются синонимы»

Урок разработан для учащихся 2 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Урок построен в соответствии с динамикой внимания учащихся, чередуя виды работ, во избежании усталости учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Как используются синонимы»»

Урок русского языка

Класс: 2 класс

Программа: УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель: Казакова Наталья Александровна

МБОУ СОШ 6 города Белореченска Краснодарского края

Дата: 15.02.2018 г.

Тема: Как используются синонимы.

Цель: Создать условия для определения значения синонимов, использования синонимов в речи; способствовать развитию умения определять значение слова с помощью словаря; содействовать ознакомлению со словарными словом стадо

Тип урока: Закрепление знаний и способов действий

Планируемые результаты(предметные):

Знают значение синонимов. Используют синонимы в речи. Определяют значение слова с помощью словаря. Герой.

Личностные результаты:

Владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований

Статья в тему:  Какой синоним слова трусливый

Универсальные учебные действия (метапредметные):

познавательные – осуществляют поиск и выделение информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

регулятивные– принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

коммуникативные – строят понятное для слушателей высказывание; выбирают правильную интонацию, логическое ударение;
задают уточняющие вопросы; соблюдают грамматические нормы речи

Основное содержание темы, понятия, термины:

Сочетание синонимов с другими словами. Значение синонимов. Использование синонимов в речи. Герой.

Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: “О чём говорят синонимы”, “Определение синонимов”, “Роль синонимов” раздаточный материал, круги-сигналы.

Методы обучения: системно деятельностный подход.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

Вид обучения: проблемный.

Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Ходить, шагать, плестись (2 слайд)

— Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? ( Буквы гласные, они могут быть в слове безударными).

-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов?

( Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)

— Какие слова называются синонимами?

-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?

(Да. Они связаны одной орфограммой — безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

Статья в тему:  Между тем как синоним

— Подберите проверочные слова (устно)

Словарный диктант.

Дорога, картина, заяц, кино, ветер, посуда, капуста, рисунок, иней

(Работа с кругами-сигналами).

Знакомство с новым словом: герой

— Кто такой герой?

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова

1. Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

а) Герой Великой Отечественной войны (3слайд)

б) Человек, который себя самоотверженно вел себя в опасной, трудной ситуации (спас ребенка во время пожара,…)

2. Мать-героиня – женщина, родившая и воспитавшая 10 и более детей

– Ребята, скажите, а героями могут быть только люди?

(Героями могут быть не только люди, но и города. Город-герой – город, которому за проявленный массовый героизм и мужество его защитников в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов присвоена высшая степень отличия) (4 слайд)

4. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.(5 слайд)

– Вот сколько значений имеет слово герой. А знаете ли вы, что это слово появилось в русском языке в 18 веке от французского слова «герос»

а) Запишите слово в тетрадь (ученик у доски делает транскрипцию)

Герой [г’ и р о й’] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков

б) Подберите синонимы к слову герой

(смельчак, храбрец, победитель, персонаж, главное действующее лицо);

в) Подберите однокоренные слова к слову герой, определите часть речи этих слов

(героиня, героизм, героический, геройствовать);

г) Продолжите предложение

Мои любимые литературные герои – это….

д) Все ли перечисленные слова являются синонимами: смельчак, герой, храбрый?

(Нет, потому что слово храбрый отвечает на другой вопрос, поэтому синонимом не является).

Статья в тему:  Какие синонимы можно подобрать к слову отдаленный

Физкультминутка

Чтобы лучше нам размяться будем глубже наклоняться.

Наклоняемся вперед, а потом наоборот. Вот еще одно заданье — выполняем приседанья. Не ленитесь, приседайте. 1-2-3-4-5. Мы шагаем дружно, бодро, но пора закончить отдых. Ротик снова на замок. Продолжается урок

III. Постановка цели и задач урока.

С какими словами будем сегодня работать на уроке? (со словами-синонимами);

Какие задачи поставим перед собой?

1. Продолжим учиться подбирать синонимы к словам.

2. Учиться определять значение синонимов.

3. Использовать синонимы в речи.

4. Определять значение слова с помощью словаря.

5. Ответить на вопрос: Помогают ли синонимы объяснить значение слова?

(6 слайд)

IV. Первичное закрепление.

1. Работа над рубрикой «Давай подумаем»

Подберите синонимы, которыми можно объяснить значение данных слов:

гладкий -…… зрелый -…….

мчаться -….. мокрый -……

— Что будете делать, если возникнет затруднение?

(Воспользуемся толковым словариком).

гладкий – ровный зрелый – спелый

мчаться – нестись мокрый – влажный, сырой

— Рассмотрим отдельно пару синонимов зрелый – спелый. Давайте подумаем, что или кто может быть зрелым?

(зрелый возраст; зрелая пора; зрелый плод; зрелое решение)

— Что может быть спелым? (Плоды, ягоды).

Проблемный вопрос:

Помогают ли синонимы объяснить значение слова?

(Да, каждый из синонимов имеет свой оттенок, что делает речь более выразительной и понятной).

— Станет ли нам более понятным значение слова герой, если мы назовём его синоним «храбрец» или «персонаж»?

(Да, «храбрец» — это герой, совершивший смелый поступок, а «персонаж» — это герой какого-нибудь рассказа или фильма).

(Синонимы уточняют, помогают объяснить значение слова).

— Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.52.

Статья в тему:  Какой синоним слова кликать

(Вывод: часто синонимы помогают объяснить значение слова).

2. Выполнение упр.1, с.52 (самостоятельная работа).

— Замените выделенные слова синонимами. Одинаковое ли значение у слова резкий?

Проверка по эталону.(7 слайд)

3. Выполнение упр.3, с.53 (фронтальная работа).

— Прочитай и отгадай загадку. Выпиши ряд синонимов.

Физкульминутка для глаз (8-9 слайд)

V . Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Работа по карточкам. (работа в парах)

Карточка № 1

Из данного списка выпишите слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый

занимательный, потёмки, прекрасный, оценка, забавный, прелестный, сумерки, балл, увлекательный, режим.

Карточка № 2

Выпишите слова, близкие по значению:

Вежливый, преграда, шелест, шорох, обходительный, любезный, шуршание, препятствие, здание, черта, линия, дом, помеха.

Выборочное списывание

– Ребята, послушайте стихотворение Валентина Берестова «Мороз» (10 слайд)

«Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!»-
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.

– Какие синонимы услышали в стихотворении?

(Бураны, вьюги, метели; шум, толкотня)

VI. Домашнее задание: (11 слайд)

упр. 4 на с. 54 в учебнике;

придумать 3 пары слов-синонимов (по выбору)

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

— Справились ли мы с поставленными задачами на уроке?

— Что нового узнали о синонимах?

— Был ли для вас урок полезным? Почему?

— Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?

Конспект урока «Как используются синонимы»

УМК «Начальная школа ХХI века»

2 класс, учебник «Русский язык» С.В. Иванов

Статья в тему:  Ok google какой синоним к слову исчезать

Тема урока: «Как используются синонимы»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: способствовать формированию деятельности учащихся, направленной на наблюдение над лексическим значением синонимов и использованием синонимов в речи

Задачи: предметные- содействовать развитию умения наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи.

Содержимое разработки

Выполнила студентка группы 02021303

Кошелева Кристина

План – конспект урока по русскому языку

УМК «Начальная школа ХХI века»

2 класс, учебник «Русский язык» С.В. Иванов

Тема урока: «Как используются синонимы»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: способствовать формированию деятельности учащихся, направленной на наблюдение над лексическим значением синонимов и использованием синонимов в речи

Задачи: предметные- содействовать развитию умения наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи.

Планируемые результаты: Личностные УУД- интерес к познанию русского языка; ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.

Метапредметные- способствовать формированию универсальных учебных действий(УУД):

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

б) познавательных – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; выделять информацию из сообщений разных видов ( в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

в) коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывания; договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе, в паре); адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Статья в тему:  До каких пор синоним

Оборудование урока: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.];[под ред.С.В. Иванова]. – 4-е изд., перераб. – Вентана-Граф, 2011.

Конспект урока по русскому языку для 2 класса. Слова — синонимы

Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
познавательная коммуникативная регулятивная
1. Актуализация знаний, постановка цели и задачи урока. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. 1)Орг. момент.
— Предлагаю, ребята, вам отправиться в путешествие – в удивительный мир русского языка. Согласны?
А сопровождать нас будут такие же ребята, только постарше вас.
— Скажите, с какой целью нужно изучать русский язык?
— Что вас ожидает на уроке, вы узнаете из карточек подсказок.

Слушают учителя и отвечают на вопрос. Слушают в соответствии с целевой установкой.
2)Каллиграфическая минутка.
С чего мы начинаем урок? (подсказка 1)
— Открыли тетради, записали:
20 марта.
Классная работа.

— Посмотрите на слоги. Чем похожи? Чем различаются?
— Пропишите их.

Дают характеристику, анализируют, выделяют признаки.

Взаимодействуют с учителем.
Принимают и сохраняют учебную задачу.
3)Словарная работа.
— Составьте слово из этих слогов.
-Запишите. Выделите ударение.
-Назовите ударный слог.
-Назовите опасное место?
-Подберите проверочное слово.
— — Если нельзя проверить, то написание нужно запомнить. Значит это. (подсказка 2)
-Составьте предложения со словом «ребята».
-Запишите 1 предложение.
Осуществляют актуализацию знаний.
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время фронтального опроса.

Слушают в соответствии с целевой установкой, дополняют и уточняют высказанное мнение.
4) Создание проблемной ситуации.
— Ответьте на вопрос.
Что такое текст?
(подсказка 3) -давайте подумаем.
— Прочитайте.
— Это текст?
— Вам понравился этот текст?
— Что портит этот текст?

Статья в тему:  Тот случай когда минимализм синоним роскоши

— Что нужно сделать, чтобы данный текст стал выразительным?
— Назовите значение слова «ребята».
-Подберите однокоренные слова.
-Как по- другому можно сказать?
— Как называются эти слова?
(А что такое синонимы?)
Учитель фиксирует проблемный вопрос.

Пытаются ответить на поставленные вопросы.
Анализируют и доказывают свою точку зрения.

Формулируют тему урока по вопросу.

Строят высказывания, формулируют вопрос.
Принимают и сохраняют учебную задачу.
2. Введение нового материала.
Поиск решения учебной задачи 1)Тема урока:
Слова- синонимы.
-А чтобы узнать (подсказка 4) — тайну языка, скажите, какую цель поставим перед собой на урок?
-Знакомиться с этим понятием будем (подсказка 5) по группам.
2)Групповая работа.
Разделитесь на 4 группы:
— Помните о правилах работы в группе.
1- гр. Ищет значение в толковом словаре Даля.
2- гр. Читает в учебнике стр. 42.
3- гр. Слова перепутались, нужно восстановить предложение.
4- гр. Ищет значение в толковом словаре Ожегова.

— Группа, которая готова, поднимает руки. Один от группы выступает.
-Проверим, как вы справились с заданием.

3)Вывод.
— Кто попробует ответить на проблемный вопрос?
-По тайну языка узнали,
( подсказка 6) — историю языка, кто прочитает на стр. 43 и скажет, откуда пришло слово «синоним».

4)Задания на закрепление (по слайдам)

5)Физкультминутка для глаз.
— Пора нашим глазкам отдохнуть. Повторяйте движение только глазами.
Формулируют цель урока по вопросу.

Осуществляют осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Взаимодействуют в малых группах.
Во фронтальном режиме слушают ответы учащихся.
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Сотрудничают в поиске и выборе информации.
Осуществляют самоконтроль процесса выполнения заданий.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Статья в тему:  Что такое синонимы презентация

3.
Закрепление нового материала. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. 1)Работа с учебником.
— Откройте учебник.
— Рассмотри картинки упр.1.
— Назовите слова, обозначающее действие на рисунке. — Придумайте с этими словами предложения.
— Как можно назвать эти слова?
— Что объединяет слова?
-Для чего же нужны синонимы?

— Чтобы ответить и на этот вопрос предлагаю поработать (подсказка 7) -в парах.
2)Самостоятельная работа.
Задания на листочках:
• Имя существительное.
Задание. Из данного списка, составь слова парами, близкие по значению:
Темнота, отметка, дом, весна.
Здание, оценка, сумерки.
Какое слово «лишнее»?
• Имя прилагательное.
Задание. Из данного списка составь слова парами, близкие по значению:
Быстрый, трудолюбивый.
Работящий, скорый, ласковый.
Какое слово «лишнее»?
• Глагол.
Задание. Из данного списка составь слова парами, близкие по значению:
Сказать, прыгать.
Мыть, говорить, скакать.
Какое слово «лишнее»?
3)Проверка.
— Зачитайте, какие пары слов у вас получились?
-Назовите лишние слова.
— Все справились с заданием?
— У кого были трудности?

-Можем ответить на вопрос?
— Молодцы!

4)Выводы.
— А теперь предлагаю вернуться к нашему тексту.
-Что мы хотели сделать?
— Какими словами заменим слово «ребята»?

— А зачем?
— Прочитайте текст еще раз. Так выразительнее получилось?
— Ребята, есть специальные словари, в которых написано значение синонимов. Анализируют значения слов.

Структурируют знания, выбирают наиболее эффективные способы решения задач Осуществляют рефлексию способов и условий действия.

Анализируют и приводят доказательства. Воспринимают на слух ответы учащихся.

Управляют поведением партнера, оценивают действия партнера.

Статья в тему:  Упрямый как баран синоним

Выполняют учебные действия.
Осуществляют самоконтроль.

Корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.
Принимают и сохраняют учебную задачу.

4. Физкультминутка. Снятие усталости. Вновь у нас физкультминутка,
Повернулись, ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка. Принимают и сохраняют учебную задачу.

5. Самостоятельная работа с проверкой.
Коррекция отработки способа. 1)Выполнение теста.
— Наше путешествие подходит к концу.
Предлагаю проверить свои знания и выполнить самостоятельно небольшой тест.
-Готовы проверить свои знания?
Самостоятельная работа.
• Найди пары синонимов.
Поставь
приятель воин
солдат друг
шагать горе
красный идти
печаль труд
работа алый
• Напиши, каких зверей так называют?
Косой — _____________;
Серый — _____________;
косолапый — _________________.
• Допиши предложения:
Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.
2)Проверка (по слайду).
-Справились?
-Самопроверка по слайду.
-Оцените себя.
Поднимите руки. 5 -. 4- …,3-…
-Молодцы.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Применяют новые знания.

Осуществляется пошаговый контроль по результату.
6.
Итог урока. Рефлексия деятельности. — Давайте подведем итог нашего урока.
-Что нового вы сегодня узнали для себя?
-Выскажите свое мнение.

-Вы хорошо поработали, оцените свою работу на уроке.
На выбор.
— Спасибо за урок! Участвуют в беседе по итогу урока. Формируется умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, формируют контрольно-оценочную деятельность: оценивают уровень владения учебным действием (отвечают на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Статья в тему:  Что такое изгой синонимы

Методическая разработка урока «Синонимы». Русский язык 2 класс.

  • Выступления и доклады (14)
  • Публикации на сайтах профильных издательств (13)

Методическая разработка урока «Синонимы». Русский язык 2 класс.

Методическая разработка урока

Русский язык 2 класс

Тема урока – Синонимы

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

  • дать понятие синонимов;
  • научить находить синонимы в тексте;
  • использовать слова –синонимы в речи.

Задачи:

  • формировать умение называть признаки синонимов;
  • формировать умение наблюдать за использованием синонимов;
  • расширить словарный запас обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание алгоритма учебного действия, гуманистическое сознание.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» 2 класс — Л.Я. Желтовская. О.Б. Калинина, словари: «Словарь синонимов и антонимов современного русского языка» А.С. Гавриловой, толковые словари школьника и толковый словарь Г.Д. Ожигова.

Демонстрационный материал: солнышки и тучки, презентация, карточки с заданиями.

Технологии:

Методы: беседа, дискуссия, работа с учебником, самостоятельная работа, составление синквейна, работа на компьютере, работа со словарем.

Ход урока:

Деятельность учителя, ученика

Время. Технологии. Методы и приемы.

Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Перед вами лежат солнышки и тучки, покажите, с каким настроением вы начинаете урок. (Дети показывают солнышки или тучки).

Статья в тему:  Что такое изгой синонимы

И я вам покажу свое настроение (показываю солнышко).

Сегодня на уроке мы будет настоящими исследователями, и научимся раскрывать секреты слова.

Рассказать секреты слова

Я всегда для вас готова.

На уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Желаю вам удачи в работе.

Эмоциональный настрой на урок.

Прочитайте строки из стихотворения Л. Никитина «Любимый город», которые будут эпиграфом к уроку.

Электросталь – ты мой любимый город.

Хочу, чтоб ты гордиться мог и мной.

— Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк? (предположение детей)

В этом году нашему городу исполнилось 76 лет. На внеурочной деятельности «Я – патриот России» мы большое внимание уделяли истории нашего города, читали книги, стихотворения о нашем городе, посещали городскую детскую библиотеку «Буратино», где знакомились с интересными людьми. Прошлое и настоящее нашего города заинтересовало нас, и мы решили продолжить работу в этом направлении. У каждого из вас было задание, и сегодня вы представляете результаты ваших исследований.

Егор и Варя приглашают нас на виртуальной экскурсии. Вместе и ними мы отправимся в прошлое и настоящее нашего города, сделаем несколько открытий, а это ведь всегда интересно.

История нашего города началась почти 100 лет назад. В 1916 году. Тогда были построены два снаряжательных завода на месте железнодорожного разъезда «Затишье». Основателем этих заводов был Николай Александрович Второв. Рядом с заводами строились бараки для рабочих. Шли годы, и в 1938 году поселок становится городом Электросталь. Сейчас это современный, индустриальный город. (сообщение учащихся)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector