К словам какого ряда нельзя подобрать синонимы
Тест по лексике и фразеологии
Тест по русскому языку.
Лексика. Фразеология.
Выберите один правильный ответ.
1. Что изучает лексика?
1) историю слова;
2) части речи и их формы;
3) правила написания слов;
4) слова и их значения.
2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.
3. Укажите ряд многозначных слов:
1) съедобный, утомление;
2) хохот, шезлонг;
4) компьютер, ландыш.
4. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
1) бартер, кастинг, конфессия;
2) псалтырь, светлица, кафтан;
3) курень, полуночник, шелоник;
4) опосля, прислухаться, не серчай.
5. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
1) десница, работа, слеза;
2) акварель, гуашь, палитра;
3) нечто, выкаблучиваться, ступай;
4) кирпич, свекла, идти.
6. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
1) место, история, тетрадь;
2) берег, город, молоко;
3) аббат, атака, жюри;
4) ладонь, корова, дочь.
7. Определите, в каком варианте профессиональные слова:
1) учитель, наставник, педагог;
2) отечество, родина, отчизна;
3) метель, пурга, буран;
4) аккорд, вокализ, мольберт.
8. В каком ряду все слова – синонимы?
1) время, период, эпоха, эра;
2) лингвист, историк, литературовед;
3) фрукты, овощи, вишня;
4) сосна, тополь, ясень.
9.Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
10. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость».
1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость
2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный
3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие
4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость
11. Определите в каком предложении выделенное слово употреблено в несвойственном ему значении.
1) Водитель притормозил мотоцикла.
2) Шоферы такси начали сигналить.
3) Мы целились в прорези пулемета, таким же образом «охотились» и на водействие танка — он через щель смотрел за движением машины.
4) Села Тамара в трамвай, но ей кажется, что шофер слишком медленно едет.
12. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
1) кот наплакал – вредно, глупо
2) с горем пополам – еле-еле, кое-как
3) поставить крест – креститься, унижать
4) водить за нос – заглушить, мешать
13. Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?
4) блаженство
14. В каком предложении нет антонимов?
1) Книга учит различать добро и зло.
2) Корень учения горек, да плод его сладок.
3) Недруг поддакивает, а друг спорит.
4) Ученье способно и украшать, и утешать.
15. К словам какого ряда нельзя подобрать антонимы?
1) весна, тыл, большинство, брюнет
2) оконный, мысленный, кофейный, тепличный
3) лениться, лгать, бледнеть, прятать
4) младше, прилежно, сегодня, сзади.
16. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
1) метель, пурга;
2) письменный стол, обеденный стол;
3) капитанская рубка, рубка леса;
4) ручка чемодана, ручка малыша.
17. Укажите слово, имеющее омоним.
18. Какая разновидность омонимов использована автором в предложении: Мы строить стали Россию стали (В. Маяковский)
1) лексические омонимы
19. Укажите слова, не являющиеся паронимами:
1) эффектный, эффективный;
2) представить, предоставить;
3) фарш, фарс;
4) командировочные, командированные.
20.В каком предложении нарушены лексические нормы?
1)Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
2)Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
3)Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.
4)Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
21. Какое из сочетаний не соответствует литературной норме?
2) оказать впечатление
3) долгосрочный кредит
4) потерпеть поражение
22. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:
1) бродяга-ветер;
2) звездная ночь;
3) розовая шляпка;
4) серебряное кольцо.
23. Укажите предложение с фразеологизмом.
1) Чтобы войти в библиотеку, нужно подняться на второй этаж.
2) Положение обязывает учителя быть очень ответственным человеком.
3) Отец моего друга занимает довольно высокое положение.
4) Я попросила классного руководителя войти в моё положение.
24. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?
1) МОКРАЯ КУРИЦА – безвольный, бесхарактерный человек.
2) ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА – самые ранние признаки появления чего-либо.
3) МЕДНЫЙ ЛОБ – бессмысленно упрямый, ограниченный человек.
4) ОТРЕЗАННЫЙ ЛОМОТЬ – ненужный человек.
25. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма «КОТ НАПЛАКАЛ»:
26. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
1) бить баклуши,
2) положа руку на сердце,
4) не покладая рук
СПЕЦИФИКАЦИЯ
теста по предмету Русский язык по теме «Лексика. Фразеология.»
для студентов 1 курса.
1.Назначение – тест позволяет установить уровень освоения обучающимися 1 курса Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по русскому языку по теме «Лексика. Фразеология».
Задачи теста:
дифференциация обучающихся по уровню подготовки.
определение структуры знаний студентов.
выявление наиболее и наименее освоенных обучающимися учебных компонентов.
определение основных ошибок обучающихся.
2. Документы и учебники, определяющие содержание теста.
2.1. «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
2.2. Примерной программа учебной дисциплины «Русский язык», предназначенной для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.
2.3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
3. Структура теста.
Общее число заданий в тесте – 26. Все задания в тексте закрытого типа с одним правильным ответом из четырёх предложенных.
3.1.Распределение заданий теста по содержанию и видам деятельности.
Распределение заданий теста по содержанию (разделам и темам)
Максимальный балл за выполнение заданий данной части / % от общего максимального балла
Контрольная работа по теме “Лексика и фразеология. Нормы русского языка”в вечерней школе
Контрольная работа №1
по теме «Лексика и фразеология. Нормы русского языка». Вариант 2. 10 класс
ФИ обучающегося ___________________________________________
Задание 1. В каком ряду есть слово, не имеющее лексического значения?
1.Вчера, недалеко, вроде, утром
2.Пять, заключение, земляника, течение
3.Врозь, по-приятельски, нараспашку, поразительно
4.Считая, глядя, насмерть, добела
Задание 2. Укажите слово, лексическое значение которого- «существующий издавна».
Задание 3. Укажите верное толкование слова изморось.
1.Рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане.
2.Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.
3.Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.
4.Очень мелкий, моросящий дождь.
Задание 4. В каком ряду все слова являются синонимами.
1.Надоедливый, назойливый, дотошный, докучный
2.Огорчиться, расплакаться, зареветь, зарыдать
3.Затруднение, осложнение, загвоздка, заминка
4.Сказать, произнести, вымолвить, изречь.
Задание 5. К словам какого ряда нельзя подобрать синонимы?
1.Настоящий, храбрый, свежий, далёкий
2.Гореть, бежать, смотреть, любоваться
3.Опять, вчера, домой, слишком
4.Корова, подлежащее, километр, волосы
6.Слова, которыми пользуются люди определённых профессий, называются
7.Укажите синонимы к заимствованным словам негоциант, нюанс, мемуары, метаморфоза .
1.Меценат, нота, роман, обмен
2.Покупать, оттенить, вспоминать, превращать
3.Продавец, черта, картина, строение
4.Купец, оттенок, воспоминания, превращение
8.В каком ряду все слова являются устаревшими?
1.Чаша, меч, остов, воин
2.Волость, редут, челядь, скрижаль
3.Каторга, крепостной, коромысло, путь
4.Пища, царевна, вексель, перстень
9.Укажите фразеологизм со значением «помочь найти своё место в жизни, стать самостоятельным».
1.Вывести на чистую воду
2.Вывести из строя
3.Вывести на путь истинный
4.Вывести в люди
10.Значение какого фразеологизма определено неверно?
1.Ловить рыбу в мутной воде – извлекать выгоду из чьих-либо затруднений.
2.Попасть впросак – стать предметом разговора, обсуждения, пересудов.
3.Кривая вывезет – поможет случайность, повезёт.
4.От корки до корки – от начала до конца.
11.В каком ряду представлены фразеологизмы?
1.Выгодное дело, больное сердце, дышать носом, чёрная лента
2.Согреть руки, холодная вода, буря в море, потерпеть поражение
3.Шум по пустякам, назойливый комар, хитрая лиса, готовить кашу
4.Водой не разольёшь, совать нос, длинные руки, по уши погрузиться.
12.Какой фразеологизм является антонимом к фразеологизму бабушка надвое сказала?
1.Толочь воду в ступе
2.Бред сивой кобылы
3.Звонить во все колокола
Выбранные вами ответы запишите в таблицу:
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Добролюбова Лариса ФедоровнаНаписать 2389 20.03.2017
Номер материала: ДБ-279025
- Русский язык
- 10 класс
- Тесты
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 20.03.2017 1738
- 20.03.2017 39382
- 20.03.2017 2580
- 20.03.2017 369
- 20.03.2017 596
- 20.03.2017 409
- 20.03.2017 331
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей
Время чтения: 1 минута
В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В России будет введена должность советника директора по воспитанию
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
КОНСПЕКТ УРОКА
Русский язык, 4 класс
Урок № 53. Имена прилагательные – синонимы и антонимы
Вопросы, рассматриваемые на уроке
- имена прилагательные – синонимы и антонимы.
- подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным;
- оценивать результаты своей деятельности.
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.
Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.
Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Русский язык 37. Антонимы и синонимы — Шишкина школа
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы.
Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.
Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
Среди имён прилагательных немало синонимичных и антонимичных пар.
Например: высокий – низкий, стройный – полный, хороший – плохой. Это пары антонимов.
А вот, например, ряд синонимов к слову высокий – важный, великорослый, возвышенный, высоковольтный, горний, гулливеровский, длинный, долговязый, здоровенный, рослый.
При подборе синонимов иногда надо учитывать и имя существительное, к которому оно относится. Например, мягкий хлеб – свежий хлеб, мягкий человек – деликатный человек. Обратите внимание, нельзя про хлеб сказать деликатный, но про человека иногда говорят свежий человек, когда, например, человек приходит на новое место работы.
Чтобы подобрать подходящие синонимы или антонимы, можно пользоваться словарями, они так и называются – «Словарь синонимов русского языка» или «Словарь антонимов русского языка». Вам может помочь и «Толковый словарь».
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
- Подберите синонимы.
Здоровый парень – __________________.
Здоровые глазищи – __________________.
Слова для справок: большой, сильный, огромный, крепкий, гигантский, громадный, крупный.
Проверьте себя по эталону:
Здоровый парень – сильный, крепкий парень,
Здоровые глазищи – большие, огромные, гигантские, громадные, крупные глазищи.
- Слово здоровый (обладающий хорошим здоровьем) произошло от древнего слова дорво – «дерево». Первоначально значило «сильный, крепкий как дерево». Какие антонимы подходят к этому слову? Напишите.
Здоровый человек – __________________
Проверьте себя по эталону:
Здоровый человек – больной, болезненный, хилый человек.
синонимы к слову опасный
антонимы к слову опасный
Ненадёжный, простой, рискованный, безопасный, вредоносный, неопасный, коварный, лёгкий