Для чего нужны синонимы и антонимы 2 класс презентация
Презентация по русскому языку на тему “Синонимы и антонимы” (2 класс)
Разгадывая ребусы, ученики узнают что такое синонимы и антонимы, познакомятся с целым рядом слов, близких и противоположных по значению.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему “Синонимы и антонимы” (2 класс)»
- Какие слова называются синонимами,
а какие антонимами?
- Для чего нужны синонимы и
антонимы в речи?
Подобрать синонимы
шалун скакать
чистый азбука
прыгать озорник
красный кавалерия
конница кидать
алфавит пламя
бросать аккуратный
У одного слова может быть много синонимов, но каждый имеет свой смысловой оттенок.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Мир строит, а война разрушает.
Спишите, подчеркните антонимы.
Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно. Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый. В умной беседе ума наберёшься, а в глупой – свой растеряешь. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине.
Урок развития речи по теме “Синонимы и антонимы в речи”. 2-й класс
Класс: 2
Цель:
Оборудование: пособие Соколовой Т.Н. “Школа развития речи”, индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, кроссворды, мячик, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточка “Спасательный круг”, штурвалы красного и зелёного цвета.
Тип урока: закрепление знаний
Перед уроком дети делятся на 4 команды по 6 – 7 человек. В каждой команде выбирается эксперт, который в ходе занятия может воспользоваться словарём синонимов или антонимов. На столах заранее разложены словари, карточки необходимые для занятия. В качестве наглядного сопровождения используется компьютерная презентация, некоторые задания выполняются на интерактивной доске.
Перед началом занятия на экране высказывание А.И. Куприна о русском языке:
“Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”
I Организационный момент
II Сообщение темы занятия.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.
У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово -продолжение вписать в клеточки кроссворда. Работаем под девизом: “Не спеши языком, торопись делом” (см. Приложение №1)
Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, общаясь в команде.
- Кто хочет много знать, тому надо мало . (СПАТЬ)
- Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)
- Правда в огне не горит и в воде не . (ТОНЕТ)
- Корень учения горек, да плод его . (СЛАДОК)
- Один за всех и все за . (ОДНОГО)
- Нет друга – ищи, а нашёл – . (БЕРЕГИ)
- Родная сторона – мать, а чужая – . (МАЧЕХА)
- Худой мир лучше доброй . (ССОРЫ)
Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.
(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего занятия.
Сегодня тема нашего занятия “СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ”
Мы продолжим знакомство с этими понятиями.
– Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить за время путешествия? Назовите их. (вопросы записаны на слайде)
Действительно, сегодня на занятии мы ответим на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз. (остались вопросы, на которые планируется ответить на уроке)
III Путешествие на остров Синонимов.
Итак, путешествие начинается. Вот мы на острове Синонимов.
Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить своё задание (каждый ученик работает индивидуально).
У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.
(Каждый ученик выполняет это задание на отдельном листочке. У каждой команды своё слово. Время работы – 2 минуты. Один человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову).
ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ
- РЕБЁНОК
- ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ
- ДЕЛАТЬ
- ХОРОШО
Сначала слова зачитывает команда, потом ученик, работавший со словарём, дополняет ответ.
РЕБЕНОК – дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ – прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.
ДЕЛАТЬ – сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.
ХОРОШО – неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.
Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.
- На нашем пути Дворец Синонимов. Чтобы зайти в него, нужно ответить на вопрос: “Какие слова называются синонимами?”
Во Дворце устроена выставка (на слайде рисунки: луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка).
Рассмотрите картины, к каким из них можно сделать сразу две подписи? (пользуясь интерактивной доской, дети подписывают картины)
ЛУНА – МЕСЯЦ | СОБАКА – ПЁС | ДОКТОР – ВРАЧ |
ЛОШАДЬ – КОНЬ | БЕГЕМОТ – ГИППОПОТАМ |
– Полученные подписи – это слова – . (синонимы)
– Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)
– Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).
Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.
Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.
Это задание дети выполняют коллективно.
Задание для 1 команды.
- Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Задание для 2 команды.
- Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть – пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.
Задание для 3 команды.
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
Задание для 4 команды.
Приятелей много, а друга нет.
Свой хлеб слаще чужого каравая.
– Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.
– Какой частью речи они являются?
Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод:
– Для чего синонимы нужны в речи?
Путешествие по острову Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал. (на интерактивной доске)
– Что такое синонимы?
Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
– Для чего используют синонимы в речи?
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
IV Динамическая пауза “Игра наоборот”
Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.
Вперед – назад
Вниз – вверх
Назад – вперед
Присел – подпрыгнул
Подпрыгнул – присел
V На острове Антонимов
Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.
Каждой команде по очереди задается загадка, дети вслух договаривают ответ.
Я антоним к слову “зной”,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня 😕 (прохлада)
Я антоним к слову “лето”,
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я 😕 (зима.)
Я антоним к слову “смех”.
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это : (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
– Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный:
Все антонимы всегда
Противоположны.
Сыграем в игру “Противоположные слова”
Учитель бросает мяч ребёнку, называя слово. Ученик – называет антоним этого слова.
1 группа: Враг – друг, холод – жара.
– К какой части речи относятся данные слова?
2 группа: Старый – новый, злой – добрый.
– А эти слова, какой части речи?
3 группа: Бездельничать – работать, огорчаться – радоваться.
– Какой частью речи являются ваши слова?
4 группа: Далеко – близко, высоко – низко.
– Мы ещё не знакомились с этой частью речи. Но может кто-нибудь знает, как она называется.
У одних антонимами были имена существительные, у других – глаголы, вы встретились с антонимами – прилагательными, а вам достались антонимы – наречия.
– Какой можно сделать вывод? (Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.)
Посмотрите, перед нами пещера Тайн.
А) Откройте пособие Соколовой Т.Н. “Школа развития речи” на с.20, найдите задание №5. Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов.(3 минуты)
- Худой (человек) – ________________, (толстый)
- Худой (карман) – _________________, (целый)
- Близкий (путь) – _________________, (далёкий)
- Близкий (человек) – _______________, (чужой)
- Весёлый (праздник) – ______________, (грустный)
- Весёлый (смех) – ________________, (невесёлый)
- Высокий (голос) – _________________, (низкий)
- Высокий (человек) – _______________. (невысокий)
Б) Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)
– Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)
Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.
(на интерактивной доске)
– Что такое антонимы?
Антонимы – это слова противоположные по смыслу.
– Для чего используют антонимы в речи?
Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
VI Бухта Творчества
Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.
– Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)
– С помощью каких слов передается это настроение?
Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).
Задание 1,2 группе заменить пропущенные слова синонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.
Задание 3,4 группе заменить пропущенные слова антонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.
– Какое настроение передает ваш текст?
– Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова? (использовали синонимы – слова близкие по смыслу)
Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.
– Какое настроение передает ваш текст?
– Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы – слова противоположные по смыслу)
Как приятно выходить на берег в такую погоду!
VII Пристань “Вопрос – ответ”
Наш кораблик взял курс на пристань “Вопрос – ответ”
Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия? (вопросы на слайде)
– Какие слова называются синонимами? А какие слова – антонимами?
– Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?
– Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
– На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)
Вот несколько сувениров, которые мы собрали за время путешествия. Каждый из них приготовил для нас сюрприз. (По клику мыши на экране передвигаются фигурки, из них образуется слово – ЛЕКСИКА.)
Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется – ЛЕКСИКА.
Лексика – словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.
VIII Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу. У вас на партах лежат штурвалы разного цвета. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, возьмите штурвал зелёного цвета.
Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите штурвал красного цвета.
Покажите ваши штурвалы. Положите их на свой лист с заданиями.
Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
Синонимы и антонимы
Данная презентация предназначена для урока русского языка по теме ” Синонимы и антонимы”
Просмотр содержимого документа
«Синонимы и антонимы»
Презентация к уроку
Синонимы и антонимы
23 с е нт я бря Кла сс ная работа
Можно включить спокойную мелодию, пока дети записывают дату
Минутка чистописания
1. Продолжи ряд родственных слов. 2. Восстановите и запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Определите части речи слов.
Актуализация знаний
Найдите лишнее слово в каждой строке и
обоснуйте свой выбор
СОЛОВЕЙ, ИГЛА, ТРАВА, СЫРНИК
Игла – многозначное слово
КОРЕНЬ, ЯЗЫК, ЗИМА, ГРУППА
Зима – однозначное слово
Самоопределение к деятельности
На какие две группы можно разделить эти пары слов?
Белый – чёрный
Веселье – радость
Как называют такую запись?
Храбрый – отважный
СИНОНИМЫ и АНТОНИМЫ
Дети составляют простое предложение со словом ТУМАН…
Работа по теме урока
Вставь пропущенные слова
___________ – это слова,
близкие по значению.
____________ – это слова,
противоположные по значению.
Найди и запиши слова – синонимы парами
Шалун, сладкоежка, птичка,
плакать, зевака, птаха,
озорник, реветь, ротозей,
Составляют и записывают несколько словосочетаний с этим словом
Работа по учебнику
Упр. 72 (стр. 44)
Составь сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка»
Работа с новым словарным словом
Упр. 71 (стр. 43)
Составь сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка»
п о года
Закрепление изученного
Упр. 73 (стр. 44) Самостоятельно
Рефлексия
Дополните пословицы антонимами
Маленькое дело лучше _______ безделья
Не спеши языком,_________ делом.
Домашнее задание
Стр. 44 упр. 74
Стр. 42 правило
Учитель поясняет, как дома выполнить упражнение
“Синонимы и антонимы”
Презентация-путешествие для знакомства с синонимами и антонимами.
Содержимое разработки
ВОЛШЕБНЫЙ ГОРОД СЛОВ
Собери слово
Путешествие на поезде
ПЛАН МАРШРУТА:
- Станция «Напишика».
- Станция «Догадайка».
- Станция «Вспоминалка».
- Станция «Знайка».
- Станция «Разминайка».
- Станция «Запоминалка»
Станция «НАПИШИКА»
Поезд
Станция «ДОГАДАЙКА»
Высоко-низко,
Далеко-близко,
Потолок-пол,
Потерял-нашел,
Трус-храбрец,
Начало-конец.
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
прохладный, студеный, жаркий,
ледяной, морозный, холодный
Прилагательные – антонимы и прилагательные – синонимы
Станция «ВСПОМИНАЛКА»
Имя прилагательное
Обозначает признак предмета
на вопросы какой?
какая? какое? какие?
Образует пары по значению: синонимы и антонимы
Станция «ЗНАЙКА»
Антонимы – это слова, которые относятся к одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное значение.
Синонимы – это слова, которые относятся к одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие похожее значение.
Станция «РАЗМИНАЙКА»
Станция «ЗАПОМИНАЛКА»
Составьте пару прилагательных – антонимов по конкретному признаку
Подберите прилагательные – синонимы к слову
Презентация к уроку русского языка “Синонимы. Антонимы” 2 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Засучив рукава, за тридевять земель, не покладая рук, до седьмого пота, сложа руки, бить баклуши, ловить мух На уроке мы будем работать не покладая рук и засучив рукава. Изучать тему до седьмого пота.
Налетел холодный осенний ветер. Составь предложение, подчеркни грамматическую основу, выпиши пары слов. Холодный, налетел, ветер, осенний.
Дай характеристику предложения по плану: Предложение: Повествовательное Побудительное Вопросительное По интонации: Восклицательное Невосклицательное По наличию второстепенных членов Нераспространенное Распространенное
Слова – синонимы Всегда близки по смыслу, Разнятся лишь оттенками подчас. Родимый край-Отечество – Отчизна. Как много в них священного для нас!
Гляди, поехала машина. Из под колес – фонтаном пыль. Машину можно звать МАШИНА, А можно звать – АВТОМОБИЛЬ. Автомобиль не вроде клячи: Сто лошадиных сил мотор. ВОДИТЕЛЬ за рулем. Иначе Он называется ШОФЕР.
осина Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит?
осина осинка осинник подосиновик
Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. Спиши. Найди синонимы.
зонтики Физминутка для глаз
Прочитайте, чем интересны слова грустный и весёлый ? Грустный клоун громко плачет. А весёлый клоун скачет. Хочет подвиг совершить – Хочет рёву рассмешить. Олеся Емельянова
Антонимы – это противоположные по смыслу слова.
огонь шалун аккуратный чистый конница прыгать скакать пламя кавалерия озорник Найди синонимы.
Подбери синонимы к слову пляшут.
Подбери синонимы к слову бежит.
Подбери синонимы к слову смотрит.
Подбери синонимы к слову метать.
Дорога _________, а тропинка __________. Подбери антонимы.
Скамейка _________ и скамейка __________.
Жираф ______, а ослик _________ .
Дом _________ и дом __________ .
Кирпич ___________, а медведь _________ .
Стул __________, а кресло __________ .
Метель, пурга, буран, вьюга
Какие новые термины узнали на уроке? Какие слова называются синонимами? Какие слова называются антонимами? Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы и антонимы?
Использованы материалы: Презентации Е. Берюховой, г. Санкт-Петербург Презентации учителя русского языка и литературы Тихоновой Надежды Андреевны, г.Костанай
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
Презентация к уроку русского языка во 2 классе “Синонимы. Антонимы”.
Соответствует технологической карте урока, размещенной ранее.
Урок ознакомления с новыми знаниями.
На уроке дети получат знания о синонимах и антонимах, на конкретных примерах узнают об их роли в предложении, научатся находить их в тексте, подбирать к словам антонимы и синонимы, классифицировать их по частям речи, учится контролировать себя, давать самооценку формирования личностных качеств, в результате чего ученик учится учиться.
- Кунделева Оксана ЕвгеньевнаНаписать 11651 28.10.2018
Номер материала: ДБ-177982
- Русский язык
- 2 класс
- Презентации
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 25.10.2018 177
- 25.10.2018 3593
- 22.10.2018 1167
- 21.10.2018 233
- 09.10.2018 984
- 07.10.2018 247
- 07.10.2018 149
- 03.08.2018 437
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию
Время чтения: 2 минуты
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.