41 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для чего нужны синонимы 2 класс родной язык

Урок родного русского языка для 2 класса на тему “Для чего нужны синонимы?”
план-конспект занятия (2 класс)

Данный урок даёт детям представление о роли синонимов в речи. Задачи урока: формировать умение находить синонимы, использовать их в зависимости от речевой ситуации, расширить словарный запас учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
урок родного русского языка во 2 классе112.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок родного русского языка

Для чего нужны синонимы?

Учитель: Оксузьян Л.Б.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дать представление о роли синонимов в речи;

• Формировать умение находить синонимы;

• учить использовать синонимы в зависимости от речевой ситуации;

• расширить словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Русский родной язык» О.М.Александрова 2 класс, смайлик «Улыбка».

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир родного русского языка.

– Откройте тетради, вспомните правила посадки при письме

– Перед работой разогреем пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку.

– Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).

– С какой целью нам нужно изучать родной русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

– Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского родного языка, его исследователями.

– Итак, начинаем исследование.

–Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Какое у вас выражение лица? Назовите по одному слову, относящемуся ко 2 группе и отвечающему на вопрос какое?

-А у меня получились такие слова:

Радостное, счастливое, весёлое, довольное

– Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много?

(Потому что эти слова близки по смыслу).

– Послушайте внимательно сказку. Вам необходимо будет её завершить одним словом:

Жили-были кот и пёс. Однажды кот, желая похвалить товарища, сказал псу:

-Какой, же ты толковый пёс!

Пёс стал спорить: -Нет, я не толковый, – а умный!

Кот говорит: -Как ты, пёс, любезно разговариваешь!

А пёс знай себе не соглашается:

-Я разговариваю не любезно , а вежливо!

И началась у них ссора. Мимо летела сорока и сказала:

-Глупые пёс и кот, ведь вам не из-за чего ругаться, потому что слова умный-толковый, любезно-вежливо – это слова…..(синонимы)

– Чем мы будем сегодня изучать на уроке? Какие слова исследовать?

– Сегодня на уроке мы вспомним, что такое синонимы. Мы будем учиться находить синонимы в тексте, правильно употреблять их в речи, ответим на вопрос зачем нужны синонимы ?

– Система оценки на урока накопительная. Будьте активны в течение всего урока.

2. Совместное открытие знаний

-Что такое синонимы? (ответы детей)

1.-Прочитайте слово. Запишите.

– Подберите к нему слова, похожие по смыслу – синонимы.

Приятель , (друг, товарищ)

-Прочитайте синонимический ряд.

-Прочитайте следующее слово. Запишите.

Боязливый, ( пугливый, трусливый, робкий, несмелый)

-Легко ли подобрать синонимы к этому слову?

-Что надо сделать, если затрудняетесь подобрать синоним? (спросить у взрослых, обратиться к словарю синонимов)

Показ словаря синонимов.

– В русском языке есть словарь синонимов, который помогает нам в этом. Его составитель – Евгеньева.

– Я распечатала вам странички из этого словаря. Найдите и прочитайте синонимы к слову боязливый.

– Какие ещё синонимы можно дописать?

– Какие слова можно назвать синонимами?

2 .- Синонимы –это иногда и устаревшее название чего-либо. Рассмотрите рисунок на экране. Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках?

3 . Синонимы приходят к нам и из других языков. Рассмотрим это. Упр.1

-Прочитайте задание. Возьмите цветной карандаш и составьте пары стрелками. Работайте в парах. При необходимости можно посоветоваться с соседом. Когда закончите работу, возьмитесь за руки.

-Прочитайте, какие пары синонимов у вас получились.

– Как вы понимаете значение этих слов?

Шоу, зрелище – представление, мероприятие развлекательного характера

Голкипер, вратарь – это игрок, обязанностью которого является защищать свои ворота.

Отель, гостиница – это с редство размещения, состоящее из определённого количества номеров.

– Что же вы теперь можете сказать о синонимах? Откуда приходят синонимы в русский язык?

– Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

4. – Мы с вами вспомнили, что такое синонимы, учились их находить.

– А для чего они нужны? Можно ли без них обойтись? Исследуем эту проблему.

а) – Прочитайте про себя первое стихотворение из упр.2. Прочитайте вслух выразительно.

1. Зябнет осинка,

Зябнет на ветру,

Зябнет на солнышке,

– Прочитайте про себя стихотворение 2, его написала Ирина Токмакова. Прочитайте его выразительно.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

– Какое вам понравилось больше? Почему?

– Какими словами – синонимами заменили слово зябнет?

– Что они обозначают? ( ощущать холод)

– Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку?

-Запишите понравившееся стихотворение в тетрадь.

– Для чего нужны синонимы?

(- синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях,

-обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной.)

-Проверим наш вывод. Прочитаем правило .

-Наше предположение подтвердилось?

б) –Кого называют редактором?

Реда́ктор — тот, кто работает с текстом, а именно проверяет и исправляет содержание книги, журнала, газеты.-

– Предлагаю стать редакторами. Прочитайте текст упр.3

– Он вам понравился или нет? Почему?

-Что предлагаете сделать, как отредактировать текст?

– Где возьмёте слова-синонимы?

– Замените выделенные слова, где это надо, синонимами. Повторяющиеся слова зачеркните.

Нет более робкого______________ животного, чем заяц. Только поздно вечером или ночью робкий _______________зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого _________зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

– Прочитайте получившийся текст.

-Удалось нам отредактировать текст? Какие слова помогли нам это сделать?

-Для чего же нужны синонимы? (помогают избежать повторов)

в) -Продолжаем исследовать слова-синонимы.

– Прочитайте отрывок на экране.

-Из какого он произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

-Прочитайте выделенные слова.

– Можно ли их назвать синонимами? Почему? ( обозначают одно и то же -собраться в одном месте)

-Кто покажет, как сбежались маленькие зайчата?

-Как вы понимаете значение этого слова? (бегом)

-Кто покажет, как зайцы собрались .

– Как вы понимаете значение этого слова? (пришли шагом)

-Покажите, как они приплелись .

– Что значит приплелись? ( пришли медленно)

– Что вы заметили? Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения?

(Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения. )

-Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений. Посмотрите, как синий цвет имеет несколько оттенков-голубой, синий, фиолетовый.

– Какой вывод вы сделаете? Какова ещё роль синонимов? (передать все оттенки речи, делают речь точной)

3. Проверка понимания учащимися нового материала. Самостоятельное применение знаний.

-Следующее упражнение поможет вам учиться точно употреблять синонимы. Прочитайте задание к упр. 4

-Прочитайте слова первой строки.

-Подумайте, как составить сочетания слов.

– Составьте и запишите остальные сочетания в тетрадь самостоятельно. Каждое сочетание пишите на новой строке с маленькой буквы.

-Проверьте себя (на экране)

-Если всё верно, нарисуйте зелёный кружок, если есть ошибки, то красный.

4. Рекомендации для домашнего задания.

– Поработать с синонимами вы сможете и дома. Выполните упр.5. Определите, в каком предложении можно использовать любой из синонимов, а в каком только один из них.

-Что такое синонимы?

– Зачем они нам нужны? (они делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избежать повторов при построении текстов, синонимы помогают нам точно и образно выражать свои мысли).

6. Подведение итогов урока.

-В начале урока я сказала, что система оценки накопительная. (оценивание)

– Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Приложение для распечатки (при отсутствии учебника у каждого ребёнка)

Для чего нужны синонимы?

В первом столбике записаны слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подбери к ним синонимы из второго столбика.

  1. Зябнет осинка, 2. Зябнет осинка,

Зябнет на ветру, Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке, Стынет на солнышке,

Зябнет в жару. Мёрзнет в жару.

Синонимы-это слова, совпадающие или близкие по значению. Синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой, выразительной.

Нет более робкого______________ животного, чем заяц. Только поздно вечером или ночью робкий _______________зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого _________зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Слова для справок: пугливый, трусливый, несмелый

Запиши все возможные сочетания слов.

Задуть, погасить (свет, свеча),

старый, древний (дом, человек),

вороной, чёрный (костюм, конь).

Вороной –так говорят о масти животных (вороной конь)

Определи, в каком предложении можно использовать любой из синонимов, а в каком только один из них. Запиши предложения.

В этот миг раздался (громкий, оглушительный) треск.

Митя перешёл на (громкий, оглушительный) шёпот.

Презентация “Слова – синонимы” 2 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Разработала Кузьменко Г.Ф.

«КУНЯ», ключ, перо, «АБ»

Мое настроение сейчас Девиз: не страшны нам любые испытания, Вперёд, друзья, откроем новые знания!

Подумай! С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят . Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки. Тема урока

«Слова – синонимы»

Путешествие в страну

«Как устроен наш язык».

Хочу УЗНАТЬ …

Будем УЧИТЬСЯ …

МОГУ работать…

Подумай! С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят . Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами.

Например: дети – ребята – детвора – малыши

АЛГОРИТМ 1. Прочитать текст. 2. Найти или подобрать синонимы. 3. Применить определение. 4. Сделать вывод. Понаблюдайте и сделайте вывод, чем похожи и чем различаются группы слов?

  • Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки.
  • Ребята, дети, малыши, детвора

Подумай!

  • Задуть, потушить, выключить, погасить задуть погасить выключить потушить

Понаблюдай за употреблением синонимов в речи.

  • Приятелей много – а друга нет.

Значения слов-синонимов не всегда совпадают. Часто синонимы различаются оттенками значений.

Будьте здоровы! Будьте здоровы!

Ежедневно делайте зарядку для глаз от 2 до 5 минут!

  • уважай своего товарища;
  • умей каждого выслушать;
  • не согласен – предлагай.

Устав групповой работы:

Задание 1группе : из данного списка составь парами слова близкие по значению:

темнота, отметка, дом, черта,

здание, весна, оценка, сумерки.

Какие слова “лишние”? Почему?

Проверь себя! 1 группа.

  • Что слова обозначают?
  • Какой частью речи являются?
  • Темнота-сумерки,
  • отметка – оценка,
  • дом – здание. Лишние слова: весна, черта.

Задание 2 группе: из данного списка составь парами слова близкие по значению :

скорый, аккуратный, трудолю-бивый, ласковый, работящий, быстрый, опрятный, медленный.

Какие слова “лишние”? Почему?

Проверь себя! 2 группа.

  • Что слова обозначают?
  • Какой частью речи являются?
  • Скорый – быстрый,
  • аккуратный – опрятный,
  • трудолюбивый – работящий. Лишние слова: ласковый, медленный.

Задание 3 гр: из данного списка составь парами слова близкие по значению:

сказать, спешить, прыгать, мыть ,читать, говорить, скакать, торопиться.

Какие слова “лишние”? Почему?

Проверь себя! 3 группа.

  • Что слова обозначают?
  • Какой частью речи являются?
  • Сказать – говорить,
  • спешить – торопиться,
  • прыгать – скакать. Лишние слова: Читать, мыть.

Синонимы Тест Найди пары синонимов. Поставь

  • приятель воин
  • солдат друг
  • шагать горе
  • красный идти
  • печаль труд
  • работа алый Напиши, каких зверей так называют?
  • Косой – _____________; косолапый -_________________;
  • серый – _____________; сохатый – ___________________. Допиши предложения:
  • Слова, которые имеют два или несколько значений называются______________________.
  • Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 1. Найди пары синонимов. Поставь

  • приятель воин
  • солдат друг
  • шагать горе
  • красный идти
  • печаль труд
  • работа алый 2. Напиши, каких зверей так называют?
  • Косой – ЗАЯЦ; косолапый – МЕДВЕДЬ.
  • серый – ВОЛК; сохатый – ЛОСЬ. 3. Допиши предложения:
  • Слова, которые имеют два или несколько значений называются __МНОГОЗНАЧНЫМИ_____.
  • Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются __СИНОНИМАМИ___.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

0 ошибок – 5 баллов

1-2 ошибка – 4 балла

3 ошибки – 3 балла

4 ошибки – 2 балла

Что нового вы узнали на уроке?

  • Узнали, что сегодня пятница.
  • Узнали, что нужно много писать на уроке, чтобы быть умным.
  • Узнали, что такое синонимы.

Для чего изучают синонимы, какую роль они играют в речи?

  • Чтобы дети много знали.
  • Чтобы было не скучно.
  • Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.

Что такое синонимы?

  • Это слова, близкие по значению и одинаковые по звучанию.
  • Это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.
  • Это слова, близкие по значению и имеющие общую часть – корень

Подбери приятеля к слову.

Слова-синонимы (Программа “Школа XXI в.”). 2-й класс

Класс: 2

Цель: знакомство со словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время выполнения заданий в парах, группах, умение уважительно относиться к позиции другого человека, справедливо оценивать работу другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011, карточки с заданиями для групповой, индивидуальной и дифференцированной работы, учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах), науч. ред. Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф., Архангельск, Поморский университет, 2010.

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

– Разделите все буквы на группы.

и а ш м гбуквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
ш и м а гиспользование элементов написания букв,
а и м г шбуквы, обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и буква, обозначающая глухой согласный звук, являющийся всегда твёрдым.

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где слышали слово «кичка»? Обращение к словарю, уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти сходство, различие слов).

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов, запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание расположено на центральной улице города. Это жилище предназначено для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом расположен на центральной улице города. Этот дом предназначен для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник превратил кролика в собаку. Потом маг заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник превратил кролика в собаку. Потом волшебник заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление волшебника. Они громко хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их. Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы узнать про такие слова? (Как называются эти слова? Чем похожи и отличаются такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем. Помогите подобрать слова, близкие по значению к данным:

Скорый – быстрый
Притворный – лживый
Прекрасный – чудесный
Огромный – большой
Мощный – сильный
Занимательный – интересный
Отважный – смелый
Сообразительный – умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова, близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И. Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением”. (С.И. Ожегов)
Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от другого по звуковой форме, но совпадающее, сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная, малюсенькая, небольшая.
  • Охранять, караулить, сторожить, лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить, разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий, знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они близки по значению и отвечают на один и тот же вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои языковые особенности. На народов севера тоже есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко, красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов по одному подходящему к каждому рисунку. Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы объединены близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, они называют схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа. (Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их? Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий, безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались, вкладывали все силы, прилежно трудились.
– Вы поработали хорошо, отлично, славно, здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой, трудом, делом.

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах), науч. ред. Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф., Архангельск, Поморский университет, 2010.

Для чего нужны синонимы?

Просмотр содержимого документа
«Для чего нужны синонимы?»

Конспект урока русского родного языка. 2 класс

Тема урока: «Для чего нужны синонимы?»

Цель: обогащать активный и пассивный словарный запас; проводить синонимические замены с учетом особенностей текста; развивать речь, память, внимание.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.

Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Запись под диктовку: Пришла зима. В лесу стало скучно и холодно.

– Какое слово употреблено в переносном значении? (Пришла)

III. Самоопределение к деятельности.

– Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась)

– У слов наступила, настала, началась, пришла близкие значения.

– Ребята, кто из вас догадался, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? (Ответы детей)

– Кто сможет определить тему? (Ответы детей)

IV. Работа по теме урока.

Как в русском языке называют слова, у которых близкие лексические значения?

Что такое синонимы? Кто не сможет ответить на вопрос можно прочитать на с. 80 определение.

Откройте учебник на с. 80, прочитайте тему урока. (Для чего нужны синонимы?)

Упр.1 (с.80) Работа в парах.

Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь за помощью к толковому словарю.

Вспомните, как называются такие слова.

Объясните, для чего их используют в речи.

В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала.

– Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку?

– Как автор это показал? (Он использовал в стихотворении четыре синонима с общим лексическим значением «ощущать холод» )

– Помогло ли это создать образ осинки?

– Всегда ли синонимы могут заменять друг друга? (Нет.)

– Значения синонимов редко совпадают полностью. Как правило, синонимы отличаются тонкими оттенками значений. Например, слова вьюга и пурга – синонимы. Их значения очень близки, но всё же различаются оттенками смысла. Не любую, а только очень сильную вьюгу можно назвать пургой.

УПР.3 (с. 81) повышенной трудности.

– Определите, в каких предложениях можно использовать любой из синонимов, а в каких только один из них.

Выбор синонимов часто определяется ситуацией общения. Например, слова глядеть, болтать, дурачиться мы можем использовать в дружеской компании, в разговоре с хорошо знакомыми людьми. А в деловой беседе, в разговоре с незнакомым человеком или тем, кто старше по возрасту, вместо этих слов следует употребить слова смотреть, разговаривать, баловаться.

Упр. 4. (с. 81-82) Работа в группе.

– Подберите синонимы к выделенным словам. Запишите по образцу. Составьте несколько предложений с записанными словосочетаниями.

VII. Рефлексия.

Определите, какой из синонимов в каждой паре встречается в русских народных сказках.

В каком столбике записаны слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подберите к ним синонимы из второго столбика.

VIII. Подведение итогов урока.

Какие слова называют синонимами?

Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы?

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 – 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень – это очень сильный дождь. Дождик – небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Технологическая карта урока родному (русскому) языку “Для чего нужны синонимы?”.

Урок разработан для проведения во 2классе с использованием учебника “Родной русский язык. 2класс” Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. (Обучение по УМК “Школа России”).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока родному (русскому) языку “Для чего нужны синонимы?”.»

Информационная часть технологической карты

Родной (русский) язык 2 класс

УМК, автор программы

УМК «Русский родной язык». Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.

Авилкина Ирина Витальевна, учитель МБОУ «Европейский лицей» п.Пригородный

№ урока в рабочей программе

Для чего нужны синонимы? Урок №9.

Дать представление о роли синонимов в речи.

развивающие

воспитательные

научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи.

развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать, делать выводы

воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку, воспитывать интерес к предмету, воспитывать умение слушать, оценивать, работать в паре, вести диалог

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов в речи; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; обогащать активный и пассивный словарный запас.

формировать интерес к русскому языку, способность преодолевать трудности (ЛУУД); постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция(РУУД); достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения (КУУД); анализ, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение (ПУУД)

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода. С темой «Синонимы» дети знакомились на уроке русского языка, поэтому основное внимание уделено работе, направленной на определение роли синонимов в речи.

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений

Презентация по родному языку на тему ” Для чего нужны синонимы?” (2 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

класс Родной язык

Мое настроение сейчас

Девиз: не страшны нам любые испытания, Вперёд, друзья, откроем новые знания!

О М . РОЗ Подобрать слово близкое по значению ХОЛОД СТУЖА

Р . БЯТА Е Слово близкое по значению дети малыши

Тема урока «Для чего нужны синонимы?» Путешествие в страну «Как устроен наш язык».

Хочу УЗНАТЬ … Будем УЧИТЬСЯ … МОГУ работать…

Подумай! С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят . Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки. Дети малышей детворе

Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами. Например: дети – ребята – детвора – малыши

Подумай! Задуть, потушить, выключить, погасить задуть погасить выключить потушить КАК БУДУТ НАЗЫВАТЬСЯ ЭТИ СЛОВА?

УЧЕБНИК СТР. 80 ПРАВИЛО

Значения слов-синонимов не всегда совпадают. Часто синонимы различаются оттенками значений.

ДРУГ – ПРИЯТЕЛЬ ТЕМНОТА – МРАК РАДОСТЬ – ВОСТОРГ ИДТИ – ПЛЕСТИСЬ БЫСТРО – СТРЕМГЛАВ ГРОМКИЙ – ОГЛУШИТЕЛЬНЫЙ

Понаблюдай за употреблением синонимов в речи. Приятелей много – а друга нет.

физминутка для глаз

СОЕДИНИ ПАРАМИ СИНОНИМЫ ГОЛКИПЕР ЗРЕЛИЩЕ ОТЕЛЬ ВРАТАРЬ ШОУ ГОСТИНИЦА

ЧЕЛО ПЕРСТ ДЛАНЬ ОЧИ ЛАНИТА УСТА Замените современными словами

уважай своего товарища; умей каждого выслушать; не согласен – предлагай. Устав групповой работы:

Задание 1группе : из данного списка составь парами слова близкие по значению: темнота, отметка, дом, черта, здание, весна, оценка, сумерки. Какие слова “лишние”? Почему?

Проверь себя! 1 группа. Что слова обозначают? Какой частью речи являются? Темнота-сумерки, отметка – оценка, дом – здание. Лишние слова: весна, черта.

Задание 2 группе: из данного списка составь парами слова близкие по значению : скорый, аккуратный, трудолю-бивый, ласковый, работящий, быстрый, опрятный, медленный. Какие слова “лишние”? Почему?

Проверь себя! 2 группа. Что слова обозначают? Какой частью речи являются? Скорый – быстрый, аккуратный – опрятный, трудолюбивый – работящий. Лишние слова: ласковый, медленный.

Задание 3 гр: из данного списка составь парами слова близкие по значению: сказать, спешить, прыгать, мыть ,читать, говорить, скакать, торопиться. Какие слова “лишние”? Почему?

Проверь себя! 3 группа. Что слова обозначают? Какой частью речи являются? Сказать – говорить, спешить – торопиться, прыгать – скакать. Лишние слова: Читать, мыть.

Какой из синонимов мы встречаем в русских народных сказках? КРАСИВЫЙ – ПРИГОЖИЙ СКАЗАТЬ – МОЛВИТЬ РАССКАЗЫВАТЬ – СКАЗЫВАТЬ

ВЫБОР СИНОНИМОВ ЧАСТО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СИТУАЦИЕЙ ОБЩЕНИЯ. УЧЕБНИК СТР. 82 ПРАВИЛО

Что нового вы узнали на уроке? Узнали, что сегодня пятница. Узнали, что нужно много писать на уроке, чтобы быть умным. Узнали, что такое синонимы.

Для чего изучают синонимы, какую роль они играют в речи? Чтобы дети много знали. Чтобы было не скучно. Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.

Что такое синонимы? Это слова, близкие по значению и одинаковые по звучанию. Это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос. Это слова, близкие по значению и имеющие общую часть – корень

Подбери приятеля к слову. РАДОСТНЫЙ Веселый Добрый Прекрасный Злой Хороший Плохой Тоскливый Грустный

Подбери приятеля к слову. ИНТЕРЕСНЫЙ Увлекательный Злой Испуганный Вредный Занимательный

Подбери приятеля к слову. ГРУСТНЫЙ Печальный Интересный Унылый Веселый Тоскливый

Мое настроение сейчас

На уроке мне было все понятно У меня возникли некоторые вопросы, но я постеснялся их задать Я многое не понял

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Презентация создана к уроку Родной язык во 2 кл. по теме “Для чего нужны синонимы?”.

Учебник “Русский родной язык”, 2 кл., О. М .Александрова, Москва “Просвещение” 2019 .

Задачи урока:

1. Логически вывести алгоритм определения слова – синоним, дать понятие

«слова- синоним» на основе знаний детей, наблюдать за сходством и различием слов – синонимов;

2. Развивать умение находить слова – синонимы среди других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности, обогащать словарный запас учащихся;

3. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться. Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

  • Симукова Светлана МихайловнаНаписать 9370 05.01.2020

Номер материала: ДБ-893375

  • Русский язык
  • 2 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.01.2020 25
    05.01.2020 34
    05.01.2020 40
    05.01.2020 115
    05.01.2020 64
    05.01.2020 85
    05.01.2020 77
    05.01.2020 81

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Неистовствовать какой синоним
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: