5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое суффиксы синонимы

суффикс

Словарь русских синонимов .

Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин . 2013 .

  • суфражизм
  • суффозия

Смотреть что такое “суффикс” в других словарях:

СУФФИКС — (лат. suffixum, от suffigere прибавить). Слог, прибавляемый в средине слова и придающий ему значение той или другой части речи, или некоторых иных этимологич. форм, в отличие от флексий окончаний склонений и спряжений. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

суффикс — а, м. suffixe m. <лат. suffixus прикрепленный. Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову иной смысл по сравнению с другими однокоренными словами. Увеличительный суффикс. БАС 1. Русский язык, с его необычайной пластичностью,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СУФФИКС — [суфикс] и (разг.) СУФФИКС, суффикса, муж. (от лат. suffixus подставленный) (линг.). Словообразовательный элемент часть слова, находящаяся между корнем и окончанием (флексией) и придающая определенное значение слову сравнительно с другими… … Толковый словарь Ушакова

Суффикс — СУФФИКС. Аффикс (см.), стоящий после основы: вода, ведешь, старик, маленький и пр. В индоевропейских языках образование слов при помощи С. является одним из наиболее частых способов образования слов. В одном слове может быть несколько С. (См … Словарь литературных терминов

суффикс — и устарелое суффикс … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

СУФФИКС — (лат. suffixus прикрепленный) разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке дом ик ) или основой (в русском языке широт н ый ) и предшествующая окончанию … Большой Энциклопедический словарь

Статья в тему:  Как никогда синонимы

СУФФИКС — СУФФИКС, а, муж. В грамматике: морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Словообразовательный с. (напр. чит а ю, стрел к а, гром к ий). Словоизменительный с. (напр. чита л а, чита ющ ий, скор ее). | прил. суффиксальный, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

суффикс — (от лат. suffixus прибитый, приколоченный). Служебная морфема, находящаяся после корня (непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм. Суффикс словообразовательный (словообразующий) … Словарь лингвистических терминов

Суффикс — У этого термина существуют и другие значения, см. Суффикс (значения). В Викисловаре есть статья «суффикс» Суффикс (от л … Википедия

суффикс — один из аффиксов, морфема, следующая после корня и выражающая грамматические (суффикс инфинитива – ть) или словообразовательные значения (суффиксы лица – ист, – тель, – чик, – щик). В русском языке более 500 суффиксов. Литература и язык.… … Литературная энциклопедия

Значения суффиксов

Суффиксы разнообразны по форме, функциям и значению. Они могут переводить одну часть речи в другую, служат для образования новых слов и форм, придают словам разные смысловые оттенки.

Знание суффиксов поможет тебе при разборе слов по составу.

Основные суффиксы имен существительных

слова с увеличительным значением -ищ-арбуз ищ е, жар ищ а, дом ищ е
слова с уменьшительно – ласкательным значением -к-полян к а, свин к а
-ик-, -екпаровоз ик , мяч ик , ореш ек
-чик-стуль чик , телефон чик
-ок-дым ок , кузов ок
-очк-коз очк а, ул очк а
-онк- (-ёнк-)девч онк а, голов ёнк а
-енк, -инк-пуш инк а, снеж инк а
-оньк- (-еньк-)берёз оньк а, Кол еньк а
-ышк-, -ишк-гнёзд ышк о, пальт ишк о
-очек-, -ечек-лист очек , цвет очек , челов ечек
-ушк- (-юшк-)баб ушк а, хозя юшк а
слова со значением пренебрежения, презрения-ишк-ум ишк о, город ишк о
детёныш, детёныши-онок- (-ёнок-)медвеж онок , кот ёнок
-ат- (-ят-)медвеж ат а, кот ят а
слова со значением единичности-ин-фасол ин а, виноград ин а
слова со значением единичности и уменьшительности-инк-трав инк а, рос инк а
предмет-ник-парус ник , решеб ник
-ниц-вафель ниц а, сахар ниц а
-тель-проигрыва тель , двига тель
название признака, свойства-ость-, -есть-честн ость , верн ость , гор есть
-от-чист от а, долг от а, крас от а
человек и его деятельность, характеристика, профессия-ак- (-як-)рыб ак , бедн як , остр як
-ец-хитр ец , мудр ец , пев ец
-ист-гитар ист , карат ист
-ник-охот ник , помощ ник
-чик-заказ чик , красав чик
-щик-гон щик , кабель щик
-тель-строи тель , повели тель
лицо женского полачемпион к а, артист к а
-ниц-помощ ниц а, писатель ниц а
-ш-секретар ш а, музыкант ш а
название жителя города, местности, страны-ак- (-як-)прусс ак , сибир як
-анин- (-янин-)горож анин , римл янин
-ец-эстон ец , итальян ец
-ич-москв ич , псков ич
Статья в тему:  Какой синоним к слову учёный

Основные суффиксы имён прилагательных

относящийся к чему-либо,

состоящий из чего-либо,

Основные суффиксы глаголов

находиться в каком-нибудь состоянии, осуществлять что-либо, предаваться какой-то деятельности

Основные суффиксы наречий

-е-трескуч е , ужасающ е , тягуч е , вкратц е
-о-весел о , насух о , шумн о , прилежн о
-и-героическ и , отеческ и , страдальческ и
-а-издалек а , свысок а , издавн а , слев а

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Презентация с комментариями. Урок русского языка в 4 классе “Суффиксы- омонимы и суффиксы-синонимы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Суффиксы синонимы Суффиксы омонимы

Что такое суффикс? Вспомни! Суффикс – это часть слова, которая стоит после коня и служит для образования новых (родственных) слов. Кот – котИК Дом – домАШНий

Суффиксы – омонимы Найди суффиксы в словах: ремонтник осинник поильник соусник Во всех словах суффикс -ник, НО…. Суффикс – НИК у всех существительных придаёт различное значение новым словам. Суффиксы ОДИНАКОВЫЕ, но имеют разное значение, значит, это суффиксы – ОМОНИМЫ

Суффиксы – синонимы Суффикс вносит различные изменения в значение слова Дом – домик (уменьшительное) Рука – ручище (увеличительное) Соль – солонка (вместилище) Цирк – циркач (профессия) Нога – ножка (уменьшительное) Суффикс – ИК и суффикс –К служат для образования слов с уменьшительным значением! Имеют одно значение, но пишутся по-разному, значит, это суффиксы – СИНОНИМЫ

Статья в тему:  Что значит удручающе синоним

Домашнее задание: 1). С.78, плакат Летучей Мыши; 2).Упр. 77 (устно), 78 (письменно). . Внимательно читать и выполнять все задания к упражнению. Дополнительно: Выполнить разбор существительного ЛИСЯТ и глагола ВЕДЁТ (по домику) лисят – сущ., кто?, лисёнок, …. ведёт – гл., что делать?, …..

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Романова Анна ИвановнаНаписать 1113 24.06.2020

Номер материала: ДБ-1227758

  • Начальные классы
  • 4 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    24.06.2020 0
    24.06.2020 0
    24.06.2020 0
    24.06.2020 0
    24.06.2020 0
    24.06.2020 0
    24.06.2020 0
    24.06.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Статья в тему:  Какой синоним к слову вредный

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Омонимичные, синонимичные и антонимичные морфемы

Морфемы, как и единицы других языковых уровней, вступают в системные отношения друг с другом. С точки зрения значения морфемы, как и слова, могут быть омонимичны, синонимичны или антонимичны друг другу.
Омонимичными называются морфемы, совпадающие по звуковому составу, но различающиеся по значению.
К о р н е в ы е омонимы — это прежде всего корни лексических омонимов, например, гриф ‘птица’, гриф ‘штемпель, печать’ и гриф ‘часть струнного инструмента’.
К п р е ф и к с а л ь н ы м омонимам относятся некоторые приставки, участвующие в образовании слов как одной части речи (с 1 — со значением ‘вниз’: с-прыгнуть ← прыгнуть; с 2 — со значением ‘результат’: с-делать ← делать), так и разных частей речи (про-ректор ← ректор и про-слушать ← слушать).
Омонимичные с у ф ф и к с ы могут быть представлены у слов как одной и той же части речи (-ин 1 — со значением ‘единичность’: солом-ин-а ← солома; -ин 2 — со значением ‘большой’: столб-ин-а ← столб; -ин 3 — со значением ‘мясо’: лосос-ин-а ← лосось), так и разных частей речи (дом-ин-а ← дом, бабушк-ин ← бабушка).
Синонимичными являются морфемы, имеющие совершенно разный звуковой состав, но совпадающие или близкие значения. Синонимичными могут быть морфемы всех видов.
К о р н е в ы е синонимы употребляются в составе лексических синонимов: спеш-и-ть — тороп-и-ть- ся.
Как пример синонимичных п р и с т а в о к можно отметить вы- и из- (вы-гнать — из-гнать).
С у ф ф и к с а л ь н ы х синонимов особенно много среди суффиксов существительных, например суффиксы -ец-, -тель-, -ун-, -щик- со значением ‘производитель действия’: чт-ец, писа-тель, бег-ун, надсмотр-щик.
Синонимичны п о с т ф и к с ы -то, -либо, -нибудь.
Морфемы с противоположными значениями называются антонимичными.
К к о р н е в ы м антонимам относятся корни лексических антонимов, например: глубок-ий — мелк-ий.
К с у ф ф и к с а л ь н ы м антонимам относятся словообразовательные суффиксы с
соотносительным противоположным значением, например: руч-ищ-а — руч-к-а.
Особенно широко распространены антонимичные отношения среди п р и с т а в о к: с-прыгнуть — за- прыгнуть, в-бежать — вы-бежать, при-лететь — у-лететь.

Статья в тему:  К словам какого ряда нельзя подобрать синонимы

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

СУФФИКС

суффикс морфема, аффикс

Смотреть что такое СУФФИКС в других словарях:

СУФФИКС

(грамм.) — всякий звук или сочетание звуков, присоединяемые к концу корня или темы и обыкновенно сообщающие им известный второстепенный оттенок значени. смотреть

СУФФИКС

(от лат. suffixus — прикрепленный) аффиксальная Морфема, занимающая в слове позицию после корня. В зависимости от выполняемой функции различаютс. смотреть

СУФФИКС

СУФФИКС, -а, м. В грамматике: морфема, находящаяся между корнем иокончанием. Словообразовательный с. (напр. чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий).Словоизменительный с. (напр. чита-л-а, чита-ющ-ий, скорее). II прил.суффиксальный, -ая, -ое. смотреть

СУФФИКС

суффикс м. Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову новое значение.

СУФФИКС

суффикс м. грам.suffix

СУФФИКС

суффикс морфема, аффикс Словарь русских синонимов. суффикс сущ., кол-во синонимов: 2 • аффикс (9) • морфема (4) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: аффикс, морфема. смотреть

СУФФИКС

Суффикс (грамм.) — всякий звук или сочетание звуков, присоединяемые к концу корня или темы и обыкновенно сообщающие им известный второстепенный оттенок значения. С. обыкновенно делятся на собственно С. и окончания (см.). Разница между этими двумя разновидностями лишь вторичная (см.) и в общем сводится к тому, что присоединение С. к корню образует тему или основу (отсюда термин — тематические С.), а присоединение окончания к корню или теме дает в результате известную грамматическую форму (падежную или личную глагольную и т. д.). В дальнейшей истории С. и окончаний нередки случаи, когда части тематических С. дают начало грамматическим окончаниям, как это наблюдается, например, в русском окончании родит. множ. -ов (польск. -ów), свойственном первично лишь бывшим индоевропейским основам на -еи или (индоевр. *s ûnú -s, *su-neu-, родит. множ. *s û -neu-om = слав. сынов), но потом перенесенном и к другим основам (р. волков вместо индоевр. *vlko-om, *vlk ô m, санскр. vrk âm, греч. λύκων; местов, делов и даже палков, ягодов; ср. польск. нapoдн. oknό w, ryb όw). Таким образом, резкой границы между С. и окончаниями провести нельзя ни в историческую эпоху существования индоевропейских отдельных языков, ни в доисторическую эпоху индоевр. праязыка. Не подлежит сомнению, что в известную, очень древнюю пору жизни индоевр. праязыка в так называемом корневом, или дофлективном, периоде С. вместе с окончаниями представляли собой самостоятельные слова и словечки, занимавшие второстепенное место в предложении рядом с другими, более важными его членами, с которыми они впоследствии и слились в сложные основы и формы. Получившиеся таким образом второстепенные части слов продолжают нередко чувствоваться такими и в современном состоянии языка. Для того, чтобы наше непосредственное чутье сложного морфологического состава известной словесной формы, основанное исключительно на бессознательных ассоциациях между сходными словесными представлениями, могло выделить из этого состава известный С., требуются некоторые условия, определяющие возможность указанных ассоциаций и в общем сходные с условиями, необходимыми для выделения корня (см.). Для этого необходимо: 1) чтобы рядом с известным словом, имеющим в своем составе С., было простое слово, образованное от того же корня, но не имеющее этого С. и вместе с тем лишенное того оттенка значения, который присущ слову, снабженному С.: домик — домищедом, носик — носище — нос, рученька — рука, ноженька — нога и т. д.; 2) чтобы имелся целый ряд других слов, снабженных данным С. и обладающих благодаря ему одним и тем же определенным оттенком значения. Так, рядом с домик имеются слова: носик, ротик, хвостик и т. д., рядом с домище — носище, ротище, хвостище, возище и т. д.; 3) чтобы рядом с данным С., придающим всегда один определенный оттенок значения, не было других С., обладающих таким же оттенком значения. Последнее условие, впрочем, только способствует лучшему обособлению С. в нашем сознании, но не необходимо для этого обособления, первые же два условия являются существенно необходимыми, и при их отсутствии С. не чувствуется. Так, мы чувствуем простыми слова солнце, сердце (старослав слън-ьце, сръд-ьце), где, однако, имеется древний праславянский С. — ьце. Происходит это от того, что рядом нет простых слов *сердо, * солно, и темы эти встречаются лишь в сложных словах сердобольный, солнопек, солноворот. С. -це в этих словах совсем не обособляется в нашем сознании и не придает словам того уменьшительного оттенка значения, который он еще имеет в таких словах, как сельцо рядом с село, оконце рядом с окно и т. д. Такое же забвение С., как в сердце, солнце, имеем в кольцо, крыльцо вследствие отсутствия параллельных простых слов *коло и *крыло с тем же основным значением (крыло в смысле части тела у птиц не может ассоциироваться с крыльцо вследствие разницы значения). Есть С., совершенно пришедшие в забвение во всех образованиях с ними. Таков, напр., С. (индоевроп. -rо-) в словах вроде дар, пир, жир, добр, храбр и т. д. (ср. греч. δώρον = слав. дар), рядом с которыми нет простых форм * да, * пи, * жи, * доб, * храб — и т. д. Таков же С. (индоевр. -ko-) в словах вроде знак, полк, мрак или морок (обморок), зык и т. п., рядом с которыми нет простых слов * зна, * пол, * мор, * зы с тем же основным значением. Благодаря этому обстоятельству у нас появляются новые корни дар, пир, жир, добр, храбр, знач, полч в таких образованиях, как дарить, пировать, жиреть, у-добр-ять, за-добр-ить, храбр-иться, знач-ить, о-полч-иться и т. д. Корень в данных образованиях поглотил звуки С. В других случаях, напротив, С. поглощает звуки корня или основы, благодаря чему наблюдается все большее осложнение С. Так, С. -ник в словах клеветник, советник и т. п., при которых уже нет имен прилагательных *клеветный, * советный, перенесен от форм вроде двойник, где имеем тему двойн (двойной) + С. ик. С. -щик в тюремщик, при котором нет прилагательного тюремский, образовался путем присоединения С. -ик к таким темам, как ямск- (ямской) и т. п. Параллелизм ям — ямщик вызвал к форме тюрьма новую форму тюремщик и т. д. Подобно звуковым вариациям корня, вызванным фонетическими изменениями, и С. представляют такие же вариации в зависимости от влияния последних звуков корня. Так, рядом с формами сильнее, злее, сильнейший, злейший и т. п. имеются формы легчае, должае (народные), легчайший, жесточайший, дражайший и т. п., где вместо С. -ее, -ейший находим -ае, -aйшuй. По аналогии к случаям вроде легчае, должае, где α вместо е вызвано влиянием предыдущего ч, ж, ш, в народном языке возникают и формы сильняе, скоряе и т. п., нередкие и в литературном языке XVIII в. Таким же образом формы кричать, слышать, дышать и т. д. чувствуются одинаковыми с давать, ломать, катать и т. д.. но не с гореть, сидеть и т. п., хотя представляют в своих С. тот же первичный гласный е, только измененный в гласный α влиянием предыдущих “шипящих”. Иногда С. совсем исчезает, как напр. в формах воз (произносится вос) = греч. όχο – ς, индоевр. *vog‘ho-s, волк (произносится волк) = греч. λύκο – ς, индоевр. *vlko-s и т. д. Относительно происхождения С. мы можем только строить гипотезы. Основатель сравнительного языкознания Фр. Бопп возводил их к местоименным корням, и с его взглядами было согласно большинство последующих ученых. Немногочисленные противники его полагали, что некоторые С. восходят и к глагольным корням. Это предположение весьма вероятно ввиду очень частых случаев возникновения С. из отглагольных имен в отдельных индоевропейских языках в историческом фазисе их существования. Так, франц. С.- ment в наречиях вроде fiérement, doucement (гордо, тихо) восходит к творит. падежу един. числа mente (от лат. имени сущ. mens, mentis = душа, мысль, ум) в таких лат. словосочетаниях, как fera mente, dulce mente (итал. fieramente, dolcemente), представлявших собой некогда обстоятельственные слова (с гордой душой, с нежной душой), но впоследствии превратившихся в простые наречия, по образцу которых возникли и такие, как r é cemment (недавно), actuellement (в настоящее время), итал. recentemente, attualmente и т. д., которые уже нельзя возводить к латинским словосочетаниям recente mente, actuale mente и т. д. Немецкий С. -lich в прилагательных weiblich, männlich (женственный, мужественный), так же как англ. -like в manlike (мужественный), gentlemanlike (благородный), восходит к германскому имени существительному * lika (тело, вид, образ). Таким образом, weiblich, männlich первично значили “жено-образный, муже-образный”. Именное происхождение имеет и нем. С. -heit в словах вроде Schönheit (красота), Krankheit (болезнь); в средневерхненемецк. яз. он встречался в значении “способ, свойство, качество”. Подобные С. очень легко могут возникать и в позднейшие эпохи жизни языка. Немецкие прилагательные voll (полный), reich (богатый) в сложных прилагательных reizvoll (прелестный), freudvoll (радостный), geistvoll, geistreich (умный, остроумный) и т. п. играют уже роль С. Вместо reizvoll можно сказать reizend совершенно так же, как вместо стреловидный, шаровидный можно употребить другие образования, вроде стрельчатый, шаровой и т. д., где место прилагательного –видный, имеющего значение С., легко могут занять настоящие С. -чатый, -овый и т. д. Из приведенных примеров видно, что образование С. не принадлежит какому-нибудь одному доисторическому периоду в жизни языка, но может происходить в течение всей жизни этого языка. Отсюда можно заключить, что и С., унаследованные отдельными индоевропейскими языками из праязыка, не все были созданы в корневую эпоху жизни индоевроп. праязыка, но могли возникать и в эпоху флективную и притом также из именных элементов (т. е. от глагольных корней), как в позднейших языках. Возникновение новых суффиксов идет рука об руку с исчезновением старых. Гибель или смерть С. наступает тогда, когда он уже не способен образовать новые слова или основы. Так, при помощи С. или мы не можем уже образовать новых слов от какого-нибудь корня вроде нос-, воз-. Образования: *носк, * ностр, * возк, * воздр будут для нас совершенно бессмысленны, тогда как С. -ик, -uще еще вполне жизнеспособны: имея, положим, слово велосипед, мы можем от него образовать неупотребительные, но вполне понятные формы велосипедик, велосипедище. Причиной гибели С., кроме вышеуказанных психических условий, нередко бывают и фонетические изменения. Так, тематический С. –о– в формах раб, раба, рабу, рабом, рабе и т. д. (индоевр. *orbho-s, *orbh ôt, *orbhô i из *orbho + ai, *orbho-mi, *orbho-i и т. д.) уже не может чувствоваться потому, что в огромном большинстве форм он сделался неузнаваемым вследствие разных звуковых изменений и открывается лишь путем научного анализа. Ср. Интеграция, Корень, Морфология, Окончание. См. Дельбрюк, “Einleitung in das Sprachstudium” (3 изд. Лпц., 1893, гл. V); H. Paul, “Principien der Sprachgeschichte” (2 изд. Галле, 1886, гл. XIX, 3 изд., 1898); H. Kpyшевский, “Очерк науки о языке” (Казань, 1883, § 47—52). С. Булич.

Статья в тему:  Какие синонимы у слова надежный

СУФФИКС

СУФФИКС(лат. suffixum, от suffigere – прибавить). Слог, прибавляемый в средине слова и придающий ему значение той или другой части речи, или некоторых . смотреть

Что такое суффикс в русском языке?

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

Чтобы понять, что такое суф­фикс в рус­ском язы­ке, нач­нем с того, что сло­во состо­ит из осно­вы и окон­ча­ния. В осно­ву вхо­дят все мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, кото­рое явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной частью сло­ва, и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов.

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва суф­фикс рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но за корнем:

  • стол ов ый
  • крас от а
  • указ к а

Эта мор­фе­ма слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов и неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм.

Словообразовательные суффиксы

В рус­ском язы­ке новые сло­ва обра­зу­ют­ся с помо­щью суффиксов:

  • дом → дом ик ;
  • тра­ва → трав ян ой;
  • соло­вей → соловь ин ый;
  • груст­ный → грустн о .

Такой спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов назы­ва­ет­ся суф­фик­саль­ным.

Значения суффиксов

Обратим вни­ма­ние, что сло­ву «домик» суф­фикс -ик- при­да­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние. Значит, суф­фик­сы не толь­ко обра­зу­ют новое сло­во, но и могут при­да­вать ему допол­ни­тель­ное зна­че­ние лас­ка­тель­но­сти, умень­ши­тель­но­сти или уве­ли­чи­тель­но­сти, пре­не­бре­же­ния. С помо­щью таких суф­фик­сов гово­ря­щий выска­зы­ва­ет свое отно­ше­ние к пред­ме­там и явле­ни­ям. Например, выде­лим оце­ноч­ные суф­фик­сы в соста­ве слов:

  • мысль → мысл ишк а;
  • снег → снеж ок ;
  • рыба → рыб ешк а;
  • чело­век → чело­веч ищ е.
Статья в тему:  Какой синоним у слова трамвай

Обратим вни­ма­ние на чере­до­ва­ние кор­не­вых соглас­ных перед суф­фик­са­ми: г//ж, к//ч.

СуффиксыИх зна­че­ниеПримеры
-к-Придают сло­вам уменьшительное
или лас­ка­тель­ное значение
туча – тучка
-ик-дождь – дождик
-ок-ветер – ветерок
-ичк-вода – водичка
-ник-Указывает на профессию
или зани­ма­е­мую должность
печь – печник
-щик-бетон – бетонщик
-тель-учить – учитель
-ист-связь – связист
-арь-воро­та – вратарь
-есть-Обозначает свой­ство
или качество
све­жий – свежесть
-от-пря­мой – прямота
-изн-белый – белизна
-ищ-Называет местопожар – пожарище

Один или два суффикса?

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов мож­но ука­зать не один, а два и даже три суф­фик­са, кото­рые нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки, на про­из­во­дя­щую осно­ву. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, сколь­ко суф­фик­сов в сло­ве, состав­ля­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и нахо­дим про­ме­жу­точ­ные сло­ва с опре­де­лен­ным суффиксом:

  • уч ить → уч еб а → учеб­ник; уч еб ник ;
  • цвет → цвет ист ый → цве­тист ость ; цвет ист ость .

Рассмотрим мор­фем­ный состав слов «шапоч­ка», «весточ­ка», «зава­роч­ка». Выясним, мож­но ли в их соста­ве ука­зать общий суф­фикс -очк-.

Понаблюдаем:

  • шапк а → шапоч к а (к//ч, бег­лая глас­ная «о» в корне);
  • весть → вест очк а;
  • вар ить → за вар ить → завар к а → завар оч к а (в суф­фик­се -оч- чере­ду­ют­ся к//ч и бег­лая глас­ная «о»).

Только в отгла­голь­ном суще­стви­тель­ном «зава­роч­ка» выде­лим два суф­фик­са. В соста­ве слов «шапоч­ка» и «весточ­ка» при всей их похо­же­сти раз­ные суф­фик­сы: -к- и -очк-.

Суффиксы частей речи

В мор­фем­ном соста­ве слов каж­дой части речи суще­ству­ют свои харак­тер­ные суффиксы.

Например, у суще­стви­тель­ных суф­фик­сы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель обра­зу­ют назва­ния лиц муж­ско­го рода по про­фес­сии или роду занятий:

  • лёт чик
  • водо­про­вод чик
  • фонар щик
  • бетон щик
  • ака­дем ик
  • траг ик
  • машин ист
  • лингв ист
  • писа тель
  • чита тель .

У имён при­ла­га­тель­ных ука­жем свой набор суффиксов:

  • -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
  • -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
  • -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
  • -ист- (пре­рыв ист ый, золот ист ый);
  • -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
  • -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.

Глаголы име­ют суф­фик­сы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

  • смотр е ть
  • пил и ть
  • мур­лык а ть
  • пол о ть
  • раз­вед ыва ть
  • рас­краш ива ть
  • бесед ова ть
  • танц ева ть
  • стук ну ть.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву слова.

Например, фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве инфинитива:

  • мур­лы­ка ть — мур­лы­ка л ;
  • отво­зи ть — отво­зи л ;
  • засея ть — засея л ;
  • воз­не­на­ви­де ть — воз­не­на­ви­де л .

Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

  • -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мур­лыч ущ ий, бор ющ ийся);
  • -им-/-ем- (при­нос им ый, беле ем ый);
  • -вш-, -ш- (опа вш ий, при­нёс ш ий);
  • -нн-, -енн-, -т- (раз­вея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).

У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

    • -а/-я (бега я , слыш а );
    • -в, -вши, -ши (услы­ша в , скры вши сь, потряс ши ).

Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суффиксов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее , кра­сив ейш ий;
  • весе­ло — весел ее ;
  • чисто — чищ е .

Как найти суффикс в слове?

Чтобы най­ти суф­фикс дей­ству­ем так.

Сначала выде­лим в сло­ве окон­ча­ние, затем — корень. Часть сло­ва меж­ду кор­нем и окон­ча­ни­ем и будет суффиксом.

Образец рассуждений

1. котёнк а , котёнк у

Изменив суще­стви­тель­ное по паде­жам, выяс­ним, что в сло­ве «котё­нок» нуле­вое окон­ча­ние.

2. кот , кот ик, кот ище

Подобрав род­ствен­ные сло­ва, опре­де­лим, что в сло­ве «котё­нок» корень — кот —

Суффикс в сло­ве «котё­нок» — — ёнок — (сто­ит меж­ду кор­нем — кот — и нуле­вым окончанием).

Видеоурок

Синонимия морфем

Среди морфем, кроме омонимии, широко наблюдается и противоположное явление – синонимия. В первую очередь необходимо отметить синонимические суффиксы и суффиксальные образования. Особенно велико в современном языке количество синонимов, образованных на основе одного и того же корня при помощи разных суффиксов.

1) Например, в языке бытует немало однокоренных образований с суффиксами – и овтипа абрикосный – абрикосовый, ананасный – ананасовый. В ряде случаев эти формы имеют различные оттенки в значении и в особенности в употреблении. Однако твердых норм и правил нет, и часто прилагательные с тем и другим суффиксом употребляются недифференцированно.

2)Еще примеры параллельных вариантных образований: кофейня – кофейная; красильня – красильная; учеба- учение; волчица – волчиха, медведица – медведиха; носатый – носастый, губатый – губастый, зубатый – зубастый, усатый – усастый; вражий – вражеский, княжий – княжеский, человечий –человеческий; любопытствовать – любопытничать, лакействовать – лакейничать, роскошествовать – роскошничать.

Как видно из примеров, в большинстве случаев однокоренные слова, оформляясь различными словообразовательными аффиксами, не дублируют друг друга, а в большей или меньшей степени дифференцируются в семантическом или стилистическом отношениях.

Необходимо четко различать варианты морфем и синонимы морфем. Варианты представляют собой модификацию, которая обусловлена историческим развитием языка. Варьирование связано с языковой нормой, с выявлением тенденций в развитии тех или иных языковых явлений. Иное дело синонимы.

Для образования отвлеченных имен существительных в языке имеются следующие суффиксы: ство(-ество) (авторство, творчество), -изм (авантюризм, капитализм), -ние (-нье), -ение (овладение, свиданье, увлеченье), -тие (-тье) (закрытие, бритье), -ификация– (газификация), –знь– (жизнь, болезнь) и т. п. Все эти суффиксы синонимичны, так как они, являясь совершенно самостоятельными морфемами, имеют общее значение

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: