4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое строфа синонимы

строфа

Словарь русских синонимов .

Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин . 2013 .

  • строптивый
  • строфант

Полезное

Смотреть что такое «строфа» в других словарях:

строфа́нт — строфант … Русское словесное ударение

Строфа — организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в С. является соединение их рифмой, к рая своими созвучиями… … Литературная энциклопедия

строфа — ы; мн. строфы, дат. ам; ж. [греч. strophē кружение, поворот] Сочетание строк в стихе, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой. Стихотворение из двух строф. Онегинская с.… … Энциклопедический словарь

СТРОФА — (греч. strophe, от strepho обращаюсь). 1) в древней лирической поэзии у греков означала часть оды, петой во время первого хора. 2) определенное число стихов, куплет гимна или оды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

СТРОФА — (от греч. strophe букв. поворот), группа стихов, объединенных каким либо формальным признаком, повторяющимся периодически, напр. устойчивым чередованием различных метров (алкеева строфа, сапфическая строфа), различных клаузул и рифм… … Большой Энциклопедический словарь

Статья в тему:  Как диван синонимы

строфа — СТРОФА1, ы, мн строфы, род. строф, дат. строфам и строфам, ж Часть текста стихотворного произведения с повторяющейся организацией ритма и рифмы, содержательно объединяющая несколько строк. Стихотворение А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»… … Толковый словарь русских существительных

строфа — СТРОФА´ (от греч. στροφή, букв. кружение; поворот) 1) в Древней Греции хоровая песнь на театре, при исполнении которой хор двигался по сцене, возвращаясь на свое первоначальное место. Затем С. стали называть форму поэзии, объединявшую собой… … Поэтический словарь

Строфа — СТРОФА сочетание стихов в известном порядке. Этот порядок определяется известной системой рифм, связанной с большей или меньшей ритмической и грамматической законченностью того или иного стихосочетания. Последнее в целом есть, конечно,… … Словарь литературных терминов

строфа — ы, ж. strophe f., нем. Strophe <гр. strophe изменение, поворот. Повторяющееся в стихотворении сочетание из определенного числа строк с определенной рифмовкой; часть стихотворного произведения, объединенная ритмически и по содержанию нескольких … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СТРОФА — (от греч. strophē, букв. — поворот), в стихосложении — группа стихов, объединенных каким либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. В античной поэзии С. организовывалась преимущественно упорядоченным… … Литературный энциклопедический словарь

СТРОФА — (от греческого strophe, буквально поворот), группа стихов (стихотворных строк), объединенных каким либо формальным признаком, повторяющимся периодически, например устойчивым чередованием различных метров (в античной поэзии), различных клаузул… … Современная энциклопедия

Статья в тему:  Что не срачка то болячка синонимы

СТРОФА

Смотреть больше слов в « Словаре синонимов »

Смотреть что такое СТРОФА в других словарях:

СТРОФА

(от греч. strophe, буквально — поворот) в стихосложении — группа Стихов, объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимс. смотреть

СТРОФА

СТРОФА, -ы, мн. строфы, строф, строфам к строфам, ж. В стихотворномпроизведении: часть текста с повторяющейся организацией ритма и рифмы,содержательно объединяющая несколько стихов. II прил. строфический, -ая,-ое. смотреть

СТРОФА

строфа ж. Часть текста в стихотворном произведении, характеризующаяся повторяющейся организацией ритма и рифмы и содержательно объединяющая несколько стихов.

СТРОФА

строфа ж.stanza; strophe

СТРОФА

СТРОФА (от греч. strophe, букв.- поворот), в стихосложении-группа стихов, объединённых к.-л. формальным признаком, периодически повторяющимся из груп. смотреть

СТРОФА

СТРОФА — организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее прост. смотреть

СТРОФА

СТРОФА — организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.Наиболее простым и распростр. смотреть

СТРОФА

организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в С. является соединение их рифмой, к-рая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами С. Так парная рифмовка (aa bb cc и т. д.) дает кратчайшую из возможных строф — двустишие. Последнее при правильном чередовании женских и мужских рифм может быть превращено в четверостишие. Перекрестное (abab cdcd и т. д.) и опоясывающее (abba cddc и т. д.) сочетания рифм соответствуют двум основным видам четверостишия. Соединение в различных комбинациях простейших видов С. между собою дает множество сложных С. Напр. сочетание двустишия с четверостишием составляет С. из шести стихов: ccabab или ababcc, или ccabba или abbacc. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д. Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространенным, но далеко не единственным способом построения С. В белом (нерифмованном) стихе С. создается при помощи сочетания в определенном порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) — чаще всего женских с мужскими. Значительное внимание как на Западе, так и в русской поэзии уделялось также сочетанию в С. рифмованных стихов с нерифмованными. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в С. укороченных и удлиненных стихов. С одной стороны, нередко вводится в ряд стихов равной длины один более длинный или чаще более короткий, к-рый дает даже в сложнейших строфических построениях исключительную четкость композиционных очертаний. С другой стороны, большое распространение получило правильное чередование в С. стихов неравной длины, чаще всего рифмованных. Следует еще принять во внимание, что все намеченные принципы построения С. могут комбинироваться друг с другом, что множество С. допускает удвоение посредством прибавления С. с обратным («зеркальным») расположением элементов. Особую роль в композиции С., гл. обр. песенного типа, могут играть повторы тех или иных композиционных единиц. Здесь следует отметить повторы в пределах одной С., напр. повторение первого стиха в последнем стихе той же С., к-рое создает отчетливое кольцеобразное построение. В песенных жанрах нередко встречается также самостоятельная С. (см. «Рефрен»), которая без изменений повторяется после каждой С. стихотворения и, в закономерном чередовании с последним, дает циклически возвращающуюся двучленную композицию. Наконец, в жанрах песенной, гл. обр. народной, лирики конструкция С. при отсутствии всяких других внешних структурных признаков создается иногда лишь при помощи последовательно проведенного синтаксического параллелизма. Такое построение С. тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис более или менее независим от строфических рамок. Наряду с жанрами, в к-рых совпадение синтаксического периода со С. узаконено правилами (см. «Стансы»), в строфике повествовательных стихотворных форм нередко имеет место расхождение границ С. с синтаксическим членением (строфический enjambement). При определении термина С. выше было подчеркнуто в качестве обязательного ее признака требование закономерной повторяемости. Однако возможны стиховые жанры, в к-рых повторение С. ограничивается более или менее ощутимой аналогией, к-рая в ряде случаев оказывается достаточно отчетливой для сохранения за подобной нестрогой С. ее композиционных функций. Мировая поэзия накопила огромное количество твердых строфических форм. Так античная поэзия является богатейшим источником строфических форм, к-рые позднее неустанно разрабатывались в лирике европейских народов. Таковы: элегический дистих, алкеева или горациева строфа, асклепиадова строфа нескольких видов, сапфическая малая и большая и др. Большинство античных С. неоднократно воспроизводилось и в русском стихосложении, правда чаще неточно. Гораздо меньшую роль в этом смысле сыграла в русской поэзии восточная поэзия, из к-рой в сравнительно недавнее время были попытки заимствования нек-рых форм (газель, персидское четверостишие). Из богатого строфического наследия романских народов наиболее знакомы русскому читателю нек-рые «твердые формы», как терцина, триолет, секстина, октава, сонет, рондо и др. Из числа С., прочно воспринятых в русском стихосложении, следует в первую очередь назвать александрийский стих, заимствованный у французов и сделавшийся в русской поэзии XVIII в. обязательной формой классической трагедии и героической поэмы. Он состоит из двустиший цезурованного шестистопного ямба с парными рифмами, попеременно то мужскими, то женскими. Другие типы двустиший употреблялись чаще всего в жанре «романса», а также в эпиграммах, надписях и т. п. (ср. «Черная шаль» Пушкина). Трехстишия простейшего вида — с одной рифмой, проходящей через все три стиха — встречаются у нас редко. Гораздо более популярной, в связи с многочисленными переводами из «Божественной комедии» Данте, оказалась терцина. Четверостишие — самая распространенная из всех строф. У большинства русских поэтов эта С. едва ли не преобладает численно над всеми другими строфами, вместе взятыми. Помимо четверостиший, построенных по основным схемам рифмовки, значительное распространение получило четверостишие с холостыми (нерифмованными) нечетными стихами и рифмами, скрепляющими четные стихи. Необходимо также отметить т. н. «балладную» С., ставшую популярной со времен Жуковского. Пятистишие как самостоятельная С. встречается сравнительно редко. Строфа из шести стихов, помимо секстины, имеет несколько излюбленных схем, представляющих различные комбинации трех рифм. Среди них — простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (ср. «Три пальмы» Лермонтова) и шестистишие типа aabccb (ср. «Усы» Пушкина). Семистишие, так же как и большинство других С., состоящих из нечетного числа стихов, чрезвычайно редко употребляется в русском стихосложении. Как на любопытный его образец можно указать на С. типа a a b c c c b, примененную Лермонтовым в «Бородине». Восьмистишия встречаются в русской поэзии довольно часто. Обыкновенно они представляют собою ту или иную комбинацию двух четверостиший. К так наз. «твердым формам» итальянского происхождения принадлежат сицилиана и получившая большое распространение октава, к-рой написаны такие мировые произведения, как «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, «Лузиады» Камоэнса, «Дон-Жуан» Байрона. У нас ее усердно пропагандировал С. Шевырев, а всеобщее признание ей доставил «Домик в Коломне» Пушкина. Одной из вариаций октавы является так наз. «спенсерова» С., введенная английским поэтом Э. Спенсером [1553—1599. Она состоит из восьми стихов пятистопного и одного шестистопного ямба с тремя рифмами, расположенными по схеме a b a b b c b c c. Значительного распространения, так же как и другие формы девятистишия, спенсерова строфа не имела. Из числа строф, состоящих из десяти стихов, заслуживает упоминания популярное в XVIII в. десятистишие классической оды. Оно писалось четырехстопным ямбом с рифмовкой по схеме ab ab ccd ccd (примеры см. в одах Ломоносова). Строфы, превышающие десять стихов, встречаются в русском стихосложении сравнительно редко. Особое значение в русской поэзии получила С. из 14 стихов, примененная Пушкиным в «Евгении Онегине» и потому прозванная «онегинской» С.; она строится по схеме A b A b CC d d E ff E gg (прописными буквами обозначены женские рифмы) Строфы большего объема, чем описанные выше, мало употребительны и, по большей части, не проводятся последовательно через все произведение. Поэтому их целесообразнее рассматривать вне принципов повторности, лежащих в основе С., как свободные структурные единицы, приближающиеся по своему значению к роли глав или песен в композиции больших стихотворных форм. Библиография: Русская дана в кн:. Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, [М., 1933, и дополнение за 1933—1935 гг., «Литературный критик», 1936, кн. 8 и 9; Meyer R. M., Grundlagen des mittelhochdeutschen Strophenbaus, Strassburg, 1886; Schipper J., Englische Metrik. T. 2 — Neuenglische Metrik, 2. Halfte — Strophenbau, Bonn, 1888; Naetebus G., Die nicht-lyrischen Strophenformen des Altfranzosischen, Lpz., 1891; Huegli E., Die romantischen Strophen in der Dichtung deutscher Romantiker, Zurich, 1900; Minor J., Neuhochdeutsche Metrik, 2. Aufl., Strassburg, 1902; Martinon Ph., Les strophes, P., 1913; Kossmann E. F., Die siebenzeilige Strophe in der deutschen Litteratur, Haag, 1923. См. также «Стихосложение» и статьи по отдельным видам С., упоминаемым в данной статье. М. Ш. смотреть

Статья в тему:  Синоним как капля в море

СТРОФА

СТРОФА́ (от греч. στροφή, букв. — поворот) — в стихосложении группа стихов, объединенная к.-л. формальным признаком (или признаками), периодич. повторяющимися в аналогичных группах. Применит. к рус. стиху гл. признакам С. являются: количество стихов, характер чередования рифм и окончаний, метрич. строение и графич. оформленность. Традиц. описание всех изв. С. дается, как правило, с учетом этих признаков. Деление стихов на С. значительно усиливает мерность стиха, добавляя соотнесенность стиховых групп к ритмич. соотнесенности стихов. Длина С. в рус. поэзии невелика — от 2 до 16 стихов (хотя известны и эксперименты со сверхдлинными С., напр., 17-стишия «Кубка» Н. Языкова). Роль С. в ритмико-интонац. строении стихотв. текста аналогична роли предложения или абзаца в тексте прозаич., поэтому С. тяготеют к синтаксич. завершенности. С. также является и композиц. единицей, она обычно тематич. закончена, что позволяет ей нередко объединять в себе стиховые группы меньшего объема (напр., три 4-стишия и 2-стишие в онегинской С). Строфич. орг-ция текста может быть более или менее отчетливой. По характеру С., степени ее выделенности и взаимной соотнесенности С. внутри стихотв. текста обычно выделяют произв.: однострофич., равнострофич., состоящие из нетождеств. С., произв. парной рифмовки, произв. вольной рифмовки и астрофич. не-рифмов. стихи. Строфич. организов. тексты противопоставляются астро-фическим, в к-рых группировка стихов определяется только синтаксисом и смыслом, но границы между ними размыты рядом переходных форм (одиночная С., строфоиды и пр.). Осн. модели С. характеризуются количеством объединяемых стихов (двустишие, трехстишие, четверостишие и т. д.). В рус. поэтич. практике модели нечетного состава были менее популярны и чаще обновлялись, чем модели четного состава. Большинство моделей С. представлено многочисл. разновидностями, имеющими особую структуру (определенный порядок чередования рифм и окончаний, мет-рич. состав и синтаксич. строение), нек-рые из них были канонизированы и имели особое название.Так, среди 6-стиший разной структуры традиционно выделяют секстину и ронсарову С.; среди 8-стиший — октаву и сицилиану; среди 9-стиший — нону и спенсерову С.; среди 10-стиший — дециму и одическую С.; среди 14-стиший — онегинскую С. В России первые попытки формирования специфич. книжной строфики связаны с именами Ф. Прокоповича и А. Кантемира (до этого в книжных виршах использовались лишь ровные двустишия). История рус. строфики начинается с утверждения силлабо-тоники. Само слово «С.» вошло в языковую практику лишь в сер. 18 в. (в «Способе к сложению рос. стихов.», 1752, В. К. Тредиаковского). Стих 18 в. — рифмованный, поэтому в основе строения С. лежала система рифмовки. Число строк в С. было четным, число рифменных цепей предпочиталось минимальное. Самой популярной С. стало 4-стишие; более сложные С. (6-, 8- и 10-стишия) возникли путем расширения, удвоения и т. д. исходного 4-стишия. Все С. требовали соблюдения правила альтернанса, причем предпочиталось начинать С. строкой с жен. окончанием, а кончать — строкой с муж. окончанием. Более или менее отчетливо проявлялось жанровое тяготение С, из к-рых наиб. семантически окрашенная — одическая С. Специфич. особенностью строфики 18 в. были нерифмованные концовки рифмованных С. (напр., AbAbXX); зарифмованные между собой концовки двух С. нередко образовывали объемную «суперстрофу» (сдвоенные 10-стишия Тредиаковского и Г. Державина). Активное утверждение строфич. стиха уже на первом этапе вызвало появление большого количества авторских С. (А. Сумарокова, Державина и др.). В нач. 19 в. размывание границ между лирич. жанрами приводит к упрощению С., хотя популярность строфич. стиха возрастает. Изменяется рифмовка изв. С., происходит усвоение удлиненных рифменных цепей, строфич. моделей нечетного состава (Ф. Тютчев, М. Лермонтов, А. Полежаев и др.). Расцвета достигает вольная рифмовка, распространяющаяся на 4-стопный ямб. На смену суперстрофам 18 в. приходят строфоиды (П. Вяземского, В. Жуковского, А. Пушкина и др.). Формирование строфич. эпоса утвердило в рус. стихе октаву (в 5-стопном ямбе) и вызвало рождение онегинской С. (в 4-стопном ямбе). В сер. 19 в. усиливается наметившаяся тенденция к упрощению строфики. В лирике становится господствующим 4-стишие с перекрестной рифмовкой; в эпич. стихе старые размеры используют утвердившиеся С., новые 3-сложные — лишь простейшие 2-стишия и 4-стишия. Широкое распространение получают куплетные формы. Одним из немногих открытий этого времени были «вольные С.» (18-стишия разл. рифмовки поэмы А. Григорьева «Встреча»). Эксперименты в обл. строфики (Григорьева, А. Фета, Я. Полонского) не нашли продолжателей. В нач. 20 в. внимание к строфич. орг-ции стиха резко возрастает, проявляясь, с одной стороны, в попытках возрождения забытых С. (одическая С, онегинская С. и др.), с др. — в создании новых (М. Кузмин, В. Иванов и др.) или усвоении еще неизв. рус. поэзии С. (ронсарова С., нона и др.). Первое десятилетие 20 в. дает своеобразный каталог рус. поэтич. строфики. Начавшиеся в 1910-е гг. эксперименты с чистой тоникой вновь упрощают С., и в сов. период в рус. стихе утверждается нейтральная строфика. смотреть

Статья в тему:  Тогда когда синоним

СТРОФА

СТРОФА(греч. strophe, от strepho — обращаюсь). 1) в древней лирической поэзии у греков означала часть оды, петой во время первого хора. 2) определенное. смотреть

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector