1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое синонимы 2 класс конспект

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Что такое синонимы»

Елена Яркова
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Что такое синонимы»

«Что такое синонимы»

У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Давайте попросим их помочь нам в работе на уроке. Закройте глазки и повторяйте за мной.

Мои ушки, чтобы слушать.

Мои глазки, чтобы видеть.

Моя головка, чтобы думать.

У меня всё получится!

— Откройте,глазки и повторите твердо и уверенно:

У меня всё получиться!

Отлично. Сейчас мы готовы продолжить урок

-Ребята, давайте проведем небольшой эксперимент. Коля выходи к доске, улыбнись

-Ребята, какое у Коли выражение лица? (радостное, веселое, довольное)

-А разве может быть так, что выражение лица одно, а слов много? (сомневаются)

-Какую цель поставим на урок?

-Что бы узнать, что же это за слова, которые произносятся по разному, а по смыслу одинаковые, мы с вами отправимся в сказочную страну «Синонимия».

-Для этого давайте встанем и произнесем заклинание. «Топ-топ, хлоп-хлоп. Вокруг себя повернись, в маленьких волшебников превратись»

-А вот и ворота в сказочную страну, но посмотрите, здесь стоит стража.

-Что бы стража нас пропустила, нам необходимо иметь пропускной билет и выполнить одно задание.

Статья в тему:  Какие слова не являются синонимами мастер виртуоз

-Вы готовы? (да)

-Билет у нас уже есть, это брошюра знаний. Вот наше задание,что бы пройти в сказочную страну :К словам в левом столбике подберите синонимы из правого (ответы говорят в слух по поднятой руке, слова перемещаются с помощью анимации)

-Отлично, молодцы ребята. Стража открыла нам ворота в страну «СИНОНИМИЮ».

-Кто напомнит, зачем мы отправились сюда? (Что бы узнать, что же это за слова, которые произносятся по разному, а по смыслу одинаковые)

-Посмотрите, облака составили нам определения, но подул ветер и все облака перемешались.

-Попробуйте в парах составить определение. Используйте облака, находящиеся у вас на партах. (Синонимы- это, слова которые, произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые)

-Кто зачитает? (Синонимы- это слова которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые)

-Значит какая тема нашего сегодняшнего урока? (Синонимы)

-Давайте запишем название темы в брошюру знаний и определение.

-Ребята, посмотрите, сегодня в сказочной стране Русского языка праздник! И каждый, кто выполнит 5 заданий, и соберет все звезды, получит незабываемый приз!

-Хотите получить незабываемый приз от страны «Синонимии»(да)

-Отлично, вот и первое задание. Необходимо выучить определение и рассказать его друг другу.

-Кто напомнит правила работы с правилом? (читаем про себя, потом шепотом, за тем запоминаем, потом по очереди рассказываем друг другу)

-Молодцы. Какая пара будет готова, поднимаем руку. (слушаем)

-Мы получили первую звезду. Сейчас мы готовы к выполнению следующего задания.

-У вас на партах есть карточки (дублируем на экране, Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы.

Спасает, охраняет, выручает, освобождает;

Интересный, интенсивный, занимательный, знатный;

Активный, веселый, энергичный, забота;

Темнота, туманность, тьма;

Наряд, украшение, пальто, одеяние

-Выполнили, сейчас поменяйтесь каточками и проверьте работ соседа (на экране выделяются слова которые необходимо было подчеркнуть)

–Отлично. Мы получили уже целых 2 звезды.

-Что бы выполнить 3-е задание, нам необходимо всем встать. Сейчас мы наденем маски встанем в круг спинами и нас счет 3, вам будет необходимо будет найти свою пару (мир-согласие, ловкий – шустрый, разговаривать – общаться)

Статья в тему:  Выпишите из текста слова которые являются синонимами

-Отлично. Давайте проверим друг друга. Молодцы. Можете садиться.

— Сколько звезд мы уже собрали? (3)-Осталось? (2)

-Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать синонимы?

-У каждого из вас есть на партах по 3 картинки, ваша задача вклеить их в нашу бошюру знаний и написать под ними по 2-3 слова близких по значению-это и будет нашим 4-м заданием.

-Кто напомнит правила работы с клеем? (на экране). Приклеиваем.

-Кто желает зачитать? Молодцы

-Мы получили 4-ую звезду. Осталось всего одно задание!

-Давайте немного поиграем. В игру «Скажи по-другому» Один говорит слово, другой говоит близкое по значению слово, потом следующие и так по цепочке (н) отверстие-дыра, прекрасный-красивый, хохотать- смеяться, скакать-прыгать, вранье-обман, автомобиль- машина, ученик- школьник, жара — зной

-Отдохнули, А сейчас выполним последнее задание (5задание): У вас на партах лежат картинки со словами. Вам необходимо их вклеить в брошюру знаний и составить пару предложений к ним, с использованием этих слов. Держим осанку прямо (картинки на экране)

-Кто готов зачитать?

Отлично, молодцы! Мы выполнили все 5 заданий (на экране поздравления от ск. страны). И получаем главный приз, а наш приз, это наши с вами брошюры, ведь в них мы с вами занесли главные наши знания по данной теме.Ведь как гласит китайская пословица : «Знания- это сокровище, которое по всюду следует за тем, кто им обладает»

-А нам пора возвращаться из волшебной страны Русского языка.Давайте встанем и произнесем заклинание : «Топ-топ, хлоп-хлоп. Вокруг себя повернись, на урок русского языка вернись»

-Давайте повторим, что такое синонимы? Приведите примеры синонимов

-Ребята,всегда помните пословицу : Ученье — свет, а не ученье? — (тьма»)

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Статья в тему:  Какой синоним к слову продекламировать

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Наречие» в 4 классе по УМК «Школа России» Тема: «Наречие». Цели: обобщение и систематизация знаний о наречии как части речи. Задачи: Образовательные: • научить находить наречие.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку «Фразеологизмы» в 4 классе Тема: «Фразеологизмы» Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма;.

Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок» во 2 классе Конспект урока по русскому языку во 2 «В» классе (программа для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении 3 класса).

Конспект урока по русскому языку «Все падежи» в 3 классе УМК «Школа России» 1. Орг. момент. 2. Самоопределение к деятельности. Минутка чистописания на доске слоги де жи па Ребята, какое слово можно составить из записанных.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Имя числительное» Конспект открытого урока. Тема: Имя числительное Класс: 4Б Учитель: М. Ф. Подгорная Место работы: МОБУ СОШ № 5 г. Зея Цели и задачи урока:.

Что такое синонимы 2 класс конспект

Тема урока: Что такое синонимы?

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;

• Сформировать умение называть признаки синонимов;

Статья в тему:  Сколько живёт синонимы

• наблюдать за использованием синонимов;

• расширить словарный запас обучающихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

— Я улыбнусь вам , а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме

— Перед работой разогреем пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в прядке,

Если делаешь зарядку.

— Прошу вас оформить запись начала урока.(число, классная работа)

— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

2. Каллиграфическая минутка : на доске запись С с Ос си

— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

— Произнесите звуки, которые обозначает буква С

— Что вы о них можете рассказать?

— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?

— Напишите красиво по образцу.

3. Словарная работа.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?

Статья в тему:  Что такое навзничь синоним

— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.

— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание. (осина)

— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? ( лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой ).

— Как назвать её по-другому? (осинка)

Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите все слова и подчеркните букву.

4. Актуализация знаний учащихся . Постановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны. )

(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)

— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

— А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

— Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.

Откройте содержание учебника стр 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.

— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

Узнаем, что такое синонимы.

Будем их сравнивать, подбирать.

Будем учиться использовать их в речи.

— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

Статья в тему:  Что такое мольба синонимы

В этом нам поможет учебник

Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

— Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу

— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

— Кто готов, поднимите руку.

-Какими словами синонимами заменили слово зябнет?

— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка

— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7. — Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы ? ( Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

9. Закрепление изученного.

1. — Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов

— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка

3. Игра «Найди пару»

Статья в тему:  Как алиса синоним

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.

Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.

4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)

«Что такое синонимы».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
chto_takoe_sinonimy.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Сергиев Посад

«Что такое синонимы».

Провела: учитель начальных классов

6 октября 2015 г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;

• Сформировать умение называть признаки синонимов;

• наблюдать за использованием синонимов;

• расширить словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.

— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме

— Перед работой разогреем пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку.

— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).

— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

2. Каллиграфическая минутка : на доске запись С с Ос си

— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

— Произнесите звуки, которые обозначает буква С

— Что вы о них можете рассказать?

— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?

— Напишите красиво по образцу.

3. Словарная работа.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?

— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.

— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).

— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? ( лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой ).

— Как назвать её по-другому? (осинка)

Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите все слова и подчеркните букву.

4. Актуализация знаний учащихся . Постановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)

(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)

— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

— А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

— Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.

Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.

— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

  • Узнаем, что такое синонимы.
  • Будем их сравнивать, подбирать.
  • Будем учиться использовать их в речи.

— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В этом нам поможет учебник

Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

— Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.

— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

— Кто готов, поднимите руку.

-Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка

— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7. — Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы ? ( Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

9. Закрепление изученного.

1. — Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов

— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка

3. Игра «Найди пару»

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.

Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.

4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)

5.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше —

10. Самостоятельная работа. Тест .

— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

  • алый
  • красавец
  • красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

  • сидеть
  • мчаться
  • лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

  • ученик
  • дети
  • приятель

(Самопроверка с интерактивной доски)

11. Домашнее задание:

— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70

— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!

— Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами

Красный билетик – вам все удавалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубой – если у вас не все получилось…

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс. По теме синонимы.

План — конспект урока по русскому языку. 2 класс. УМК «Школа России».

Русский язык Школа России.

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему «Что такое синонимы?&quot.

Тема урока: «Что такое синонимы?» Цели урока: создать мотивацию на совместную работу, условия для использования понятия синонимы, формирования умения работать со слова.

Конспект урока русского языка для 2 класса по теме «Что такое синонимы?&quot.

Материал содержит технологическую карту урока по теме «Что такое синонимы?&quot.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Что такое синонимы?»

Дать учащимся представление о слове как языковой единице, о номинативной функции слова. Познакомить с термином «Синонимы»; развивать умения подбирать к словам синонимы и использовать их в речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Что такое синонимы?»»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тема урока: Что такое синонимы?

Цель: дать учащимся представление о слове как языковой единице, о номинативной функции слова, познакомить с термином «Синонимы»; развивать умения подбирать к словам синонимы и использовать их в речи; расширять словарный запас учащихся; прививать интерес к изучению языковых явлений, любовь к родному слову.

Тип урока: усвоение новых знаний

Формирование УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, м/доска, карточки.

I Организационный момент

Посмотрите друг на друга.

Улыбнитесь-ка друг другу.

За окошком солнышко

Светит и резвится,

Его лучи нам помогают

Работать, не лениться.

II Актуализация опорных знаний

1.Каллиграфическая минутка

Повторение правописания буквосочетаний ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ

2.Словарный диктант

Мороз, дрожать, душистый, ребята, машина, темнеет.

-Подберите к слова близкие по значению, подчеркните изученные орфограммы. Взаимопроверка.

3.Самоопределение к деятельности

Можно ли сказать по-другому?

Однажды барабанщик Сквозь чащу пробираясь,

Услышал на базаре, Совсем невдалеке

Как долгоносый дятел Он увидел, как заяц

Барабанит по коре. Барабанит на пеньке.

Гром грянул за опушкой, И дождь забарабанил

Как будто великан По листьям, по стволам-

Ударил колотушкой Да так, что барабанщик

В огромный барабан Забарабанил сам!

— В каких значениях употреблено в этом стихотворении слово барабанит?

-Назовите прямое значение слова барабанить. Приведите примеры.

— Назовите переносные значения этого слова. Приведите примеры.

— Замените в тексте стихотворения слово барабанить словами, близкими по значению. (Стучать, бить, колотить, ударять)

— Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи поставим перед собой?

III Сообщение темы и задач урока

IV Изучение нового материала

1.Работа по учебнику с.52

Упражнение 66 (устно) Чтение правила

Работа по группам упражнение 68(устно). Дополнительно для групп еще слова

Луна-месяц пёс-собака доктор-врач друг-товарищ отважный-храбрый радость-веселье

2.Физкультминутка

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

3.Работа над стихотворением.

«Бураны, вьюги и метели-

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!»

Так проворчал мороз угрюмый,

И речку лед сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.

— О чем стихотворение? Какие выразительные средства использовал поэт?

Выпишите слова, близкие по значению.

V Закрепление изученного материала

Индивидуальная работа

Учащимся на среднем уровне обучения:

Прочитать слова в столбиках. К словам левого столбика подобрать синонимы из правого.

Бросать Солдат

Работает Хохочет

Смеётся Кидает

Воин Трудится

Чистый Сладкоежка

Лакомка Аккуратный

Составить предложения с одной из пары слов.

Учащимся на достаточном уровне обучения:

Утром к дому прилетела …(стая, стайка) воробьёв. Они уселись на крыше и весело … (щебетали, чирикали).Маленькая Нина …(выбежала, выскочила, вышла) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи …(слезли, спустились, слетели) с крыши.

Учащимся на высоком уровне:

Медведь подошел к большому к дубу. Медведь засунул лапу в дупло. Медведь зачерпнул пригоршню мёда.

Пчёлы начали кусать медведя. Медведь побежал к речке.

Заменить повторяющиеся слова. Подчеркнуть изученные орфограммы.

VI Рефлексия

-Каким для вас было общение на уроке? Выберите ответ.(На доске: деловым, игровым, интересным, полезным, зажигательным, поучительным, познавательным).

VII Итог урока

-Что интересного, нужного и полезного вы узнали на уроке? Для чего нужны синонимы? (помогают избежать повторов, помогают передать мысль и чувство более ясно). Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой. Объясняют значение неизвестных слов).

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Открытый урок русского языка по теме «Слова-синонимы». 2-й класс

Класс: 2

Цель: предметные: содействовать развитию умения находить и подбирать синонимы; планируемые результаты (ууд) личностные: высказывают своё мнение, подтверждения аргументами, проявляют уважительное отношение к одноклассникам и их работам; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные: знакомятся со сведениями; коммуникативные: используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

Оборудование: компьютер, проектор, учебник “Русский язык” С.В. Иванова для 2 класса, толковый словарь, карточки для самостоятельной работы, цветные билетики.

1. Оргмомент. — Здравствуйте, ребята! Я буду читать весёлое стихотворение, а вы хором повторяйте за мной “ Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

Встану рано поутру:
Солнце ярко светит!
И зарядку я начну
Солнечную эту!

(Говорим весело:Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой!)

Потянулись, ручками помахали солнышку!

Выхожу на улицу –
Там морозец крепкий!
Щеки стали красными.
Не замерзли, детки?

(Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой!)–Потерли щечки, ручки, ушки!

Голубое небо
Шагает в школу с нами.
Какой же я счастливый!
Не выразишь словами!

(Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой!)

— Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке.

— Открыли тетради, вспомним правила посадки при письме.

— Запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний.

На доске буквы: у д г т р и ш

— Назовите буквы. Запишите.

— Попробуем составить слово:

— Какое слово получилось? Труд

— Что вы можете сказать об этом слове?

(труд – имя сущ., нариц., м. р., ед. ч., 1 слог)

— Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная в корне слова)

— Как проверить парную согласную? ( правило)

— Подберите однокоренные слова (трудяга, труженик, трудиться, трудовой, трудолюбивый, сотрудник)

— Какие пословицы о труде вы знаете?

(Труд кормит, а лень портит)

— А как вы понимаете смысл данной пословицы: “Труд человека кормит, а лень портит?”

(Ленивый человек в жизни ничего не добивается, а трудолюбивый может многого достичь своим трудом).

3. Введение в тему.

— Подберите к слову труд слово, близкое по значению (работа) — Как называются такие слова? (синонимы)

— Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Синонимы)

— Правильно. Сегодня мы попробуем себя в роли знатоков русского языка, его исследователями.

— А что значит исследовать? (наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы)

— Будем работать по плану.

1. Повторим, что такое синонимы.

2. Будем подбирать и сравнивать.

3. Будем учиться использовать их в речи.

4. Словарная работа

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. Ответ (месяц)

В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (пенал)

3. Мальчик, который учится в школе. (ученик)

4. Помещение, в котором занимаются ученики. (класс)

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (ягода)

— Что объединяет эти слова? (им. сущ,, словарные слова)

— Как вы думаете, какое слово лишнее?

(слово класс – 1 сл., многозначное)

(слово ученик — одуш.)

(в словах ученик, ягода — 3 сл.)

(в словах месяц, пенал – 2 сл.)

— Составьте предложение со словом месяц.

Месяц сияет за окном. (Разберите по членам предложения)

— К слову месяц подберите синоним (луна).

— Вспомним – что такое синонимы?

Правило: Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называют синонимами.

5. Работа по теме.

— Поиграем в игру “Найди друзей”

смелыйкидать
бросатьздание
домскакать
прыгатьотважный

(Синонимы могут быть сущ, прил, и гл.)

6. Работа в группах.

— Поработаем в группах

— Отгадайте загадки и подберите синоним.(Один уч. читает, другой отгадывает,

3-й — называет синоним)

1 группа

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает, он что я . (шофер — водитель)

2 группа

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям . (друг – приятель)

3 группа

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост. (солдат – воин)

4 группа

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это? (машина – автомобиль)

5 группа

Для меня конюшня – дом
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной! (лошадь – конь)

6 группа

Саша гордо самолёт
На верёвочке везёт.
Он готовится к полётам,
Значит, вырастет . (пилотом – лётчиком)

— Какой частью речи являются синонимы? (сущ)

— Выбери синонимы:

  • Воин – солдат – человек
  • Есть – кушать – жарить

— Ответьте, кому холоднее?

  • Мальчик озяб
  • Девочка окоченела
  • Собака мерзнет

— Кто больше всего переживает?

  • Девочка печалится.
  • Мальчик огорчился.
  • Мама горюет.

9. Работа в парах. (самостоятельно)

— Найдите и подчеркните синонимы.

Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.

Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.

Зябнет осинка
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

— Почему вы решили, что это синонимы? (Близкие по значению и отвечают на один и тот же вопрос).

10. Редактирование текста.

— У каждого из вас есть карточка.

— Почитайте группу слов и назовите, что их объединяет.

Крохотный, маленький, небольшой, крошечный, малюсенький

(их объединяет смысл, часть речи)

— Прочитайте. Можно ли назвать прочитанное текстом? Докажите.

У нас во дворе я увидел маленького щенка. Он был такой маленький. Его маленькие лапки заплетались, маленькие глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что щенок нуждается в помощи. Но тут к нему кинулась мама – собака, и я успокоился.

— Какой недостаток есть в тексте? Переделайте рассказ, используя разные синонимы, которые есть у слова маленький.

— А теперь, чтобы определить, как вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь синоним к слову друг

  • ученик
  • дети
  • приятель

2. Отметь синоним к слову бежать

  • сидеть
  • лежать
  • мчаться

3. Отметь синоним к слову красный

  • алый
  • красавец
  • красота

– Что такое синонимы?

Для чего нужны синонимы?

— А теперь я предлагаю проанализировать свою работу при помощи сигнальной карточки. “Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

  • Голубой – если вам всё удалось на уроке.
  • Жёлтый – если работал хорошо, но иногда ошибался
  • Красный – если вам было трудно

Конспект урока «Что такое синонимы»

Данная разработка является актуальной, так как умение употреблять правильно синонимы делает нашу речь богаче, позволяет избегать пвторов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Что такое синонимы»»

Урок во 2 классе

Тема: «Что такое синонимы»

Учителя начальных классов

МБОУ СОШ№6 с.Еленовское

Лактионовой Лалы Арефовны

Актуальность темы урока: Данная работа является актуальной, так как умение правильно употреблять синонимы делает нашу речь ярче, выразительнее, помогает избегать повторов одних и тех же слов. С синонимами учащиеся встречаются на уроках русского языка и литературного чтения. Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Это происходит за счет активного употребления в речи синонимов.

Образовательные: формировать представление о синонимах, их синтаксической роли, умение находить синонимы в тексте, определять различие в лексическом значении, подбирать синонимы к определенному слову.

Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.

Формирование УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать .

Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, работа с разными видами заданий.

Планируемый результат:

Предметные:

Знать: значение и роль синонимов в речи.

Уметь: находить синонимы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи.

Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.

Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать успешность достижения целей учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Учебник «Русский язык». 2 класс. Учебник под редакцией В. П.Канакиной, В. Г.Горецкого. М.: Просвещение.

Дополнительные: распечатанные карточки.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Этапы урока

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему видно каждый из вас.

Улыбка, уверенность. Что ж, так держать!

За парты садитесь, пора начинать.

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(На доске запись)

— Какое предложение записано?

— Дополните предложение, чтобы оно стало распространенным. Найдите и подчеркните основу предложения.

-В предложении подчеркните гласные буквы.

Распределительный диктант.

Запиши сначала односложные, затем двусложные и, наконец, трехсложные слова. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Ванна, слон, осьминог, сойка, сом, вал, Оля, осенний.

Учащиеся называют несколько предложений, одно записывается

III. Самоопределение к деятельности

На доске карточки с буквами:

— составьте из этих букв слово.

-составьте предложение со словом друг.

— каким словом можно заменить слово друг?

У слов друг, товарищ, приятель близкие значения. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.

Приятель, товарищ

IV. Работа по теме урока

Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в древнее государство Языкознания, в город Синонимию.

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то там, то здесь, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном язык разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень им захотелось найти друзей. Волшебник выстроил их в один ряд, объединил наших знакомых под одним флагом, повелел им друг братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности , они стали называться одним словом – синонимы.

— Откройте учебник на с. 52,

прочитайте тему урока

— Кто может ответить на этот вопрос?

Игра «Третий лишний»

— Какое слово лишнее?

1. Морозный, холодный.

2. Большой, огромный,

3. Красивый, прекрасный,.

Упр. 66 (с. 52)

Прочитайте. Какие слова обозначают одно и тоже?

Одинаково или по – разному они произносятся?

— Запишите слова ключ, родник, источник.

Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами. Мы записали синонимы. Повторим это слово хором. В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь). У нас в учебнике словарь есть на с. 141.откройте его и посмотрите какие слова в нем записаны. Синонимы делают нашу речь богаче и выразительнее.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector