Что такое синонимы 1 класс
Урок по русскому языку в 1 классе «Слова-синонимы»
Рубрика: Педагогика
Дата публикации: 11.02.2019 2019-02-11
Статья просмотрена: 1979 раз
Библиографическое описание:
Бирюлева, Н. А. Урок по русскому языку в 1 классе «Слова-синонимы» / Н. А. Бирюлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56407/ (дата обращения: 26.10.2021).
Цели и задачи: — познакомить детей со словами-синонимами;
− развивать речь учащихся;
− обогащать словарный запас;
− формировать умение составлять предложения;
− воспитывать чувство любви к родному языку и родной природе на материале художественных произведений;
− воспитывать бережное отношение к природе.
- Организационное начало урока.
У нас в классе сегодня гости. Поздоровайтесь. Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу.
На уроке русского языка мы продолжим красиво писать, будем думать, рассуждать, повторим изученный материал и познакомимся с новыми очень интересными словами.
синонимы (обертывание буквы)
Внимание на доску. Скажите, какое слово я написала. (синонимы)
На уроках чтения у нас встречались такие слова. Кто знает, что такое синонимы?
(В руках учителя карточка, на которой написано: СИНОНИМЫ)
— Прочитайте ещё раз это слово про себя. Назовите 1-ый, 2-ой …слоги.
— Назовите ударный слог.
— А теперь давайте вслух, по слогам прочитаем это слово.
Тема нашего урока: «Слова — синонимы» (карточка крепится на доске)
— Взяли ручки с зеленой пастой. Перед тем, как вы напишите это слово, скажите, на что надо обратить внимание при выполнении задания. (На высоту букв, на расстояние между элементами и между буквами, на верхнее и нижнее соединения)
— Напишите слово четко, ровно, без помарок.
- Объяснение нового материала.
1. Перед тем, как говорить о новых очень интересных словах, попрощаемся со старыми нашими знакомыми словами — близнецами.
(На доске картинки с изображением ключей. Учитель читает стихотворение)
Потеряла Алёнушка ключ,
На опушке искала — не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ.
Да не этот ей нужен, как видно.
Много разных есть ключей:
Ключ родник среди камней,
Ключ скрипичный завитой,
И обычный ключ дверной.
— О чём это стихотворение? О каких ключах говорится в стихотворении?
(Ключ дверной для запирания и отпирания замка.
Ключ скрипичный — знак в начале нотной строки.
Ключ, вытекающий из земли.
Можно спросить, какие ещё значения имеет слово «ключ»?)
— Как же называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение? (Омонимы)
(Оставляем на доске картинку с изображением родника)
— Как же по-другому можно назвать ключ, где реки берут свое начало, место, где можно напиться человеку или животному? (Родник, источник)
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
— Разные слова «ключ», «родник» называют одно и то же: водный источник, который течет из глубины земли.
— Как называются слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но произносятся по-разному. (Слова-синонимы)
(На доске открывается запись: Р…ДНИК И…ТОЧНИК КЛЮЧ)
— Напишите на следующую строчку слова, вставьте пропущенные буквы.
— Проверим! Какое слово лишнее? Почему? (Ключ, т. к. нет правила на безударную гласную)
— Давайте определим, в какой части слова находится безударная гласная в двух других словах, и объясним их написание?
(Родник — безударная гласная в корне слова, словарное слово;
источник — безударная гласная в приставке, глухая с глухой, безударная гласная в суффиксе)
— С точки зрения фонетики, что объединяет все эти слова.
(Количество букв и звуков совпадает)
— С точки зрения морфологии, что объединяет все эти слова?
(Это имена существительные мужского рода, стоят в единственном числе, неодушевлённые, нарицательные)
— Значит, слова-синонимы могут обозначать предметы, являться именами существительными. С одним из этих слов придумайте словосочетание.
(Источник в лесу…)
— Напишите словосочетание на следующую строчку, крестиком укажите главное слово.
2. Запишите слова в два столбика. В первый столбик слова с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением; во второй — слова с безударной гласной, которую можно проверить ударением.
Слова: громадный, пахучий, забавный, большой, дозорный, ароматный, сторожевой, забавный, смешной, морозный, холодный.
(В тетради у детей:
дозорный сторожевой (-ив- -ев- повтор)
В словах выделены приставки и корни)
— Проверим! Прочитайте слова, которые вы записали в первый столбик. Назовите безударную гласную, определите, в какой части слова она находится.
—Как называются слова, безударную гласную в которых мы проверить не можем? (словарные)
— Прочитайте слова второго столбика. Назовите безударную гласную. Определите, в какой части слова она находится, подберите проверочное слово. (Проверка)
— Обратите внимание на словообразование.
Какое слово лишнее? (Большой)
(Все остальные слова образованы суффиксальным способом)
— А теперь к словам левого столбика подберите близкие по смыслу слова из правого столбика. Возьмите простой карандаш и соедините два слова стрелочкой.
— Как называются слова близкие или одинаковые по значению, но разные по написанию.
— Какой части речи эти слова?
— Значит, слова-синонимы могут обозначать признак предмета и являться именами прилагательными.
— Прочитайте пары слов. Дополните каждую пару. Давайте синонимы к словам морозный, холодный запишем в тетрадь.
(В тетради и на доске появляется запись: студеный, ледяной, мерзлый, суровый…
Можно написать слова в порядке возрастания признака.)
— Придумайте предложение со словосочетанием, которое мы написали и одним из прилагательных.
(На доске и в тетрадях дети пишут предложение и разбирают его.
Предложение: Влесу из глубины земли бьёт холодный источник. В словах выделены орфограммы — безударные гласные, обозначены части слова, в которых находятся эти орфограммы; подчеркнута грамматическая основа, обозначены части речи)
— Каким близким по значению словом можно заменить слово «холодный»? (студеный)
Прочитайте новое предложение.
3. Асейчас внимание на доску. (На доске запись)
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой,
Бьёт из камней родник студеный.
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами,
Стеклом расплавленным бежит.
— Прочитайте про себя то, что написано на доске. Приготовьтесь прочитать вслух.
— Что вы прочитали? (Текст)
— Всё ли в тексте понятно?
Вода чистая, прозрачная, похожа на расплавленное стекло. Как вы понимаете это предложение? (…)
— Подберите синоним к слову «хрустальная» (Прозрачная)
— Какова тема текста? О чем говорится в тексте? (В тексте говорится о роднике)
Как можно озаглавить этот текст? (Родник)
И.Бунин так и озаглавил стихотворение — «Родник».
— Каждый текст имеет идею — главную мысль, ради которой создаётся произведение. Какая идея этого текста?
(Бунин показал нам движение родниковой воды….)
— Какие слова использовал для этого? (слова-синонимы)
Прочитайте этот текст ещё раз вслух. Найдите в нем слова-синонимы, слова, передающие движение воды.
(На доске появляются карточки со словами: БЬЁТ, КИПИТ, ИГРАЕТ, СПЕШИТ, КРУТИТСЯ, БЕЖИТ).
—Какой частью речи являются эти слова-синонимы? (Глаголами)
Значит, слова-синонимы могут быть не только именами существительными, именами прилагательными, но и глаголами.
— С новой строчки, с большой буквы напишем слова-синонимы из текста и продолжим синонимический ряд.
«Бьёт из камней» — как по-другому можно сказать?
(Течет, струится, льётся, хлещет)
— Какое из этих слов больше подходит к нашему стихотворению? (Хлещет)
Кипит — бурлит, клокочет
Крутится — вращается, кружится
Бежит — мчится, несется
— Какой характер должен иметь родник, чтобы совершать такие действия?
(Бурный, импульсивный, беспокойный, бушующий, шумный, задорный)
Родник — это символ России, сердце нашей родины.
— Как вы думаете, зачем человеку необходимо знать, как можно больше слов-синонимов?
— Вспомните, о чем мы говорили сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Какие слова называют синонимами?
4. Организационный конец урока.
Похожие статьи
Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта. )
Как пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить в этом слове? (безударную гласную О) Прочитайте слово
Основные термины (генерируются автоматически) : слово, группа слов, Какая буква, начальная школа, русский язык, ворон, гласная, класс.
Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале.
В образцовом художественном произведении каждое слово на своём месте, нередко оно выстрадано писателем, найдено им в результате долгих и мучительных поисков, и заменять в художественном произведении одни слова другими или вообще их «сокращать».
Урок русского языка во 2 классе на тему: “Корень слова.”
Однокоренные слова” с использованием электронных образовательных ресурсов [Текст]
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация «Корень слова.
часть речи, русский язык, какая часть речи, урок, слово, местоимение, группа, пробное действие.
Активизация познавательной деятельности учащихся основной.
Задание. Какой частью речи является выделенное слово? Приведи доказательства.
Спишите слова, в которых есть буква Ц. Объясните правописание гласной в корне слова.
Подберите синонимы к словам темнота, страна, пурга и антонимы к словам вспыльчивый, свежий, ночной.
Исследование стратегий заучивания словарных слов на уроках.
Мы разделили слова на группы по типу орфограмм, вспомнили правила правописания некоторых слов, подобрали к какой-то части проверочные. Вторую группу непроверяемых, словарных слов, мы оставили для более детального анализа. Занимаясь не один год.
Роль, место и частота употребления самостоятельных.
Слова — это обозначения, названия, имена всего того, что мы видим, чувствуем, воспринимаем в окружающем нас мире.
Морфологические и синтаксические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют в предложении.
Оронимы, образованные из монгольских словарных единиц
Ключевые слова: алтайские языки, лексические единицы, тюркские и монгольские языки
Действительно, многие слова и аффиксы, используемые в тюркских и монгольских языках по
Это слово в форме земля сайхон, связано с понятием, выражающим противоположную форму.
Развитие орфографической зоркости в начальной школе
‒ найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное, образуйте новое, составьте с каждым словом предложение, а из предложений рассказ; ‒ выберите слова с безударной гласной на тему «Птицы», «Школьные вещи»; ‒ выпишите слово, состоящее из.
Словарная работа по русскому языку в начальных классах
Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в
Формирующая мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою.
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
Тема: Слова, близкие и противоположные по значению. Что такое синонимы?
научиться использовать в речи синонимы, подбирать их и объяснять их использование.
изучить, что такое синонимы, и как их использовать.
мы научимся:
подбирать синонимы и находить их в тексте, работать со словарём;
подбирать подходящие синонимы.
Синонимы – слова, близкие по значению.
Антонимы – слова, противоположные по значению.
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.
Русский язык: Рабочие программы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. 2018.
Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. 1989.
Прочитайте пары слов:
Это – слова-синонимы. Синонимами называются близкие по значению слова.
Синонимы помогают точно передать мысль и чувства.
Откройте учебник на стр. 28. Прочитайте текст из упр.19 «Ленивый и прилежный».
• Подходит ли заголовок к тексту? Кого так называют? Найдите в словаре (с. 141) слово, близкое по значению к слову прилежный.
• Ленивый и прилежный – это слова близкие или противоположные по значению? Найдите в этом тексте другие противоположные по значению слова.
• Спишите заголовок. Составьте свои предложения со словами ленивый и прилежный.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью трусливый зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у пугливого зайчика врагов. За ним охотится и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
Придумайте и впишите название текста _______________.
Подчеркните синонимы, которые Вы нашли в тексте.
_____________ ____________ ___________
Прочитайте текст. Найдите в этом тексте одинаковые слова. Замените их на слова-синонимы.
Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух, трёх заест. Сошлись мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли вздумать.
Вот одна мышка и сказала:
– Я вам скажу, как от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идёт. Надо коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдём.
– Это бы хорошо, – сказала старая мышь, – да надо кому-нибудь звонок на кота надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навяжи-ка звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.
Презентация по русскому языку “Синонимы” 1 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Гиппопотама бегемот Однажды повстречал: Вы кто? – спросил. Я бегемот, – Гиппопотам сказал. Тут возмутился бегемот: Кто ж я тогда такой? А вы, – ему ответил тот, Гиппопотам простой.
Гиппопотаму бегемот Сказал: – Вы просто лжец! С гиппопотамом бегемот Рассорился вконец. Они уже который год И здесь шумят и там – Всё не решат: Кто бегемот, А кто гиппопотам.
БЕГЕМОТ, ГИППОПОТАМ СИНОНИМЫ
Синонимы – это слова, близкие по значению
косой сохатый косолапый заяц лось медведь Узнайте, какое это животное
работает, маленькая, шалун, трудится, проказник, корпит, крошечная, крохотная, озорник, баловник, миниатюрная, сорванец Прочитайте слова Подберём их к героям сказок
сорванец корпит работает маленькая шалун трудится проказник крошечная крохотная озорник баловник миниатюрная Что делает Золушка?
сорванец корпит работает маленькая шалун трудится проказник крошечная крохотная озорник баловник миниатюрная Какая Дюймовочка?
сорванец корпит работает маленькая шалун трудится проказник крошечная крохотная озорник баловник миниатюрная Как можно назвать Незнайку?
избушка дом здание небоскрёб Можно ли поменять подписи под рисунками? Употребление синонимов в речи должно быть уместным.
К какой сказке иллюстрация? Кто автор? Сказка о рыбаке и рыбке Александр Сергеевич Пушкин
Что просила старуха? землянка изба
Что просила старуха? терем царские палаты
Синонимы помогают сделать нашу речь более яркой, красивой, выразительной.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Каноева Елена АнатольевнаНаписать 2208 20.02.2018
Номер материала: ДБ-1230083
- Начальные классы
- Презентации
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 20.02.2018 289
- 20.02.2018 942
- 20.02.2018 784
- 20.02.2018 199
- 20.02.2018 239
- 20.02.2018 557
- 20.02.2018 237
- 20.02.2018 194
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок -игра по сказкам. Синонимы.1 класс.
Предмет: русский язык
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
образовательные:
научить находить в тексте синонимы; отработка умения подбирать синонимы к словам
развивающие: расширение словарного запаса учащихся за счет употребления
метафор; умение правильно пользоваться синонимами в речи; развитие орфографических и пунктуационных навыков учащихся, обогащение словарного запаса, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку;
формировать навыки связной речи; воспитывать активность, желание работать творчески
Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.
Ресурсы: учебник русского языка для 1 класса, маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма.
Современные технологии, используемые на уроке:
Применение ИКТ, технология проблемного обучения, технология критического мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Словарь синонимов,
раздаточный материал (карточки).
Демонстрационный материал: презентация к уроку.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе»
Тема урока: «Синонимы».
Урок-игра «В поисках Василисы Прекрасной»
Автор урока: Тютерева Надежда Николаевна
Предмет: русский язык
Тип урока: урок изучения нового материала.
образовательные:
научить находить в тексте синонимы; отработка умения подбирать синонимы к словам
развивающие: расширение словарного запаса учащихся за счет употребления
метафор; умение правильно пользоваться синонимами в речи; развитие орфографических и пунктуационных навыков учащихся, обогащение словарного запаса, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку;
формировать навыки связной речи; воспитывать активность, желание работать творчески
Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.
Ресурсы: учебник русского языка для 1 класса, маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма.
Современные технологии, используемые на уроке:
Применение ИКТ, технология проблемного обучения, технология критического мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Словарь синонимов,
раздаточный материал (карточки).
Демонстрационный материал: презентация к уроку.
Используемая методическая литература:
З.Е. Александрова Словарь синонимов русского языка. – М.:1986
2.Л.Т. Григорян «Язык мой – друг мой». Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1976.
3. Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1989.
4. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 класс» – М.: Просвещение, 2008.
5. Т.А. Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» – М.: Просвещение, 2011.
1.Орг. момент.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя по утру, из ворот.
Понимаешь у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Иль чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
– Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнем с улыбки. Ребята улыбнитесь друг другу!
Волшебная корзиночка.
Перед вами волшебная корзиночка. «Сложите» в неё по очереди каждый свои самые хорошие пожелания для друзей на этот урок (положительные эмоции). Спасибо всем! А теперь я расплескаю эти пожелания на вас для того, чтобы вам интересно и легко было работать сегодня на уроке.
(Слайд № 1) Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправляемся в сказочное путешествие в поисках Василисы Прекрасной.
(Слайд № 2) Все вы помните сказку о Василисе Прекрасной. Утащил её Кощей Бессмертный и заточил в башне. Башня высоченная. Даже взглянуть страшно! Но Василиса надеется, что Иван-царевич придёт за ней, – не выходить же ей замуж за постылого Кощея! Давайте поможем Ивану царевичу спасти Василису, а для этого нам нужно выполнить задания, а перед этим определить тему, чем мы с вами будем заниматься на уроке. Но, а сначало давайте поиграем в игру «Подбери словечко» с учащимися.
– Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово, но близкое по значению моему, например: белый – светлый.
Слова для игры: ходить – шагать, говорить – болтать, строить – созидать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться, смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод.
– Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали? Проблема . Но м ысейчас эту проблему устраним. Вот мы сейчас и проверим правильность ваших ответов, выполнив чистописание.
Минутка чистописания (ребята открывают тетради и записывают число и классная работа ) , ниже у вас образец для записи дан в тетради.
– Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните все буквы д, и после прочитайте, что у вас получилось.
дсдидндодндидмдыд
-Вот мы и угадали тему нашего урока.
Тема урока «Синонимы»
Постановка цели урока:
– Сегодня мы расширим свои знания о синонимах, а так же научимся находить синонимы в тексте и заменять слова словами синонимами.
Обратная связь
-Ребята перед вами листик с названием бортовой журнал, Заполните, пожалуйста, первый столбик бортового журнала ученика (ребятам дается немного времени).
Бортовой журнал ученика
Что я знаю по теме урока
Что я узнал(а) о синонимах
– Дайте определение синонимам ответы детей (слайды о синонимах №3 ) , показ словаря синонимов.
– Что ж вы готовы к путешествию, взгляните на карту (Слайд № 4).
Путь начинается от царского дворца и заканчивается башней в замке Кощея. На пути встречаются разные препятствия.
(Слайд № 5) Вот избушка Бабы-Яги. Вышла баба-яга, костяная нога и говорит: «Дам я тебе, царевич-королевич, волшебный клубок, он дорогу укажет – но с условием! Придумай мне три синонима к слову храбрый!» (отвечают хором по очереди).
-Давайте, ребята, поможем Ивану-царевичу. Синонимы нужно записать на доске и в тетрадях.
(Класс предлагает варианты синонимов. Один из учеников выходит к доске (сейчас он играет роль Ивана-царевича) и записывает синонимы. Учитель обращает внимание на орфограммы) (Слайд № 6) отважный, смелый, мужественный.
(Слайд № 7) «Что ж, – вздохнула Баба-яга, – справился ты с заданием, придётся дать тебе волшебный клубок! Иди за ним, милок, никуда не сворачивай»
Класс выполняет задание. Записывают предложение в тетрадь. Девочки подчеркивают в предложении гласные буквы (красный карандаш), мальчики согласные буквы (синий карандаш). Проверка с места методом комментирования. Иди за ним, милок, никуда не сворачивай!
(Слайд № 8) – Вот идёт Иван-царевич за клубком, долго ли, коротко ли, и тут вдруг из дупла как выпрыгнет мохнатый леший! Попрыгал Леший на одной ноге, почесался, взлохматил слежавшиеся длинные волосы и говорит: «Здравствуй, здравствуй, Иван-царевич. Баба Яга мне по телефону звонила, о тебе говорила, что большой ты мастер синонимы придумывать! Вот я и решил: пропущу тебя дальше, если ты мне подберёшь синонимы и соединишь их стрелками. На партах отдельные листы с заданиями, ребята выполняют.
-Соединить синонимы стрелками. Взаимопроверка (ребята меняются тетрадями учитель дает правильный ответ, ребята оценивают себя).
Физминутка (Привал) (Слайд 10)
А теперь все поднимайтесь
И за дело принимайтесь.
(Слайд №11) Идёт Иванушка дальше, а навстречу ему медведь. «Съем тебя, царевич, голодный я с утра». «Не ешь меня, мишка, я тебе синонимы придумаю!» – отвечает Иван-царевич. «Ладно, так и быть, – согласился медведь. – Снова Ивану-царевичу нужна помощь! Творческая работа. Учащиеся делятся на 3 группы.
Запишите текст (на отдельных листах) вставляя в предложения подходящие синонимы, командир групп проверяет ,учитель читает правильный ответ. Командир оценивает свою группу.
Апрельское небо …,…,…..
Птицы в апреле…и…..
Зеленеет….,….трава.
-Тем, кто затрудняется, поможет наша волшебная корзиночка. Можно подойти и взять из неё карточку – помощницу со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая.
-Как называются слова, которые вы вставили (Синонимы)? Прочитайте предложения, которые вы записали. Работа в группах (повторяем правила работы в группе) .
Правила для работы в группах:(правила у учащихся на 1 – й парте).
• Говорить по очереди
• Активно слушать
• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы
• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других
• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других
• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения
• Помогать и просить о помощи
• Давать и просить пояснения
• Пояснять и оценивать идеи
• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению
• Подводить итоги обсуждения
• Приводить убедительные аргументы
*Соблюдать время
(Слайд № 12) Отправился царевич дальше – в поисках своей ненаглядной Василисы. Вдруг на его пути – озеро. Как быть? Видит, на лодке заяц плывёт. Просит Иван-царевич: « Перевези меня, заинька, на другой берег! Ищу я невесту свою, Василису. Похитил её злодей кощей, повелитель кислых щей. Помоги мне!» «Помогу, – отвечает заяц, – только ты, Иванушка, подбери по несколько синонимов к слову. -Придумайте и запишите в тетрадь самый длинный ряд синонимов к данному слову:
1-я группа: труд 2-я группа: чудный 3-я группа: маленький (работают в паре, заслушиваются несколько учащихся с каждой группы). Взаимооценивание групп аплодисментами.
Перевёз зайчик царевича на другой берег. Замок Кощея вроде бы близко. Да только беда – окружён замок топкими болотами
(Слайд № 13) Сидит в болоте Кикимора – усмехается: «Не пройти тебе, Иванушка, через болото. Засосёт, затянет! Женись на мне! Или выполни следуюшее задание.
Самостоятельная работа (разноуровневое упражнение).
-Прочитай текст. Озаглавь его. Спиши. Подчеркни синонимы.
Текст для учащихся 1:
Пришла осень. Ребята пошли в школу. Дети любят учиться. На уроках школьники пишут, читают, думают, отвечают. Весело и интересно живётся ученикам.
Текст для учащихся 2:
А ночью разыгралась гроза. Шум шторма далеко было слышно. К утру буря усилилась. Страшный ураган валил деревья и сносил крыши домов.
Текст для учащихся 3:
Змеи и ящерицы прячутся в корни, зарываются в тёплый мох. Муравьи закупорили все входы и выходы своего высокого домика. Скрылись лягушки, жабы, улитки. Спрятался ёж с свою травяную норку. Лесным жителям не страшны зимние морозы.
(Слайд № 14) Добрался Иван-царевич до замка, выходит к нему сам Кощей и говорит: «За Василисой пришёл? Выкуп плати! Придумай четыре синонима к слову страшный, тогда отдам тебе невесту твою!»
(Слайд № 15) Учащиеся предлагают синонимы: ужасный, пугающий, кошмарный, жуткий. Один учащийся возле доски остальные на местах в своих тетрадях.
Придумал Иванушка синонимы, а Кощей хохочет: «Ха-ха-ха! Обманул я тебя, так просто не отдам тебе Василису! Она теперь не твоя невеста, а моя!»
(Слайд № 16) Услышала Василиса этот разговор и подослала к Иванушке заколдованную муху. Подлетела муха к Ивану и жужжит в самое ухо: «Ты, Иванушка, заполни бортовой журнал и расскажи, что ты узнал о синонимах сегодня.
(Слайд № 17) Так и случилось. Выполнил Иванушка задания – чары рассеялись. Вышла к нему Василиса и говорит: «Спасибо тебе, Иванушка, очень ты хороший, добрый, смелый! Но выйду за тебя замуж только в том случае, если ты сделаешь вывод и заполнишь с учащимися лист самооценки.
Лист самооценки ученика
Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке.
Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы
Надежда Греханина
Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА.
Предмет – “Развитие речи”.
Тема: «Слова-друзья» – 1 час.
Образовательная цель: создать условия для знакомства детей с понятием «слова-друзья».
Деятельностная цель: формировать способности детей к новому действию – применение в своей речи слов близких по значению.
– обучающие: учить подбирать слова сходные по смыслу; учить составлять предложения с заданными словами;
– развивающие: развивать фонематический слух, связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;
– воспитательные:воспитывать: умение действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах, коллективно.
Планируемый результат:знать значение слов-друзей, уметь подбирать слова близкие по значению.
Личностные действия: имеют интерес к изучению русского языка,способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и речью товарищей; умеют строить устные высказывания в связи с изученным материалом,участвовать в диалоге с педагогом и детьми, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою,строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, извлекать полезную информацию из занятия,ориентироваться в своей системе знаний: задавать вопросы, находить на них ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Основные понятия: слова-друзья (синонимы).
Словарная работа: улей, приятель.
Межпредметные связи: удивительный мир, физкультура, детская литература.
1.Дидактический материал: набор «Узнай настроение».
2.Аудиозапись: весёлый детский смех, любая спокойная музыка.
3. Ноутбук, проектор, экран, колонки.
4.Пазлы: «Лиса», «Заяц».
5. Наклейки для детей.
Список используемой литературы:
1. Уроки для будущих первоклассников. О. С. Жукова. – М. : Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят);
2. Развитие речи. Подготовка к школе. /Р. М. Хамидулина. – М. : Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).
Тип урока:открытие нового знания.
Организация пространства: работа фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: игровой, деятельностный, личностно-ориентированный, частично-поисковый.
Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Цель этапа: включение в деятельность.
Приветствие детей. Позитивный настрой на работу.
Слайд 1. Организация занятия.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели все учтиво.
Мы с улыбочкой вздохнём
И занятие начнём!
Слайд 2. Настроение детей.
Проверка готовности к занятию.
– Прежде чем приступить к занятию, ребята, я хочу узнать ваше настроение.
– У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее потопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение. Дети входят в кабинет, здороваются и занимают свои места.
2. Стадия вызова.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: определение содержательных рамок занятия.
– Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
3. Постановка цели (целеполагание).
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
– Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.
Слайд 3. Автобус.
– Посмотрите, на чём мы отправляемся в путешествие?
– И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут себе в подарок интересные наклейки.
4. Актуализация знаний.
Цель этапа: организовать актуализацию действий для проблемного изложения нового материала.
Слайд 4. Смайлики плохого настроения.
– Рассмотрите смайлики и определите их настроение.
Слайд 5. Смайлики хорошего настроения.
– Какое настроение у смайликов на картинках расскажут…
(Трое детей у доски рассказывают, какое настроение на их картинках.)
Рассматривают смайлики, определяют их настроение.
А остальные проверяют их.
5. Открытие нового знания.
Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения.
– Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.
большой человек – огромный человек – громадный человек;
– Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)
Слайд 6. Гулливер.
– Маленькая девочка – крошечная – малюсенькая.
-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)
Слайд 7. Дюймовочка.
– А вы помните, кто спас Дюймовочку?
– Конечно, её друзья.
– И у слов есть друзья.
– Большой – огромный – громадный; маленькая – крошечная – малюсенькая – слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы».
– К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.
Слайд 8. «Зайкина избушка».
– Давайте вспомним эту сказку
(«Зайкина избушка»).
Слайд 9. Лиса обманщица.
– Кого обманула лиса?
-Какими другими словами можно заменить слово обманула?
Обманула – перехитрила – одурачила – провела.
– А кто зайке помог?
Слайд 10. Петушок.
– Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
– Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами.Послушайте: Человек бежит. Река бежит.
– Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.
– Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.
Дети слушают, вспоминают сказки, называют героев сказок, называют слова-друзья.
Вспоминают сказку и находят ответ на вопрос.
Подбирают слова близкие по значению.
Слайд 12. Упражнение лодочка.
– Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.
(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)
6. Закрепление новых знаний.
Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.
Слайд 13. Берёзовая роща.
– Посмотрите, где мы оказались? В лесу.
– Сделаем привал и послушаем коротенькую историю.
Слайд 14. Медвежата и улей.
– Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей?
Слайд 15. Медвежонок и медведица.
Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным.
– Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению.
– Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.
Слайд 16. Веселая разминка.
А теперь мы разомнемся,
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Вы, ребята, не устали?
Все руками помахали
И на место побежали!
«Закрепление новых знаний».
Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.
Слайд 17. Зарядка для глаз.
– В путешествии нужно быть внимательными, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.
Слайд 18. Пословица.
– А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет.
– Назовите слова-синонимы.
– Расскажите, как вы понимаете эти слова?
Знакомятся с новым словом.
Объясняют смысл пословицы, находят слова-друзья.
Зарядка для глаз.
Слайд 19. Зарядка для рук.
– Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
– А теперь пришло время найти друзей.
Игра «Найди друзей».
Слайд 20. Игра «Найди друзей».
– Поиграть хотите? Игра называется «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.
Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.
– Нужны слова-друзья? Для чего?
– Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.
– Теперь не страшно идти по лесу.
– А с кем мы встретились в лесу, вы сейчас узнаете. Для этого нужно разделиться на две группы и собрать из частей картинки. (Дети собирают лису и зайца.)
Слайд 22. Заяц и лиса.
– Что у первой группы получилось?
– Что у второй группы получилось?
– Лиса и заяц друзья?
– Нет, недруги и слова бывают недруги. На следующем занятии вы узнаете, какие это слова. Выбирают слова-друзья.
Делают вывод совместно с педагогом.
Из пазлов собирают животных: лису, зайца.
Работают в группах.
7. Подведение итогов занятия.
– Вам понравилось путешествие?
– С какими словами вы познакомились?
– Назовите слова – друзья.
Слайд 23. Настроение.
– Похлопайте, кому было интересно. Похлопайте, кому было грустно. Почему? – А теперь дети, которые были активными и внимательными, получат наклейки из мультиков. Дети делают вывод.
-На занятии мне понравилось потому, что…
– Мне было трудно потому, что…
– Мне было грустно потому, что…
Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы» Упражнения с именами существительными – синонимами Упражнение № 1 Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего.
Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной группы Цели: Обогащение двигательного и познавательного опыта детей за счет выполнения игровых заданий. Задачи: Оздоровительные: Создать положительный.
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Моё настроение» Занятие «Мое настроение» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное.
Конспект развивающего занятия для детей подготовительной группы Цель: развитие познавательных процессов детей подготовительной группы. Задачи: • Развивать мышление, память. • Развивать межполушарное.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Безопасность детей в холодный период года в группе и на улице» Программные задачи: 1) уточнить представление детей о правилах безопасности в холодный (зимний) период времени. 2) закрепить знания о нагревательных.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Моя малая Родина» Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через ознакомление с историей родного города. Задачи: 1. Познакомить.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Дымковская барышня» Конспект занятия для детей подготовительной группы Тема: «Дымковская барышня». Цель: познакомиться с изготовлением дымковской барышни,.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Весной в деревне» Программное содержание: Цель: Закрепление и формирование математических представлений через игру Задачи на развитие познавательных способностей:.
Конспект занятия для подготовительной группы «География для детей» В. Колокольчик нам поет Всех друзей к себе зовет! (Дети становятся в круг) В. Я рада, что мы снова вместе, начнем, как всегда, с нашей дружной.
Конспект занятия «Мои ручки» для детей подготовительной группы. Цель: дать детям представление о том, что руки – это верхние конечности человеческого тела с присущими им специфическими функциями. Задачи:.
Что такое синонимы? Определение и примеры
Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению.
Узнаем, что такое синонимы в русском языке.
Понятие о синонимах
Чтобы уметь пользоваться лексическим богатством русского языка, хорошо владеть речью, важно знание и правильное употребление лингвистических средств, создающих точную и логичную речь. Такими лексическими средствами языка являются синонимы, антонимы, паронимы, омонимы.
Например, падение снега в ветреную погоду можно обозначить словами-синонимами:
- метель
- пурга
- метелица
- вьюга
- буран
По словообразовательному составу выделяют синонимы однокорневые (следствие — расследование) и разнокорневые (слепой — незрячий).
В лексике русского языка различают виды синонимов:
- семантические
- стилистические
- абсолютные синонимы.
Семантические и стилистические синонимы
Семантические синонимы различаются только оттенками значения и образуют семантический ряд.
Семантический ряд
Синонимами являются слова:
- бой
- битва
- сеча
- сражение.
Они образуют семантический ряд, в котором стилистически нейтральное и наиболее общее по смыслу слово «бой» выступает в качестве главного. Существительные «битва» и «сражение» принадлежат книжному стилю. Слово «сеча» носит архаичный оттенок.
Синонимами бывают слова одной части речи, например:
- высокомерный, гордый, надменный, важный, спесивый;
- разрушать, ломать, громить, крушить;
- печально, грустно, невесело, тоскливо, нерадостно.
В синонимичном ряду «ломать», «разрушать», «громить», «крушить» отмечается нарастание действия по его интенсивности (ломать — крушить). Эти слова, отличающиеся оттенками значения, называются семантическими синонимами.
Слова, составляющие семантический ряд, могут иметь тончайшие оттенки в значениях, которые без контекста, как правило, не различаются. Вот, например, как Д. Фонвизин объясняет слова «ветхий», «древний», «старинный», «старый»:
Старо то, что давно было ново, старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленных веках… Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если скуп, то в сундуках его найдёшь много ветхого.
Стилистические синонимы принадлежат разным стилям речи, начиная со стилистически нейтрального и заканчивая просторечными словами, например:
- ходить, бродить, шататься, слоняться, шляться, таскаться;
- скупой, скряга, скупердяй, сквалыга, скаред, жадина;
- выговор, замечание, внушение, порицание, головомойка, нагоняй, нахлобучка, взбучка.
Очень важно чувствовать тончайшие смысловые и эмоционально- экспрессивные оттенки синонимов, чтобы наиболее точно выбрать слово и тем самым достичь точности выражения. Например, глагол «узнать» имеет большое количество стилистических вариантов:
- испытать, подвергнуться, испить чашу до дна ( книжн.);
- попробовать, испытать на собственной шкуре (разг.);
- изжить (уст.)
Стилистические синонимы, обозначая одно и то же явление действительности, имеют разную сферу употребления:
- провинция (нейтр.) — глухомань (разг.);
- отец (лит.) — батюшка ( устар.);
- печальный (нейтр.) — кручинный (нар.-поэт.).
Синонимы называются абсолютными, если разные слова обозначают одно и то же и не имеют ни семантических, ни стилистических различий:
- бегемот — гиппопотам;
- потому что — так как.
Контекстуальные синонимы
Особую группу составляют контекстуальные синонимы. Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит только в условиях определенного контекста. Вне этого контекста они не являются синонимами. В большинстве случаев контекстуальные синонимы имеют экспрессивную окраску. Их задачей является не назвать явление, признак или процесс, а охарактеризовать его. Например, в определенных контекстах глагол «говорить» (сказать) имеет синонимы:
- бросить
- проронить
- уронить
- брякнуть
- отколоть
- сморозить
- выдать
- загнуть
- ввернуть и пр.
Значение синонимов в речи
Синонимы призваны разнообразить нашу речь. Чтобы не повторяться, мы используем слово с тем же значением, но звучащее по-другому, то есть синоним. Иногда синоним нужен, чтобы подчеркнуть тонкое различие оттенка смысла, для более точного названия близких, но все же различающихся предметов, их свойств или действий.
- скучал по дому — скучал о доме;
- река течёт между крутыми берегами — между крутых берегов.
СИНОНИМЫ | АНТОНИМЫ |
---|---|
веселье – радость | грусть |
аккуратно – опрятно | неряшливо |
грусть – печаль | веселье |
гостеприимно – радушно | неприветливо |
громко – оглушительно | тихо |
Итак, синонимы используются в речи:
- для более точного выражения мысли (влажный и мокрый);
- для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся, шмякнулся, шлепнулся);
- как средство для преодоления неоправданного повтора одного и того же слова;
- как способ связи соседних предложений в тексте.
Примеры синонимов
- Родина — Отчизна — Отечество;
- взволновать — тронуть — потрясти;
- клевета — наговор — поклеп — напраслина — навет;
- понятно — толково — вразумительно;
- знаменитый — признанный — популярный — прославленный;
- близкий — ближний — соседний — близлежащий.
Фразеологизмы-синонимы
Синонимами могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы.
Сочетания «хоть пруд пруди», «тьма-тьмущая», «куры не клюют», «полон рот», «хоть отбавляй», «девать некуда» синонимичны наречию «много».
Слову «быстро» эквивалентно значение синонимичных устойчивых словосочетаний:
- во все лопатки;
- сломя голову;
- в мгновенье ока;
- высунув язык;
- со всех ног;
- во всю мочь.
Укажем примеры синонимичных пар фразеологизмов:
- сидеть сложа руки — бить баклуши;
- тянуть канитель — черепашьим шагом;
- намылить шею — продрать с песочком;
- водить за нос — втирать очки;
- стреляный воробей — тертый калач;
- кожа да кости — живые мощи;
- сложить голову — сыграть в ящик;
- не размыкать уст — набрать в рот воды;
- петь одну и ту же песню — крутить шарманку;
- дать импульс — внести свежую струю.
Благодаря синонимам, наша речь становится образной, выразительной и яркой.
Видеоурок на тему «Антонимы и синонимы»
Технологическая карта урока русского языка “Секреты речи. Синонимы”; 1 класс
Урок русского языка составлен для 1 класса системы развивающего обучения Л.В.Занкова, с учетом ФГОС НОО. Тема “Секреты речи. Синонимы”.
Цель: расширить и углубить знания о синонимах и об их употреблении в речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать понятие «синонимы».
- Функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов).
- Подбирать синонимы к данным словам.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- формировать чувства сопричастности к сохранению чистоты русского языка как средства общения;
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
- формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Планируемые результаты
(Формируемые УУД
Деятельность учителя
Создание условий для восприятия учебного материала.
Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.
(Личностные УУД).
Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД).
– Проверим готовность к уроку.
– Какие качества необходимы нам для работы на уроке?
Создать условия для мотивировки активной, осознанной деятельности учащихся
Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
(Личностные УУД).
Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.
(Коммуникативные УУД).
– Прочитайте предложение на доске.
Век живи – век учись.
– Объясните её значение.
– А вы знаете, что такое век? Сколько это лет?
– Пусть сегодняшний урок будет для вас очень познавателен, интересен. Я желаю вам новых знаний, новых открытий в науке – Русский язык.
Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.
(выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения и др.)
Создание условий для активизация опорных знаний, подведения учащихся к целеполаганию.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).
Принимаемся за работу.
– Посчитайте сколько раз встретился звук [в´] в этой поговорке?
– Дайте характеристику этому звуку.
– На минутке чистописания пропишем эту букву.
– Продолжим работу. Прочитайте слова на доске.
(огонь, дело, тоска, занятие, удача, грусть, непогода, успех, ненастье, пламя).
– Соотнесите пары слов.
– По какому признаку?
– Как называются слова разные по звучанию, но близкие по смыслу?
Формулирование темы и цели урока.
(поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др)
Вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока на основе выделения проблемы урока и алгоритма ее решения.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осознавать важность изучения материала. (Регулятивные УУД).
Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. (Личностные УУД).
Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. ( Познавательные УУД)
– Определите тему сегодняшнего урока.
– Верно. Мы продолжим работу, поэтому я вас поправлю. Секреты речи. Синонимы – так звучит наша тема.
– Тема для вас новая?
– Какие цели поставим на уроке? (Узнать больше о синонимах, учиться находить синонимы, подбирать синонимы, правильно записывать слова, предложения, работать с текстом).
Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий.
Создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
– Вы сказали, что тема для вас не новая. Что вы знаете о синонимах.
– Что это? (появляется карточка СИНОНИМЫ)
– Что вы знаете об этих словах? (появляется карточка СЛОВА, РАЗНЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ, НО БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ)
– Давайте попробуем определить следующий признак синонимов. Работа в парах.
– Ребята, работаем в парах. На карточке записаны слова. Прочитайте их. Выберите три слова – синонимы. Лишние зачеркните.
Назовите лишние слова.
– Задайте вопрос, определите часть речи.
– А вы знаете, что означает слово красный?
Углубление знаний по новому материалу.
Создание условий для расширения границ познания за рамки заявленной темы.
Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, осуществлять нравственно- этический выбор.
(Личностные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД)
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, у меть оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
(Коммуникативные УУД).
– Составьте словосочетания с этими словами.
– Запишите в тетрадь:
Красный свет, алый румянец (на щеках), огненный взгляд.
– Еще раз, на какой вопрос отвечают эти синонимы?
(появляется карточка СЛОВА ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС)
– Подумайте, для чего нужны в речи?
Я зачитаю вам предложения:
Он выбежал на лестницу весь красный от гнева, держа в руках старый, пыльный башмак.
Из-под всклокоченных волос его струился алый ручеёк кровь из раны превращала его чёрное, измученное лицо в какую-то ужасную маску.
Огонь заплясал по стволу, как отблески молнии по стеклу, и вот уже не ствол, а огненный столб пылал на террасе.
(появляется карточка Нужны, чтобы разнообразить нашу речь, сделать её красивее, богаче).
Создание условий для сохранения здоровья учеников
Осознание важности сохранения и улучшения здоровья.
(Личностные УУД).
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
И сказали три кота:
Закрепление изученного материала
Создание условий для применения имеющихся знаний, умений
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД)
Самостоятельная работа. Ситуация успеха.
(Личностные УУД).
Преобразовывают, вносят коррективы.
(Познавательные УУД).
Развивать способность к самооценке.
(Личностные УУД).
– Ребята садимся на свои места.
Ребята 1 и 2 варианта получают листок с заданием.
Прочитайте ряд синонимичных слов. Найди лишнее.
I вариант
Великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный.
II вариант
Храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый.
– Ученик 1, какое слово убрала ты? (Огромный)
– Проверяем через сигналы. (красный – нет, зелёный – да).
– Запиши на доске.
– Ученик 2, какое слово у тебя? (Мудрый)
– Проверяем через сигналы. (красный – нет, зелёный – да).
– Запиши на доске.
– Подберите синонимы к слову Огромный
– Подберите синоним к слову Мудрый
Работа с текстом.
Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!
И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать.
_ Это притча. Короткий назидательный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение. Владимир Даль толковал слово «притча» «поучение в примере». Притча схожа с басней.
Эта притча о справедливости.
– Найдите слова – синонимы.
– Отыщите словах орфограммы. Обозначьте.
Создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД)
– Назовите тему нашего урока.
– Какие цели мы поставили перед собой?
– Достигли ли мы своей цели?
Рефлексия результатов деятельности;
(способов деятельности;
эмоционального состояния и настроения.)
Создание условий для самоанализа своей деятельности
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
– Ребята, оцените свои знания. Поместите драгоценные камни знаний в ларец знаний, сделав выбор.
Зелёный камень – выбирают ребята, которые уверены, что синонимы они знают и умеют отыскивать в тексте, умеют подбирать синоним к слову.
– Жёлтый камень – выбирают ребята, которые получили знания по синонимам, но у них возникают вопросы по поиску слов – синонимов.
– Фиолетовый камень – выбирают ребята, которым эта тема сложна. Им требуется помощь.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.