Человеческая открытость миру как синоним незащищенности
Рассказы В.М.Шукшина
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме
Презентация к урокам литературы в 6 классе по рассказам В.М.Шукшина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shukshin6.pptx | 1.45 МБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.М. Шукшин Особенности героев-«чудиков» в рассказах «Чудик» и «Критик». Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Презентацию составила: Гурьева К.С., учитель литературы
Василий Макарович Шукшин (1929-1974) Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин ( 1912—1933 ) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова) (1909 – 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Во втором браке – Куксина . Несмотря на все трудности, она дожила до глубокой старости.
Жизнь и творчество В 1954 году Шукшин поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, заканчивает его в 1960 году (мастерская Ромма ). В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде – изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.
Жизнь и творчество Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М . Хуциева «Два Фёдора» и опубликовал свой первый рассказ «Двое на телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают», Шукшин выступил, как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. 2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма « Они сражались за Родину », на теплоходе «Дунай». Первым обнаружил его близкий друг Георгий Бурков. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище.
Творческое наследие В.М. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но оставил богатое творческое наследие. Он был писателем, сценаристом, режиссером, актером. Фильмы с его участием «Ваш сын и брат», «Калина красная», «Странные люди», «Печки-лавочки», созданные более 30 лет тому назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей. Главная тема его творчества – судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.
Словарная работа Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих. Чудик (прост.) – то же, что и чудак. (по словарю С. И. Ожегова)
Рассказ «Чудик» (1967) Почему жена называла главного героя Чудиком? Примеры из текста.
Работа с текстом Эпизод «В магазине» Эпизод «В поезде» Эпизод « В аэропорту» Эпизод « В гостях у брата» Эпизод « Возвращение домой»
Эпизод «В аэропорту» «В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка ». Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: – Составьте иначе. Вы взрослый человек, не в детсаде. – Почему? – спросил Чудик. – Я её всегда так пишу в письмах. Это ж моя жена. Вы, наверное, подумали.. – В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст. Чудик переписал: «Приземлились. Всё в порядке. Васятка .» Телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились» и « Васятка ». Стало: «долетели» и «Василий». ».
Эпизод «Возвращение домой» Чувство свободы и счастья охватывает героя, когда ноги его коснулись родной земли. Он дома, он радуется, как радуются радуге, которая появляется после дождя. На родине Чудик чувствует себя частью прекрасного мира природы, поэтому он естественен и счастлив. Это его мир, и в нём он может быть самим собой. Василий Князев не требует многого от жизни, от людей, живущих с ним рядом. Главное для него – это жить по законам совести, добра и красоты. Его пристрастия и мечты свидетельствуют о решительной и склонной к авантюрам натуре. Эти качества героя – чудинки – его украшение, его богатство. Об этом хотел сказать читателям писатель.
Рассказ «Критики» (1964) Запишите синонимы к данному слову .
Словарная работа Критики (критик), – а,м . 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)
Вопросы Кто герои рассказа? Как вы думаете, почему так называется рассказ ? Что объединяло Петьку и дедушку? О чем говорит дружба Петьки и деда? В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали? (Дед жаждал правды, он борется за правду.) Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?
Вопросы Почему так ведет себя дед? Как поступают взрослые? Муж тети? Как поступает тетя? Как поступает отец Петьки? Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?
Выводы Почему этот текст вызывает у вас улыбку? Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку? Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему же рассказ называется «Критики»? Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин?
Своеобразие шукшинских рассказов Отражение жизни в движении. Деловитость, собранность. Начало простое, уверенное, динамичное. Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания. Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах, поступках. Постоянная сюжетная ситуация — встреча. Концовка рассказа открыта.
Практическое задание Н айдите в тексте просторечные слова. В рассказе немало смешного. Приведите примеры. 1 вариант – «Чудик», 2 вариант – «Критики»
Практическое задание Нужны ли такие люди, как Чудик, в современном обществе ?
Домашнее задание Посмотреть фильм «Странные люди» (1969) и написать отзыв (минимальный объем – 1 страница) Прочитать рассказ «Срезал» или «Микроскоп » и написать отзыв (минимальный объем – 1 страница)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок “Срезал ли?” (встречая героя рассказа В.М. Шукшина “Срезал”) 6класс
Урок литературы 6 классТема: «Срезал ли?» (встречая героя рассказа В.М. Шукшина «Срезал»)Цель: создание мотивационной среды для дальнейшего изучения рассказа и других произведений писателя.Задачи:Учит.
Проект урока литературы Тема: «Эмоционально – образный анализ рассказа В.М.Шукшина «Дядя Ермолай»
Цель: формирование эмоционально-образного восприятия рассказа В.М.Шукшина.
Исследовательская работа “Традиции русской литературы в рассказах В.М.Шукшина”
В данной исследовательской работе рассматривается тема наследия и развития традиций русских классиков в творчестве В.М.Шукшина, анализируется своеобразие проблемати.
Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме “Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина “Дядя Ермолай”(с применением интернет-ресурсов)
Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек.
учебная презентация к рассказу В.М.Шукшина “Обида”.
Презентация к рассказу В.М.Шукшина “Обида” выполнена ученицей 11 класса Рубиной Анной. В работе дается характеристика главных героев произведения и определяются поставленнные автором проблемы, Данную .
Урок 11 класс “Концепция личности в рассказе В.М.Шукшина”
Урок 11 класс “Концепция личности в рассказе В.М.Шукшина”Эпиграф урока: «Не особенные люди, а особенное в людях»Дидактическая цель: создание педагогических условий, обеспечивающих эффективное раз.
Сценарий спектакля по рассказу В.М. Шукшина «Одни»
Сценарий поможет подготовить постановку для школьного театра или конкурса.
“Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ “Срезал”
6г литература
Тема: Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».
Цели урока:
Образовательные: совершенствовать умение анализировать художественное произведение, оценить авторскую позицию и образно – символическую насыщенность повествования, исследовать проблемы социального и нравственного зла, выявить причины падения нравственного уровня в народе, выяснить нравственные основы, определяющие способность человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными.
Развивающие: развивать наблюдательность и аналитичность; развивать ассоциативное и творческое мышление; развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательные: формировать у учащихся высокие нравственные качества: доброту, нетерпимость ко злу во всех его проявлениях, чувство единения с окружающими людьми.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Приветствие, настрой на урок
Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы продолжаем работу, начатую на прошлом уроке по рассказу В.М.Шукшина (на предыдущем уроке текст рассказа прозвучал в чтении учителя и сопровождался словарной работой)
Составленный мини-словарь ( Приложение 1 )раздаётся на парты)
2. Представление результатов домашнего задания по выявлению первичного восприятия текста рассказа “Срезал” (на слайдах)
Ребята, дома вы письменно отвечали на 2 вопроса:
– О чем рассказ?
– Как я понял его смысл?
Результаты ваших работ представлены на слайдах. ( Приложение 4 )
О чем рассказ? (слайд 4):
– “о том, как Глеб Капустин пытался срезать кандидата-филолога”;
– “о словесной дуэли”;
– “о том, как Глеб Капустин не может сделать свою жизнь лучше и поэтому мстит состоявшимся людям, приезжающим из города в их деревню”.
Зачитывают авторы строк
Задание: подпишите раздаточные листы ( Приложение 2 ) и поставьте, пожалуйста, цифру 1 напротив версии, которая ближе вам, которую вы считаете самой правильной.
Отмечают на листе правильные, на их взгляд, ответы.
· Вопросов было два, а вариантов версий много.
Как доказать, чья версия верна?
– Необходимо проанализировать рассказ, чтобы прийти к общему мнению.
3. Формулировка задачи урока.
· Сформулируйте задачу урока
Раскрыть смысл рассказа, т.е. понять автора: что хотел сказать читателю и как он это сделал (какие способы использовал).
4. Работа с названием рассказа.
– С чего начинается произведение?
(Заголовок – окошко для взгляда вперёд:
Посмотри и подумай – что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова,
Эти слова – всему голова.)
– С названия – заголовка.
– Как автор озаглавил свое произведение?
– СРЕЗАЛ
– Как вы определили лексическое значение этого слова?
– “показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента”
– Кто срезал?
– Кого? (фиксирую на доске)
5. Выявление конфликта произведения.
– У нас получились 2 группы людей, как их можно назвать одним словом?
– Деревенские и городские
– Какие отношения между этими группами людей?
– Конфликт – основа развития сюжета любого эпического произведения:
нет конфликта – нет сюжета.
– В чем он состоит?
– Это конфликт внешний, который лежит на поверхности, мы сразу его видим, читая рассказ, но за ним стоит более глубокий, скрытый конфликт, о котором хотел сказать автор, используя данных, выдуманных им героев и данную, выдуманную им ситуацию.
– Глеб хотел срезать кандидата: “люблю по носу щелкнуть – не задирайся…” (стр.163);
– “нас, конечно, можно тут удивить: подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов. Но…здесь можно удивить наоборот…” (стр. 162).
Задание: на раздаточных листах ( Приложение 2 ) поставьте цифру 2напротив версии – ответа на вопрос, которую считаете правильной (рефлексия понимания рассказа после анализа) или допишите свою.
11. Домашнее задание.
Написать развернутый ответ на вопросы:
· Письменное размышление на тему: “Что мне помог понять рассказ “Срезал”
– Закончить урок хочется словами Василия Макаровича Шукшина:
“Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножечко добрее быть…”.
Спасибо за урок.
Просмотр содержимого документа
«”Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ “Срезал”»
6г литература
Тема: Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».
Образовательные: совершенствовать умение анализировать художественное произведение, оценить авторскую позицию и образно – символическую насыщенность повествования, исследовать проблемы социального и нравственного зла, выявить причины падения нравственного уровня в народе, выяснить нравственные основы, определяющие способность человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными.
Развивающие: развивать наблюдательность и аналитичность; развивать ассоциативное и творческое мышление; развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательные: формировать у учащихся высокие нравственные качества: доброту, нетерпимость ко злу во всех его проявлениях, чувство единения с окружающими людьми.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Приветствие, настрой на урок
Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы продолжаем работу, начатую на прошлом уроке по рассказу В.М.Шукшина (на предыдущем уроке текст рассказа прозвучал в чтении учителя и сопровождался словарной работой)
Составленный мини-словарь (Приложение 1)раздаётся на парты)
2. Представление результатов домашнего задания по выявлению первичного восприятия текста рассказа “Срезал” (на слайдах)
Ребята, дома вы письменно отвечали на 2 вопроса:
– О чем рассказ?
– Как я понял его смысл?
Результаты ваших работ представлены на слайдах. (Приложение 4)
О чем рассказ? (слайд 4):
– “о том, как Глеб Капустин пытался срезать кандидата-филолога”;
– “о словесной дуэли”;
– “о том, как Глеб Капустин не может сделать свою жизнь лучше и поэтому мстит состоявшимся людям, приезжающим из города в их деревню”.
Зачитывают авторы строк
Задание: подпишите раздаточные листы (Приложение 2) и поставьте, пожалуйста, цифру 1 напротив версии, которая ближе вам, которую вы считаете самой правильной.
Отмечают на листе правильные, на их взгляд, ответы.
Вопросов было два, а вариантов версий много.
Как доказать, чья версия верна?
– Необходимо проанализировать рассказ, чтобы прийти к общему мнению.
3. Формулировка задачи урока.
Сформулируйте задачу урока
Раскрыть смысл рассказа, т.е. понять автора: что хотел сказать читателю и как он это сделал (какие способы использовал).
4. Работа с названием рассказа.
– С чего начинается произведение?
(Заголовок – окошко для взгляда вперёд:
Посмотри и подумай – что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова,
Эти слова – всему голова.)
– С названия – заголовка.
– Как автор озаглавил свое произведение?
– Как вы определили лексическое значение этого слова?
– “показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента”
– Кто срезал?
– Кого? (фиксирую на доске)
5. Выявление конфликта произведения.
– У нас получились 2 группы людей, как их можно назвать одним словом?
– Деревенские и городские
– Какие отношения между этими группами людей?
– Конфликт – основа развития сюжета любого эпического произведения:
нет конфликта – нет сюжета.
– В чем он состоит?
– Это конфликт внешний, который лежит на поверхности, мы сразу его видим, читая рассказ, но за ним стоит более глубокий, скрытый конфликт, о котором хотел сказать автор, используя данных, выдуманных им героев и данную, выдуманную им ситуацию.
– Глеб хотел срезать кандидата: “люблю по носу щелкнуть – не задирайся…” (стр.163);
– “нас, конечно, можно тут удивить: подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов. Но…здесь можно удивить наоборот…” (стр. 162).
Задание: на раздаточных листах (Приложение 2) поставьте цифру 2напротив версии – ответа на вопрос, которую считаете правильной (рефлексия понимания рассказа после анализа) или допишите свою.
11. Домашнее задание.
Написать развернутый ответ на вопросы:
Письменное размышление на тему: “Что мне помог понять рассказ “Срезал”
– Закончить урок хочется словами Василия Макаровича Шукшина:
“Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножечко добрее быть…”.
Конспект урока по литературе на тему: “Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина.” (6 класс ФГОС)
Тема: Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: рассказать о жизни и творчестве В.М. Шукшина; дать понятие о шукшинском герое – “чудике”.
Задачи урока: а) образовательная – познакомить с творчеством Шукшина; показать нравственные идеалы писателя; совершенствовать навыки анализа текста;
б) развивающая – развитие способности анализировать информацию; сравнивать и делать выводы; устанавливать взаимосвязь с современными событиями; развитие творческих способностей учащихся; связной монологической речи;
в) воспитательная – воспитание чуткости, доброты, гуманного отношения к людям, чувства справедливости, честности, правды, совести; воспитание чувства любви к Родине, патриотизма.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: ориентация в особенностях социальных отношений.
Метапредметные –
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания.
Коммуникативные: проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь.
Предметные: роль речевых характеристик в создании образов героев.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
I . Оргмомент. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
II. Объявление темы и целей урока.
III. Работа над темой урока.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы поговорим о тех вопросах, которые поставил Василий Шукшин, и решать которые завещал нам. Также мы поговорим об уроках Шукшина: о способе жить в искусстве, о позиции художника. Его творчество зовёт к спору, к обсуждению.
2. Биографические сведения.
Василий Макарович Шукшин, работая над романом о Степане Разине “Я пришёл дать вам волю”, отыскал в русской истории историю своего крестьянского рода. Оказывается, у реки Суры, притока Волги, есть свой маленький приток – речка Шукша. Отсюда, из Поволжья переселились в 19 веке на Алтай предки писателя – Шукшины.
А он родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. И был ещё совсем маленьким, когда арестовали отца по обвинению в пособничестве врагам Советской власти. В 1956 году Макар Шукшин был посмертно реабилитирован – как и многие, безвинно пострадавшие в то время. Вырастила Васю и его сестрёнку Наталью мама – Мария Сергеевна. На короткий срок у детей появился отчим, по воспоминаниям Шукшина, – добрый человек. Отчим погиб на войне. Нежнейшую любовь к матери Шукшин пронёс через всю свою жизнь.
В 1943, военном году он закончил сельскую семилетку и поступил в Бийский авиатехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки, стал рядовым колхозником, на все руки мастером. Однако в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить сына в самостоятельную жизнь.
С 17 лет Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках в Подмосковье – рабочие тогда требовались повсюду. Он пробовал поступить в военное авиационное училище, в автомобильное – через военкоматы. Не получилось. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу – на флот. Он служил сначала на Балтике, потом – в Севастополе: старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку. О том, что книги выстраивают целые судьбы, Шукшин написал, уже став известным писателем.
После демобилизации он вернулся в Сростки – очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом: “Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал”. В Сростках, очевидно, не хватало учителей – Шукшин недолгое время преподавал в тамошней вечерней школе русский язык и литературу и сохранил светлую память о том, как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки.
(Из статьи В.Шукшина “Монолог на лестнице”) “Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье”.
Весной 1954 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну денег на дорогу в Москву, продала тёлочку. О том, как Шукшин поступил в институт кинематографии, существует немало легенд.
(Из воспоминаний Шукшина) “Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приёмной комиссии… Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе.”
“ Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла ещё отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает Михаил Ильич.
Председатель комиссии иронически спросил:
– А где он сейчас живёт?
В комиссии все затихли.
Виссарион Григорьевич? Помер, – говорю, и стал излишне горячо доказывать, что Белинский “помер”. Ромм всё это время молчал и слушал. На меня смотрели всё те же бесконечно добрые глаза. Мне везло на умных и добрых людей”.
Ещё студентом Шукшин отснял курсовую работу по своему сценарию, сам играл и режиссировал. Студентом получил первую большую роль в кино – солдат Фёдор в фильме Марлена Цухиева “Два Фёдора” (1959). Последняя его роль – Лопахин в фильме Сергея Бондарчука “Они сражались за Родину” (1974). Первая режиссёрская работа в кино – фильм “Живёт такой парень” (1964). Последняя – “Калина красная” (1973). Первый появившийся в печати рассказ – “Двое на телеге” (1958). Первая книга – сборник рассказов “Сельские жители” (1964).
Василий Макарович Шукшин скончался в ночь на 2 октября 1974 года от сердечного приступа в каюте теплохода, служившего плавучей гостиницей для участников съёмок фильма “Они сражались за Родину”. В 2002 году почитатели Шукшина спасли старый теплоход от списания в металлолом, отремонтировали и дали ему имя – “Василий Шукшин”.
3. Проблема города и деревни в творчестве Шукшина.
Характерная для рассказов Шукшина коллизия — столкновение «городского» и «деревенского» — не столько выявляет социальные противоречия, сколько обнаруживает конфликтные отношения мечты и реальности в жизни «маленького человека». Исследование этих отношений и составляет содержание многих произведений писателя.
Русский человек в изображении Шукшина — человек ищущий, задающий жизни неожиданные, странные вопросы, любящий удивляться и удивлять. Он не любит иерархию — ту условную житейскую «табель о рангах», согласно которой есть «знаменитые» герои и есть «скромные» труженики. Противясь этой иерархии, шукшинский герой может быть трогательно-наивным, как в рассказе «Чудик», невероятным выдумщиком, как в «Миль пардон, мадам!», или агрессивным спорщиком, как в рассказе «Срезал». Такие качества, как послушание и смирение, редко присутствуют у персонажей Шукшина. Скорее наоборот: им свойственны упрямство, своеволие, нелюбовь к пресному существованию, противление дисциллированному здравомыслию. Они не могут жить, не «высовываясь».
4. Анализ произведений.
Некоторые критики считают, что писателю свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях, а к городу и горожанам относился отрицательно.
– Вы согласны с этим мнением?
Поговорим о героях рассказа “Сельские жители”. Какие поступки совершают герои и как к ним относится автор?
Писатель сочувствует им.
Василий Князев в рассказе «Чудик» едет в город навестить брата, где столкнулся со злобой и завистью жены брата, которая тоже когда-то приехала из деревни. Как вы думаете, это город сделал её плохой?
Докажите свою точку зрения.
«Срезал» – один из самых ярких и глубоких рассказов Шукшина.
Центральным персонажем рассказа Глебом Капустиным владеет «пламенная страсть» — «срезать», «осаживать» выходцев из деревни, добившихся жизненного успеха в городе.
Здесь показаны деревенский мужик и городской житель. Как к ним относятся деревенские мужики? А вы кому из героев симпатизируете?
Главное для Шукшина – не где человек живёт, а как он живёт и какой это человек. Главное – иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел.
Приведу пример. Видим мы в окружающей жизни что-то дурное – и привычно твердим: “пережитки прошлого в сознании людей”, “тлетворное влияние Запада”. А Шукшину хватило смелости посмотреть в лицо жизни. И вот со страниц рассказа “Обида” раздался горестный крик Сашки Ермолаева “До каких пор мы сами будем помогать хамству. Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто нам их не завёз, не забросил на парашютах..”
В. Шукшина не пугают резкие, неожиданные поступки героев. Бунтовщики нравятся ему, потому что эти люди на свой несуразный лад защищают человеческое достоинство.
Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В. Шукшин писал: “Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть ещё отношения “интимные” – письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т.п. А чего они требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живёт за стенкой сосед, который грубит, выпивает по выходным (иногда – шумно), бывает, ссорится с женой.. В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба: благодарен будет, всплакнёт у телевизора, умилённый, и ляжет спать со спокойной душой”. В.Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.
Шли по стране его прекрасные фильмы: “Живёт такой парень”, “Печки-лавочки”, “Калина красная”. Со страниц журналов смотрели на нас его герои: шофёры, колхозники, шорники, паромщики, сторожа. Страна узнавала себя в его героях и полюбила Шукшина.
Шукшин всегда с огромной любовью, нежностью, благодарностью и в то же время с чувством какой-то вины пишет о матери.
Вспомним сцену свидания Егора Прокудина с матерью (“Калина красная”)., комментируем её. Отмечаем, что играет мать Егора не профессиональная актриса, а простая деревенская женщина.
– Почему режиссёр принял такое решение – утвердить на роль матери непрофессиональную актрису?
Что хотел сказать Шукшин в “Калине красной”, убивая Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни, да? (Мне кажется, что В. Ш. хотел сказать, что за всё в жизни надо платить. Иметь возможность уважать себя и чувствовать к себе уважение людей – на ото порой уходит вся жизнь. Не одно поле надо вспахать, не один поступок нужно совершить. И Егор это понял.)
При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь, когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дёргаться, сплю с зажатыми кулаками. Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения”.
А теперь мы поговорим о своеобразном подходе Шукшина к проблеме положительного героя.
– Вы заметили, что у него нет положительного героя? А нужен ли он?
Сам Шукшин писал об этом с юмором: “Допустим, вышел молодой человек из кинотеатра и остановился в раздумье: не понял, с кого надо брать пример, на кого быть похожим. На кого быть похожим? На себя. Ни на кого другого ты всё равно не будешь похожим”. В. Шукшин и предлагает нам подумать о самих себе.
Остановимся на рассказе “Энергичные люди”. Каких героев показывает нам автор? Почему он их так называет? По какому принципу строятся их отношения? (“Ты – мне, я – тебе”).
Из рабочих записей Шукшина.
“ Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь”.
“ Добрый, добрый.. Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”
“ Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”.
“ Я – сын, я – брат, я – отец. Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно – уходить”.
IV. Итог урока. 1) Напишите сочинение-эссе: «Чему научили меня герои рассказов Шукшина».
2) Заключительное слово учителя.
Нет с нами больше писателя – Василия Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.
И вновь вспоминаются слова писателя: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”.
3) Рефлексия .
– Что нового узнали на уроке? Чему научились?
V. Д/з. С. 139 – 157 читать, пересказывать, отвечать на вопросы.
Урок «Раскас» и русская сказка
Урок «Раскас» и русская сказка
Цель: развитие представлений о творчестве в контексте развития отечественной культуры;
Задачи: овладение умениями анализа рассказа в единстве формы и содержания с учетом мифопоэтического подхода к анализу художественного
выявление специфических особенностей рассказа Шукшина и черт, роднящих его со сказкой; человеческая открытость героя миру как синоним незащищенности;
воспитание гражданской позиции, гуманистического мировоззрения, любви и уважения к ценностям отечественной культуры.
Оборудование: портрет писателя, выставка его произведений, презентация
Слова , используемые в презентации:
«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость доброта».
«Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.»,
«Если конкретизировать и искать дальше истоки того творческого пути, которым иду, то они, конечно, лежат в искусстве устного рассказа… Всегда в таких рассказах была цель, какая-то прямая жизненная необходимость. Рассказывали так, чтобы слушатели решительно все поняли. Но простая и доступная форма – не значит унылая и серая. Тут… всегда был свой неожиданный прием, свой особый фокус».
Виды деятельности: работа в группах, индивидуальные задания учащихся, работа со словарями.
I. ОРГМОМЕНТ (Объявление темы, работа по формулированию целей урока ведется совместно с детьми при помощи таблицы;
Дети самостоятельно заполняют колонки № 1 и 2 таблицы, затем идет корректировка цели с помощью учителя; 3-я колонка заполняется в ходе урока)
II. СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ (слайды 1-8)
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло.
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков.
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки-
Это родина Шукшина.
Ученик. (Из автобиографии В. Шукшина. )
– Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители – крестьяне. В1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую его судьбу не знаю. В 1956 году он посмертно полностью реабилитирован. В1943 году окончил сельскую семилетку. Работал в колхозе, потом, в 1946 ушел из деревни. Работал в Калуге, во Владимире, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком… В 1949 году был призван во флот…служил на Черном море. После демобилизации приехал домой. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом – аттестат. После этого работал учителем вечерней школы рабочей молодежи… Затем все бросил и уехал в Москву в Литературный институт. Правда, туда меня не приняли – за душой не было ни одной строки: поступил на режиссерский факультет в мастерскую .
– В Москве Шукшин остался, чтобы «завоевать Москву», добиться славы и известности. Но его цель – не просто литературная и кинематографическая слава. Его цель – прежде всего! – добро, которое можно сделать литературой и кино. Творчество Шукшина многогранно: он писал киноповести и сказки, романы и публицистику, был режиссером и актером, но, пожалуй, популярность ему принесли именно рассказы. Шукшин – человек в высшей степени совестливый, умеющий критически относиться не только к другим, но и к себе. Он был очень неудобен.
В искусстве уютно
быть сдобною булкой
но так не накормишь
Шукшин был горбушкой
с калиною красной
без которой немыслим народ…
Е. Евтушенко «Памяти Шукшина»
Учитель обращает внимание детей на слова, написанные на слайде 9: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость доброту.» (), говорит о близости творчества Шукшина фольклору.
III. РАБОТА С ТЕКСТОМ. АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МОТИВОВ РУССКОЙ СКАЗКИ.(слайды 10-13)
(Работа в группах, задание получает каждая группа.)
– Намеренное ошибочное написание. Шукшин ищет как будто самый короткий путь к массовому читателю. Заголовки рассказов сами кричат: я – твой друг, иди сюда, что-то расскажу – «раскас». Это не какая-нибудь занудная литературщина, это не «рассказ», это «нашенское», смешное, вроде анекдота, или вообще житейская сплетня: «От Ивана Петина ушла жена».
-«Раскас», сказка (устно говорить, сказывать). Учитель обращает внимание на слова Шукшина о народном устном сказе, написанные на плакате.
2. Экспозиция рассказа (зачин)1 ГРУППА (слайд 10)
– Какое событие является завязкой действия (зачином)? /Возвращение Ивана из дальнего рейса. Слово Reise в немецком языке имеет значение «дальнее путешествие». Известие о бегстве жены, полученное из записки/. С какой целью автор затормаживает действие? /«ушла жена», «как ушла!», «сбежала с офицером» Важно, как ушла/
– Кто является главным героем рассказа? /Говорящее имя Иван: Иван-царевич, богатырь, славный труженик – Иван-дурак, пенек./
– Обычно в сказках в качестве героя выступает человек, не подающий надежды. А здесь? / Иван – дурак – Иван-«пенек», сравните лексическое значение слов дурак, пенек/
– Портрет героя/возрастные характеристики (лыс, стар – лыс, как пень, старый пень), «не по-деревенски изрядно лыс»- значение ряженности, шутовства – шут, дурак. /Иван-мужик, крестьянский сын – Иван-шут гороховый, не «мужик»/
– Анализ лексики начала рассказа, возвращающей нас к старой доброй сказке/ архаичное слово «отомкнул». См. у Даля: «Ларец без замка, без ключа, да с потайкой. Отомкни-ка его»; думать, не думалось; молчаливый, неласковый, невеселый» Сравните: «Что не весел, буйну голову повесил».
– Горевание героя, узнавшего о похищении жены – красавицы. Как долго тоскует герой?/Два дня не находил себе места. На третий день сел писать рассказ в районную газету./
Таким образом, уже в самом начале рассказа отчетливо слышны функциональные мотивы русской сказки с ее традиционным героем – Иваном:
/Выполняется запись в тетради/
1.Возвращение Ивана из дальнего путешествия
2.Открытие некой тайны.
3.Похищение красавицы-жены.
4.Горевание. Дума.
3.Действие героя. Рассказ Ивана Петина. /2 группа анализирует «раскас» Ивана/(слайд 11)
– Какое решение обычно предпринимает герой сказки? А здесь? /Вместо активного действия – поиска похищенной жены, подвигов в борьбе с соперником – Иван «сел писать рассказ в районную газету»./
– Почему именно такой шаг предпринимает наш герой? /Жанром новой мифологии, по всей видимости, служит газета, куда Иван пишет свой «раскас», следуя известным жанровым образцам: «Он частенько читал в газетах рассказы людей, которых обидели ни за что» Поэтому на замечание редактора «Это не рассказ», он возражает: «Почему? Я читал, так пишут». Пародией на стиль газеты и ее «сказочный» жанр – «письма трудящихся»- является «Раскас» Ивана Петина./
– Что узнаем мы о субъектах истории, рассказанной героем?
в жанре русской сказки
Я не лиходей людям
сердце к ей приросло
при жене ни разу не матернулся
описывается в терминах романа.
Действия до исходной ситуации и после нее:
ушла от Ивана Петина
сделала финт ушами
уехала куда глаза глядят
не вытерпела – «потиряла голову»
сбежала с офицером/признаки безрассудности и скрытой уловки/
«пошла в культ прасвет школу»
ходила в клуб, боготворила репетиции – обозначение культурности героини с резко сниженной оценкой.
описан скупой лаконичной прозой, функция ограничена
одним эпизодом, он не инициатор действий, его роль пассивна: «Приехало в село
небольшое воинское подразделение с офицером»
Помощник совхозу – соперник Ивану.
Таким образом, выявляется еще одна функциональная особенность сказки (запись в тетради и на доске) 5. Действия героя после узнавания тайны.
4.Иван идет со своим рассказом в редакцию./анализирует эпизод 3 группа/(слайд 11)
– Роль пейзажной зарисовки/Душевное состояние героя находится в диссонансе с природой: ласковая весна – «глаза бы ни на что не глядели»/
– Встреча с женщиной, стерегущей «заветное» место
– Редактор/рыбак, расставляющий Переметы на пути героя/Отношение редактора к истории Ивана, запрет, смена настроения, сочувствие герою, желание помочь/
– Зачем Ивану нужно, чтобы его история была непременно напечатана? / «Пускай они прочитают», «Я найду их …И пошлю» – не подвиг чести, а всего лишь желание «послать им» свой «раскас». «Им совестно станет» Обнаруживается незащищенность героя, развенчивается романическое в Иване./
6. Путь и препятствия на пути. ( запись в тетради)
5. Финал рассказа/анализирует эпизод 4 группа/(слайд 12)
– Каков обычно финал сказок? /Сказка обычно заканчивается счастливым финалом с победой Добра и всенародным Пиром/.
– Что мы видим у ШУКШИНА? /Прочтение финала анализируемого рассказа./Почему именно так автор заканчивает свое произведение?/ Желанное равновесие в душе героя не наступило, поэтому вместо пира – горькое «кабацкое» застолье: «Он направился прямиком в чайную. Там взял полкило водки, выпил сразу, не закусывая, и пошел домой»/
7. Пир. Горькое застолье. (продолжение записи)
– Перечитаем последнюю картину финала: «Он шел и молча плакал. Встречные люди
удивленно смотрели на него. А он шел и плакал. И ему не было стыдно. Он устал » Что можем мы сказать о герое, прочитав эти строки?/Так плакать, не стыдясь своих слез, могут только дети или «сказочные» Иванушки. Это позволяет предположить стойкое сосуществование «мифа» и «реальности», или вернее, реальное существование новых мифов, героем которых является Иван Петин.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
– Слово учителя о проделанной на уроке работе, о мифологичности литературы, народности творчества , который выступает разведчиком и хранителем народных богатств. Доказательство тому результаты нашей работы с текстом одного рассказа писателя.
Дети зачитывают конспект урока (Запись в тетрадях) (слайд 13)
Функциональные мотивы русской сказки в рассказе :
1.Возвращение Ивана из дальнего путешествия
2.Открытие некой тайны.
3.Похищение красавицы-жены.
4. Горевание. Дума.
5.Действия героя после узнавания тайны.
6. Путь и препятствия на пути.
7. Пир. Горькое застолье.
Учитель вновь обращает внимание на слова самого писателя (плакат)
Таким образом, Шукшин видел жизненную необходимость рассказа, как и всего искусства, в пробуждении самосознания народа – заставить его увидеть себя в зеркале рассказа, припасть к живому еще источнику народной культуры, родной почвы.(слайд 14)
– Домашнее задание. Прочитать один из рассказов . (слайд 15)
Написать сочинение на одну из тем: «Пенек в школе, семье, обществе» (эссе)
. «Шукшин. Каким я увидел его сегодня»
«Мой любимый рассказ »
«Какие чувства вызывает Иван Петин?»
Список использованной литературы(слайд 17)