Азбука синонимов как играть
Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами
Ирина Четвернина
Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами
Воспитатели: И. А. Четвернина
Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, это возможно по средствам разнообразных игр, игровых методик, разработанных с учетом интересов детей данного возраста.
Считается, что речевое общение детей со взрослыми является источником познания маленьким ребенком окружающего мира. Детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.
Основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду: развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.
Однако известно, что умение играть (особенно это относится к ранним этапам дошкольного детства) возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Таким образом, тема актуальна тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.
Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста
С. Л. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлеченного из контекста речи, но формы связности в ходе развития меняются. «Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя»
Речь, по его мнению, может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы понять эту речь, нет необходимости специально учитывать ситуацию, в которой она произносится, все в ней понятно для другого из самого контекста: это контекстная речь. А речь маленького ребенка, подчеркивал Рубинштейн, сначала отличается обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого – такого «контекста», на основании которого можно было бы ее понять, поэтому и необходимо учитывать конкретную ситуацию, в которой находится и говорит ребенок. Смысловое содержание речи становится понятным в связи с этой ситуацией: это ситуативная речь.
Когда у ребенка развивается связная контекстная речь, она не вытесняет ситуативную, и ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и от характера самого общения. Таким образом, к контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы ситуации, и это изложение предназначается для широкого круга слушателей или читателей.
Речь ребенка носит сначала ситуативный характер, но по мере того как в ходе развития изменяются содержание и функции речи, ребенок в процессе обучения овладевает формой связной контекстной речи. Особенности ситуативной речи младших дошкольников проявляются в разной мере и зависят от содержания, от характера общения, а также от индивидуальных особенностей ребенка и от того, насколько он знаком с литературной речью.
Итак, поначалу речь ребенка связана с ближайшей действительностью, она рождается из той ситуации, в которой он находится, и целиком связана с ней. Вместе с тем это разговорная речь, она направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, т. е. ситуативная форма, соответствует основному содержанию и назначению.
Контекстной речью ребенок овладевает в процессе обучения. У него вырабатывается потребность в новых речевых средствах, в новых формах построения – это зависит от содержания речи и характера общения.
Результат обучения связной речи зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Поэтому очень важно вовремя организовать развивающий потенциал среды. Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребенок в процессе обучения, – от этого зависит общее развитие ребенка, его способность к обучению в школе.
Психологи отмечают взаимоотношение речевых умений разной степени сложности в такой последовательности. В ранней детской речи – ситуативная связанность высказываний. Содержание речи понятно собеседнику лишь в том случае, если он знаком с ситуацией, о которой рассказывает ребенок. Затем речь ребенка становится контекстной, т. е. ее можно понять в определенном контексте общения. С того момента когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений. Дальнейшее усложнение детской речи идет по нескольким путям. Происходит последовательное осознание ребенком своей речи, а затем вычленение ее компонентов.
В дальнейшем, когда перед ребенком встает задача обучения грамоте, у него формируются умения произвольного звукового анализа речи. При обучении грамматике родного языка закладываются основы умения свободно оперировать синтаксическими единицами, что обеспечивает возможность сознательного выбора языковых средств.
Другой путь усложнения речевых умений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи.
Монологическая речь – это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое.
Подчеркнем, что в развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными. Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик (по лингвистической энциклопедии).
Структура диалога (реплик) и структура монолога (литературного языка) совершенно разные. Репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, странные словоупотребления и нарушения синтаксических норм. Все эти нарушения происходят благодаря недостаточному контролю сознания при спонтанном диалоге. Монологической речи обычно эти нарушения не свойственны: она протекает в рамках традиционных форм, и это является ее основным организующим началом.
Интересно наблюдение Л. В. Щербы, что все изменения языка, которые потом проявляются в монологической речи, куются и накапливаются в кузнице разговорной речи. Отступления от нормы нестрашны в разговорной речи, их не замечают собеседники, а в монологической речи они немыслимы. В диалоге принимают участие, прежде всего два лица, которые понимают друг друга, а монолог чаще всего адресуется ряду лиц, и это заставляет прибегать говорящего к литературному языку.
Это явление наблюдается и в дошкольном возрасте. Если разговаривают дети между собой, в их репликах можно услышать и сокращения, и разнообразные отклонения от норм, употребление разговорных (просторечных) слов. А когда те же дети рассказывают (описывают, рассуждают) перед группой сверстников, они стараются пользоваться литературным языком.
Ребенок учится произвольности своего высказывания, и в процессе диалога у него формируется важное умение следить за логикой своего повествования. На это надо больше обращать внимание именно в дошкольном возрасте. У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка.
Я в данной разработке представляю картотеку игр «Обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами».
Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.
«Все наоборот»
Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал. Две обезьянки (игрушки).
Воспитатель предлагает поиграть в упрямых и послушных детей. Послушайте рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую – Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестразакроет дверь, Упрямица. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет. (унесет, пришьет. (оторвет, вычистит. (испачкает, замолчит. (заговорит, повесит. (снимет) и т. д.
«Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
Синонимы к словосочетанию «обучающая игра»
Связанные слова и выражения
- обучающая игра, развивающие игры, дидактические игры, музыкальные игры, настольная игра, различные игры, компьютерная игра, новая игра, цель игры, имитационная игра
- младшие школьники
- тренировка памяти
- дошкольный возраст
- мелкая моторика
- иностранные языки
- вычислительное мышление
- сенсорный опыт
- дополненная реальность
- большой теннис
- опорные сигналы
- графический пакет
- игровое обучение
- игровые приёмы
- чтение книг
- развитие наблюдательности
- симулятор жизни
- подготовка к школе
- приобретать навык
- развивать мышление
- трёхмерная графика
- методические приёмы
- игровая ситуация
- под руководством взрослых
- развитие навыков
- шутер от первого лица
- обучающая игра, обучающие программы
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дорожник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Связанные слова (по тематикам)
- Люди: геймер, игрок, шахматист, дошкольник, футболист
- Места: бильярд, блэкджек, тотализатор, полузащита, боулинг
- Предметы: стрелялка, лото, гольфы, мяч, домино
- Действия: игра, покер, прятки, футбол, преферанс
- Абстрактные понятия: гейм, азарт, спорт, драйв, расклад
Ассоциации к слову «обучающий»
Ассоциации к слову «игра»
Предложения со словосочетанием «обучающая игра»
- С подключёнными к вашей коже датчиками вы сидите перед экраном монитора и играете в обучающую игру, созданную по принципу биологической обратной связи.
Сочетаемость слова «игра»
- азартные игры
компьютерные игры
олимпийские игры - игра воображения
игра слов
игра света - правила игры
начало игры
условия игры - игра закончилась
игра началась
игра продолжается - играть в игру
вести свою игру
продолжать игру - (полная таблица сочетаемости)
Значение словосочетания «обучающая игра»
Обучающая игра (образовательная игра) — программное обеспечение, тренирующее и обучающее человека в игровом режиме. Может применяться как для обучения, так и для развлечения. В категорию обучающая игра входят жанры — квест, аркада, 3D-шутер, симулятор, компьютерный тренажер, интерактивный курс по какому-либо предмету. Программа делит на части учебный материал, и регулирует последовательность его изучения. Усвоение материала проверяется тестом, предлагаемым в конце каждого этапа обучения. (Википедия)
Афоризмы русских писателей со словом «игра»
- Игра — исчадье разума и духа,
Особый род особого недуга, —
И разочаровываться в ней нельзя…
Отправить комментарий
Дополнительно
- Как правильно пишется слово «обучающий»
- Как правильно пишется слово «игра»
- Разбор по составу слова «игра» (морфемный разбор)
Значение словосочетания «обучающая игра»
Обучающая игра (образовательная игра) — программное обеспечение, тренирующее и обучающее человека в игровом режиме. Может применяться как для обучения, так и для развлечения. В категорию обучающая игра входят жанры — квест, аркада, 3D-шутер, симулятор, компьютерный тренажер, интерактивный курс по какому-либо предмету. Программа делит на части учебный материал, и регулирует последовательность его изучения. Усвоение материала проверяется тестом, предлагаемым в конце каждого этапа обучения.
Предложения со словосочетанием «обучающая игра»
С подключёнными к вашей коже датчиками вы сидите перед экраном монитора и играете в обучающую игру, созданную по принципу биологической обратной связи.
К дидактическим играм относятся собственно обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия.
Также вы получите представление о таких популярных обучающих играх, как «Весёлая азбука», «Волшебный букварь» или интернет-программа Azbuka Pro и других.
Дидактические игры, связанные с синонимами, антонимами и омонимами.
Дидактические игры
Дидактические игры , связанные с синонимами, антонимами и омонимами. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
Омонимы – это слова, совпадающие друг с другом в своем звучании при полном несоответствии значений. Знание синонимов и антонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.
1) Игра «Хитрая подмена».
Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник . (Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
2) Игра « Подбери слово»
Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА. Работа – З. (занятие)
Родник – И. (источник)
Холод – М. (мороз)
Деятельный – А. (активный)
3) Игра «Замени слово»
Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес -. Смелый человек – …
Тихая погода – …
Ясное небо – …
Тихие шаги – … (Бесстрашный, безветренная, беззлобный, безоблачное, бесшумные)
4) Игра – соревнование « Кто быстрей» .
Составьте свои ряды синонимов с данными словами из разговорного языка – смешные, несмешные, страшные .
Например: упасть
смешные синонимы – шлёпнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …
несмешные синонимы – повалился, полетел, свалился…
страшные – рухнул, сорвался, полетел и разбился…
5) Игра «Третье лишнее»
Вычеркни третье лишнее слово, которое не является антонимом:
Весело , веселый, грустный.
Разлучаться, встреча, встречаться.
Полный , худой, толстый.
Смелый, храбрец , трусливый.
Легкий, тяжелый, легко .
Твердый , твердость, мягкость.
6) Игра «Найдите антонимы в пословицах».
Дети в пословицах должны найти антонимы и подчеркнуть.
Корень учения горек , да плод его сладок . Работать — день коротать; отдыхать — ночь избывать. Старость не радость, а молодость не корысть. Ученье — свет, а неученье — тьма . Подальше положишь, поближе возьмешь. Радость не вечна, печаль не бесконечна. Нет худа без добра . Лучше свое отдать , нежели чужое взять . Умей в зять, умей и отдать ! Глупый осудит, а умный рассудит. Коли день хвалить, так ночь бранить . Хорошо говорит, да было бы чего слушать . При счастье бранятся , при беде мирятся Умная ложь лучше глупой правды.
7) Игра «Подбери слово»
Подбери к подчеркнутым словам антонимы
Будничный день
Веселая история
Интересный репертуар
Скрытный характер
Сказать правду
Большой оптимист
Сильно любить
Уехать на юг
Исчезнуть в волнах
В первую очередь
(в последнюю)
Заканчивать урок
Встретить карлика
8) Игра « Ударение меняет смысл».
Нужно поставить ударение, а затем изменить место ударения так, чтобы получилось другое значение слова, и записать его рядом с данным:
хлопок- замок- кружки-
полки- пары- мука-
пропасть- дорога- плачу-
стоит- трусить- поля-
мелки- крою- мою-
потом- стрелки- знаком-
сушу- угольный- солью-
9)Игра «Различай на слух!»
В слух читается четверостишье. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному (омонимы), и объяснить их правописание проверочными словами.
1 Мама простыни стирала
И на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.
2 Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает.
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок.
3 К старости наш дедушка
Очень поседел.
Он в саду на бревнышко
Сел и посидел .
10) Игра Часть I «Подбери пары»
Детям раздают карточки. Один ребенок называет глагол и спрашивает, у кого подходящая картинка на карточке.
Каждый составляет предложения по картинкам.
Образец: Дятел сидит на дубе и стучит клювом по стволу. – Мальчик стучит в закрытую дверь.
Часть II «Скажи то же самое иначе»
Играющие после подбора парных карточек не только называют действия по этим картинкам и составляют с ними предложения, но и ЗАМЕНЯЮТ эти действия подходящими, но смыслу синонимами.
Образец: Малыш топает по ковру. – Малыш медленно идет по ковру. Девочка топает ногой. – Девочка стучит ногой. (Приложение 1)
11) Игра «Большая или маленькая».
Учитель читает предложения, в которых есть два слова, сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, другое – имя или фамилию. Нужно сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое – с большой буквы и почему.
Улетел орел за город Орел.
Наш Шарик поймал воздушный шарик.
Не бойся морозов, Сережа Морозов.
Хороши груши в корзине у Груши.
Наша Поля вернулась с поля.
Домик для скворцов делал Алеша Скворцов.
Вася Рыбаков был у рыбаков.
У пастухов выступал Андрей Пастухов.
Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.
10. Пять горшков принес Петя Горшков.
11. Коля Арбузов купил пять арбузов.