6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Паронимы как средство выразительности

Содержание

Значение омонима и паронима в русской речи

Понятие о лексической красоте речи

Одну и ту же мысль в русском языке можно выразить разными способами. Чтобы усилить лексическую красоту речи, используют специальные средства: антонимы, синонимы, омонимы и паронимы.

Задачи средств выразительности речи:

  • увеличение эмоциональности текста;
  • добавление красочности;
  • придание содержанию богатства и объемности;
  • игра со смысловыми оттенками лексики.

Красота речи не только определяет речевую культуру, но и является отражением общей духовной культуры человека и общества в целом. Речь культурного человека должна быть не только правильной, но и лексически богатой.

Способы повышения культуры речи:

  • чтение литературы разной направленности;
  • запоминание красивых словосочетаний и высказываний;
  • ежедневная практика устной и письменной речи.

Среди средств выразительности речи отдельно выделяют слова с близким звучанием, но разным значением — омонимы и паронимы. Особенно широко они используются в художественных текстах, но могут применяться и в разговорной речи.

Омонимы и паронимы: что это такое?

Понятие «омонимы» известно с древних времен. Считается, что автором данного лингвистического термина является античный философ Аристотель, живший в IV веке до нашей эры.

Термин «омоним» был составлен из двух древнегреческих слов:

  • «омос» — одинаковый;
  • «оним» — имя.

Омонимы — это слова, которые одинаково пишутся, но имеют совершенно разное значение.

В качестве примера рассмотрим 2 предложения:

  1. На картине изображен красивый бор в летнюю пору.
  2. Бор широко используется в производстве полупроводников.

Слово «бор» имеет одинаковое написание, но при этом в первом случае под ним понимается сосновый лес, во втором — химический элемент.

Статья в тему:  Укажите слово которое не является омонимом

Еще несколько примеров омонимов:

  1. Брак при выполнении работы и счастливый брак между влюбленной парой.
  2. Сладкая сушка с ванилью и сушка белья.
  3. Для приготовления супа используют репчатый лук и у Робин Гуда были лук и стрелы.

Термин «пароним» также имеет древнегреческое происхождение. Он образован из двух слов:

  • «пара» — смежный, возле;
  • «оним» — имя.

Паронимы — это слова, похожие, но не идентичные по звучанию и имеющие разное значение.

Большинство лингвистов относят к паронимам только однокоренные слова, имеющие родственное происхождение.

Примеры паронимов с общим корнем:

  • кровавый — кровный;
  • экономический — экономный;
  • дипломатический — дипломатичный.

Ряд авторов относят к паронимам любые похожие по звучанию слова, даже не однокоренные. Например, экскаватор — эскалатор, фарш — фарс.

  1. С разными приставками: одел — надел, опечаток — отпечаток, усвоить — освоить.
  2. С разными суффиксами: безответный — безответственный, ледяной — ледовый.
  3. С непроизводной и производной основой: груз — погрузка, рост — возраст, тормоз — торможение.

Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы

К полным или абсолютным относят омонимы, которые совпадают по написанию во всех формах. Например, горн как печь для переплавки металлов и горн как духовой музыкальный инструмент. У этих слов полное совпадение во всех грамматических формах.

Неполные или частичные омонимы — различаются по написанию или звучанию в некоторых формах.

Разновидности неполных омонимов:

  1. Омографы. К ним относятся слова, одинаковые по написанию, но разные по звучанию и значению. В русском языке в омографах обычно разница заключается в ударении. Например: средневековый за́мок и дверной замо́к, лесные бе́лки и белки́ в спортивном питании.
  2. Омофоны. Также их называют фонетическими омонимами. Это слова с одинаковым звучанием, но разным написанием и значением. Примеры: тушь для ресниц и оркестр играет туш (музыкальное произведение), сорвать с дерева плод и по реке плывет плот.
  3. Омоформы. Это разные по значению слова, совпадающие по написанию и звучанию только в некоторых грамматических формах. Например, совпадает форма первого лица единственного числа настоящего времени у глаголов «лететь» и «лечить» — «лечу». Форма второго лица того же числа и времени уже будет другой — соответственно «летишь» и «лечишь».

Самые проблемные паронимы

В русском языке существует много похожих по звучанию и написанию слов, обладающих разным значением. Человек, не в достаточной мере владеющий культурой устной и письменной речи, может ошибочно использовать не те слова, которые необходимы в данном контексте. Это искажает смысл высказывания и приводит к непониманию. Часто ошибки в паронимах допускают иностранцы, не способные различать тонкости смысловых оттенков сложного русского языка.

Статья в тему:  Чем отличаются синонимы от многозначных слов

Примеры наиболее проблемных паронимов:

  1. Абонемент и абонент. Абонемент — это договор на право пользования какими-либо услугами в течение оговоренного времени. Например, годовой абонемент в тренажерный зал. Абонент — это владелец абонемента. Примеры: абонент библиотеки, телефонный абонент.
  2. Благодарный и благодарственный. Благодарный — испытывающий благодарность, признательность. Например, благодарный клиент. Благодарственный — содержащий благодарность. Примеры: благодарственная грамота, благодарственное письмо.
  3. Двойной и двойственный. Двойной — вдвое больший. Примеры: двойной доход, двойной рост. Двойственный — склоняющийся то в одну, то в другую сторону. Например, двойственное впечатление.
  4. Игристый и игривый. Игристый — шипучий, пенящийся. Например, игристый квас. Игривый — живой, подвижный, любящий играть. Примеры: игривый ребенок, игривый щенок.
  5. Коренной и корневой. Коренной — основной, важный, глубокий. Примеры: коренные жители, коренной вопрос. Корневой — относящийся к корню. Например, корневая система одуванчика.
  6. Невежа и невежда. Невежа — невоспитанный человек, нарушающий правила и нормы поведения. Пример использования: «Этот мальчик такой грубый невежа!». Невежда — обладающий малыми знаниями, необразованный. Например: «Чтобы не быть невеждой, нужно много читать».
  7. Одинокий и одиночный. Одинокий — испытывающий чувство одиночества. Примеры: одинокая старость, одинокий мужчина. Одиночный — один. Например: одиночный выстрел, одиночный ствол дерева.
  8. Оклик и отклик. Оклик — возглас для привлечения внимания. Пример использования: «Он услышал оклик и обернулся». Отклик — это отзыв как на реальный зов, так и на какое-либо явление общественности. Пример: «Пьеса получила много положительных откликов».
  9. Памятливый и памятный. Памятливый — обладающий хорошей памятью. Например, памятливый рассказчик. Памятный — глубоко отложившийся в памяти, незабываемый. Пример: «9 мая — памятный для всех поколений день».
  10. Эффективный и эффектный. Эффективный — результативный, действенный. Например, эффективное средство для борьбы с ржавчиной. Эффектный — впечатляющий. Примеры: эффектная внешность, эффектный слог.

Примеры неправильного употребления паронимов:

  1. Практическая обувь — здесь нужно использовать «практичная».
  2. Провести ремонт — правильно «произвести ремонт».
  3. Я одел пальто и пошел гулять — ошибка. Нужно: Я надел пальто и пошел гулять.

Различия между паронимами и омонимами

Паронимы и омонимы отличаются по следующим признакам:

  1. Написание. Все омонимы, кроме омофонов, пишутся одинаково, паронимы имеют различное написание. Омофоны имеют очень маленькую разницу в написании — обычно это одна буква. Например, лук — луг. Паронимы могут иметь значительную разницу в написании. Пример: верхний — верховный.
  2. Звучание. Все омонимы, кроме омографов, звучат одинаково. В омографах, как правило, отличается только ударение. Например, ароматные духи́ во флаконе и волшебные ду́хи в легендах. Паронимы звучат по-разному: гордый и горделивый.
  3. Происхождение. Омонимы имеют исторически сложившееся сходство, но при этом не являются родственными и однокоренными словами. Паронимы имеют общий корневой и этимологический признаки. Например, паронимы деловой, дельный, деловитый имеют общий корень дел- и одно происхождение.
Статья в тему:  В каком классе изучают омонимы

Слова, у которых есть омонимы и паронимы: примеры

Наиболее часто омонимы встречаются в существительных и прилагательных.

  1. В спортивный зал привезли новый удобный мат. Нельзя использовать мат в своей речи.
  2. Был установлен оклад в размере десяти тысяч рублей. У иконы был дорогой оклад.
  3. Мука используется в приготовлении хлеба. Какая мука с этим учеником!
  1. Разболтать сахар в стакане чая. Разболтать доверенный секрет.
  2. Девочка развила длинные косы. Женщина развила свой бизнес.
  3. Врач посоветовал массировать руки. Капитан приказал массировать огонь в западном направлении.

В рамках грамматической омонимии может происходить переход из одной части речи в другую. Например, «за домом лес» и «мальчик лез на дерево».

Паронимы существуют во всех частях речи.

  1. Бережное отношение к родителям и бережливое отношение к деньгам.
  2. Аристократическая фамилия и аристократичная манера говорить.
  3. Ветровая энергия и ветряная мельница.
  1. Оплата расходов и уплата взносов.
  2. Первый вдох у младенца и тяжелый вздох сожаления.
  3. Советник посольства и непрошеный советчик.
  1. Усвоить правила хорошего поведения и освоить метод быстрой печати.
  2. Выбрать фильм для просмотра и избрать губернатора.
  3. Держать на привязи пса и содержать семьи.

Омонимы и паронимы используют в художественной литературе для создания каламбуров, усиления образности и красочности речи.

Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы как средства языковой выразительности

Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый — отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Роль синонимов в тексте Синонимы (в том числе контекстуальные) как средства языковой выразительности позволяют: — уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки: Но в почерневших холстахПуссона я ничего для себя не нашел; пейзажи не показались мне такими выдуманными, вычурными,невероятными. (И. Е. Репин); — выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему: Это — моя родина, моя родная земля, мое отечество, — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. (Л. Н. Толстой); — обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию: Ей каждый раз нужно былоочаровывать, пленять, сводить с ума. (А. П. Чехов); Я неисправимый идеалист; я ищу святынь, я люблю их, мое сердце их жаждет. (Ф. М. Достоевский); — более глубоко раскрывать тот или иной образ: Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцемсмущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. (И. Ильф, Е. Петров)
Статья в тему:  Какой омоним к слову гусеницы

Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.

Роль антонимов в тексте Антонимы (в том числе и контекстуальные) позволяют: — уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее: Богатство и бедность, старость и молодость,красота и безобразие — это и было то, о чем (в колдовском разнообразии) говорится в сказках. (М. И. Цветаева); Он видел, что глубина ее души, прежде открытая перед ним, была закрыта для него. (Л. Н. Толстой); — дать более полную характеристику какого-либо явления; — выразить авторскую оценку обозначаемого: В результате свершилась резкая поляризация: с одной стороны, половодье глянцевой макулатуры, с другой — ручеек литературы подлинно художественной. (Из газет); — усилить передаваемое содержание: Так, бросаем то в жар, то в холод, то в свет, то в темень, в мирозданьи потерян, кружится шар. (И. Бродский); То сердце не научится любить, Которое усталоненавидеть. (Н. А. Некрасов)

На использовании антонимов основан специальный стилистический прием — антитеза.

Омонимы (слова, совпадающие по форме, но имеющие различные значения: брак — изъян и брак —женитьба, брань — ругань и брань — война, лавка — скамья и лавка — магазин, крутой берег и крутойкипяток, снять фильм — снять шляпу), а также омофоны(слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению и написанию: компания — кампания, обижать — обежать, придел — предел, седеть — сидеть), омографы(слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и произношению: мукá — мýка, сéло — селó, домáдóма) и омоформы(слова, совпадающие по звучанию и написанию лишь в отдельных формах: мой дом — мой руки, три товарища — пятно три тщательно) широко используются в тексте для создания его выразительности.

Роль омонимов в тексте Омонимы используются: — для выразительности и экспрессии речи:

Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть черных кос. Я рядом плыл; сошлись кормила, Закатный луч был страшно кос. Вдруг лебедей метнулась пара. Не знаю, чья была вина. Закат замлел за дымкой пара, Алея, как поток вина (В. Я. Брюсов);

— для создания выразительности комического характера (на основе их использования обычно создаются каламбуры):
«Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте. » И его уволили. (Э. Кроткий)

Паронимы, т. е. слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения(индивидуальность — индивидуализм, дымный — дымовой, шумный — шумливый, плата — выплата),обладают большой выразительной силой.

Роль паронимов в тексте Паронимы, как правило, используются: — для создания большей точности и выразительности (экспрессивности) высказывания:

Эта удочка Мюнхенского производства, Неизменная спутница жизни моей, Отвлекает умело меня от уродства Исторических — и истерических! — дней. (И. Северянин);

— для создания большей образности, наглядности изображения и передачи эмоционально-оценочного отношения автора:

Без голосистых чувств, без чутких слов Своей злодольной родины раздольной, В своем кощунстве богомольной, Ни душ, ни рыб не мил ему улов (И. Северянин);

— для создания комического (юмористического, иронического, саркастического) эффекта:
Его называют мэтром, какой же это мэтр, это сантиметр! (К. Чуковский)

Комментарий. Здесь происходит обыгрывание паронимов: мэтрметр.

Внимание!Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы как средства выразительности широко используются во всех стилях речи, кроме официально-делового.

Упр. 42.Подумайте, почему В. М. Шукшин из ряда возможных синонимов (они даны в скобках) выбрал выделенный.

Теперь(ныне, нынче, сегодня, сейчас, в настоящее время) много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу на кладбище помянуть покойных родных(родня, родственники), я вижу на одном кресте: «Ермолай . вич Емельянов».
Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю — стою над могилой, думаю(мыслить, размышлять, рассуждать, раздумывать).
И дума(мысль, размышление, раздумье, помысел) моя о нем — простая(бесхитростная, незамысловатая, немудреная, обыкновенная).
Вечный был труженик, добрый(добродушный, добросердечный, отзывчивый, сердечный, золотое сердце) и честный человек.

Упр. 43.Спишите текст из рассказа К. Г. Паустовского «Заметки на папиросной коробке», употребляя подходящие по смыслу синонимы. Проверьте, соответствует ли ваш выбор авторскому варианту.

У многих из нас есть (1) (дурная, скверная, плохая, негодная, порочная) привычка (2) (фиксировать, отмечать, записывать) свои мысли, впечатления и номера телефонов на папиросных коробках. Потом, (3) (как водится, как всегда, как правило, как обычно, по обыкновению), коробки эти (4) (исчезают, пропадают, теряются), а с ними (5) (пропадают, теряются, исчезают) из памяти целые дни нашей жизни.
День жизни — это совсем не так мало, как может (6) (представиться, показаться). Попробуйте вспомнить (7) (каждый, любой, всякий) (8) (ваш, свой) день минута за минутой: все (9) (свидания, встречи), мысли, поступки, все (10) (события, происшествия, случаи) и душевные состояния, свои и чужие, — и вы (11) (убедитесь, уверитесь, удостоверитесь), что (12) (восстановить, воспроизвести) весь этот поток времени можно, только написав новую книгу.
Авторский вариант: 1 — плохая, 2 — записывать, 3 — как правило, 4 — теряются, 5 — исчезают, 6 — показаться, 7 — любой, 8 — свой, 9 — встречи, 10 — события, 11 — убедитесь, 12 — восстановить.

Упр. 44.Прочитайте предложения, укажите синонимы, определите, какова их роль в тексте.

1) Облетела листва.
Сразу стало светлей
Между голых, нагих, обнаженных ветвей.
Пурпур с золотом — вся мишура облетела.
Обнажается дерева черное тело. (Б. А. Слуцкий)

2) Облачные белые одежды
Распахнув недрогнувшей рукой,
В первый раз
Не с верой,
А с надеждой
На небо взирает род людской.
Не глядит, не смотрит, а взирает,
Как его ракеты озаряют,
Вырывают из кромешной мглы
Неба захолустные углы. (Б. А. Слуцкий)

Упр. 45.Найдите в тексте синонимы. Какие синонимы следует отнести к контекстуальным? Подберите к контекстуальным синонимам общеязыковые, если возможно.

1) Замысел поэта то зримо, явственно, отдельными строками или целыми строфами, то невнятно, туманно, смутно проступает в его душе. Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. Мастер не спешит к концу. (Л. А. Озеров)

2) И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой. (Ф. И. Тютчев)

3) Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или гостинец. Это ему очень нравится. (Н. В. Гоголь)

4) Больше б мог, да было к спеху,
Тем, однако, дорожи,
Что, случалось, врал для смеху,
Никогда не лгал для лжи. (А. Т. Твардовский)

Упр. 46.Укажите в данных стихотворениях М. Ю. Лермонтова антонимы. Определите, с какой целью они используются автором.

1) Ах, если ты меня поймешь,
Прости свободные намеки, —
Пусть истину скрывает ложь:
Что ж делать — все мы человеки.

2) Таит молодое чело
По воле — и радость и горе,
В глазах — как на небе светло,
В душе ее тёмно, как в море.

3) В толпе друг друга мы узнали,
Сошлись — и разойдемся вновь,
Была без радости любовь,
Разлука будет без печали.

Упр. 47.Определите, в каком случае в текстах используются общеязыковые и контекстуальные антонимы.

1) Странно, как мало людей знают, что всюду, всегда и везде есть две стороны, что где сила — там и слабость, где слабость — сила, радость — горе, легкость — трудность, и так без конца. (И. А. Ефремов) 2) Публика всегда и везде одинакова: умна и глуха, сердечна и безжалостна — смотря по настроению. (А. П. Чехов) 3) Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или погибель? (И. А. Бунин) 4) Если бы можно было вернуть прошлые дни и годы, он ложь в них заменил бы правдой, праздность — трудом, скуку — радостью, он вернул бы чистоту тем, у кого взял ее, нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. (А. П. Чехов)

5) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

Упр. 48. Найдите в текстах омонимы, омофоны, омоформы и омографы. Определите их стилистические функции.

1) Журавлиные станицы
Гонит времени опала.
С тополей вблизи станицы
Желтая листва опала.
Речка в облачной опушке,
И черты ее не четки.
Сосны на лесной опушке
Дождика перебирают четки. (Я. Козловский)

2) Вечеру дали
Бочку чернил.
Синие дали
Вечер чернил. (Я. Козловский)

3) Не щеголяй, приятель, тем,
Что у тебя избыток тем,
Произведенья знаем те мы,
Где лучшие погибли темы. (С. Шевцов)

4) Любил студентов засыпать
Да, видно, оттого,
Что те любили засыпать
На лекциях его. (С. Я. Маршак)

5) Сев в такси,
Спросила такса:
— За проезд какая такса? (Я. Козловский)

Упр. 49.Укажите, на каких языковых явлениях основана выразительность предложений.

1) Классиков нужно не только почитать, но и почитывать. 2) Истина рождается в споре, а не в ссоре. 3) Мы не хотим сделать гуманитарные науки, в частности стилистику, строго научной дисциплиной. Но не забудем: мудреность еще не мудрость, а от «синусов» филология, может быть, вправе ждать чудес, но никак не чудачеств. (Ю. Стрелков) 4) Голос Маяковского: шторм, идущий на штурм (штурмующий шторм). (И. Северянин)

Упр. 50.Определите, какие лексические средства создают выразительность газетных заголовков.

Падение идолов или кризис идеалов?
Чрезвычайные мэры.
Путч коммунизма.
Дипломированные созерцатели и грамотные созидатели.

Методическая разработка : «Паронимы. Изобразительно-выразительные средства лексики. Лексическая и стилистическая синонимия»

Углубить знания об изобразительно-выразительных средствах лексики.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка : «Паронимы. Изобразительно-выразительные средства лексики. Лексическая и стилистическая синонимия»»

Тема занятия: Паронимы. Изобразительно-выразительные средства лексики. Лексическая и стилистическая синонимия

образовательные: создавать условия для углубления знаний об основных понятиях и единицах изобразительно-выразительных средств языка – омонимов, паронимов, синонимов и антонимов, на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности на основе освоения универсальных способов деятельности; углубить знания учащихся о синонимах и паронимах.

развивающие: способствовать развитию культуры речи, развивать умение безошибочно выполнять типичные задания , связанные с темой, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

воспитательные: работать над воспитанием уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.

Вид занятия: практическое

Тип занятия : комбинированный

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Формы: индивидуальный и фронтальный опрос, групповая работа, самостоятельная работа.

Междисциплинарные связи: литература, культура речи

Методическое обеспечение занятия : рабочая программа по дисциплине, план занятия, раздаточный материал к занятию.

1.Русский язык .10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение,2016.

Ход занятия:

І. Организационный момент .

1.1.Проверка присутствия студентов и их готовность к занятию: внешний вид, наличие конспекта.

1.2.Проверка домашнего задания.

ІІ. Сообщение темы занятия, определение цели . Мотивация учебной деятельности.

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Интеллектуальная разминка

Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”

Задание: Ответьте на вопросы

Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке).

Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).

Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).

Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).

Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).

Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).

У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).

Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец).

2. Укажите соответствия:

1. Горит восток зарёю новой.-3

2. Школа вышла на субботник.-5

3. Гордо реет буревестник.-4

4. Анчар, как грозный часовой…-2

5. Автор «Медного всадника».-1

6. Пламенная речь.-4

7. Страна кленового листа-1

8. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.-5

9. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая.-2

10. Катится, пылит дорога.-3

1 – Перифраза, 2 – сравнение, 3 – метафора, 4 – эпитет, 5 – метонимия

IV. Работа над темой занятия

Как вы считаете, насколько важно изучение темы? – Можете ли вы сказать, что тема изучена полностью, знания прочны? – Какие цели вы сегодня ставите перед собой? Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать «…богатство, силу и гибкость» нашего языка» — эти слова написал о глубине творчества Пушкина Н.В. Гоголь. И это соответствовало исторической истине. Давайте и мы приблизимся к постижению глубинного значения слова, восхитимся тончайшими смысловыми оттенками русского языка.. «Слово имеет свою собственную душу». – Бертольд Брехт. (Нет магии сильней, чем магия слов).

Сегодня у нас занятие с элементами исследования.

Изобразительно – выразительные средства языка.

Вспомним изученное ранее, углубим наши знания, будем исследовать небольшие художественные тексты.

— Слово ученикам – помощникам.

1 Тема «Омонимы». Рассказ, презентация, выполнение упражнения.

2 Тема «Паронимы».

4 Тема «Синонимы».

5 Тема «Антонимы».

V.Обобщение и систематизация знаний.

Что изображают и что выражают такие средства языка, как омонимы, синонимы, паронимы, антонимы?

Синонимы служат: для уточнения – холод, мороз, стужа: замены: клятва, присяга, зарок, обет (приподн.); выражения говорящим своего отношения- родина, отечество, отчизна.

Антонимы служат: для создания контраста, подчеркивает мысль автора, усиливая эмоциональную окраску речи.

Паронимы создают игру слов – каламбур, передают настроение героя.

Омонимы создают игру слов, комический эффект. Общее: все перечисленные понятия – изобразительно – выразительные средства, главная задача которых — создать образ. Главный, основной, первостепенный – это…синонимы.

Где мелко – мутная вода.

(В.Орлов). Какой прием создает помогает передать философскую мысль автора о сущности человека? (Антитеза – антоним).

Ключ – ключ (источник) – омонимы.

Надеть – одеть – паронимы

1.Объедините слова в группы по каким – либо признакам: адресант, длинный, романтический, длительный, адресат, романтичный.( слайд)

Длинный — длительный (слайд)

Что связывает данные слова и чем они отличаются?

Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении.

Паронимами являются слова одного и того же корня, родственные слова: человечный — человеческий, ароматный — ароматический, геройский — героический.

Тренировочное упражнение

Смеяться … смехом. Перенести..болезнь (заразный, заразительный)

Иметь …намерения. Обладать … характером. (скрытый, скрытный)

… мастер. …шелк (искусственный, искусный)

…женщина .…. слово (обидный, обидчивый)

В больнице работает опытный… В пьесе выведен отрицательный… (персонал, персонаж)

На дворе стало …. Сирень начала …(расцветать, рассветать)

2. Самостоятельная работа

С приведёнными паронимами составьте предложения:

осудить – обсудить, доверительный — доверчивый, диктат — диктант

3.Тренировочное упражнение. Спишите, раскрывая скобки и выбирая подходящие по смыслу слова. Объясните свой выбор.

1. В (соседнем, соседском) доме слышались веселые голоса. 2. У билетных касс было немало (командировочных, командированных). 3. Успешно(провести, произвести) раскопки древнего городища. 4. Коротко изложить(существо, сущность) произведения. 5. При переиздании писатель внес в книгу несколько чисто (стилевых, стилистических) исправлений. 6. В развитии русской лексики немаловажную роль играют внеязыковые(факты, факторы). 7. Большую часть комнаты занимал (кабинетский, кабинетный) рояль. 8. В стране длительное время наблюдается(кабинетный, кабинетский) кризис. 9. Он был круглый (невежда, невежа),ничем не интересовался. 10. В начале конференции трибуна была(предоставлена, представлена) гостям для приветствий. 11. Для безопасности обслуживающий персонал при электродуговой сварке должен быть обеспечен (высокопроизводственными, высокопроизводительными) электродами.

4. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетания или предложения.

Известный, популярный, знаменитый, прославленный, славный, знатный, именитый, мировой.

Продолжите работу самостоятельно: подберите синонимы к следующим словам, составьте сами синонимический ряд слов и укажите, чем будет отличаться каждый из синонимов. Особое внимание обращайте на стилевое отличие.

Голова, рука, глаза, синяк; ходить, писать, прикрыть; худощавый, смешной.

5. Отредактируйте отрывок. Исправьте стилистические ошибки, усильте экспрессивность текста, заменив отдельные слова более экспрессивными синонимами.

Павел расстегнул кобуру, взял блестящий револьвер и побежал домой. Вбежав в дом, мать возилась на кухне и не обратила на него внимания. Он взял лежавшую под сундуком тряпку и положил ее в карман. Потом он вышел в дверь и пошел на дорогу, ведущей к старому кирпичному заводу.

Там в полуразрушенных обжигных печах было много потаенных местечек. В одно из них он спрятал завернутый револьвер в тряпку и завалил его кирпичами.

VI. Рефлексия. Итоги занятия.

« Что нового я узнал сегодня…»

Составление синквейна по теме «Паронимы»

2. Разные по смыслу, но сходные по звучанию

3. Обогащают русский язык, выступают в качестве синонимов, могут быть однокоренными

4. Не ошибайтесь при употреблении паронимов в речи

5. Para- возле, +onуme- имя

VII. Домашнее задание.

Подготовиться к самодиктанту по повторению «Самое трудное правило» — (35 слов, трудных для меня).

Составить 6 предложений с паронимами.

(Синонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по значению.)

— Чем отличаются друг от друга синонимы?

(Синонимы отличаются друг от друга различной степенью выражения основного смысла (хотеть – желать – жаждать); разными оттенками значения (хотеть, желать – “ощущать потребность в чем-либо, преимущественно более близком и доступном”, мечтать – “мысленно стремиться к чему-то более отдаленному), стремиться – “настойчиво добиваться чего-либо в действиях); разными сферами стилистического употребления (лелеять мечту – поэтическое; алкать – книжное, устаревшее; иметь охоту, спать и видеть – разговорные).

— Каково значение синонимов в нашей речи?

(Расширяя словарный состав языка, синонимы одновременно и обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.)

— Какие типы синонимов вам известны?

(Приводится ряд примеров, на основе которых учащимся можно было бы сделать следующий вывод и сформулировать правило.

Различают синонимы лексические, стилистические и синтаксические.

Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик–лицо-физиономия-мордашка; удовлетворительно–тройка-трояк.

Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу-приступить к работе; возле дома – около дома).

— Приведите по три собственных примера всех этих разновидностей синонимов .

(Правило и примеры записываются в тетрадях).

— Послушайте предложение и скажите, какую цель преследовал автор, используя целый ряд синонимов: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)

Конспект урока «Паронимы и точность речи»

Тема: Паронимы и точность речи.

Цель : Дать учащимся определение понятия паронимы; научить различению лексических категорий (омонимов, синонимов, антонимов, паронимов) оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью. усвоение лексического понятия «паронимы»; формирование умений: разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова, использовать их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстом, включающим паронимы); развитие творческого воображения учащихся.

Задачи: Обучающая : формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, использовать лексические категории с целью обогащения речи. Развивающая: обогащение словарного запаса языка, развитие речи учащихся. Воспитывающая: воспитание гордости за родной язык, его богатство и выразительность. Планируемые образовательные результаты: Личностные УУД: проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Метапредметные УУД : Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Предметные УУД : овладеть сведениями о паронимах. Опознавать паронимы. Различать паронимы и многозначные слова. Оценивать уместность и точность использования слов в тексте. Тип урока: урок общеметодологической направленности Основные понятия урока: Слово и его лексическое значение; словарный состав языка (лексика), лексикология; однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова; лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Ход урока 1) Организационный момент Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. — Вспомните, какой раздел русского языка мы начали изучать на прошлом уроке? -Что изучает лексика? 2) Актуализация знаний 1.Повторение лексических понятий. Разминка «Узнай лексическое явление» 1. Чёрный, белый

Пораженье и успех

(Это антонимы- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением).

2.Мчался я, летел и нёсся.

И бежал, бежал, бежал.

А потом захохотал.

(Это синонимы — слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по- разному, но одинаковы или очень близки по лексическому значению).

3.Загорелся яркий свет.

Дома не был много лет.

Целый свет объехал я .

Здравствуй, родина моя!

(Это омонимы — слова , которые пишутся и звучат одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения).

Биография Пушкина неотделима от его творчества и от людей, которые были близки и дороги поэту.

Прочитайте размышления на эту тему.

Среди высотных и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделён Пушкин, есть один, особый – талант дружбы. Отношения Пушкина с людьми, близкими ему по душе и мыслям, запечатлённые в его стихах, письмах, в строчках дневниковых записей, в которых приоткрывается для нас душа поэта, остаются и сегодня прекрасным образцом человечных отношений, верности, преданности и постоянства. (А.Лозицкая)

— Как вы думаете, все ли слова употреблены в свойственном им значении?

*Высокий — имеющий большое протяжение снизу вверх; большой, значительный по количеству; отличный, хороший по качеству; выдающийся по значению.

Высотный -многоэтажный, очень высокий.

*Человеческий — связанный с человеком, свойственный человеку, характерный для человека.

Человечный — достойный звания человека, отзывчивый, гуманный.

3) Работа по теме урока

— Прочитайте стихотворение, обратите внимание на выделенные слова. Зубастая щука в зубном кабинете Сыграла эффектно на старом кларнете. А врач эффективно ей зубы лечил. Поступком он смелым всех- всех удивил. Меня же друзья за проступки ругают. Порой осуждают, порой обсуждают. Удачливым парнем считают меня. Удачной покупкой хвалилась сестра. Короткое платье купила она И краткий отчёт о покупке дала. — Какое лексическое явление они представляют? Это паронимы ( от древнего para — возле и opyma — — имя, название) — Что такое паронимы? — Прочитайте «Лингвистические заметки» на с. 56 — Что такое «смысловые ошибки»? 4.Целеполагание Сформулируйте цель нашего урока.

1) усвоить лексическое понятие “паронимы”;
2) разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова;
б) использовать их в речи как средство художественной выразительности

5.Актуализация знаний — Попытайтесь самостоятельно определить, что обозначает этот термин. — Теперь обратимся к теоретическому материалу (материал учебника) на стр.69 — Почему паронимы часто смешивают в речи? Близость подобных слов по звучанию и значению порождает ошибки в их употреблении. Кто прав? Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горя­чим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет: — Фу,мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть. — Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, — воз­разил Витя. — Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было. — Кто, по-вашему, прав и почему? Витя Возможные версии: Оба правы. 1.Можно говорить суп “рыбий” и “ рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”. 2. Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Витя. 3.Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения. Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения. — А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию) Правильное употребление паронимов — необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их – признак невысокой речевой культуры. 6. Совместное «открытие» новых знаний.

1.Работа в парах.

В книге «Думы о русском слове» А.Югов заметил: «Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустырь застраивают».

Как вы понимаете замечание писателя?

Задание: — Пустошь и пустырь — они похожи? Чем? Укажите разницу в словоупотреблении:

1.лугов(ая, ой) 2.городск(ая, ой) 3.застроить 4.засеять 5.раскорчевать 6.благоухающ(ая, ий) Дети составляют словосочетания: луговая пустошь, городской пустырь, застроить пустырь, засеять пустошь, раскорчевать пустошь, благоухающая пустошь. 7.Динамическая пауза Часто путают паронимы одеть и надеть. Когда который употребляется? (Обсуждение) Дать в помощь два словосочетания: Надеть одежду. Одеть Надежду. Буква Н в каждой фразе употребляется один только раз. Либо в первом, либо во втором слове. Если человека (Надежду), то одеть, если вещь (одежду), то надеть. Игра “Одеть или надеть” Условия игры: один ученик называет существительное в В.п. (например, шубу) и указывает на другого ученика. Тот быстро подбирает пароним “надеть шубу”. Правильный ответ даёт право назвать существительное в винительном падеже. Могут быть использованы самые разные слова: брата, семью, коньки, парик, куклу, манекен и т.д. 4) Закрепление изученного Великий писатель(величественный памятник),неисправимый ученик(непоправимое горе),враждебное высказывание(вражеский танк),мировой парень(мирная беседа),гоночный автомобиль (гончая собака) Укажите правильный вариант словосочетания:

  1. Гуманное решение – гуманитарное решение
  2. Жёсткий поступок – жестокий поступок
  3. Успевающий человек – преуспевающий человек
  4. Решающий человек – решительный человек
  5. Выглядеть комично – выглядеть комически
  6. Слова осуждения – слова обсуждения
  7. Абонент не отвечает – абонемент не отвечает
  8. Человеческий род – человечный род
  9. Обратный билет – обратимый билет
  1. Гуманное решение
  2. Жестокий поступок
  3. Преуспевающий человек
  4. Решительный человек
  5. Выглядеть комично
  6. Слова осуждения
  7. Абонент не отвечает
  8. Человеческий род

Обратный билет 5) Этап рефлексии учебной деятельности.

Итак, какова была задача нашего урока?

— Чтобы узнать, достигли ли лично вы цели урока, заполните, пожалуйста, лист самооценки

2. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. Проверяя дневники учащихся, классный руководитель ставит в них свою роспись. Первое время новая тема ребятам поддавалась нелегко.

Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Паронимы — определение и употребление. Словарь.

Лексический словарь — наш постоянный атрибут, который необходим в повседневной жизни. Каждый день мы выражаем мысли, эмоции, просьбы, приказы или требования. И для того, чтобы речь была разнообразной и яркой, нужно уметь пользоваться общеупотребляемыми словами.

Давайте вспомним пройденное на прошлых занятиях.

  • Итак, к лексике выражения относятся: омонимы, омографы, паронимы, омоформы.
  • К лексике содержания : синонимы, антонимы, гипонимы и конкретные слова.

В данном уроке, речь пойдет о паронимах. В конце занятия, вы будете точно знать значение паронимов, как их отличать от омонимов. Выучим классификацию, и подробно разберемся с каждым примером.

Что такое паронимы

Паронимы — это близкие по звучанию и произношению слова, но имеющие разные значения. Это слова, обладающие лексико-грамматическим состоянием, и общим родственным корнем.

Например, пароним к слову здравица — здравница , к слову гарантийный — гарантированный , к слову надеть — одеть и т.д.

В большинстве случаев, паронимы относятся к одной части речи и не взаимозаменяемы. В речи они используются для выразительности, подчеркивания важной мысли. Поэтому важно знать, как их употреблять, чтобы вас понимали всегда правильно. Особенно характерно их использование в художественной литературе.

Различия между паронимами и омонимами

С виду, у паронимов и омонимов нет ничего общего. При омонимах наблюдается точное совпадение разных по значению слов, то есть слова пишутся одинаково, но значение в тексте разное. А при паронимах — различия как в обозначении, так и в написании. И тем не менее общее есть — это похожесть звучания, произношения.

В основе паронимии лежит корневой и этимологический признаки, при омонимии — сложившееся совпадение как в написании, так и в произношении.

Для конкретики, приведу пример с омонимами:

Мама купила Игорю новую кисть для рисования.

Петрович неудачно упал на кисть и получил производственную травму.

Пример с паронимами:

Маша получила самый высокий в классе балл по русскому языку.

Примеры паронимов

В русском языке вы можете встретить паронимы в разных частях речи, предлагаю на примерах разобрать некоторые из них уже сейчас, чтобы выработать общее понимание и некую практику.

Паронимы существительные

Абонемент — право на посещение общественного заведения (концертный, театральный или в бассейн).
Абонент — лицо, владеющее абонементом (абонент телефонной связи, или заказ журналов абонентом).

Вдох — ритмичный впуск воздуха в легкие (первый вдох, поверхностный вдох).
Вздох — вдох и выдох, сделанные с трудом (тяжелый вздох, вздох сожаления).

Паронимы прилагательные

Искусный — умелец, мастер своего дела (искусный гончар, ювелир; искусные руки)
Искусственный — ненастоящий (искусственный парк, мех)

Бережный — опасливый, осторожный, тот, кто заботится (бережное отношение к родителям, бережное отношение к технике)
Бережливый — экономное отношение к чему-то, расчетливость (бережливый сын)

Паронимы глаголы

Усвоить — об информации; понять для себя что-то, принять во внимание (усвоить новый пример, усвоить хороший тон общения).
Освоить — о практике; овладеть навыками, научиться распоряжаться чем-то (освоить методику быстрого набора, освоить садоводство).

Предоставить — отдать что-то в распоряжение, на пользование (предоставить отпуск, предоставить кредит)
Представить — дать для ознакомления, познакомить кого-то (представить парня, гостя; представить проект)
Представить — вообразить что-то (представить себе космодром; представить взлёт ракеты)

Самые проблемные паронимы

В повседневной речи есть очень много схожих между собой слов. Люди, которые не знают точного значения слова, путают его. В частности, это касается иностранцев, изучающих русский язык. Естественно, меняется суть мысли, и другой человек может просто не понять вас.

Давайте рассмотрим некоторые пары паронимов чуть ближе.

  • Одеть — надеть: самые проблемные слова, даже взрослые путаются в них. Есть очень хорошая поговорка, которая поможет разобраться в употреблении данных паронимов: «надеть одежду, одеть Надежду» . Как видите, мы надеваем на себя одежду/вещь, а одеваем кого-то ( брата, бабушку, ребенка и т.д). Например, — «Мама одела дочь» и «Ольга надела любимое платье» .
  • Иммиграция — эмиграция: важно различать эти слова для правильного заполнения документации. Когда вы осуществляете въезд в в другую страну — вы иммигрируете, в случае выезда из своей страны — эмигрируете. Например, «Иван иммигрировал в Польшу» и «доктор эмигрировал из России» . Говоря иначе, каждый, кто меняет свою страну на другую, становится одновременно иммигрантом и эмигрантом. Если Иван уехал из Украины в Польшу, то для Польши он — иммигрант, а для Украины — эмигрант .
  • Адресат — адресант: часто такие паронимы можно видеть на почтовых письмах. Адресат — тот, кто получает письмо, адресант — кто отправляет письмо.
  • Дипломант — дипломат: дипломат — человек, работающий в посольстве, или в Министерстве, а дипломант — тот, кто получил диплом.
  • Гарантированный — гарантийный: гарантированный — это утвержденное действие, которое не подлежит сомнению, а гарантийный — что-то, содержащее гарантию. Например, «Папа получает гарантированный доход» и «Мой брат получил гарантийное письмо» .
  • Выборочный — выборный: когда вы описываете часть чего-то, то употребляете пароним «выборочный», а если это связано с голосованием, или правом на выбор — выборный.
  • Экономный — экономичный: на оба слова суть одна — минимальная трата, сохранность личных средств. Например, экономичный чайник, экономная хозяйка .

Словарь паронимов

Словарь будет полезен, если у вас возникают вопросы по поводу употребления паронимов. Он поможет разобраться с пониманием значений этих слов. Прочитав и запомнив искомые формулировки, у вас получится верная конструкция словосочетания.

Из года в год издавались и издаются печатные версии толковых словарей, в которых их авторы пытаются собрать воедино все известные паронимы текущего времени и объяснить из значения. Среди них можно выделить:

  • О. В. Вишнякова — Словарь паронимов русского языка. Москва, издательство «Русский язык» 1984
  • Н. П. Колесников — Словарь паронимов и антонимов. Ростов-на-Дону 1995
  • Л. А. Введенская, Н. П. Колесников — Учебный словарь паронимов русского языка 2010

Но действительность диктует свои условия и в век интернета проще воспользоваться онлайн-ресурсами, которые объединяют в себе объём всех печатных изданий и предлагают возможность поиска нужных слов всего в пару кликов. Один из широко известных ресурсов — https://paronymonline.ru/ Если у вас есть необходимость в таком ресурсе, пользуйтесь на здоровье.

Тест на усвоение материала по теме Паронимов

Мы изучили с вами достаточно интересную тему в лексике русского языка. Для того, чтобы закрепить полученные знания, и лучше усвоить материал, предоставляем вам небольшие вопросы.

Если вы ответили почти на все вопросы, то урок усвоен!

Чтобы надёжно держать в памяти различия между паронимами, омонимами и синонимами — постоянно освежайте свои знания по темам. Читайте литературу, проходите тесты и вспоминайте правила. Только после того, как вы освоите правильное употребление лексических слов, вы сможете говорить красиво и точно.

Синонимы антонимы омонимы паронимы: что это такое

Изучение русского языка – дело очень сложное и под силу оно только тем, кто действительно жаждет знать его. С малых лет мы слышим от родных русскую речь и стараемся запоминать, как и в каких случаях нужно произносить те или иные слова. Но русский язык не даром велик и могуч, и при его изучении открывается еще много всего нового и неизведанного. Одной из таких тем является лексическая красота языка, которую придают специальные лексические средства выразительности речи.

Понятие о лексической красоте речи

Давайте представим себе такую ситуацию: ваш собеседник рассказывает вам про выходные, проведенные с детьми в Диснейленде. «Когда мы приехали в Диснейленд, возле касс было очень много людей, а потом людей стало меньше, и мы купили билеты. Правда добирались мы до Диснейленда долго, а оказалось, что можно было купить билеты прямо в отеле в самом Диснейленде, даже дешевле бы вышло…» Согласитесь, такое повествование быстро вас утомит, даже если вы всегда хотели услышать отзывы об этом парке от очевидцев.

А теперь представьте, что история прозвучала примерно так. «Людей в Диснейленде, действительно, много, поэтому в очереди к кассам мы простояли очень долго. А зря! Ведь, если бы заранее все узнали, то сразу бы поселились в отеле на территории парка развлечений, и приобрели бы билеты прямо на ресепшине. И время сэкономили бы на дорогу, и деньги, и силы на прогулку…» Заметили? Совершенно по-другому звучит одна и та же история. А все потому, что во втором варианте собеседник украсил свой рассказ лексическими средствами выразительности речи.

К лексическим средствам выразительности речи относят такие слова, как синонимы, антонимы, омонимы и паронимы. Каждый из видов этих лексических средств несет в себе настоящие драгоценные камни, которыми украшается родная речь. Если же отказаться от их использования в языке, то речь будет скудной, бедной и абсолютно безэмоциональной, а люди, которые будут разговаривать в подобном ключе, больше будут напоминать роботов, выполняющих односложные команды.

Синонимы

Вспоминаем уроки русского языка в среднем звене и определяемся с тем, что же такое эти синонимы.

Синонимы представляют собой такие слова, которые имеют различное написание, но смысл их одинаков. Например, «дача» — «усадьба» — «огород», или «спешить» — «поспешать» — «торопиться» и другие. Из нескольких таких слов – синонимов – образуется так называемый синонимический ряд, слова в котором будут нести практически одно и то же значение, но иметь различную интонацию и эмоциональную окраску. Благодаря этому повествование будет более мелодичным по звучанию, а слова будут принимать различные лексические значения. Например, глагол «смотреть» несет нейтральный смысл, он употребляется чаще всего в информационном стиле повествования чего-либо. Но если перефразировать его в «глядеть», то мы получим лексическую форму того же глагола, которая чаще встречается в литературном жанре. Ну, а если мы выйдем во двор и прислушаемся к компании подростков, то скорее всего услышим этот же глагол, но в разговорной форме «зырить», что тем не менее тоже означает «смотреть». При этом все три формы имеют право существовать.

Но знать синонимы – это еще полбеды. Оказывается, в русском языке они еще делятся на типы.

Первую группу образуют абсолютные синонимы – слова, совершенно одинаковые и по своему значению, и по эмоциональной окраске (например, «лингвистика» — «языкознание», «город» — «мегаполис»).

Вторая группа синонимов – это стилистические синонимы. Они по своему лексическому значению представляют собой одинаковые значения, а по стилю изложения – разные (например, в нейтральном значении «опыт», в книжном значении «эксперимент»).

Следующая группа – это смысловые синонимы. Они близки друг другу по смысловой нагрузке (например, «ярость» — «гнев»).

Заключительной группой являются однокоренные синонимы, т.е. слова близкие по значению и имеющие одинаковый корень (например, «неграмотный» — безграмотный») и разнокоренные синонимы т.е. слова близкие по значению и имеющие разные корни (например, «красный» — «алый»).

Какую же функцию несут эти слова в русском языке, спросите вы. Именно украшение речи, ведь синонимы – это одно из средства лексической выразительности. С помощью этих слов можно добиться следующих приемов в повествовании:

  • замена однозначных слов в рассказе, с целью избежания многократных повторов (например, Саша, он, школьник, мальчик);
  • уточнение деталей в повествовании (например, от Луны исходил холодный, голубоватый свет);
  • экспрессивная стилистика – используется в литературных жанрах. С ее помощью можно использовать синонимы нейтральных слов в различных стилях изложения (как литературном, так и разговорном), одно и то же слово можно подать как в современной интерпретации, так и в устаревшем значении (например, «губы» — «уста»), а также подобрать слово, более эмоциональное по интонации, подходящее той или иной ситуации (например, «наказание» — «возмездие»).

Антонимы

Антонимы же представляют собой совершенно противоположение по значению слова, например, «холодный» — «горячий», «ложь» — «истина» и т.д.

В русском языке антонимам отводится почетная и важная роль, они лежат в основе противопоставлений, что носит название антитезы.

Эти слова тоже делят на группы в зависимости от того, что они обозначают. Рассмотрим эти группы.

  • Антонимы, передающие качественные признаки («добрый» – «злой», «низкий» — «высокий»).
  • Антонимы, передающие количественные признаки («много» – «мало).
  • Антонимы, передающие признаки состояния, оценивания или каких-либо действия («пришел» – «ушел», «плохо» — «хорошо»).
  • Антонимы, передающие пространственные или временные признаки («день» – «ночь», «север» — «юг»).

Главным отличием антонимов от синонимов является то, что антономический ряд их состоит только из пары слов («плохой» – «хороший», «большой» — «маленький» и т.д.). С точки зрения морфологии, антонимы могут быть как однокоренными («грамотный» — «безграмотный»), так и разнокоренными («красивый» — «уродливый»).

Какова же функция антонимов в русском языке?

Прежде всего они являются средствам выразительности речи, которое используются в художественной литературе, журналистике, и прочих видах повествования («Ты богат, я очень беден». А.С. Пушкин). В литературе часто прибегают к понятию оксюморона, т.е. к сочетанию в одной фразе или словосочетании несочетаемых по значению понятий, и антонимы выступают при этом главным звеном («скупой рыцарь», «трусливый лев» и прочее). Незаменимы антонимы при составлении пословиц и поговорок («мягко стелет, да жестко спать»), а также в заголовках литературных произведений и журналистских публикаций («Война и мир», «Отцы и дети»).

Омонимы

Следующей, не менее важной составляющей лексической выразительности речи, являются омонимы – слова, которые совершенно одинаковы по звучанию и написанию (исключение омофоны), но при этом они несут совершенно разный смысл. Все мы сталкивались с подобными словами еще в начальной школе, если не раньше. Помните слово «коса»? Сколько значений оно имеет? Первое – девичья коса, второе – коса для сенокоса, третье – коса, отмель, где можно купаться. И таких слов очень много: кок (повар на корабле и название прически), кран (подъемный и рукомойный) и т.д.

Важно! Омонимы нужно уметь отличать от многозначных слов, значения которых взаимосвязаны друг с другом (например, «шляпка» — может употребляться в качестве дамского головного убора, а может быть шляпкой гриба. Но общее в этих словах то, что и в одном, и в другом значении это шляпка). В омонимах такого нет, и все слова по значению разные и связи друг с другом никакой не имеют.

Омонимы, так же, как и синонимы с антонимами, делятся на типы:

  • первый тип – лексические, как раз «косы», «краны» и прочие как раз относятся к этому типу омонимов;
  • второй тип – омофоны – слова которые отличаются в написании одной буквой, но по звучанию одинаковы (например, «леса» — «лиса», «лук» — «луг»).
  • третий тип – омоформы – это слова, которые одинаковы по написанию и звучанию, но имеют не только разный смысл, но и относятся к разным частям речи. Например, «мой руки» («мой» — это глагол), «мой пиджак» («мой» — это местоимение), «лечу в Питер» — «лечу рану» (в обоих случаях это «лечу» — это глаголы, но они имеют разные значения).
  • и четвертый тип – омографы – это слова, которые имеют совершенно одинаковое написание, но из-за того, что в них ударение падает на разные слоги, эти слова произносятся по-разному и имеют различное знчение («пшеничная мука» — ударение на второй слог, «тяжкая мука» — ударение на первый слог, «древний замок» — «открыть замок»).

Каково же значение в русском языке таких слов, как омонимы?

  • прежде всего, они используются для придания речи лексической выразительности;
  • широко применяются при составлении различного рода каламбуров и эпиграмм («Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его.» (С.Я. Маршак);
  • а также используется многими поэтами и авторами при написании детских стихотворений, например, часто встречается у Корнея Чуковского.

Паронимы

Четвертым средством для придания речи лексической выразительности выступают паронимы – слова, которые имеют одинаковое звучание, но пишутся по-разному. К таким примерам можно отнести следующие: «рассвет» — «расцвет», «желаю провести время весело» — «оно мало весило».

В русском языке есть такое понятие, как парономазия. Оно означает стилистическую фигуру, в которой в предложении рядом размещаются слова, близкие друг другу по звучанию, но разные по своему смысловому значению (например, «тот не глуп, кто на слова скуп»).

Стоит отметить, что паронимы в некоторым смысле являются своего рода производными омонимов. Причина того, что их выделили в отдельную группу, состоит в том, что существует необходимость пополнения лексического состава однокоренных слов с нетипичными смысловыми оттенками, т.е. для уточнения их смысловых характеристик.

Паронимы делят на типы:

  • синонимические – т.е. похожие по значению («проводить опыты» — «производить опыты»);
  • стилистические («встать» — «стать»).

Функции паронимов состоят в следующем:

  • для лексической выразительности речи;
  • для уточнения значений слов («мне знакомо его лицо» или «мне знакома его личность»);
  • для характеристик персонажей или создания комических образов в литературе.

Важно!
Иногда паронимы могут быть употреблены неправильно из-за схожего их написания или звучания. Это порой становится причиной грубейших лексических ошибок: «Принять эффективную позу» вместо «эффектной».

Вместо заключения

Да, учить языки очень сложно, в том числе и иностранные. Но довольно часто учителя русского языка и словесности сталкиваются с тем, что школьники не уделяют должного внимания изучению родного языка. Ведь мало уметь говорить на языке, только потому, что каждый день мы слышим его ото всюду. Нужно уметь правильно говорить и не только правильно, но и красиво. В русском языке есть выражение «Молчание – золото!» Но если человек красиво и грамотно выражает свои мысли, то это тоже Золотые Слова.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector