66 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отличить вводные слова от омонимов

Культура речи. Синонимика вводных слов. . Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.

Проблемный вопрос: Как отличить вводные слова от слов-омонимов?

-Каким образом вы предлагаете записать тему нашего урока?

Отличие вводных слов от синтаксических омонимов.

– По каким признакам в предложении можно найти вводные слова?

· Не являются членами предложения, т.е. не входят в структуру предложения и не являются его частью;

  • Выделяются понижением тона и паузой в устной речи, запятой (запятыми) на письме;
  • Выражают отношение говорящего к сообщаемому (рассказать подробнее про смысловые группы вводных слов):

– различная степень уверенности (конечно, может быть, вероятно);

– различные чувства (к счастью, к сожалению, к удивлению);

– источник сообщения (по-вашему, по слова, помнится);

– порядок мыслей (во-первых, во-вторых, следовательно, например);

– способ оформления мыслей (словом, иначе говоря, вообще);

– призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому (понимаешь, видишь ли, предположим, допустим).

(проверка по слайду №6 +свои примеры!)

  1. Их неудовольствие очевидно.

Очевидно это апрельская капель…

Солнце светило ярко однако не грело.

Сегодня на улице однако вовсе не весенняя погода.

  1. Естественно все ждут прихода тёплого времени года.

Ваши распоряжения естественно подводят нас к правильному решению.

Действительно многие весной испытывают особый эмоциональный подъём.

Приглашение действительно на всю неделю.

– Как безошибочно проверить, что в одном предложении есть вводное слово, а в другом – нет?

Вводные слова обогащают нашу речь, но их неуместное, немотивированное, избыточное использование ведёт к засорению языка. Назойливое повторение вводных слов делает речь невыразительной, тусклой, часто косноязычной. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека.

Статья в тему:  В каких специальных словарях представлены омонимы

Домашнее задание

Выучить правила. Правила записать в тетради для правил.

Найти правильный вариант ответа. Расставить знаки препинания (устно):

1) Предложение с вводным словом:

А) Может это и правда а может и нет.

Б) Он вполне может успеть на поезд.

В) В сущности проблемы разобраться нелегко.

2) Предложение со словом, омонимичным вводному:

А) Я наверное никогда не обманывалась на твой счёт.

Б) Такое решение вполне вероятно.

В) Вероятно ты выполнишь мою просьбу.

3) Предложение со словом однако в роли вводного:

А) Он глуп однако хитёр.

Б) Скоро однако мы увидим море.

Выполнить контрольную работу на двойных листочках в линию:

по русскому языку

ученицы/кА 8-Б класса

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 15 города Макеевки»

На развороте листа:

Шестнадцатое апреля

Контрольная работа по теме: «Предложения

С вводными и вставными конструкциями»

Тестовые задания

Вариант

1. Верное утверждение — в строке

А Обращения не являются членами предложения.

Б Обращение бывает только нераспространенным.

В Обращения являются второстепенными членами предложения.

Г Обращения не могут выражать уверенность, неуверенность, содержать указание на источник сообщения, порядок изложения мыслей и т. д.

2. Предложение с обращением (знаки не расставлены) — в строке

А Послушал сынок отца.

Б Ты Леонид опоздал на целый час!

В Стихнут бураны и вьюги.

Г Пусть для вас сияет солнце.

3. Предложение с нераспространенными обращениями (знаки не расставлены) — в строке

А Друзья мои я молод был.

Б Играйте же дети растите на воле на то вам и красное детство дано.

В Дробись дробись волна ночная и пеной орошай брега в туманной мгле.

Г Что же сероглазая девушка смеешься?

4. Распространенное обращение (знаки препинания не расставлены) — в строке

Статья в тему:  Какое из утверждений неверное омонимы

А Исполнись приятель гражданского пафоса!

Б Чудо жизни моей я в долгу у твоей доброты.

В Человек человек божия коровка одному весь свой век маяться ли ловко?

Г Я тружуся братец.

5. Предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания,—

А Я видел вас, холмы и нивы.

Б Приди ко мне любезный, друг.

В Ой, цвети, кудрявая рябина.

Г Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.

6. После обращения должен стоять восклицательный знак (знаки препинания не расставлены) в предложении

А Товарищи поплачьте один раз на свете о маленькой собачке что радовала вас.

Б Ты ж юность смейся и шали с кем хочешь будь что хочешь делай.

В С рожденьем снег.

Г Ну радость чем тебе не рай.

7. Предложение, в котором выделенное слово является вводным (знаки не расставлены),—

А К счастью дороги открыты для всех.

Б К счастью праздник все же состоялся.

В С высоты город кажется игрушечным макетом.

Г Мне это только кажется.

8. Предложение с ошибками в употреблении вводных слов —

А Птенец, видимо, только вылупился.

Б Город, казалось, спал.

В Ты, значит, не отвлекай нас попусту.

Г Глагол — это часть речи.

9. Предложение, в котором верно расставлены знаки препинания при вводных конструкциях,—

А Для меня, например, чтение — лучшее из занятий.

Б Все это конечно, пустяки.

В Мы например, больше любим театр, чем кино.

Г Книга быть может наиболее сложное и великое чудо из всех чудес.

10. Предложение со вставными конструкциями (знаки не расставлены) —

А Крупные, красивые птицы их было всего тринадцать летели треугольником.

Б Должно быть я долго был в отлучке.

В Как-то вечером раздался стук должно быть в дверь.

Статья в тему:  Какие слова не являются синонимами мастер виртуоз

Г Словом ужин был чрезвычайно весел.

11. Вводное слово есть в предложении (знаки препинания не расставлены)

А Прости меня собачка что я тебя не спас.

Б В декабре в Одессе жуть каплет сеет брызжет мочит.

В Еще пожалуйста сыграй моя свистулька!

Г Пойду пожалуюсь весне на то что холод не уходит.

12. Соответствует схеме (знаки препинания опущены) предложение

А И Божий мир красив и дивен и полон чар и как дитя поэт наивен хоть веком стар.

Б Мои шаги усталы и неловки и на простой хозяйственной веревке тряпьем намокшим сохнут паруса.

В О земля Кобзаря я в закате твоем как в оправе на степную полынь с тополиных страниц обронен.

Г Покойся в сердце мой Толстой не рвись не буйствуй мы все привычною стезей проходим путь свой.

1. Верное утверждение —

А Обращения — это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

Б Неодушевленные существительные не могут быть обращениями.

В Обращение не может выделяться запятыми, только восклицательным знаком.

Г Обращение — слово или сочетание слов, называющее лицо или предмет, к которому обращаются с речью.

2. Предложение с обращением (знаки не расставлены) —

А А вы друзья как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

Б Пусть для вас сияет солнце.

В Чем-то вас мне попотчевать?

Г Шумит, гудит ветер в печных трубах.

3. Предложение с обращением, выраженным субстантивированным словом,—

А Здравствуй, милая мама! Как я скучал по тебе!

Б Милая, родная, дождалась я вас.

В Долгожданная, любимая жена, встречей живу.

Г Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

4. Предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания,—

Статья в тему:  В каком ряду представлены синонимы

А О тонкая береза! Что загляделась в пруд?

Б Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель, дорогой.

В Благословляю вас, леса, сады и рощи.

Г Ты, ветер, утренним дыханием счастливый парус напрягай.

5. Распространенное обращение (знаки препинания опущены) — в предложении

А Да брось ты свой венок дай боль твою Ленцкевич неужто мы с тобой друг друга не поймем?

Б Дуй ветер так чтоб нам дышать невмочь.

В Пусть пока что в долгу полюбите меня дорогие!

Г Пойте всю мою ночь почти весело пойте о славе соловьи запорожских времен.

6. Группа слов, где все слова вводные,—

А конечно, безусловно, будто, бесспорно

Б во-первых, следовательно, итак, все-таки

В к счастью, действительно, значит, например

Г наконец-то, таким образом, пожалуйста, здравствуйте

7. Предложение, в котором выделенные слова являются вводными (знаки не расставлены),—

А Ты чувствуется к уроку не готов.

Б В дыхании ветра в щебете птиц в ласковых лучах солнца во всем чувствуется приближение весны.

В Ученые говорят о глобальном потеплении на планете.

Г Человек говорит что ко всему привыкает.

8. Предложение с вводным словом (знаки препинания не расставлены) —

А И скоро будет собственная нефть, шотландская, в бутылках из-под виски.

Б Эй живой кто-нибудь выходи помоги!

В А впрочем концертный зал на тыщу с лишним мест не так уж безнадежен это храм и храм искусства.

Г Такой мороз что коль убьют то пусть из огнестрельного оружья.

9. Конструкция с вводными предложениями (знаки не расставлены) —

А К нашему удивлению сильная команда проиграла более слабой.

Б Кажется ты что-то скрываешь.

В Друзья без всякого сомнения познаются в беде.

Г Лето считает мама я проведу у бабушки в деревне.

Статья в тему:  Что лежит в основе различения типов синонимов

10. Предложение со вставной конструкцией (знаки препинания не расставлены) —

А Прости меня прелестный истукан.

Б Баран трясет кудряшками они же руно вдыхая запахи травы.

В В ночном саду под гроздью зреющего манго Максимильян танцует то что станет танго.

Г Прощай размах крыла расправленный полета вольное упорство и образ мира в слове явленный и творчество и чудотворство.

11. Предложение со вставными конструкциями, в которых неверно расставлены знаки препинания,—

А Сани резко стукнуло о торчавшую из воды сваю (след унесенного моста) и перевернуло.

Б Он встал и, прихрамывая, он был на протезе, подошел к окну.

В Мой приход — я это мог заметить — сначала несколько смутил гостей.

Г Ребенок затих, но, по-моему, ненадолго.

12. Соответствует схеме (знаки препинания опущены) предложение

А И Божий мир красив и дивен и полон чар и как дитя поэт наивен хоть веком стар.

Б Мои шаги усталы и неловки и на простой хозяйственной веревке тряпьем намокшим сохнут паруса.

В О земля Кобзаря я в закате твоем как в оправе на степную полынь с тополиных страниц обронен.

Г Покойся в сердце мой Толстой не рвись не буйствуй мы все привычною стезей проходим путь свой.

Урок русского языка “Отличие вводных слов от синтаксических омонимов”
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок усвоения нового материала по теме “Вводные слова”

Скачать:

ВложениеРазмер
fragment_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse_2.docx32.75 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Шрайбер Ольга Леонидовна , идентификатор 247-422-026

Урок русского языка в 8 классе

по теме «Отличие вводных слов от синтаксических омонимов».

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Познавательные цели урока:

  • Знать функцию вводных слов в предложении, определяя принадлежность вводного слова смысловой группе;
  • Уметь опознавать вводные слова, правильно расставлять знаки препинания при них; выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности; уметь находить слова, сходные по функции с вводными, но не являющимися таковыми;
  • Обобщить и систематизировать знания по теме, углубив понятие об изучаемом языковом явлении.

Развивающая цель : формирование мотивации к дальнейшему овладению правописанием, способствующим обогащению речи школьников вводными словами.

Воспитательные цели урока :

  • поддерживать дух толерантности, принимая другую точку зрения, воспитывать умение слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать одноклассников и быть к ним благожелательным;
  • воспитывать интерес к познанию нового, воспитание самостоятельности и ответственности.
  • учебник «Русский язык. Практика» (под ред. В.В. Бабайцевой, М., Дрофа,
  • компьютер, проектор
  • доска
  • карточки
  • презентация к уроку

Шрайбер Ольга Леонидовна , идентификатор 247-422-026

– Здравствуйте, рада всех вас видеть… Ребята, поприветствуйте друг друга своими улыбками, подарите всем хорошее настроение. Садитесь, пожалуйста.

У среды своя задача,

Свой особенный расчёт.

Кто познал – тому удача,

Сегодня на уроке нас ждёт интереснейший материал, относящийся к теме “Вводные слова». Скажите, какую практическую значимость этот материал может иметь лично для вас? Где и когда пригодится отличное знание этой темы?

Эпиграфом к нашему уроку является следующее высказывание (слайд №2):

Если в мире есть вещи, достойные

названия «чуда», то слово, бесспорно,

первое и самое чудесное из них.

– Почему оно достойно стать эпиграфом к уроку?

  1. Актуализация знаний.

– Вспомните, ребята, чем может быть осложнено простое предложение? (однородными членами, обобщающим словом при однородных членах, обращением, обособленными членами предложения…)

-Прочитайте предложения, написанные на доске (знаки препинания не поставлены). Чем, по-вашему, они интересны? (есть одинаковое слово во всех предложениях, но оно выполняет разную функцию)

Друзья, будем строить дом (по) моему проекту.

Отреставрируем, отремонтируем и сделаем всё (по) моему.

(По) моему, знания условий строительства просто необходимы.

( Ответ учащегося : 1-е предложение осложнено обращением, слово моему (проекту) является определением, выраженным притяжательным местоимением, которое пишется с предлогом раздельно;

Шрайбер Ольга Леонидовна , идентификатор 247-422-026

2-е предложение осложнено однородными сказуемыми, по-моему является обстоятельством образа действия, выраженным наречием, которое пишется через дефис, так как в слове есть приставка по – и суффикс – ому ;

3-е предложение осложнено обособленным вводным словом, которое обозначает степень уверенности, пишется через дефис.

– Согласны? (сверка с доской)

– С какими трудностями мы столкнулись, анализируя структуру данных предложений? (не хватает знаний по определённым темам, нужно думать, прежде чем дать ответ)

2. Изучение новой темы.

-Подумайте, какова тема нашего урока. Но прежде всего, сформулируйте познавательные цели и учебную задачу (или поставьте проблемный вопрос) .

  • выяснить, есть ли в русском языке слова, сходные с вводными, но не являющиеся таковыми;
  • уточнить, какие слова употребляются в качестве вводных слов, уметь их опознавать в предложении и правильно расставлять знаки препинания при них.

Проблемный вопрос: Как отличить вводные слова от слов-омонимов? ( слайд №3)

-Каким образом вы предлагаете записать тему нашего урока? (помочь уч-ся с оформлением темы)

Отличие вводных слов от синтаксических омонимов. (слайд №4)

– По каким признакам в предложении можно найти вводные слова? (слайд №5)

  • Не являются членами предложения, т.е. не входят в структуру предложения и не являются его частью;
  • Выделяются понижением тона и паузой в устной речи, запятой (запятыми) на письме;
  • Выражают отношение говорящего к сообщаемому (рассказать подробнее про смысловые группы вводных слов):

– различная степень уверенности (конечно, может быть, вероятно);

– различные чувства (к счастью, к сожалению, к удивлению);

– источник сообщения (по-вашему, по слова, помнится);

– порядок мыслей (во-первых, во-вторых, следовательно, например);

– способ оформления мыслей (словом, иначе говоря, вообще);

– призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому (понимаешь, видишь ли, предположим, допустим).

(проверка по слайду №6 +свои примеры! )

Шрайбер Ольга Леонидовна , идентификатор 247-422-026

3. Открытие учащимися нового знания.

Слайды №7-8 «Подумай!» (знаки препинания не поставлены)

  1. Их неудовольствие очевидно.

Очевидно это апрельская капель…

Солнце светило ярко однако не грело.

Сегодня на улице однако вовсе не весенняя погода.

  1. Естественно все ждут прихода тёплого времени года.

Ваши распоряжения естественно подводят нас к правильному решению.

Действительно многие весной испытывают особый эмоциональный подъём.

Приглашение действительно на всю неделю.

– Как безошибочно проверить, что в одном предложении есть вводное слово, а в другом – нет?

(Ответ уч-ся: нужно составить алгоритм действий по нахождению вводных слов в тексте).

Запись алгоритма в тетрадь!

Алгоритм (слайд №9)

  • Проверить, является ли слово членом предложения (входит в его структуру)

Отвечает ли на самостоятельный Выражает ли это слово отношение

вопрос? говорящего к сообщаемому?

да нет да нет

самостоят. служебная вводное другой

часть речи часть речи слово осложняющий эл-т

4. Первичное закрепление «Поработайте корректором!» (слайд №11) + каждому ученику выдаётся карточка с текстом (комментирование каждой ситуации, проговаривание вслух «что делаю и почему, что получается» – работа с алгоритмом ) .

Задание: исправить пунктуационные ошибки.

Необыкновенно медленно, однако разворачивается в этом году весна. Не слышно к

Шрайбер Ольга Леонидовна , идентификатор 247-422-026

сожалению запаха, характерного для этих дней. Видно мир не устанавливает со мной

контакта? Может быть с годами теряется сама возможность этого контакта? К моему

огорчению, примешалась ещё и досада. Ведь естественно дети слышат этот запах – дети, которые не хотят ни одного дня весны прожить невнимательно.

Ю.Олеша. Ни дня без строчки

  • Прочитать текст вслух.
  • Образцы высказываний:
  • В предложении допущена пунктуационная ошибка. Я считаю…
  • Сомнение вызвало слово…
  • Кто справился с работой без ошибок? (просигналить карточкой – «смайликом»).

5. Самостоятельная работа – тест (с самопроверкой) слайд №12.

– Я предлагаю решить вам небольшую тестовую работу (1 минутка на выполнение задания). Ситуация успеха: «Вы всё можете. У вас всё получится!»

Найти правильный вариант ответа. Расставить знаки препинания (устно)

  1. Предложение с вводным словом:

А) Может это и правда а может и нет.

Б) Он вполне может успеть на поезд.

В) В сущности проблемы разобраться нелегко.

2) Предложение со словом, омонимичным вводному:

А) Я наверное никогда не обманывалась на твой счёт.

Б) Такое решение вполне вероятно.

В) Вероятно ты выполнишь мою просьбу.

3) Предложение со словом однако в роли вводного:

А) Он глуп однако хитёр.

Б) Скоро однако мы увидим море.

– Проверьте по ключу правильность выполнения теста.

Ключ к тесту (слайд №13). 1 А; 2 Б; 3 Б

-Кто справился с тестом без ошибок? (воспользуйтесь «смайликами», пусть будет больше солнца и улыбок в нашем классе!)

6 . Подведение итогов (рефлексия – «телеграмма»)

Шрайбер Ольга Леонидовна , идентификатор 247-422-026

– Ответьте, пожалуйста, коротко, одним предложением, практически «телеграммой», на мои вопросы:

  • Что на уроке было главным? Полезно ли в жизни будет умение, приобретённое на уроке?
  • Добились ли мы поставленных целей?
  • Что было интересным?
  • Чему научились? В чём вы теперь, безусловно, уверены?

– Вводные слова, действительно, обогащают нашу речь.

Меня, как всех, не раз, не два спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них слова во-первых, во-вторых,

Они, начав издалека, давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока не знаю, где была душа.

Но часто их неуместное, немотивированное, избыточное использование ведёт к засорению языка. Назойливое повторение вводных слов делает речь невыразительной, тусклой, часто косноязычной. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Советую вам поступать, как герои нашей весёлой песенки, и тогда у вас не будет никаких проблем в употреблении вводных слов в вашей устной и письменной речи.

Переделанная песня “Взрослые и дети” – муз. В. Шаинского

Мусор в речи, видишь ли , одноклассники нашли.
Между прочим , это лишь вводные слова.
Я, во-первых , не грублю – хамов сам я не люблю,
во-вторых , без вводных слов наша речь мертва.
Понимаете , друзья, обойтись никак нельзя
мне без слов без вводных.
Я их, грубо говоря , не включаю куда зря,
как душе угодно.

Как, к примеру , мнение ( если есть сомнение )
высказать без вводного ” видно “, ” может быть “?

Как же мне, по-вашему , чью-то точку зрения
не сославшись, высказать, автора забыть?

Иногда, случается , много слов включается
типа ” понимаешь ли “, ” значит “, ” так сказать “,
вводные слова тогда, в общем-то , мешаются –
этому, пожалуй , я не буду возражать.

Слайд №14. «Спасибо за урок!» – Благодарю всех за работу. Урок окончен. 6

Урок русского языка в 8 классе на тему «Отличие вводных слов от синтаксических омонимов».

Учитель: Сегодня на уроке нас ждёт интереснейший материал, относящийся к теме “Вводные слова». Скажите, какую практическую значимость этот материал может иметь лично для вас? Где и когда пригодится отличное знание этой темы?

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку является следующее высказывание:

Если в мире есть вещи, достойные

названия «чуда», то слово, бесспорно,

первое и самое чудесное из них.

Почему оно достойно стать эпиграфом к уроку?

1. Актуализация знаний.

Учитель: Вспомните, ребята, чем может быть осложнено простое предложение? (однородными членами, обобщающим словом при однородных членах, обращением, обособленными членами предложения…)

Прочитайте предложения, написанные на доске (знаки препинания не поставлены). Чем, по-вашему, они интересны? (Есть одинаковое слово во всех предложениях, но оно выполняет разную функцию).

Друзья, будем строить дом (по) моему проекту.

Отреставрируем, отремонтируем и сделаем всё (по) моему.

(По) моему, знания условий строительства просто необходимы.

Ответ учащегося: 1-е предложение осложнено обращением, слово моему (проекту) является определением, выраженным притяжательным местоимением, которое пишется с предлогом раздельно.

2-е предложение осложнено однородными сказуемыми, по-моему является обстоятельством образа действия, выраженным наречием, которое пишется через дефис, так как в слове есть приставка по- и суффикс -ому.

3-е предложение осложнено обособленным вводным словом, которое обозначает степень уверенности, пишется через дефис.

Сверка с доской.

Учитель: С какими трудностями мы столкнулись, анализируя структуру данных предложений? (Не хватает знаний по определённым темам, нужно думать, прежде чем дать ответ).

2. Изучение новой темы.

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сформулируйте познавательные цели и учебную задачу.

Учебная задача: выяснить, есть ли слова, сходные с вводными, но не являющиеся таковыми. Уточнить, какие слова употребляются в качестве вводных слов.

Как отличить вводные слова от слов-омонимов?

Учитель: Каким образом вы предлагаете записать тему нашего урока?

Учитель помогает ученикам оформить тему: «Отличие вводных слов от синтаксических омонимов».

Учитель: По каким признакам в предложении можно найти вводные слова?

– Не являются членами предложения, т.е. не входят в структуру предложения и не являются его частью;

– Выделяются понижением тона и паузой в устной речи, запятой (запятыми) на письме;

– Выражают отношение говорящего к сообщаемому:

– различная степень уверенности (конечно, может быть, вероятно);

– различные чувства (к счастью, к сожалению, к удивлению);

– источник сообщения (по-вашему, по слова, помнится);

– порядок мыслей (во-первых, во-вторых, следовательно, например);

– способ оформления мыслей (словом, иначе говоря, вообще);

– призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому (понимаешь, видишь ли, предположим, допустим).

Проверка по слайдам, ученики приводят свои примеры.

3. Открытие учащимися нового знания.

Задание на слайдах (знаки препинания не поставлены):

1) К моему огорчению подснежники ещё не появились.

К моему огорчению прибавилось чувство неловкости.

Солнце светило ярко однако не грело.

Сегодня на улице однако вовсе не весенняя погода.

2) Естественно все ждут прихода тёплого времени года.

Ваши распоряжения естественно подводят нас к правильному решению.

Действительно многие весной испытывают особый эмоциональный подъём.

Приглашение действительно на всю неделю.

3) Их неудовольствие очевидно.

Очевидно это апрельская капель…

Рассказать о весне другими словами.

Другими словами весна это утро года.

Правда грачи прилетели?

У каждого своя правда.

Учитель: Как проверить, что в одном предложении есть вводное слово, а в другом – нет?

Ученики: Нужно составить алгоритм действий по нахождению вводных слов в тексте).

(См. алгоритм в прикрепленном файле).

4. Первичное закрепление «Поработайте корректором!»

Каждому ученику выдаётся карточка с текстом (комментирование каждой ситуации, проговаривание вслух «что делаю и почему, что получается» – работа с алгоритмом).

Задание: исправить пунктуационные ошибки.

Необыкновенно медленно, однако разворачивается в этом году весна. Не слышно к сожалению запаха, характерного для этих дней. Видно мир не устанавливает со мной контакта? Может быть с годами теряется сама возможность этого контакта? К моему огорчению, примешалась ещё и досада. Ведь естественно дети слышат этот запах – дети, которые не хотят ни одного дня весны прожить невнимательно.

Ю.Олеша. Ни дня без строчки

5. Самостоятельная работа – тест (с самопроверкой).

Ситуация успеха: «Вы всё можете. У вас всё получится!»

Найти правильный вариант ответа. Расставить знаки препинания (устно):

1) Предложение с вводным словом:

А) Может это и правда а может и нет.

Б) Он вполне может успеть на поезд.

В) В сущности проблемы разобраться нелегко.

2) Предложение со словом, омонимичным вводному:

А) Я наверное никогда не обманывалась на твой счёт.

Б) Такое решение вполне вероятно.

В) Вероятно ты выполнишь мою просьбу.

3) Предложение со словом однако в роли вводного:

А) Он глуп однако хитёр.

Б) Скоро однако мы увидим море.

Ключ к тесту (слайд №13).

Учитель: Кто справился с тестом без ошибок?

7. Подведение итогов (рефлексия – «телеграмма»):

Что на уроке было главным? Полезно ли в жизни будет умение, приобретённое на уроке?

Добились ли мы поставленных целей?

Что было интересным?

Чему научились? В чём вы уверены?

Учитель: Вводные слова обогащают нашу речь, но их неуместное, немотивированное, избыточное использование ведёт к засорению языка. Назойливое повторение вводных слов делает речь невыразительной, тусклой, часто косноязычной. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека.

Переделанная песня ”Взрослые и дети”, музыка В. Шаинского

Мусор в речи, видишь ли, одноклассники нашли. Между прочим, это лишь вводные слова. Я, во-первых, не грублю – хамов сам я не люблю, Во-вторых, без вводных слов наша речь мертва.

Припев: Понимаете, друзья, обойтись никак нельзя мне без слов без вводных. Я их, грубо говоря, не включаю куда зря, как душе угодно.

Как, к примеру, мнение (если есть сомнение) высказать без вводного ”видно”, ”может быть”? Как же мне, по-вашему, чью-то точку зрения не сославшись, высказать, автора забыть?

Иногда, случается, много слов включается типа ”понимаешь ли”, ”значит”, ”так сказать”, вводные слова тогда, в общем-то, мешаются – этому, пожалуй, я не буду возражать.

Анатолий Кузнецов, учитель русского языка и литературы гимназии №1 города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

Различие вводных слов от омонимичных им.

Выбранный для просмотра документ ВВодные слова.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Прочитайте предложения, написанные на доске (знаки препинания не поставлены). Чем, по-вашему, они интересны? Друзья будем строить дом (по) моему проекту. Отреставрируем отремонтируем и сделаем всё (по) моему. (По) моему знания условий строительства просто необходимы.

Проверим Друзья, будем строить дом по моему проекту. Отреставрируем, отремонтируем и сделаем всё по – моему. По – моему, знания условий строительства просто необходимы.

По каким признакам в предложении можно найти вводные слова? – Не являются членами предложения, т.е. не входят в структуру предложения и не являются его частью; – Выделяются понижением тона и паузой в устной речи, запятой (запятыми) на письме; – Выражают отношение говорящего к сообщаемому: – различная степень уверенности (конечно, может быть, вероятно); – различные чувства (к счастью, к сожалению, к удивлению); – источник сообщения (по-вашему, по слова, помнится); – порядок мыслей (во-первых, во-вторых, следовательно, например); – способ оформления мыслей (словом, иначе говоря, вообще); – призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому (понимаешь, видишь ли, предположим, допустим).

Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Найдите вводные слова. 1) К моему огорчению подснежники ещё не появились. К моему огорчению прибавилось чувство неловкости. Солнце светило ярко однако не грело. Сегодня на улице однако вовсе не весенняя погода. 2) Естественно все ждут прихода тёплого времени года. Ваши распоряжения естественно подводят нас к правильному решению. Действительно многие весной испытывают особый эмоциональный подъём. Приглашение действительно на всю неделю.

Задание: исправить пунктуационные ошибки Необыкновенно медленно, однако разворачивается в этом году весна. Не слышно к сожалению запаха, характерного для этих дней. Видно мир не устанавливает со мной контакта? Может быть с годами теряется сама возможность этого контакта? К моему огорчению, примешалась ещё и досада. Ведь естественно дети слышат этот запах – дети, которые не хотят ни одного дня весны прожить невнимательно.

Найти правильный вариант ответа. Расставить знаки препинания (устно): 1) Предложение с вводным словом: А) Может это и правда а может и нет. Б) Он вполне может успеть на поезд. В) В сущности проблемы разобраться нелегко. 2) Предложение со словом, омонимичным вводному: А) Я наверное никогда не обманывалась на твой счёт. Б) Такое решение вполне вероятно. В) Вероятно ты выполнишь мою просьбу. 3) Предложение со словом однако в роли вводного: А) Он глуп однако хитёр. Б) Скоро однако мы увидим море.

Выбранный для просмотра документ вводные.docx

Урок русского языка в 8 классе на тему «Отличие вводных слов от синтаксических омонимов»

1. Актуализация знаний.

Учитель: Вспомните, ребята, чем может быть осложнено простое предложение? (однородными членами, обобщающим словом при однородных членах, обращением, обособленными членами предложения…)

Прочитайте предложения, написанные на доске (знаки препинания не поставлены). Чем, по-вашему, они интересны? (Есть одинаковое слово во всех предложениях, но оно выполняет разную функцию).

Друзья, будем строить дом (по) моему проекту.

Отреставрируем, отремонтируем и сделаем всё (по) моему.

(По) моему, знания условий строительства просто необходимы.

Ответ учащегося : 1-е предложение осложнено обращением, слово моему (проекту) является определением, выраженным притяжательным местоимением, которое пишется с предлогом раздельно.

2-е предложение осложнено однородными сказуемыми, по-моему является обстоятельством образа действия, выраженным наречием, которое пишется через дефис, так как в слове есть приставка по – и суффикс – ому .

3-е предложение осложнено обособленным вводным словом, которое обозначает степень уверенности, пишется через дефис.

Учитель: Согласны?

Сверка с доской.

Учитель: С какими трудностями мы столкнулись, анализируя структуру данных предложений? (Не хватает знаний по определённым темам, нужно думать, прежде чем дать ответ).

2. Изучение новой темы.

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сформулируйте познавательные цели и учебную задачу.

Учебная задача: выяснить, есть ли слова, сходные с вводными, но не являющиеся таковыми. Уточнить, какие слова употребляются в качестве вводных слов.

Как отличить вводные слова от слов-омонимов?

Учитель: Каким образом вы предлагаете записать тему нашего урока?

Учитель помогает ученикам оформить тему: « Отличие вводных слов от синтаксических омонимов».

Учитель: По каким признакам в предложении можно найти вводные слова?

– Не являются членами предложения, т.е. не входят в структуру предложения и не являются его частью;

– Выделяются понижением тона и паузой в устной речи, запятой (запятыми) на письме;

– Выражают отношение говорящего к сообщаемому:

– различная степень уверенности (конечно, может быть, вероятно);

– различные чувства (к счастью, к сожалению, к удивлению);

– источник сообщения (по-вашему, по слова, помнится);

– порядок мыслей (во-первых, во-вторых, следовательно, например);

– способ оформления мыслей (словом, иначе говоря, вообще);

– призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому (понимаешь, видишь ли, предположим, допустим).

Проверка по слайдам, ученики приводят свои примеры.

3. Открытие учащимися нового знания.

Задание на слайдах (знаки препинания не поставлены):

1) К моему огорчению подснежники ещё не появились.

К моему огорчению прибавилось чувство неловкости.

Солнце светило ярко однако не грело.

Сегодня на улице однако вовсе не весенняя погода.

2) Естественно все ждут прихода тёплого времени года.

Ваши распоряжения естественно подводят нас к правильному решению.

Действительно многие весной испытывают особый эмоциональный подъём.

Приглашение действительно на всю неделю.

3) Их неудовольствие очевидно.

Очевидно это апрельская капель…

Рассказать о весне другими словами.

Другими словами весна это утро года.

Правда грачи прилетели?

У каждого своя правда.

Учитель: Как проверить, что в одном предложении есть вводное слово, а в другом – нет?

Ученики : Нужно составить алгоритм действий по нахождению вводных слов в тексте).

(См. алгоритм в прикрепленном файле).

4. Первичное закрепление «Поработайте корректором!»

Каждому ученику выдаётся карточка с текстом (комментирование каждой ситуации, проговаривание вслух «что делаю и почему, что получается» – работа с алгоритмом ) .

Задание: исправить пунктуационные ошибки.

Необыкновенно медленно, однако разворачивается в этом году весна. Не слышно к сожалению запаха, характерного для этих дней. Видно мир не устанавливает со мной контакта? Может быть с годами теряется сама возможность этого контакта? К моему огорчению, примешалась ещё и досада. Ведь естественно дети слышат этот запах – дети, которые не хотят ни одного дня весны прожить невнимательно.

Ю.Олеша. Ни дня без строчки

5 . Самостоятельная работа – тест (с самопроверкой).

Ситуация успеха: «Вы всё можете. У вас всё получится!»

Найти правильный вариант ответа. Расставить знаки препинания (устно):

1) Предложение с вводным словом:

А) Может это и правда а может и нет.

Б) Он вполне может успеть на поезд.

В) В сущности проблемы разобраться нелегко.

2) Предложение со словом, омонимичным вводному:

А) Я наверное никогда не обманывалась на твой счёт.

Б) Такое решение вполне вероятно.

В) Вероятно ты выполнишь мою просьбу.

3) Предложение со словом однако в роли вводного:

А) Он глуп однако хитёр.

Б) Скоро однако мы увидим море.

Ключ к тесту (слайд №13).

Учитель: Кто справился с тестом без ошибок?

7. Подведение итогов (рефлексия – «телеграмма»):

Что на уроке было главным? Полезно ли в жизни будет умение, приобретённое на уроке?

Добились ли мы поставленных целей?

Что было интересным?

Чему научились? В чём вы уверены?

Учитель: Вводные слова обогащают нашу речь, но их неуместное, немотивированное, избыточное использование ведёт к засорению языка. Назойливое повторение вводных слов делает речь невыразительной, тусклой, часто косноязычной. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека.

III Разграничение вводных конструкций и омонимичных единиц

Омонимия вводных конструкций и членов предложения / союзов

Вводные конструкции (отсутствуетграмматическая связь с другими членами предложения)Члены предложения (налицо грамматическая связь с другими членами предложения)
Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства (Пауст.)очевидночто? Было очевидно, что эта работа займет немало времени.
Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была (А.С. Пушкин).кажетсяА весной, как зацветет акация, так кажется, будто по всем садам кипит молоко (Пауст.).
Простой воспитанник природы, Так я, бывало, воспевал Мечту прекрасную свободы ( Пушкин).БывалоА с этими животными еще бывали приключения, и немалые.
С одной стороны, решить эту задачу нелегко, с другой стороны,стоит попробовать.с одной (другой) стороныС одной стороны дома был разбит цветник, с другой – небольшой огородик.
Может быть, именно детские впечатления определяют дальнейший путь человека.может бытьПраздная жизнь не может бытьчистою (А.П. Чехов).
При перечислении перед завершающим перечислительный ряд компонентом: В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, в шали из сусального золота (Пауст.). При выражении нетерпения: Да уходите же, наконец!НаконецНаконец = «в конце концов», «в результате», «после всего», «в итоге»: Скупой луч солнца прорвался наконец сквозь мглу (Пауст.). Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы.
Братья и сестры, наверное, уже спят.наверноеНаверное (устар.) = «точно», «несомненно»: Золушка кланялась и смеялась, и Маша, если бы не знала наверное, никогда бы не догадалась, что эта Золушка – ее мама (Пауст.)
Напротив = наоборот: Что же вы тут находите смешного? По-моему, письмо это, напротив,чрезвычайно трогательно (Вересаев).напротивПредлог: Напротив дома – небольшое озерцо. Наречие: Напротив сидел молодой человек.
Значит = «следовательно», «стало быть»: Солнечные пятна перешли на стену, значит, солнце уже склонилось за полдень.ЗначитЗначит = «это», «это есть»: Правильно жить – значит работать (Ж.Фабр). Значит = «означает»: Кунак у горцев значит друг.
Вводные конструкцииОднакоСоюз ( = НО)
День был пасмурный, дождя, однако,не было.Хоть грустно жить, друзья мои, однако жить еще возможно ( Пушкин).

Омонимия вводных и модальных слов

Вводные конструкцииМодальные частицы
Относятся ко всему предложению. Обычно расположены в абсолютном начале предложения.Относятся к одному из членов предложения, расположены непосредственно перед ним.
Действительно, она была похожа на ту старуху на фотографии.действительноУ нас получилась действительно экспедиция, а не школьная экскурсия.
Безусловно, благосостояние народа должно неуклонно возрастать.безусловноПо натуре они разные. Один – безусловно положительный, другой – явно отрицательный.
В самом деле, почему бы нам не организовать студенческое научное общество?в самом делеОна отличалась красотой и в самом деленеобыкновенной.
Несомненно, не может быть великим то, что не правдиво.несомненноДля Константина Левина деревня представляла поприще для труда несомненно полезного.
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ И НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ
Авось, буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, вот, все-таки, даже, именно, исключительно, как будто, как раз, небось, приблизительно, примерно, просто, притом, словно, якобы, в конечном счете, к тому же, между тем и т.п.:
Между тем показалось село Ильинское.

IV

Предложения с вставными конструкциями

Структура и семантика

Вставные конструкции – это предложения, словосочетания и отдельные слова, осложняющие основное предложение, но не являющиеся его членами, резко нарушающие интонационную и структурную целостность предложения и содержащие различного рода добавочные сведенья, замечания, ссылки, попутные указания.

Пунктуационно вставные конструкции оформляются обычно при помощи тире или скобок, интонационно характеризуются ускоренным темпом произнесения. Могут располагаться в середине или в конце предложения (в отличие от вводных слов, не могут находиться в начале предложения):

Однажды, подремав после обеда, – обедали в полдень – Митя вышел из дома и не спеша пошел в сад (И. Бунин).

Первое упоминание о кочанной капусте появилось в трудах Плиния Старшего (I век н. э.).

Структура вставных конструкций

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: