5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое корень омоним

Содержание

Слова с одним и тем же корнем и разными корнями (корни-омонимы, корни-синонимы)

Цели:

  • установить тождество и разность корневых морфем,
  • ориентировать учащихся на общность и отличие в лексическом значении и буквенного (фонемного) состава омонимичных и синонимичных корней слов.

Задача: научить дифференцировать слова с одним и тем же корнем и слова с синонимичными и омонимичными корнями или “кусками” основ.

Тип урока: урок-исследование

I. Эмоциональный настрой

Цель: создание психологического комфорта учащихся для самостоятельной творческой деятельности на уроке.

Учитель: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Сейчас мы с помощью фантазии попробуем представить, как достичь успеха в любом деле. Подумайте о том, чему бы вы хотели научиться или чтобы вы хотели делать лучше, чем сейчас. Постарайтесь увидеть, как великолепно вы это делаете и запомните свои внутренние ощущения и чувства при этом. Представьте, что окружающие тоже радуются за вас. Сохраните эти ощущения, они помогут вам успешно работать. Сделайте глубокий выдох и откройте глаза.

Статья в тему:  Прочитай найди в предложениях и подчеркни слова которые являются синонимами

II. Ситуация успеха

Цель: демонстрация теоретических знаний и практических умений по применению известных способов проверки орфограмм слабых и сильных позиций в корнях слов.

Теоретические знания учащихся проверяются на моделях.

Учитель: Давайте, проведем экскурсию по Лестнице знаний и увидим, чего мы достигли.

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Лестница жизни полна заноз, и больше всего они впиваются, когда вы сползаете по ней вниз.

У. Браунелл

Учащиеся заслушивают сообщения представителей групп и оценивают их по шкале “правильность”, “интерес”.

Учитель: Обратите внимание на то, какие мудрые мысли записал робот Сам Самыч рядом с Лестницей знаний. Почему именно их приготовил Сам Самыч для вас? Назовите ключевые слова в каждой мудрой мысли. Как они могут быть связаны с содержанием урока?

Практические умения учащихся проверяются в задании “Корректура”:

Учитель: Найдите 3 ошибки в работе ученика.

Речь маей мамочки напаминает жюрчяние речьки.

Учитель провоцирует учащихся на неверный ответ, так как ошибок больше 5. Задания-ловушки учат детей самостоятельному ответу. Это своеобразный метод портативной диагностики и коррекции имитационно-репродуктивных ориентаций в классе. При этом происходит воспитание привычки доверять себе и не считать всякое слово истиной в последней инстанции.

Учащиеся с легкостью находят все ошибки и записывают высказывание в тетрадь.

Учитель: Что общего у слов речь, речка?

Учащиеся говорят, что данные слова — это слова, называющие предметы, женского рода, единственного числа, корни одинаковые реч- реч и находятся в сильной позиции.

III. Ситуация “интеллектуального конфликта”

Статья в тему:  Укажите пару слов которые являются омонимами

Цель: обнаружение дефицита знаний в новой конкретно-практической задаче.

Учитель: Расшифруйте анаграмму.

Учитель: Сделайте фонемную, буквенную запись слова речевка.

Учитель: Как проверили орфограмму слабой позиции в корне? (Корнем слова речь.)

– Почему никто не воспользовался корнем слова речка?

Учитель: Но вы только что говорили, что корни слов речь и речка одинаковые. Значит, каждый из них может служить проверкой орфограммы слабой позиции в корне слова речевка.

Учащиеся сталкиваются с ситуацией, когда, с одной стороны, буквенная запись корней одинаковая, а, с другой, “работа” (лексическое значение) разная. Таким образом, возник вопрос: что это за корни? Если не выяснить, что это за корни, то при проверке орфограммы слабой позиции в корне, можно нарушить закон письма (орфограмма слабой позиции в корне проверяется тем же корнем в сильной позиции). А нарушение закона ведет к ошибкам.

Учитель: С какой проблемой столкнулись? Проблема, в какой части слова? В чем опасность таких корней?

IV. Постановка учебной задачи №1

Цель: организация коллективной дискуссии, способствующей взаимодействию учащихся в группах; запуск процессов теоретического исследования и рефлексии.

Учитель: Какой вопрос будем решать на уроке? Сформулируйте задачу урока.

Задача: Что это за корни?

V. Фиксация проблемы в графическом виде на доске

Цель: осознание учащимися сущности проблемы через фиксацию в графико-знаковой форме.

Учитель: Смоделируйте задачу урока.

Статья в тему:  Как играть ли синоним

На доске появляется несколько моделей, из которых путем анализа остается наиболее точная.

Учитель: Для чего надо знать: что это за корни?

VI. Исследование № 1

Цель: установление полного совпадения корневой морфемы слов речь-речка, выявление отличий в значении и общности буквенного (фонемного) состава омонимичных корней.

Учащиеся проводят сравнительный анализ слов. Записывают их в транскрипции, буквенном виде, сопоставляют корни, лексическое значение, чтобы найти ответ на поставленный вопрос.

Моделирование (в группах)

Учитель: Составьте модель корней данных слов.

Учащиеся вывешивают результаты групповой работы на доску. Затем анализируют их, задают вопросы представителям групп, вносят коррективы. Такое обсуждение учит мыслить учащихся.
Таким образом, на доске остается висеть наиболее точная модель.

Учитель: Можно ли утверждать, что это одни и те же корни? (Нет)

– Не кажется ли вам, что когда-то мы встречались с похожей моделью?

– Как можно назвать корни, у которых лексическое значение разное, а звучат и пишутся одинаково?

Вывод: это – корни-омонимы.

Рефлексия

Учитель: Как ответим на вопрос урока? (Это – корни-омонимы.)

– Открытие зафиксируем на новой ступеньке Лестницы знаний.

Учитель: Расскажите всё, что знаете о корнях слов речка, речь.

Учащиеся, используя модель, доказывают, что у слов речь, речка корни – омонимы, проверочным корнем к речевке может быть только речь.

Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы? Приведите примеры слов с омонимичными корнями.

Учитель: Итак, есть корни-омонимы. Может быть, появились новые вопросы?

Учащиеся выдвигают гипотезу, что если есть корни-омонимы, то, может быть, есть и корни-синонимы.

VII. Постановка учебной задачи № 2

Статья в тему:  Укажите предложение которое содержит синонимы

Цель: фиксация гипотезы в словесной и графико- знаковой форме для осознания сущности новой учебной задачи.

Учитель: На какой вопрос будем искать ответ? (Есть ли корни-синонимы?)

Фиксация новой учебной задачи

Учитель: Сам Самыч загадал слова для очередного исследования. Кто это?

Учащиеся, не задумываясь, отвечают, что это собака. Учитель не охотно соглашается, предлагает подсказку ведущего передачи “Поле чудес” Якубовича.

Домашнее животное, то же что и собака, самец собаки.

Учитель: Какие слова имеем для изучения? (Собака – пес)

Учитель: Какие слова имеем для изучения? (Собака – пес)

– Какая часть этих слов нас интересует сейчас? (Корень)

VIII. Исследование № 2

Цель: определение признаков синонимичных корней.

Учащиеся самостоятельно выбирают форму работы для изучения слов собака- пес по имеющемуся плану. По окончании исследования, учитель предлагает сверить свои работы с работой ученика из другого класса. В ходе обсуждения становится ясно, что ученик справился с заданием.

Моделирование

Учитель: Составьте модель корней.

Представители групп, пар вывешивают на доску модели. Потом анализируют согласно плану (корни в транскрипции, буквенной записи, по лексическому значению) и отмечают наиболее точный вариант модели.

Учитель: Какое название можно дать корням, у которых лексическое значение близкое, а звучат и пишутся по-разному? (Это корни – синонимы.)

Рефлексия

Учитель: На какой вопрос искали ответ?

– Подтвердилась гипотеза? (Да, есть и корни-синонимы)

На новой ступеньке Лестницы знаний появляются корни-омонимы и корни-синонимы.

Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы и корни-синонимы? (Для того, чтобы безошибочно находить проверку орфограмм слабых позиций в корне слова.)

– Приведите примеры синонимичных и омонимичных корней.

Статья в тему:  Как обозначаются омонимы в толковых словарях

IX. Исследование № 3

Цель: нахождение признаков слов с одним и тем же корнем.

Учитель: расшифруйте слова, решив примеры.

Ключ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
с м е л ы й о т ь

Девочкам: 36 – 24 = (12) см , 18 + 16 = (34)ел , 73 – 17 = (56) ый — смелый
Мальчикам: 54 – 42 = (12) см , 98 – 64 = (34)ел , 45 + 26 = (71)ос , 128 – 39=(89)ть—- смелость

– В результате решения примеров учащиеся получили слова смелый и смелость.

Учитель: выясните, что это за корни у данных слов.

Учащиеся исследуют корни и приходят к выводу, что это ни омонимичные, ни синонимичные корни. У данных слов корни по всем параметрам одинаковые.

Учитель: А что же это за корни?

Вывод: это слова с одинаковыми корнями.

Учитель: Какие корни считаются одинаковыми? Приведите примеры слов с одинаковыми корнями. Для чего надо знать слова с одинаковыми и разными корнями? Таким образом, на Лестнице знаний появляется модель одинаковых корней.

Рефлексия

Цель: оценка качества состоявшегося исследования, определение уровня осмысления учащимися учебной деятельности путем выполнения тестовой работы и творческого задания.

Учитель: выясните, какие корни у пар слов из стихотворения.

Почему стоят швейцары
В ресторанах у дверей?
Разве плохо дедам старым
Там, в Швейцарии своей?

Почему не подстригает
Детвору проворный стриж,
А весь день себе летает,
Ловит мошек возле крыш?

Почему же коз не доит
Знаменитый козодой?
Вот о чем, пожалуй, стоит
Поразмыслить нам с тобой!

Почему ужом назвали
Сторожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж!

Люди попросту не знают –
Вот, попробуй, объясни,
Почему же не линяют
От воды в реке лини?

Статья в тему:  С какой целью используются синонимы в художественном тексте

Нет, не зря все так назвали,
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми!

Вывод: корни-омонимы.

Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы?

Тестово-диагностическая работа

1. Это слова с одним и тем же корнем? («+» – да, «–» – нет)

А. Дорога, дорогая, дорожный, подорожник.
Б. Соль, солонка, солить, соленый.

А. Медь, медный, медяк, медовый.
Б. Осина, осинник, подосиновик, осиновый.

2. Являются ли корни данных слов омонимами? («+» – да, «–» – нет)

водить – водичка;
трава – травинка.

нос – носить;
домовой – домик.

3. Являются ли корни данных слов синонимами? («+» – да, «–» – нет)

А. Вода, водитель;
Б. Дождливый, мокрый;
В. Робкий, пугливый.

А. Слеза, слезливый;
Б. Пурга, буран ;
В. Зной, жара.

4. Найди третье лишнее слово. Вычеркни его карандашом.

Вода, водить, водный;
Сталевар, самовар, бульвар;
Смелость, смельчак, герой;
Заморозки, зарево, морозит.

Гусь, гусеница, гуськом;
Шиповник, шипит, шипы;
Печник, печальный, опечалился;
Скорость, скорлупа, скорый.

Заполни пропуски в словах:

Раск_лоть орех- раск_лить докрасна;
Пол_скать ребенка- пол_скать белье.

Посв_тить фонариком- посв_тить другу;
Пос_деть у костра- пос_деть от горя.

Учащиеся выполняют тестовую работу, производят взаимопроверку, осуществляют коррекцию по устранению ошибок.

Итоговая рефлексия

  • Какую из мудрых мыслей, записанных у Лестницы знаний, можно взять для эпилога нашего урока? Почему? Запишите.
  • Работа в группах помогла выяснить какой вопрос?
  • Какие корни слов называются омонимами, синонимами?
  • Что еще узнали помимо омонимичных и синонимичных корней?
  • Когда понадобится знание корней-омонимов, корней-синонимов, одинаковых корней?
  • Как оцениваете работу товарищей?
  • Оцените свою работу в тетради по критериям: правильность, трудность, интерес.
Статья в тему:  Что такое синонимы для 3 класса

Домашнее задание

Цель: рефлексия знаний по теме: “Слова с одинаковыми и разными корнями”, развитие творческих способностей, интереса к языковым явлениям.

На выбор:

  1. Репкин В.В. (учебник) упр. 129 (вставить подходящие слова).
  2. Придумать задание для “соседа” с корнями-омонимами.
  3. Сочинить историю с корнями-омонимами (корнями-синонимами).

Разбор по составу слова «омоним»

омкорень
онимкорень
øнулевое
окончание

Сходные по морфемному строению слова

  • синоним
  • акростих
  • гекзаметр
  • псевдоним
  • этноним

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: рассуждение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «омоним&raquo

Синонимы к слову «омоним&raquo

Предложения со словом «омоним&raquo

  • Это особенность китайского языка: в нём очень много омонимов, одинаково или сходно звучащих слов, обозначающих разные вещи и понятия.

Цитаты из русской классики со словом «омоним»

  • Но я скажу: не паровозов дым // И не реторты движут просвещенье — // Свою к нему способность изощрим // Лишь строгой мы гимнастикой мышленья, // И мне сдается: прав мой омоним, // Что классицизму дал он предпочтенье, // Которого так прочно тяжкий плуг // Взрывает новь под семена наук.

Значение слова «омоним&raquo

ОМО́НИМ , -а, м. Слово, имеющее одинаковое звучание с другим словом, но отличное от него по значению (например: бак — носовая часть палубы корабля и бак — сосуд). (Малый академический словарь, МАС)

Статья в тему:  В каких пословицах встречаются антонимы синонимы омонимы

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «омоним»
  • Склонение существительного «омоним» (изменение по числам и падежам)
  • Цитаты со словом «омоним» (подборка цитат)
  • Перевод слова «омоним» и примеры предложений (английский язык)

Значение слова «омоним&raquo

ОМО́НИМ , -а, м. Слово, имеющее одинаковое звучание с другим словом, но отличное от него по значению (например: бак — носовая часть палубы корабля и бак — сосуд).

Предложения со словом «омоним&raquo

Это особенность китайского языка: в нём очень много омонимов, одинаково или сходно звучащих слов, обозначающих разные вещи и понятия.

Если этим пренебречь, тогда всё исследование может превратиться в поиски омонимов (созвучные слова, имеющие разный смысл), которое никуда скорее всего не приведёт.

Лексические значения омонимов не связаны между собой.

Омонимы: виды, отличия и 40 примеров

Омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные вещи. Например, лук на огороде, лук для стрельбы и модный лук.

Рассказываем, чем отличаются омонимы от синонимов, антонимов и паронимов, какими они бывают, и приводим список для школьников.

Виды омонимов

Частичные омонимы — это омонимы, у которых совпадают по звучанию не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (нежность) не совпадают в форме родительного падежа множественного числа: ласок — ласк.

Омофоны — это слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся; например, кот и код, порог — порок — парок.

Сказала Алла:
– Это ж – утка.
А Ян услышал:
– Это – жутко!
А я услышал:
– Это – шутка

Омографы — это слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся (различие обычно бывает в ударении): зАмок и замОк, бЕлки и белкИ.

Ко́сит косец, а зайчишка коси́т,
Тру́сит трусишка, а ослик труси́т.

Люди, поверьте: мы живы тоской!
Только в тоске мы победны над скукой.
Всё перемелется? Будет муко́й?
Нет, лучше му́кой!

Омоформы — это слова, которые одинаково пишутся только в каких-то определенных формах, однако они могут быть даже словами разных частей речи; например, стекло (оконное) и стекло (что-то вниз); мой (собственный) и мой (посуду).

Статья в тему:  Какая пара слов является синонимами аккомпанемент

Намного позже
Петухов
Встаёт Серёжа

Петухов.

Омонимы, синонимы, паронимы и антонимы. В чем разница?

Омонимы – это слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но абсолютно различные по смыслу.

Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
Лисички! (Я.А. Козловский)

Сев в такси, cпросила такса:

– За проезд какая такса?

А водитель: «Денег с такс

Не берём совсем,

вот так-с». (Я.А. Козловский)

Синонимы имеют схожее или тождественное значение (например, томат — помидор).

Антонимы — это слова с противоположным значением (например, добрыйзлой; больше примеров тут).

С омонимами не стоит путать паронимы. Это слова, которые звучат и пишутся похоже, но не одинаково, а также сходны по смыслу. Их часто путают, совершая смысловые ошибки. Например, экономический и экономичный, невежа и невежда.

Омонимы и многозначные слова

Многозначные слова — это слова, у которых несколько значений. Например, кисть — ‘часть руки’, ‘украшение из ниток’, ‘приспособление для рисования’, ‘ветка с цветами или ягодами’.

Как определить, что перед нами: омонимы или два значения многозначного слова? На самом деле, это не так уж и просто: часто грань довольно тонкая. Но основной критерий такой: нужно поискать общий элемент значения. Например, для многозначного слова кисть такой элемент — ‘несколько длинных предметов, скрепленных в одной точке’. Омонимы же никак не связаны по смыслу, или связь давно утрачена.

Статья в тему:  Подберите как можно больше антонимов к следующим словам

Примеры омонимов

Боксёр – спортсмен, занимающийся боксом;

Боксёр – порода собаки.

Бор – хвойный лес;

Бор – зубоврачебный инструмент.

Брак – семейный союз;

Брак – некачественное изделие.

Валить – заставлять падать;

Валить – двигаться толпой; уходить.

Венец – житель города Вены.

Гранат – плодовое растение;

Гранат – драгоценный камень.

Гусеница – личинка насекомого;

Гусеница – деталь гусеничного транспорта.

Дача – действие по значению глагола давать (дача показаний);

Дача – загородный дом.

Дипломат – специалист по международным отношениям;

Дипломат – небольшой чемодан.

Дворник – работник, поддерживающий чистоту;

Дисциплина – подчинение правилам;

Дисциплина – отрасль научных знаний.

Заставлять – ставя что-либо, занимать поверхность.

Каток — площадка для катания на коньках;

Каток – машина для выравнивания дороги.

Ключ – приспособление для открывания замка.

Кол – заострённая толстая палка;

Кол – низшая школьная оценка.

Коса – инструмент для срезания травы;

Коса – протяжённая речная отмель.

Лавка – скамейка;
Лавка – магазин.

Лама – копытное животное;
Лама – учитель буддизма.

Ласка – проявление нежности;

Ласка – хищное животное.

Лук – огородное растение;

Лук – оружие для метания стрел.

Мат – проигрышная ситуация в шахматной партии;

Мат – мягкая подстилка;

Мат – грубая брань;

Мат – отсутствие блеска.

Мир – земной шар;
Мир – отсутствие войны.

Статья в тему:  Прочитай найди в предложениях и подчеркни слова которые являются синонимами

Мотив – мелодия;
Мотив – повод для действия.

Мушка – небольшая муха;

Мушка – деталь прицела.

Мышь – небольшой грызун;

Мышь – компьютерное устройство.

Норка – небольшая нора;
Норка – хищный пушной зверек.

Оклад – размер заработной платы;

Оклад – украшение иконы.

Предлог – вымышленная причина.
Предлог – служебная часть речи.

Предложение – то, на что предлагается согласиться;

Предложение – грамматически оформленное слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль.

Роман – литературное повествование;
Роман – любовные отношения.

Свет – источник освещения;

Свет – земля, мир;

Свет – высшее общество.

Скат – ровная наклонная поверхность;

Скат – рыба с плоским телом.

Следствие – результат, вывод;

Собачка – маленькая собака;

Собачка – деталь замка или застежки.

Союз – объединение;
Союз – служебное слово.

Однокоренные слова — определение, признаки и правила правописания

Определение понятия

Существует большое количество терминов, у которых есть одинаковая общая часть. Она имеет аналогичное во всех случаях звучание и этимологическое значение. Такой частью служит корень, а группа лексем носит в грамматике название однокоренных.

Кроме того, все такие слова имеют некий общий смысл, который соотносится с определённым предметом, признаком или действием. Это качество принято называть лексическим значением слова.

Такую группу принято ещё называть родственными понятиями. Лучше понять это можно на примере однокоренных слов:

Статья в тему:  Какая пара слов является синонимами аккомпанемент

  • Для начала выстраивается ряд терминов с одинаковым корнем — снег, снеговик, снежинка, снежный, заснеженный. Для облегчения процесса можно воспользоваться формой подбора однокоренных слов онлайн.
  • Все эти слова по смыслу связаны с понятием «снег», но их точные значения разнятся между собой. Значит, все они являются родственными.

Другой пример: писать, записка, запись, подпись, написанный. В каждом из этих слов корень «пис», по смыслу они происходят от слова «писать». Значит, слова являются родственными и однокоренными.

Однокоренные слова образуются путём присоединения к основной морфеме дополнительных частей. Это может быть приставка или суффикс. При образовании нового понятия образуется новая информация:

  • Ловить — наловить, выловить, ловец, улов, ловля, выловленный.
  • Туман — туманный, затуманился, туманно, туманность.
  • Стол — столик, настольный, столешница.

Слова, имеющие одинаковые корни, могут быть разными частями речи. Для примера можно проанализировать цепочку слов: записка, прописной, написанный, подписывать, письменно, описывая. При изучении этого списка, в нём легко установить следующие части речи:

  • Имя существительное — записка.
  • Имя прилагательное — прописной.
  • Причастие — написанный.
  • Деепричастие — описывая.
  • Глагол — подписывать.
  • Наречие — письменно.

Корневая морфема и её свойства

Чтобы разобраться, что такое однокоренные слова в русском языке, для начала нужно разобраться с их морфологическим составом.

Корнем принято называть основную часть, придающую смысл. Именно в этой морфеме заключено лексическое и этимологическое значение всех однокоренных терминов. В отличие от других частей, корень является обязательной частью для каждого понятия. В то же время есть множество лексем, не имеющих приставок (пишет, читает, стол, снег), суффиксов (плохой, лужа, книга), окончаний (мел, пол, остров). Основа их может состоять только из одного корня и иметь самостоятельное значение.

Статья в тему:  Как играть ли синоним

В языке встречается большое количество терминов, которые не образуют однокоренных групп. Их главная морфемная часть стоит в единственном варианте — какао, какаду, жабо, очень, увы. Чаще всего они имеют иностранное происхождение или являются географическими названиями.

В некоторых понятиях основное лексическое значение выражается не отдельной морфемой, а только общим содержанием. Например, утренник — детский праздник. Ни одна из частей не выражает лексического значения.

Многие лексемы состоят только из корня и не подразумевают прибавления других частей. Это могут быть:

  • Несклоняемые — какао, атташе, алоэ.
  • Неизменяемые прилагательные — беж, реглан.
  • Служебные — но, под, если, между и пр.
  • Наречия — весьма, очень.
  • Междометия — ах, эй, ага, алло.

Большинство корней могут употребляться в речи как самостоятельные единицы или в сочетании с аффиксами. Такая разновидность называется свободной. Есть морфемы, которые применяются только в сочетании с приставками, суффиксами и окончаниями. Они называются связанными. Примеры: агит- (агитация, агитировать), изол- (изоляция, изолированный), спекул- (спекулирует, спекуляция)

Чтобы найти корень, необходимо выполнить следующие условия:

  • Найти несколько родственных понятий.
  • Выделить часть, которая объединяет их по звучанию и лексическому значению.

Это и будет корнем. На уроках русского языка в школе его выделяют особым значком, имеющим форму дуги.

Отличия от форм одного слова

Однокоренные лексемы часто путают с разными формами одного и того же термина. В первом случае группа имеет одинаковую корневую морфему, но различное значение. Это могут быть разные части речи.

Статья в тему:  Укажите предложение которое содержит синонимы

Во вторую категорию входят имеющие одинаковое лексическое значение и являющиеся одной и той же счастью речи. Фактически это одно и то же понятие, которое имеет разные грамматические признаки:

  • Изменяется по падежам и числам, если это существительное.
  • По падежам, числам и родам, если речь идёт о прилагательном или причастии.
  • По лицам, числам и временам — в случае, если исследуемая часть речи является глаголом.

В качестве примера можно рассмотреть слово «соль». Однокоренными в этом случае будут: солёный, соленья, солить, рассол, пересоленный и пр. Все эти лексемы при разборе по составу имеют общую корневую морфему. Их смысловое значение — близкое к слову «соль».

Формами существительного «соль» будут:

  • Изменение по падежам — соль, соли, солью, о соли.
  • Изменение по числам — соль (ед. ч.), соли (мн. ч.).

Формами прилагательного «солёный» будут изменение по падежам (солёный, солёного, и пр.), родам и числам (солёные и солёный).

Формами глагола «солить» являются изменения по лицам (солю, солишь, солит), числам (солит солят), родам (солила, солил, солило).

Омонимичные корни

Однокоренные слова нужно также отличать от омонимичных форм. Омонимы — это лексемы, имеющие одинаковое звучание и написание, но разный лексический смысл. Эта характеристика относится и к омонимичным корням. Они пишутся одинаково в предложениях, но придают разный смысл. У однокоренных понятий значение всегда одинаковое или близкое.

Для примера можно разобрать следующее упражнение:

  • Вода, подводник, водный, водяной, водолаз, водянистый. Все они связаны по смыслу со словом «вода», имеющим значение «жидкость». Омонимичными к этой группе являются: водитель, проводник, провода, водит. Они близки по смыслу к словам «вести», «водить». Разница значения в этом случае становится очевидной.
  • Нос, носик, носатый, длинноносый, долгоносик, курносый — группа имеет лексическое значение, связанное с частью тела человека или животного. Носит, водоносный, яйценос — происходят от глагола «носить».
  • Хлеб, хлебный, хлеборезка хлебороб — лексическое значение связано с хлебом (продуктом из муки). Хлебать, хлебнуть, похлёбка — обозначает пить, глотать жидкость или жидкую пищу.
Статья в тему:  С какой целью используются синонимы в художественном тексте

Проверка правописания

Зная, как правильно пишется корень одного понятия, можно грамотно написать всю родственную ему группу. Существует несколько грамматических правил однокоренных слов. Они входят в программу 6—7 классов средней школы:

  • Если в корне есть безударная гласная, можно записать такую проверочную форму, в которой гласная будет находиться под ударением. В этом случае правописание уже не будет вызывать сомнений. Примеры: лесник — лЕс, домашний — дОм, колосится — кОлос, колОсья.
  • В некоторых случаях подобрать ударный вариант и проверить безударную гласную невозможно. Их можно только запомнить. Они собраны в орфографическом словаре.
  • Если согласная на конце слышится неотчётливо, подбирают такую форму или однокоренной вариант, где после неё стоит гласный звук. Примеры: хлеб — хлебороб, хлеба; мороз — морозы, заморозит.

В некоторых случаях гласные и согласные звуки могут чередоваться: дорога — дорожка, муха — мушка, снег — снежок. Правописание чередующихся гласных зависит от суффикса, ударения, а также буквы, стоящей после гласной. Примеры чередования: вытереть — вытирать, умереть — умирать (суффикс «а» после корня), загорать — загар, расти — вырос.

Омонимы в русском языке

О чем эта статья:

Определение омонимов

Омонимия — звуковое и графическое совпадение слов, значения которых не связаны друг с другом.

Омонимы в русском языке — это слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но при этом различны по значению.

Статья в тему:  В каких пословицах встречаются антонимы синонимы омонимы

среда (обитания) — среда (день недели);

гранатовый сок (фрукт) — гранатовый браслет (камень);

сушка (от сушить) — сушка (маленькая баранка).

Подпись под картинкой если есть

Омонимы — это не значения одного слова, а слова, которые совпали по написанию и/или произношению по разным причинам.

Откуда берутся омонимы точно не ясно. Но есть парочка предположений:

Совпадение может быть случайным. Например, слова лук — огородное растение и «лук» — оружие со стрелами происходят от разных корней.

Совпадение может быть в результате звуковых изменений, которые происходят в языке. Например: мир — вселенная и мир, когда все спокойно. В древнерусском языке эти слова произносились и писались по-разному.

Совпадение может образоваться при появлении новых слов из других языков.

Посол (от слова «соль») — способ соления продуктов.

Посол (от слова «посылать») — в значении «дипломат».

Рейд (от гол. reed) — водное пространство у входа в порт.

Рейд (от англ. raid) — набег военных сил в тыл противника.

Иногда омонимы путают с многозначными словами. Сейчас объясним, в чем различие.

Многозначные слова — это слова, у которых есть несколько значений.

кисть — часть руки,

кисть — приспособление для рисования,

кисть — ветка с ягодами или цветами.

Отличие многозначных слов от омонимов в том, что у первых есть несколько лексических значений, которые связаны по смыслу, а омонимы — это разные слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего по смыслу.

Статья в тему:  Как обозначаются омонимы в толковых словарях

Мы узнали, что такое омонимы в русском языке, а теперь рассмотрим типы омонимов с примерами.

Виды омонимов

На уроках по русскому языку в 4 и 5 классе проходят два типа лексических омонимов: полные и неполные (частичные).

Полные омонимы совпадают во всех формах. Они одинаково склоняются во всех падежах как в единственном, так и во множественном числе.

Частичные омонимы совпадают не во всех формах. Например, слово «ласка» обозначет и хищное животное, и проявление нежности. Но если использовать эти слова во множественном числе, то в родительном падеже у них будут разные формы — ласок и ласк.

К неполным омонимам относят омографы, омофоны и омоформы.

Омоформы — слова, которые совпадают в написании и звучании в некоторых их формах. Омоформы могут принадлежать к разным частям речи. Примеры:

Нас не будет дома. — Сидеть у дома.

Я люблю печь пироги. — Печь стоит у правой стены.

Лечу людей по призванию. — Завтра лечу на другой континент.

Омофоны пишутся по-разному, но одинаково звучат. Примеры:

Снежный занос. — Котенок поцарапал за нос.

Нашла вчера в лесу гриб. — На прошлой неделе у брата обнаружили грипп.

Компания веселых друзей. — Рекламная кампания провалилась.

Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному. Часто в таких словах разные ударения. Примеры:

Бе́лки грызут орехи. — Белки́ взбейте с сахаром.

Засы́пать песком. — Засыпа́ть под колыбельную.

Различать слова-омонимы помогает контекст. Омонимы, омоформы, омофоны и омографы используют, когда нужна игра слов: в шутках, в рекламе, в загадках. Примеры:

Статья в тему:  Что такое синонимы для 3 класса

Без нее дверь не открыть и письмо не настрочить.

Врач: «Как ваше состояние, больной?». Пациент: «Благодаря вашей заботе мое состояние сильно уменьшилось.»

Слово «состояния» в первом случае означает самочувствие, а во втором финансовое положение.

Есть еще такие слова, которые сходны по звучанию и составу, но с различны по значению — паронимы. Чтобы их не перепутать, нужно быть очень внимательным. Пример:

Экономический — относится к экономике.

Экономичный — выгодный материально.

Примеры омонимов

Примеры слов-омонимов в русском языке:

Боксер — спортсмен, который занимается боксом;

Боксер — порода собаки.

Бор — хвойный лес;

Бор — инструмент зубного врача.

Брак — семейный союз;

Брак — некачественное изделие.

Валить — заставлять падать;

Валить — двигаться толпой, уходить.

Венец — житель города Вены.

Гранат — плодовое растение;

Гранат — драгоценный камень.

Гусеница — личинка насекомого;

Гусеница — деталь гусеничного транспорта.

Дача — действие по значению глагола давать (дача показаний);

Дача — загородный дом.

Дипломат — специалист по международным отношениям;

Дипломат — небольшой чемодан.

Дворник — работник, который прибирает двор;

Дворник — стеклоочиститель в автомобиле.

Дисциплина — подчинение правилам;

Дисциплина — отрасль научных знаний.

Заставлять — занимать поверхность.

Каток — площадка для катания на коньках;

Каток — машина для выравнивания дороги.

Ключ — приспособление для открывания замка.

Кол — заостренная палка;

Кол — низшая школьная оценка.

Коса — инструмент для срезания травы.

Лама — копытное животное;

Лама — учитель буддизма.

Статья в тему:  Укажите пару слов которые являются омонимами

Ласка — проявление нежности;

Ласка — хищное животное.

Лук — огородное растение;

Лук — оружие для метания стрел.

Мат — проигрышная ситуация в шахматной партии;

Мат — мягкая подстилка;

Мат — нецензурные слова;

Мир — земной шар;

Мир — отсутствие войны.

Мотив — повод для действия.

Мушка — небольшая муха;

Мушка — деталь прицела.

Мышь — животное, грызун;

Мышь — компьютерное устройство.

Норка — небольшая нора;

Норка — хищный пушной зверек.

Оклад — размер заработной платы;

Оклад — украшение иконы.

Предлог — вымышленная причина.

Предлог — служебная часть речи.

Предложение — выраженная инициатива;

Предложение — слово или сочетание слов, которое выражает законченную мысль.

Омонимичные, синонимичные и антонимичные морфемы

Морфемы, как и единицы других языковых уровней, вступают в системные отношения друг с другом. С точки зрения значения морфемы, как и слова, могут быть омонимичны, синонимичны или антонимичны друг другу.
Омонимичными называются морфемы, совпадающие по звуковому составу, но различающиеся по значению.
К о р н е в ы е омонимы — это прежде всего корни лексических омонимов, например, гриф ‘птица’, гриф ‘штемпель, печать’ и гриф ‘часть струнного инструмента’.
К п р е ф и к с а л ь н ы м омонимам относятся некоторые приставки, участвующие в образовании слов как одной части речи (с 1 — со значением ‘вниз’: с-прыгнуть ← прыгнуть; с 2 — со значением ‘результат’: с-делать ← делать), так и разных частей речи (про-ректор ← ректор и про-слушать ← слушать).
Омонимичные с у ф ф и к с ы могут быть представлены у слов как одной и той же части речи (-ин 1 — со значением ‘единичность’: солом-ин-а ← солома; -ин 2 — со значением ‘большой’: столб-ин-а ← столб; -ин 3 — со значением ‘мясо’: лосос-ин-а ← лосось), так и разных частей речи (дом-ин-а ← дом, бабушк-ин ← бабушка).
Синонимичными являются морфемы, имеющие совершенно разный звуковой состав, но совпадающие или близкие значения. Синонимичными могут быть морфемы всех видов.
К о р н е в ы е синонимы употребляются в составе лексических синонимов: спеш-и-ть — тороп-и-ть- ся.
Как пример синонимичных п р и с т а в о к можно отметить вы- и из- (вы-гнать — из-гнать).
С у ф ф и к с а л ь н ы х синонимов особенно много среди суффиксов существительных, например суффиксы -ец-, -тель-, -ун-, -щик- со значением ‘производитель действия’: чт-ец, писа-тель, бег-ун, надсмотр-щик.
Синонимичны п о с т ф и к с ы -то, -либо, -нибудь.
Морфемы с противоположными значениями называются антонимичными.
К к о р н е в ы м антонимам относятся корни лексических антонимов, например: глубок-ий — мелк-ий.
К с у ф ф и к с а л ь н ы м антонимам относятся словообразовательные суффиксы с
соотносительным противоположным значением, например: руч-ищ-а — руч-к-а.
Особенно широко распространены антонимичные отношения среди п р и с т а в о к: с-прыгнуть — за- прыгнуть, в-бежать — вы-бежать, при-лететь — у-лететь.

Статья в тему:  Подберите как можно больше антонимов к следующим словам

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector