16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком ряду не все слова являются синонимами журить

Тест по теме “Лексика”

Тест по теме “Лексика. Фразеология. 10 класс” (13 заданий с ответами)

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме “Лексика”»

Тест по теме «Лексика. Фразеология». 10 класс.

Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

1)Импровизация – словесное или музыкальное произведение, сочиненное во время исполнения.

2)Ингредиент – составная часть какого – либо сложного соединения или смеси.

3)Импозантный – безучастный, безразличный к чему – либо.

4)Иррациональный – непостигаемый разумом; такой, какой не может быть выражен понятиями логики.

2.В каком предложении иноязычное слово употреблено неуместно?

1) В этой больнице почему – то нерегулярно вентилируют помещение.

2) Там, где встречались овраги, ущелья или склоны холмов, ставились акведуки.

3) Общество аккумулирует в себе огромный потенциал – научный, культурный, духовный.

3.В каком предложении допущена смысловая избыточность?

1)Тропинка шла вдоль реки

2) Они держали свои тайны в секрете.

3) Кошка неожиданно прыгнула на пол и спряталась за шкаф.

4. Найдите предложение с ошибкой. Исправьте.

Легко вообразить себе образы героев.

Лисин вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы.

Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.

5.Найдите соответствие.

1)простой в работе – А ) омофоны

2)купить Атлас – красивый атлАс Б) омоформы

3) ходил в лесу – встретил лису В) омографы

6. Подберите синонимы к заимствованным словам.

Абстрактный, вульгарный, пассивный, игнорировать.

7. В каком ряду не все слова синонимы?

1) чахнуть, угасать, таять

2)одобрять, хвалить, хвастаться

3) хитрить, лукавить, лицемерить

4) устать, измучиться, изнемочь.

8.Какой фразеологизм имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что – либо»?

1) тришкин кафтан 3) дамоклов меч

2) прокрустово ложе 4) пиррова победа

9. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

Статья в тему:  Как бальзам на душу синоним

1) капля в море, сколько душе угодно

2) взять себя в руки, заваривать кашу

3) выеденного яйца не стоит, цены нет

4)воспрянуть духом, повесить голову.

10.Составьте словосочетания, из которых становятся понятными различия в значении паронимов.

Экономия – экономика, гармонический – гармоничный, усвоить – освоить, отвергать – опровергать, эффектно – эффективно.

11. В каждом предложении найдите средство выразительности.

1) Честные чиновники встречаются так же часто, как и нищие олигархи.

2)Фестиваль собрал вокруг себя десятка три театров.

3) Талия никак не толще бутылочной шейки.

4) Анчар, как грозный часовой, стоит…

12. В одном из приведённых ниже предложений

НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку .

1)Иногда люди, предъявляющие к себе высокие требования,

избегают разговоров на темы, в которых они несведущи, чтобы

не прослыть НЕВЕЖАМИ.

2)ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды коллег были для молодого

учёного высшей наградой.

3)После долгих и горячих споров на собрании

установилось СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.

4)ОПЛАТИТЬ услуги любого оператора сотовой связи можно

с помощью банковской карты.

Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

1)конгломерат – бессистемное, механическое соединение чего – либо разнородного

2) портупея – ремень для ношения оружия

3) фарватер – путь для безопасного прохода судов

4) монография – большая по объему книга.

2.В каком предложении иноязычное слово употреблено неуместно?

1) Из-за болезни сотрудников пришлось аннулировать поступившие ранее заказы.

2) Настоящих ценителей и знатоков антиквариата не так уж много.

3) Родители оппонировали против решения поступать в этот вуз.

4) Как только я увидел его, сразу почувствовал антипатию.

3.В каком предложении допущена смысловая избыточность?

1) Это был взаимовыгодный брак с обеих сторон.

2) Он трудился как мастер – ювелир, отчеканивая фразы.

3) Каждый из нас обладает запасом жалости.

4. Найдите предложение с ошибкой. Исправьте.

Статья в тему:  Притча о добром самарянине в каком предложении есть синонимы

1) Старуха замирала и терялась от этих слов.

2) Слышен шум воды, шумящей при наливании в кувшин.

3)Мальчик испытал все тяготы военной жизни.

5.Найдите соответствие.

1) сидеть на диване – седеть от старости А) омографы

2) мой дом – мой окно Б) омофоны

3) пОлет – полЕт В) омоформы

6. Подберите синонимы к заимствованным словам.

Абсурдный, гипотетический, доминировать, субъективный.

7. В каком ряду не все слова синонимы?

1) журить, ругать, бранить

2) опасаться, робеть, трусить

3) возражать, протестовать, восклицать

4) бродить, блуждать, слоняться

8.Какой фразеологизм имеет значение «наиболее уязвимое место»?

1) авгиевы конюшни 3) ахиллесова пята

2) вавилонское столпотворение 4)филькина грамота

9. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) рукой подать, за тридевять земель

2) семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает

3) раз – два и обчелся, как с гуся вода

4) прежде всего, в последнюю очередь

10.Составьте словосочетания, из которых становятся понятными различия в значении паронимов.

Песочный – песчаный, царский – царственный, командировочные – командированные, благодарный – благодарственный.

11. В каждом предложении найдите средство выразительности.

1)Не то на серебре – на золоте едал.

2) Скрипка издергалась… и вдруг разревелась.

3) Все мои труды пошли прахом.

4) Язык – ключ к пониманию духовного мира.

12. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку .

1) Хороший стратег умеет спокойно ВЫЖИДАТЬ удобного момента, обладает замечательной ситуационной интуицией и всегда действует с учётом изменившихся условий.

2) Чтобы ПОПОЛНИТЬ недостаток фосфора в организме, необходимо регулярно употреблять в пищу рыбу.

3) Опытный персонал пансионата сделал всё возможное, чтобы отдыхающие чувствовали себя КОМФОРТНО.

Тест на тему “Лексика”
тест по русскому языку (10 класс) на тему

Тест задан в определённом темпе. Я этот темп подстраивала под скорость соображения моих ребят. Вы можете настроить его так, как будет удобно вашим ребятам. Удачи!

Статья в тему:  Я думаю что я так и не понял себя синонимы

Скачать:

ВложениеРазмер
Тест на тему “Лексика”1.01 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Лексика тест Задания А1 – А 30 содержат 4 варианта ответа. Только один из них верный. При выполнении заданий напишите номер вопроса и рядом поставьте выбранный вариант ответа. Внимание. Переключение автоматическое. На обдумывание – 0,5 минуты.

А1 Найдите среди предлагаемых слов однозначное. 1) яблоко 2) рукав 3) трусливый 4) огненный

А2 В каком предложении выделенное слово употреблено в прямом значении? 1) Открой мне всю правду. Не бойся меня. 2) Человек он был чёрствый, бездушный . 3) Как мелочно всё это было перед лицом большой беды. 4) Свеча горела трепетным огнём.

А3 Какая из перечисленных пар слов НЕ является парой омонимов, а перечисляет значения многозначного слова? 1) такт – (1) метрическая музыкальная единица; (2) чувство меры 2) гладь – (1) ровная, гладкая поверхность; (2) вид вышивки 3) экипаж – (1) повозка; (2) команда корабля, самолёта и т.д. 4) павлин – (1) птица семейства фазановых; (2)человек, пытающийся казаться важнее, чем он есть на самом деле

А4 Найдите пару грамматических омонимов. 1) лишение родительских прав; он всегда прав 2) весь мир смотрит на вас; античный мир 3) цирковой фокус; попасть в фокус 4) грозный лев; стоимостью один лев

А5 Омофоны – это: 1) слова, одинаковые по звучанию и написанию во всех своих формах и различные по значению. 2) слова, одинаковые только по написанию, но различные по значению и произношению. 3) слова, одинаковые по звучанию, но различ- ные по значению и написанию. 4) слова, одинаковые по звучанию и значению, но различные по написанию.

А6 Какая пара слов не является синонимами? 1) победить – одолеть 2) гнев – бешенство 3) имитация – заимствование 4) прошлый – минувший

А7 Какая пара слов не является антонимами? 1) свет – тьма 2) благо – зло 3) утверждать – доказывать 4) лето – зима

А8 Вместо многоточия вставьте самое подходящее, с вашей точки зрения, слово из числа предлагаемых ниже (учитывайте значение, стиль, и т.д.). Я …. Ваше спокойствие. Я схожу со сцены. Не жалейте; я так люблю вас обоих, что очень счастлив своей решимостью. 1) беспокоил 2) смущал 3) интриговал 4) тревожил

А9 В каком ряду дано неверное толкование лексического значения слова? 1) Ингредиент – составная часть сложного вещества. 2) Изразец – плитка из обожжённой глины для облицовки стен. 3) Калорифер – трубка, в которую можно наблюдать быстро сменяющиеся разноцветные узоры. 4) Тривиальный – неоригинальный, избитый.

А10 Каково лексическое значение слова кавалькада ? 1) ремень для ношения оружия 2) искусство ровного и красивого письма 3) группа всадников на прогулке 4) подсвечник с разветвлениями для нескольких свечей

А11 Найдите слово с лексическим значением: не имеющий никаких моральных устоев, определённых убеждений. 1) бессовестный 2) бесцеремонный 3) беспринципный 4) бестолковый

А12 В каком предложении выделенное слово употреблено неправильно? 1) Лисицын переписывал целые абзацы . 2) Разделите текст на абзацы . 3) Абзац за абзацем она перечитывала рецензию на свою книгу. 4) Не пишите на абзацах .

А13 В каком ряду НЕ все слова являются синонимами? 1) возражать, протестовать, не соглашаться 2) журить, ругать, бранить 3) хилый, слабый, чахлый 4) хвалить, хвастаться, поздравлять

А14 Какая пара лишняя? 1) милосердие, бессердечность 2) равнодушие, индифферентность 3) закономерность, случайность 4) сумасбродство, благоразумие

А15 В каком ряду фразеологические обороты не являются синонимичными? 1) тёртый калач, стреляный воробей 2) выжимать соки, тянуть жилы 3) держать себя в руках, держать ухо востро 4) важная птица, птица высокого полёта

А16 Выберите фразеологический оборот со значением: постоянно угрожающая неприятность. 1) дамоклов меч 2) пиррова победа 3) прокрустово ложе 4) разрубить гордиев узел

Прочитайте предложения. Выполните задания А17 – А21 (А) Злополучный вагон преграждал движение по всей линии. (Б) Их хвост достигал уже Манежа и растягивался дальше. (В) Улицы запружали уже остановленные им трамваи и новые, прибывающие и постепенно накапливающиеся. (Г) Пассажиры из задних вагонов переходили в передний, по неисправности которого всё это проходило, думая этим переходом что-то выгадать. А17 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст? 1) АБВГ 2) АВБГ 3) БВГА 4) АБГВ

Прочитайте предложения. Выполните задания А17 – А21 (А) Злополучный вагон преграждал движение по всей линии. (Б) Их хвост достигал уже Манежа и растягивался дальше. (В) Улицы запружали уже остановленные им трамваи и новые, прибывающие и постепенно накапливающиеся. (Г) Пассажиры из задних вагонов переходили в передний, по неисправности которого всё это проходило, думая этим переходом что-то выгадать. А18 Какое языковое средство использовано для связи предложений в тексте? 1) личное местоимение 2) синоним 3) частица 4) союз

Прочитайте предложения. Выполните задания А17 – А21 (А) Злополучный вагон преграждал движение по всей линии. (Б) Их хвост достигал уже Манежа и растягивался дальше. (В) Улицы запружали уже остановленные им трамваи и новые, прибывающие и постепенно накапливающиеся. (Г) Пассажиры из задних вагонов переходили в передний, по неисправности которого всё это проходило, думая этим переходом что-то выгадать. А19 К какому стилю речи относится текст? 1) художественно-публицистический 2) научный 3) деловой 4) разговорный

Прочитайте предложения. Выполните задания А17 – А21 (А) Злополучный вагон преграждал движение по всей линии. (Б) Их хвост достигал уже Манежа и растягивался дальше. (В) Улицы запружали уже остановленные им трамваи и новые, прибывающие и постепенно накапливающиеся. (Г) Пассажиры из задних вагонов переходили в передний, по неисправности которого всё это проходило, думая этим переходом что-то выгадать. А20 Каков тип речи текста? 1) рассуждение 2) повествование 3) описание 4) повествование с элементами рассуждения

Прочитайте предложения. Выполните задания А17 – А21 (А) Злополучный вагон преграждал движение по всей линии. (Б) Их хвост достигал уже Манежа и растягивался дальше. (В) Улицы запружали уже остановленные им трамваи и новые, прибывающие и постепенно накапливающиеся. (Г) Пассажиры из задних вагонов переходили в передний, по неисправности которого всё это проходило, думая этим переходом что-то выгадать. А21 Какие из перечисленных языковых средств использованы в тексте? 1) вводные слова 2) эпитет 3) метафора 4) разговорные выражения

Прочитайте текст. Выполните задание А22. О глазах я должен сказать ещё несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся. Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Все эти замечания пришли мне на ум, может быть только потому, что я знал некоторые подробности его жизни и, может быть, на другого вид его произвёл бы совершенно различное впечатление, но так как вы о нём не услышите ни от кого, кроме меня, то поневоле должны довольствоваться этим изображением.

А22 Какое описание точнее всего характеризует данный текст? 1) Стиль речи – художественно-публицистический; тип речи описание с элементами рассуждения; языковые особенности – образность; средства выразительности – метафоры, эпитеты, инверсия, вводные слова, риторические вопросы. 2) Стиль речи – художественно-публицистический; тип речи – описание; языковые особенности – образность; средства выразительности – метафоры, эпитеты, риторические вопросы. 3) Стиль речи – разговорно-бытовой; тип речи – повествование с элементами рассуждения; языковые особенности – эмоциональность, прерывистость и непоследовательность речи; средства выразительности – разговорная и просторечная лексика, эпитеты, инверсия, вводные слова. 4) Стиль речи – художественно-публицистический; тип речи – повествование с элементами рассуждения; языковые особенности – стандартность; средства выразительности – профессиональные термины, отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики.

А23. В каком ряду нет заимствованных слов? 1) маскарад, бежать, нога, голова 2) быть, корова, туловище, свекровь 3) шествие, чувство, небо, студент 4) ручей, флот, концерт, идти

А24 К какому стилю речи относится данный текст? 1) разговорный 2) художественно-публицистический 3) научный 4) деловой Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее – ВУЗ) является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, Цели и объёмы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО). Прочитайте текст. Выполните задание А24.

А25 Какие из языковых особенностей свойственны этому тексту? 1) специальная терминология 2) эмоциональность речи 3) образность 4) метафоричность Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее – ВУЗ) является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, Цели и объёмы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО). Прочитайте текст. Выполните задание А24.

А26 Внимательно прочитайте предложение. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Найдите архаизм. 1) станционных 2) бранивался 3) смотрителей 4) станционных смотрителей

А27 Найдите в предложении историзм. На крыльцо вышел всем известный кабатчик-целовальник. 1) крыльцо 2) кабатчик 3) целовальник 4) кабатчик-целовальник

Прочитайте предложения в рамке. Выполните задания А28 – А30. А28 Определите, чем является в языке выделенное слово (1). 1) фразеологизм 2) диалектизм 3) заимствованное слово 4) профессионализм Я тяжёл на подъём (1) и не люблю выходить из дому. Старшина после армии осел в этом селе и вот уже восемь лет крутил баранку (2) колхозного грузовичка. День праздничный был, и жарко – страсть. Парун (3) чистый.

Прочитайте предложения в рамке. Выполните задания А28 – А30. А29. Определите, чем является в языке выделенное слово (2). 1) фразеологизм 2) диалектизм 3) заимствованное слово 4) профессионализм Я тяжёл на подъём (1) и не люблю выходить из дому. Старшина после армии осел в этом селе и вот уже восемь лет крутил баранку (2) колхозного грузовичка. День праздничный был, и жарко – страсть. Парун (3) чистый.

Прочитайте предложения в рамке. Выполните задания А28 – А30. А30. Определите, чем является в языке выделенное слово (3). 1) фразеологизм 2) диалектизм 3) заимствованное слово 4) профессионализм Я тяжёл на подъём (1) и не люблю выходить из дому. Старшина после армии осел в этом селе и вот уже восемь лет крутил баранку (2) колхозного грузовичка. День праздничный был, и жарко – страсть. Парун (3) чистый.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест “Выразительные средства”, уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям .

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3»

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3» Ознакомиться педагогов с программой «RomeXoftMultiTesterSystem 3.3” и дать им первоначальные.

Тест по физике_Итоговый тест. Законы электрического тока

Тест по физике для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику А. В. Перышкина. Тема: итоговый – Законы электрического тока. Работа выполнена в программе MyTest.

Тесты. Виды тестов

Важнейший элемент рейтиноговой системы – тестирование. Тесты позволяют в кротчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы мет.

ЕГЭ английский Тест toefl Тест ielts CAE tests Тесты по аудированию Тесты по чтению Словарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭ

Тест toeflТест ieltsCAE testsТесты по аудированиюТесты по чтениюСловарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭЧему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда бу.

Тест по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”,тест по лирике поэтов ХХ века о Великой Отечественной войне и итоговый тест по курсу литературы 8 класса.

Тесты рекомендуются как итоговый контроль.

Урок по технологии. “Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто”

Разработка урока по теме “Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто”.

Тесты по русскому языку (10 вариантов)

Министерство образования РБ

ГБОУ НПО ПЛ-68 г. Октябрьский

Письменная экзаменационная работа

в виде набора контрольных заданий

по русскому языку

обучающегося (ейся) группы__________

по профессии:_______________________

____________________________________

____________________________________

2014г.

Вариант -1

Обязательная часть

Задание: 1 -8.Укажите правильный вариант ответа, выбрав нужную букву.

1.(1 балл). Определите, в каком ряду расположены слова, в котором совпадает количество звуков и букв?

а) страстное, бьющаяся, подстричь б) июльский, маячить, прелестное

в) создаешь, поющие, местность г) тростниковые, вскользь, разъярившийся

2. (1 балл). В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) искрА б) свеклА в) слИвовый г) кровотОчить

3. (1 балл). Определите, в каком ряду не все слова являются синонимами.

а) журить, ругать, бранить б) опасаться, робеть, трусить

в) возражать, протестовать, восклицать г) бродить, блуждать, слоняться

4. (1 балл). В каком предложении нет фразеологического оборота?

а) Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.

б) Сию минуту верните мне мою сумочку!

в) Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее.

г) На часах десять минут одиннадцатого.

5. (1 балл). Определите, какое из четырех слов не относится к устаревшим.

а) деканат б) ланиты в) драгун г) дьячиха

6. (1 балл). Определите, какой фразеологический оборот имеет значение «совершать необдуманные поступки»?

а) курить фимиам б) петь дифирамбы в) биться как рыба об лед г) терять голову

7. (1 балл). В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

а) Красивый голос придавал речи оратора особую УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ.

б)В его голосе звучала УБЕЖДЕННОСТЬ в правоте людей, попросивших о помощи.

в)После одного случая моего соседа перестали называть этим ОБИДЧИВЫМ прозвищем.

г)УДАЧНЫЙ ход принес победу юному шахматисту.

8. (1 балл). В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

а) заглохший, залежь, законный

б) загородный, задушевность, закатиться

в) заземленный, замшевый, заикаться

г) заквасить, занозить, закадычный

9. (1 балл). Запишите слова в таблицу, распределяя их по критериям.

Корни с чередованием -ЗАР-/-ГАР-

Корни с чередованием – ЗОР-/-ГОР-

Заг..р, ог..рок, заг..рел, з..рево, г..релый, з..рница, з..рька, оз..рение, з..ря, заг..релый, оз..рить, з..ревать, разг..реться.

10. (1 балл). Запишите слова в таблицу, распределяя их по критериям.

Слова с приставкой ПРИ-

Слова с приставкой ПРЕ-

Пр..рвать, пр..морский, пр..открыть, пр..бывать (в городе), камень пр..ткновения, пр..зирать человека, пр..подавать.

11. (1 балл). Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) приехать Б) читатель В) неизбежный Г) виднеться

Задание12-14: Укажите правильный вариант ответа, выбрав нужную букву.

12. (1 балл). Определите, в каком предложении не ставится тире.(Знаки препинания не расставлены.)

а )Трижды девять двадцать семь. б) Дорога как стиральная доска в) Быть молодым значит уметь удивляться. г) Терпение одна из черт его характера.

13. (1 балл). Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Противоположные возвышенности отступали от долины ( ) И по низменности под ними пролегала древняя каменистая дорога.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

г) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

14. (1 балл). В каком ряду на месте пропуска пишется НН?

а) серебря…ые ложка

б) кова…ое железо

в) вырубле…ая просека

г) окно занавеше…о

15. (1 балл). Найдите «четвертое лишнее слово» в каждом ряду, подчеркните. Ответ обоснуйте.

а) вос_мой, сед_мой, луч_ший, воз_ми.

Ответ______________________________________________________________________

б) пятеро, шес_надцать, двое, семеро.

Ответ______________________________________________________________________

в) ш…в, ч…рный, расч…ска, ж…лудь

Ответ_______________________________________________________________________

16. (1 балл). Укажите предложение, в котором обращения выражены неодушевленными существительными.

а) Здравствуй, солнце да утро веселое!

б) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

в) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, — всё ваша музыка плоха.

г) Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: писать тебе посланье мне было недосуг.

17. (1 балл). В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется а ?

а) к..в..лерия, к..н..низировать, к..лькулятор, ..б..риген

б) ..кк..мпанемент, к..т..строфа, г..б..рит, с..квояж

в) к..т..лог, ф..рм..кология, к..л..мбур, тр..нсп..рант

г) ф..т..лизм, н..ст..льгия, н..т..риальный, с..кс..фон

18. (1 балл). Раскройте скобки.

а) (не) смотря на погоду б) (за) счет усердия

в) (в)течение года г) (из)за помарок

19. (1 балл). Вставьте орфограмму-букву.

Необ..ективный, с..экономить, ал..пинизм, июн..ский, раз..яснить, из..ян, клян..чить.

20. (1 балл). Вставьте орфограмму-букву.

Казач..к, печ..ный, ч..рный, реш..тка, уч..ба.

Прочитайте текст и выполните задания 21- 25.

(1)Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. (2)Увидев его, они приостановились, удивленно переглянулись.

(3)- Мы уже и не ждали вас, – после первых приветствий стал оправдываться Мурод. (4)- Решили, что не приедете, и отправились в гости. (5)Когда же вы выехали?

(6)- В полдень, сынок, в полдень. (7)Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. (8)Думал, что и не доберусь.. .

(9)Да что же мы стоим, пойдемте домой.10() Вы же совсем замерзли.

(11)Но старик не тронулся с места. (12)Он испытующе смотрел на сына.

(13)- Скажи, что случилось? (14)Почему так поспешно вызвал меня?

(15)- Ничего не случилось. (16)- От Мурода пахнуло водкой и табаком.(17) – Просто соскучился.. .

(18)Он в Москву едет на три месяца. (19)От завода направляют учиться. (20)Вот, и хочет перед отъездом повидаться, – пояснила невестка. (21)Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода (22) – Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду.. .

(23)- Едешь, значит, учиться.. . (24)Слава богу, – сказал старик.(25) – А я, грешным делом, о чем только не передумал.

(26)- Ну идемте же.. .(27) -Взяв отца за локоть, Мурод повел его в подъезд.

(28)Поднимаясь по лестнице во второй раз, старик всем своим немощным телом чувствовал, как он устал. (29)Все невзгоды долгого дня отозвались в нем сплошной неумолчной болью. (30)Колоколом гудела голова, разламывалась поясница.(31) На какое-то мгновение у него появилось желание остановить сына и сказать ему: (32) «Ты, сынок, не ведаешь, что делаешь. (33)Если тебе действительно захотелось повидаться со мной, мог бы выкроить денек и приехать. (34)Этим ты не уронил бы своего достоинства, а для меня встреча была бы праздником, я не устал бы молиться за тебя. (35)Теперь же мне ничто не в радость.(36) Как мог ты забыть, что я стар, немощен и что зимний путь не для моих костей? (37)Как мог забыть ты?. . (38) Ведь я отец твой. »(39) Но ничего этого не сказал старик.(40) Не мог он, не хотел признаться себе, что очаг, согревавший его все последние годы, давно уже холоден. (41)В молчании он хоронил пепел истлевших надежд.

(42)- Так едешь учиться? – безучастно переспросил старик, когда они уже были на лестничной площадке и Мурод, достав ключ, копался в замочной скважине. (43)- Учись,

сынок. (44)Хорошее это дело – учиться.

21.(1балл) Из предложений 21, 25 выпишите фразеологизм(ы).

Ответ______________________________________________________________________________

22.(1балл) Из предложений 21 выпишите словосочетание(я) со связью примыкание..

Ответ______________________________________________________________________________

23.(1балл) Из предложения 28-30 выпишите определительные местоимения.

Ответ:______________________________________________________________________________

24.(1балл) Укажите характеристику 28 предложения.

Ответ______________________________________________________________________________

25. (1балл) Среди предложений 28-44 найдите предложение с обособленным(и) обстоятельством(ми). Выпишите его(их).

Ответ______________________________________________________________________________

Дополнительная часть

Прочитайте текст и выполните задания 26-30.

(1)Незабвенн(н)ый Николай Васильевич Гоголь пер…селился к нам на Девичье поле прямо из знойной Италии. (2)Он был изнежен южным солнцем ему нужна была особе(н)нная теплота, даже зной. (3)А у нас кстати случилась над громадной залой с хорами большая светлая комната с двумя окнами и б…лконом к восходу солнца царившего над комнатой в летнее время с тех часов утра до трех часов поп…лудни… (4)Н…чего говорить каким почетом и можно сказать благоговением был окружен у нас Гоголь. (5)Детей он очень любил и позволялал им р…звиться и шалить сколько угодно. (6)Бывало мы, то есть я с сестрою, точно службу служим: каждое утро п…дойдем к комнате Н.В., стукнем в дверь и спросим: «Не надо ли чего?» – «Войдите» – откликнется он нам. (7)(Не)смотря на жар в комнате, мы заставали его еще в шерстя(нн)ной фуфайке (по)верх сорочки. (8)«Ну, сидеть, да смирно!» – скажет он и продолжает свое дело состоявшее обыкнове(н)нно или в вязанье на спицах шарфа, или в писании чего-то чрезвычайно мелким почерком на чрезвычайно маленьких клочках бумаги. (9)До обеда он никогда (не)сходил вниз в общие комнаты обедал же всегда со всеми нами, причем был большею частью весел и шутлив. (10)Особе(н)нно хорошее распол…жение духа вызывали в нем любимые им мак…роны; он тут же за обедом и приготовлял их, (не)доверяя этого н…кому. (11)После обеда до семи часов вечера он уединялся к себе и в это время к нему уже н…кто не ходил а в семь часов он спускался вниз, широко распахивал двери всей анфилады комнат, и начиналось хождение: дом был очень велик. (12)Ходил Н.В. всегда чрезвычайно быстро и как(то) порывисто производя при этом такой ветер, что стеариновые свечи (тогда о керосине еще не было и помину) оплывали, что огорчало мою б…режливую бабушку… (13)Выезжал он из дома редко и у себя тоже (не)любил принимать гостей хотя характер был крайне радушного. (14)Мне кажется, что известность утомляла его и ему было (не)приятно когда каждый ловил его слово и старался навести на разговор. (15)(На)конец он знал что к отцу приехали многие сп…циально «посмотреть на Гоголя». (16)Если его случайно застигали в кабинете отца он моментально свертывался как улитка, и упорно молчал. (17)Гоголь жил у нас скорее отшельником…

26. (3 балла) Вставьте орфограммы-буквы и знаки препинания в тесте задания.

27. (3 балла) Озаглавьте текст, определите стиль речи текста, определите тип текста.

Ответ_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

28. (2 балла) Укажите номер(-а) предложения(-ий), в котором есть придаточное степени.

Ответ_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

29. (2 балла) Выпишите все вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции.

Ответ_______________________________________________________________________

30. (2 балла) Укажите тип(-ы) сказуемого(-ых) из 2-го предложения; выпишите их. _____________________________________________________________________________

В каком ряду не все слова являются синонимами журить

Русский язык. Полный справочник для подготовки к ГИА

Данное пособие адресовано школьникам, которым предстоит государственная итоговая аттестация в 9 классе, а также преподавателям. Творчески используя содержащийся в нем материал, можно не только ликвидировать имеющиеся пробелы, потренироваться в выполнении заданий, но и преодолеть психологический барьер, существующий у многих учащихся и их родителей по отношению к ГИА в новой форме.

ГИА состоит из трех частей: 1 часть – сжатое изложение, 2 часть – задания на основе прочитанного текста, 3 часть – сочинение-рассуждение.

Вторая часть ГИА состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1–А7) и 14 заданий, требующих краткого ответа (В1–В14), каждое из которых оценивается одним баллом.

В книге в полном объеме содержится материал, который включен во все части ГИА, он позволяет проверить сформированность знаний, умений и навыков по основным разделам русского языка, в том числе умение проанализировать текст, уровень владения понятийным аппаратом.

В справочнике выделяются следующие разделы: фонетика, лексика и фразеология (А4–А6, В1, В3), морфемика и словообразование (В2–В4), морфология, синтаксис (В2–В4, В8–В14), орфография (В2–В4), пунктуация (В5–В7); речь и текст (А1–А7, С1, С2), языковые нормы; изобразительно-выразительные средства (А7). Они соответствуют кодификатору элементов содержания курса, на основе которого строятся контрольно-измерительные материалы, и помогают систематизировать и обобщить знания и умения по русскому языку.

Следует отметить, что задания по некоторым разделам (фонетика, языковые нормы) присутствуют только в одном задании в новом варианте ГИА, но для того чтобы выполнить, например, задания по орфографии, надо опираться на знания по фонетике, а владение языковыми нормами является залогом успеха при выполнении всех заданий без исключения.

Теоретический материал в справочнике изложен в сжатой и доступной форме, что позволяет ликвидировать имеющиеся пробелы, а также повторить и обобщить изученное.

Наряду с теоретическим материалом, в пособие включены тестовые задания по каждому разделу и типовые тестовые задания для подготовки к ГИА, являющиеся аналогом тех, которые встретятся на экзаменах.

В конце справочника даются ключи ко всем тестовым заданиям, чтобы школьники могли проверить себя и подготовиться к ГИА самостоятельно.

Хочется надеяться, что, работая по этому справочному пособию, вы придете к выводу: барьер ГИА может быть преодолен успешно, все в ваших руках.

Гласные и согласные звуки

Фонетика – раздел русского языка, который изучает звуки и буквы.

Звуки речи – наименьшие звуковые единицы, которые мы слышим и произносим.

Буквы – условные графические знаки, которые выражают звуки речи на письме.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.

Гласных звуков – 6: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Буквы е, ё, ю, я звуками не являются.

Все гласные звуки делятся на:

Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду.

Все согласные звуки делятся на группы:

1) звонкие – глухие (деление по участию голоса и шума);

парные согласные по звонкости – глухости:

Непарные звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [й’].

Непарные глухие согласные: [х], [ц], [ч’], [щ’].

2) твердые – мягкие (различаются положением языка при произношении). Твердые и мягкие согласные могут различать слова: удар – ударь.

Большинство согласных звуков имеют пары по твердости – мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Непарные мягкие согласные: [ч’], [щ’], [й’].

Мягкость согласных на письме обозначается двумя

способами: – с помощью мягкого знака (конь, борьба); – с помощью букв е, ё, ю, я [л’ э с].

1. В каком ряду во всех словах есть ударный гласный [О]?

а) легкий, сонный, желтый

б) черствый, дремота, простыня

в) печем, избалованный, огниво

г) четкий, донельзя, емкость

2. В каком ряду во всех словах есть гласный звук [А]?

а) мяч, лентяй, рьяный

б) святой, поклон, мята

в) клянусь, ляжет, тянет

г) ледяной, дятел, прогон

3. В каком ряду во всех словах произносится звук [Ы]?

а) цинк, мыльный, жидкий

б) чинный, цикл, демонстрация

в) жестяной, жильцы, циркуль

г) чиновник, крыльцо, дышит

4. Укажите, в каком слове все согласные звуки твердые.

5. Укажите, в каком слове все согласные мягкие.

6. В каком ряду располагаются слова, в которых все согласные звонкие?

а) роль, йод, дружба

б) май, браво, драже

в) огород, гурьба, ноль

г) яма, бриз, боль

7. В каком ряду располагаются слова, где все согласные глухие?

а) щука, торопиться, чек

б) цыц, стог, косить

в) шаг, пакет, ход

г) пес, крот, тоска

8. В каком ряду во всех словах есть звук [Г]?

а) стог, город, горох

б) герб, герань, рог

в) голова, гамак, дорога

г) глушь, ворог, грузчик

9. В каком ряду во всех словах есть звук [Д’]?

а) дьяк, дюжина, падь

б) дышать, ходить, федерация

в) деятельность, дивизия, диалог

г) диплом, полдень, трудиться

Соотношение звука и буквы

Звуки речи – наименьшие звуковые единицы, которые мы слышим и произносим.

Буквы – условные графические знаки, которые выражают звуки речи на письме.

Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и ясно, в безударных словах неясно, поэтому в безударных слогах гласные буквы и звуки могут не совпадать:

Йотированные буквы е, ё, ю, я не являются звуками. Эти йотированные буквы обозначают:

– один звук после мягкого согласного: [э] ([м’эл]); [о] ([л’от]); [у] ([л’ук]); [а] ([м’ач’]);

а) в начале слова ([й’ама]);

б) после ь и ъ ([п’й’ут]); в) после гласного звука ([пай’ут]).

Звучание и написание звонких и глухих согласных совпадает в сильной позиции:

– перед гласными: борода;

– перед звонкими согласными: смола.

В слабой позиции парные звонкие и глухие согласные оглушаются или озвончаются.

Звонкие и глухие согласные могут оглушаться и озвончаться.

Оглушение происходит:

– на конце слова: лоб [лоп];

– перед глухими согласными: лодка [лотка].

Озвончение наблюдается перед звонкими согласными: молотьба [малад’ба].

ь и ъ не являются звуками;

– удвоенные согласные произносятся как один долгий звук (касса [к а с а]);

– сочетание тс дает звук [ц] (нравится [нрав’ица]);

– буквенное сочетание сч дает звук [щ’] (считать [щ’итат’]).

В каком ряду не все слова являются синонимами журить

– смысловые (отличающиеся оттенками значения): гнев – ярость-,

– стилистические (отличающиеся экспрессивной окраской, принадлежностью к определенному стилю): смотреть – зырить ;

– абсолютные (не отличающиеся экспрессивной окраской, оттенками лексического значения и стилевой закрепленностью): бегемот – гиппопотам.

По морфемному составу синонимы могут быть однокорневыми ( неграмотный – безграмотный) и разнокорневыми ( плохой – ужасный, отвратительный).

Несколько слов-синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения ( смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – разговорное, просторечное).

Функции синонимов в речи:

Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению ( правда – ложь).

Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставление).

– качественные ( плохой – хороший);

– количественные ( много – мало);

– временные (рано – поздно);

– пространственные ( далеко – близко);

– отвлеченные понятия ( добро – зло);

– действия, состояния ( приходить – уходить; заболеть – выздороветь).

Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но различны по значению ( кок – род прически, кок – повар на судне). Лексические значения омонимов не связаны между собой.

Омонимы в языке появляются в результате:

– заимствования слов из других языков (кок);

– превращения одного из лексических значений многозначного слова в самостоятельное ( коса – «заплетенные волосы»; коса – «сельскохозяйственное орудие»);

– словообразования (посол – «должность дипломата»; посол – «соление чего-либо»).

Существуют следующие разновидности омонимов:

– лексические омонимы ( косить траву косой – девичья коса);

– омоформы (мой руки – мой пиджак);

– омофоны ( леса – лиса);

– омографы ( мука – мука).

Отличайте омонимы от многозначных слов: в многозначных словах значения связаны между собой, омонимы же – разные слова, между которыми нет ничего общего (норка – «животное семейства куньих», норка – жилище животного).

К омонимам примыкают паронимы – слова с различным написанием и схожим звучанием (рассвет – расцвет, весело провести время – мало весило). Близость паронимов по звучанию и написанию может привести к лексическим ошибкам (Сравните: «утверждающий ответ» вместо правильного: «утвердительный ответ»).

ТЕСТ

1. В каких рядах не все слова являются синонимами?

а) красивый, великолепный, привлекательный

б) добросердечный, милосердный, гуманный

в) решительный, настойчивый, вызывающий

г) смелый, отважный, храбрый

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

3. Укажите в синонимическом ряду слова, которые являются разговорными.

4. Какая пара слов не является антонимами?

а) хитрый, настойчивый

б) заботливый, равнодушный

в) настойчивый, безынициативный

г) редкий, частый

5. Укажите слово, имеющее омонимы.

6. Укажите, чем являются данные пары слов: рассвет – расцвет.

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать). Лексическое значение имеет фразеологизм в целом: «за тридевять земель» – далеко.

Среди фразеологизмов выделяют:

фразеологические сращения (фразеологические обороты, в которых значение фразеологизма не мотивировано значением входящих в него слов): «заморить червячка»;

фразеологические единства (фразеологические обороты, в которых каждое из входящих в него слов сохраняет образное значение, мотивирующее общий смысл): «вставлять палки в колеса»;

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: