28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Найдите ряд где все слова омонимы

“Тест по русскому языку” (6 класс)

1. Выбери правильный вариант ответа.

а) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

б) слова, одной и той же части речи, отличающиеся оттенками лексического значения

в) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

2. Укажите строку, где все слова являются синонимами.

а) бросать, кидать, швырять

б) ураган, дождь, пурга

в) алфавит, азбука, букварь

3. Укажите антоним к выделенному слову в переложении

Скажу я слово потерял, и скажешь ты….

а) узнал б) понял в) нашёл г) бери

4. Укaжите многозначные слова.

а) лист б) скакалка в) дождь г) полотно

5.Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.

а) сл…зать крем е е е и

б) сп…шите домой и и е е

в) обв…ла карандашом е и и е

г) пос…деть от страха и е и е

6. Новые слова, возникающие в языке, называются

а) историзмы б) неологизмы в) диалектизмы г) профессионализмы

7. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления

а) заимствованные б) жаргонизмы в) диалектизмы г) устаревшие

8. Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.

а) выр…стать на грядке а о о а

б) зелёный р…сточек о а о о

в) деревья выр…сли а о а о

г) отр…сли машиностроения о о а а

9. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. родниковый ключ – ключ от двери

Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша

В. давай смеяться – стали хохотать

10. Укажите предложение(я), в котором используется слово в переносном значении.

а) Сестре подарили золотые серёжки.

Статья в тему:  Не иначе как синоним

б) Золотые колосья пшеницы клонились к земле.

в) В моей коллекции есть золотые монеты.

г) У моей мамы золотые руки.

11. Укажите пары, слова в которых являются антонимами.

а) длинный – короткий г) месяц – год

б) красивый – уродливый д) мудрец – глупец

в) большой – широкий е) враг – недруг

12. Укажите пары, слова в которых являются синонимами

а) зной – прохлада г) верный – правильный

б) дорожка – тропинка д) маленький – шустрый

в) комната – квартира е) цветной – яркий

13. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению

а) антонимы б) диалектизмы в) омонимы г) синонимы в) архаизмы

14. Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.

а) выж…гать рисунок и е е и

б) заб…ру домой е е и и

в) выт…рать пыль и и е е

г) отп…реть замок е и е и

1. Выбери правильный вариант ответа.

а) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

б) слова, одной и той же части речи, отличающиеся оттенками лексического значения

в) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

2. Укажите строку, где все слова являются синонимами.

а) ливень, дождь, буран

б) стеречь, караулить, охранять

в) враг, противник, соперник

3) Укажите антоним к выделенному в предложении слову

На поляне всех замучила жара, зато в лесу….

а) холод б) тень в) прохлада г) зной

4. Укажите многозначные слова.

а) иголка б) компас в) приём г) мяч

5.Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.

Статья в тему:  С чего вдруг синоним

а) усм…рить зверя и е и е

б) посв…тить в темноте е и и е

в) сл…пить глаза е и е и

г) пос…деть смирно и е и е

6) Слова, вышедшие из активного повседневного употребления

а) заимствованные б) жаргонизмы в) диалектизмы г) устаревшие

7. Новые слова, возникающие в языке, называются

а) историзмы б) неологизмы в) диалектизмы г) профессионализмы

8. Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.

а) заст…лать постель и и е и

б) ст…реть надпись е е е и

в) бл…стать красотой и и и е

г) отп…рать засов и е е е

9. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. родниковый ключ – ключ от двери

Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша

В. давай смеяться – стали хохотать

10. Укажите предложение(я), в котором используется слово в переносном значении.

а) Вчера день был очень тёплый.

б) Мама дала мне тёплый костюм.

в) В школе первоклашкам оказали тёплый приём.

г) Чайник на плите ещё тёплый.

11. Укажите пары, слова в которых являются антонимами.

а) храбрый – верный г) проезд – проход

б) далёкий – близкий д) потолок – пол

в) кислый – горький е) висеть – стоять

12. Укажите пары, слова в которых являются синонимами.

а) долгий – близкий г) всадник – наездник

б) печальный – грустный д) трус – предатель

в) старший – важный е) столица – город

13. Слова, вошедшие в русский язык из других языков

а) устаревшие б) диалектизмы в) заимствованные г) синонимы в) историзмы

14. Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.

Статья в тему:  Синонимы как автомобиль

а) молодые р…стения о а о а

б) ср…слись вместе о о о о

в) отр…щивать волосы а о о а

г) выр…сли на юге а а а о

За 1 – 6 баллов – «2», 7 – 9 – «3», 10 – 13 – «4», 14 – «5»

За 1 – 6 баллов – «2», 7 – 9 – «3», 10 – 13 – «4», 14 – «5»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

  • Русский язык
  • 6 класс
  • Тесты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Конспект урока русского языка в 3 классе “Изложение.Путешественнница”

Рабочая программа элективных курсов«Русский язык в формате ЕГЭ»

“Н-НН в разных частях речи”

“Правописание гласных в корнях с чередованием”

“Язык. Речь. Общение” (6 класс)

Конспект урока по русскому языку в 7 классе “Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е”

Конспект урока по русскому языку “Мягкий знак в середине и на конце числительных”.

Контрольная работа по теме “Слово” для 3 класса.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5229440 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
Статья в тему:  Синоним к слову как правильно

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ОМОНИМЫ В УПРАЖНЕНИЯХ

Омонимы – слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное смысловое значение.

Статья в тему:  Какой антоним к слову дерзкий

Например: свет 1 * – электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом и делающее видимым окружающий мир, и свет 2 – Земля со всем существующим на ней, мир.
Каждый из омонимов обычно имеет как прямое, так и переносное значение, обладает только ему присущей сочетаемостью и словообразовательной возможностью. Так, существительное свет может означать не только источник освещения и употребляться в словосочетаниях солнечный свет, свет луны, свет свечи, луч света, свет и тьма, но и блеск глаз под влиянием какого-л. чувства, радостное, ясное выражение лица, а также то, что делает ясным, понятным мир (Все лицо его светилось тогда каким-то внутренним светом. Глаза вспыхнули злым светом. Свет истины).
Существительное свет 2 в значении «мир» обозначает ограниченный круг людей (высший слой привилегированных классов) и употребляется в словосочетаниях большой свет, бывать в свете, положение в свете.
Различна словообразовательная возможность каждого из омонимов. Сравните: свет 1 – светать, светить, светлый, светляк. И свет 2 – светский, светскость.
Омонимам соответствуют разные синонимы: свет 1мир; свет 2 – знать; следствие 1 – результат, вывод; следствие 2 – расследование.
Омонимы, относящиеся к одной части речи, называются лексическими омонимами. При более широком понимании омонимии в нее включают также омофоны, омографы и омоформы.

Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но различаются по написанию и лексическому значению (луг – лук). Омографы одинаково пишутся, но различны по значению (мука – мука, замок – замок). Омоформы совпадают по звучанию не во всех формах и представляют собой совершенно разные по семантике слова: дуло (винтовки), дуло (из двери).

Статья в тему:  Какой синоним к слову неохватный

В тексте употребление омонимов создает условия для двоякого понимания и приводят к двусмыслице. Например: Наконец шайка оказалась в его руках. Теперь осталось только одно – донести куда следует. Какая шайка: банда или таз с ручками? И что значит донести: сообщить или доставить? Или Перебить выступающих на собрании было невозможно. Глагол перебить означает «убить многих» и «прервать чью-либо речь».
Двусмысленность, порождаемая омонимами, открывает широкие возможности их использования в тех жанрах, где находят место шутки, построенные на игре слов:

Сев в такси,
Спросила такса:
– За проезд какая такса?
А водитель:
– Денег с такс
Не берем совсем,
Вот так-с!

Возможность двусмыслицы, порождаемой омонимами, ни в коем случае нельзя преувеличивать, так как слова в речи используются не изолированно. Обычно контекст придает омониму точность и однозначность: «Спартак» продемонстрировал игру высокого класса. В классе уютном, просторном / Утром стоит тишина. / Заняты школьники делом – / Пишут по белому черным, / Пишут по черному белым, / Перьями пишут и мелом: «Нам не нужна война!» (С.Маршак. Урок родного языка).
Омонимы придают особую выразительность пословицам: Каков ни есть, а хочет есть, загадкам и крылатым словам: У каких быков нет ни хвостов, ни рогов? (Быки мостов). В бою рубят, а после боя развлекают. (Шашки).
Среди многообразных видов работы, связанных с системным изучением лексики, видное место занимают упражнения с омонимами. Цель этих упражнений – обогащение словарного запаса учащихся, ознакомление их с явлениями омонимии и полисемии слов.
Для некоторых школьников омонимы представляют определенные трудности, особенно в словосочетаниях типа мир миру, свет всему свету и фразеологизмах: на миру и смерть красна, не на живот, а на смерть и т.д. Нередко смешиваются также производные омонимов вследствие того, что соотносятся не с теми омонимами, от которых они образованы: главный, заглавный; луковый, лучной и т.п.
Типы упражнений с использованием омонимов определяются уровнем языковой подготовки и задачами курса. На начальном этапе обучения можно прибегнуть к зрительной наглядности. Учащимся предлагаются рисунки, которые они должны озаглавить: ключ (от двери и родник), коса (заплетенные волосы и орудие для скашивания травы), лавка (небольшой магазин и скамья), бор (сосновый лес и зубоврачебный инструмент).
Чтобы учащиеся поняли явления полисемии и омонимии, необходимо познакомить их со структурой словарной статьи и со словарными пометами.

Статья в тему:  Какие есть синонимы к слову радость

Упражнение 1. Определите, в каких предложениях слово образ имеет значение: 1. Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом. 2. Внешний вид, облик. 3. Характер, склад, направление чего-либо. 4. Икона.

1. Император Александр объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления (Л.Толстой). 2. В углу перед тяжелым образом в серебряном окладе теплилась лампадка (И.Тургенев). 3. В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человеческом образе (Н.Гоголь). 4. Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня к этому тянет (П.Чайковский.Письмо М.И. Чайковскому, 9 июня 1877 г.).

Упражнение 2. Определите значение слов-омонимов, обращаясь к толковому словарю.

1. Мой отец работал в избирательной комиссии. Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом! (А.Грибоедов) 2. Исторический роман сочинял я понемногу, пробираясь, как в туман, от пролога к эпилогу (Б.Окуджава). Между нами не было романа. Всего десять–пятнадцать встреч (И.Куприн). 3. Пока безумный наш султан сулит нам дальнюю дорогу, возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, ей-богу (Б.Окуджава). Веют белые султаны, как степной ковыль, мчатся пестрые уланы, поднимая пыль (М.Лермонтов). 4. Обед получился ничего. Его ничего не интересует. 5. Никак не могу открыть дверь. Видимо, что-то случилось с замком. Никак кто-то пришел.

Ответы: 1. Комиссия 1 – группа лиц или орган из группы лиц со специальными полномочиями; комиссия 2 (стар., шутл.) – трудное, хлопотливое дело. 2. Роман 1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы; роман 2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. 3. Султан 1 – верховный правитель в некоторых мусульманских странах; султан 2 – украшение из перьев или конских волос на головных уборах и головах лошадей. 4. Ничего 1 (в роли наречия) –довольно хорошо; ничего 2 – отрицательное местоимение. 5. Никак 1 (наречие) – никакими средствами, ни при каких условиях; никак 2 (разг.) – кажется.

Статья в тему:  Какие синонимы к слову потасовка

Упражнение 3. Какие значения выделенного слова вам известны?

1. Вид глагола в школьной практике обычно определяют по вопросам «что делать?» и «что сделать Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид (А.Пушкин). 2. Залог – грамматическая категория глагола, отражающая соотношение между субъектом, действием и объектом. Она была уверена, что я ей привезу из Парижа под залог ее бриллиантов две тысячи гульденов (Ф.Достоевский). 3. На днях мы изучали наречие. Южновеликорусское наречие имеет ряд фонетических особенностей. 4. Он же всякий день, рано поутру, ходит с ружьем на охоту (А.Пушкин). Что за охота спорить? Ведь никогда один не убедит другого (Л.Толстой). 5. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык. (А.Пушкин) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками (И.Тургенев).

Ответы: Вид 1 – грамматическая категория; вид 2 – внешность, видимый облик. 2. Залог 1 – грамматический термин; залог 2 – отдача (имущества) в обеспечение обязательства, под ссуду. 3. Наречие 1 – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия; наречие 2 – говор, диалект. 4. Охота 1 – поиски, выслеживание зверей, птиц с целью истребления или ловли; охота 2 (разг.) – модальное слово, предикативное существительное. 5. Язык 1 – народ, нация; язык 2 – средство общения.

Упражнение 4

Статья в тему:  Пословицы в которых есть антонимы труд лень

1а. Подберите однокоренные слова к существительному двор в значении «участок земли при доме» (образец: двор – дворик); монарх и приближенные к нему лица (образец: двор – дворец).

Ответы: дворник, дворище, дворняга, дворовый; дворцовый, придворный.

1б. Подберите однокоренные слова к существительному мир в значении «Земля» (образец: мир – мироздание); «отсутствие войны, согласие» (образец: мир – мирить).

Ответы: миросозерцание, мировой; мириться, мирный, миролюбивый, миролюбие, идти на мировую, смириться.

Упражнение 5. Определите значения выделенных слов.

1. Тут он топнул, / Вышел вон и дверью хлопнул (А.Пушкин). Поди вон, Савельич, я чаю хочу (А.Пушкин). Посмотри: вон, вон играет, / Дует, плюет на меня. / Вон – теперь в овраг толкает / Одичалого коня (А.Пушкин). 2. Раз в крещенский вечерок девушки гадали (В.Жуковский). Раз я злая, не говорите со мной (А.Чехов). 3. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (И.Крылов). Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях (М.Горький). 4. Засиделись мы у вас – и вам, чай, надоели (И.Тургенев). Китайский чай дает навар бледно-желтый, но удивительно ароматный (Вл.Арсеньев). 5. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; забудем прошлое, устроим общий лад! (И.Крылов) Песни каждого народа имеют свой неповторимый лад. 6. Но юга родного на ней сохранилась примета / Среди ледяного, среди беспощадного света (М.Лермонтов). Она погасила верхний свет, оставив гореть в углу синюю настольную лампу (Э.Казакевич).

Статья в тему:  Что такое континуальный синонимы

Ответы: Вон 1 – наружу, за пределы чего-л.; вон 2 – в значении повелительного наклонения – уходи, убирайся; вон3 – частица, указание на предмет, находящийся в отдалении. 2. Раз 1 – однажды; раз 2 – если. 3. Уж 1 – уже; уж 2 – неядовитая змея. 4. Чай 1 (прост.) – наверное; чай 2 – ароматный напиток. 5. Лад 1 – согласие; лад 2 – сочетание звуков и созвучий, строй музыкального произведения. 6. Свет 1 – избранный круг, высшее общество; свет 2 – освещение.

Упражнение 6. Определите значение выделенных слов, обращаясь к толковому словарю.

1. Преподаватель дал точное определение слова. Определение бывает согласованным и несогласованным. Секретарь звонким голосом стал читать определение суда (А.Пушкин). 2. Димитрий я иль нет – что им за дело? Но я предлог раздоров и войны (А.Пушкин). Предлог с управляет тремя падежами. 3. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом (А.Чехов). Простое предложение по строению грамматической основы может быть односоставным и двусоставным. 4. По словам А.С. Пушкина, «поэзия – это союз волшебных звуков, чувств и дум». Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Ответы: 1. Определение 1 – толкование, объяснение; определение 2 – второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета; определение3 – постановление. 2. Предлог 1 – повод к чему-л., вымышленная причина; предлог 2 – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях. 3. Предложение 1 – то, на что предлагается согласиться, что предлагается предпринять, осуществить; предложение 2 – слово или сочетание слов, выражающее сообщение, вопрос или побуждение. 4. Союз 1 – объединение; союз 2 – служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения.

Статья в тему:  Синоним как огурчик

Упражнение 7. Подберите синонимы к выделенным словам. Докажите, что это омонимы.

1. Зимой в квартирах рано зажигают свет. Хотел объехать целый свет, но не объехал сотой доли (А.Грибоедов). Печорина мало занимало мнение света. 2. Народу сбежалась бездна. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал (М.Лермонтов). 3. Да вот еще, для всякой осторожности, надобно тебе сказать: шайка разбойников объявилась (А.Островский). Он стоял внизу у кранов и наливал себе в шайку воды (А.Чехов). 4. Кроме повара, гневались и на лакеев, прислуживающих за столом. Мотивы были самые разнообразные: не так ступил, не так взглянул (М.Салтыков-Щедрин). Музыканты подхватили все тот же мотив мазурки (Л.Толстой). 5. Автомобильная катастрофа явилась причиной гибели многих людей. В лесу была гибель комаров.

Ответы: 1. Свет 1 – огонь; свет 2 – мир; свет 3 – высшее общество. 2. Бездна 1 (устар.) – много; бездна 2 – тьма, пропасть. 3. Шайка 1 – банда; шайка 2 – таз. 4. Мотив 1 – повод; мотив 2 – мелодия. 5. Гибель 1 – смерть; гибель 2 (разг.) – множество.

Упражнение 8. Объясните значение крылатых выражений, запомните их.

1. На миру и смерть красна. 2. Всем миром. 3. Быть отрезанным от мира. 4. Мир дому сему! 5. Пир на весь мир. 6. Не от мира сего.

Ответы: 1. Не страшно умереть на людях, все легко перенести не в одиночку, вместе с другими. 2. Вместе, сообща. 3. В силу каких-л. условий потерять связь, сообщение с обществом, с широким кругом людей. 4. Приветствие входящего (устар. и шутл.) 5. О веселом праздновании с обильным угощением. 6. О крайне неприспособленном к жизни человеке, о мечтателе, фантазере.

Статья в тему:  Какой будет синоним к слову труд

Упражнение 9. Придумайте ситуации, в которых могут быть использованы данные крылатые выражения.

1. Встать ни свет ни заря. 2. На ней (нем) свет клином не сошелся. 3. Выйти в свет. 4. Не ближний свет. 5. Сжить со света (кого-либо).

Ответы: 1. Очень рано. 2. О том, кто или что является единственно желаемым, приемлемым или единственно возможным при каком-л. выборе. 3. Быть опубликованным (о печатном издании). 4. Далеко. 5. Уморить, погубить.

Упражнение 10. Выучите стихотворения наизусть. Найдите омонимы.

Скажи родник
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом
(Ключ от дверей тут ни при чем).

Слово звучит
Над разбуженным краем:
Свет добываем!
Свет добываем!

Семьям, и школам,
И сельсовету,
И всему свету!
И всему свету!

Упражнение 11. Отгадайте загадки.

Со мной ходи стрельбе учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А также попадаю в щи.

Всем пишущим я помогаю.
И птиц от стужи согреваю.

На дереве висит,
В книге лежит.

*Обычно в словарях (см., например, словарь С.Ожегова) отдельные значения в многозначных словах разделяются арабскими цифрами. Омонимы даются отдельно как заглавные слова с цифровыми показателями вверху справа (как верхний индекс).

Русский язык. Лексика. Омонимы.

Начну с небольшого отступления от темы: я люблю русский язык как науку, особенно интересен такой раздел как лексика. И с вашего, читатели, позволения хочу поделиться некоторыми понятиями данной тематики. Что-то может вы знаете-помните со школьного курса, а возможно что-то для вас будет интересным открытием ( а так же надеюсь узнать что-то новое, прочтя комментарии к моим скромным постам).

Статья в тему:  Что такое синонимы ряд

Сегодня хочу рассказать вам о понятии “омонимы”.

Омонимы – это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению.

Омонимы делятся на несколько видов.

1. Собственно омонимы или абсолютные омонимы – это слова одной части речи, которые и пишутся, и произносятся одинаково: ключ (родник) – ключ (в двери) – ключ (музыкальный знак) – ключ (гаечный ключ), мышка (ласковое название животного) – мышка (компьютерное устройство ввода) и др.

2. Омофоны – слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся: гриб – грипп, код – кот, луг – лук и др.

3. Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, в основном благодаря разнице в ударении: белки – белки, парить – парить, писать – писать, передохнуть – передохнуть и др.

Следует отличать омонимы и многозначные слова.

Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений, при этом одно значение связано с другим по смыслу.

Многозначные слова и омонимы пишутся одинаково. Основным отличием между ними является то, что многозначные слова имеют в лексическом значении что-то общее (цвет, форма), а у омонимов лексические значения абсолютно разные.

Если вы сомневаетесь в определении многозначное слово или омоним, на помощь вам придёт толковый словарь. Обычно в словаре у многозначного слова каждое его значение обозначено цифрой, а омонимы представлены разными понятиями.

Статья в тему:  Подшутить над кем-то синоним

Примером многозначного слова является слово “корень”. Вот несколько его значений:

– Подземная часть растений;

– Внутренняя часть волоса, зуба;

– Начало, источник чего-нибудь (переносное значение);

– Значимая часть слова.

Надеюсь, раскрытие лексических понятий не слишком скучное дело.

Следующий пост посвящу понятиям “синоним” и “антоним”.

Найдены возможные дубликаты

Хорошо, обязательно расскажу. Правда на практике и сама, бывает, грешу пунктуационными ошибками.

1. Собственно омонимы или абсолютные омонимы – это слова одной части речи, которые и пишутся, и произносятся одинаково: ключ (родник) – ключ (в двери) – ключ (музыкальный знак) – ключ (гаечный ключ), мышка (ласковое название животного) – мышка (компьютерное устройство ввода) и др.

самое интересное, что приведенные примеры – являются таковыми и в других языках. Т.е. у них явно есть общее происхождение и смысл.

Ключ вроде частично многозначное слово, а частично омоним. Ключ (родник) омоним к многозначному слову ключ. А мышка на русском названа мышкой по аналогии с английским языком

Будем знать! Экивоки

ЭКИВО́КИ (от лат. aequivocus – многозначный, двусмысленный) – это двусмысленные намеки, увертки, ухищрения, уловки или недоговоренности. Другими словами, это способ говорить намеками, не называя вещи своими именами.

• «Да нечто в нашем лесу можно такое дерево отыскать? – отвечал продавец уже без всяких экивоков.» Г. Успенский.

• «Экивоки направо, комплименты налево,
Когда нужно – молчать, возвышаясь умело,
Создавая иллюзию ценного мненья.» В. Гайдеек.

• «К чему все эти экивоки. Бутылочка водочки, пакет семечек и какой-то кулек. Вот он, настоящий завтрак аристократов!» А. Теллер.

Так же экивок – это двусмысленное обозначение, которое имеет два или несколько значений (Философский энциклопедический словарь 2010г.).

• Перо (1 – перо птицы, 2- перо, которым пишут, 3 – деталь часового механизма)

10 слов, в которых часто путают буквы

1. Дуршлаг. Слышится то ли «дуршлаг», то ли «друшлаг», поэтому довольно многие делают ошибку. Проверить, как правильно, очень легко: достаточно вспомнить, что это немецкое слово, образованное от предлога durch, что значит «через, насквозь», и schlagen — «пробивать».

Статья в тему:  Чего только нет синоним

2. Скрупулезно. Это слово действительно многим хочется написать или произнести иначе — «скурпулезно». Образовано оно от латинского scrupus — острый камень. А scrupulosus соответственно значит «каменистый, острый». Первый слог — скруп — похож на звук, как будто кто-то продирается через что-то. Так и можно запомнить написание этого слова — вспомните о человеке, который продирается через все мелочи, через все камешки.

3. Конфорка. Этой всем знакомой кухонной детали достается больше всего. «Яндекс» показывает 2 млн случаев неверного написания этого слова — «комфорка», вероятно, от слова «комфорт». Что самое интересное, оно действительно вначале так и писалось. Слово было заимствовано в XVIII веке из голландского языка. Там komfor означало жаровню. Но потом написание изменилось.

4. Гастарбайтер. Можно встретить два ошибочных варианта написания этого слова: «гастрабайтер» и «гастробайтер». Никакого отношения к гастриту или к гастрономии это существительное не имеет. Оно образовано от сложного немецкого слова Gastarbeiter, что значит «гость-работник». Слово было заимствовано в 90-е годы. И вначале появилось в словарях с немецким вариантом ударения — «гастАрбайтер». Но потом тенденция к ритмическому равновесию сместила ударение на третий слог.

5. Винегрет. Тут постоянно путаются две гласные — «и» и «е». В каком порядке они должны идти? Чтобы не путаться, запомните французское слово vinaigre — «уксус», и все станет на свои места.

Статья в тему:  Что такое храм синонимы

6. Прецедент. В этом слове часто пишут и произносят лишнюю букву — «н» перед «д». Получается «прецендент», что неправильно. Вероятно, так пишут по аналогии со словом «претендент», но на самом деле ничего общего у них нет. Запомните французское слово pr? c?dent, что значит «предшествующий». То есть если меры беспрецедентны, это значит, что до них подобных мер не было.

7. Дерматин. В это существительное тоже то и дело влезает лишняя «н» — «дермаНтин». Первоисточник слова — греческое derma — выделанная кожа, шкура, пленка.

8. Почерк. Тут часто бывает проблема с лишней буквой «д». Но следует запомнить, что «почерк» — не от глагола «подчеркивать», он от глагола «почеркать», то есть написать.

9. Наперсник. Это книжное, поэтическое существительное используется редко, но если и используется, то зачастую ошибочно. После «с» некоторые ставят «т», указывая таким образом на том, что существительное образовано от слова «перст». То есть наперсТник — тот, кто наставляет и направляет. К перстам это слово не имеет никакого отношения. Здесь в основе лежит другая часть тела — перси, то есть грудь. Наперсник — тот, кому доверяют сокровенные тайны, доверенное лицо, то есть тот, у кого можно поплакать на груди.

10. Преемник. Его постоянно обзывают приёмником. Такое слово тоже есть, но это прибор, а не последователь. Преемник — это тот, кто ПЕРЕнимает, поэтому и приставка «пре-».

Так что будьте особенно осторожны, когда пишете о преемниках!

Упражнения по теме “Омонимия слов разных частей речи”

Упражнение 1.

Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.

Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.

Статья в тему:  Какой синоним к слову аналогия

Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина.

Мгновенья двигались и стали,
Лишь ты паришь, свой свет струя…
Меж тем в реке – из сизой стали
Влачится за струей струя.

Упражнение 2.

Прочитайте текст. Определите, есть ли в нем омонимичные слова? Выпишите их. К какому виду они принадлежат?

В течение всей ночи студент Нежный изучал изменения в течении реки Амур в продолжение своей подготовки к предстоящему экзамену. Вследствие этого он просто-напросто проспал и опоздал на экзамен приблизительно на три часа. В следствии по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, ввиду того что Нежный был кем-то наподобие Ломоносова: гениальным и до крайности пунктуальным. Ректор заявил, что под наказанием он имеет в виду следующее: Нежный обязан перевести на счёт университета тысячу долларов в качестве штрафа. Студент объяснил, что насчёт этого он имеет большие сомнения. Денег у него не было. Несмотря на все просьбы Нежного о помиловании, ректор был неумолим. Он не хотел идти навстречу студенту и, не смотря ему в глаза, выгнал вон. Делать было нечего. Студент прочитал в продолжении одной очень занимательной книжки по экономике об одной небольшой компании вроде «МММ». Он рискнул на встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, невзирая на рекламные обещания о быстром получении больших денег, компания оказалась мыльным пузырём.

Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать Нежному возможность совершить великое открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф.

Статья в тему:  Птаха какой синоним

Чем не пожертвуешь ради сохранения доброго имени!

Упражнение 3.

Запишите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно, определите часть речи.

1) Двигаться (на)встречу опасностям страшно, но интересно. 2) Поднявшись (на)верх горы, мы увидели внизу город. 3) Всё (во)круг казалось застывшим. 4) Экскурсанты обошли (во)круг памятника. 5) (В)начале месяца шли дожди. 6) Проникнув (в)глубь леса, мы увидели много интересного 7) Спускаться (в)низ становилось опасно.

Упражнение 4.

Выпишите номера предложений с производным предлогом.

1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.

Упражнение 5.

Запишите слово по орфографическим нормам.

1) Посмотреть [н^в’эрх] – положить [н^в’эрх] шкафа. 2) Разговаривать [п^на?шыму] – идет [п^на?шыму] городу. 3) В комнате, а [та?гжэ] за дверью толпились люди. – [та?гжэ], как и час назад, шел снег.

Упражнение 6.

Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.

1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.

Упражнение 7.

Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.

Свет, среда, глава, затопить, заточить.

Упражнение 8.

Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.

1)Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2)Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. 3)Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Статья в тему:  Несмотря ни на что антоним

Упражнение 9.

Найдите омофоны, объясните их написание.

1)Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3)Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? 4)Лет до ста расти нам без старости. 5)Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. 6)Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. 7)Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!

Упражнение 10.

Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу .

1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.

2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки, И печенье испеки.

3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.

4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.

5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.

Я песок руками рою, Королевский замок строю.

Тест по теме “Омонимия слов разных частей речи”

1. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.

А) В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был.

Б) В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.

2. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и . Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.

1. На ней то(же) платье, что и вчера.

2. Так(же), как и много лет назад.

3. Друзья то(же) приехали.

4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.

А) Слитное написание союза.

Статья в тему:  Синоним к слову как правильно

Б) Раздельное написание слов с частицей же.

3. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы бы при местоимении что. В каком примере он употреблён?

А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.

1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.

2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.

3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание частицы бы и местоимения что.

5. Проанализируйте написание производных предлогов.

1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие. 2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение. А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.

6. В каких предложениях пишется И?

А) отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели

Б) наблюдать изменения (в)течени.. реки

В) болеть (в)продолжени… месяца

Г) читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа

7. В каких предложениях пишется Е?

А) не пойти на прогулку (в)следстви… дождя

Б) уехать, но ( в)последстви.. возвратиться в родной город

В) ( в) заключени.. конференции был дан концерт

Г) ( в) заключени.. по сочинению была дана его оценка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: