Что такое морфемы омонимы
Омонимия морфем
При разграничении омонимии и многозначности суффиксов необходимо исходить не из исторических данных, а из соотношения фактов в современном языке. Семантический критерий с привлечением этимологии, безусловно, может и здесь явиться основным и эффективным способом различения омонимии и многозначности аффиксов и в частности суффиксов. Проанализируем некоторые пути появления омонимии суффиксов.
Суффиксы –тель, -атор (можно добавить –ник, -щик, -чик), выступающие как суффиксы действующего лица и названия орудий действия. Первоначально суффиксы -тель и -атор обозначали только действующее лицо. Постепенно суффиксы -тель, -атор приобретают новое значение – действующего предмета. На первых порах новое значение воспринимается как переносное. В современном языке есть ряд слов, в которых сочетаются эти значения (истребитель, счетчик, искатель, разведчик и мн. др.).
В дальнейшем многие слова с суффиксом –тель, -атор и др., обозначающие действующий предмет, стали весьма употребительны. В словарях многие слова с этими суффиксами в первом значении даются как действующие предметы, а во втором значении – как слова, обозначающие лицо (бомбардировщик, дегазатор, корректировщик, буксировщик, глушитель, истребитель, счетчик и др.). Многие подобные слова теперь уже употребляются только для обозначения орудия действия (взрыватель, двигатель, измеритель, выключатель, предохранитель, проигрыватель, тральщик, передатчик, изолятор, инкубатор и др.).
Все это дает основание считать, что в суффиксах -тель, -атор, -щик, -чик, -ник на основе первоначальной многозначности развилась омонимия: 1) суффиксы действующего лица; 2) суффиксы орудия действия.
В современном языке мы различаем три омонимичных суффикса –ик:
а) в существительных со значением лица (кадровик, старик; историк, академик, трагик и др.);
б) в существительных со значением предмета (туп/ик, груз/ов/ик);
в) в существительных со значением уменьшительности и ласкательности (стол/ик, дом/ик).
Здесь омонимичные суффиксы являются результатом случайного совпадения.
Омонимия словообразовательных элементов, и в первую очередь суффиксов, закономерное явление. В процессе исторического развития язык пополняется новыми омонимичными суффиксами, которые появляются разными путями. Задача заключается в том, чтобы разграничить омонимию и полисемию. С точки зрения семантики существительные, образованные при помощи наиболее продуктивного способа – суффиксации, можно разделить на следующие группы:
1) существительные со значением лица;
2) существительные, являющиеся названиями животных;
3) существительные со значением собирательности и единичности;
4) существительные абстрактного значения, отвлеченного действия или состояния;
5) существительные, обозначающие предметы и орудие действия;
6) существительные, выражающие эмоциональную оценку.
Если суффиксы, образующие данные семантические группы существительных, совпадают по звучанию, то их можно рассматривать как омонимичные суффиксы.
Например, в современном русском языке имеются следующие омонимичные суффиксы –ец:
а) обозначающий название лиц мужского рода (глупец, делец, тамбовец, кубанец, ленинец);
б) обозначающий название животных (самец);
в) обозначающий название предметов (резец, рубец, румянец, холодец);
г) обозначающий имена существительные мужского рода со значением уменьшительности – ласкательности (братец, морозец, хлебец).
В существительных и прилагательных словообразовательная омонимия появляется главным образом при суффиксации, а при префиксальном образовании омонимия в именах не возникает, так как в именах при словообразовании приставка присоединяется не к основе, а к целому слову.
Рассмотрим вопрос об омонимии корней. Возьмём следующий ряд слов: носовой, поднос, переносица, носатый, выносить, заносы, носик, носище, перенос, носильщик. Здесь явно ощущается два разных корня. Слова носовой, переносица, носик, носище, носатый связаны с корнем –нос- в значении органа обоняния, а слова поднос, выносить, заносы, перенос, носильщик связаны с глагольным корнем нос/ить/.
Таким образом при анализе слов необходимо одновременно учитывать не только структуру, но и смысловую сторону слов и его частей. В именах омонимичные префиксы единичны. Но для глагола омопрефиксы весьма характерны. Вот почему значение глагольной приставки выявляется непосредственно в конкретном глаголе. Так, например, приставка за- в глаголе запеть означает начало действия, а в глаголе закончить – завершение действия; приставка о- в глаголах окопать, обежать указывает на совершение действия вокруг, а в глаголах ослепнуть, оглохнуть обозначает только грамматическое значение совершенного вида; приставка по- может обозначать результативность действия (построить) и непродолжительность действия (пописать) и т. д. Продуктивная приставка обычно всегда омонимична.
Широко распространена омонимия в окончаниях. Омофлексии особенно часто наблюдаются в существительных. Следует учесть, что чаще всего окончание состоит из одного – двух звуков. Причем однозвуковые окончания, как правило, выступают в виде гласных, а гласных букв в русском языке всего десять. Следовательно, вероятность повторения окончания велика. Действительно, например, окончание -а свойственно:
1) существительным женского рода, ед. числа, И. п.: сестра, страна;
2) существительным мужского рода, мн. числа, И. п.: города, леса, профессора;
3) существительным мужского рода, мн. числа, В. п. (неодушевл.): города, леса;
4) существительным мужского рода, ед. числа Р. п.: города, леса, тракториста;
5) существительным мужского рода, ед. числа, В. п. (одуш.): вижу тракториста, сына, человека;
6) числительному два в И. п. – В. п. мужского рода: два стола;
7) числительным сто, сорок, девяносто в Р. п., Д. п., Т. п., П. п.: ста, сорока, девяноста;
8) кратким прилагательным и кратким причастиям, глаголам прошедшего времени женского рода: хороша, открыта, писала.
Морфемы синонимичные и омонимичные
Понятия «синоним» и «омоним», которые используются в лексике, применимы и к морфемам как единицам языка, имеющим и зла- чение, и форму. Примерами синонимических морфем могут быть приставки сверх- и супер-, обозначающие ‘высокая степень’ (сверхмодный, супермодный), суффиксы -их(а) и -иц(а), обозначающие самок животных (волчица и слониха), суффиксы -ш(а) и -к(а), обозначающие женщин (кондукторша и артистка). Омонимичными являются такие аффиксы, в значении которых нет общих смысловых компонентов. Так, в русском языке есть несколько омонимичных суффиксов существительных -к(а). Они имеют такие значения: 1) ‘женскость’ (румынка, москвичка); 2) ‘отвлеченное действие’ (разборка, перепечатка); 3) ‘уменьшительность’ (головка, ножка).
Существуют омонимичные суффиксы, которые присоединяются к словам разных частей речи. Таковы, например, суффикс лица имен существительных -ист (гитар-ист) и суффикс прилагательных -ист(ый) (лес-ист-ый, болот-ист-ый, гор-ист-ый). Единицы -ист и -ист- не являются одной морфемой, так как их значение различно.
Морфемы исконные и заимствованные
При диахроническом изучении словообразования с точки зрения происхождения различают морфемы исконные и заимствованные, пришедшие в русский язык в составе тех или иных слов. Это противопоставление относится и к корневым, и к аффиксальным морфемам, из последних в первую очередь к деривационным. В русском языке среди словоизменительных морфем заимствования встречаются крайне редко.
Учитывая происхождение морфем, можно в обобщенном виде так представить строение русского производного слова: 1) Рк + Ра; 2) Рк + Иа; 3) Ик + Иа; 4) Ик + Ра; где Р — русская морфема, И — иноязычная, к — корневая, а — аффиксальная.
Примеры: 1) нож-ик, бел-изн-а, вы-черн-и-ть, пере-бел-и-ть, гряз- н-ый; 2) архи-глуп-ый, анти военн ый, ультра-лев-ый. ультра-звук, контр-удар, значк-ист, звуко-фикацщ-а, хвост-ист, лист-аж; 3) жур- нал-ист, диплом-ант, анти-либераль-н-ый; 4) газет чик, пальт-ец-о.
Существуют аналогичные виды морфов как конкретных представителей морфем, т. е. имеются морфы корневые и аффиксальные, префиксальные и постфиксальные, словоизменительные и словообразовательные, приставочные и суффиксальные, исконные и заимствованные.
Особенности суффиксов и приставок
Основные виды словообразовательных морфем в русском языке, как уже говорилось, суффиксы и префиксы (приставки). Различие между ними не сводится только к различию их места в составе слова. Внешние структурные особенности лежат в основе целого ряда специфических черт суффиксов и приставок.
1. В русском языке грамматические свойства слова выражаются обычно морфемами, помещаемыми в конце слова,— флексиями. Находясь рядом с флексией, суффикс нередко бывает спаян с ней ‘, так что указание на суффикс с необходимостью должно включать в себя указание на систему флексий, присущих формам того или иного слова. Так, слова с суффиксом -ость и нулевой флексией в форме именительного падежа единственного числа являются существительными женского рода 3-го склонения, слова с суффиксом -ун и нулевой флексией в форме именительного падежа единственного числа — существительными мужского рода 2-го склонения. Точно так же и глагольные суффиксы образуют глаголы, имеющие определенные грамматические свойства. Суффикс -е- образует от имен прилагательных глаголы только непереходные (бел-е-ть, син-е-ть,
стар-ё-ть, молод-е-ть), а суффикс -и—————– переходные
(бел-и-ть, син-и-ть, стар-и-ть, молод-и-ть). Ср.: На горизонте синеет лес и Это белье синить не требуется; Семенов заметно стареет и Эта шляпа его старит.
Приставки более автономны, свободны: они независимы от влияния флексий и не несут информации о грамматических свойствах слова.
2. Присоединение приставки не изменяет принадлежности слова к части речи, а присоединение суффикса может и оставить слово в пределах той же самой части речи (луна — лун-ник, артист — артист-к-а, дом — дом-ик, колхоз — колхоз-ник, переплет — переплетчик), и перевести производное слово в иную часть речи (жёлтый — желт-ок, желт-ить, бегать — бег-ун, трясти — тряс-к-ий).
3. В русском языке нет суффиксов, которые бы производили слова разных частей речи: -лив(ый) — суффикс, производящий только прилагательные (молчаливый, терпеливый, счастливый), -ец — только существительные (глупец, хитрец, творец). Конечно, в производных существительных типа молчаливость наличествует суффикс -лив-, но он является частью производящей основы Смолчалив-ый) и не служит для образования имен существительных.
Для приставок не обязательна тесная связь со словами какой-либо одной части речи. Существуют приставки, которые могут присоединяться к словам различных частей речи, сохраняя одно и то же «универсальное» значение:
раз-: раз-ухабистый, раз-веселый; рас-красавица, рас-красавчик;
пре-: пре-весёлый, пре-милый; пре-комедия;
со-: со-автор, со-гражданин, со-редактор; со-пере- живать, со-существовать; новообразования: со-стыко- ваться, со-стыковка.
4. Суффиксы и приставки по характеру выражаемых ими значений различны. Присоединение к слову приставки обычно не меняет значения слова коренным образом, а лишь добавляет к нему некоторый оттенок значения. Так, глаголы с приставками улететь, прилететь, отлететь, вылететь, подлететь обозначают те же действия, что и глагол лететь. Приставка только добавляет к их значению указание на направление движения. Глаголы отгреметь, отцвести обозначают то же действие, что и глаголы греметь, цвести, приставка от- лишь добавляет к их значению указание на прекращение действия. Наречие презабавно, прилагательные премилый, разлюбезный, сверхскоростной обозначают тот же признак, что и слова без приставок, но с оттенком большой степени его проявления.
Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные и наречия). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака.
Для имен существительных соединение с приставками менее характерно: частица — античастица, раздел — подраздел, экспресс — суперэкспресс, демократ — ультрадемократ. Однако число таких слов (сравнительно с существительными, не включающими приставок) не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще вносят дополнительные указания на меру, степень (плут — архиплут, кубок — суперкубок) или указания временного характера (язык — праязык, родина — прародина, история — предистория, человек — дочеловек).
Значения суффиксов иного рода. Они колеблются от широких и отвлеченных до значений очень большой конкретности. Широта и отвлеченность значения свойственна суффиксам глаголов и прилагательных. Какое значение имеют суффиксы прилагательных -н-, -ое- и -ск- в словах: 1) автобус-н-ый, автомобиль-н-ый, же- лез-н-ый, книж-н-ый, колхоз-н-ый, бумаж-н-ый; 2) ламп-ов-ый, осин-ов-ый, игр-ов-ой, поиск-ов-ый; 3) ин- ститут-ск-ий, мор-ск-ой, комсомоль-ск-ий? Эти суффиксы обозначают признак через отношение к тому, что названо исходным существительным. Такие же широкие отвлеченные значения имеют и глагольные суффиксы; ср. -ну- и -е- – . 1) прыг-ну-ть, толк-ну-ть; 2) умн-е-ть, глуп-е-ть, син-е-ть. Суффикс -ну- имеет значение мгновенности, однократности действия. Значение суффикса -е- более отвлеченное. Он обозначает ‘делаться, становиться каким-нибудь’.
Суффиксы существительных в целом более конкретны. Имеются суффиксы, служащие для образования названий лиц, предметов, отвлеченных понятий. Внутри этих общих групп есть отдельные суффиксы, закрепленные за обозначением какой-либо узкой сферы предметов или явлений. Так, суффикс -‘онок служит для обозначения невзрослых существ: тигрёнок, лисёнок; поварёнок и т. п.
Суффиксы имен существительных в русском языке — самые многочисленные и разнообразные. Они классифицируют предметы действительности, как бы делят весь мир на классы: названия людей по профессии, по признаку, по действию, по месту жительства; названия невзрослых существ и т. д.
Среди суффиксов существительных есть суффиксы с конкретным значением и с широким абстрактным значением [например, суффикс отвлеченного признака -ость (весёлость, ласковость, сахаристость, прыгучесть, живучесть), суффикс отвлеченного действия -ни/- (разбрасывание, переписывание) ].
5. Суффиксы нередко вызывают изменения в строении конца основы (чередование фонем), так как на границе морфов происходит взаимоприспособление основы и суффикса, ср.: горох — горош-ек, горош-ин-а; бумага — бумаж-н-ый (см. подробнее в гл. 3) Приставки обычно не влияют на строение начала слова Таким образом, приставки ведут себя в слове как элементы формально более отъединенные, самостоятельные, чем суффиксы.
6. Обособленность приставок в составе слова поддерживается еще одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова (анти-демократйч- ный, прдтиво-воздушный, прдтиво-пожарный, сд-нани- матели, внутрй-клёточный, анти-нейтралитет). Суффиксам это не свойственно. Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка со- со значением совместности в безударных слогах слова может сохранять [о], не подвергаясь редукции и не изменяясь в [ъ] или [а] ‘: сонаниматель, соопекун, сдру- ководйтели.
Позиционные изменения согласных (например, ассимилятивное смягчение согласных) на стыке приставки и корня иные, чем на стыке корня и суффикса.
7. Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются более продуктивными морфемами, чем суффиксы. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы (о понятии продуктивности см. гл. 6).
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 3754 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Омонимичные, синонимичные и антонимичные морфемы
Морфемы, как и единицы других языковых уровней, вступают в системные отношения друг с другом. С точки зрения значения морфемы, как и слова, могут быть омонимичны, синонимичны или антонимичны друг другу.
Омонимичными называются морфемы, совпадающие по звуковому составу, но различающиеся по значению.
К о р н е в ы е омонимы — это прежде всего корни лексических омонимов, например, гриф ‘птица’, гриф ‘штемпель, печать’ и гриф ‘часть струнного инструмента’.
К п р е ф и к с а л ь н ы м омонимам относятся некоторые приставки, участвующие в образовании слов как одной части речи (с 1 — со значением ‘вниз’: с-прыгнуть ← прыгнуть; с 2 — со значением ‘результат’: с-делать ← делать), так и разных частей речи (про-ректор ← ректор и про-слушать ← слушать).
Омонимичные с у ф ф и к с ы могут быть представлены у слов как одной и той же части речи (-ин 1 — со значением ‘единичность’: солом-ин-а ← солома; -ин 2 — со значением ‘большой’: столб-ин-а ← столб; -ин 3 — со значением ‘мясо’: лосос-ин-а ← лосось), так и разных частей речи (дом-ин-а ← дом, бабушк-ин ← бабушка).
Синонимичными являются морфемы, имеющие совершенно разный звуковой состав, но совпадающие или близкие значения. Синонимичными могут быть морфемы всех видов.
К о р н е в ы е синонимы употребляются в составе лексических синонимов: спеш-и-ть — тороп-и-ть- ся.
Как пример синонимичных п р и с т а в о к можно отметить вы- и из- (вы-гнать — из-гнать).
С у ф ф и к с а л ь н ы х синонимов особенно много среди суффиксов существительных, например суффиксы -ец-, -тель-, -ун-, -щик- со значением ‘производитель действия’: чт-ец, писа-тель, бег-ун, надсмотр-щик.
Синонимичны п о с т ф и к с ы -то, -либо, -нибудь.
Морфемы с противоположными значениями называются антонимичными.
К к о р н е в ы м антонимам относятся корни лексических антонимов, например: глубок-ий — мелк-ий.
К с у ф ф и к с а л ь н ы м антонимам относятся словообразовательные суффиксы с
соотносительным противоположным значением, например: руч-ищ-а — руч-к-а.
Особенно широко распространены антонимичные отношения среди п р и с т а в о к: с-прыгнуть — за- прыгнуть, в-бежать — вы-бежать, при-лететь — у-лететь.
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Омонимы: виды, отличия и 40 примеров
Омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные вещи. Например, лук на огороде, лук для стрельбы и модный лук.
Рассказываем, чем отличаются омонимы от синонимов, антонимов и паронимов, какими они бывают, и приводим список для школьников.
Виды омонимов
Частичные омонимы — это омонимы, у которых совпадают по звучанию не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (нежность) не совпадают в форме родительного падежа множественного числа: ласок — ласк.
Омофоны — это слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся; например, кот и код, порог — порок — парок.
Сказала Алла:
– Это ж – утка.
А Ян услышал:
– Это – жутко!
А я услышал:
– Это – шутка…
Омографы — это слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся (различие обычно бывает в ударении): зАмок и замОк, бЕлки и белкИ.
Ко́сит косец, а зайчишка коси́т,
Тру́сит трусишка, а ослик труси́т.
Люди, поверьте: мы живы тоской!
Только в тоске мы победны над скукой.
Всё перемелется? Будет муко́й?
Нет, лучше му́кой!
Омоформы — это слова, которые одинаково пишутся только в каких-то определенных формах, однако они могут быть даже словами разных частей речи; например, стекло (оконное) и стекло (что-то вниз); мой (собственный) и мой (посуду).
Намного позже
Петухов
Встаёт Серёжа
Петухов.
Омонимы, синонимы, паронимы и антонимы. В чем разница?
Омонимы – это слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но абсолютно различные по смыслу.
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
– Где вы были?
– У лисички!
– Что вы ели там?
– Лисички! (Я.А. Козловский)
Сев в такси, cпросила такса:
– За проезд какая такса?
А водитель: “Денег с такс
Не берём совсем,
вот так-с”. (Я.А. Козловский)
Синонимы имеют схожее или тождественное значение (например, томат — помидор).
Антонимы — это слова с противоположным значением (например, добрый — злой; больше примеров тут).
С омонимами не стоит путать паронимы. Это слова, которые звучат и пишутся похоже, но не одинаково, а также сходны по смыслу. Их часто путают, совершая смысловые ошибки. Например, экономический и экономичный, невежа и невежда.
Омонимы и многозначные слова
Многозначные слова — это слова, у которых несколько значений. Например, кисть — ‘часть руки’, ‘украшение из ниток’, ‘приспособление для рисования’, ‘ветка с цветами или ягодами’.
Как определить, что перед нами: омонимы или два значения многозначного слова? На самом деле, это не так уж и просто: часто грань довольно тонкая. Но основной критерий такой: нужно поискать общий элемент значения. Например, для многозначного слова кисть такой элемент — ‘несколько длинных предметов, скрепленных в одной точке’. Омонимы же никак не связаны по смыслу, или связь давно утрачена.
Примеры омонимов
Боксёр – спортсмен, занимающийся боксом;
Боксёр – порода собаки.
Бор – хвойный лес;
Бор – зубоврачебный инструмент.
Брак – семейный союз;
Брак – некачественное изделие.
Валить – заставлять падать;
Валить – двигаться толпой; уходить.
Венец – житель города Вены.
Гранат – плодовое растение;
Гранат – драгоценный камень.
Гусеница – личинка насекомого;
Гусеница – деталь гусеничного транспорта.
Дача – действие по значению глагола давать (дача показаний);
Дача – загородный дом.
Дипломат – специалист по международным отношениям;
Дипломат – небольшой чемодан.
Дворник – работник, поддерживающий чистоту;
Дисциплина – подчинение правилам;
Дисциплина – отрасль научных знаний.
Заставлять – ставя что-либо, занимать поверхность.
Каток – площадка для катания на коньках;
Каток – машина для выравнивания дороги.
Ключ – приспособление для открывания замка.
Кол – заострённая толстая палка;
Кол – низшая школьная оценка.
Коса – инструмент для срезания травы;
Коса – протяжённая речная отмель.
Лавка – скамейка;
Лавка – магазин.
Лама – копытное животное;
Лама – учитель буддизма.
Ласка – проявление нежности;
Ласка – хищное животное.
Лук – огородное растение;
Лук – оружие для метания стрел.
Мат – проигрышная ситуация в шахматной партии;
Мат – мягкая подстилка;
Мат – грубая брань;
Мат – отсутствие блеска.
Мир – земной шар;
Мир – отсутствие войны.
Мотив – мелодия;
Мотив – повод для действия.
Мушка – небольшая муха;
Мушка – деталь прицела.
Мышь – небольшой грызун;
Мышь – компьютерное устройство.
Норка – небольшая нора;
Норка – хищный пушной зверек.
Оклад – размер заработной платы;
Оклад – украшение иконы.
Предлог – вымышленная причина.
Предлог – служебная часть речи.
Предложение – то, на что предлагается согласиться;
Предложение – грамматически оформленное слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль.
Роман – литературное повествование;
Роман – любовные отношения.
Свет – источник освещения;
Свет – земля, мир;
Свет – высшее общество.
Скат – ровная наклонная поверхность;
Скат – рыба с плоским телом.
Следствие – результат, вывод;
Собачка – маленькая собака;
Собачка – деталь замка или застежки.
Союз – объединение;
Союз – служебное слово.
Что такое омонимы в русском языке? Примеры
Омонимы — это слова, одинаковые по написании или произношению, но различные по значению (дробь — шарики для стрельбы, дробь — число).
Узнаем, что такое омонимы в русском языке, приведем примеры и составим словарь омонимов.
В нашей речи часто встречаются слова, которые звучат одинаково, но не имеют ничего общего в лексическом значении. Такие лексемы называются омонимами. Что такое омонимы, можно понять, если обратиться к происхождению этого лингвистического термина.
Греческий термин «омоним» (homos — одинаковый, onyma — имя) буквально значит «одинаковое имя». Омонимами являются слова, совпадающие в звучании и написании, но имеющие разное значение:
- очки в красивой оправе;
- набрать очки в игре.
Вот какое определение, что такое омонимы, приводится в Википедии:
Омонимы и их разновидности
В лексике русского языка различают полные и неполные омонимы. Полными омонимами являются слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но имеющие разное лексическое значение.
Примеры омонимов
- график (план работы) — график (художник);
- планировать (плавно снижаться) — планировать (составлять планы);
- гладь озера (ровная поверхность) — гладь (род вышивки);
- заставлять (принуждать) — заставлять (загораживать);
- наряд (одеяние) — наряд солдат;
- среда обитания — среда (день недели);
- стан (туловище) — полевой стан (место стоянки);
- гранатовый сок — гранатовый браслет;
- сушка (от сушить) — сушка (маленькая баранка).
Многозначное слово отличает несколько значений, которые помещаются друг за другом в одной словарной статье:
1)стремительно текущая вода;
2) поточное производство (конвейер);
3) группа учащихся с которой проводят занятия в такой же последовательности, как и с подобными группами.
Омонимы помещаются в разные словарные статьи как самостоятельные лексемы.
платформа² — программа действия.
Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы
В русском языке существуют неполные омонимы, к которым отнесем омографы, омофоны и омоформы.
Неполные омонимы совпадают в звучании не во всех грамматических формах.
Слово омограф (homos -одинаковый, grapho — пишу) в переводе с греческого языка значит «одинаковое написание». Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному и имеют различное значение.
Примеры омографов
- мука́ (пшеничная) — му́ка (переживание);
- о́рган человека — орга́н (музыкальный инструмент);
- за́мок (феодала) — замо́к дверной;
- па́рить в бане — пари́ть в воздухе;
- се́ло (солнце) — село́.
Разновидностью омонимов являются омофоны.
Омофоны (греч. homos «одинаковый» + phone «голос, звук») — это одинаково звучащие слова, но имеющие разное написание и значение. Омофонами могут быть слова разных частей речи, которые совпадают при произношении, но пишутся по-разному:
- пруд — прут;
- труд — трут;
- изморось — изморозь;
- груздь — грусть;
- бачок — бочок;
- съезд — съест;
- ожёг руку — ожог руки;
- отворила дверь — отварила грибы.
Употребление омофонов не препятствует пониманию речи. Используя определенный контекст, говорящий знает, о чем в нём сообщается.
Неожиданное звуковое сближение омофонов используют поэты для написания стихотворных шуток — каламбуров.
И легко пишу стихи я ;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки ;
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром .
Видеоурок «Омонимы. Омографы. Омофоны. Омоформы» (5 класс)
Словарь омонимов
Б
- БОР – хвойный, обычно сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте. За речкой темнел бор.
- БОР – зубоврачебный инструмент, стальное сверло. Не люблю звук стоматологического бора.
- БРАНЬ – оскорбительные слова, ругань. /прилаг. бранный. Бранное выражение.
- БРАНЬ – война, битва (устар.) На поле брани. /прилаг. бранный. Бранные доспехи.
В
- ВИД – внешность, видимый облик. Опрятный вид.
- ВИД – грамматическая категория. Совершенный вид глагола.
Г
- ГРЕБЕШОК – морской донный моллюск. Морской гребешок.
- ГРЕБЕШОК – небольшая расческа. Частый гребешок.
Д
- ДАЧА – действие по значению глагола давать — дать. Дача показаний.
- ДАЧА – загородный дом (обычно с земельным участком), предназначенный для летнего отдыха. Отдыхать на даче.
- ДВОР – участок земли при доме. Во дворе дома.
- ДВОР – монарх и приближенные к нему лица. Служить при дворе.
- ДОЛГ – обязанность перед кем-л., чем-л. Воинский долг.
- ДОЛГ – то, что взято взаймы. Взять деньги в долг.
- ДИСЦИПЛИНА – подчинение твёрдо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. Строгая дисциплина.
- ДИСЦИПЛИНА – отрасль научных знаний. Научная дисциплина.
- ДРОБЬ – мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья. Мелкая дробь.
- ДРОБЬ – число, представленное как состоящее из частей единицы. Десятичная дробь.
- ДУХ – 1. сознание, ум, мышление. Дух противоречия; 2. внутренняя моральная сила. Боевой дух воинов.
- ДУХ – бесплотное сверхъестественное существо. Лесной дух.
З
- ЗАВОД – промышленное предприятие с механизированными процессами производства. Сталепрокатный завод.
- ЗАВОД – приспособление для приведения в действие механизма. Будильник с заводом.
- ЗАЛОГ – отдача (имущества) в обеспечение обязательства, под ссуду. Оставить вещь под залог.
- ЗАЛОГ – грамматический термин. Страдательный залог.
К
- КЛЮЧ – родник. Набрать воду из ключа.
- КЛЮЧ – приспособления для открывания замка. Дверной ключ.
- КОЛ – заострённая толстая палка. Осиновый кол.
- КОЛ – низшая школьная оценка. Получить кол на уроке.
Л
- ЛАВКА – магазин. Купить в лавке.
- ЛАВКА – скамья. Сидеть на лавке.
- ЛАД – согласие. Жить в ладу.
- ЛАД – сочетание звуков и созвучий, строй музыкального произведения. Петь в лад.
- ЛАСКА – проявление нежности, любви. Материнская ласка.
- ЛАСКА – небольшое хищное животное из семейства куньих. Мордочка ласки.
- ЛИСТ – орган воздушного питания и газообмена растений в виде тонкой, обычно зелёной пластинки. Кленовый лист.
- ЛИСТ – тонкий плоский кусок, пласт какого-нибудь материала. Лист бумаги.
- ЛУК – огородное растение. Зелёный лук.
- ЛУК – оружие для метания стрел. Стрельба из лука.
М
- МЕШАТЬ – создавать препятствия, служить помехой. Мешать спать.
- МЕШАТЬ – переворачивать, взбалтывать. Мешать кашу.
- МИР – земной шар, Земля. Объехать весь мир.
- МИР – отсутствие войны, согласие. Жить в мире.
- МОТИВ – повод. Не ясен мотив его поступка.
- МОТИВ – мелодия. Весёлый мотив песни.
Н
- НАРЕЧИЕ – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия. Громко, весело, здесь, всегда – это наречия.
- НАРЕЧИЕ – говор, диалект. Говорить на местном наречии.
- НОРКА – хищный пушной зверёк. Мех норки.
- НОРКА – небольшая нора. Мышиная норка.
О
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ – толкование, объяснение. Дать верное определение.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. В предложении это слово является определением.
- ОХОТА – поиски, выслеживание зверей, птиц с целью истребления или ловли. Охота на зайца.
- ОХОТА (разг.) – желание, стремление. Охота учиться.
П
- ПРЕДЛОГ – повод к чему-л., вымышленная причина. Под вымышленным предлогом.
- ПРЕДЛОГ – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях, например, предлог «на» (на уроке).
- ПРЕДЛОЖЕНИЕ – то, на что предлагается согласиться, что предлагается предпринять, осуществить. Внести предложение.
- ПРЕДЛОЖЕНИЕ – грамматически оформленное слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль. Сложное предложение.
Р
- РОМАН – повествовательное произведение. Исторический роман.
- РОМАН – любовные отношения. Роман между Сашей и Машей.
- РОМАН – мужское имя. Его зовут Роман.
С
- СВЕТ – источник освещения. Солнечный свет, свет лампы, свет и тьма.
- СВЕТ – Земля со всем существующим на ней, мир. Путешествие вокруг света. Появиться на свет.
- СВЕТ – высшее общество. Бывать в свете.
- СЛЕДСТВИЕ – результат, вывод. Авария явилась следствием невнимательности.
- СЛЕДСТВИЕ – расследование. Проводить следствие.
- СОЮЗ – объединение. Союз независимых государств.
- СОЮЗ – служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения, например, союз «и» (собака и кошка).
Я
- ЯЗЫК – подвижный орган в полости рта. Длинный язык.
- ЯЗЫК – средство общения. Русский язык.
Омонимы в русском языке
О чем эта статья:
Определение омонимов
Омонимия — звуковое и графическое совпадение слов, значения которых не связаны друг с другом.
Омонимы в русском языке — это слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но при этом различны по значению.
среда (обитания) — среда (день недели);
гранатовый сок (фрукт) — гранатовый браслет (камень);
сушка (от сушить) — сушка (маленькая баранка).
Подпись под картинкой если есть
Омонимы — это не значения одного слова, а слова, которые совпали по написанию и/или произношению по разным причинам.
Откуда берутся омонимы точно не ясно. Но есть парочка предположений:
Совпадение может быть случайным. Например, слова лук — огородное растение и «лук» — оружие со стрелами происходят от разных корней.
Совпадение может быть в результате звуковых изменений, которые происходят в языке. Например: мир — вселенная и мир, когда все спокойно. В древнерусском языке эти слова произносились и писались по-разному.
Совпадение может образоваться при появлении новых слов из других языков.
Посол (от слова «соль») — способ соления продуктов.
Посол (от слова «посылать») — в значении «дипломат».
Рейд (от гол. reed) — водное пространство у входа в порт.
Рейд (от англ. raid) — набег военных сил в тыл противника.
Иногда омонимы путают с многозначными словами. Сейчас объясним, в чем различие.
Многозначные слова — это слова, у которых есть несколько значений.
кисть — часть руки,
кисть — приспособление для рисования,
кисть — ветка с ягодами или цветами.
Отличие многозначных слов от омонимов в том, что у первых есть несколько лексических значений, которые связаны по смыслу, а омонимы — это разные слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего по смыслу.
Мы узнали, что такое омонимы в русском языке, а теперь рассмотрим типы омонимов с примерами.
Виды омонимов
На уроках по русскому языку в 4 и 5 классе проходят два типа лексических омонимов: полные и неполные (частичные).
Полные омонимы совпадают во всех формах. Они одинаково склоняются во всех падежах как в единственном, так и во множественном числе.
Частичные омонимы совпадают не во всех формах. Например, слово «ласка» обозначет и хищное животное, и проявление нежности. Но если использовать эти слова во множественном числе, то в родительном падеже у них будут разные формы — ласок и ласк.
К неполным омонимам относят омографы, омофоны и омоформы.
Омоформы — слова, которые совпадают в написании и звучании в некоторых их формах. Омоформы могут принадлежать к разным частям речи. Примеры:
Нас не будет дома. — Сидеть у дома.
Я люблю печь пироги. — Печь стоит у правой стены.
Лечу людей по призванию. — Завтра лечу на другой континент.
Омофоны пишутся по-разному, но одинаково звучат. Примеры:
Снежный занос. — Котенок поцарапал за нос.
Нашла вчера в лесу гриб. — На прошлой неделе у брата обнаружили грипп.
Компания веселых друзей. — Рекламная кампания провалилась.
Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному. Часто в таких словах разные ударения. Примеры:
Бе́лки грызут орехи. — Белки́ взбейте с сахаром.
Засы́пать песком. — Засыпа́ть под колыбельную.
Различать слова-омонимы помогает контекст. Омонимы, омоформы, омофоны и омографы используют, когда нужна игра слов: в шутках, в рекламе, в загадках. Примеры:
Без нее дверь не открыть и письмо не настрочить.
Врач: «Как ваше состояние, больной?». Пациент: «Благодаря вашей заботе мое состояние сильно уменьшилось.»
Слово «состояния» в первом случае означает самочувствие, а во втором финансовое положение.
Есть еще такие слова, которые сходны по звучанию и составу, но с различны по значению — паронимы. Чтобы их не перепутать, нужно быть очень внимательным. Пример:
Экономический — относится к экономике.
Экономичный — выгодный материально.
Примеры омонимов
Примеры слов-омонимов в русском языке:
Боксер — спортсмен, который занимается боксом;
Боксер — порода собаки.
Бор — хвойный лес;
Бор — инструмент зубного врача.
Брак — семейный союз;
Брак — некачественное изделие.
Валить — заставлять падать;
Валить — двигаться толпой, уходить.
Венец — житель города Вены.
Гранат — плодовое растение;
Гранат — драгоценный камень.
Гусеница — личинка насекомого;
Гусеница — деталь гусеничного транспорта.
Дача — действие по значению глагола давать (дача показаний);
Дача — загородный дом.
Дипломат — специалист по международным отношениям;
Дипломат — небольшой чемодан.
Дворник — работник, который прибирает двор;
Дворник — стеклоочиститель в автомобиле.
Дисциплина — подчинение правилам;
Дисциплина — отрасль научных знаний.
Заставлять — занимать поверхность.
Каток — площадка для катания на коньках;
Каток — машина для выравнивания дороги.
Ключ — приспособление для открывания замка.
Кол — заостренная палка;
Кол — низшая школьная оценка.
Коса — инструмент для срезания травы.
Лама — копытное животное;
Лама — учитель буддизма.
Ласка — проявление нежности;
Ласка — хищное животное.
Лук — огородное растение;
Лук — оружие для метания стрел.
Мат — проигрышная ситуация в шахматной партии;
Мат — мягкая подстилка;
Мат — нецензурные слова;
Мир — земной шар;
Мир — отсутствие войны.
Мотив — повод для действия.
Мушка — небольшая муха;
Мушка — деталь прицела.
Мышь — животное, грызун;
Мышь — компьютерное устройство.
Норка — небольшая нора;
Норка — хищный пушной зверек.
Оклад — размер заработной платы;
Оклад — украшение иконы.
Предлог — вымышленная причина.
Предлог — служебная часть речи.
Предложение — выраженная инициатива;
Предложение — слово или сочетание слов, которое выражает законченную мысль.
Фрагмент изучения нового по теме “Словообразовательная синонимия и омонимия”
Изучение суффиксов-синонимов и суффиксов-омонимов
Фрагмент изучения нового
Здравствуйте ребята, садитесь
Предъявление-восприятие 1 минута
На слайде 1 представлены слова в два столбика:
Ребята, прочитайте слова. Скажите, что общего и что различного в словах первого и второго столбиков?
Чтобы доказать, сформулируйте ЛЗ слов, способ образования.
Давайте запишем этот пример, остальные слова разберем устно.
Какое явление из лексики вам напоминает данное? Обоснуйте свой ответ.
Спасибо. Теперь рассмотрим другой пример.
На слайде 2 представлены слова в два столбика:
1) учитель
воспитатель
строитель
спасатель
Ребята, прочитайте слова. Скажите, что общего и что различного в словах первого и второго столбиков?
Чтобы доказать, сформулируйте ЛЗ слов, способ образования.
Давайте запишем этот пример, остальные слова разберем устно.
Какое явление из лексики вам напоминает данное? Обоснуйте свой ответ.
Сформулируйте самостоятельно определение синонимичных и омонимичных суффиксов. Пожалуйста, Оля. Ребята, внимательно послушайте Олю.
В чем согласны с Олей?
Суффиксы в словах 1го и 2о столбиков суффиксы по написанию одинаковые «тель», а по значению разные: «лицо по роду деятельности» и «неодушевленный предмет (орудие, машина, устройство, приспособление),
Учитель- тот, кто учить. Образовано от слова учить с помощью суффикса -тель.
Записывают в тетради.
Это явление напоминает явление лексической омонимии. При лексической омонимии слова по звучанию и написанию одинаковые, но совершенно разные по значению. В данном случае такая же ситуация, но не в отношении слов, а в отношении морфем, а именно суффиксов.
Суффиксы в словах 1го и 2го столбиков по написанию разные, а по значению одинаковые: «лицо по роду деятельности»
Грузчик- тот, кто грузит, образовано от слова грузить с помощью суффикса –чик.
Записывают пример в тетрадь
Явление лексической синонимии. При лексической синонимии слова различны по написанию, но тождественны или близки по значению. В данном случае мы наблюдаем такое явление в отношении суффиксов.
Один ученик проговаривает определения вслух, остальные слушают.
Синонимичные суффиксы- это такие суффиксы, которые по значению тождественны или близки, но разные по написанию.
Омонимичные суффиксы- это такие суффиксы, которые по написанию и звучанию одинаковые, но совершенно разные по своему значению.
Первичное закрепление+ элемент нового знания
Выборочный диктант «третий лишний»
Ребята, давайте теперь выполним упражнение, с помощью которого закрепим наши знания об омонимичных и синонимичных суффиксах.
Я продиктую вам ряды слов, из которых вы должны выписать только те слова, которые считаете лишними в ряду. Слова записывайте в строчку, первое с большой буквы, остальные через запятую.
Учитель диктует ряды слов:
1.Преподаватель , выпрямитель, нагреватель.
2. борец , новосибирец, исландец.
3.Грибник , градусник, угольник.
4.Диванчик, коридорчик, докладчик .
5.Сибиряк, пермяк, рыбак .
6.Словарь, букварь, пахарь .
Какие слова выписали?
(На слайде 3 выведены эти слова после ответов учеников). Сформулируйте значения данных слов. Назовите суффиксы (учитель выделяет суффиксы на слайде под диктовку учеников) Как мы можем назвать такие суффиксы?
Хорошо. Ребята, скажите, а какие оттенки значений нам встречаются в словах из нашего упражнения. (Сравните: учитель и грибник)
Дополните этот ряд своими примерами слов со значением «профессии» и «любимого занятия». Называйте:
1) слово 2) слово, от которого оно образовано 3) суффикс
(Фронтальный устный опрос)
Какие выводы мы можем сделать о суффиксах со значением «лицо по роду деятельности»? (Какие еще значения могут приобретать эти суффиксы?)
Записывают слова в тетради
Преподаватель, борец, грибник, докладчик, рыбак, пахарь.
Все слова имеют значение «лицо по роду деятельности». Суффиксы: -тель,
Мы можем назвать эти суффиксы синонимичными, так как по написанию они различны, но близки по значению.
профессия и любимое занятие.
Например, учитель- профессия, грибник- любимое занятие.
Гитарист, упаковщик, хоккеист, писатель, машинист, уборщик, мясник…
Суффиксы со значением «лицо по роду деятельности» могут приобретать и другие значения. Например, учиТЕЛЬ и нагреваТЕЛЬ: «профессия» и «предмет, устройство для…»;
грибНИК и модНИК- лицо по роду занятий (любимое занятие) и характеристика лица.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Жабчиц Карина ВладимировнаНаписать 747 07.02.2017
Номер материала: ДБ-172865
- Русский язык
- 6 класс
- Конспекты
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 07.02.2017 332
- 07.02.2017 172
- 07.02.2017 360
- 07.02.2017 288
- 07.02.2017 809
- 07.02.2017 1301
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.