Какое поле для наблюдения лингвистов антонимы
Какое поле для наблюдения лингвистов антонимы
- Главная
- Интернет-магазин
- Сертификаты
- Распродажа
- Продукция
- Прайс лист
- Паспорта
- Форум
- Доставка
- Реклама
- Скачать
- Скидки
- Подбор
- Статьи
- Сметы
- Карта сайта
- Книги
- Кредиты
- Контакты
Основной Государственный Экзамен 2020-2021 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ. Решебник.
Вот и наступает жаркая пора, когда пришло время сдавать в школе ОГЭ / ГИА. Здесь, на страничке для школьников 9 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ОГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! После прохождения данных тестов, вы сами себе скажите, что я решу ОГЭ! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ОГЭ / ГИА
Скачать сочинение и изложение ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3
Задание ОГЭ по Русскому Языку. 9 класс.
Задание 24 № 144
Из предложений 11-12 выпишите контекстные антонимы.
(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того – он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.
(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.
(8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.
(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?
(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.
* Таисия Васильевна Жарова (родилась в 1923 году), член Союза журналистов, ветеран Великой Отечественной войны. Основная тема творчества — судьба русского языка.
Источник текста: ЕГЭ 2012. Русский язык. Тренировочные задания
Авторы: Светлана Львова,В. Коханова, Ирина Цыбулько
(11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
Показать другие задания к этому тексту
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Лексическое значение слова
Правило: Задание 24. Лексическое значение слова Подробнее
Для выполнения задания 24 нужно знать следующие определения:
— прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха)
— синонимы (контекстный синоним), антонимы (контекстный антоним)
— лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы)
— ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы)
— стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика
Лексическое значение слова — это исторически закрепленный «смысл» слова.
Слова могут иметь прямое значение (первоначальное, исходное) значение и переносное значение (вторичное значение, возникающее на основе первого). Примеры:
— Его оставили в комнате одного. Слово «оставили» имеет прямое значение.
— Его оставили в должности. Слово «оставили» использовано в переносном значении.
Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко — сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост — сходство на основе функции).
Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Пушкин в сумке, съел тарелку). Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха — перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).
Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова
Синонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Друг — товарищ, думать — размышлять).
Контекстные синонимы — слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))
Антонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (плохой — хороший, сесть — встать).
Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева))
Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы — это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ (источник воды). Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.
Фразеологизмы — это устойчивые словосочетания, обладающие неделимым смыслом и извлекаемые из нашей памяти в готовом виде. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.
Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков: хутор (из венгерского).
Лексика пассивного запаса — устаревшая или еще недостаточно известная.
Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий действительности, которые они обозначали. (Пример: бурмистр, боярин и т. д.).
Архаизмы — устаревшие слова, заменённые современными синонимами (ланиты — щёки, длань — ладонь).
Неологизмы — это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых предметов, явлений.
Ограниченная в употреблении лексика
Диалектизмы — это слова, используемые только на определенных территориях. Примеры: векша — белка (северный диалект).
Профессионализмы — слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах: чайник — у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок.
Жаргонная лексика — слова, которые используют в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго), клёвый (молодежь).
Сленг — чаще понимается как «молодежный».
Арго — диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык).
Просторечная лексика — слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, «свистнуть» — в значении «украсть», «харя, морда» — в значении «лицо» и т. д.
Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика
Нейтральная лексика — используется в любой ситуации, в любом стиле (хороший, общество, рисовать).
Книжная лексика — используется преимущественно в письменных (книжных) стилях (достохвальный, ассоциация, живописать).
Разговорная лексика — используется в разговорном стиле (гробить, запаска, деляга).
Посмотреть правильные ответы и пояснения на данные задания ОГЭ
Скачать готовое сочинение или изложение ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3
Тест Задание 23 ЕГЭ по русскому языку
1) Найдите среди указанных вариантов такой, где слово употреблено в переносном значении. Выпишите это слово.
развернула (предложение 8)
сожги (предложение 15)
зажмурился (предложение 22)
прогремел (предложение 29)
(8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене.
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага.
(29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
2) Из предложений 24-25 выпишите слово, употреблённое в переносном значении, которое в одном из прямых значений обозначает «склад оружия»
(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.
3) Из предложения 2 выпишите антонимы.
(1)Трудное и запутанное дело — писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри.
4) Из предложений 11-12 выпишите контекстные антонимы.
(11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
5) Из предложения 7 выпишите термин.
(7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа.
6) Из предложения 12 выпишите фразеологизм .
(12)Наиболее популярными мальчишками среди нас были те, кто умел пересказать книгу, которую никто не видел в глаза.
7) Из предложения 1 выпишите синонимы.
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо — не те условия.
8) Из предложения 33 выпишите синоним к слову «жили, помещались»
(ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами.
9) Из предложения 21 выпишите антонимы .
(21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.
10) Из предложений 9-11 выпишите синонимы.
(9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью.
11) Из предложения 5 выпишите антонимы
(5)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её.
12) Из предложения 18 выпишите антонимы.
(18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», — ответил он.
13) Выпишите контекстные синонимы из предложения 12.
(12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.
14) Из предложений 4-5 выпишите фразеологизм.
(4) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было!
15) Из предложения 8 выпишите контекстные антонимы.
(8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
16) Из предложения 1 выпишите фразеологизм.
(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры».
17) Из предложений 10-14 выпишите устаревшее слово
(10)Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (ll)He решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.
18) Какое слово употреблено в тексте в прямом значении?. Выпишите это слово.
усталые (предложение 4)
белые (предложение 8)
пробуждение (предложение 15)
скрывается (предложение 17)
(4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия.
(8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки.
(15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
(17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни.
19)Из предложения 3 выпишите контекстные синонимы.
(3)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт.
20) Из предложений 7—10 выпишите синоним к слову« мираж».
(7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний. (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства.
21) Из предложения 4 выпишите фразеологизм.
(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов.
22) Из предложения 12 выпишите фразеологизм .
(12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.
23) Из предложения 5 выпишите контекстные синонимы.
(5)Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному ветерку.
24) Из предложения 24 выпишите термин
(24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
25) Из предложения 6 выпишите фразеологизм.
(6)На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену Николаевну!
26) Из предложений 28-30 выпишите синонимы.
(28)То ли ещё будет.(29)Нам стоит поучиться у детей. (30)Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства.
27) Из предложения 28 выпишите синоним (один) к слову «эгоизм».
(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости.
28) Из предложения 38 выпишите фразеологизм.
(38)Не может же человек на смертном одре держать корректуру!
29) Выпишите слово, которое в тексте употреблено в прямом значении.
тонет (предложение 7)
пробежать (предложение 20)
открыть (предложение 8)
грозит (предложение 24)
(7)Но разве есть у них та же стремительность, та же легкость, та же скорость, что у человеческого взгляда, когда он тонет в беспредельной синеве летнего неба?!
(8)Для этого надо лечь на траву и открыть глаза.
(20)Или на газету, которую утром ты не можешь не пробежать глазами. (21)Или на телевизор, от которого ты не отрываешься в силу охватившей тебя под влиянием всё той же информации апатии.
(24)От неё не учащается сердцебиение, не истощаются нервы, не грозит бессонница.
30) Из предложений 1—3 выпишите просторечное слово.
(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди — люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.
31) Из предложения 32 выпишите контекстные антонимы.
(32)Только тогда и стало ясно, что «незрелое» рассуждение юного швейцарца было на самом деле великим открытием.
32) Из предложения 12 выпишите фразеологизм.
(12)Это дело чести.
33) Из предложений 5-7 выпишите фразеологизм .
(5)И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» (6)Не хочется теперь!(7)В одиннадцатом классе учиться весело.
34) Из предложений 14-16 выпишите антонимы.
(14)Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды. (15)Постепенно облетали листья с его ветвей, сначала с верхних, потом с нижних. (16)Листья струились ручьями, устилая балкон, и некоторые прилипали к стеклам и с ужасом глядели в комнату, чего-то ожидая.
35) Среди предложений 7-13 найдите слово, имеющее значение объявить недействительным, отменить . Выпишите его.
(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П Чехова. (8) В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я Поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными — . такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал он в Академию наук. — И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению. о сложении с меня звания почётного академика».
36) Из предложения 6 выпишите фразеологизм.
(6)Они-то всё принимают за чистую монету.
37) Из предложений 14-16 выпишите фразеологизм, имеющий значение «очень давно»
(14)А что говорить о великой классической музыке, которая без слов — напрямую — испокон веку воздействовала на чувства людей!(15)Это адски трудное дело — пытаться донести до зрителя (особенно молодого — ведь упустим же!) драгоценные слова и музыку наших великих предшественников, за творения которых нас уважают и любят во всем мире.(16)А шоу-бизнес в помощи государства не нуждается.
38) Из предложений 9-11 выпишите антонимы.
(9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу?
39) Из предложения 6 выпишите фразеологизм .
(6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари — для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный.
40) Из предложения 1 выпишите синонимы
(1)Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык, стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортёры и танки.
В каком предложении употреблены контекстные синонимы
В каком предложении употреблены контекстные синонимы? (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? 1) 11 2) 13 3) 14 4) 4 Ответ: 4. А 30. Лексическое значение слова.
Слайд 19 из презентации «Лексическое значение слова»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Лексическое значение слова.ppt» можно в zip-архиве размером 332 КБ.
Похожие презентации
«Синонимы урок» – – Какие слова называются синонимами? 2) Практическое упражнение по подбору синонимов. Словом, всё здесь хорошо! В) молодость – юность – молодеть. Что такое омофоны? Физкульминутка. Мужественный. Роскошный. – Будут ли являться синонимами следующие слова: интерес, интересный, интересоваться? Что же здесь произошло?
«Сайт контекстной рекламы» – Медийная реклама. Как работают различные виды рекламы? Точечное попадание в целевую аудиторию». 270 000 показов в сутки. 33 000 показов в сутки. Потенциальный клиент за 5 центов осчастливит любого рекламодателя :). Значение CTR по первой десятке колеблется от 2% на 10-ом месте до 73% на первой позиции.
«Синонимы к словам» – Играть первую скрипку – быть самым главным. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь. Подберите синонимы к слову собрание (предметов). Подберите синонимы к слову упражняться. Подберите синонимы к слову пляска. Подберите к словам антенимы: широкий, твёрдый, старый, скучный, бесполезный, неряшливый.
«Синонимы» – Воин, человек, солдат. Шагает красавица, Легко земли касается. Занятого человека и грусть – тоска не берёт. Девочка печалится, мальчик огорчился, мама горюет. Мальчик озяб, девочка окоченела, собака мёрзнет. Плохо жить без забот, худо без доброго слова. Работяги – дятла стук Слышен далеко вокруг. Небольшая кукла – маленькая.
«Контекстные объявления» – – Ставки из коммерческого сегмента (от 7 руб). Сеть: необязательно наличие ключевого запроса креативные тексты. – Используем н/ч продающие запросы. Шаг 2. Подбираем слова. Курсы английского. Хотите выучить английский? Условие. Большой охват невысокие ставки пользователь в состоянии выбора. Контекстная реклама в сети.
«Антонимы и синонимы» – (Словарное слово). Цель урока: Повторить … Скоро -. Урок русского языка. 2 класс. Скоро. Познакомиться с. Минутка чистописания. Медленно, тихо. Трпсо. Быстро. Словарная работа. Бежит – стоит Дремлет – спит. Тема урока «Сравнение антонимов и синонимов». Учиться подбирать … Пормсар. Смелый, отважный, храбрость, бесстрашный.
22.10.2021 Входная диагностическая работа по русскому языку 10 класс 2 варианта с ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ
Новая входная диагностическая работа по русскому языку 10 класс 2 варианта с ответами и сжатым изложением, официальная дата проведения работы в Оренбургской области: 22.10.2021 (22 октября 2021 год).
Скачать 1 вариант: word, pdf
Скачать 2 вариант: word, pdf
Входная диагностическая работа по русскому языку 10 класс 2021
2 вариант
Сжатое изложение
Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии. И всё же нельзя это уверенно сказать, ведь могут подружиться люди разных профессий.
Два противоположных характера тоже могут дружить. Дружба — равенство и сходство. Но в то же время дружба — это неравенство и несходство. Друзья нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дарит свой опыт, другой обогащается опытом. Один, помогая молодому другу, познаёт свою силу. Другой, слабый, познает в друге свой идеал. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, несходствах.
Друг тот, кто утверждает твою правоту, заслуги. Друг тот, кто разоблачает тебя за плохое. (105 слов)
Микротемы:
- Как становятся друзьями? Дружить могут люди разных профессий.
- Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах. В дружбе один даёт, другой получает.
- Друг — это тот, кто ценит за хорошее и разоблачает за плохое.
Ответы для 1 варианта
1)Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
2)Прочитайте текст. (1)В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари. (2)Солнечный закат в горах удивительно хорош. (3)Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. (4)Затихший воздух чутко держит каждый шорох. (5)Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) Мы бродили (предложение 1) 2) Закат хорош (предложение 2) 3) Мгла начинает надвигаться (предложение 3) 4) Держит шорох (предложение 4) 5) Будит воображение (предложение 5)
Ответ: 23
3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. И если тебе(1) мой читатель(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике(3) и пройти по тропе(4) у которой(5) стоит такой обелиск(6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире.
Ответ: 124678
4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: приняли с неохотой
5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) (далеко) НЕ ИНТЕРЕСНАЯ (книга) — НЕ пишется раздельно с причастиями, если есть зависимые от причастия слова. 2) (девочка) РУМЯНА — в наречии пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано. 3) КОСНУТЬСЯ (темы) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса. 4) (дом) СТРОЯЩИЙСЯ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-. 5) (отрезать) ПОЛ-ЛИМОНА — слова, начинающиеся с Л, пишутся с ПОЛчерез дефис.
Ответ: 35
6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Динка считала, что нужно честно признаться Хохолку, что она любит Лёню. 2) Динке хотелось бы обмануть Хохолка, но сделать это было невозможно. 3) Динку мучили воспоминания о том, как Хохолок купил велосипед, потому что они чуть не упали, когда катались. 4) Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с Хохолком. 5) Лёня предложил Динке не рассказывать Хохолку ничего.
Ответ: 145
7)Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. 2) Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… 3) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. 4) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. 5) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
Ответ: 25
8)Лексический анализ. Найдите в тексте синоним к слову МЧАТЬ (предложение 10). Напишите этот синоним.
Ответ: катать
9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Г. Милославского.
9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Да и как можно обманывать друга?» Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения
9.3)Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Ответы для 2 варианта
2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1) Бояться глобального потепления на Земле не стоит. (2)Атмосфера планеты оперативно выводит избыток тепла, сохраняя при этом стабильность. (3)Такое заключение сделала группа исследователей во главе с академиком Кондратьевым, которая проанализировала архив данных о колебании температур в Северной полярной области с 1959 по 2000 годы.(4)По мнению учёных, опасность растопления айсбергов сильно преувеличена. (5) Вопреки расхожему мнению, их таяние не повлечёт за собой подъёма уровня мирового океана. (6)Лёд, который уже находится в воде, растапливаясь, не прибавит к ней никакой массы. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- 1) бояться потепления (предложение 1)
- 2) выводит избыток (предложение 2)
- 3) которая проанализировала (предложение 3)
- 4) опасность сильно преувеличена (предложение 4)
- 5) который находится (предложение 6)
Ответ: 35
3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Ветер свищет между стволами вековых сосен(1) наклоняет стройные ели(2) качая их острыми верхушками(3) и осыпая(4) пушистый снег(5) с печально поникших зеленых (6)ветвей(7)бесследно проходят седые века над этой таинственной молчаливой страной(8) а дремучий лес стоит(9) точно в глубоком раздумье(10) колышет темные вершины.
Ответ: 1278910
4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «еловая ветка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ветка ели
5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1)МАРИНОВАННЫЕ (огурцы) — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, потому что слово образовано от глагола совершенного вида 2)РАСТЕРЕТЬ–в корне пишется буква А, так как дальше следует сочетание СТ 3)БОРЮТСЯ–в окончании глагола первого спряжения 3 лица мн.ч. пишется буквы Ю 4)КУЦЫЙ — в окончании прилагательного после Ц пишется Ы 5)СЛОЖЕНИЕ — корневая безударная гласная проверяется ударением (слОжим)
Ответ: 34
6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассказчику и закадычному другу Серёжке Леонтьеву было по тринадцать лет. 2) Сердце рассказчика до сих пор кровоточит, потому что он не в силах забыть, что друг предал его. 3) Сергей не смог дотащить своего друга до больницы и позвал на помощь взрослых людей. 4) Герой рассказа повредил ногу, неудачно спрыгнув с дерева. 5) Путь от старого, обмелевшего пруда был недалёким, всего каких-то два километра.
Ответ: 12
7)Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. 2) Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. 3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. 4) Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. 5) Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга.
Ответ: 35
8)Лексический анализ. Найдите в тексте контекстные антонимы к слову ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ (предложение 26). Напишите один из них.
Ответ: замкнутым, застенчивым
9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Н.Горелова: «Самое удивительное в том, что писательмастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки».
9.3)Как Вы понимаете значение слова ПРЕДАТЕЛЬСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое предательство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Подготовка к ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Страницы
- Главная страница
- НОВОСТИ ЕГЭ
- ВИДЕОКОНСУЛЬЦИИ
- Решаем задания В1-В7
- Анализ выразительных средств языка.
- ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ С
- ГОТОВИМСЯ к ОГЭ-2017 9кл
воскресенье, 1 декабря 2013 г.
РЕШАЕМ ЗАДАНИЕ В8
B8 № 2. «Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как _____ (предложения 2, 11),_____ (например, в предложениях 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как _____ (“«капсуле» всего человечества” в предложении 13) и _____ (загадочным миром в предложении 8)».
1)сравнительный оборот
2)парцелляция
3)ряды однородных членов
4)ирония
5)метафора
6)индивидуально-авторские слова
7)вопросительные предложения
8)диалектизм
9)эпитет
B8 № 3. «С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы.Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует _______ («не наблюдать, . а жить»). Автор подчёркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то «. свежий росточек таланта желтеет, сохнет». Этот троп — ________ усиливает впечатление от прочитанного. _______ (предложения 15—23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как _______ (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».
Список терминов:
1) контекстные антонимы
2) сравнительный оборот
3) фразеологизм
4) анафора
5) развёрнутая метафора
6) общественно-политическая лексика
7) вопросно-ответная форма изложения
8) цитирование
9) ряды однородных членов
B8 № 4. «Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт окрасоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как _______ (предложения 1, 11), а такой приём, как _______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как _______ («сверхделовой» в предложении 12) и _______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».
Список терминов:
1) эпитет
2) диалектизм
3) лексический повтор
4) индивидуально-авторские слова
5) литота
6) парцелляция
7) просторечное слово
8) фразеологизм
9) риторическое восклицание
B8 № 5 «Посвящая текст проблеме создания пейзажа и ландшафта страны, В. Солоухин уже в первом предложении, используя такой прием, как _______ , сравнивает работу художника над пейзажной картиной с созданием ландшафта целым народом. Этот же приём повторяется в шестом предложении. Используя многочисленные _______ (предложения 4, 7, 14, 17), автор старается точнее описать то или иное явление. Ключ к пониманию проблемы,поставленной автором, находится в предложениях 7—12. _______ («душа спит, она мертва») в 7-м предложении заставляет читателя по-новому взглянуть на привычные вещи. Текст проникнут авторским пониманием проблемы. Неравнодушное отношение к тому, о чём пишет автор, постоянно подчёркивает точно выверенная лексика, например, «опрятность, прибранность, одухотворённость», а также _______ («конечно», «в первую очередь»)».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) литота
3) контекстные антонимы
4) ряды однородных членов
5) олицетворение
6) сопоставление
7) вводные слова и конструкции
8) просторечная лексика
9) риторическое обращение
4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте. (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.
(6)Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.
(7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? (11)Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? (12)Каково будет лицо страны?
(13)Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости. (14)Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? (15)Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее.
(16)Ландшафт во всей его сложности и совокупности — это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества. (17)3амусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.
B8 № 6 «Обращаясь к одной из актуальных проблем современности, В. Лакшин вспоминает детство. Он размышляет о книге, применяя
такие синтаксические средства, как _______(предложение 8), _______(предложение 9), и такое лексическое средство, как _______ в предложении 22. Автор обращает внимание читателей
на роль классической литературы, используя такое синтаксическое средство выразительности, как _______ в предложениях 36—37».
Список терминов:
1) эпитет
2) антонимы
3) восклицательное предложение
4) диалектизм
5) метафора
6) парцелляция
7) цитирование
8) разговорная лексика
9) ряд однородных членов
B8 № 7 «Талантливый публицист, Д. Гранин умело соединяет точные факты с глубоко личным отношением к событиям и персонажам, с подлинной эмоциональностью. Этим обусловлено сочетание в тексте таких приёмов, как _______ (предложение 13),_______(«слово, дано было слово» в предложении 23), такого тропа, как _______ (предложения 21—22), и такого синтаксического средства, как_______ (например, предложение 6).
Список терминов:
1) развёрнутая метафора
2) цитирование
3) ирония
4) лексический повтор
5) эпитеты
6) литота
7) жаргонизм
8) сравнительный оборот
9) риторический вопрос
B8 № 8. «С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человекникогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автортекста. Подтверждение этой мысли — _______ («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает нетолько чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство — в предложении 32 используется такой троп, как _______ («не прорастала жалостью»). В тексте используется _______ («восторженными» слезами — предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту _______ (предложения 8, 23)».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) литота
3) эпитет
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) восклицательные предложения
B8 № 9. «Рассуждая на тему творчества и «нахождения себя», автор использует такой прием, как _______ (предложения 8—9; 17—18). Что может помешать творческой личности? Использованные в 13-м предложении _______ дают, по мнению автора, ответ на этот вопрос. Говоря о том, какие профессии можно считать творческими, а какие — нет, В. Белов в 20-м предложении использует _______ . Это даёт возможность подготовить читателя к пониманию следующего, 21-го предложения. Кроме этого, в тексте широко использована _______ , например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.»
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) литота
3) антонимы
4) ирония
5) просторечная лексика
6) ряды однородных членов
7) вопросно-ответная форма изложения
8) общественно-политическая лексика
9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения