Какие фразеологические обороты не являются синонимами важная птица
Тест по русскому языку на тему ” Фразеологизмы”
Тест по теме “Фразеологизмы”
1. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?
2.Какое сочетание слов не является фразеологизмом?
3.В каком предложении нет фразеологических оборотов?
Сам я стараюсь держаться с ними не на дружеской ноге, а в пределах служебного приличия.
Он объявил им, что ноги его не будет в этом доме.
Девочка сидела на диване, поджав ноги.
Можно было подумать, что еще нога не ступала в этих диких местах.
4. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
на краю света, бог знает где, за тридевять земель
держать себя в руках, держать ухо востро, держать язык за зубами
бить баклуши, собак гонять, лодыря гонять
болеть душой, принимать участие, входить в положение
5. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
важная птица, птица высокого полета , сильные мира сего
в мгновение ока, в два счета , одним духом
во весь голос, во всю ивановскую , во время оно
сломя голову, что есть мочи , во все лопатки
6. В каком ряду не все фразеологизмы являются синонимами?
сорвать маску, вывести на чистую воду, вывести в люди
вставлять палки в колеса ,перебегать дорогу , портить обедню
втирать очки, водить за нос , морочить голову
тянуть лямку, гнуть спину , проливать пот
7. В каком ряду не все фразеологизмы являются синонимами?
два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны
душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку
выжимать соки, драть шкуру, тянуть жил
прощупывать почву , закидывать удочки ,
8. В каком ряду не фразеологизмы являются синонимами?
яблоку негде упасть, пальцем негде ткнуть, как сельдей в бочке
хоть отбавляй, куры не клюют , через край
тертый калач, стреляный воробей , гусь лапчатый
хоть шаром покати, ни кола ни двора
9. В каком ряду не все фразеологизмы являются синонимами ?
петь дифирамбы, превозносить до небес, возводить на пьедестал
от слова до слова, от аза до ижицы, от альфы до омеги
на краю света, за морями за долами, за тридевять земель
молоко на губах не обсохло, молодо – зелено, море по колено
10. Какая пара фразеологизмов не является антонимами ?
рукой подать, за тридевять земель
семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает
раз-два и обчелся, как с гуся вода
прежде всего, в последнюю очередь
11.Ккакая пара фразеологизмов не является антонимами ?
капля в море, сколько душе угодно
взять себя в руки, заваривать кашу
выеденного яйца не стоит, цены нет
воспрянуть духом, повесить голову
12. Какой фразеологизм имеет значение «совершать необдуманные поступки»?
биться как рыба об лед
13. Какой фразеологизм имеет значение «мера , под которую насильственно подгоняют что-то» ?
14. Какой фразеологизм имеет значение «наиболее уязвимое место»?
15.Какой фразеологизм имеет значение «безобидный, кроткий» ?
волк в овечьей шкуре
тише воды, ниже травы
16. Какой фразеологизм имеет значение «от скуки»?
от случая к случаю
от нечего делать
от чистого сердца
от корки до корки
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Диянова Алла ВасильевнаНаписать 2901 21.10.2015
Номер материала: ДВ-085632
- Русский язык
- 10 класс
- Тесты
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 21.10.2015 2253
- 21.10.2015 947
- 21.10.2015 1009
- 21.10.2015 5050
- 21.10.2015 639
- 21.10.2015 455
- 21.10.2015 1439
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября
Время чтения: 1 минута
В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Примерный словарь фразеологизмов для учащихся 1–4 классов
Анастасия Спицина
Примерный словарь фразеологизмов для учащихся 1–4 классов
Работая с детьми начальной школы, невольно замечаешь тенденцию к снижению читательских способностей. Чаще всего это связано с тем, что в тексте дети могут встретить непонятные для них слова, словосочетания и фразеологические обороты. Сначала отметим, что же такое фразеологическиеобороты и для чего они нам нужны: фразеологизм – это устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). На идею создания такого словаря меня натолкнуло задание Всероссийской проверочной работы в 4 классе по русскому языку. Так как современные дети мало читают,а больше смотрят, то они практически не слышат фразеологизмов и не могут задать вопрос родителям “А что это значит?” пока не столкнутся с этим в практической деятельности.
Ниже приведен ПРИМЕРНЫЙ словарь фразеологизмов. “Примерный“, потому что в нашей жизни фразеологизмов более 230, ребенок не сможет запомнить столько, но для успешной сдачи ВПР достаточно знать часто употребительные фразеологизмы:
Словарь фразеологизмов
Баклуши бить – бездельничать
Без году неделя – совсем недавно, очень короткое время
Без лишних слов – не теряя времени [браться за дело]
Без сучка, без задоринки – сделать безукоризненно
Белая ворона – человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами
Белены объесться – взбеситься [применяется к людям, которые делают глупости]
Бирюком жить – быть угрюмым, ни с кем не общаться
Блоху подковать – искусно выполнить самую замысловатую, точную работу
Бок о бок – рядом
Болеть душой – волноваться, переживать, беспокоиться
Будь что будет – выражение готовности ко всему
Быть на высоте – проявить себя достойно
В глубине души – в самых сокровенных мыслях
В два счета – моментально
В двух шагах – очень близко, совсем рядом
В ежовых рукавицах – очень строго, в большой строгости
В огонь и в воду — не раздумывая, идти на любые поступки, жертвуя всем
В один голос – все вместе, единодушно
В один миг – мгновенно
В поте лица – с большим усилием, напряжением
В пух и прах – совершенно, окончательно (напр., разругаться)
В розовом свете – представлять что-либо лучше, чем оно есть на самом деле
В центре внимания – на виду у всех, вызывая всеобщий интерес
В час по чайной ложке – очень медленно
Валится из рук – ничего не получается
Вгонять в краску – приводить в смущение
Вдоль и поперек – в мельчайших подробностях
Вертеться на языке – сильное желание спросить; или «помнил, но забыл»
Вешать голову – унывать
Висеть на волоске – быть в очень трудном, отчаянном положении
Витать в облаках – блаженно грезить, фантазировать невесть о чем
Вкладывать душу – отдавать всего себя, все свое старание и желание чему-либо
Во все глаза – большим интересом [наблюдать]
Водой не разлить – [их водой не разлить] так говорят о тех, кто крепко дружит
Волк в овечьей шкуре – злой человек, прикидывающийся добрыми
Волосы становятся дыбом – становится страшно
Вот где собака зарыта — вот в этом и причина, суть дела
Вот тебе раз – выражает удивление или разочарование
Вставлять палки в колеса – умышленно мешать
Встать с левой ноги – находиться без причины в плохом настроении
Выносить на своих плечах – справиться с чем-либо самостоятельно
Выходить из себя – сердиться
Выходить сухим из воды – суметь избежать заслуженного наказания
Глаза слипаются – хочется спать
Глазом не моргнул – быстро, моментально [произошло что-либо]
Гнаться за двумя зайцами – пытаться сразу выполнить два разных дела
Голова на плечах – умный человек
Дать слово – пообещать
Делать из мухи слона – преувеличивать что-либо
Держать камень за пазухой – затаить злобу
Душа в душу – жить полном согласии
Душа нараспашку – открытый человек
Душа не лежит – нет желания заниматься чем-либо
Душа в пятки уходит – боязно, страшно
Живота не пожалеть – пожертвовать жизнью
Жить на широкую ногу – жить в довольстве, проявлять хлебосольство
За пояс заткнуть – одержать полную победу, доказать бесспорное преимущество
За тридевять земель – очень далеко
Заблудиться в трех соснах – не найти выход из элементарного затруднения
Заговаривать зубы – улестить кого-нибудь многословными излияниями
Задать головомойку (баню, намылить шею, голову – сильно отругать
Задеть за живое – задеть человека, словом, грубо коснувшись чего-либо болезненного для него
Задирать нос – зазнаваться
Зайти в тупик – оказаться в безвыходном положении
Зарубить на носу – запомнить
Засучив рукава – не жалея сил
Зеленая улица – полная свобода действий в любой области творчества, труда
Знать назубок – превосходно выучить что-либо, отлично в чем-то разбираться
Золотые руки – мастер своего дела
И на солнце бывают пятна – нет на свете ничего, лишенного недостатков
И след простыл – исчез
Играть на нервах – специально раздражать
Из мухи делать слона – превращать мелкий факт в целое событие, раздувать значение мелочи
Испокон веков – издавна
Как ветром сдуло – исчез
Как воды в рот набрал – упорно молчит
Как две капли воды – о внешнем сходстве
Как из ведра – сильный поток (часто так говорят о дожде)
Как на иголках – сильно волноваться
Как на ладони – все ясно
Как по маслу – все идет легко
Как рыба в воде – свободно и непринужденно
Как с гуся вода – о безразличии к событиям, безнаказанности, равнодушии
Как свои пять пальцев – знать очень хорошо
Как снег на голову – совершенно неожиданно
Камня на камне не оставить – все уничтожить
Капля в море (Кот наплакал) – очень мало
Каши не сваришь – невозможность сделать вместе какое-либо дело
Клевать носом – дремать
Комар носа не подточит – не придерешься
Купить кота в мешке – приобрести что-либо, ничего не зная о достоинствах или недостатках покупки
Лица нет –в выражениях типа: на тебе лица нет – о растерянности, расстройстве человека
Ломать голову – напряженно думать
Мартышкин труд – бесполезные усилия, ненужная работа
Махнуть рукой – разочароваться, перестать обращать внимание
Медведь на ухо наступил – нет музыкального слуха
Минута в минуту – абсолютно вовремя
Много воды утекло – много времени прошло
Мокрая курица – растерявшийся, беспомощный человек
Морочить голову – дурачить, сбивать столку
Мухи не обидит – о безобидном человеке
На каждом шагу – везде, повсеместно, во множестве
На край света – очень далеко
На краю земли – где-то очень далеко
На седьмом небе – быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства
На скорую руку – кое-как, быстро
Надувать губы – принимать обиженный вид
Наломать дров – наделать глупостей
Не верить своим глазам – сильно удивиться
Несолоно хлебавши – обмануться в ожиданиях, не достигнуть цели
Ни днем ни ночью – постоянно, круглые сутки
Ни жив ни мертв – сильный испуг
Ни к селу ни к городу – некстати
Ни пуха ни пера – пожелание удачи
Ни с того ни с сего – неожиданно
Ни свет ни заря – очень рано
Ни слуху ни духу – полная неизвестность о ком-либо
Ноль внимания – не обращать никакого внимания
Обводить вокруг пальца – ловко обманывать
Один на один – без посторонних
Опускать руки – потерять способность и желание действовать
Остаться с носом – потерпеть неудачу, отступить, ничего не добившись
От корки до корки – от начала до конца, ничего не пропуская
Очертя голову – совершить что-либо, не думая о последствиях
Падать духом – унывать
Палец в рот не клади — может постоять за себя
Палец о палец не ударить – ничего не делать
Платить той же монетой – ответить тем же
По пальцам пересчитать – очень мало
Пожелать попутного ветра – пожелать удачи
Поймать на удочку – обмануть
После дождичка в четверг – никогда
Пропускать мимо ушей – не обращать внимания на чьи-либо слова
Работать засучив рукава – работать горячо, со старанием
Работать спустя рукава – небрежно выполнять работу, без души, халтурить
Разводить руками – удивляться
Расхлебывать кашу – распутывать неприятности
Родился под счастливой звездой (в рубашке) – удачливый человек, которому часто везет
Рукой подать – совсем близко
С глазу на глаз – наедине
С горем пополам – с очень большим трудом; кое-как
С распростертыми объятиями – радушно
Сбивать с толку – запутывать
Свинью подложить – устроить крупную неприятность
Связывать по рукам и ногам – лишить возможности свободно действовать
Семи пядей во лбу – очень умный человек
Семь пятниц на неделе – о человеке, легко меняющем свои решения
Сесть в лужу – оказаться в глупом, неловком положении
Сидеть у моря и ждать погоды – бездействовать
Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдемся
Сквозь землю провалиться – очень сильно стыдиться
Сколько воды утекло – много времени прошло
Сколько лет, сколько зим! – Как давно тебя не видел!
Сложить голову – погибнуть в бою
Со всех ног (Сломя голову) – стремительно, опрометью
Собаку съел – иметь большой опыт в чем-либо
Стоять горой – защищать
Схватывать на лету – быстро и легко усваивать
Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга
Талант зарыть – не развивать свои природные способности, не давать им возможности раскрыться
Терять голову – не знать, как поступить в сложной ситуации
Терять почву под ногами – сомневаться, лишаться уверенности
Тише воды, ниже травы – быть незаметным и скромным
Тут как тут – сразу, в нужный момент [оказаться]
Тяжел на подъем – ленивый
У него на лбу написано – сразу видно по выражению лица
У черта на куличиках – очень далеко, на краю света
Убивать время – проводить время в бесполезных занятиях
Убить двух зайцев – одновременно выполнить два дела
Хлопот полон рот – много дел
Хоть глаз выколи – темно, ничего не видно
Черным по белому – абсолютно понятно
Чувство локтя – взаимная поддержка, верность товарищам
Чуть свет – очень рано
Язык проглотить – замолчать
Язык проглотишь – очень вкусно
В заключении хотелось бы отметить, что детям необходимо читать сказки с ранних лет. Так мы будем расширять их словарный запас, а также прививать любовь и интерес к нашему родному русскому языку!
Праздник «Осенние веселушки» для учащихся 1–9 классов Праздник в школе для учащихся 1-9 классов «Осенние веселушки» Цель: формирование и развитие личности школьников. Задачи: 1. Воспитание.
Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.
Детский интерактив для учащихся 1–5 классов Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! В шумном зале у нас Шутки, игры, перепляс. Здесь попляшут от души Взрослые и малыши.
Фотоотчёт «Новогодние сочинения учащихся 3–4 классов» В последнюю неделю уходящего года и четверти моим ученикам было предложено написать новогоднее сочинение по одной из тем: 1. “Новогодняя.
Кроссворд «Математическая шкатулка» для учащихся 8–9 классов Кроссворд «Математическая шкатулка» Кроссворд «Математическая шкатулка» составлен для школьников 8-9 классов с целью проверки их умения.
Фотоотчет «Математическое кафе для учащихся 5-х классов» 22 декабря в «математическое кофе» были приглашены учащиеся 5-х классов. Там их встретили приветливые официанты и строгие кассиры, их роль.
Задачи для учащихся 6–11 классов «Проценты в профессиях» Проценты в профессиях (6-11 классы)Проценты широко применяются в нашей жизни. Посмотрим, в каких профессиях они встречаются чаще всего.
Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.
Фразеологизмы и их синонимы: 150 примеров
Если надоест точить лясы и бить баклуши, можно пораскинуть мозгами, рвануть во все лопатки за тридевять земель и любого оставить с носом, будь он хоть трижды тертый калач и семи пядей во лбу.
Фразеологизмы украшают и обогащают нашу речь. Ну а школьникам приходится разбираться: что это такое, что они значат, и объяснять один через другой.
Что такое фразеологизм?
Фразеологизмы — это связанные, устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Значение фразеологизма не определяется значением слов, входящих в его состав. Например, “остаться с носом”, “взять себя в руки” и т.д.
Что такое синоним?
Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но при этом имеют схожее или близкое лексическое значение. Фразеологизмы тоже могут иметь синонимы. Иногда они совпадают по значению друг с другом или с отдельными словами.
Синонимы фразеологизмов
Болтать: лясы точить, молоть языком, чесать языком, разводить тары-бары, лить воду.
Молчать: прикусить язык, набрать воды в рот, не раскрыть рта, держать язык за зубами, держать рот на замке, молчать как рыба.
Думать: ломать голову, шевелить мозгами, шевелить извилинами, раскидывать мозгами.
Бездельничать: валять дурака, бить баклуши, плевать в потолок, лодыря гонять, палец о палец не ударить, плевать в потолок, лентяя праздновать, сидеть сложа руки, слонов гонять, болтаться без дела, бить балду.
Мало: кот наплакал, на один зуб, с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчелся, в большом горшке на донышке, воробью по колено, детишкам на молочишко, не ахти сколько.
Много: пруд пруди, конца-краю нет, непочатый край, хоть отбавляй, вагон и маленькая тележка, куры не клюют, видимо-невидимо, выше головы, девать некуда, как звезд на небе, как сельдей в бочке, как собак нерезаных, кишмя кишит, полон рот, семь верст до небес, сорок бочек арестантов, труба нетолченая, тьма тьмущая, хоть лопатой греби, хоть мосты мости, пруд пруди.
Близко: рукой подать, в двух шагах отсюда, под боком, в нескольких шагах.
Далеко: на краю света, за тридевять земель, у черта на куличках, бог знает где, куда Макар телят не гонял.
Испугаться: душа в пятки уходит, мурашки по спине бегают, мороз по коже пробегает, волосы встают дыбом.
Причинить боль: задеть за живое, наступить на больную мозоль.
Посредственность: ни богу свечка ни черту кочерга, ни рыба ни мясо, ни то ни се.
Трудиться: засучив рукава, не покладая рук, в поте лица.
Мечтать: витать в облаках, строить воздушные замки, парить между небом и землей, уноситься в облака, уноситься в мечтах, предаваться мечтам.
Спорить: биться об заклад, держать пари.
Обмануть: зубы заговорить, на пушки взять, напустить туману, наставить нос, обвести вокруг пальца, обуть на обе ноги, объехать на кривой, оставить в дураках, оставить с носом, отвести глаза, очки втереть, пыль в глаза пустить, сбить с толку.
Быстро: во весь дух, во весь опор, во все лопатки, высунув язык, живым манером, на всех парах, на всех парусах, на всю железку, не успел глазом моргнуть, не успел оглянуться, одним махом, со всех ног.
Умный: ума палата, котелок варит, семи пядей во лбу, ходячая энциклопедия, кладезь мудрости.
Низкий: от горшка два вершка, ростом не вышел, метр с кепкой.
Похожи: два сапога пара, одного поля ягода.
Темно: хоть глаз выколи, не видно ни зги.
Светло: хоть иголки собирай, светло как днем.
Никогда: после дождичка в четверг, ни в жизнь, когда рак на горе свистнет.
Опытный: стреляный воробей, тертый калач, собаку съел.
Громко: во всю глотку, что есть духу, что есть мочи, во всю Ивановскую.
Впасть в уныние: повесить нос, повесить голову, опустить руки, пасть духом.
А 2 ЕГЭ
тест по русскому языку (10 класс) по теме
Проверка заданий по лексике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a2_ege.docx | 22.57 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
А2.ЕГЭ. 10 класс Лексика. Вариант №1.
1.Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, испытывающий ненависть к людям? 1)меланхолик ; 2) максималист; 3) мизантроп; 4)лицедей. 2. Какое из перечисленных слов имеет значение « наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира»?1) мифология; 2)фольклор; 3)этнография; 4)библиография.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?1)галерея ; 2) бенефис ; 3) аншлаг; 4)вернисаж.. 4. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»? 1) кураж; 2) мираж; 3) ажиотаж; 4)антураж. 5.Значение какого слова определено неверно? 1) колоритный – сытный, содержащий много калорий; 2) напрочь-совсем, окончательно; 3)стабильный – постоянный, устойчивый ; 4)приватизация – передача собственности в частные руки.
6. В каком ряду лексическое значение одного из слов определено неверно? 1)коллекция- систематизированное собрание однородных предметов ;ветеринар- специалист, лечащий животных.2)оппонент – противник в споре; бюрократ – чиновник, работающий в государственном учреждении; 3) вакансия- незанятая должность в учреждении; абсурд – бессмыслица, нелепость; 4) лацкан – отворот пиджака, пальто; агентство – организация – выполняющая поручения учреждений или частных лиц. 7.Укажите стилистические синонимы 1)текучий-текущий ; 2) могучий-могущий; 3) страж-сторож; 4)прах-порох. 8.В каком предложении слово длительный употреблено неправильно? 1) Все свои закупки жители этого японского городка делали крайне редко, совершая длительные путешествия. 2) Канал оказался судоходным и очень длительным. 3) На это раз длительные рукоплескания превратились в овации. 4)Мастерство писателя вырастает из тонкого и длительного наблюдения за окружающими его людьми. 9. В каком ряду не все слова являются синонимами? 1) подарок, дар, подношение, презент, гостинец; 2)поэт. Стихотворец, пиит, певец, лауреат ; 3) нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться, расфуфыриться; 4)объединение, союз, ассоциация, федерация, коалиция.
10.Какая пара слов не является антонимами?1)редколесье- чаща ; 2)жизнерадостный-унылый ; 3) лицемерный-двоедушный; 4)закономерный- случайный. 11.В каком ряду все слова употреблены в прямом значении? 1)цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд ; 2)бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок ; 3) открытая дверь, натянутые отношения, приподнятое настроение; 4)текущие события, рассеянный человек, подавленное состояние.
12.В каком ряду все прилагательные употреблены в переносном значении? 1)лисья хитрость, железная воля, каменный дом ; 2)холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ ; 3) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда; 4)дырявая память, туманный намек, сердечный человек.
13. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами? 1) яблоку негде упасть, пальцем ткнуть негде, как сельдей в бочке. 2) хоть отбавляй, куры не клюют, через край; 3) тертый калач, стреляный воробей, гусь лапчатый; 4) хоть шаром покати, ни кола ни двора, ни ложки ни плошки.
14.Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»? 1) волк в овечьей шкуре; 2) тише воды, ниже травы; 3) вольная птица; 4) заячья душа.
15.В каком предложении текста использована метафора? 1) 5; 2) 6; 3) 9; 4) 11.
(5) Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что он обязан своим существованием еще и широкой гуманитарной основе нашего образования .(6) Недавно кто –то – не помню кто – сказал : не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (9) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (11) Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (14) Не читая « Онегина», не зная « Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там народ! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17) Так должны же мы как-то отстаивать себя.
16.Укажите, в каких предложениях автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы. Напишите номера предложений и слова.
А2.ЕГЭ. 10 класс Лексика. Вариант №2.
1.Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?1)галерея ; 2) бенефис ; 3) аншлаг; 4)вернисаж. 2. Какое из перечисленных слов имеет значение « наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира»?1) мифология; 2)фольклор; 3)этнография; 4)библиография. 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»? 1) кураж; 2) мираж; 3) ажиотаж; 4)антураж 4.Какое из перечисленных слов имеет значение «политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений» ? 1)реваншизм; 2) национализм; 3)шовинизм ; 4)милитаризм. 5.В каком ряду лексическое значение одного из слов определено неверно? 1)коллекция- систематизированное собрание однородных предметов ;ветеринар- специалист, лечащий животных.2)оппонент – противник в споре; бюрократ – чиновник, работающий в государственном учреждении; 3) вакансия- незанятая должность в учреждении; абсурд – бессмыслица, нелепость; 4) лацкан – отворот пиджака, пальто; агентство – организация – выполняющая поручения учреждений или частных лиц. 6.Лексическое значение какого слова определено неверно? 1)советник – название некоторых должностных лиц; 2) советчик – тот, кто дает советы; 3)стекольный- состоящий или сделанный из стекла, застекленный; 4) стеклянный- невыразительный, безжизненный взгляд. 7.Укажите стилистические синонимы)текучий-текущий ; 2) могучий-могущий; 3) страж-сторож; 4)прах-порох 8. В каком предложении слово каменистый употреблено неправильно? 1)На нас чуть не обрушилась каменистая глыба. 2) На крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз. 3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая. 4) Почва на этом участке каменистая и с трудом поддается обработке. 9. В каком ряду не все слова являются синонимами? 1)узы, оковы, путы ; 2) воображение, фантазия, вымысел; 3)усердие, одолжение, услуга ; 4)Холм, пригорок, возвышенность. 10.Какая пара слов не является антонимами?1) лучезарный-мрачный2) милосердие-бессердечность; 3) немногословный-словоохотливый; 4)жизнерадостный-неунывающий. 11.В каком ряду все слова употреблены в прямом значении? 1)цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд ; 2)бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок ; 3) открытая дверь, натянутые отношения, приподнятое настроение; 4)текущие события, рассеянный человек, подавленное состояние. 12.В каком ряду все прилагательные употреблены в переносном значении? 1)лисья хитрость, железная воля, каменный дом ; 2)холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ ; 3) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда; 4)дырявая память, туманный намек, сердечный человек.
13. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами? 1) на краю света, бог знает где, за тридевять земель; 2) держать себя в руках, держать ухо востро, держать язык за зубами; 3) 1) яблоку негде упасть, пальцем ткнуть негде, как сельдей в бочке. 2) хоть отбавляй, куры не клюют, через край.
14. Какой фразеологический оборот имеет значение «совершать необдуманные поступки»? 1)курить фимиам; 2) петь дифирамбы; 3)терять голову ; 4)биться головой об лед.
15.В каком предложении текста использована метафора? 1) 5; 2) 6; 3) 9; 4) 11.
(5) Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что он обязан своим существованием еще и широкой гуманитарной основе нашего образования .(6) Недавно кто –то – не помню кто – сказал : не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (9) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (11) Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (14) Не читая « Онегина», не зная « Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там народ! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17) Так должны же мы как-то отстаивать себя.
16.Укажите, в каких предложениях автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы. Напишите номера предложений и слова.