Какие есть синонимы к слову урок
Какие есть синонимы к слову урок
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999 .
Словарь русских синонимов .
Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык. З. Е. Александрова . 2011 .
Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик. 2012 .
Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин . 2013 .
- уроинфекция
- урокиназа
Полезное
Смотреть что такое “урок” в других словарях:
урок — урока, м. 1. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар., спец.). Задать урок плотникам. «Трудился… для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок.» Гончаров. || Время, потребное для выполнения этой работы (устар … Толковый словарь Ушакова
УРОК — УРОК, см. урочить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
урок — УРОК, занятие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
урок — УРОК, арх., диал. – Порча (прим. авт.). – Изурочила тебя, Давыдка, шаманщица, а от уроков то кто лечит? (3. 179). ССГ 311: урок «то же»; СЮГ 399 «болезнь, вызванная сглазом» … Словарь трилогии «Государева вотчина»
УРОК — по Русской правде возмещение ущерба, который получал потерпевший из общей суммы штрафа … Юридический словарь
УРОК — основная форма организации учебных занятий при классно урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее… … Большой Энциклопедический словарь
УРОК — УРОК, а, муж. 1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока. 2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать,… … Толковый словарь Ожегова
УРОК — УРОК. Основная организационная единица учебного процесса в школе (в вузе – практическое занятие), назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения; проводится с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Урок — пераход запісаў настаўніка ў запісы вучня без прахода праз чый небудзь мозг … Слоўнік Скептыка
урок — урок; данък; оброк … Църковнославянски речник
Синонимы к слову «урок»
- школа, класс, преподавание, сольфеджио
- занятие, обучение, учёба
- танцкласс, пример
- занятие, тренировка, дисциплина
- теорема
- упражнение, тренировка
- наставление, нравоучение, поучение, проповедь, рацея, речь, благословение, рассуждение
- занятие, работа, предмет, комната
- нотация, предуведомление
- лекция, практикум, семинар, консультация, диссертация
- предостережение, совет, напутствие
- поучение, изречение, притча, рассуждение
- назидание, наказание, острастка
- задание, задача
- наука, учение, мораль, доктрина
- учёба, диссертация
- наказ, притча
- проповедь, предварение
- побудка, заря, зоря, цех
- вопрос, задача, проблема, консультация, тема, альтернатива, дилемма
- предупреждение, памятка, инструкция, намёк, сигнал
- класс, сословие, ранг, слой, разряд, категория
- должное, дань, оброк
- головоломка, шарада, загадка, ребус
- паремия, специальность
- учебное занятие
- домашнее задание
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сопроводитель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Связанные слова и выражения
- урок, преподавательница, семестр, физичка, директриса, лекция, катехизис, русичка, руководительница, четвероклассник, тригонометрия, одиннадцатиклассник, десятиклассник, восьмиклассник, география
- преподаватель, самоподготовка, педагог, учитель, переменка, учёба, класс, хорошист, преподавание, лицей, сольфеджио, домоводство, рисование, алгебра, первоклассник
- неуд, двоечник, неуспевающий, второгодник, училка
- младшие классы
- задавал домашнее задание
- ставить двойку
- решать примеры
- классный час
- контрольная работа
- занятие в школе
- плохие оценки
- родительское собрание
- параграф учебника
- любимый предмет
- кружок по рисованию
- таблица умножения
- молоденькая учительница
- закон божий
- звонок на перемену
- учебный год
- писать сочинение
- сосед по парте
- пройдённый материал
- вызвать к доске
- тренировка по футболу
- новый учитель
- строгий учитель
- писать диктант
Связанные слова (по тематикам)
- Люди: учитель, учительница, ученик, первоклассник, преподавательница
- Места: школа, учительская, лицей, гимназия, продлёнка
- Предметы: парта, учебник, задачник, тетрадка, конспект
- Действия: урок, диктант, переменка, контрольная, чистописание
- Абстрактные понятия: природоведение, класс, математика, домоводство, арифметика
Ассоциации к слову «урок»
Предложения со словом «урок»
- До начала первого урока оставалось меньше десяти минут, а в корпусе для старшеклассников, как обычно, стояла тишина.
Цитаты из русской классики со словом «урок»
- По окончании уроков я с несколькими учениками прошел к Журавскому.
Сочетаемость слова «урок»
- хороший урок
частные уроки
последний урок - уроки истории
уроки музыки
уроки танцев - конец урока
начало урока
окончание уроков - урок закончился
урок начался
уроки кончились - делать уроки
преподать урок
давать уроки - (полная таблица сочетаемости)
Каким бывает «урок»
Значение слова «урок»
УРО́К , -а, м. 1. Устар. Работа, заданная на определенный срок. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «урок»
- Не много истинных пророков
С печатью власти на челе,
С дарами выспренних уроков,
С глаголом неба на земле.
Отправить комментарий
Дополнительно
- Как правильно пишется слово «урок»
- Склонение существительного «урок» (изменение по числам и падежам)
- Разбор по составу слова «урок» (морфемный разбор)
- Цитаты со словом «урок» (подборка цитат)
- Перевод слова «урок» и примеры предложений (английский язык)
Значение слова «урок»
УРО́К , -а, м. 1. Устар. Работа, заданная на определенный срок.
Предложения со словом «урок»
До начала первого урока оставалось меньше десяти минут, а в корпусе для старшеклассников, как обычно, стояла тишина.
– Испортили себе аппетит, – буркнула юная хозяйка дома. – Пойду-ка я лучше делать уроки.
Не было у него ни отца, ни братьев, ни сестёр, и он часто оставался один, потому что его матушка уходила давать уроки музыки, а по вечерам играла на детских праздниках.
Урок по теме “Синонимы”
Тема урока: Синонимы
Познакомить учащихся с основными понятиями по теме; сформировать умение находить синонимы в тексте,
использовать в речи;
2. Совершенствовать умение работать со словарем, развивать творческое
мышление, память, речь учащихся;
Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
Задачи: Задачи:
– обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
– развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
– воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Приветственное слово учителя:
– Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
– Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).
Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях
личностные, коммуникативные .
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.
Регулятивные (контроль, коррекция знаний).
Введение в тему
Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…
– Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
– И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.
1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).
2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).
Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.
Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение.
Регулятивные (п оиск и выделение информации).
Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).
Познавательные (умение строить высказывание , выражение собственного мнения).
Определение темы и целей урока.
Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
Мы будем говорить о словах близких по значению.
Такие слова называют синонимами.
Сформулируем цель нашего урока, опираясь на тему.
Учиться находить … и видеть их различия.
Совершенствовать работу со ….
Формулируют тему и цель урока.
Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).
Познавательные (формулирование проблемы)
Открытие нового знания.
1. Объяснение новой темы.
Что же это за слова «синонимы»?
Постараемся выяснить и дополнить наши знания .
Прочитайте слова на слайде: высокий, зелёный, бояться, изумрудный,
Найдите среди них синонимы, напишите их парами.
Какой частью речи являются слова каждой пары?
Сделайте вывод. Что такое синонимы?
ВЫВОД: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же.
Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.
Проблемное объяснение нового материала.
Коммуникативные ( взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов.
Познавательные (наблюдение, поиск информации).
2. Работа с текстом учебника.
Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 67, с. 136-137).
Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.
Познавательные (наблюдение, поиск информации).
Предлагает выполнить упр. 349 ( по заданию)
Вывод: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения.
Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).
Познавательные (общеучебные действия)
Работа в группах
Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).
Где мы? Отгадайте
Не море, не земля,
Пароходы не плавают
И ходить нельзя. (Болото).
– На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки)
1-я кочка (1-я группа)
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
2-я кочка (2-я группа)
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
3-я кочка (3-я группа)
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).
– Почему вы решили, что это синонимы? ( Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).
– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).
– Что сильнее – метель или буран?
– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)
– Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)
Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает
Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)
Познавательные (поиск информации)
Регуляьтвные (анализ текстов)
Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».
Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.
Знакомство с определением синонимического ряда
– Перепишите синонимы в порядке усиления действия:
1. Большущий, исполинский, огромный, большой.
2. Божественный, красивый, роскошный, прекрасный.
Группа синонимов – это синонимический ряд.
Градация – группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.
Найдите в этом стихотворении слова-синонимы и составьте из них синонимические ряды.
Что случилось в пятом классе?
Что за шум здесь, что за гам?
Скачут Таня, Витя, Саша,
Прыгают Наташа с Машей.
Засмеялись Толя с Пашей,
Прыснули от смеха Даши,
Захихикал и Захар.
Мимо парт несётся Сонька,
А за ней бежит Алёнка,
Мчатся, никого не видя,
Женька, Оля, Надя, Дима,
И летят во весь опор
Лена, Галя и Егор.
А в сторонке, у окошка,
Очень тихо, про себя,
Учит правило, наверно,
Ученик – отличник Гена.
Что же здесь произошло?
Это просто ПЕРЕМЕНА!
Словом, всё здесь хорошо!
Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы.
(использование знако-символических средств)
(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)
Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.
Приятель-друг
Противник-враг
Солдат-воин, боец
Спешить – торопиться
Холод-мороз, стужа
Мокрый- сырой, влажный
Красный – алый
Ненастный – пасмурный
Закрепление знаний (продолжение)
Определение роли синонимов в речи
Редактирование текста. Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов передать мысль и чувство более ясно.
Работают с текстом, делают выводы
Коммуникативные (постановка вопроса)
Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)
Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)
Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.
1) Партизаны отразили все . противника.
Вся природа ждала . весны.
2) Учитель регулярно проводил . с родителями.
Он оплатил на почте . по телефону.
3) Из окна открывался красивый . на море.
. в романах Тургенева играет важную роль.
Сделайте вывод, чем могут отличаться синонимы.
Синонимы могут отличаться употреблением в речи.
Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку.
Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)
Познавательные (постановка и решение проблемы)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Соедините линиями синонимы из разных колонок.
Багрянец Своеобразие
Схематизм Высказывание
Несгибаемость Шаблонность
Индивидуальность Стойкость
Текст Скульптор
Абзац Отступ
Ваятель Пурпур
Задание выполняется на доске
Познавательные (постановка и решение проблемы)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Контроль усвоения материала
1. Подберите синоним к слову ДУШИСТЫЙ
2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?
3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?
А) добрый – участливый – человеколюбие
Б) лёгкий – воздушный – невесомый
В) молодость – юность – молодеть
Участвуют в тестировании.
Проводят самоанализ и взаимопроверку.
Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)
Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.
Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.
Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)
Ребята, продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…
Синонимы – это … (примеры ..)
Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.
Роль синонимов в речи…
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.
Познавательные (рефлексия деятельности)
Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
Личностные (самоопределение, самооценка)
(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)
Личностные (а декватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)
Домашнее задание
Нарисовать какой-либо предмет или явление и подобрать к нему синонимический ряд.
Конспект урока по русскому языку на тему “Синонимы”
План-конспект урока по русскому языку для 10 классов на тему: “Синонимы”
Содержимое разработки
Синонимы. Виды синонимов. Их роль в тексте.
Русский язык – настоящий, сильный,
где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.
– повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений,
– дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;
Развивающая
– создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст,
– обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.
Воспитывающая
– воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь
В сказке про Винни – Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Винни- Пуху:
– Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.
– Про что не забыть?
-Не про что, а то, что едят.
– А-а! – сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.
Винни-Пух не знает слова «провизия». А вы слышали такое слово? Что оно означает? Если заглянуть в толковый словарик то это слово обозначает «Пищевые продукты, съестные припасы». А как ещё можно назвать еду? Давайте посмотрим наш словарик синонимов и найдем, какие слова могут заменить. (Продовольствие, провиант, продукты, снедь).
Как называются такие слова?
Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания на практике.
Итак, для начала давайте мы с вами вспомним, что такое синонимы? Синонимы – это слова, близкие по значению и принадлежащие к одной части речи. Например, смелый — храбрый, худой – тощий, прыгать–скакать, шалить – баловаться. Приведите, пожалуйста, свои примеры.
Синонимы появляются в языке по нескольким причинам:
Во-первых, синонимы возникают в языке из-за того что человек постоянно стремится найти в предмете или явлении действительности какие-то новые черты и обозначить их словом, сходным по значению с первоначальным словом – словом, которое уже существовало в языке для наименования конкретного предмета или явления.
Во-вторых, причина появления синонимов – это проникновение в язык заимствованных слов, близких или идентичных по значению слову русскому: проводник = гид, чичероне; зародыш = эмбрион; введение = преамбула и др.
В-третьих, немаловажен и тот факт, что в различных экспрессивно-стилистических группах слов, в различных стилях речи один и тот же предмет или явление может быть назван по-разному: очи = глаза; вотще = напрасно и др.
В-четвертых, зачастую предмету, признаку или явлению дается иная эмоциональная оценка: жестокий = безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый и др.
Давайте выполним следующее задание, к данным словам подберем синонимы:
Проводник – гид, зародыш – эмбрион, очи – глаза, молодость – юность; красный – пунцовый – алый.
Это все вы знаете еще со средних классов, а теперь давайте рассмотрим синонимы глубже.
Итак, Синонимы делятся на несколько видов: Лексические, стилистические, контекстные.
Лексическими синонимами называются слова с одним смыслом. Например, пища, харчи, еда, яства, корм – все они означают понятие еды, все они синонимы, но с различным лексическим (словарным)значением, т.е. СОЗНАЧЕНИЕМ. Давайте посмотрим по толковому словарю их значения.
И давайте выполним еще одно с вами небольшое задание. В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
карандаш, стол, лампа
ученик, школа, портфель
дом, изба, лачуга
Следующая группа синонимов – это стилистические синонимы. Стилистические синонимы – это слова, которые употребляются в разных стилях, но имеют одинаковое значение. Наиболее яркой иллюстрацией становится группа рожа – лицо – лик. Слово «рожа» явно разговорное, которое имеет множество не весьма интеллигентных просторечных вариантов. Слово «лицо» нейтральное: у него есть «пропуск» во все стили. Слово «лик» книжное: скорее всего с ним мы столкнемся в художественном произведении в случае стилизации или нарочито возвышенного отношения к какому-либо из героев.
ныть, жаловаться, стенать;
идти, шествовать, брести;
постичь, понять, уразуметь
Прочитайте текст. Какие ряды синонимов в нём встретились? Выпишите их. Какую роль они выполняют?
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
– Для этой головы,
Для этой головки –
Для этой глотки –
Для этого личика –
Два сдобных куличика.
Что ещё? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
Употребление стилистических синонимов позволяет определить стилистическую принадлежность текста. Но стилистические синонимы позволяют понять и авторскую позицию. Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? (Для этой головки – Перловки. Для этого личика – Два сдобных куличика). Голова- головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико.
Возвратимся к началу урока. Что было заявлено в теме? Какую её часть мы реализовали, что повторили и узнали новое? О каких видах синонимов речь не шла?
Чтобы определить, какие синонимы называют контекстными, возвратимся к стихотворению Валентина Берестова. Мы выделили три ряда синонимов: голова- головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико. Можно ли назвать синонимами слова: голова, пасть, личико? Но в тексте все они называют головы дракона: 1 – голова, 2 – пасть, 3 – головка, 4 – глотка, 5 – башка, 6 – рожа, 7 – личико. В данном контексте они называют один и тот же предмет – голову. Следовательно, это синонимы. Такие синонимы и стали называть контекстуальными. Слова синонимичны только в данном тексте. Т.Е. т.о. Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста.
Давайте выполним с вами несколько заданий, чтобы закрепить полученные знания.
1. Какие слова НЕ являются синонимами?
2. Замените синонимом фразеологические обороты:
На скорую руку – быстро
Спустя рукава – плохо
Повесить нос – загрустить
Курить фимиам – восхвалять
Рукой подать – близко
Синонимы очень тесно граничат с многозначными словами. И мы с вами в этом убедимся, сделав следующее задание. Вам дается многозначное слово свежий. К нему вы должны подобрать синонимы, но вам дается не просто слово, а словосочетание.
Свежий хлеб – мягкий; свежая рубашка – чистая; свежий журнал – новый; свежий взгляд – нестандартный; свежий ветер – прохладный. Таким образом, Синонимия тесно связана с явлением многозначности.
Например, слово тихий имеет несколько значений, и к каждому из них могут быть подобраны свои синонимы. Так, в словосочетании тихий сон его синонимами являются – спокойный, безмятежный, но этими словами невозможно заменить слово тихий в сочетании его со словом человек. Синонимами к нему в словосочетании тихий человек является – незаметный, скромный; в словосочетании тихий голос – слабый, еле слышный; в словосочетании тихая езда прилагательному тихая синонимичны – медленная, спокойная и т.д.
Подберите синонимы к слову победить –
(победить – одолеть, разбить, разгромить, побороть, сломить, осилить, восторжествовать, пересилить, справиться, взять верх, одержать победу и др.).
Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Из рассказа В.П. Астафьева
О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.
В точном подборе синонимов – мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)
Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. (шорох, шуршание, шелест) Какова их роль?
Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Астафьева?
Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.
Итак, мы повторили, что такое синонимы.
Знаем теперь три вида синонимов ( лексические, стилистические, контекстуальные).
Поняли, для чего они нужны в тексте:
– чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;
– чтобы избежать стилистических ошибок;
– чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;
А наша с вами задача сделать нашу речь такой, чтобы и о ней можно было сказать словами Л.Н. Толстого: «Наш язык – «настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.»
В русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.