18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как пользоваться словарем синонимов

Буклет “Как пользоваться словарями”

В буклете расположены памятки по пользованию различными видами словарей.

Просмотр содержимого документа
«Буклет “Как пользоваться словарями”»

«Как пользоваться орфографическим словарем»

1. Прежде чем пользоваться словарем, подумай, как бы ты написал это слово, а затем сверь его написание по словарю.

2. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

3. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.

4. Помни, что все слова поместить в словаре невозможно, поэтому, если ты не нашел свое слово, посмотри, как пишется однокоренное слово.

5. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.

« Как пользоваться словарем фразеологизмов»

1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам вспомнить смысл фразеологизма, а затем сверь значение его со словарем.

2. Чтобы быстро найти в словаре нужный фразеологизм, вспомни алфавит, т. к. все фразеологизмы в словаре расположены в алфавитном порядке.

« Как пользоваться толковым словарем»

1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.

2. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

3. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.

4. Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе слово (в данном контексте).

Статья в тему:  Ok google какой синоним к слову снег

5. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.

« Как пользоваться словарем синонимов»

1. Прежде чем пользоваться словарем, подумай, что значит слово, к которому тебе надо подобрать синонимы.

2. В этом словаре слова расположены не по алфавиту, а смысловыми группами. Подумай, к какой смысловой группе относится твое слово.

3. Найди свое слово в этой смысловой группе и прочитай все синонимы к нему.

4. Выбери те из синонимов, которые подходят по смыслу и стилю речи.

« Как пользоваться орфоэпическим словарем»

1. Прежде чем пользоваться словарем, произнеси слово, а затем найди его в словаре и проверь, правильно ли ты произнес это слово.

2. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

3. Помни, что ударный гласный звук отмечен специальным знаком. А особенности произношения указываются в квадратных скобках. Если звук должен произноситься мягко, то после него сверху ставится маленькая запятая.

Использование словаря синонимов

Возможно, дорогой читатель блога копирайтера сталкивался с такой вот ситуацией при написании текста в режиме скорописания. Бывает, особенно, когда пишешь очень быстро, не обращая внимания по пути на такую неприятную в тексте вещь, как повторяющиеся или однокоренные слова в одном предложении, либо в соседних предложениях. Согласно многочисленным откликам заказчиков, им очень не нравятся тексты с часто повторяющимися словами. И их можно понять: когда сам начинаешь вычитывать текст перед сдачей заказа, то его однобокость и вялость – это первое, что сразу бросается в глаза. И это, зачастую, вызвано именно данной бедой. Одинаковые слова или слова с тем же корнем, угнездившиеся в одном или соседних предложениях, сильно портят общее впечатление от прочитанного. Что делать в таком случае?

Статья в тему:  Какой будет синоним к слову морока

Пользуемся словарем синонимов, осторожно

Ответ прост и лежит на самой поверхности. Словарь синонимов помогает при разрешении данной дилеммы. Причем использование словаря синонимов совсем не ограничивается подобным применением. Но об этом чуть позже. А пока рассмотрим такое, казалось бы, простое, действие как использование словаря синонимов. Чего уж проще, скажете, берешь повторяющееся слово и запихиваешь вместо него, ненавистного и высокочастотного, но без которого так трудно обойтись, особенно на большой скорости написания текста, какое-нибудь редкоупотребимое, то, что так удачно подсунул словарь синонимов. И спокойно чистишь текст дальше.

Однако, на данном пути есть одна неприятная неприятность (а почему бы не поиграться и не поставить рядом два однокоренных слова, в конце концов, мой блог, что хочу, то и пишу!). Так вот, проблема заключается в том, что механическая подстановка синонима вместо часто употребляемого слова, может приводить к довольно комическим последствиям. Причем сочетания, получаемые вот такими невинными подстановками, зачастую, достойны какого-нибудь юмористического блога. Поэтому механические действия в манипуляциях со словарем синонимов категорически противопоказаны. Обязательно следует прогуляться в обе стороны от проставленного нового слова в поисках конфликтующих слов или словосочетаний.

Другое применение словаря синонимов

Вообще-то применение словаря, будь то словарь синонимов или любой другой, – это очень интересная и невероятно обширная тема для обсуждения. Но распыляться здесь об этом не буду. Самое простое, когнитивное, так сказать, применение – это просто находить в нем какое-нибудь часто употребляемое слово и просматривать все его синонимы. Поверьте, можно узнать столько нового, что просто диву даешься. Да, надо чуть вернуться, засунул в текст необычное слово, узкоспециализированное. Проясню, что такое «когнитивное».

Если совсем просто, то когнитивное или когнитивный – это связанный с познанием, но не будем сильно углубляться в философию. Поэтому в нашем случае, первая и самая важная функция для словаря синонимов в разделе о добавках к основному применению – это изучение нового в родном языке. Это, конечно же, легче всего делать, общаясь со словарями. В частности, со словарем синонимов.

Статья в тему:  Таким образом что синоним

Едем дальше. А как насчет ситуации, когда необходимое слово, ну никак, не появляется в голове. И тут нам на помощь всегда придет доброжелательный словарь синонимов. Стоит только ввести туда слово, которое уже оскоминой на языке, как он радостно выдаст целый список незамутненных, свежих, таких неуловимых еще секунду назад умных слов. Тут следует добавить предупреждение о комических ситуациях. Огульное пользование словарем синонимов приводит к невероятно потешным комбинациям, поэтому обязательно вычитываем получившееся, по возможности какому-нибудь благожелательно настроенному слушателю.

Можно еще добавить в список полезностей, предоставляемых словарем синонимов, возможности для увеличения богатства собственного языка, но это уже несколько начинает перекликаться с вышеописанным. Так что берем на заметку и пользуемся багажом родного великого и могучего.

Домашнее задание

А теперь особо пытливым умам предлагается найти какой-нибудь приличный словарь синонимов и поискать в нем статьи на какие-нибудь высокочастотные слова. Например, быть, делать, иметь, дальше продолжаем сами. Учитесь родному языку, учитесь в его использовании и совершенствовании. Успехов всем на копирайтерском и писательском поприщах!

Урок по русскому языку “Работа со словарями синонимов и антонимов”

Проектирование урока по русскому языку

по теме «Работа со словарями синонимов и антонимов»
студентки группы Н-415/2 Чернигова Александра Олеговна

УМК: «Школа России», МБОУ СОШ №77.
Раздел: «Слова, слова, слова» 18 часов.

Тема: «Синонимы и антонимы» 4 часа. Данный урок является первым.
Учебник: русский язык, 2 класс, с. 52 – 53

Основная цель темы – познакомить учащихся с синонимами и антонимами.

Учиться рассуждать, анализировать лексическое значение слов, делать выводы.

Способствовать обогащению словарного запаса как основы культуры речи уч-ся.

Способствовать обогащению словарного запаса как основы культуры речи.

Опорные знания

Опорные умения

Знают номинативную функцию слова; знают, что слово это общее название однородных предметов; знают, что такое лексическое значение слова; знают однозначные и многозначные слова.

Статья в тему:  Какой синоним можно подобрать к слову удивляться

Умеют определять значение слова по толковому словарю; умеют объяснять лексическое значение слова, умеют классифицировать по тематическим группам; умеют отличать однозначные и многозначные слова.

Тип урока: комбинированный урок
Предмет усвоения:
Средства усвоения:

Ресурсы урока (средства обучения): учебник, презентация

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы урока:

Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: Создать благоприятные эмоциональные условия для проведения урока.

– Давайте проверим готовность вашего рабочего места.

– Долгожданный дан звонок – Начинается урок.

– Встаньте ровно, улыбнитесь, я рада приветствовать вас, садитесь.

Меня зовут Александра Олеговна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

1. Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: Повторение учащимися части речи, вопросы и роли в предложении.

1. Учебное задание №1. Каллиграфическая минутка

2. Учебная задача для учителя: Совершенствовать навыки каллиграфического письма заглавной и прописной буквы «Я», «я».

3. Учебная задача для учащихся: Совершенствовать навык каллиграфического письма заглавной и прописной буквы «Я», «я».

4. Содержание:

Запишите число и классная работа

С новой строки, с красной строки, с большой буквы запишите букву заглавную и маленькую букву «Я». Чередуйте написания до конца строки.

– Возьмите карандаш и подчеркните самые красивые и правильно написанные буквы «Я, я»

5. Форма организации: фронтальная работа, индивидуальная работа

6. Форма контроля: запись слова в тетрадь

7. Подведение итога:

– Подчеркнули? Поднимите руку те, у кого подчёркнуты 1, 2, 3 .. буквы

– Молодцы, идем дальше.

1. Учебное задание №2. Объяснение нового материала.

2. Учебная задача для учителя: подвести уч-ся к теме урока

3. Учебная задача для учащихся: узнать какая тема урока

4. Содержание:

Посмотрите на слайд. Что вы видите? ( изображены предметы: дом, бегемот )

– Что изображено? (Дом, бегемот)

– Как по др. можно назвать? Гиппопотам, жилище, хижина.

Статья в тему:  Какой синоним к слову неширокий

– Ребята, такие слова называются синонимами.

-Давайте, выполним упражнения №66 на с. 52

-Выполняем устно, запишите слова

1 . Учебное задание №3. Работа с правилом

2. Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с синонимами .

3. Учебная задача для учащихся : познакомиться с синонимами

4. Содержание:

Прочитаем определение в учебнике на с. 52 (сначала читает учитель, а затем 2-3 ученика читают вслух)

5. Форма организации: беседа

6. Форма контроля: учитель контролирует ответы детей, учащиеся контролируют ответы друг друга

7. Подведение итога:

-Ребята, что такое синонимы?

1. Учебное задание №3. Работа со словарем синонимов

2. Учебная задача для учителя: показать, как работать со словарем синонимов.

3. Учебная задача для учащихся: познакомиться со словарем синонимов

4. Содержание:

В русском языке очень много словарей.

С каким вы уже знакомы? Что мы узнаем из этого словаря? Примеры.

-Еще один интересный словарь – словарь синонимов. А вы знаете, что у некоторых слов больше ста синонимов, у глаголов «движение» – бежать, идти…..

– А теперь давайте поиграем, я вам говорю лексическое значение слово

Лексическое значение слова: картинка – к ней подобрать синонимы( для каждого ряда)

-Ребята, для вас есть еще одно задание. Я вам говорю слово, а вы должны назвать к нему синоним.

Странник— пилигрим, путешественник, путник, паломник;

Весёлый— радостный, праздничный, ликующий, радужный;

Бежать— мчаться, нестись, торопиться;

Быстро— шибко, живо, проворно, бойко, лихо, борзо;

Рисуя — изображая, малюя, вырисовывая, воображая, очерчивая;

Ах— ахти, ох, ух.,

Кидать-бросать.

5.Форма организации: беседа

6. Форма контроля: учитель контролирует ответы детей, учащиеся контролируют ответы друг друга

7. Подведение итога:

– Ребята, повторим хором: синонимы это слова, близкие по значению .

-Как работать со словарем синонимов?

– Какой становится наша речь благодаря синонимам? ( выразительной)

2. Восприятие

3. Осмысление

Открытие нового знания.

Цель : расширить понятийную базу за счет введения нового материала. Знакомство с антонимами.

1. Учебное задание №4. Материал для наблюдения

Статья в тему:  Какой синоним к слову благодарить

2. Учебная задача для учителя: с помощью материала для наблюдения познакомить учащихся с антонимами.

3. Учебная задача для учащихся: познакомиться с помощью материала для наблюдения с антонимами.

4. Содержание:

-Есть синонимы, а есть слова, которые противополножные по значению. Пример : какок время года изображено? (весна/осень);

-Весна какая? (Яркая/, трава зеленая)

-Осень какая?: (листья опадают …)

-Можно сказать, что это противоположные времена года? (да)

-Это антонимы – слова с против. Значением. Давайте попробуем привезти примеры слов с противоположны значением. Я вам говорю красивый, а вы мне противоположное – страшный.

Белый-черный

Большой-маленький

Богатый-бедный

Длинный-короткий

Легкий-тяжелый.

5. Форма организации: фронтальная, индивидуальная работа

6. Форма контроля: запись предложения в тетрадь.

7. Подведение итога:

1. Учебное задание №3 . Работа со словарем синонимов

2. Учебная задача для учителя: заинтересовать уч-ся словарем синонимов.

3. Учебная задача для учащихся : познакомиться со словарем синонимов

4. Содержание :

-Сколько пар антонимов в русском языке?

– Для чего нужно знать слова с противоположным значением? (Для точного выражения своих мыслей.)

– Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.

1. Учебное задание№ 4. Закрепление.

2. Учебная задача для учителя: формировать умения находить антонимы в словаре

3. Учебная задача для учащихся: подобрать антонимы к предложенным словам из словаря

4. Содержание:

Выпишите антонимы к данным словам

С помощью словаря антонимов найдите 2-3 примера

слов, отвечающий на вопрос: что делать? Что сделать?

5. Форма организации: Фронтальная беседа

6. Форма контроля: Ответы на вопросы

Статья в тему:  Синоним слова колись

7. Подведение итога:

Что такое антонимы? Как пользоваться словарем антонимов?

Цель: Сделать выводы по уроку, оценить работу учащихся.

1. Учебное задание №6. Подведение итого урока.

2. Учебная задача для учителя: подвести итог урока

3. Учебная задача для учащихся: ответить на обобщающие вопросы учителя

4. Содержание:

– Что мы сегодня изучали? (синонимы и антонимы)

-Как нам отличить синонимы от антонимов (синонимы близкие по значению, антонимы противоположные)

-Какие виды словарей узнали? (синонимов и антонимов)

-Для чего в речи нужны синонимы и антонимы? (чтобы речь была выразительной)

-Что для себя интересное вынесли на уроке?

5. Форма организации: опрос, беседа

6. Форма контроля: Учитель контролирует ответы учащихся, учащиеся контролируют ответы друг друга

7. Подведение итога: Похвала.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: оценить учащимися собственную деятельность на уроке.

1. Учебное задание №7. Рефлексия.

2. Учебная задача для учителя: Сформировать умение у учащихся правильно оценивать свою деятельность

3. Учебная задача для учащихся: Научиться оценивать свою деятельность на уроке

4. Содержание:

Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить свои знания.

Если вам ясна тема урока, и вы отлично, разобрались в ней – поднимите левую руку

Если вы не совсем поняли тему – то поднимите правую руку

Если вы совсем не поняли тему, то поднимите обе руки

5. Форма организации: Индивидуальная работа

Организация домашнего задания

Домашние задание.

Цель: объяснить учащимся процесс выполнения домашнего задания

Учебная задача для учителя: Разъяснить выполнение домашнего задания

Учебная задача для учащихся: Понять, как нужно выполнить домашнее задание

Форма организации и контроля: Фронтальная беседа

Методист: /Альбрехт Т.В./ __________________

Учитель Шарова Н.А.: / ____________________

Что такое словарь: история появления, как пользоваться

Словарь – это книга или какой-либо источник, в котором информация разделена на небольшие статьи, отсортированные по тематике или названию. Здесь вы можете ознакомиться с толковым онлайн словарем русского языка, однако, прежде всего, рекомендовано ознакомиться с историей появления словарей, а также с правилами их использования.

Статья в тему:  Что такое оксюморон синоним

История появления первого словаря

На сегодняшний день задачу по созданию словарей выполняет такая отрасль лингвистики как лексикография. Однако так было не всегда.

На Руси все книги переписывались от руки разными монахами. Если переписчик видел, что какое-либо слово ему не знакомо, он его выписывал. Позже, в новой рукописи, он мог между полями написать объяснение слова, которое может быть не знакомо другим. По мере развития языка, появления новых слов, на страницах книг появлялось все больше и больше сносок, что значительно усложняло процесс чтения.

В 13 веке были предприняты первые попытки систематизировать незнакомые слова в одну рукопись, которая сопровождала переписанную книгу.

Считается, что родиной словаря был Китай. На Руси же в 1282 году появился первый Азбуковник, содержащий чуть более 170 слов.

Таким образом, и появился на Руси первый словарь. Сегодня наиболее известными толковыми словарями считаются С.И. Ожегова и В. Даля, на основе которых в дальнейшем появились многие словари, например, синонимов.

Как пользоваться словарем

Существует краткая памятка, позволяющая научиться пользоваться словарем:

  1. Если появилось незнакомое слово, рекомендовано самостоятельно попытаться понять его смысл и только потом обращаться к словарю.
  2. За счет того, что в толковом словаре все термины расположены в алфавитном порядке, необходимо посмотреть, с какой буквы начинается незнакомое слово, а затем, вспомнив последовательность в алфавите, открыть нужную страницу в словаре.
  3. В некоторых изданиях для облегчения поиска слова в начале страницы указаны первые слова, с которых начинается страница и заканчивается.
  4. Нередко незнакомое слово имеет несколько значений, поэтому следует прочитать их все и выбрать, какое больше подходит по контексту предложения.
  5. Если около пояснения имеются непонятные сокращения, необходимо обратиться к началу словаря, где расшифровываются все сокращения.

Пользование словарем не вызывает трудностей, если изучить и запомнить основные правила поиска незнакомого слова. Главное, помнить о том, что в словарях даны все значения литературных слов.

Статья в тему:  Как белка в колесе синоним и антоним

от 30 сентября 2020

Словарь – это книга или какой-либо источник, в котором информация разделена на небольшие статьи, отсортированные по тематике или названию. Здесь вы можете ознакомиться с толковым онлайн словарем русского языка, однако, прежде всего, рекомендовано ознакомиться с историей появления словарей, а также с правилами их использования.

История появления первого словаря

На сегодняшний день задачу по созданию словарей выполняет такая отрасль лингвистики как лексикография. Однако так было не всегда.

На Руси все книги переписывались от руки разными монахами. Если переписчик видел, что какое-либо слово ему не знакомо, он его выписывал. Позже, в новой рукописи, он мог между полями написать объяснение слова, которое может быть не знакомо другим. По мере развития языка, появления новых слов, на страницах книг появлялось все больше и больше сносок, что значительно усложняло процесс чтения.

В 13 веке были предприняты первые попытки систематизировать незнакомые слова в одну рукопись, которая сопровождала переписанную книгу.

Считается, что родиной словаря был Китай. На Руси же в 1282 году появился первый Азбуковник, содержащий чуть более 170 слов.

Таким образом, и появился на Руси первый словарь. Сегодня наиболее известными толковыми словарями считаются С.И. Ожегова и В. Даля, на основе которых в дальнейшем появились многие словари, например, синонимов.

Как пользоваться словарем

Существует краткая памятка, позволяющая научиться пользоваться словарем:

  1. Если появилось незнакомое слово, рекомендовано самостоятельно попытаться понять его смысл и только потом обращаться к словарю.
  2. За счет того, что в толковом словаре все термины расположены в алфавитном порядке, необходимо посмотреть, с какой буквы начинается незнакомое слово, а затем, вспомнив последовательность в алфавите, открыть нужную страницу в словаре.
  3. В некоторых изданиях для облегчения поиска слова в начале страницы указаны первые слова, с которых начинается страница и заканчивается.
  4. Нередко незнакомое слово имеет несколько значений, поэтому следует прочитать их все и выбрать, какое больше подходит по контексту предложения.
  5. Если около пояснения имеются непонятные сокращения, необходимо обратиться к началу словаря, где расшифровываются все сокращения.
Статья в тему:  Что такое аспект синонимы

Пользование словарем не вызывает трудностей, если изучить и запомнить основные правила поиска незнакомого слова. Главное, помнить о том, что в словарях даны все значения литературных слов.

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
материал по русскому языку по теме

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.

Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно совершенствование высших форм интеллекта: мышления, воображения, представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
sinonimy.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык занимает особое место в системе школьных предметов, т.к. является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.

Системность изучения языка способствует не только глубокому осознанию его грамматического строя, овладению его закономерностями, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся. Последнее непосредственно связано со свободным владением лексическим богатством русского языка.

Изучая лексику, учащиеся знакомятся с системой лексических понятий, перед ними раскрываются существующие связи между лексикой и грамматикой, лексикой и орфографией, лексикой и стилистикой. Это создает необходимые предпосылки для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся.

Русский язык богат синонимами. Синонимическое богатство свидетельствует о высоком развитии лексики русского языка. Чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя.

Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся.

Знание синонимии русского языка дает возможность учащимся точно , богато и образно выражать свои мысли, преодолевать неоправданное повторение слов, осмысливать разнообразные оттенки значений отдельных слов того или иного синонимического ряда, получать адекватное представление о тех явлениях действительности, которые обозначаются этими словами. Поэтому предметом особого внимания является процесс обогащения речи учащихся начальной школы синонимичными словами.

Именно начальный этап занимает ведущее место в обучении русскому языку, потому что, с одной стороны, он наиболее труден в силу отсутствия необходимых языковых знаний, навыков использования в речи языковых средств и несформированности речевых умений. С другой стороны, этот этап наиболее важен, так как приобретенные учащимися знания, умения и навыки служат базой для дальнейшего овладения родным языком.

Поэтому возникает необходимость отбора материала по лексической синонимии для его дальнейшего изучения и усвоения учащимися начальной школы.

Поскольку одной из основных задач обучения русскому языку является задача развития и обогащения словаря младших школьников, совершенствование лексических знаний и умений, в частности работа с синонимами, остается одним из основных путей повышения культуры устной и письменной речи.

СИНОНИМЫ И ИХ РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

«Заговори, чтоб я тебя увидел…»

Так отзываются о герое. А еще о нем можно сказать бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой. Все эти слова объединяет общее значение: « не испытывающий страха» , а различия между ними едва заметны. Например, неустрашимый ( книжное слово ) – очень храбрый, удалой ( народно – поэтическое ) – полный удали, лихой ( разговорное ) – смелый, идущий на риск.

Слова, близкие по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской, называются синонимами.

Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом или синонимическим гнездом. Могут быть синонимические ряды существительных ( работа – труд – дело – занятие ); прилагательных (влажный – мокрый – сырой ); глаголов ( бежать – спешить – торопиться ); наречий ( тут – здесь ); фразеологизмов ( переливать из пустого в порожнее – носить воду решетом ). В синонимическом ряду обычно выделяется ведущее слово ( доминанта ), являющееся носителем главного значения ( одежда – платье – костюм – наряд ). Синонимические отношения пронизывают весь язык. Многозначные слова в разных своих значениях входят в состав различных синонимических рядов. Например: холодный взгляд –бесстрастный, безучастный, равнодушный; холодный воздух – морозный, студеный, леденящий; холодная зима -суровая, морозная.

Каждое слово синонимического ряда отличается от других слов того же ряда каким- нибудь дополнительным оттенком значения, который необходимо учитывать для того, чтобы с наибольшей точностью выражать мысли. Синонимы, имеющие различные оттенки в значениях, называются семантическими ( смысловыми ).Например: буря, ураган, шторм. Имея общее значение ( сильный разрушительный ветер ), они различаются его оттенками: ураган – это буря, необычайная по силе; шторм – это буря на море. Например, в ряду наречий быстро – скоро – моментально выделяется общее значение этих слов – характеристика действия, протекающего с определенной степенью интенсивности. Наречие быстро указывает на быстроту протекания самого действия ( Мой брат быстро ходит ); скоро – на то, что действие осуществляется через короткое время ( Подождите, он скоро придет ); в наречии моментально скорость протекания действия предельно велика ( Он моментально исчез ). Еще пример: смотреть и глядеть – слова, очень близкие по значению, однако глагол смотреть указывает на действие, которое совершается более внимательно, чем глагол глядеть.

Синонимы, обозначающие признак, часто отличаются друг от друга большей или меньшей степенью проявления этого признака. Так, в

синонимическом ряду влажный – сырой – мокрый прилагательные расположены в порядке возрастания признака: сырой – сильнее пропитанный жидкостью, чем влажный ; мокрый – сильнее пропитанный влагой, чем сырой.

Прилагательные большой – огромный также различаются по степени проявления признака. Общее значение, объединяющее эти слова,- « имеющий размер, превышающий норму». Однако в каждом из них степень данного качества различна: огромный больше, чем большой.

Слова – синонимы могут отличаться друг от друга и широтой своего значения ( автор – писатель ). Значение слова автор шире, чем писатель.

Различие между синонимами проявляется и в способности к сочетанию с другими словами. Одни из них обладают способностью вступать в сочетание с большим, подчас неограниченным кругом слов; другие имеют ограниченную сочетаемость. Например, пожилой – старый. Можно сказать старый дом, старое пальто, старая книга и т.д. Синоним

же пожилой употребляется только по отношению к человеку: пожилой человек, пожилая женщина.

Некоторые синонимы отличаются стилистической окраской. Например: спать – почивать – дрыхнуть.

Первый может быть использован в любом стиле, второй – только в книжном, причем придаст речи архаический оттенок ( ведь так говорили в старину ) , а третий и вовсе лучше не употреблять, потому что он звучит грубо. Такие синонимы называются стилистическими, они требуют к себе не меньшего внимания, чем семантические.

Чтобы наша речь была правильной и не казалась смешной, мы стараемся точно употреблять синонимы, различающиеся стилистическими оттенками. Ведь вы не скажете девчонке, прибежавшей с мороза: « Как пылают твои ланиты ! Хотя в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова это слово не кажется нам странным…

Стилистические функции синонимов разнообразны. Общность значения синонимов позволяет употреблять одно слово вместо другого, что разнообразит речь, дает возможность избежать назойливого употребления одних и тех же слов.

Функция замещения – одна из основных функций синонимов.

Синонимы не только разнообразят речь. Они помогают уточнить, более четко и ярко передать мысль.

Как художник берет не просто семь цветов радуги, но и бесчисленные их оттенки, как музыкант пользуется не только основными звуками гаммы, но и их тонкими переливами, полутонами, так и мы можем использовать все оттенки и нюансы синонимов. При чем синонимические богатства русского языка не облегчают , а усложняют в этом случае нашу задачу,

потому что чем больше близких по значению слов, тем труднее в каждом конкретном случае выбрать то единственное, самое точное, которое в контексте будет наилучшим. Целенаправленный, внимательный отбор синонимов делает речь яркой, выразительной.

В заключение напомним слова К. И . Чуковского ,призывавшего шире использовать синонимию русского языка. « …Почему всегда пишут о человеке – худой , а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа , а холод ? Не лачуга , не хибарка, а хижина? Многие думают , что девушки бывают только красивые . Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой, – и мало ли какие еще».

Этот призыв нашего замечательного писателя, наверное, обращен ко всем нам…

Как и где подобрать синонимы к словам: 18 лучших онлайн-сервисов

Привет, дорогой читатель!

Поисковики ценят в тексте ключи вместе с синонимами. Рерайтерам вообще без словесных аналогов не обойтись. Они повышают уникальность, снижают тошнотность и делают статью читабельной. Только так заказчик примет и оплатит работу. Для копирайтеров же это способ писать читабельные, разнообразные тексты.

Я рада, счастлива, довольна, веселюсь – все это синонимы одного слова. Представляете, насколько богат наш язык? Чисто физически невозможно помнить все похожие слова. А использовать их надо. Поэтому я расскажу, как подобрать синонимы к словам, и дам список сайтов, который меня всегда выручает.

В конце статьи дам небольшой писательский лайфхак, которым пользуюсь уже 2 месяца.

Словари

  • Sinonim.org

Показывает частоту употребления слов. Необязательно указывать слово в инфинитиве. На русском языке можно искать по фразам и устойчивым словосочетаниям вроде “Как сажа бела”. Немного мешают видеореклама и баннеры.

Отбирает похожие выражения. Также можно узнать ударения, склонения и в каком контексте используется термин, чтобы не наделать ошибок. Необходимо искать в начальной форме.

Нет рекламы. Удобный минималистичный интерфейс. Необходимо искать по инфинитиву, по склонениям выдает плохие результаты.

Не находит похожих слов, если искать в склоненном виде. Есть поиск по алфавиту. Показывает, какой частью речи является найденное слово. Работает с идиомами.

  • Jeck.ru

Необходимо указывать начальную форму. Плохо ищет по склонениям существительных, глаголов. Ничего не подбирает к словосочетаниям, фразеологизмам.

Состоит из +220 000 слов. Не ищет по склонениям. Вводите только инфинитив или пользуйтесь алфавитным указателем. Ничего не подыскивает по фразеологизмам.

Синонимайзеры

Синонимайзер – это онлайн-сервис или программа, которая автоматически заменяет слова на синонимы. Подробнее о том, что такое синонимайзер и как правильно делать рерайт, смотрите в этом ролике:

Слабо, но быстро справляется со своей задачей. Плохо подставляет синонимы сложных слов, получается ерунда. Но с небольшими художественными текстами еще в силах справиться.

  • TextoRobot

После обработки текст получается более вменяемым. Меньше править. Бесплатно и без регистрации зараз можно синонимизировать 250 символов. В остальных случаях приходится платить. По тарифу 150 000 знаков с пробелами стоят 300 руб.

Зараз способен перефразировать 5 000 символов. Старается делать окончания и словоформу естественной, чтобы текст оставался читабельным и не потерял смысла.

Приятный интерфейс в мужском стиле. Качество для автоматического рерайтинга нормальное. До регистрации допустимо обрабатывать текст длиной до 600 символов, а после лимит увеличивается до 1 100 знаков.

Изначальная версия: “Сегодня я почти вышла из себя. Ребенок постоянно разбрасывал вещи. Я не могла сосредоточиться. Не знаю, как это выдержала”.

То, что сделал Sinoni.Men: “Сегодня я почти вышел из себя. Мальчик бросил вещи. Было невозможно сконцентрироваться. Не знаю, как это было”.

  • USyn

Бесплатно подыскивает слова по смыслу. Он лучше и разнообразнее. Да, кое-что выходит коряво. Но в отличие от других синонимайзеров, он меняет больше словоформ. Помимо этого, вы можете увидеть длину текста, длительность чтения и количество замененных элементов.

Первоначальный вариант: “Сегодня я почти вышла из себя. Ребенок постоянно разбрасывал вещи. Я не могла сосредоточиться. Не знаю, как это выдержала”.

Результат от USyn: “На сегодняшний день я практически сошла с себя. Малыш беспрерывно раскидывал принадлежности. Я никак не имела возможность сконцентрироваться. Никак не понимаю, равно как данное вынесла”.

Синонимайзер идеально не сделает, поэтому приходится много править. Но во время редактирования легко наделать кучу грамматических ошибок. Чтобы перестать переживать из-за ошибок, сходите на курсы русского языка.

Есть возможность указать слова-исключения, которые не нужно менять. Чем меньше вы оставите для замены, тем качественнее получится рерайт. Измененные части будут подсвечены зеленым.

До: “У меня сильно заболел живот, и я пошла к врачу. Оказалось простое воспаление, а я себе такое навыдумывала. Вывод: никогда не ищите в интернете информацию о болезни. Иначе за один вечер себе припишете подагру, рак и панкреатит”.

После: “Около меня очень захворал животик также мы начала двигаться к доктору. Обнаружилось элементарное нагноение, но для себя подобное помышляла. Заключение: ни разу никак не разыскивайте в сети сведения об заболевания. Из-за единственный вечерний час для себя припишите подагру, опухоль также панкреатит”.

  • Proga.online

Просто так можно включить автозамену в тексте до 3 000 символов. В платной версии – до 30 000 знаков. Есть возможность подбирать синонимы вручную, чтобы сразу получить читабельный текст. Регистрация не нужна. Кроме этого, в сервисе легко проверить уникальность и орфографию.

Вы можете настраивать автозамену. Например, выбирать, какие части речи лучше поменять и насколько процентов.

Было: “Ужасно лил дождь. Ноги промокли. Даже зонтик не спас”.

Стало после Proga.online: “Жутко лил ливень. Ступни промокли. Даже зонт не защитил”.

Я выставила автозамену на 45 %.

На английском языке

Те, кто решили писать статьи для англоязычного интернета, столкнутся с проблемой – недостатком словарного запаса и низкой уникальностью. Увы, мы не носители языка и такие проблемы свойственны нам. Но не переживайте, есть несколько сайтов, где можно подобрать похожие слова.

Англоязычный синонимайзер бесплатно перефразирует текст размером до 5 000 символов. Можно выбрать, каким словарем пользоваться: своим, Тришина (1 000 000 слов), Абрамова (400 000 слов).

И, как всегда, я не обошлась без тестирования этого инструмента. Я ввела следующее: “While you’ve seen that it’s not so difficult to insert images into your web page. You need first to convert them to friendly format”.

На выходе получилось вот что: “Patch you’ve seen that it’s not so difficult to insert representations into your interlacing pageboy. You need kickoff to change them to friendly data format”.

Некоторые слова слишком грубы. При копировании из редактора сервиса в документ текст разъехался, как стихотворение. Пришлось потрудиться над удалением лишних пробелов.

Выдает не только перевод, но и похожие слова с объяснением употребления в контексте.

Показывает, к какой части речи принадлежит синоним и его словесные аналоги. Есть алфавитный указатель. В базе числится 40 742 слова.

Необычный и удобный современный дизайн, быстрая обработка информации – причины, по которым я часто выбираю этот инструмент, если мне не хватает слов в английском. Все словесные аналоги он группирует списками по частям речи. Ограничений нет. Искать надо по инфинитиву.

Помимо английского, является словарем синонимов еще 12 языков. Есть мобильное приложение для iOS и Android. Подбирает словесные аналоги с помощью искусственного интеллекта. Он регулярно анализирует миллионы текстов и составляет словарь из наиболее используемых слов.

Заключение

Сервисов по подбору синонимов в сети много. Но найти нормальный и удобный словарь по-прежнему нелегко. Поэтому я сэкономила ваше время и дала список сайтов, которыми сама пользуюсь.

Даже самый опытный автор иногда не может найти правильное слово. Копировать кого-то нельзя – уникальность упадет и заказчик откажется платить. А с помощью синонимайзеров вы можете сделать текст оригинальнее, расширить словарный запас. Только сильно не увлекайтесь. Не забывайте править текст, использовать синонимы, которые сочетаются с контекстом.

Мы закончили с синонимами. Но остается еще подбор антонимов, о котором мы рассказываем в другой статье.

Жизненно важный лайфхак, который я обещала.

Дорогие авторы, желаю вам 100 % уникальности и вдохновения!

А когда вам сложнее всего подобрать слова? Поделитесь опытом в комментариях.

Как стать копирайтером с хорошим доходом? Подпишитесь. Мы рассказываем об этом в статьях. Только скорей, а то другие опередят вас.

Прочитайте онлайн Словарь синонимов русского языка | Структура словаря и словарной статьи

Структура словаря и словарной статьи

Словарь состоит из двух частей: толково-идеографической (семантико-классификационной), которая представляет собой описание семантики синонимических рядов, и алфавитного указателя. Каждая часть структурирована по-своему.

Первая часть представляет собой основу Словаря. В ней все синонимические ряды распределены по смысловым (идеографическим) группам, имеющим свою рубрикацию, а основной единицей описания является отдельный синонимический ряд, предметом описания – общая, типовая семантика синонимического ряда.

Во второй части приводится алфавитный список всех описанных в толково-идеографической части синонимов с указанием номера группы в общей рубрикации Словаря. Эта часть облегчает поиск того синонимического ряда и близких по смыслу синонимических рядов одной смысловой группы, в которые входит то или иное слово.

Наличие этих двух частей позволит по-разному пользоваться Словарем и осуществлять поиск необходимого синонимического ряда: от понятия, смысла – к поиску синонимического ряда слов, выражающего этот смысл (1 часть) или от отдельного слова – к поиску синонимического ряда, в который это слово входит наряду с другими синонимами и выражает сходное с ними значение (2 часть).

Словарь построен по понятийному принципу расположения синонимических рядов. В первой части словаря все 5010 синонимических рядов слов распределены с учётом выражаемого смысла по семантическим группам разного объёма. Эти группы организованы иерархически. Вершину классификации, её основу составляют самые большие группы, которые названы нами смысловыми сферами (первый высший уровень иерархии). Всего выделено 15 таких объёмных смысловых сфер: «Неживая природа» (1), «Живая природа» (2), «Человек как живое существо» (3), «Эмоции» (4), «Оценка» (5), «Речь» (6), «Интеллект» (7), «Сверхъестественное» (8), «Конкретная физическая деятельность» (9), «Социальная деятельность» (10), «Социальная сфера жизни человека» (11), «Быт» (12), «Населенный пункт» (13), «Восприятие окружающего мира» (14), «Универсальные представления, смыслы и отношения» (15). Внутри этих смысловых сфер – суперобъёмных объединений синонимических рядов – сначала выделяются семантические классы (2 уровень иерархии), внутри них – смысловые группы (3 уровень иерархии) и смысловые подгруппы (4 уровень иерархии). Всего таким образом последовательно выявлено 84 класса, 255 групп и 185 подгрупп.

Следует отметить, что все эти смысловые объединения синонимических рядов имеют свои количественные, структурные и содержательные особенности. Так, больше всего синонимических рядов в таких сферах, как «Эмоции», «Речь», «Интеллект». Они составляют более тридцати процентов от общего объёма представленных в Словаре синонимических рядов. В свою очередь очень мало синонимических рядов в таких сферах, как «Быт», «Населённый пункт», «Количество». Особенности структурной организации сфер проявляются в степени и параметрах конкретизации выражаемого синонимами общего понятия, смысла, которые обусловливают различное количество в их составе полей, групп, подгрупп, что приводит к тому, что смысловые сферы по набору составляющих их групп и подгрупп синонимов не совпадают. С одной стороны, есть очень простые смысловые сферы в плане их структурной организации, когда в их составе имеется небольшое количество групп одного уровня иерархии. Так, в сфере «Населённый пункт» всего четыре смысловых группы: 1. Тип населённого пункта; 2. Место расположения населённого пункта; 3. Часть населённого пункта; 4. Человек по месту обитания, по отношению к населённому пункту. Данные группы по разным аспектам конкретизируют понятие «Населённый пункт». Как видим, эта сфера очень просто организована в структурном отношении (см. также сферы «Неживая природа», «Сверхъестественное»). С другой стороны, есть очень сложные в структурном отношении сферы (см. «Живая природа», «Эмоции», «Конкретная физическая деятельность», «Социальная деятельность», «Социальная сфера жизни человека». «Восприятие окружающего мира», «Универсальные представления, смыслы и отношения»). В подобных сферах обычно несколько смысловых полей, групп и подгрупп, уточняющих друг друга. Возьмём, например, сферу «Социальная деятельность» (10), в состав которой входит 15 смысловых полей: 10.1. Наука и образование; 10.2. Религия; 10.3. Искусство; 10.4. Экономика; 10.5. Право; 10.6. Военная служба; 10.7. Охота и рыболовство; 10.8. Сельское хозяйство; 10.9. Строительство; 10.10 Медицина; 10.11. Сфера обслуживания; 10.12. Транспорт; 10.13. Техника; 10.14. Спорт; 10.15. Развлечения и отдых. Все вышеперечисленные смысловые поля в свою очередь имеют в своем составе смысловые группы и подгруппы. Например, в смысловом поле 10.10 «Медицина» выделено 11 групп (10.10.1. Процесс болезни; 10.10.2. Название болезни; 10.10.3. Характеристика болезни и инфекции; 10.10.4. Симптомы болезни; 10.10.5. Болезненное состояние, его причины и проявления; 10.10.6. Процесс лечения; 10.10.7. Способы лечения, лекарственные средства и их качества; 10.10.8. Приспособления и приборы; 10.10.9. Профилактические действия; 10.10.10. Учреждения; 10.10.11. Человек), многие из которых имеют в своём составе подгруппы. Например, в последней группе 10.10.11. это подгруппы 10.10.11.1. Человек лечащий; 10.10.11.2. Человек болеющий.

Как видим по вышеприведённым примерам, иерархичность вышеуказанных объединений синонимов разного ранга отражается в соответствующей рубрикации. Так, первоначально выделяются смысловые сферы на основе 15 базовых категорий, которые обозначаются арабскими цифрами. Далее внутри сфер семантические классы уточняются введением новых рубрик, указателями которых являются вторые добавочные цифры в рубрикации. Соответственно группы и подгруппы синонимов выделяются добавочными номерами в общей рубрикации.

Внутри смысловой группы синонимические ряды слов располагаются с учётом их грамматической природы по частям речи: сначала приводятся имена существительные, затем прилагательные, глаголы и наречия.

Приведем в качестве примера расположение синонимических рядов слов в группе 4.1.13.1. Доброта:

  • Лучшее в рейтинге
  • 53 Камасутра. Энциклопедия любви
  • 52 Путеводитель по журналу “Радио” 1981-2009 гг
  • 51 Промальп в ответах на вопросы
  • 50 “Шпионские штучки 2” или как сберечь свои секреты
  • 49 Современный сонник. Самые точные толкования от А до Я
  • 48 Штрафы и пени. ГИБДД, кредиты, ЖКХ, налоги
  • 47 Энциклопедия собаки. Охотничьи собаки
  • 46 Ребенок и уход за ним
  • 45 Советы по строительству бани
  • 44 Ездовое собаководство Якутии

Внимание! Текст предназначен только для предварительного ознакомительного чтения.

Эта книга способствует профессиональному росту читателей и является рекламой бумажных изданий.

Все права на исходные материалы принадлежат соответствующим организациям и частным лицам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: