31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Язык самое выразительное чем человек обладает антонимы

План–конспект занятия по русскому языку на тему “Публицистический стиль”

План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Публицистический стиль, сфера его использования, назначение».

Обучающие : научить отличать публицистический стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на данный стиль, формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле.

Развивающие: развивать умение обучающихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы, развивать связную речь обучающихся путем требования полных связных ответов; развивать мыслительные способности обучюащихся (логическая задача).

Воспитательные : воспитывать внимание к средствам языка через работу с текстом (анализ текста).

Тип занятия: урок-практикум

Метод обучения: наглядный, словесный

Межпредметные и междисциплинарные связи: литература, история, русский язык и культура речи.

КМО занятия: приложение №1 к занятию №5 по русскому языку

Ход занятия:

Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний.

Акцентологическая минутка.

Переписать слова, поставить ударение.

СтолЯр, углубИть, красИвее,тОрты, диалОг-каталОг, приговОр-договОр,

жалюзИ, свЕкла, оптОвый, щавЕль, звонИшь-звонИт, слИвовый, кУхонный.

Словарный диктант.

Мировоззрение писателя, расстилаться ковром, премьера драмы, позвонишь ровеснику, распилить, замереть, солнечный загар, приехать в Приднестровье, прекратить дискуссию, гигантский океан, научный прогресс, научная рецензия.

IV . Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Работа по теме.

-Перечислите функциональные стили языка.

Статья в тему:  Какой синоним к слову исполинский

-Дайте полную характеристику научному стилю.

-Охарактеризуйте официально-деловой стиль.

Прочитайте текст и определите, к какому функциональному стилю он относится, заполните таблицу публицистического стиля. Спишите текст, раскрывая скобки расставляя недостающие знаки препинания.

Учитесь говорить и писать

Учит..юся говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоя(н,нн)о. Самая большая це(н,нн)ость народа его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся с…знательная жизнь человека проходит через р…дной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умстве(н,нн)ое развитие его моральный облик его характер – прислушаться к тому, как он говорит. А ведь бывает и так, что человек (не)говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слов, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, (не)уверен в себе.

И если вы хотите быть (по)настоящему инте(л,лл)игентным, образова(н,нн)ым и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации).

Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность «роднит» публицистику с художественным стилем).

Статья в тему:  Что такое синонимы мама

К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)

– Призывность – отличительная черта публицистического стиля.

Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)– Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным. Интерес к общему «роднит» публицистику с научным стилем.

– Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля – доходчивость.

Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

Найдите в тексте:

побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;

риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);

параллелизмы (сходное построение предложений текста).

Как вы думаете, к кому обращается автор?

Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)

Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы (говорить – «плеваться словами»; обычные слова – жаргонные выражения, сильнее всех – трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи (обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать – книжная лексика; нипочем, плюется словами разговорная лексика).

Статья в тему:  Какой синоним лгун

Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)

– В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото – хлопок, огненные годы – военные годы.

В результате работы с текстом должна получиться следующая таблица:

Цель высказывания

употребления

Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей

страстность, призывность, актуальность,

Лексические:

– совмещение торжественной лексики и раз говорных средств;

Синтаксические:

– побудительные и восклицательные предложения;

– использование литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок

выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению; в письменной речи: статьи в газетах, журналах

3.Словарно-орфографическая работа публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.

– Какой общий корень имеют слова?

– Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

4.Жанры публицистического стиля.

– Запишем их и дадим толкование:

Заметка – краткое сообщение в печати.

Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Статья в тему:  Человек который любит деньги синоним

Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).

Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

Отзыв отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.

Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.

В.Г. Белинский сказал, что между этими жанрами нет точно обозначенных границ. Однако каждый из них имеет особое назначение и свою композицию.

V .Закрепление материала.

Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.

Разбойники из транспорта

Весенние каникулы были очень долгожданными, но и очень короткими. Пронеслись, промчались, как гоголевская «птица-тройка». Перед каникулами я практически не ездила в троллейбусах и автобусах, но в каникулы буквально не выходила из нашего городского транспорта, разъезжала во все концы города и была поражена, наблюдая за поведением людей в нем. Сколько злобы, эгоизма, жестокости вложено в каждое из их движений. Занять место в троллейбусе – чуть ли не цель жизни. Страшно даже смотреть, как люди заходят в транспорт, не давая последним пассажирам выйти из двери, расталкивая окружающих локтями, с горящими глазами, прикованными лишь к одной цели – свободному месту, летят, преграждая путь к нему (если это возможно) сумками. Пускай рядом будут стоять старые бабушка или дедушка, беременная женщина или даже инвалид, для них это не имеет значения. У редкого человека просыпается совесть, и он уступает место.

Статья в тему:  Найдите слово синонимы которого даны в рамке

А каждый из нас спрашивал себя: «Почему так? Не зависит ли это от меня? И может быть, именно я смогу остановить этот ветер раздора и ненависти, гуляющий в наших душах?»

(Ольга Привалова, школа № 69, 11 класс)(Заметка)

Две работы режиссера Никиты Ширяева увидели пензенцы: «Любовь окаянная» и «Рюи Блаз». Уверенные, стильные, заразительно веселые. В них уместились и смех, и печаль, и любовь, и ненависть. Это было весело, но всерьез. Для нас и о нас. Еще особый совсем язык и твердая рука Мастера.

(Из газеты) (Рецензия)

– А к какому жанру относится проанализированный нами текст Д.С. Лихачева «Учитесь говорить и писать? (Статья.)

Познакомимся подробнее еще с одним жанром публицистического стиля – интервью. Как мы выяснили ранее, слово интервью – английское – это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

– Посмотрим, как строится интервью (записать в тетради):

1. В самом начале интервью журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

2. В основной части – беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.

3. В заключительной части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.

Произвести письменный стилистический анализ текста Д.С.Лихачева.

VI . Итог урока.

Статья в тему:  С какой целью используют синонимы

VII . Задание на дом.

1. Подготовить теорию о публицистическом стиле из таблиц «Функциональные стили».( все обучающиеся)

2. Составить интервью с воображаемым собеседником – героем одного из прочитанных литературных произведений.(Сильные обучающиеся)

3. Написать текст, раскрыть скобки и произвести письменный анализ следующего текста публицистического стиля. (слабые обучающиеся)

1) Самая большая це(н.нн)ость народа – его язык. 2) Язык, на котором он пиш..т, говорит, думает. 3) Думает! 4) Это надо понять досконально, во всей мн…гозначности и многозначительности этого факта. 5) Ведь это значит, что вся с…знательная жизнь человека протекает через родной его язык. 6) Эмоции, ощ..щения только окрашивают то, о чем мы думаем, или по…талкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Язык самое выразительное чем человек обладает антонимы

Текст, начинающийся словами «Самая большая ценность народа — язык.. »Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст будет прочитан дважды.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Самая боль­шая ценность на­ро­да — язык, на ко­то­ром он пишет, го­во­рит и думает. Это значит, что вся со­зна­тель­ная жизнь людей про­хо­дит через род­ной для них язык. Все мысли че­ло­ве­ка формулируются языком, а эмоции, ощу­ще­ния окрашивают то, о чём он думает.

Статья в тему:  Синоним как у нас

Есть язык на­ро­да как по­ка­за­тель его культуры, а есть язык че­ло­ве­ка как по­ка­за­тель его лич­ных качеств. Язык человека–это его ми­ро­воз­зре­ние и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. По­это­му самый вер­ный способ узнать человека — при­слу­шать­ся к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его по­ход­ку и лицо, но су­дить о че­ло­ве­ке только по этим признакам — значит ошибаться. А вот язык че­ло­ве­ка — гораздо более точ­ный показатель его нрав­ствен­ных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем че­ло­век обладает, по­это­му за своей речью — уст­ной или пись­мен­ной — надо сле­дить постоянно.

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

1. Самая большая ценность народа — его язык.

2. Верный способ узнать человека — прислушаться к тому, что и как он говорит.

3. Следите за своей речью.

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для

Статья в тему:  Какой антоним к слову генезис

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и

допущена 1 логическая ошибка,

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

напишите пожалуйста сочинение рассуждение по теме текста!

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.
Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.
Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Я думаю, это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Даже думает человек на родном языке.

Статья в тему:  Как будет по украинскому антонимы

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. И, заметте, как говорит человек, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.

На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В. В. Путина был объявлен Годом русского языка.
И, согласитесь, народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.

Мы ведь обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, разве не так? А судить о человеке можем только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.
Как предупреждал талантливейший языковед В. И. Даль, создатель уникального толкового словаря: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли, а есть только одно чувство и мычание» . Я тоже считаю, что слово – это не игрушка. Именно умение сказать своё слово и выразить свои мысли показывает всю сущность человека. Все чаще и чаще в своей жизни мы встречаем людей, которые не умеют красиво говорить, употребляют нецензурные слова в своей речи. Такие люди, возможно, не понимают, что культурное общество о них дурного мнения. Ведь недаром есть такая поговорка: «Язык мой – враг мой» . А он должен быть другом человека! Поэтому перед тем как сказать, необходимо хорошо подумать и взвесить каждое слово.

Статья в тему:  Какой антоним к слову занятый

Обратимся к мудрости великих творцов и мыслителей русского языка. Они же нам доказали своим искусством, что это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Вспомним с истории, первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости!

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Не так ли ?

И на завершение хочу подвести итог изложенным мною мыслям, цитатой С. Довлатова :
” Язык не может быть плохим или хорошим.. . Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. “

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: