53 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком ряду приведены синонимы

Лексика. Культура речи. 5 класс( урок75-91)

Лексика. Культура речи. 5 класс( урок75-91)

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 1

1. Словарный состав языка —

2. Слово, имеющее несколько ЛЗ, называют

  1. омоним б. синоним в.многозначное г. антоним

3. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками ЛЗ и употреблением в речи.

  1. омонимы б.антонимы в.синонимы г.многозначные слова

4. Словарный запас одного человека –

5. Определите лексическое значение слова изморось:

  1. похожий на иней осадок, образующийся в туманную, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах и т. п.;
  2. морозные узоры на стекле;
  3. очень мелкий дождь.

6. Укажите, какие из слов являются однозначными:

а. ряска б. айсберг; в.брошюра; г. квартал д.земля е.арена

7. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:

Статья в тему:  Какой синоним к слову шуршать

а) строить дом; б) часы бегут, в) мягкое кресло; г) острый нож д) убить время; е) тяжелый характер;

8. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:

  1. отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;
  2. отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;
  3. отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;
  4. отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость.

9. Выберите пары антонимов:

  1. смелый — грубый;
  2. мудрость — глупый;
  3. щедрый — скупой;
  4. рассеянность — сосредоточенность;
  5. благородный — подлый;
  6. отзывчивый — вспыльчивый.

10. Списать текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами, вставляя пропущенные буквы и расставляя, где надо, знаки препинания.

Р..бина небольшое красивое дерево с ажурными листьями1. Плоды р..бины круглые красные бл..стящие. Растет р..бина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек4. Можно видеть рябину у домов по огородам.

* Выполнить задания, обозначенные цифрами.

ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 2

  1. Перечислите способы толкования ЛЗ слова
  2. Как узнать в толковом словаре, что слово многозначное?
  1. все значения расположены в одной словарной статье и пронумерованы
  2. каждое значение приводится отдельной статьёй
  1. ЛЗ слова изучается в
  1. фонетике б. лексике в.грамматике г.морфологии
  1. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением
  1. Многозначные б. синонимы в.омонимы г.антонимы
  1. Определите лексическое значение слова озимь:
  1. всходы, посевы озимых культур;
  2. первые дни зимы;
  3. вьюга, во время которой дует низовой ветер.
  1. Укажите слова, которые являются многозначными:
  1. жюри;
  2. серебряный;
  3. квартал;
  4. сизый;
  5. гнездо;
  6. кроссворд.
  1. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:
  1. Твёрдая воля;
  2. Бегут ручьи;
  3. Горят костры;
  4. Зерно пшеницы
  5. Золотое кольцо
  6. Ледяной взгляд
  1. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову жестокий.
  1. беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;
  2. беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;
  3. слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;
  4. бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;
  5. бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.
  1. Укажите пары антонимов:
  1. угрюмый — веселиться;
  2. гигант — карлик;
  3. робкий — смелый;
  4. холодный — вспыльчивый;
  5. благородный — подлость;
  6. скромный — хитрый.
Статья в тему:  Что такое паронимы в белорусском языке

10. Списать текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами, вставляя пропущенные буквы и расставляя, где надо, знаки препинания.

Р..бина небольшое красивое дерево с ажурными листьями1. Плоды р..бины круглые красные бл..стящие. Растет р..бина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек4. Можно видеть рябину у домов по огородам.

* Выполнить задания, обозначенные цифрами.

ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 3

  1. ГЗ слова изучается в
  1. морфологии б.лексикологии в.грамматике г.лексике
  1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по ЛЗ
  1. синонимы б.антонимы в.многозначные г.омонимы
  1. Что такое лексическое значение?
  2. Наука, изучающая словарный состав языка

а)лексикон б)лексикология в)грамматика д)морфология

  1. Укажите неверные утверждения.
  1. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.
  2. Слова в словарях располагаются по алфавиту.
  3. То, что обозначает слово, есть его лексическое и грамматическое значение.
  4. Лексическое значение слова можно узнать в «Орфографическом словаре».
  5. Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

6. Найдите слова, которые являются многозначными:

а) земля; б) кабинет; в) айсберг; г) хмурый; д) манок; е) жюри.

7. Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:

  1. мягкий мох;
  2. мягкий диван;
  3. мягкий климат;
  4. мягкая игрушка.
  5. мягкий свет;
  6. мягкий знак;

8. Найдите синонимы к слову учебник:

а)книга; б)руководство; в)пособие; г)словарь; д) журнал; е)энциклопедия.

9. Не зная лексического значения слов, ученик неверно употребил их в предложениях. Укажите эти предложения.

  1. Мы смотрели на землю в иллюминатор.
  2. У меня большая библиотека книг.
  3. У березы очень нежные лепестки.
  4. Высоко в небе реет орел.
  5. У проталины окон был виден лес.
Статья в тему:  Какой синоним к слову необычно

10. Списать текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами, вставляя пропущенные буквы и расставляя, где надо, знаки препинания.

Р..бина небольшое красивое дерево с ажурными листьями1. Плоды р..бины круглые красные бл..стящие. Растет р..бина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек4. Можно видеть рябину у домов по огородам.

* Выполнить задания, обозначенные цифрами.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

Тестовая работа по теме: «Басни»

Вариант 1

1) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
2) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
3) короткое стихотворение о жизни зверей

2. Мораль басни – это:

1) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом
2) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями
3) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в конце

3. Автором басен «Свинья под Дубом», «Волк на псарне», «Ворона и Лисица» является:

1) И.А. Крылов
2) Эзоп
3) М.В. Ломоносов

4. Из какой басни взяты следующие строки: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»

5. Из какой басни взяты следующие слова: «Спой, светик, не стыдись!»?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»

Статья в тему:  Как выключить синоним

6. Из какой басни взяты следующие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед. »?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»

7. Какой персонаж басни «Свинья под Дубом» попытался остановить Свинью, подрывавшую корни Дуба?

1) Коршун
2) Сокол
3) Ворон

8. В чём состоит мораль басни «Свинья под Дубом»?

1) обличение невежд, которые с неуважением относятся к просвещению и злом отвечают на добро
2) обличение невежд, которых устраивает их небольшой запас знаний
3) обличение невежд, которые ничего не делают для людей и государства

9. Как автор называет Лисицу из басни «Ворона и Лисица»?

1) голубушка
2) плутовка
3) царь-птица

10. Какие события из истории России запечатлел И.А. Крылов в басне «Волк на псарне»?

1) войну с Наполеоном в 1812 году
2) войну с фашистами в 1941-1945 гг.
3) войну с японцами в 1904-1905 гг.

Вариант 2

1.Что такое басня?

А) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь
Б) короткий иносказательный рассказ (может быть в стихотворной форме) с нравоучением
В) устный рассказ о событии, которое произошло с рассказчиком и его близкими
Г) быстро, без подготовки созданное стихотворение

2.Назовите известного древнегреческого баснописца:

А) Ж.де Лафонтен
Б) Эзоп
В) Сократ
Г) Федр

3.Какой продукт держал в клюве Ворон из басни Эзопа?

Статья в тему:  Какой антоним к слову ленивый

А) мясо
Б) сыр
В) пирожок
Г) хлеб

4.Что означает выражение эзопов язык?

А) метафора
Б) афоризм
В) иносказание
Г) гипербола

5.Как называется художественный прием, когда героями произведения являются животные, а подразумеваются люди с их недостатками?

А) аллитерация
Б) сравнение
В) аллегория
Г) гипербола

6. Из какой басни взяты следующие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед…?»

А) «Волк на псарне»
Б) «Свинья под Дубом»
В) «Ворона и Лисица»

7. Персонаж басни «Квартет», который дал совет музыкантам

А) Воробей
Б) Соловей
В) Ворон

8.Персонаж басни «Свинья под Дубом», который попытался остановить Свинью, подрывающую корни Дуба:

А) Коршун
Б) Орел
В) Ворон

9.Эпитет, используемый автором в басне «Свинья под Дубом» для характеристики Дуба:

А) многолетний
Б) вековой
В) старинный

10. Чему учит басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица»?

Тестовая работа по теме: «Лексика»

Вариант 1.

Задание: продолжи предложение.
1) Лексика – это …
2) Лексическое значение слова – это то, что слово…
3) Однозначные слова – это слова, имеющие …
4) Слова, имеющие несколько лексических значений , называются…
5) Наряду с прямым значением , у некоторых слов возникает … значение .
6) Слова, одинаковые по звучанию и написанию , но совершенно разные по лексическому значению , называются…
7) Синонимы – это слова одной и той же части речи с …значением. Они отличаются друг от друга…
8) Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются …

Статья в тему:  Ишь чего захотел синонимы

1. В каком ряду приведены синонимы ?
а) громадный, огромный, гигантский
б) красота, прекрасный
в) чашка, тарелка, миска

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов .
а) скучно б) уныло в) тоскливо г) бесполезно

3. В каком ряду приведены антонимы ?
а) красный – желтый б) дом – сад в) избушка – домик г) красивый – уродливый

4. В каком ряду приведены омонимы ?
а) медведь ( животное ) — медведь ( неуклюжий человек )
б) ( песчаная) коса – ( девичья) коса
в) далекий – дальний

5. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении ?
а) чудесная история, деревянный стол
б) серебряная ложка, ласковый ветерок
в) холодный взгляд, черствое сердце

6. В каком ряду приведены олицетворения ?
а) сосулька плачет, ребенок рыдает
б) время бежит, сердце поёт
в) ель машет лапой, звезда зажглась

7. Продолжите ряд синонимов : бежать, …

8. Подберите к данным словам антонимы .
голодный — …
ложь — …
проснуться — …
яркий — …
потерять — …

Вариант 2.

Задание: продолжи предложение.
1) Лексика – это …
2) Лексическое значение слова – это то, что слово…
3) Однозначные слова – это слова, имеющие …
4) Слова, имеющие несколько лексических значений , называются…
5) Наряду с прямым значением , у некоторых слов возникает … значение .
6) Слова, одинаковые по звучанию и написанию , но совершенно разные по лексическому значению , называются…
7) Синонимы – это слова одной и той же части речи с …значением. Они отличаются друг от друга…
8) Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются …

Статья в тему:  Какой антоним можно подобрать к слову работа

1. В каком ряду приведены синонимы ?
а) человек, ребенок, взрослый
б) черный, белый
в) громадный, огромный, гигантский

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов .
а) нужный б) важный в) необходимый г) недолговечный

3. В каком ряду приведены антонимы ?
а) телефон – телеграф б) движение – покой в) голова – нога г) невежа – неряха

4. В каком ряду приведены омонимы ?
а) телевизор – телефон
б) ножка ( стола ) – ножка ( ребенка )
в) тушить ( свет ) – тушить ( курицу )

5. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении ?
а) хвойное дерево, еловые шишки
б) лазурный берег, ласковый ветер
в) безоблачное небо, тупой карандаш

6. В каком ряду приведены олицетворения ?
а) разгулялась вьюга, дверь заскрипела
б) ветер уснул, весна с зимой встречается
в) ребята веселились, природа празднует

7 Продолжите ряд синонимов : маленький, …

8. Подберите к данным словам антонимы .
ранний — …
меньше — …
жара — …
тьма — …
упасть — …

Контрольная работа по русскому языку 5 класс
тест по русскому языку (5 класс)

проверка знаний по теме «Глагол»

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota_po_teme_leksika_5_klass.docx80.59 КБ
kontrolnaya_rabota_po_teme_glagol_5_klass.docx16.53 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Контрольная тестовая работа по теме «Лексика» (5 класс).

  1. Задание: продолжи предложение.

2) Однозначные слова – это слова, имеющие …

3) Слова, имеющие несколько лексических значений , называются…

4) Синонимы – это слова одной и той же части речи с …значением. Они отличаются друг от друга…

2. В каком ряду приведены синонимы ?

а) громадный, огромный, гигантский

б) красота, прекрасный

в) чашка, тарелка, миска

3. Укажите лишнее слово в ряду синонимов .

а) скучно б) уныло в) тоскливо г) бесполезно

4. В каком ряду приведены антонимы ?

а) красный – желтый

в) избушка – домик

г) красивый – уродливый

5. Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения .

6. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении ?

а) чудесная история, деревянный стол

б) серебряная ложка, ласковый ветерок

в) холодный взгляд, черствое сердце

7. В каком ряду приведены олицетворения ?

а) сосулька плачет, ребенок рыдает

б) время бежит, сердце поёт

в) ель машет лапой, звезда зажглась

8. Подберите синонимы к словам : большой, блестеть, бросать, враг, бояться.

9. Подберите к данным словам антонимы .

10. Замените фразеологизм одним словом и запишите:

11. Какие фразеологизмы проиллюстрированы

12. Выписать фразеологизмы

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем . Уху сварим — пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатки разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас…

Контрольная тестовая работа по теме «Лексика» (5 класс).

  1. Задание: продолжи предложение.

1) Наряду с прямым значением , у некоторых слов возникает … значение .

2) Слова, одинаковыепо звучанию и написанию , но совершенно разные по лексическому значению , называются…

3) Синонимы – это слова одной и той же части речи с …значением. Они отличаются друг от друга…

4) Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются …

2. В каком ряду приведены синонимы ?

а) человек, ребенок, взрослый

в) смелый, отважный, бесстрашный

3. Укажите лишнее слово в ряду синонимов .

а) нужный б) важный в) необходимый г) недолговечный

4. В каком ряду приведены антонимы ?

а) телефон – телеграф

б) движение – покой

г) невежа – неряха

5. Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения .

6. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении ?

а) хвойное дерево, еловые шишки

б) лазурный берег, ласковый ветер

в) безоблачное небо, тупой карандаш

7. В каком ряду приведены олицетворения ?

а) разгулялась вьюга, дверь заскрипела

б) ветер уснул, весна с зимой встречается

в) ребята веселились, природа празднует

8. Подберите синонимы к словам : говорить, хотеть, труд, храбрый, холод,

9. Подберите к данным словам антонимы .

10. Замените фразеологизм одним словом и запишите:

Обвести вокруг пальца-
намотать на ус

Зарубить на носу

11. Какие фразеологизмы проиллюстрированы

12. Выписать фразеологизмы

На перемене Лена спрятала куда – то мой портфель и не хотела отдавать. И стала водить меня за нос по всему классу. А Люся и Катя знали, где портфель, но они в рот воды набрали. Я на них обиделась, и между нами чёрная кошка пробежала. Когда портфель нашёлся, я всё равно была расстроенная, не в своей тарелке и как в воду опущенная.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Глагол» 5 класс

1. Данные глаголы поставить во 2 лице ед.ч., расположив их по степени усиления обозначаемого ими действия, подчеркнуть орфограмму

Шагал, мчался, бежал.
Шептал, кричал, говорил.

2. Вставьте пропущенные буквы, выдели корень и орфограмму в корне.

Бл .. стеть, соб .. рать, зам .. реть, расст .. лить, разж .. гать, бл .. стать, зап .. реть, прот .. реть, заб .. рать.

3. Выполнить морфемный разбор слов.

Спускаются 2
Зеленеет 2

4. Укажите в скобках вид глагола, образуйте все возможные формы от данных глаголов (настоящего, прошедшего и будущего времени):

5. Определи спряжение глагола, распределив в два столбика.

Слышать, пилить, ждать, видеть, говорить, мерить, брить, успеть, мыть.

6. Вставить в глаголы 3 лица единственного числа пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Стон…т, стел…т, бор…ся, се..т, завис…т, ненавид…т, руб…т, куса…тся, жал…т, пил…т.

7. Выполнить синтаксический разбор предложений

В апреле раскрываются почки на деревьях и кустарниках 4 .

1. Данные глаголы поставить во 2 лице ед.ч., расположив их по степени усиления обозначаемого ими действия, подчеркнуть орфограмму

Улыбался, смеялся, хохотал.
Рассвирепел, рассердился, разозлился.

2. Вставьте пропущенные буквы, выдели корень и орфограмму в корне.

Зап..реть, расст..лать, ум..реть,, заб..ру, прот..рать, проч..тать, бл..стеть.зад..ру, заж..чь.

3. Выполнить морфемный разбор слов.

Закрываются 2
Посмотришь 2

4. Укажите в скобках вид глагола, образуйте все возможные формы от данных глаголов (настоящего, прошедшего и будущего времени):

5. Образовать от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида.

Зевать, сыпать, косить, чихать, объединять

6.Определи спряжение глагола, распределив в два столбика.

Молчать, брить, угрожать, сеять, держаться, слышать, стелить, сказать, видеть.

7. Вставить в глаголы 3 лица единственного числа пропущенные буквы, обозначить орфограммы .

Смотр…т, кол…т, бре…тся, блиста…т, смотр…т, терп…т, капа…т, стека…т, та…т, дума…т .

8. Выполнить синтаксический разбор предложений и морфологический разбор глаголов.

Палатки юных путешественников стоят 3 на берегу 4 .

III. Рефлексивно-оценочный этап.

  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д.

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку в 6-м классе .

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец.

Контрольная работа по теме «Наречие», контрольная работа по теме «Частицы».

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология. Нормы русского языка» рассчитана на обучающихся 10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания.

Работа с текстом.

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector