Укажите предложение которое содержит синонимы
Тест Лексика 10 класс
1. В каком ряду представлены синонимы?
4.комнату заставили мебелью – меня заставили учиться
2. Какой пример не содержит фразеологического оборота?
1.Сегодня у меня всё падает из рук.
2.На экзамене я взял себя в руки.
3.Он прибрал у рукам всё производство.
4.Я трудился не покладая рук.
3. В каком ряду все слова являются разговорными?
1.кассирша, раззява, картофель
2.дикторша, охламон, весельчак
3.жадина, картошка, Интернет
4.электричка, старьёвщик, неразбериха
4. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?
3.интернет, притаранить (принести)
4.колбаситься, предки (родители)
5. Какое из перечисленных слов имеет значение “недавно появившееся в языке слово”?
6. В каком предложении вместо слова единичный нужно употребить слово единственный?
1.Собирательные существительные обозначают совокупность единичных однородных предметов.
2.В наше время сохранились только единичные экземпляры этой книги.
3.Главная, единичная его страсть была любовь к науке.
4.Это были далеко не единичные случаи, почти ежегодно они повторялись
7 Значение какого слова определено неверно?
1.адресант – лицо, отправляющее письмо
2.аукцион – публичная распродажа
3.дезинформировать – сообщить искажённые или ложные факты
4.импорт – вывоз товаров из страны для продажи
8. В каком предложении выделенное слово употреблено в переносном значении?
1.Добыча серебра – трудоёмкий процесс.
2.Утрами мороз серебром покрывал траву, дорогу, крыши изб.
3.Савельич вынул из кармана длинный вязаный кошелёк, полный серебра.
4.Мундир был расшит серебром.
9. Укажите слово, имеющее омоним.
10. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
11. В каком ряду лексическое значение одного из слов сформулировано неверно?
1.пресс-секретарь – представитель власти по делам печати; штраф – денежное взыскание
2.овация – бурные аплодисменты; экспонат – предмет для обозрения в музее, на выставке
3.штурман – специалист по вождению кораблей, самолётов; филиал – часть какого-то предприятия, учреждения
4.приватизация – передача собственности в частные руки; демонстрировать – выйти на демонстрацию
12. Каково лексическое значение устаревшего слова верста?
1.старинная мера длины, равная 1, 06 км.
2.старинная мера длины, равная 4,4 см.
3.старинная мера длины, равная 1, 711 м.
4.старинная мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.
13. Какой фразеологический оборот имеет значение “мера, под которую насильственно подгоняют что-то”?
14. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
1.на краю света, бог знает где, за тридевять земель
2.держать себя в руках, держать ухо востро, держать язык за зубами
3.бить баклуши, собак гонять, лодыря гонять
4.болеть душой, принимать участие, входить в положение
15. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?
1.лисья хитрость, железная воля, каменный дом
2.холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ
3.золотое сердце, тёплый приём, чистая посуда
4.дырявая память, туманный намёк, сердечный человек
16. В каком ряду синонимов нет слов, употребляющихся в разговорной речи?
1.ходатайствовать, просить, хлопотать, канючить
2.спрятаться, затаиться, схорониться, укрыться
3.перегнать, опередить, превзойти, обставить
4.пленять, очаровывать, прельщать, покорять
17. Какое из перечисленных слов имеет значение “заботливый, чуткий, предупредительный”?
18. Какое из перечисленных слов имеет значение “не имеющий определённых убеждений, пренебрегающий моральными нормами”?
Ответы: 1. 2); 2. 1); 3. 2); 4. 4); 5. 3); 6. 3); 7. 4); 8. 2); 9. 3); 10. 3); 11. 4); 12. 1); 13. 1); 14. 2); 15. 4); 16. 4; 17. 3); 18. 4.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
Тесты по русскому языку по теме “Лексика”. Два варианта предназначенные для итогового контроля знаний учащихся на по данной теме, соответствуют базовому уровню. Состоят из четырех ответов из которого необходимо выбрать один верный. В течение урока быстро и эффективно была организовывана проверка качества усвоения знаний учащимися. Этап рефлексии позволил сделать вывод о степени усвоения изученного материала.
В течение урока поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера, доброжелательность, сотрудничество учителя и учащихся, взаимная заинтересованность всех участников урока
- Нургалиева Алмагуль ЖаиковнаНаписать 30286 14.01.2015
Номер материала: 299992
- Русский язык
- 10 класс
- Тесты
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 14.01.2015 1106
- 14.01.2015 863
- 14.01.2015 8114
- 14.01.2015 3038
- 14.01.2015 895
- 14.01.2015 655
- 14.01.2015 532
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне
Время чтения: 1 минута
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Контрольная работа по теме “Лексикология и фразеология”
Работа направлена на отработку и закрепление знаний по теме “Лексикология”.Представленные задания направлены на подготовку к ЕГЭ.
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме “Лексикология и фразеология”»
Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология». Вариант 1
1) Укажите значение слова ГАРЬ в данном предложении: Плохо только, что теперь здесь на много-много лет останется мёртвая гарь, и ещё не скоро зазеленеют на месте пожарища первые деревца.
Сыпучие остатки от сгорания каменного угля
Выгоревшее место в лесу
Лес, поваленный бурей
Место, заросшее бурьяном
2) Укажите слово, которое в данном предложении (задание 1) использовано в переносном значении.
3) Укажите вариант ответа, в котором оба слова являются однозначными:
4) Укажите предложение, в котором вместо слова ПЕСЧАНЫЙ нужно употребить слово ПЕСОЧНЫЙ:
ПЕСЧАНЫЙ пляж был усеян отдыхающими.
Большую опасность представляют ПЕСЧАНЫЕ бури.
Старинные ПЕСЧАНЫЕ часы стояли на камине.
Путешественники наконец-то выбрались на ПЕСЧАНУЮ отмель.
5) Укажите предложение, которое содержит синонимы:
Сытый голодного не разумеет.
Между тем он был уже совершенно разорён, опустошён, пущен по ветру
Ближний сосед лучше дальней родни.
Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.
6) Укажите предложение, которое содержит фразеологизм.
Тихая Кемь помнит бурное, опасное время – тревожный XVI век.
Новая цивилизация, наверное, не захочет глобальных экспериментов – социальных, экономических, религиозных.
С четырёх часов Невский проспект пуст, но с наступлением сумерек опять оживает.
Происшествие, свидетелем которого я невольно стал, заставило меня посмотреть на моего юного соседа новыми глазами.
7) Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка.
Полуграмотные, невежественные люди вряд ли за два года станут хорошими специалистами.
Свита у адмирала состояла из невежественных, несведущих в морском деле людей.
Воспитанного человека легко отличить от невежды.
Сейчас я понимаю, что был тогда круглым невеждой, хотя и закончил техникум.
При выполнении заданий № 8-10 запишите полученный ответ словами.
8) Выпишите из данного предложения фразеологизм: Мальчик скользнул взглядом по моей ампутации и с какой-то безнадёжной, недетской тоской спросил: «Дядя, может у вас есть сухарик?»
9) Замените слово НЕВЕДОМЫЙ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Запишите синоним в начальной форме. Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же!
10) Выпишите из данного предложения слово, которое имеет омонимы. Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли.
11. (1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.
(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.
(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое».
(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.
(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой – это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.
(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной
блузкой и туфлями.
(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное – красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.
* Лариса Григорьевна Матрос – доктор философских наук, писатель, литературный критик.
Л.Г.Матрос, размышляя над проблемой, включает (А) ____(предложения 3, 20,26). Используемые в большом количестве (Б)___ в предложениях 10,11,26 дают возможность перечисления признаков, фактов, явлениях. Яркость и актуальность размышлениям над проблемой придают (В) ______ ( (предложения 14, 21), а также использование (Г) ______ (предложения 14,28).
3)вопросно-ответная форма изложения
5)вводные конструкции и вводные слова
9)ряды однородных членов предложения
В предложениях 6,20,29 автор использует (А) ______, а также другое синтаксическое средство (Б) _____ (предложения 9,16) . Приёмы (В)_______ («явилось обобщение» в предложении 15, «это всё обязывает нас» в предложении 21) и (Г)______ («каждый боится оказаться элегантней других» в предложении 24) придают публицистическому тексту особую образность.
3)вопросно-ответная форма изложения
5)вводные конструкции и вводные слова
9)ряды однородных членов предложения
Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология». Вариант 2
1) Укажите значение слова МАСШТАБ в данном предложении: Негативное воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы.
Отношение длины линий на карте к действительной длине
Размах, охват, значение
Расстояние между крайними точками
2) Какое выделенное слово употреблено в прямом значении?
Потерянный взгляд
Сорванный цветок
Натянутые отношения
Подавленное состояние
3) Укажите вариант ответа, в котором оба слова являются однозначными:
4) Укажите предложение, в котором вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ:
Начинающий писатель ПРЕДСТАВИЛ свой роман на суд читателей.
Абитуриенты ПРЕДСТАВИЛИ аттестаты и медицинские справки.
И она ПРЕДСТАВИЛА себе эти поля под осенним дождём.
Русский язык – это громаднейшая сокровищница, которая ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам безграничные возможности.
5) В каком предложении не использован синоним существительного БЕСПОКОЙСТВО?
Он бы успокоился на мой счёт; тревога бы у него прошла за меня.
Он посмотрел на свои тонкие пальцы, и старые, загнанные внутрь обиды вспыхнули в нём с новой силой, и душа сжалась в смятении и боли.
Она ждала, тревожно прислушиваясь, и внезапно вздрогнула, когда снаружи донёсся к нам глухой смешанный шум.
В лице её я заметил какое-то нервное волнение.
6) Укажите предложение, которое содержит фразеологизм.
В день, когда по народному поверью зима с молодой весной силой меряется, всяк тайно желает, чтобы верх весна взяла.
И я всё с большим нетерпением ожидаю перелома в природе: когда наконец всполошится всё вокруг от радости обновления.
Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы.
По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова всё вокруг засияло молодо и радостно.
7) Укажите предложение, в котором НЕТ лексической ошибки.
В издательстве готовится к печати новая книга – автобиография жизни великого актёра.
Гордыня за свой народ, за свою землю помогала нам выдержать самые тяжёлые испытания.
Многие школьники думают, что дворяне вели праздную жизнь.
Продукты, которые кладут на прилавок, упакованы в герметичную упаковку.
8) Выпишите из данного предложения фразеологизм: Несправедливо думать, будто представители этих профессий – артисты, благо они сами в этом уверены, тогда как сплошь и рядом между ними менее артистов, чем, например, между кустарями, собственным умом и корявыми пальцами создающими «хитрые штучки».
9) Замените слово ПОЖЕЛАЕШЬ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним. У тебя будет всё, чего ты только пожелаешь; жить с тобой мы станем дружно и весело…
10) Выпишите из данного предложения слово, которое имеет омонимы. Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны.
11.(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.
(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.
(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое».
(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.
(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой – это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.
(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной
блузкой и туфлями.
(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное – красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.
11.«Для того чтобы подчеркнуть злободневность, неоднозначность поднимаемой проблемы, а также её многогранность, Л.Г.Матрос использует приём – (А)_________ (предложения 2–3), а также синтаксическое средство – (Б)___________ (предложения 4, 6). Такой приём, как (В)___________ (предложения 16–20), создаёт впечатление доверительного разговора, которое усиливает другой приём – (Г)________ («потому» в предложениях 19, 20)».
Тест 3. Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Вариант 1
Тест на тему: Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Вариант 1
А1. В каком предложении вместо слова ЗРИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ЗРИТЕЛЬСКИЙ?
1) Необходимо с раннего детства развивать ЗРИТЕЛЬНУЮ память.
2) После третьего звонка вход в ЗРИТЕЛЬНЫЙ зал воспрещён.
3) Прошлая Олимпиада стала рекордной среди зимних по ЗРИТЕЛЬНОМУ интересу.
4) ЗРИТЕЛЬНЫЙ нерв содержит около миллиона нервных волокон.
А2. Какое предложение содержит синонимы?
1) Костёр то почти затухал, то с порывами ветра вновь разгорался.
2) Среди многих образцов горных пород особенно выделялся один экземпляр.
3) Фирма занимается куплей и продажей недвижимости.
4) Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.
A3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?
1) Вот затрещали барабаны — и отступили басурманы.
2) Не тратьте время на пустые разговоры.
3) Жизненные силы бьют в Штольце ключом, и он употребляет их на полезную деятельность.
4) Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви.
А4. Укажите значение слова РЕШИТЕЛЬНО в данном предложении.
Тяга к новаторству, преодоление косных, заплес невелых идей присуща решительно каждому, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний.
1) смело, непреклонно
2) совсем, совершенно
3) без исключения
4) разумеется (в значении вводного слова)
А5. Какое слово использовано в данном предложении (см. задание А4) в переносном значении?
А6. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) Имена многих героев прошлых войн давно канули в лето.
2) За проезд необходимо оплатить в течение одной остановки.
3) За границей Жерков встретил Долохова, произведённого в солдаты, но не счёл нужным узнать его.
4) Наиболее значимой группой дополнительных серви сов, пользующихся огромной популярностью в сетях мобильной связи, являются услуги обмена сообщениями.
Прочитайте стихотворение и выполните задание В1.
(1)О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
(2)А счастье всюду. (З)Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
(4)В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. (5)Давно
Слежу за ним… (6)Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
(7)Окно открыто. (8)Пискнула и села
На подоконник птичка. (9)И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
(10)День вечереет, небо опустело.
(11)Гул молотилки слышен на гумне…
(12)Я вижу, слышу, счастлив. (13)Всё во мне.
В1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста стихотворения И.А. Бунина «Вечер».
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Изображение вечернего пейзажа — повод для раз мышлений лирического героя стихотворения Бунина. Поэт широко использует синтаксические средства выразительности. ___(предложения 1, 2) показывает ход развития мысли. ___(предложения 5, 8, 9) передаёт напряжённость переживаний, наблюдений, раздумий лирического героя. ___(предложения 10, 11, 12) подчёркивает единство природы и человека. Цельность раздумий достигается при помощи и ___(предложения 1, 2,6,12).
Список терминов:
1) повторы
2) риторическое обращение
3) гиперболы
4) перенос (анжанбеман)
5) парцелляция
6) антонимы
7) анафора
8) однокоренные слова
9) синтаксический параллелизм
Ответ:
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | В1 |
3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 5, 4, 9, 1, 8 или 5, 4, 9, 8, 1 |
Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. Тесты 10 класс. Ответы на другие задания.
Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Укажите предложение, в котором используются синонимы.
Прочитайте текст и выполните задания #.
(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля
Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён – всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно
и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.
(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.
(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл ХII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.
(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе
не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.
(По С. Покровскому*)
* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) – современный прозаик.
Тест по русскому языку Лексика, фразеология, культура речи 9 класс
Тест по русскому языку Лексика, фразеология, культура речи 9 класс (повторение пройденного в 5-8 классах) с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 6 заданий (4 задания части А, 1 задание части В и 1 задание части С).
Вариант 1
A1. Какое словосочетание содержит антонимы?
1) Я спешил, бежал, летел, а на уроки не успел.
2) А заря горит, разгорается.
3) У сильного всегда бессильный виноват.
4) Приходи не третьего, а четвёртоrо октября.
А2. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?
1) апатичный
2) пессимистичный
3) аскетичный
4) циничный
А3. В каком предложении вместо слова центральный нужно употребить слово централизованный?
1) Парад проходил на ЦЕНТРАЛЬНОЙ площади города.
2) Сообщения о визите главы государства появились в ЦЕНТРАЛЬНОЙ печати.
3) В каждом доме есть батареи ЦЕНТРАЛЬНОГО отопления.
4) В Советском Союзе снабжение было ЦЕНТРАЛЬНЫМ.
А4. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) К сожалению, в этот раз поражение одержала наша команда.
2) Опоздали мы с тобой и остались на бобах.
3) Имена многих героев прошлых войн канули в лето.
4) Всегда ты попадаешь не в глаз, а в бровь.
B1. Замените слово (на) челе из данного предложения нейтральным синонимом. Напишите этот синоним в именительном падеже.
Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.
C1. Каково значение устаревших слов?
Вариант 2
A1. Какое словосочетание содержит антонимы?
1) В когда-то глухой чаще всё чаще раздавался стук топора.
2) Куда затерялось, пропало письмо?
3) В зоопарке меня особенно заинтересовал павильон земноводных, или амфибий.
4) Фирма занимается куплей и продажей недвижимости.
А2. Какое из перечисленных слов имеет значение «отплата
за поражение, борьба с целью взять верх над прежним победителем»?
1) ревизия
2) реванш
3) регалия
4) реставрация
А3. В каком предложении вместо слова экономный нужно употребить слово экономичный?
1) Мария Васильевна была женщиной ЭКОНОМНОЙ.
2) Движения старика были ЭКОНОМНЫЕ, выверенные годами.
3) Внедрение ЭКОНОМНОГО строительства особенно важно в наше время.
4) ЭКОНОМНОМУ расходованию средств надо учиться.
А4. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) Ну, кажется, всё закончилось, дело в шапке.
2) У тебя же на лбу написано, что ты хитришь!
3) В пещеру можно было проникнуть, только согнувшись в две погибели.
4) Отвечайте, кто мне свинью приложил?
B1. Замените слово зениц из данного предложения нейтральным синонимом. Напишите этот синоним в именительном падеже единственного числа.
Перстами лёгкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
C1. Какое значение имеют устаревшие слова в поэзии?
Ответ на тест по русскому языку Лексика, фразеология, культура речи 9 класс (повторение пройденного в 5-8 классах)
Вариант 1
А1-3
А2-1
А3-4
А4-2
В1. лоб
Вариант 2
А1-4
А2-2
А3-3
А4-2
В1. зрачок (глаз)
Русский язык 10 класс. Лексика и фразеология.
1. Укажите предложение, которое содержит синонимы:
Сытый голодного не разумеет.
Между тем он был уже совершенно разорён, опустошён, пущен по ветру
Ближний сосед лучше дальней родни.
Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.
2. Укажите предложение, которое содержит фразеологизм.
Тихая Кемь помнит бурное, опасное время – тревожный XVI век.
Новая цивилизация, наверное, не захочет глобальных экспериментов – социальных, экономических, религиозных.
С четырёх часов Невский проспект пуст, но с наступлением сумерек опять оживает.
Происшествие, свидетелем которого я невольно стал, заставило меня посмотреть на моего юного соседа новыми глазами.
3. Выпишите из данного предложения фразеологизм: Мальчик скользнул взглядом по моей ампутации и с какой-то безнадёжной, недетской тоской спросил: «Дядя, может у вас есть сухарик?»
4. Выпишите из данного предложения слово, которое имеет омонимы. Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли.
5. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра;
Б) лингвист, историк, литературовед;
В) фрукты, овощи, вишня;
Г) сосна, тополь, ясень;
Д) тарелка, вилка, ложка.
6. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
А) бить баклуши,
Б) положа руку на сердце,
В) сложа руки,
Г) не покладая рук,
Д) море по колено.
7. Укажите слова, не являющиеся паронимами:
А) эффектный, эффективный;
Б) представить, предоставить;
В) фарш, фарс;
Г) командировочные, командированные;
Д) подпись, роспись.
8. Определите, в каком варианте профессиональные слова:
А) учитель, наставник, педагог;
Б) отечество, родина, отчизна;
В) метель, пурга, буран;
Г) аккорд, вокализ, мольберт;
Д) овощи, ягоды, фрукты.
9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел;
Б) набрать в рот воды;
В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде;
Д) не разлить водой.
10. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай;
Д) кардиолог, инфаркт, универсам.
11. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза;
Б) акварель, гуашь, палитра;
В) нечто, выкаблучиваться, ступай;
Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;
Д) кирпич, свекла, идти.
12. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
А) место, история, тетрадь;
Б) берег, город, молоко;
В) аббат, атака, жюри;
Г) ладонь, корова, дочь,
Д) поле, береза, сосед.
13. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:
А) закадычный друг;
Б) во веки веков;
В) вступить в брак;
Г) сдержать слово;
Д) втирать очки.
14. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:
А) бродяга-ветер;
Б) звездная ночь;
В) розовая шляпка;
Г) серебряное кольцо;
Д) старик-мудрец.
15. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст. Поднялся сильный ветер и, и началась метель. С каждым новым порывом ветра метель усиливалась, и вот поднялась настоящая метель. Проходило время, ветер не стихал, а только усиливался. Вместе с ветром усиливалась и метель, превращаясь в настоящую метель.
16. Подберите антонимы к прилагательным:
1) свежий хлеб 2) свежий журнал 3) свежий ветер
17. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость».
1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость
2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный
3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие
4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость
ПомогитеВ каком предложение есть синонимы?
Русский язык | 5 – 9 классы
В каком предложение есть синонимы?
Слабые, чахлые растения надо было срочно пересаживать
2)Писатели и художники собрались на очередной форум.
3)в картинах великого художника царили искренность и мудрость.
4)Девочки и мальчики подарили ветеранам цветы
В каком предложение есть антонимы ?
1)общительный, доброжелательный ребёнок понравился всем.
2)девочка радовалась и улыбалась получив хорошую оценку.
3)Цветы и кустарники разрослись очень густо.
4) незнакомцы встретили нас дружелюбно а не враждебно.
Какая пара слов не является антонимами?
1) светлый – темный
4) хвалить – ругать
Укажите верное суждение
1)слова конь и лошадь являются антонимами
2)слова конь и лошадь являются синонимами
3)слова конь и лошадь являются омонимами
4)слова плохой и хороший являются синонимами.
Укажите ряд в котором выделенные слова являются синонимами a) резвый конь – ломовая лошадь б) близкий человек – далёкий звук в) ключ от замка – родниковый ключ?
Укажите ряд в котором выделенные слова являются синонимами a) резвый конь – ломовая лошадь б) близкий человек – далёкий звук в) ключ от замка – родниковый ключ.
В какой строке даны слова – синонимы которая является словами одного рода?
В какой строке даны слова – синонимы которая является словами одного рода?
А. Путь – дорога, Б.
Память Воспоминания , В.
Антонимы, синонимы, омонимы(если есть) слова гореть?
Антонимы, синонимы, омонимы(если есть) слова гореть.
В каком ряду слова не являются антонимами?
В каком ряду слова не являются антонимами.
Есть ли у слова прядёт синонимы, антонимы, омонимы?
Есть ли у слова прядёт синонимы, антонимы, омонимы.
Опредилите , какие из даных слов являются синонимами, а какие антонимами ?
Опредилите , какие из даных слов являются синонимами, а какие антонимами .
Составьте и запишите словосочетание с антонимами.
Горячий – холодный, разговорчивый – молчаливый, горячий – жакрий, труд – работа, рыдать – смеяться, друг – враг, друг – приятель, хороший – плохой, умолять – просить.
Укажите верное суждение :А) слова день и ночь являются синонимамиБ) слова день и ночь являются антонимамиВ) слова диван и кресло являются омонимамиГ) слова добрый(ребенок) и добрый (конь) являются син?
Укажите верное суждение :
А) слова день и ночь являются синонимами
Б) слова день и ночь являются антонимами
В) слова диван и кресло являются омонимами
Г) слова добрый(ребенок) и добрый (конь) являются синонимами.
Какое слово является антонимом слова лёгкий?
Какое слово является антонимом слова лёгкий.
Какое слово не является синонимом к слову стынет?
Какое слово не является синонимом к слову стынет.
Укажите ответ в котором выделенные слова являются омонимами1 Дед наточил косу?
Укажите ответ в котором выделенные слова являются омонимами
1 Дед наточил косу.
– Мама заплела косу
2 Лошадь была со светлой гривой.
– Конь оказался весьма резвый
3 Мальчик почти всегда улыбался.
– Девочка немного грустная
4 Яблоня вся покрылась белым цветом.
– На яблоне появились первые яблоки.
На этой странице сайта размещен вопрос ПомогитеВ каком предложение есть синонимы? из категории Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса соответствует знаниям учеников 5 – 9 классов. Здесь же находятся ответы по заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы. Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.