5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синонимы как ресурсы стилистики

Вопрос № 11. Синонимические средства языка как ресурсы стилистики

Проблема синонимии сложна и недостаточно разрабо­тана. Нет единообразия и в самом опре­делении синонима. Поскольку синонимия распространяется на все уровни языка, то этому понятию может быть дано следующее определение: «Си­нонимия (синонимика) — совпадение по основному значений слов, морфем, конструкций, фразеологических единиц и т.д.» Ахманова О.С. Как видно из этой формулировки, термины си­нонимика и синонимия существенно не различаются.

Стилисти­ка имеет дело с функционированием языка; здесь основной функцией синонимов является функция замещения. Именно возможность взаимозаменяемости (слов, форм, конструкций) согласуется с принципом выбора как одним из основных принципов стилистики.

Говоря о возможности взаимозаменяемости, име­ют в виду одну из функций синонимов — функцию тождества (или близости значений). При этом нельзя забывать о второй, не менее важной их функции — дифференцирующей: синонимы почти всегда отличаются оттенками смысла, как и стилистическими окрасками.. Тем самым понятие взаимозаменяемости значительно ограничивается, сужается, оставаясь лишь как потенциальная воз­можность выбора в процессе порождения речи.

Традиционно различаются синонимы с повышением (при­поднятостью) стиля: родина — отчизна, лоб — чело, жаждатьалкать, говорить — вещать — и с понижением (прозаичностью, фамильярностью): лицорожа, рваныйдраный, украстьстибрить, ходить — шляться.

Статья в тему:  В чем сходство и различие синонимов

Использование синонимов в различных функциональных стилях неодинаково. Это связано с зада­чами общения в той или иной сфере и с другими экстралингви­стическими факторами.

Так, для официально-деловой и научной речи характерно стремление к предельной точности выражения. Это приводит к ограничению использования сино­нимов и даже отказу от них в этой сфере, поскольку синонимы почти всегда привносят в речь изменения оттенков смысла.

Совсем иное наблюдаем в публицистике, особенно в газете. Нацеленность на экспрессию выражения, стремление разнооб­разить речь, избегая надоедливых повторений, естественно, приводит публицистов к использованию всех возможных ресур­сов синонимии, изобретаются все новые и но­вые контекстуальные синонимы, разнообразные перифразы (нефтьчерное золото’, лесзеленое золото; врачи — люди в бе­лых халатах; медицинская помощь — служба здоровья и т.д.).

Разговорно-бытовой сфере синонимия не противопоказана. Однако ее использование в очень сильной степени зависит от индивидуальности говорящего и потому подвержено большим колебаниям.

Наиболее благодатную почву для развития и использования синонимики представляет эстетическая сфера общения.

Для художественной речи характерна индивидуально-автор­ская, контекстная синонимия. (пример про Гоголя – у Чичикова промокшего под дождем одежда назвалась сбруей и доспехами)

Кроме лексической синонимии, языку свойственна си­нонимия единиц и других уровней: словообразовательного, мор­фологического, синтаксического. Она, как правило, имеет не только смыслоразличительное значение, но и стилистическое.

Так, с помощью различных суффиксов или префиксов от од­ного и того же корня образуются слова близкой семантики, но различного экспрессивно-эмоционального и стилистического характера (суффиксы субъектив­ной оценки: человек, человечишка, человечище; мама, мамочка, мамуся, мамуля, мамка).

Статья в тему:  Какое слово синоним к слову старый

+ тоже про приставки чрез

/через-, из-/вы-, нис-/с-, воз-/вз-, со-/с- и др.

Синонимические варианты окончаний родительного и пред­ложного падежей -я (род. п.) и (пр. л.) традиционно квалифи­цируются как стилистически нейтральные или книжные фор­мы, а — как разговорная (иногда просторечная), например: стакан чаячаю, кусок сыра — сыру, кружка квасаквасу. Вторые варианты форм предложного падежа имеют либо архаичный, либо разговорный характер, но не обязательно.

Синонимия в морфологии касается также параллельных де­епричастий: придя — пришедши, взяв — взявши, вытерев — вы­терши, продумав — продумавши (вторые варианты с некоторым оттенком разговорности); она захватывает и формы превосход­ной степени прилагательных: самый глубокий — глубочайший, са­мый прекрасныйпрекраснейший, наиболее детальный — деталь­нейший (вторые варианты отличаются более экспрессивным ха­рактером и несколько ограниченным употреблением по сравнению с первыми).

Стилистические возможности синтаксической синонимии значительно шире. Приведем примеры.

1. Стилистическая синонимия предлогов (и создающихся с ними оборотов): для улучшения (нейтр.) — в целях улучшения (кн., офиц.); из-за аварии (нейтр. или устно-разг.) — вслед­ствие (по случаю, в силу) аварии (кн., офиц.).; за грибами
(нейтр.) — по грибы (разг.-простореч.); из-за тебя (нейтр.) — через тебя (простореч.).

2. Стилистическая синонимия союзов, а также образующихся с их помощью словосочетаний и предложений: если согла­сен. (нейтр.) — ежели согласен. (устар., разг.) — коли согла­сен. (устар., разг.-просторен.) — раз согласен. (устно-разг.); решил, потому что. (нейтр.) — решил, ибо. (кн.) – решил вследствие того, что (кн., офиц.); блестит какснег (нейтр.) — блестит словноснег (кн., поэт.) — блестит будтоснег (устно-разг.); вместо того чтобы ссориться. (нейтр.) — чем ссо­риться. (устно-разг.).

Статья в тему:  Какой фразеологизм является антонимом к выражению бить баклуши

3. Соотношение обособленных оборотов и придаточных пред­ложений: Увидев поезд, человек остановился (кн.). — Когда че­ловек увидел поезд, он остановился (нейтр.). — Человек, уви­девший поезд, остановился (кн.).

4. Необособленные члены и придаточные предложения: Я по­шел, чтобы сшзать (нейтр. с оттенком кн.). — Я пошел ска­зать (устно-разг.).

В предложениях с видоизменением порядка слов и без него: Я пришел домой рано. — Рано я пришел домой!;

Полные и неполные предложения: Идите сюда скорей. — Сюда! Скорей!; Откуда ты идешь ? — Откуда ? или Откуда идешь?(Вторые варианты разговорные и экспрессивные.)

ТЕМА 16. СИНОНИМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА КАК РЕСУРСЫ СТИЛИСТИКИ

Практическое занятие 22.

Тема. Лексическая стилистика. Смысловая точность речи

Цель:научить студентов избегать в своих высказываниях синтаксического монотона, стремиться к точности, ясности, богатству, чистоте, выразительности продуцируемой речи.

Практическое занятие направлено на формирование следующих компетенций:

— способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, правильно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11);

— способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважением к людям, толерантностью к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-15).

Организационная форма:беседа, опрос

Вопросы для обсуждения

1. Стилистические функции синонимов.

2. Синтаксическая синонимика.

3. Словообразовательная и морфологическая синонимия.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос необходимо сказать, что важнейшая стилистическая функция синонимов – быть средством наиболее точного выражения мысли; синонимы могут выполнять в речи функцию уточнения, разъяснения, сопоставления, противопоставления.

Статья в тему:  Какой синоним у слова прыть

Отвечая на второй вопрос, нужно рассмотреть тождество или близость параллельных, вариантных синтаксических конструкций и установить их различия, обнаруживаемые в смысловых оттенках, в эмоционально-экспрессивной окраске или стилистической дифференциации синонимов.

При анализе третьего вопроса следует сказать, что словообразовательная синонимия проявляется в области суффиксальных образований (соседний – соседский, ширь – ширина – широта), префиксальных (обогнать – перегнать, выбрать – избрать), конфиксальных (заглавие – заголовок, безлистный – безлистый). Синонимия может быть связана с взаимодействием заимствованных и русских словообразовательных средств: трагизм – трагичность, адаптация – адаптирование. Наблюдается семантическое сближение слов, приводящее к синонимии: каланча – верста – жердь (высокий человек), бездна – воз – вагон – ворох – гора – куча – масса – прорва (очень много), загораться – вспыхнуть (покраснеть). Для этого типа характерна стилистическая маркированность: сморозить – отколоть – отмочить, квашня – кисель – тюря – размазня.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д : Феникс, 2013 (Глава 3. Культура речи); Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2013. – 382 с. (Глава 1. Речь в межличностных и общественных отношениях), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com — Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru — Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Статья в тему:  Синоним как фигура

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1.Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения.

1. В 1931 г. инженеры соорудили линейный ускоритель. 2. Самолет подвержен действию перепадов стужи и тепла. 3. Кровля была выполнена плохо. 4. С оттепелью придут для нас главные заботы. 5. Это возможно только на основе всемерной механизации работ. 6. Осадчук – мастер высокого класса, она будет работать высококачественно. 7. Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены далеко от железных дорог. 8. Комбайн исчез в логу, возник далеко, на другом конце поля, потом развернулся и пошел быстро в нашу сторону. 9. Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение. 10. С изумлением мы узнавали свою группу крови. 11. Интерес к новой работе был настолько большой, что администрации пришлось сдерживать порывы многих рабочих переквалифицироваться. 12. До сих пор у нас применяется бензиновый двигатель, который потребляет дорогое топливо в значительных размерах. 13. Это препятствие нелегко одолеть. 14. В комнате, где пребывает большая группа людей, не ведающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их. 15. В пресс-центре рабочая и в то же время хлопотливая обстановка.

Задание 2. Сопоставьте параллельные конструкции и установите их структурные различия. Какое из приведенных предложений вам кажется наиболее удачным? Обоснуйте свой ответ.

Статья в тему:  Нехватка чего либо синоним

1) Он не смог прийти на тренировку: заболел гриппом. – Так как он заболел гриппом, не смог прийти на тренировку. – Он не смог прийти на тренировку потому, что заболел гриппом. – Заболев гриппом, он не смог прийти на тренировку. – Из-за болезни он не смог прийти на тренировку.

2) Рекомендуют нам вести здоровый образ жизни. – Нам рекомендуют, чтобы мы вели здоровый образ жизни. – Ведите здоровый образ жизни – вот что хочется рекомендовать вам.

3) За чужим погонишься – свое потеряешь. – Коль за чужим погонишься, так свое потеряешь. – За чужим погонишься – и свое потеряешь. – За чужим погонишься, а свое потеряешь.

4) После прилета скворцы начинают устраивать свои гнезда (И. Соколов-Микитов). – Прилетают скворцы и начинают устраивать свои гнезда. – Когда скворцы прилетают, они начинают устраивать свои гнезда.

5) Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял воздух. – Запах белой гвоздики, которая была нагрета солнцем, наполнял вагоны. – Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны (К. Паустовский).

Задание 3. Простые предложения перестройте в синонимичные сложноподчиненные, заменив выделенные дополнения придаточными изъяснительными.

1. Нам объяснили причину неисправности газопровода. 2. Я убежден в правоте своего дела. 3. Нас попросили помочь ветерану заготовить дрова на зиму. 4. Друзья познаются в беде. 5. Вы вправе требовать от него раскрытия этого секрета. 6. Соседи забыли предупредить нас об отказе в подаче воды на дачном участке. 7. Брату было досадно за отмену денежных довольствий.

Статья в тему:  Замените устаревшее слово коли стилистически нейтральным синонимом

Задание 4. Подберите словообразовательные синонимы к следующим словам:

обогнать, теплота, жизнь, приветствие, безголосье, бедняга, беззаконие, просушка, бедность, подлесье, высота, читальня, темнота, гнилье, вымучиться, пересилить, стройка, бездумье, караулка, простонародье, выпить, братец, холодище, докупить, мольба, владетель, подсказка, перевоз, прибавление, мужественность, сушь, атомник, тишина, мелкота, раскрашивание.

Образец: темн-от(а): темень – темн(ый) — тьма

Задание 5. Выявите различия (семантические, стилистические, по степени употребительности) между синонимами, образованными

а) морфемным способом: строжка – строгание, привет – приветствие – приветствование, гром – гремение, бросок – бросание, затыкание – затычка, вытерпеть – стерпеть – утерпеть, издевательство – издевка, глумливость – глумление;

б) семантическим путем: светило – известность – звезда – знаменитость, капать – доносить – стучать, ничтожество – гнусь – тля – нуль, булькать – клюкать – лакать – заливать, давить – затирать – воздействовать – подавлять, выкачать – вытянуть – вырвать (деньги), слинять – чесать – рвануть – удрать ретироваться.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

Статья в тему:  Какие синонимы у слова скорый

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

3. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003.

Синонимические средства языка как ресурсы стилистики

Синонимические средства языка как ресурсы стилистики.

Любая лексическая категория может стать источником выразительности, стилистическим средством.

Одним из них является синонимия.

1. Лексические синонимы – это слова близкие, но не тождественные по значению, обозначающие одно и то же понятие, но отличаются друг от друга оттенками: огромный и громадный.

2. Стилистические синонимы – отличаются сферой употребления, стилистической и экспрессивной окраской: бегемот и гиппопотам.

3. Семантико-стилистические синонимы – отличаются значением и стилистической окраской: огромный и колоссальный.

4. Индивидуально-стилистические синонимы (окказионализмы) – это контекстуальные синонимы, которые становятся синонимами только в контексте: отцарствуют, отплачут, отгорят (мои глаза) (Цветаева).

5. Абсолютные синонимы (дублеты) – слова, которые не разделяются ни семантически, ни стилистически: спешить, торопиться.

Статья в тему:  Несмотря ни на что антоним

Важнейшая стилистическая функция синонимов — быть средством наиболее точного выражения мысли. Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества близких семантических слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла. У Салтыкова0Щедрина более 100 вариантов глаголов говорить.

Синонимы могут выполнять функцию уточнения. Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль.

Синонимы используются и в функции разъяснения. Особенно часто при употреблении специальной лексики, иноязычных слов, архаизмов, которые могут быть непонятны читателю.

Синонимы могут быть использованы для сопоставления обозначаемых им понятий; в этом случае автор обращает внимание на различие в их семантики. (Врача пригласить, а фельдшера позвать)

Функция замещения для избегания повторов.

Синонимы выстраиваясь в ряд, так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создают градацию.

Конспект занятия по стилистике «Синонимы»

План-конспект факультативного занятия по русскому языку по теме

«Синонимы, их виды, использование в речи».

формирование понятия семантических и стилистических синонимов;

формирование умения правильно использовать их в речи;

привитие навыка и выработка потребности пользоваться словарями;

обучение анализу значения слов и обогащение словарного запаса, то есть развитие языковой компетенции учащихся.

Ход занятия :

I .Организация учащихся на работу.

Вступительное слово учителя .

Здравствуйте, дети! Добрый день, уважаемые гости!

Сегодня наше очередное занятие факультатива по стилистике. Сейчас в гости к нам придёт Королева Стилистика, а вы, ребята, понаблюдайте за её действиями, чтобы потом узнать, чем мы будем заниматься сегодня.

Статья в тему:  Программа которая ищет синонимы

Звучит отрывок из вальса Свиридова «Метель», ученица танцует вальс.

Ребята, опишите действия Оли, используя глаголы.

Что делала Оля? (танцевала, вальсировала, кружилась).

Какие понятия с точки зрения русского языка вы называли? (синонимы)

Итак, тема сегодняшнего занятия «Синонимы… (их виды, использование в речи)».

Запись на доске (закрыта)

1)При повторении одних и тех же слов.

2)При толковании лексического значения слова.

3)При необходимости использования стилистически окрашенные слова.

Synonymos — (с греческого – одноимённый) – это слова, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи

II .Повторение изученного ранее.

Вспомните, что называется синонимами? (открываю запись на доске)

Игра «Лексическое лото».

Чтобы убедиться в том, что вы умеете подбирать синонимы к словам, поиграем (раздать карточки).

Получивший карточку, внимательно слушает ведущего, я называю слово, а тот, у кого такая же карточка, отвечает мне синонимом. Если затрудняется, помогать могут все.

Карточки со словами : ходить, контроль, громкий, радоваться, внезапно, безграничный, смелый, возражать, давно, опыт, пленять, удивительный, сырой.

Итог : Мы вспомнили, что такое синонимы и убедились в том, что подбор синонимов – очень нелёгкое дело, что словарный запас необходимо пополнять.

III .Объяснение нового материала.

Обратимся к определению синонимов. В переводе с греческого – «одноимённый», но всё-таки синонимы отличаются друг от друга.

Чем? (1)Оттенками лексического значения.

Статья в тему:  Какое выражение стало синонимом преследование инакомыслящих

Чтобы в этом убедиться, обратимся к толковому словарю В.И.Даля. Мы подбирали синонимы к слову «смелый». Слушаем (смелый –

Синонимы, которые отличаются друг от друга оттенками лексического значения, называются семантические. (открыть)

(2) Следующее отличие синонимов – употреблением в речи. Например: украсть (н) – похитить (кн.), спереть (прост., грубое).

Эти синонимы отличаются стилистической окраской, т.е. употреблением в разных стилях и называются стилистические.

Это отражается в «Словаре синонимов», (например: глаза – стр. 105).

IV . Закрепление новых понятий.

Теперь наша задача – различить семантические и стилистические синонимы.

Запишем ряд синонимов, определим их вид, стилистическую принадлежность.

Родина (н.) – Отчизна (кн., выс.), Отечество(кн., выс,);

тревога (н.) – волнение (н.), смятение (кн.), беспокойство (разг.);

семант. стилист.

устать – изнемочь — вымотаться;

лицо – облик – харя.

Я убедилась в том, что вы понимаете, как различить семантические и стилистические синонимы, в случае затруднения обращайтесь к словарю, но если стилистические синонимы употребляются в разных стилях, то нужно быть осторожным при их употреблении.

Вывод: прежде чем слово употребить, подумай о его принадлежности к определённому стилю.

Теперь хочу убедиться в вашей самостоятельности рассуждений. На карточке написаны предложения с пропущенными словами. На место пропуска вставь нужное слово и объясни свой выбор: (карточки желающим)

1.В результате наводнения многие остались без ….. .

Статья в тему:  Как очаровать синонимы

2.Тургенев часто посещал убогое ….. бедняка.

1.Ружьишко с собой прихватил, …… попадётся косой.

2.Взял с собой ружьё, …… попадётся заяц.

(может быть, авось)

1…….- травянистое многолетнее растение семейства паслёновых.

2. На ужин мы с удовольствием уплетали …….

V .Использование синонимов в речи.

Эти упражнения убедили нас в том, что использовать синонимы в речи нужно осторожно.

А когда мы используем синонимы в речи?

1)При повторении одних и тех же слов. (открываю)

Перед вами текст (№1)

Встретился мне один молодой писатель.

Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он.

Конечно, — сказал я.

Ну как, нравится? – сказал он, кончив чтение.

Я скажу тебе правду, — сказал я.

Скажи, — сказал он.

Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал я», — сказал я ему.

Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», — сказал он.

Во-вторых, тебе нечего сказать, — сказал я.

Я сказал всё, что хотел сказать, — сказал он.

Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, — сказал я.

Это диалог, в котором в словах автора повторяется слово «сказал», исправим эту речевую ошибку.

Обратимся к словарю синонимов и прочитаем синонимы к слову «сказал».

В словах автора при диалоге мы можем использовать и другие. Предлагаю вам выбрать из предложенных мною слов, заменить слово «сказал» и обосновать свой выбор.

Статья в тему:  Какой синоним к слову каникулы

согласился, спросил, поинтересовался, пришёл к выводу, убеждал, утверждал, настаивал, заметил, ответил.

Итог: я не случайно выбрала для редактирования именно этот случай, потому что в ваших письменных работах и в устных ответах часто встречается такая ошибка. (слова Горького на стенде: «Надо избегать частого повторения однообразных слов в близком соседстве одно от другого… Частое повторение одного и того же слова, как бы оно ни было приятно лично вам, — читателю должно наскучить».)

2.Когда ещё вы используете синонимы в речи? При лексическом толковании слова.

Например: антракт — перерыв

3.Синонимы обогащают нашу речь, делают её выразительной, правильной, они помогают дать яркую характеристику человеку, явлению. Я предлагаю вам интересную работу с текстом. На примере отрывка из рассказа Паустовского «Заячьи лапы» мы убедимся в том, как необходимо выбрать писателю нужное слово, для того чтобы передать своё отношение к описываемому и выдержать определённый стиль речи. ( приём лексической деформации )

« К ветеринару в наше село пришёл Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца . Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами…

Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

А вы не лайтесь , это заяц особенный, — хриплым шёпотом сказал Ваня. – Его дед прислал , велел лечить

Статья в тему:  Какие фразеологизмы являются синонимами на краю света

От чего лечить-то?

Лапы у него пожженные.

Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

Валяй, валяй ! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

Ты чего , малый? – спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу. – Чего вы, сердешные, вдвоём слёзы льёте? Ай случилось что?

Пожженный он, дедушкин заяц. – сказал тихо Ваня. – На лесном пожаре лапы себе пожёг, бегать не может. Вот-вот, гляди , умреть .

Не умреть, малый, — прошамкала Анисья. – Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота выходить, пущай несёт его в город в Карлу Петровичу.»

-Вам известно содержание рассказа? Нам он интересен тем, что Паустовский пишет о Мещерском крае, о нашей родной земле. Именно в его произведениях мы встречаем описание наших лесов, рек, озёр – земли, где мы родились и выросли.

(Заяц спас деда Лариона Малявина от огня в лесу, а дед в свою очередь вылечил у ветеринара обгоревшие лапы зайца. Вот так они в беде породнились).

Какова его основная мысль?

Наша задача – найти слова, которые более точно передают основную мысль текста, подобрать к ним синонимы и доказать, почему автор использовал то или иное слово. (анализ подчёркнутых слов).

Статья в тему:  Какие слова не являются синонимами

Вывод: Автор – мастер слова. У него всё продумано до мелочей, каждое слово играет определённую роль, оно выбрано не случайно, а целенаправленно. Это мы и доказали.

И ещё пришли к выводу, что к слову нужно относиться внимательно.

Что нужно иметь в виду?

Может быть, вам приходилось встретить брошенного котёнка и ухаживать за ним, а может быть, помочь раненому воробью, расскажите от этом в сочинении-миниатюре, использовав эмоционально окрашенные слова.

VI .Итог занятия.

Заканчивается время нашего занятия. Но тема так и не дописана. Дополните её. (дописываю)

Какие новые понятия вы сегодня узнали?

Какое впечатление осталось?

На факультативе нас интересует один вопрос: а как лучше сказать? Этим мы и занимались сегодня, используя семантические и стилистические синонимы.

Слова Белинского (на стенде): «Знание точного значения слов и их различия между собою, хотя бы и самого лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления…».

Слова Вольтера: «Любой иностранный язык можно выучить в шесть лет, но всю жизнь нужно изучать свой родной».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector