447 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли понятия общество и социальная система считать синонимами

Общество и социальная система

В нашей науке есть два термина общество и социум. Четкого разграничения этих терминов нет. Возможно потому что это одно и то же, только общество русское слово, а социум латинское. И если в повседневной жизни услышав слово социум, заменять на общество, а социальный на общественный, то многое из сказанного станет понятным.

Самым распространенным примером применения этого понятия служит социальная система. Всеми институтами общества давно признан кризис этой системы. Которая совсем перестала служить людям, а приняла откровенно паразитический вид своего существования.

Чтобы понять почему это произошло нужно понимать что такое система, и для чего она нужна.

Социальная система — это общественная система, то есть система принадлежащая обществу. В этом и есть первое и самое главное отличие социальной системы от общества. Общество — это люди, и общество системообразующий элемент этой системы, оно её причина. Поэтому общество не входит в систему и постоянно растет и развивается. Общество в отличии от системы живое. А результаты жизни общества и есть социальная система. Несмотря на видимую сверхсложность социальной системы, по своей сути она делится на шесть частей, которые включают в себя все общественные институты и организации. Так, результаты жизнедеятельности общества выражаются в виде: религии, философии(науки и образования), культуры, политики, экономики и быта.

Общество строиться по образу семьи, а семья по образу человека.

Чувство любви является для человека тем стержнем вокруг которого образуется, собственно, та система, которую мы называем человеком. Само чувство любви можно описать так же как описывается белый свет в физике, который распадается на спектр семи цветов радуги. Только в случае чувства любви — это эмоции человека. Любовь — это все эмоции вместе взятые, целиком. Поэтому при этом чувстве человек испытывает эмоциональный покой, целостность восприятия действительности, и силу которой он может менять то что видит вокруг себя. Чувство любви распадаясь рождает эмоциональную сферу человека, через которую он и познает действительность, потому что при ощущении любви не хочется ничего менять.

Статья в тему:  Как называется синоним к слову длинная

Эмоции рационализируются мышлением человека, и самые удачные мысленные образы запоминаются для того чтобы ими пользоваться в дальнейшем, не изобретая велосипед заново. Память применяется в отношениях между людьми, которые служат для совместной организации деятельности, чтобы обеспечивать наиболее простым и качественным способом нужды тела.

Получившиеся таким образом люди становится стержнем вокруг которого образуется семья.Семья – это не только люди но и свой, особенный образ жизни ее обитателей, который появился в результате жизни этих людей. У каждой семьи есть свои традиции, своя внутренняя вера, свои внутренние отношения, быт каждой семьи уникален. Но из всей этой системы главными все же должны оставаться люди. Никакие семейные ценности не могут быть важнее самих людей в этой семье. В нашем обществе принято приучать детей любить маму и папу, забывая о том что и мама и папа (а также муж! и жена!) прежде всего люди, а мама и папа всего лишь родовые статусы.

И если главным в семье остается человек, то разрешатся такие вопросы как «тыж мужик», «яж хорошая мать», «тыж ребенок, должен слушаться» итп. За родовыми статусами часто не замечают людей, совершая при этом никому не нужные самоубийственные поступки. Так например современный уровень потребительства детей просто зашкаливает. Хорошие мамы и папы просто «закармливают» детей, развращая их исполнением желаний по первому требованию, при этом родители не видят как в их детях гибнут люди, которые должны научиться самостоятельно трудиться, выбирать свой путь, добиваться желаемого, порой даже через трудности, при этом чувствуя вкус жизни и обрести способность создать свою семью.

Статья в тему:  Какой синоним к слову брак

Если же семью образуют люди и они же остается в ней центром, то общество образуют семьи. Хотя бы потому что они и рождают людей этого общества, а потому без них никак. Общество забывающее о семье всегда, по естественным причинам, вырождается. Поэтому и социальная система должна всеми, абсолютно всеми, без исключения институтами и отрослями поддерживать семьи. И с этой же точки зрения станет очень хорошо видно социальных паразитов, то есть те системные образования которые вредят людям. Так с точки зрения семьи, как стержня общества, которое в свою очередь является системообразующей частью соц системы табак и алкоголь можно смело выбрасывать на помойку, игровые автоматы, стриптизклубы, банковскую систему, макдональдс, голливуд, канал ТНТ и 90% масс-медиа, высокую моду, можно без ущерба для общества забыть.

При этом стоит заметить что отдельная семья вовсе не пуп земли, как это пытались сделать царские династии в России, а лишь часть общества, которое состоит из таких же семей.

Общество же является потолком самоорганизации людей, который образуется вследствие самой человеческой сути. Его общего естества со всеми представителями общества — чувства любви, которое собственно и делает человека человеком. Поэтому и человек и семья и общество в целом в своей основе есть ни что иное как проявление любви в действительности. Которая своим проявлением рождает — эмоции, мысли, память, поведение, деятельность и физическое тело человека, который в свою очередь на уровне рода и общества создает — религию, философию, культуру, политику, экономику и быт соответственно.

Статья в тему:  Какой синоним можно подобрать к слову позволить

Общество растет и развивается и пользуется результатами своего развития в виде социальной системы. Для отдельного же человека главным является общество, любовь к которому позволит ему встать по отношению к социальной системе не в зависимое положение, как это происходит сейчас у большинства людей, а в естественную пользовательскую позицию, которая станет опорой для него принесет расширение общественных возможностей и ему и его семье.

Общество и социальная система, общество и государство.

Со времени возникновения социологии как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Социальная система – это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов. Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с необходимостью решения большой проблемы: как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и самим своим существованием обусловливающей его решения и поступки. Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Социальная система общества может рассматриваться в четырех аспектах:как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов (институциональных ролей); как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Государство — политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Государство возникает на определенной стадии развития общества для защиты интересов граждан. Отношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались и складываются непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения. Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот.

Статья в тему:  Какой термин используется как синоним педагогического процесса

Если обобщить, то отношения между обществом и государством строятся по двум линиям — в одном случае второе подавляет первое (т.е. государство подавляет общество), тогда мы говорим о тоталитарном государстве, в другом — никто никого не подавляет, тогда мы говорим о правовом государстве и гражданском обществе.

14) Понятие социального института. Типология, функции социального института.

Социальные институты(insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества. Социа́льный институ́т – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей. любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач. Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Типология. Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Выделяют несколько основных: 1.Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения. 2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности. 3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении духовной жизни.

Статья в тему:  Какие синонимы есть к слову теперь

Функции. Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества. * Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества. * Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. * Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.

*Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров.

Отдельные функции: Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества, Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения, Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию, Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов, Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем. Социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей.

Статья в тему:  Чего не было синоним

15) Понятие социальной организации. Социологический анализ её структуры и функций.

Социальная организация общества (от позднелат. organizio — «формирую», «сообщаю стройный вид»

ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 2

1. Что означает понятие «система»?

Система -(целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?

Социальными системами управляет человек, а природные системы управляют человеком. Природа находится в равновесии, а люди хотят переломить русло в свою сторону, чтобы было лучше для них. А человек – это тоже часть природы, но эта часть не хочет жить по её правилам. Человек плохо уживается в системе природы, делая лучше для себя, из-за чего возникают природные катаклизмы, которые и происходят по вине человека.

3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?

Если рассматривать общество как целостную систему, то главным его качеством я бы назвала наличие социальных отношений. Члены общества не только живут вместе, они постоянно взаимодействуют. Каждый человек подстраивает свои действия и свое поведение под действия и поведение других людей.

Вся система функционирует и развивается благодаря взаимодействию с другими членами системы (общества), причем все элементы этой системы (читай – члены общества) настолько связаны, что происходящее в одной части обязательно влияет на все остальные.

Статья в тему:  Какие синонимы можно подобрать к слову спор

Социальные общества не являются чем-то статичным, наоборот, они постоянно меняются. Все члены общества осознают наличие/присутствие других людей и так или иначе реагируют на них, подстраивая свое поведение.

Любое общество представляет собой бесконечную череду социальных процессов, таких как сотрудничество, конфликты и т.д. Эти процессы порождают целую сеть социальных отношений, которые и составляют основу любого общества.

4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

Систем в обществе очень много. От политических до социальных. Если же рассматривать общество как единую систему, то наибольшее влияние общество оказывает на природу и на социум( мировое общество в целом). Наименее заметно воздействие системы с технической средой. Люди пока всерьез не воспринимают возможные технические проблемы, которые могут просто привести к вымиранию человечества. Влияние на окружающую среду, последние годы стало очень заметно. Глобальное потепление, подъем мирового океана. Общество на эти вызовы пока только отвечает собраниями и заседаниями. Про социальную среду, просто нечего сказать. В мировом сообществе такой бардак, что маленькая КНДР, может уничтожить цивилизацию в целом

5. Что такое социальный институт?

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

6. Охарактеризуйте главные социальные институты.

Вообще можно выделить 4 основные группы институтов

1) экономические институты – разделение труда,собственность, рынок, торговля, заработная плата, биржа, маркетинг и т д

Статья в тему:  Найдите слово синонимы которого даны в рамке

2) политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

3) институты стратификации и родства – класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

4) институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

7. Каковы основные черты социального института?

наличие социальных норм, регулирующих поведение людей

наличие людей, занимающихся какой-либо деятельностью

наличие учреждений и средств для реализации этой деятельности

наличие организации (определенная иерархия)

8. В чём значение институциализации?

Институционализация – процесс превращения каких-либо социальных отношений в социальный институт, где есть свои установленные правила, нормы, санкции.

Значение в том, что появляются свои социальные нормы и правила и происходит их практическое применение .Формируются общие цели. Институциализацию можно считать неким символом порядка и организованности в обществе

1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.

Российское общество за первые два десятилетия XXI века сильно изменилось. В начале века казалось, что экономическая ситуация в стране после отказа от плановой экономики СССР пойдёт на рост, что укрепится национальная валюта и в стране вырастет уровень жизни. Надежды большинства населения Российской Федерации не оправдались. Повальная нищета, рост инфляции, рост цен, падение рубля и жуткое социальное расслоение на беднейшие и богатейшие слои населения. В начале и середине нулевых наблюдался определённых рост, который затем пошёл на спад, а к 2017 году ушёл в пике.

2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

Для начала определим черты социального института:

– совместная деятельность больших масс людей

Статья в тему:  Не идет ни в какое сравнение синоним

– деятельность для удовлетворения потребностей

– устойчивые формы организации жизни общества

– регулируется обычаями и традициями

На примере института образования:

– устойчивые формы организации и поведения: “учиться хорошо”, “проявлять любовь к знаниям, к новому”

– регулируется обычаями, школьными и университетскими традициями, собранные в Устав

– совместная учебная деятельность больших масс людей

– учеба удовлетворяет социальные и культурные потребности

– есть общее дело – академическая свобода

– есть здания, учебные учреждения и символика

3. В коллективной работе российских социологов говорится: Общество существует и функционирует в многообразных формах. Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями – леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

Общество – это целостный организм, поэтому рассматривать его отдельные элементы невозможно. Все подсистемы общества тесно взаимосвязаны и показывают особую динамику. Например, социальные нормы, как важный компонент общества, не могут существовать в отрыве от социальных институтов или групп, в которых они функционируют.

4. В 2011 г. проводился социологический опрос с целью выяснить, доверяют ли граждане общественным институтам. О доверии главе государства заявили 20 %, правительству – 11%, армии – 8 %, правоохранительным органам – 4 %, церкви – 13%. О том, что никому не доверяют, заявили 37% опрошенных (опрос Ромир, 11.10.2011 г.). Как вы думаете, чем объяснить такие результаты?

Я думаю люди не доверяют социальным институтам , потому что во-первых они имели дело с ними и они показали себя не с лучшей стороны , то есть имеют печальный опыт, во-вторых они никогда не сталкивались с подобными ситуациями и не доверяют им, потому что не знают как они устроены , ну и в-третьих читали или смотрели как не эффективно они работают и ждать каких-либо результатов очень долго, иначе говоря они знают как они устроены , но результат их не устраивает (негативные отзывы).

Статья в тему:  Какой антоним у слова обожать

Тем не менее ВСЕ, 37 % как-либо взаимодействовали с ними, не взаимодействовали , или не хотят взаимодействовать .

Общество

О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.

Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Общество — это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. д. [1] .

Всё же это общество не сводится ни к своим материальным носителям, что характерно для натурализма (вульгарно-социологической трактовки общества) ни к ментальностям и формам общения («социумам»), что свойственно для феноменологических его интерпретаций. Общество в феноменологическом понимании — это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) — множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании. Общество при натуралистическом подходе — это res extensas (вещи протяжённые) — совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу.

У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть вре́менные сообщества, — стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.

Статья в тему:  Антонимы используются для построения такой стилистической фигуры как

К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений. Родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей». Социальная общность выступает основной формой жизнедеятельности людей. В то же время общество не сводится к социальной общности, то есть это понятие по своему объёму гораздо шире и содержит в себе, прежде всего, социальные механизмы собственного воспроизводства, не сводимые к биологическим. Это значит, что не общность вторична по отношению к обществу, а общество вырастает из социальной общности. В своей одноимённой работе Ф. Тённис, опираясь на анализ работ К. Маркса, показал первичность общины по отношению к обществу. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности людей явилась родовая община. «При ближайшем рассмотрении термина общности — пишет Ф. Тённис, — она может возникнуть 1. из естественных отношений, поскольку они стали социальными. Здесь кровно-родственные отношения всегда оказываются наиболее общими и самыми естественными узами, связывающими людей». [2] В процессе исторического развития общества менялись прежде всего основные формы общности люди — от родовой и соседской общинной, сословной и социально-классовой до современных социокультурных сообществ.

Содержание

Парадигмы интерпретации общества

В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:

  1. Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепция органицизма утратила популярность; [3]
  2. Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественный договор, Руссо, Жан-Жак);
  3. Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;
  4. Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;
  5. Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.
Статья в тему:  Величать какой синоним

Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:

  1. насколько общество отличается от природы (одни мыслители вообще стирали грань между обществом и природой, другие же абсолютизировали различия между ними);
  2. каково соотношение коллективного и индивидуального начал в жизни общества (одни трактовали общество как сумму индивидов, а другие, напротив, рассматривали общество как самодовлеющую целостность);
  3. как сочетаются в развитии общества конфликт и солидарность (одни считают двигателем развития общества его внутренние противоречия, другие — стремление к гармонии интересов);
  4. как изменяется общество (наблюдается ли совершенствование, прогресс, или общество развивается циклически).

Признаки общества (по Эдварду Шилзу)

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

  • оно не является частью более крупной системы;
  • браки заключаются между представителями данного объединения;
  • оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  • объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
  • у общества есть собственное название и собственная история;
  • оно обладает собственной системой управления;
  • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

Признаки общества, характеризующие его как социальную систему

  1. Иерархичность
  2. Саморегуляция
  3. Открытость
  4. Информационность
  5. Самодетерминированность
  6. Самоорганизация

Закрытое и открытое общество

Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. [4]

Статья в тему:  Как должно быть синоним

Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество). [5]

Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией [5] (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. [6] Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. [6]

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

  • Вышеприведённые рассуждения о типах закрытого и открытого общества могут быть справедливы лишь для обществ в размере государства. Если человек в открытом обществе, в отличие от закрытого находит самостоятельно основные ценности, то он может затем сосуществовать с другими единомышленниками, которые с ним также образуют общество, которое может иметь единые ценности, но которое нельзя по этому признаку отнести к закрытому.
  • Существуют общечеловеческие ценности, единые для всего человечества, иначе бы его нельзя было назвать человеческим обществом.
Статья в тему:  Чего доброго синонимы

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование — члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру. См. «образование» и «социализация».

Современное общество

Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества — вопрос его организации [7] [8] . Современное общество организовано исключительно на капитале, что даёт ему право называться капиталистическим.

Общество в литературе и кино

В романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» описано тоталитарное общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению.

См. также

  • Социальная система

Примечания

  1. См. Гециу И. И. «О разуме человека», СПб, изд-во «Алетейя», 2010 г.
  2. Теннис Ф. Общность и общество // Социологический журнал. 1998. № 3-4. С. 226.
  3. А. И. Стронин (1826—1889): «История и метод», «Политика как наука», «История и общественность»
  4. Общество Открытое И Закрытое — Мир словарей
  5. 12Глоссарий.ru
  6. 12Закрытое и открытое общество — Психологос
  7. Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А.Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  8. Коротаев А. В., Комарова Н. Л., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
Статья в тему:  Подталкивать к чему-то синоним

Ссылки

Портал «Общество»
Общество в Викицитатнике ?
Общество на Викискладе ?
Общество в Викиновостях ?
  • Родовое общество
  • Астахов М. В. Основы системного понимания исторического процесса
  • Гиперболический рост в живой природе и обществе
  • Луков Вал. А.Процветание общества в свете развития гуманитарного знания
  • Национальная социологическая энциклопедия
  • Семёнов Ю. И.Общество: теоретический анализ понятия
  • Социальная структура общества и её динамика
  • Общество в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
  • Общество в Open Encyclopedia Project

  • Викифицировать статью.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Добавить иллюстрации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Нобелевская премия по физике
  • Чикаго

Полезное

Смотреть что такое “Общество” в других словарях:

общество — общество, а … Русский орфографический словарь

ОБЩЕСТВО — в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле определ. этап че ловеч. истории (обществ. экономич. формаций, межформационные … Философская энциклопедия

ОБЩЕСТВО — общества, обществ (общества, обществ неправ.), ср. 1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества. «…Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат… … Толковый словарь Ушакова

Общество — Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристокра … Сводная энциклопедия афоризмов

Статья в тему:  Синоним как относительно

общество — Община, сообщество, артель, ассоциация, банда, беседа, братство, братия, ватага, группа, землячество, каста, клика, коалиция, конгломерат, корпорация, кружок, кучка, лагерь, лига, мир, партия, плеяда, секта, совет, собрание, союз, сфера,… … Словарь синонимов

Общество — (society) Смысл английского слова society ( общество ) может быть расширен или сужен, может обозначать практически любую форму объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. В XIX в. общество означало высший класс; теперь… … Политология. Словарь.

Общество — Общество ♦ Société «Человеческое или животное общество – это организация, – пишет Бергсон. – Оно подразумевает соподчинение, а также, как правило, подчинение одних элементов другим» («Два источника морали и религии», глава I). Общество –… … Философский словарь Спонвиля

ОБЩЕСТВО — ОБЩЕСТВО, в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле определённый тип социальной системы (например, индустриальное общество); определённая форма социальных отношений … Современная энциклопедия

ОБЩЕСТВО — в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у… … Большой Энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВО — «ОБЩЕСТВО» (Society) США, 1989, 100 мин. Фильм ужасов, комедия. Подросток не находит взаимопонимания в семье, а все его подозрения относительно странного поведения родителей и старшей сестры можно приписать на счет неуравновешенной психики юного… … Энциклопедия кино

ОБЩЕСТВО — 1) граждане страны, ее население, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потребностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности… … Экономический словарь

Социология: конспект лекций (10 стр.)

По всей стране начинаются открываться кафедры социологии, создаются учебные пособия по этой дисциплине. Социология проходит процесс институциализации, итогом которого становится возникновение социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного перерыва социологическим факультетом в СССР.

Статья в тему:  Как подаются омонимы в словарях

На сегодняшний день в России существует огромное количество социологических факультетов, которые выпускают высококлассных специалистов-социологов.

В больших количествах проводятся социологические исследования.

В стране существуют центры исследования общественного мнения, которые проводят социологические исследование по всей России и создают на основе их данных многочисленные отчеты и прогнозы.

ЛЕКЦИЯ № 3. Общество как целостная система

1. Понятие общества

Системный подход к анализу общества

Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии.

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Статья в тему:  Какой синоним к слову эпицентр

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Статья в тему:  Какой синоним к слову подлый

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

2. Основные подсистемы общества

Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система. Выделение подсистем общества также является важным вопросом для социологической науки.

Поэтому неудивительно, что в разных социальных теориях существуют различные подходы к выделению подсистем общества. Так, в рамках марксизма общество состоит из двух подсистем: базиса и надстройки. Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества. В надстройку входят организации, идеи и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения, которые называются авторами марксизма формами общественного сознания. С каждой формой общественного сознания связаны определенные организации и учреждения.

Статья в тему:  Какой синоним можно подобрать к слову позволить

С политическими идеями связаны политические институты общества (партии, движения, органы власти), с правовыми идеями – институты права, с религиозными – церковь и церковные организации.

При этом согласно марксистскому учению именно базис определяет характер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости. Таким образом, все надстроечные явления так или иначе отражают экономические отношения, составляющие базис: одни – непосредственно (политические, правовые явления), другие – опосредованно (искусство, философия). Первичность и определяющая роль базиса по отношению к надстройке – это всеобщий закон.

При этом идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки. Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций.

Вокруг указанных функций концентрируются автономизирующиеся области общественной жизни. Эти сферы отличаются по содержанию, типическим признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в их основе социальных функций.

Однако марксистский подход к выделению подсистем общества не является единственным. Если в советской социологической науке этот подход и считался определяющим, то сегодня он уступил свое место цивилизационному подходу. В рамках данного подхода общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер.

Слова «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественнонаучном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: