Какое словосочетание не является синонимом слова касситерит
Тест “Словосочетание”
Проверочная работа по теме “Словосочетание” в 8 классе.
Просмотр содержимого документа
«Тест “Словосочетание”»
Словосочетание
Выполните задания 1 – 6. Выберите один правильный ответ.
1. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) в хвойном лесу в) лететь над лесом
б) через весь лес г) лес да поле
2. В каком словосочетании способ связи – согласование?
а) низко лететь в) вдали от берега
б) на белом снегу г) читать про себя
3. В каком словосочетании способ связи – управление?
а) осевший снег в) бежать не оглядываясь
б) ничего не знаю г) прибить крепко
4. В каком словосочетании способ связи – примыкание?
а) ярко-голубой фон в) легко на душе
б) пахнет грибами г) живая сказка
5. В каком словосочетании нарушена грамматическая связь?
а) под мягким одеялом в) звонко петь
б) поддержать друга г) оплатить за проезд
6. Какое словосочетание является лишним в данном ряду?
а) стоять на мосту в) директор школы
б) начало весны г) сидеть не шевелясь
Выполните задания 7 – 10. Ответ запишите словами.
7. Замените словосочетание «бревенчатый домик», построенное на
основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью
управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Замените словосочетание «гудок парохода», построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Напишите получившееся словосочетание.
9. Замените словосочетание «увлечённо читал», построенное на основе
примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
10. Замените словосочетание «глядел с уважением», построенное на
основе управления, синонимичным словосочетанием со связью
примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст. Выполните задания 11 – 15. Ответ запишите словами или цифрами.
(1) Лес уже сбросил листву. (2) Дни наступили пасмурные, но тихие. (3) Настоящие осенние дни. (4) Изредка пробежит легкий ветерок по разноцветным листьям. (5) Спускаемся по лесной тропинке вниз вдоль молодых кустов орешника. (6) Вокруг тишь. (7) Не слышно пения птиц. (8) На багряных листьях повисли капельки росы.
11. Из предложений 2 – 4 выпишите словосочетание со связью
12. Из предложений 6 – 8 выпишите словосочетание со связью
согласование.
13. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение, в котором есть
словосочетание со связью управление. Запишите номер
14. Сколько словосочетаний со связью примыкание есть
в предложениях 3 – 5? Ответ запишите цифрой.
15. Сколько словосочетаний в предложении 8? Ответ запишите
Словосочетание
Выполните задания 1 – 6. Выберите один правильный ответ.
1. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) восьмой класс в) выглянуло солнце
б) очень настойчивый г) поворот налево
2. В каком словосочетании способ связи – согласование?
а) у нашего дома в) знать наизусть
б) достойный внимания г) отчет о работе
3. В каком словосочетании способ связи – управление?
а) приехать сегодня в) наши ровесники
б) думать о будущем г) третий слева
4. В каком словосочетании способ связи – примыкание?
а) банка из-под краски в) раннее утро
б) подъехать к озеру г) говорить не торопясь
5. В каком словосочетании нарушена грамматическая связь?
а) обсуждение статьи в) сердито ворчать
б) стелющий туман г) крепкий кофе
6. Какое словосочетание является лишним в данном ряду?
а) по-осеннему сыро в) заслужить приз
б) чрезвычайно опасно г) хорошо плавать
Выполните задания 7 – 10. Ответ запишите словами.
7. Замените словосочетание «вечерней прохладой», построенное на
основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью
управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Замените словосочетание «известия с фронта», построенное на
основе управления, синонимичным словосочетанием со связью
согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9. Замените словосочетание «нежно гладит», построенное на основе
примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
10. Замените словосочетание «отнестись с осторожностью»,
построенное на основе примыкания, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
Прочитайте текст. Выполните задания 11 – 15. Ответ запишите словами или цифрами.
(1) Солнце скрылось за снеговыми хребтами. (2) Оно бросало последние розовые лучи. (3) Снеговые горы начинали скрываться. (4) Только верхняя линия их обозначалась с ясностью на багровом свете заката.
(5) Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть на темной лазури. (6) Наступила торжественная тишина.
11. Из предложений 1 – 3 выпишите словосочетание со связью
12. Из предложений 2 – 3 выпишите словосочетание со связью
13. Среди предложений 4 – 6 найдите предложение, в котором есть
словосочетания со связью примыкание. Запишите номер
14. Сколько словосочетаний со связью согласование есть
в предложениях 2 – 3? Ответ запишите цифрой.
15. Сколько словосочетаний в предложении 2? Ответ запишите
Обобщающий тест по теме Словосочетание. 8-11 классы
Ярошенко Лидия Романовна.
Русский язык. 8-11 классы.
Обобщающий тест по теме «Словосочетание».
1.Найдите правильное продолжение. «Словосочетание- это…»:
б) сочетание двух слов
в) синтаксическая единица;
г) часть предложения.
2.Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) мороз и солнце;
б) зашел поговорить;
в) вечная мерзлота;
3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
а) серебристый иней, собачья преданность, внезапно замолчавший;
б) зеленая скамейка, первый снег, улыбающегося лица;
в) веселая компания, моей книги, скользнул по окнам;
г) янтарные бусы, окруженный забором, дежурной улыбкой.
4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
а) образованный от наречия, каждый из присутствующих, нашел в цветах;
б) увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно;
г) оба юнната, усиливающаяся тревога, долго молчали;
д) прошедшее время, смотреть вдаль, пролить молоко.
5. В каком словосочетании подчинительная связь не является примыканием?
а) работать втроем;
б) настойчиво учиться;
в) разговаривать улыбаясь;
г) освоение космоса.
6. Главное слово в словосочетании «идти по лесу» является
7. Какое словосочетание не является именным?
а) вдали от дома;
б) книга с иллюстрациями;
в) занятие музыкой;
8. Деепричастие является зависимым словом в словосочетании?
а) решив исправиться;
б) подчинив себе;
в) жующий причмокивая;
г) насилу выбравшись.
9. К какому словосочетанию можно подобрать словосочетание-синоним с грамматической связью другого вида?
а) грибной дождь;
б) земляничная поляна;
в) бобовая культура;
10. Укажите правильный вариант словосочетания со связью управление.
а) удивляться тебе;
б) удивляться тобой;
в) удивляться на тебя;
г) удивляться с тебя.
1.Найдите правильное продолжение. «Словосочетание- это…»:
б) сочетание двух слов
в) синтаксическая единица;
г) часть предложения.
Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) мороз и солнце;
б) зашел поговорить;
в) вечная мерзлота;
3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
а) серебристый иней, собачья преданность, внезапно замолчавший;
б) зеленая скамейка, первый снег, улыбающегося лица;
в) веселая компания, моей книги, скользнул по окнам;
г) янтарные бусы, окруженный забором, дежурной улыбкой.
4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
а) образованный от наречия, каждый из присутствующих, нашел в цветах;
б) увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно;
г) оба юнната, усиливающаяся тревога, долго молчали;
д) прошедшее время, смотреть вдаль, пролить молоко.
5. В каком словосочетании подчинительная связь не является примыканием?
а) работать втроем;
б) настойчиво учиться;
в) разговаривать улыбаясь;
г) освоение космоса.
6. Главное слово в словосочетании «идти по лесу» является
7. Какое словосочетание не является именным?
а) вдали от дома;
б) книга с иллюстрациями;
в) занятие музыкой;
8. Деепричастие является зависимым словом в словосочетании?
а) решив исправиться;
б) подчинив себе;
в) жующий причмокивая;
г) насилу выбравшись.
9. К какому словосочетанию можно подобрать словосочетание-синоним с грамматической связью другого вида?
а) грибной дождь;
б) земляничная поляна;
в) бобовая культура;
10. Укажите правильный вариант словосочетания со связью управление.
а) удивляться тебе;
б) удивляться тобой;
в) удивляться на тебя;
г) удивляться с тебя.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Ярошенко Лидия РомановнаНаписать 8458 18.05.2017
Номер материала: ДБ-485222
- Русский язык
- 8 класс
- Тесты
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 18.05.2017 1488
- 18.05.2017 860
- 18.05.2017 1431
- 18.05.2017 1403
- 18.05.2017 1417
- 18.05.2017 642
- 18.05.2017 1535
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей
Время чтения: 1 минута
Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какое словосочетание не является синонимом слова касситерит
Тест по теме “Словосочетание”. 8 класс. Ответы.
(вариант 1)
1. Определите словосочетание со значением указания на предмет и. его признак:
1) новая книга; 2прочитать книгу 3;читать громко.
2. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1) любимый фильм 2;смотреть фильм; 3интересный роман.
3. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) большой успех; 2успехи в работе; 2выступить успешно.
4. Определите словосочетание со значением признака признака:
1) быстро бежать; 2очень красивый; 3весенняя пора.
5. Определите, какой частью речи выражено главное слово:
Темная аллея, картинная галерея, субботний вечер.
1) именем прилагательным;
2) именем существительным.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: раз
говаривать с друзьями, писать письма, собирать грибы.
1) глаголом; 2)именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: очень
холодно (встречать), весьма интересно (рассказывать).
1) кратким прилагательным; 2)наречием.
8. Определите, какой частью речи выражено главное слово:
по-прежнему красивый, очень умный, давно известный.
1) именем прилагательным; 2наречием.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного +
существительное:
1) красивый джемпер;
2) джемпер брата;
3) связать джемпер.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ.в В. п.:
1) украсить цветами; 2) подарить брату 3);постелить ковер.
11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ.в Т. п.:
1) прийти на помощь; 2)увлекаться чтением;3) рассказать сказку.
12.Укажите словосочетание со способом подчинительной связи -согласование:
1) первый ученик; 2)цветок липы; 3)дом отца.
13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи -управление:
1) весенний вечер; 2)встретить друзей; 3)созревший плод.
14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи -примыкание:
1) золотое кольцо; 2)учиться плавать; 3)учиться плаванию.
15. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – примыкание:
1) Чтение «Капитанской дочки» на уроках было счастливыми
минутами, поэтому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.
2) Есть у Куприна одна заветная тема (Паустовский).
16. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – управление:
1) Хлынувшая вода прорвала плотину.
2) Окрестности здесь очень живописны.
17. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – согласование:
1) Слова механика показались москвичу неуважительными.
2) Семь маленьких зверьков испуганно глядят на свет (Песков).
18. Укажите синонимичные словосочетания:
1) девушка высокого роста;
2) высокорослая девушка;
3) длинноногая девушка.
19. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:
1) кафе при дороге;
2) машина на ремонте.
20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании гулять в парке:
2) предлогом и окончанием;
3)окончанием.
21. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании гулять долго:
1) по смыслу; 2)окончанием.
22. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании веселая прогулка:
1) по смыслу; 2)окончанием.
23. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:
1) прилагательное, причастие, местоимение;
2) наречие, деепричастие.
24. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:
1) существительное, местоимение;
2) деепричастие, наречие.
25. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:
1) наречие, деепричастие;
2) существительное, местоимение.
26. Укажите правильное словосочетание:
1) одеть ребенка;
27. Употребите правильно падеж существительного при глаголе оплатить:
1) оплатить проезд;
2) оплатить за проезд.
(вариант 2)
1. Определите словосочетание со значением указания на предмет
и его признак:
1) длинная дорога; 2)нарисовать картину 3);рисовать долго.
2. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1) красивый закат; 2)писать письмо; 3)очень красивый.
3. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) высокая гора 2);победить страх; 3) хорошо учиться.
4. Определите словосочетание со значением признака признака:
1) идти медленно; 2)очень умный; 3)осенний день.
5. Определите, какой частью речи выражено главное слово: воскресный день, спортивный зол, зеленая дубрава.
1) именем прилагательным; 2)именем существительным.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: пи
лить дрова, убирать урожай, белить стены.
) глаголом;2) именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: очень
громко (говорить), весьма небрежно (писать).
1) кратким прилагательным; 2)наречием.
8. Определите, какой частью речи выражено главное слово: весь-
ма далекий, совсем старый, очень короткий.
1) именем прилагательным; 2)наречием.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного +
существительное:
1) любимый костюм; 2)костюм сестры; 3)сшить костюм.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ в В. п.:
1) увлекаться чтением; 2подарить маме; 3построить дом.
11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ в Т. п.:
1) прийти в гости; 2кататься на лыжах; 3заниматься с увлечением.
12. Укажите словосочетание со способом подчини тельной связи –
согласование:
1) отличная оценка; 2цветение вишни;
3говорить по телефону.
13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи –
управление:
1) морозное утро; 2упасть на землю;
14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи –
примыкание:
1) приятное лицо; 2быстро делать; 3) приказ командира
15. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – примыкание:
1) Снега кругом ослепительно сверкали (Шишков).
2) На траве лежала черпалка из бересты (Тургенев).
16. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь управление:
1) Роняет лес багряный свой убор (Пушкин).
2) Медленно гасли последние звезды (Поповкин).
17.Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь согласование:
1) Глянцевая зыбь отражала чистое небо (Катаев).
2) Мимо день и ночь проносились к фронту эшелоны (Поповкин).
18. Укажите синонимичные словосочетания:
1) тропинка через лес; 2 лесная тропинка; 3тропинка через овраг.
19. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:
1) город на море; 2промокающая обувь.
20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании играть в куклы:
1) по смыслу; предлогом и окончанием; 2)окончанием.
21. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании любить читать:
1) по смыслу; 2окончанием.
22. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании курортный город:
1) по смыслу; 2)окончанием.
23. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых
1) прилагательное, причастие, местоимение;
2) наречие, деепричастие.
24. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых
1) существительное, 2местоимение; 3деепричастие, 4наречие.
25. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:
1) наречие, 2 деепричастие; 3 существительное, 4 местоимение.
26. Укажите словосочетание с ошибкой:
1) пренебрегшего правилами; 2разговор откровенен;
3 пара ботинков; 4в восьмидесяти четырех городах.
27. Употребите правильно падеж существительного при глаголе заплатить:
1) заплатить проезд;
2) заплатить за телефон.
(вариант 3)
1. Укажите, какое сочетание слов не является словосочетанием:
1) внутри сада; 2хрустящий хлеб 3;зимняя дорога.
2. Определите словосочетание со значением указания на предмет
и его признак:
1) весело смеяться; 2песчаный берег; 3писать письмо.
3. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1) ехать загород; 2белые грибы; 3фонтан брызг.
4. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) капля меда 2;успешно поработал; 3любимый город.
5. Определите словосочетание со значением признака признака:
1)рано вставать; 2серьезный человек; 3очень сильный.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово:
детская комната, вечерняя пора, лесное озеро.
1) именем прилагательным; 2именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово:
жить на даче, охотиться в тайге, покупать продукты.
1) глаголом; 2именем существительным.
8. Определите, какие словосочетания являются синонимичными:
1) телефонный разговор; 2) разговор по телефону; 3) телефон товарища;
4) телефонный мастер.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного +
существительное:
1) веселый мальчик; 2поездка на море; 3приехать в деревню.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в В. п.:
1) заниматься спортом; 2изучать химию; 3встретиться с другом.
11. Укажите словосочетание с подчинительной связью – согласование:
1) верный товарищ; 2озеленение города; 3вешать занавески.
12. Укажите словосочетание с подчинительной связью – управление:
1) благоухание цветов; 2весенний сад; 3старательно учиться.
13. Укажите словосочетание с подчинительной связью – примыкание:
1) гулять по парку; 2смотреть фильм; 3приехать вечером.
14. Зависимое слово при примыкании выражается:
1) наречием, неопределенной формой глагола, деепричастием;
2) существительным, наречием, деепричастием.
15. Укажите, какое словосочетание является фразеологическим оборотом:
1) заварить чай; 2заварить кашу.
16. Зависимое слово при управлении выражается:
1) существительным, 2местоимением; 3 причастием, 4глаголом.
17. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – примыкание:
1) С деревьев медленно падали капли (Поповкин).
2) Над долиной прокатилось глухое эхо, растаяло в ущельях
(Поповкин).
18. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – управление:
1) С берега доносился лай собак, пение петуха, ржание лошади (Лацис).
2) Волнуется желтеющая нива (Лермонтов).
19. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – согласование:
1) Волнистые подмосковные поля неожиданно заблестели,
точно покрытые глазурью (Бубеннов).
2) Над броненосцем поднялась туча пыли (Новиков-Прибой).
2) 20. Укажите синонимичные словосочетания:
1) краска для пола 2)половая краска;
3) краска для волос.
21Укажите, какое словосочетание имеет синоним:
1) участок при школе;
2) низинная местность.
22.Определите, как выражается связь зависимого слова с глав-словосочетаний
ходить по лесу: 1) по смыслу; 2)предлогом и окончанием; 3) окончанием.
23. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав-словосочетаний идти быстро: 1) по смыслу; 2)окончанием.
24.Определите, как выражается связь зависимого слова с глав-словосочетаний
делать добро: 1) по смыслу; 2)окончанием.
25.Определите, как выражается связь зависимого слова с глав-словосочетаний курортный город: 1) по смыслу; 2)окончанием.
26.Каким членом предложения является слово шагом в предложении
-: Езда шагом наскучила ей (Горький).
2) несогласованное определение.
27.Укажите словосочетание с ошибкой:
1. Укажите словосочетание.
а) дается и впитывается в) родину не выбирают
б) вместе с рождением г) потому что она дается
2. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) восьмой класс в) выглянуло солнце
б) очень настойчивый г) поворот налево
3. В какой строке все словосочетания с подчинительной связью согласование?
а) каждый миг, говорить тихо
б) думающий человек, первая парта
в) гулять по саду, певчая птица
г) желание трудиться, весь урок
4. В каком словосочетании способ связи – управление?
а) осевший снег в) бежать не оглядываясь
б) ничего не знаю г) прибить крепко
5. В каком словосочетании способ связи – согласование?
а) низко лететь в) вдали от берега
б) на белом снегу г) читать про себя
6 . В каком словосочетании способ связи – примыкание?
а) ярко-голубой фон в) легко на душе
б) пахнет грибами г) живая сказка
7. Какое словосочетание является лишним в данном ряду?
а) стоять на мосту в) директор школы
б) начало весны г) сидеть не шевелясь
Выполните задания 8 – 10. Ответ запишите словами.
8. Замените словосочетание ВСКРИКНУЛ ОТ НЕОЖИДАННОСТИ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
9. Замените словосочетание ВЗГЛЯНУЛА СТРОГО, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Замените словосочетание ПЫЛЬНЫЙ УРАГАН, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст. Выполните задания 11 – 13. Ответ запишите словами или цифрами.
1) Солнце скрылось за снеговыми хребтами. (2) Оно бросало последние розовые лучи. (3) Снеговые горы начинали скрываться. (4) Только верхняя линия их обозначалась с ясностью на багровом свете заката. (5) Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть на темной лазури. (6) Наступила торжественная тишина.
11. Из предложений 1 – 3 выпишите словосочетание со связью примыкание.
12. Из предложений 2 – 3 выпишите словосочетание со связью управление.
13. Среди предложений 4 – 6 найдите предложение, в котором есть
словосочетания со связью примыкание. Запишите номер предложения.
14 . Выпишите из предложения Вдоль глубокого оврага стремительно мчатся лыжники все словосочетания и проведите синтаксический разбор каждого из них.
Тест с ответами: “Словосочетания и их виды”
1. В каком варианте слова не образуют словосочетания?
а) серебряный иней
б) читать книгу
в) сделать работу
г) поезд ушел+
2. Выберите вариант, в котором допущена ошибка в определении способа связи:
а) взявший у него – согласование+
б) работающий прибор – согласование
в) сообщим пришедшему – управление
г) торжественно встречать – примыкание
3. Отметьте словосочетание с подчинительной связью управление.
а) ореховая скорлупка;
б) глубоко вздохнула;
в) пересказывала истории.+
4. Найдите словосочетание с подчинительной связью согласование.
а) старый крот;+
б) отошла подальше;
в) увидела цветок.
5. Отметьте ошибки.
Согласование
а) Рассказывал сказки;+
б) штопальная игла.
Управление
в) Росли в горшочках;
г) пела песенку.
Примыкание
д) Чудесно пела;
е) слышал шум.+
6.Выберите словосочетание, где слова не связаны таким способом, как управление.
а) читал письмо
б) слушаем поучения
в) короткое сообщение+
г) вернуться с добычей
7. Выберите словосочетание, главное слово в котором — существительное:
а) дивный сон+
б) стремящийся к знаниям
в) освещавшая комнату
г) привезенный из города
8.В каком из словосочетаний слова связаны не с помощью примыкания?
а) вернуться поздно
б) очень громко
в) по-весеннему тепло
г) пропустил из-за болезни+
9. В каком словосочетании главное слово – существительное?
а) комментировать происшедшее
б) очень быстро
в) многие города+
г) обсудить все
10. В каком из данных словосочетаний слова связаны управлением?
а) привычка командовать
б) зимними вечерами
в) пробили на башне+
г) на городской башне
11. Выберите словосочетание, в котором слова связаны примыканием:
а) обеими руками
б) удостоен премии
в) за строящимся домом
г) работать кое-как+
12. В каком примере слова не образуют словосочетания?
а) мои планы
б) сильный дождь
в) сделать ошибку
г) задача решена+
13. Выберите вариант с ошибкой в определении способа связи:
а) купивший у него – согласование+
б) прямая спина – согласование
в) сообщим пришедшему – управление
г) намного дальше – примыкание
14. В каком из данных словосочетаний неверно отмечено главное слово?
а) прелестный цветок;
б) славно заживете;+
в) кудрявые деревья.
15. Выберите глагольное словосочетание.
а) украшала дом;+
б) желтыми кувшинками;
в) на широком листе.
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия: