Что такое синонимы знания
Содержание
- 1 Что такое синонимы знания
- 1.1 Синонимы к слову «знание»
- 1.1.1 Делаем Карту слов лучше вместе
- 1.1.2 Связанные слова и выражения
- 1.1.3 Связанные слова (по тематикам)
- 1.1.4 Ассоциации к слову «знание»
- 1.1.5 Предложения со словом «знание»
- 1.1.6 Цитаты из русской классики со словом «знание»
- 1.1.7 Сочетаемость слова «знание»
- 1.1.8 Каким бывает «знание»
- 1.1.9 Значение слова «знание»
- 1.1.10 Афоризмы русских писателей со словом «знание»
- 1.1.11 Отправить комментарий
- 1.1.12 Дополнительно
- 1.2 Урок русского языка по теме: «Что такое синонимы?»
- 1.3 Синонимы к слову знания
- 1.4 Больше релевантных слов
- 1.5 Ассоциации со словом знания
- 1.6 Значение слова знания
- 1.7 Предложения со словом знания
- 1.8 Цитаты со словом знания
- 1.9 Что такое синонимы в русском языке
- 1.10 Понятие о синонимах
- 1.11 Семантические и стилистические синонимы
- 1.12 Контекстуальные синонимы
- 1.13 Значение синонимов в речи
- 1.14 Фразеологизмы-синонимы
- 1.15 Что такое синонимы? Определение и примеры
- 1.16 Понятие о синонимах
- 1.17 Семантические и стилистические синонимы
- 1.18 Значение синонимов в речи
- 1.19 Фразеологизмы-синонимы
- 1.20 Видеоурок на тему «Антонимы и синонимы»
- 1.21 ЗНАНИЯ
- 1.21.1 ЗНАНИЯ
- 1.21.2 ЗНАНИЯ
- 1.21.3 ЗНАНИЯ
- 1.21.4 ЗНАНИЯ
- 1.21.5 ЗНАНИЯ
- 1.21.6 ЗНАНИЯ
- 1.21.7 ЗНАНИЯ
- 1.21.8 ЗНАНИЯ
- 1.21.9 ЗНАНИЯ
- 1.21.10 ЗНАНИЯ
- 1.21.11 ЗНАНИЯ
- 1.21.12 ЗНАНИЯ
- 1.21.13 ЗНАНИЯ
- 1.21.14 ЗНАНИЯ
- 1.21.15 ЗНАНИЯ
- 1.21.16 ЗНАНИЯ
- 1.21.17 ЗНАНИЯ
- 1.21.18 ЗНАНИЯ
- 1.21.19 ЗНАНИЯ
- 1.21.20 ЗНАНИЯ
- 1.21.21 ЗНАНИЯ
- 1.21.22 ЗНАНИЯ
- 1.21.23 ЗНАНИЯ
- 1.21.24 ЗНАНИЯ
- 1.21.25 ЗНАНИЯ
- 1.1 Синонимы к слову «знание»
Синонимы к слову «знание»
- познание, опыт
- познание, эрудиция, начитанность, кругозор
- познание, постижение, понимание, познавание, осмысление, уяснение, учение, уразумение
- постижение, понимание, приобщение
- познание, изучение, осмысление, ознакомление
- постижение, познавание, Логос
- осмысление, усвоение
- умение, способность, эрудиция, учёность, начитанность, образованность, ум, талант, опытность, тонкость
- понимание, значение
- опыт, практика, ведение
- понимание, уяснение, модус
- навык, усвоение, овладение, освоение, техника
- кругозор, осведомлённость
- искусство, талант, мастерство
- навык, привычка
- ум, разумение
- всезнание
- грамотность, представление
- понимание, узнавание, знакомство
- понятие, учение, мировоззрение, воззрение, общество, идеал, олицетворение
- понятие, воззрение, представление, образ, сколок
- навык, мастерство, сноровка, ловкость, выдержка
- опытность, мастерство, хитроумие, хитрость
- суждение, мнение
- область, сфера, круг
- информация, сведение, факт, багаж, новость
- компетентность, квалификация, подготовленность, компетенция
- талант, поприще, нива, поле
- способ, хитрость, приём, уловка
- компонент, элемент, формирование, единица, тип
- осторожность, благоразумие, предосторожность
- факт, фрагмент, отрывок, эпизод, часть, кусок
- такт, пассаж
- информированность, искушённость
- хорошая осведомлённость
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: глазастый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Связанные слова и выражения
- знание, эрудиция, методология, миропонимание, систематизация, познание, мировоззрение, сущность, богословие, неисчерпаемость, всеобщность, диалектика, кладезь, разум, познаваемость
- абстрагирование, соционика, метафизика, психология, умозрение, оперирование
- незнание, зазубривание
- эмпирия, полузнание, дистинкция, начатки, гнозис, каббала
- применять на практике
- познавательная деятельность
- представление о мире
- различные науки
- культура мышления
- изучаемый предмет
- системное мышление
- глубинное понимание
- результаты познания
- целостное видение
- основанное на опыте
- цель обучения
- проникать в суть
- духовный опыт
- разговорный интеллект
- современная наука
- познавать действительность
- методика освоения навыков
- ключевые компетенции
- природа реальности
- постижение истины
- настоящий учитель
- от мастера к ученику
- познающий субъект
- активное обучение
Связанные слова (по тематикам)
- Люди: ученик, учитель, учащийся, адепт, наставник
- Места: семинарий, школа, лицей, гимназия, академия
- Предметы: учебник, первооснова, методичка, задачник, букварь
- Действия: премудрость, начатки, преподавание, самопознание, обучение
- Абстрактные понятия: знание, учение, педагогика, математика, дзэн-буддизм
Ассоциации к слову «знание»
Предложения со словом «знание»
- Новые данные, новые знания отвечали новому спросу на ценообразование.
Цитаты из русской классики со словом «знание»
- — Высшая мудрость основана не на одном разуме, не на тех светских науках физики, истории, химии и т. д., на которые распадается знание умственное.
Сочетаемость слова «знание»
- новые знания
научное знание
полученные знания - со знанием дела
знание языка
знание законов - уровень знаний
получение знаний
область знаний - знания помогают
знания остались
знание упразднится - обладать знаниями
получить знания
использовать знания - (полная таблица сочетаемости)
Каким бывает «знание»
Значение слова «знание»
ЗНА́НИЕ , -я, ср. 1. Обладание какими-л. сведениями, осведомленность в какой-л. области. Знание законов развития. Знание жизни. Знание языка. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «знание»
- Годы дают нам опыт, учеба — знание.
Отправить комментарий
Дополнительно
- Как правильно пишется слово «знание»
- Склонение существительного «знание» (изменение по числам и падежам)
- Разбор по составу слова «знание» (морфемный разбор)
- Цитаты со словом «знание» (подборка цитат)
- Перевод слова «знание» и примеры предложений (английский язык)
Значение слова «знание»
ЗНА́НИЕ , -я, ср. 1. Обладание какими-л. сведениями, осведомленность в какой-л. области. Знание законов развития. Знание жизни. Знание языка.
Предложения со словом «знание»
Новые данные, новые знания отвечали новому спросу на ценообразование.
С социальным и особенно гуманитарным блоками научного знания дело обстояло сложнее из-за деятельностного характера формирования и проявления законов существования общества и человека.
И система научных знаний людей, и индивидуальный опыт некоторого субъекта предполагают абстрагирование и обобщение.
Урок русского языка по теме: «Что такое синонимы?»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык.
Тема урока: «Что такое синонимы?»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Что такое синонимы?»
Формировать представление о синонимах и о их роли в речи;
Формировать умение распознавать среди предложенных слов синонимы;
Формировать умение подбирать к предложенным словам синонимы;
Формировать умение использовать синонимы в речи.
Учащиеся научатся:
определять роль синонимов в речи.
распознавать среди предложенных слов синонимы;
подбирать к предложенным словам синонимы;
Получат возможность научиться:
использовать синонимы в речи.
Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
Формировать умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение классификацию по заданным критериям, обобщать, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря.
Формировать умения владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других, контролировать действия партнёра, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять итоговый контроль по результату,
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;
Познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить классификацию, сравнение по заданным критериям;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
владеть диалогической формой речи;
слушать и понимать речь других;
Учащиеся получат возможность научиться:
контролировать действия партнера;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Дидактические средства: Учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г, презентация м/м, карточки с заданиями, толковый словарь С. И Ожегова, тренажеры на классификацию по теме «Синонимы».
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(демонстрация на слайде)
Приветствие учащихся.
Настраивает обучающихся на работу через эпиграф урока.
Прочитайте эпиграф к уроку.
Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями.
Как вы понимаете данную пословицу?
Как вы думаете, как эпиграф и наш урок связаны между собой?
Человек освещается знанием – знания придают человеку силу, уверенность в себе, побуждают к творчеству. Поэтому сегодня на уроке мы будем открывать новые знания.
Приветствуют учителя.
Читают эпиграф, отвечают на вопросы.
К: владеть диалогической формой речи.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
( задание на классификацию)
Организует повторение изученного через фронтальный опрос.
Ну а для того, чтобы открыть что – то новое, нужно закрепить старое в своей памяти.
Что такое лексическое значение слова?
Где узнать, что означает незнакомое слово?
Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?
Какое может быть значение у многозначного слова?
На что указывает прямое значение слова?
А на что переносное?
Организует задание на классификацию словосочетаний с прямым и переносным значениями.
В каких из словосочетаний слово употреблено в переносном значении?
кислая улыбка
море огней
золотая монета
бабушкин самовар
кнопка звонка
гребень горы.
Отвечают на вопросы.
Это то, что слово обозначает.
В толковом словаре.
Слова, которые имеют одно значение, называются однозначными. Несколько значений имеют многозначные слова.
Прямое и переносное.
Прямо указывает на предмет (признак, действие)
Как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому- либо свойству.
Находят словосочетание со словом с переносным значением.
Кислая улыбка, море огней, гребень горы.
Р: принимать и сохранять учебную задачу;
К: владеть диалогической формой речи;
П: проводить классификацию по заданным критериям.
Выявление причины и места затруднения.
(работа с текстом)
Организует работу с текстом для выявление проблемы урока.
Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений.
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
Какие предложения у вас получились?
Выделите в первом предложении грамматическую основу.
Какое слово употреблено здесь в переносном значении?
Каким словом можно заменить слово «пришла»?
Что общего у этих слов?
А кто знает, как называются эти слова?
Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?
Организует работу с учебником для определения темы урока.
Откройте учебник на стр 52. и найдите как же называются слова с близким значение.
Предлагает назвать тему урока.
Какая тема нашего сегодняшнего урока?
Читают текст, отвечают на вопросы.
Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.
Наступила, настала, началась
Слова с близким значением.
Затрудняются ответить.
Со словами, которые имеют близкое значение.
Открывают учебник на стр. 52, читают название темы.
Называют тему урока.
подбирать к предложенным словам синонимы;
П: осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
К: владеть диалогической формой речи;
Построение проекта выхода из затруднения.
Предлагает определить цель урока.
Какую цель мы поставим перед собой?
Определяют задачи урока.
По каким шагам мы достигнем этой цели?
Определяют цель урока.
Познакомиться с синонимами.
Определяют задачи урока.
Будем учиться находить синонимы, подбирать синонимы, использовать синонимы в своей речи.
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
Реализация построенного проекта.
Давайте проведём исследование. Будем работать в группах.
Знакомит обучающихся с заданиями для работы в группах. (Приложение 1)
1 группа
Исследуйте значение слова «синоним» в толковом словаре С. И. Ожегова.
2 группа
Разделите слова на три группы и распределите их в таблице
ребята, строят, весёлые, мастерят, дети, радостные
3 группа
Сравните два текста и сделайте вывод. Какой текст больше понравился и почему?
Можете приступать к выполнению заданий.
Организует проверку выполненных заданий.
Что говорится о синонимах в толковом словаре С. И. Ожегова.
Вторая группа, какие группы у вас получились? Какие слова входят в эти группы?
Все эти слова, чем являются?
Какой вывод вы можете сделать?
Третья группа, какое задание вам было предложено? Что вы заметили? Какой вывод можете сделать?
Предлагает сделать общий вывод по исследованию.
Давайте сделаем общий вывод нашего исследования. Какие слова называются синонимами? Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы?
Организует работу с правилом на стр.52
Давайте проверим свои предположения по учебнику.
Прочитайте правило на стр. 52
Задает вопросы по правилу.
Что же называется синонимами?
Организует знакомство и работу со словарем синонимов в учебнике.
А вы знаете, что в русском языке существует словарь синонимов.
У нас в учебнике тоже есть словарь синонимов на с.141. Откройте его, посмотрите, какие слова там записаны. Назовите синоним к словам ветер, чуткий, думать, правильный.
Синонимы к слову знания
Больше релевантных слов
Ассоциации со словом знания
Значение слова знания
вид информации, отражающей опыт специалиста (эксперта) в определенной предметной области, его понимание множества текущих ситуаций в ее объектах и способы перехода от одного описания объекта к другому. Говоря образно: знания = данные + убеждения + правила.
Предложения со словом знания
- В современной философии науки рядом исследователей предлагается компромиссное решение, суть которого сводится к трактовке науки как многослойного, многоуровневого образования, структурированию научного знания, выделении в ней ряда уровней (слоев) и в отнесении «ненаучных» (ложных, не подтвержденных дальнейшим ходом развития науки) знаний к истории науки.
- Методологические основания неклассической науки были пересмотрены также в сторону усиления роли и значения вероятностно-статистических методов на всех этапах научного познания (с точки зрения неклассической методологии, и на этапе получения нового знания в науке, и на этапе его обоснования эмпирический опыт не доказывает, а только подтверждает научные построения, делая их более или менее вероятными) и на всех уровнях научного знания (вероятностный характер получения и обоснования имеют не только эмпирические, но и теоретические законы).
- Сам факт, что множество ремесленников в разных местах находили наилучшие методы создания сложных материалов и устройств, а затем могли в течение веков с высокой точностью воспроизводить эти методы в производстве массы изделий, говорит о высокоразвитой системе сбора, систематизации, хранения и передачи знания и о строгом контроле за его правильным использованием.
- Если же к этому еще добавить, что после Реформации развитие западноевропейских религий в сектах и церквях пошло в соответствии с общим законом направления (Richtungsgesetz), по которому откровению и благодати отводилось все большее значение в формировании религиозного знания, а свободная активность человека по отношению к божественному и его разумное познание (а тем самым и метафизический дух) все больше и больше вытеснялись в той мере, в какой во все возрастающей степени повышалась активность, направляемая установкой на земное в труде, технике, профессии, хозяйстве, властной политике, то здесь только с еще большей точностью и определенностью распознается все тот же закон направления, который несло в себе западноевропейское развитие в плане взаимоотношений религии и метафизики со времен происхождения христианства вообще.
Цитаты со словом знания
- Вот за что я люблю историю! Человек, проживший век без знания ее, обладает опытом лишь одного поколения, иначе говоря, опытом своей краткой жизни. Человек же, знающий историю, суммирует в себе опыт множества поколений.
Валентин Пикуль, «Фаворит» - Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы.
Денис Иванович Фонвизин, «Недоросль» - У нас есть знания, но нет мудрости, есть комфорт, но нет безопасности, есть вероучения, но нет веры.
Генри Миллер, «Время убийц» - Пока человек отдает себе отчет, что его знания и опыт — ничтожная крупица реальной картины мира, он настолько не безнадёжен, что пари впору заключать, делая ставку на его блестящее будущее.
Макс Фрай, «Ворона на мосту» - Экзамены, сэр, – это чистейшая чепуха, от начала до конца. Если ты джентльмен, так тебя учить нечему, тебе достаточно того, что ты знаешь. А если ты не джентльмен, то знания тебе только во вред.
Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея»
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»
Что такое синонимы в русском языке
Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению. Узнаем, что такое синонимы в русском языке.
Понятие о синонимах
Чтобы уметь пользоваться лексическим богатством русского языка, хорошо владеть речью, важно знание и правильное употребление лингвистических средств, создающих точную и логичную речь. Такими лексическими средствами языка являются синонимы, антонимы, паронимы, омонимы.
Греческим термином синонимы, что переводится как одноимённость, называются слова, которые обозначают одно и то же понятие, но различаются по написанию и звучанию, а также оттенками значения или стилистической окраской.
Например, падение снега в ветреную погоду можно обозначить словами-синонимами:
- метель
- пурга
- метелица
- вьюга
- буран
По словообразовательному составу выделяют синонимы однокорневые (следствие — расследование) и разнокорневые (слепой — незрячий).
В лексике русского языка различают виды синонимов:
- семантические
- стилистические
- абсолютные синонимы.
Семантические и стилистические синонимы
Семантические синонимы различаются только оттенками значения и образуют семантический ряд.
Семантический ряд
Синонимами являются слова:
- бой
- битва
- сеча
- сражение.
Они образуют семантический ряд, в котором стилистически нейтральное и наиболее общее по смыслу слово «бой» выступает в качестве главного. Существительные «битва» и «сражение» принадлежат книжному стилю. Слово «сеча» носит архаичный оттенок.
Синонимами бывают слова одной части речи, например:
- высокомерный, гордый, надменный, важный, спесивый;
- разрушать, ломать, громить, крушить;
- печально, грустно, невесело, тоскливо, нерадостно.
В синонимичном ряду «ломать», «разрушать», «громить», «крушить» отмечается нарастание действия по его интенсивности (ломать — крушить). Эти слова, отличающиеся оттенками значения, называются семантическими синонимами.
Слова, составляющие семантический ряд, могут иметь тончайшие оттенки в значениях, которые без контекста, как правило, не различаются. Вот, например, как Д. Фонвизин объясняет слова «ветхий», «древний», «старинный», «старый»:
Старо то, что давно было ново, старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленных веках…
Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если скуп, то в сундуках его найдёшь много ветхого.
Стилистические синонимы принадлежат разным стилям речи, начиная со стилистически нейтрального и заканчивая просторечными словами, например:
- ходить, бродить, шататься, слоняться, шляться, таскаться;
- скупой, скряга, скупердяй, сквалыга, скаред, жадина;
- выговор, замечание, внушение, порицание, головомойка, нагоняй, нахлобучка, взбучка.
Очень важно чувствовать тончайшие смысловые и эмоционально- экспрессивные оттенки синонимов, чтобы наиболее точно выбрать слово и тем самым достичь точности выражения. Например, глагол «узнать» имеет большое количество стилистических вариантов:
- испытать, подвергнуться, испить чашу до дна ( книжн.);
- попробовать, испытать на собственной шкуре (разг.);
- изжить (уст.)
Стилистические синонимы, обозначая одно и то же явление действительности, имеют разную сферу употребления:
- провинция (нейтр.) — глухомань (разг.);
- отец (лит.) — батюшка ( устар.);
- печальный (нейтр.) — кручинный (нар.-поэт.).
Синонимы называются абсолютными, если разные слова обозначают одно и то же и не имеют ни семантических, ни стилистических различий:
- бегемот — гиппопотам;
- потому что — так как.
Контекстуальные синонимы
Особую группу составляют контекстуальные синонимы. Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит только в условиях определенного контекста. Вне этого контекста они не являются синонимами.
В большинстве случаев контекстуальные синонимы имеют экспрессивную окраску. Их задачей является не назвать явление, признак или процесс, а охарактеризовать его. Например, в определенных контекстах глагол «говорить» (сказать) имеет синонимы:
- бросить
- проронить
- уронить
- брякнуть
- отколоть
- сморозить
- выдать
- загнуть
- ввернуть и пр.
Значение синонимов в речи
Синонимы призваны разнообразить нашу речь. Чтобы не повторяться, мы используем слово с тем же значением, но звучащее по-другому, то есть синоним. Иногда синоним нужен, чтобы подчеркнуть тонкое различие оттенка смысла, для более точного названия близких, но все же различающихся предметов, их свойств или действий.
- скучал по дому — скучал о доме;
- река течёт между крутыми берегами — между крутых берегов.
веселье — радость | грусть |
аккуратно — опрятно | неряшливо |
грусть — печаль | веселье |
гостеприимно — радушно | неприветливо |
громко — оглушительно | тихо |
Итак, синонимы используются в речи:
Примеры синонимов
- Родина — Отчизна — Отечество;
- взволновать — тронуть — потрясти;
- клевета — наговор — поклеп — напраслина — навет;
- понятно — толково — вразумительно;
- знаменитый — признанный — популярный — прославленный;
- близкий — ближний — соседний — близлежащий.
Фразеологизмы-синонимы
Синонимами могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы.
Сочетания «хоть пруд пруди», «тьма-тьмущая», «куры не клюют», «полон рот», «хоть отбавляй», «девать некуда» синонимичны наречию «много».
Слову «быстро» эквивалентно значение синонимичных устойчивых словосочетаний:
- во все лопатки;
- сломя голову;
- в мгновенье ока;
- высунув язык;
- со всех ног;
- во всю мочь.
Укажем примеры синонимичных пар фразеологизмов:
- сидеть сложа руки — бить баклуши;
- тянуть канитель — черепашьим шагом;
- намылить шею — продрать с песочком;
- водить за нос — втирать очки;
- стреляный воробей — тертый калач;
- кожа да кости — мало каши ел;
- сложить голову — сыграть в ящик;
- не размыкать уст — набрать в рот воды;
- петь одну и ту же песню — крутить шарманку;
- дать импульс — внести свежую струю.
Благодаря синонимам, наша речь становится образной, выразительной и яркой.
Это интересно: Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.
Крайне важно не путать полное отсутствие окончания в слове и нулевое окончание. Чтобы понять, к какому разряду относится какое-либо слово, необходимо попробовать изменить его, просклонять.
Если, воспользовавшись этим способом, вы, например, обнаружили окончание «е» в какой-либо падежной форме, значит, данной слово относится к группе «слова с нулевым окончанием». Если же после разбора оно так и осталось неизменным, следовательно, окончание полностью отсутствует.
Что такое синонимы? Определение и примеры
Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению.
Узнаем, что такое синонимы в русском языке.
Понятие о синонимах
Чтобы уметь пользоваться лексическим богатством русского языка, хорошо владеть речью, важно знание и правильное употребление лингвистических средств, создающих точную и логичную речь. Такими лексическими средствами языка являются синонимы, антонимы, паронимы, омонимы.
Например, падение снега в ветреную погоду можно обозначить словами-синонимами:
- метель
- пурга
- метелица
- вьюга
- буран
По словообразовательному составу выделяют синонимы однокорневые (следствие — расследование) и разнокорневые (слепой — незрячий).
В лексике русского языка различают виды синонимов:
- семантические
- стилистические
- абсолютные синонимы.
Семантические и стилистические синонимы
Семантические синонимы различаются только оттенками значения и образуют семантический ряд.
Семантический ряд
Синонимами являются слова:
- бой
- битва
- сеча
- сражение.
Они образуют семантический ряд, в котором стилистически нейтральное и наиболее общее по смыслу слово «бой» выступает в качестве главного. Существительные «битва» и «сражение» принадлежат книжному стилю. Слово «сеча» носит архаичный оттенок.
Синонимами бывают слова одной части речи, например:
- высокомерный, гордый, надменный, важный, спесивый;
- разрушать, ломать, громить, крушить;
- печально, грустно, невесело, тоскливо, нерадостно.
В синонимичном ряду «ломать», «разрушать», «громить», «крушить» отмечается нарастание действия по его интенсивности (ломать — крушить). Эти слова, отличающиеся оттенками значения, называются семантическими синонимами.
Слова, составляющие семантический ряд, могут иметь тончайшие оттенки в значениях, которые без контекста, как правило, не различаются. Вот, например, как Д. Фонвизин объясняет слова «ветхий», «древний», «старинный», «старый»:
Старо то, что давно было ново, старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленных веках… Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если скуп, то в сундуках его найдёшь много ветхого.
Стилистические синонимы принадлежат разным стилям речи, начиная со стилистически нейтрального и заканчивая просторечными словами, например:
- ходить, бродить, шататься, слоняться, шляться, таскаться;
- скупой, скряга, скупердяй, сквалыга, скаред, жадина;
- выговор, замечание, внушение, порицание, головомойка, нагоняй, нахлобучка, взбучка.
Очень важно чувствовать тончайшие смысловые и эмоционально- экспрессивные оттенки синонимов, чтобы наиболее точно выбрать слово и тем самым достичь точности выражения. Например, глагол «узнать» имеет большое количество стилистических вариантов:
- испытать, подвергнуться, испить чашу до дна ( книжн.);
- попробовать, испытать на собственной шкуре (разг.);
- изжить (уст.)
Стилистические синонимы, обозначая одно и то же явление действительности, имеют разную сферу употребления:
- провинция (нейтр.) — глухомань (разг.);
- отец (лит.) — батюшка ( устар.);
- печальный (нейтр.) — кручинный (нар.-поэт.).
Синонимы называются абсолютными, если разные слова обозначают одно и то же и не имеют ни семантических, ни стилистических различий:
- бегемот — гиппопотам;
- потому что — так как.
Контекстуальные синонимы
Особую группу составляют контекстуальные синонимы. Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит только в условиях определенного контекста. Вне этого контекста они не являются синонимами. В большинстве случаев контекстуальные синонимы имеют экспрессивную окраску. Их задачей является не назвать явление, признак или процесс, а охарактеризовать его. Например, в определенных контекстах глагол «говорить» (сказать) имеет синонимы:
- бросить
- проронить
- уронить
- брякнуть
- отколоть
- сморозить
- выдать
- загнуть
- ввернуть и пр.
Значение синонимов в речи
Синонимы призваны разнообразить нашу речь. Чтобы не повторяться, мы используем слово с тем же значением, но звучащее по-другому, то есть синоним. Иногда синоним нужен, чтобы подчеркнуть тонкое различие оттенка смысла, для более точного названия близких, но все же различающихся предметов, их свойств или действий.
- скучал по дому — скучал о доме;
- река течёт между крутыми берегами — между крутых берегов.
СИНОНИМЫ | АНТОНИМЫ |
---|---|
веселье — радость | грусть |
аккуратно — опрятно | неряшливо |
грусть — печаль | веселье |
гостеприимно — радушно | неприветливо |
громко — оглушительно | тихо |
Итак, синонимы используются в речи:
- для более точного выражения мысли (влажный и мокрый);
- для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся, шмякнулся, шлепнулся);
- как средство для преодоления неоправданного повтора одного и того же слова;
- как способ связи соседних предложений в тексте.
Примеры синонимов
- Родина — Отчизна — Отечество;
- взволновать — тронуть — потрясти;
- клевета — наговор — поклеп — напраслина — навет;
- понятно — толково — вразумительно;
- знаменитый — признанный — популярный — прославленный;
- близкий — ближний — соседний — близлежащий.
Фразеологизмы-синонимы
Синонимами могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы.
Сочетания «хоть пруд пруди», «тьма-тьмущая», «куры не клюют», «полон рот», «хоть отбавляй», «девать некуда» синонимичны наречию «много».
Слову «быстро» эквивалентно значение синонимичных устойчивых словосочетаний:
- во все лопатки;
- сломя голову;
- в мгновенье ока;
- высунув язык;
- со всех ног;
- во всю мочь.
Укажем примеры синонимичных пар фразеологизмов:
- сидеть сложа руки — бить баклуши;
- тянуть канитель — черепашьим шагом;
- намылить шею — продрать с песочком;
- водить за нос — втирать очки;
- стреляный воробей — тертый калач;
- кожа да кости — живые мощи;
- сложить голову — сыграть в ящик;
- не размыкать уст — набрать в рот воды;
- петь одну и ту же песню — крутить шарманку;
- дать импульс — внести свежую струю.
Благодаря синонимам, наша речь становится образной, выразительной и яркой.
Видеоурок на тему «Антонимы и синонимы»
ЗНАНИЯ
Смотреть больше слов в « Словаре синонимов »
Смотреть что такое ЗНАНИЯ в других словарях:
ЗНАНИЯ
знания мн. Совокупность сведений, познаний в какой-л. области.
ЗНАНИЯ
проверенный обществ.-ист. практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. 3. фиксируются в форме знаков естеств. и искусств, языков. Элементарные 3., обусловленные биол. закономерностями, свойственны и животным, у к-рых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. 3. являются органич. единством чувственного и рационального. На основе 3. вырабатываются умения и навыки. 3. могут быть донаучными, житейскими, художественными (как специфич. способ эстетич. освоения действительности) и научными (эмпирические и теоретические). Житейские 3., основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Эта форма 3. развивается и обогащается по мере прогресса науч. 3. В то же время сами науч. 3. вбирают в себя опыт житейского познания. Науч. 3. могут быть переданы путём организованного целенаправленного обучения и характеризуются осмыслением фактов в системе понятий данной науки. Науч. 3., получаемые учеником в школе, зачастую расходятся и даже противоречат житейским представлениям и понятиям ребёнка в силу ограниченности или односторонности опыта, на к-рый последние опираются. Усваивая науч. понятия, имеющие строго определённое в данной науч. области значение (напр., понятие тела в курсе физики), уч-ся понимают их в соответствии с более узким (или более широким) житейским смыслом. 3., усваиваемые в процессе обучения, должны быть систематичными, охватывать всё основное в изучаемой области, быть взаимосвязанными, иметь определённую логич. структуру и усваиваться в определённой последовательности. Наряду с внутрипредметными связями, относящимися обычно к одному и тому же уч. предмету, должны создаваться и межпредметные связи. Осознанность, осмысленность 3., насыщенность их конкретным содержанием, умением учащихся не только назвать и описать, но и объяснить изучаемые факты, указать их взаимосвязи и отношения, обосновать усваиваемые положения, сделать выводы из них — отличает содержательные 3. от формализованных. Основой усвоения 3. является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Существенная роль в этом процессе отводится и запоминанию. Практич. применение 3. в процессе их усвоения и закрепления — наиб. действенное средство преодоления формализма в усвоении 3., особенно при усвоении обобщённых 3. (общих положений, принципов, закономерностей). 3., приобретаемые в процессе обучения, характеризуются разл. глубиной проникновения в их сущность. Эта глубина зависит и от достигнутого людьми уровня познания данной области явлений, и от целей обучения, и от индивидуальных особенностей учащихся — от уже имеющегося у них запаса 3., уровня их умственного развития, от адекватности усваиваемого 3. возрасту учащихся. Различают глубину и широту 3., степень полноты охвата ими предметов и явлений данной области действительности, их особенностей, закономерностей, а также степень детализованности 3. Организованное шк. обучение требует чёткого определения глубины и широты 3., установления их объёма и конкретного содержания. 3. и правильно избранный путь их усвоения — предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе 3. ещё не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрений человека, 3. в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности, и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей. Однако возможны расхождения 3, и убеждений человека (напр., 3. моральных норм не гарантирует следования им). Лит: Пономарев Я. А., Знания, мышление и умственное развитие, М., 1967; Шапоринский С. А., Обучение и науч. познание, М., 1981. смотреть
ЗНАНИЯ
совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях действительности; результаты процесса познания действительности, отражающие ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей и т. д.; продукт познания человеком предметов и явлений действительности, законов природы и общества; отражение в сознании или в материализованной форме явлений и предметов реального мира в их причинно-следственных связях и отношениях. Знания военнослужащего должны быть глубокими, гибкими, прочными и действенными. Глубина знаний означает, насколько военнослужащий прочно усваивает сущность, внутренние связи, закономерности сложных явлений, происходящих событий. Гибкость отражает способность творчески использовать их в меняющихся условиях. Прочность – сохранение и устойчивость знаний в сложных условиях воинской деятельности. Действенность – воплощение знаний в практических действиях. Этапы овладения знаниями: — осознание познавательной задачи, уяснение ее сути, значения, актуальности; — передача и восприятие учебного материала; — осмысление материала, его творческая переработка, мысленное расчленение, выделение главного, обобщение основных частей и т. п. Это более активный, на уровне творчества, процесс; — запоминание учебного материала; — применение знаний. Уровни и виды знаний: — начальный уровень – «знания-знакомства», позволяющие воину ориентироваться в обстановке в самых общих чертах; — средний уровень – «знания-репродукции», дающие военнослужащему возможность воспроизвести учебный материал; — высокий уровень – «знания-умения», позволяющие уверенно, творчески применять их в любой боевой обстановке; — высший уровень – «знания-трансформации», дающие возможность не только творчески их применять, но и с их помощью создавать (открывать) новые знания. смотреть
ЗНАНИЯ
усвоенные или познанные индивидом вербальные, символические или операционные (манипулятивные) сведения, произвольно воспроизводимые индивидом в своей речи или действиях. Нами намеренно знания, умения, навыки (традиционно рассматриваемые в педагогике как результаты обучения) вынесены в раздел, предшествующий обучению. Это сделано потому, что знания, а тем более навыки и умения, могут сформироваться у индивида и без обучения. Например, в результате познания у исследователя появляются определенные знания тогда, когда они еще не переданы в объективный опыт человечества (т.е. существуют еще не в объективизированной, в невербальной форме), однако используются субъектом познания в своей деятельности. Навыки спонтанно формируются у индивида в любой повторяющейся практической деятельности. Знания в свете психологических исследований нельзя рассматривать как застывший образ чего-либо. Знания — это тоже специфическая деятельность: «Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Критерий знаний также неотделим от действий. Знать — это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Знание — понятие относительное. Степень (качество) усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать». Таким образом и знания (а не только умения) связаны с деятельностью, в процессе которой они усваиваются. смотреть
ЗНАНИЯ
(knowledge) — энциклопедический словарь Webster дает следующие определения знания: 1) понимание, приобретаемое фактическим опытом (например, знание плотницкого ремесла); 2) А: состояние осведомленности о чем-то или обладание информацией, Б: диапазон информированности или осведомленности; 3) акт понимания: ясное восприятие истины; 4) нечто понятое и держащееся в уме. Знания представляют собой комбинацию опыта, ценностей, контекстной информации, экспертных оценок, которая дает возможность оценивать и инкорпорировать новый опыт и информацию. Сэр Френсис Бэкон (1561–1626) дал знаменитое определение: «знания — сила». Знания могут классифицироваться на коренные, обеспечивающие успех, или инновационные. Коренные знания являются минимально необходимыми — их уровень обеспечивает «участие в игре». Обладание ими не может обеспечить долговременную конкурентную значимость фирмы, но создает определенный барьер входу в отрасль. Коренные знания обычно имеют все участники отрасли и, следовательно, они обеспечивают определенное преимущество перед фирмами, желающими войти в отрасль. Инновационные знания дают фирме возможность лидировать в отрасли, увеличивая ее конкурентный потенциал. Часто они дают фирме возможность изменить «правила игры», более успешно, чем конкуренты, использовать стратегию дифференциации деятельности для увеличения своей доли в определенных нишах рынков. смотреть
ЗНАНИЯ
(knowledge) — энциклопедический словарь Webster дает следующие определения знания: 1) понимание, приобретаемое фактическим опытом (например, знание плотницкого ремесла); 2) А: состояние осведомленности о чем-то или обладание информацией, Б: диапазон информированности или осведомленности; 3) акт понимания: ясное восприятие истины; 4) нечто понятое и держащееся в уме. Знания представляют собой комбинацию опыта, ценностей, контекстной информации, экспертных оценок, которая дает возможность оценивать и инкорпорировать новый опыт и информацию. Сэр Френсис Бэкон (1561–1626) дал знаменитое определение: «знания — сила». Знания могут классифицироваться на коренные, обеспечивающие успех, или инновационные. Коренные знания являются минимально необходимыми — их уровень обеспечивает «участие в игре». Обладание ими не может обеспечить долговременную конкурентную значимость фирмы, но создает определенный барьер входу в отрасль. Коренные знания обычно имеют все участники отрасли и, следовательно, они обеспечивают определенное преимущество перед фирмами, желающими войти в отрасль. Инновационные знания дают фирме возможность лидировать в отрасли, увеличивая ее конкурентный потенциал. Часто они дают фирме возможность изменить «правила игры», более успешно, чем конкуренты, использовать стратегию дифференциации деятельности для увеличения своей доли в определенных нишах рынков. смотреть
ЗНАНИЯ
▲ информация ↑ относительно, правило знания — систематизированная информация; знание закономерностей;информация всеобщего характера;принятое индивида. смотреть
ЗНАНИЯ
Знания Знания — в информатике — вид информации, отражающей опыт специалиста (эксперта) в определенной предметной области, его понимание множества тек. смотреть
ЗНАНИЯ
результат познания действительности, проверенный практикой; адекватное ее (действительности) отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Понятие «знания» следует рассматривать в двух аспектах: то, что должен усвоить учащийся, и то, что уже усвоено им, применено или соответствующим образом использовано в вербальной (словесной) и предметной практической деятельности, стало свойством его личности, т. е. это запоминание и воспроизведение изученного материала. В профессиональной педагогике используется следующее рабочее определение: знания — это результат усвоения учащимися системы фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий; это накопленная работником информация о свойствах материалов, устройстве машин, механизмов и др., методах труда и производства, относящихся к данной профессии, специальности, а также об общем культурно-техническом развитии общества. смотреть
ЗНАНИЯ
«. Основными видами объектов образовательных отношений являются знания, умения, навыки и компетентность обучающихся, которые выступают как компоненты . смотреть
ЗНАНИЯ
корень — ЗНА; суффикс — Н; окончание — ИЯ; Основа слова: ЗНАНВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ — ЗНА; ∧ — Н; ⏰ — ИЯ; Слово Знания со. смотреть
ЗНАНИЯ
3.7.27 знания: Информация, полученная в результате выполнения других проектов и выводов, сделанных из них. Источник: ГОСТ Р 54147-2010: Стратегическ. смотреть
ЗНАНИЯ
см. знание глубокие знания — 渊博的知识Синонимы: багаж, запас знаний, запас сведений, познания, сведения, совокупность познаний, совокупность сведений, ум. смотреть
ЗНАНИЯ
знания יֶדַע ז’Синонимы: багаж, запас знаний, запас сведений, познания, сведения, совокупность познаний, совокупность сведений, умственный багаж, учен. смотреть
ЗНАНИЯ
психическое образование, представляющее проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Процесс овладения З. проходит ряд этапов: · восприятие, · осмысление, · запоминание · и применение на практике. смотреть
ЗНАНИЯ
• солидные знанияСинонимы: багаж, запас знаний, запас сведений, познания, сведения, совокупность познаний, совокупность сведений, умственный багаж, уч. смотреть
ЗНАНИЯ
knowledgeСинонимы: багаж, запас знаний, запас сведений, познания, сведения, совокупность познаний, совокупность сведений, умственный багаж, ученость . смотреть
ЗНАНИЯ
lærdomСинонимы: багаж, запас знаний, запас сведений, познания, сведения, совокупность познаний, совокупность сведений, умственный багаж, ученость
ЗНАНИЯ
это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности;. смотреть
ЗНАНИЯ
(в педагогике) – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью [82, c. 242]. смотреть
ЗНАНИЯ
это совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности, формируемых в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта. . смотреть
ЗНАНИЯ
проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий . смотреть
ЗНАНИЯ
только мн. білім, мағлұматы көп болу;- глубокие знания терең білушілік;- научные знания ғылыми мағлұмат;- повышать знания білімін арттыру
ЗНАНИЯ
знания запас, навыки, познания, сведения, запас сведений, багаж, умственный багаж, ученость, запас знаний
ЗНАНИЯ
• vědomost• vědomosti• znalosti• znalosti (2.p.)