Чем антитеза отличается от антонимов
Антонимия, антитеза
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 14:50, доклад
Краткое описание
Особое место в русском языке занимают антонимы (от греч. anti — против и опута — имя) — слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, противоположные по лексическому значению, например: хороший — плохой, правда — ложь.
Существование антонимов в языке обусловлено характером нашего восприятия действительности во всей ее противоречивой сложности. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой: слово добрый вызывает в нашем сознании слово злой, далеко напоминает о слове близко, ускорить — о замедлить.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
АНТОНИМИЯ 4
АНТИТЕЗА 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
Прикрепленные файлы: 1 файл
Antonimia (1).docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФГБОУ ВПО «СПБГТЭУ»
Кафедра иностранных языков
по дисциплине: «Русский язык и культура речи»
Работу выполнила студентка
1-го курса, группы 3515
Проверила ст. преподаватель
Особое место в русском языке занимают антонимы (от греч. anti — против и опута — имя) — слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, противоположные по лексическому значению, например: хороший — плохой, правда — ложь.
Существование антонимов в языке обусловлено характером нашего восприятия действительности во всей ее противоречивой сложности. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой: слово добрый вызывает в нашем сознании слово злой, далеко напоминает о слове близко, ускорить — о замедлить.
Использование антонимов лежит в основе разнообразных стилистических приемов. Антонимия придает особую значительность предметам и понятиям: «Война и мир», «Дни и ночи», «Живые и мертвые». Антонимы становятся своеобразным курсивом, выделяющим слова, на которые падает логическое ударение: Вкус жизни постигается не во многом, а в малом. (Солж.). Антонимы придают особую остроту и афористичность крылатым словам: Дома новы, а предрассудки стары (Гр.); Чем ночь темней, тем ярче звезды (Майк.).
Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений: Он (Блок). хотел быть один. И никак не мог оторваться от ненавистной — и любимой России (Зам.). Неудивительно поэтому, что антонимы постоянно используются в антитезе — стилистическом приеме, состоящем в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний. Пример классической антитезы находим у Некрасова: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь.
Противоположен антитезе стилистический прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Г.). Нанизывание антонимов с отрицаниями подчеркивает заурядность личности, отсутствие у нее ярких качеств, четко выраженных признаков.
Возможно и употребление одного из членов антонимической пары с отрицанием: Характер спортсмена воспитывается не триумфом побед, а горечью поражений. Такое сочетание антонимов создает речевую избыточность, что может придать речи особую эмоциональность.
Явление антонимии используется и в оксюмороне (от греч., буквально остроумно-глупое). Этот стилистический прием состоит в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов: «Начало конца»; «Плохой хороший человек» (название статьи, кинофильма). В основе этих оксюморонов — столкновение обычных антонимов, но чаще в подобных случаях употребляются слова, объединенные как определяемое и определяющее: «Живой труп».
Особый стилистический прием — употребление слова в противоположном значении с целью иронии. Например: Откуда, умная, бредешь ты голова? (Кр.). Слово умная сказано в насмешку по отношению к ослу, и мы понимаем, что за этим определением стоит его антоним — глупая. Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом. Для сатириков это верный способ иронического описания событий, героев. Гоголь так изобразил «оперативность» судопроизводства при разборе жалобы Ивана Ивановича на его соседа: Тогда процесс пошел с необыкновенною быстротою, которою обыкновенно так славятся судилища. Двух склочников, годами ведущих эту тяжбу, писатель называет не иначе как прекрасные люди, прибегая к антифразису.
Стилистические функции антонимов не исчерпываются выражением контраста. Антонимы помогают нам показать полноту охвата явлений: Спят богатые и бедные, мудрые и глупые, добрые и лютые (Ч.); широту пространственных и временных границ: Я поля влюбленным постелю, пусть поют во сне и наяву (Выс.).
Антонимия может отражать чередование действий, смену явлений: Вот вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла. (Бл.); Друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова (Б.Ахм.).
Столкновение антонимов порождает каламбур. Например, у Козьмы Пруткова: Где начало того конца, которым оканчивается начало?; Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален.
Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов в речи. Столкновение антонимов, не замеченное говорящим, делает фразу нелогичной. Например, Фамусов говорит Скалозубу: Давно полковники, а служите недавно? А один из героев Достоевского предлагает: Надень мои старые сапоги. Они еще новые.
Небрежное отношение к антонимам может сделать речь абсурдной и смешной: Дела на селе улучшаются все хуже и хуже; — Как живет твой ёж? — Он живет плохо: он умер.
Случается и так, что в речи «стихийно» появляются неуместные оксюмороны: Трудно наладить работу при наличии отсутствия необходимых материалов. Бывают и немотивированные антифразисы: Не разговорчивый, но и не болтливый (следовало: не молчаливый), он притягивал к себе какой-то внутренней силой.
Поистине «бедность при богатстве»: имея возможность использовать в речи такие выразительные средства родного языка, как синонимия, антонимия, мы зачастую не владеем словом.
Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством выражения антитезы. Антитеза – это речевая фигура, заключающаяся в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье – свет, а неученье – тьма; Мягко стелет, да жестко спать. Классические примеры использования антитезы дает русская художественная литература: Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и бледен (П.); Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ (Л.); Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь (А.К.Т.).
Антитеза бывает простой (одночленной) – У сильного всегда бессильный виноват (Кр.) и сложной (многочленной) – И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (Л.). в сложную антитезу должно быть вовлечено несколько антонимичных пар.
Обращение к антонимам отражает важные особенности мировоззрения и слога писателя. М.Ю. Лермонтов, стремясь к выразительности, афористической отточенности речи, нередко вводил в текст антонимов в процессе авто редактирования, предпочитая контрастные слова нейтральным. Например: – Что до меня касается, то я убежден только в одном… – сказал доктор [Вернер], – (…) что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру. – Я богаче вас. – сказал я [Печорин]: – у меня, кроме этого, есть еще убеждение, – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться. В черновом автографе Лермонтова это противопоставление еще не имело такой остроты: там выпадал один из элементов антитезы – Печорин повторял эпитет Вернера в один прекрасный вечер.
Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений [Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н.); То серьезный, то потешный, нипочем, что в дождь, что в снег, – он идет, святой и грешный, русский чудо-человек (Твард.)].
Часто обращаются к антитезе публицисты (Нет на войне промежуточных тонов, бледных красок, все доведено до конца – великое и презренное, черное и белое. – Эрен.). Употребление антонимов придает публицистической речи яркую экспрессию. Так, А.Н. Толстой писал в годы Великой Отечественной войны: Наша земля немало поглотила наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее.
Противопоставление усиливает эмоциональность речи. Не случайно антонимия лежит в основе многих афоризмов [Чем ночь темней, тем ярче звезды (Майк.); Дома новы, но предрассудки стары (Гр.); Мне грустно потому, что весело тебе (Л.); То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Н.); Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Ес.); Двери настежь у вас, а душа взаперти (Выс.); Но почти у края гроба Верю я: придет пора – Силу подлости и злобы Одолеет дух добра (Паст.)].
По принципу антитезы построены многие заглавия произведений [«Война и мир» (Л.Т.); «Дни и ночи», «Живые и мертвые» (Сим.)]. Особенно часто используется антонимия в заголовках газетных и журнальных статей [«Химия добрая и злая», «Доходы и расходы», «Мертвая система не слышит живых людей», «Ретро и модерн рядом», «Проводы трагические и веселые», «География – разная, биографии схожие», «Бедность при богатстве», «Макси-страсти по мини-футболу»].
Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Г.). Такое нанизывание антонимов отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать не такие понятия, которые в языке не имеют точного определения, например: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так… (Выс.).
Голуб И.Б. Г62 Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М: Логос, 2003. 432 с.
Интегрированный урок в 5-м классе на тему “Антонимы. Антитеза”
Цели урока:
I. Повторение изученного.
1. Вопросы учащимся:
– Какой раздел лингвистики мы изучаем?
– Что такое лексика?
– Что такое лексикон?
– Что такое лексическое значение слова?
2. Вывод учителя:
Раздел лингвистики “Лексика” изучает слово, значение слова. Поэтому, не случайно мы взяли зпиграфом к теме “Лексика” слова К.Г.Паустовского: “Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий” (на электронной доске).
Каждое слово имеет значение, которое служит для наименования предметов и понятий. Бывает, что одно слово имеет несколько значений. Это, как вы знаете, многозначные слова. Иногда один предмет может быть назван разными словами. Это синонимы.
А сегодня мы узнаем, какие еще смысловые отношения могут быть между словами.
II. Изучение новой темы.
1. Понятие об антонимах.
Учитель: чтобы изучить новую тему, мы с вами превратимся в исследователей, первооткрывателей, а поведут нас по этому трудному пути наши старые знакомые. (Учитель прикрепляет к магнитной доске фигурки гномиков).
Да, это гномики из учебника “Риторики”.
– Когда и где мы познакомились с этими героями?
Эти волшебные человечки олицетворяют собой составляющие ситуации общения.
– Рассмотрите гномиков внимательно и сравните. По каким признакам они имеют различие?
Учащиеся называют слова, имеющие противоположное значение.
Затем учитель открывает записи под гномиками (можно на электронной доске):
весёлый – грустный
– Какое значение имеют пары слов?
Учитель: слова, имеющие противоположное значение, называются антонимы. “Анти” с греческого – “против”.
Учитель: чтобы убедиться в том, что наше открытие правильно, обратимся к учебнику на стр. 148 и прочитаем определение слова “антонимы”.
2) Сообщение цели урока.
Учитель: таким образом, нам нужно научиться подбирать антонимы, находить их в тексте, учиться употреблять антонимы в устной и письменной речи.
3) Тренировочные упражнения по учебнику “Русский язык”
(под редакцией Т.А.Ладыженской).
1) Упражнение для наблюдения (стр. 148) устно.
2) Упражнение 359 (у доски пятеро учащихся).
3) Упражнение 360 самостоятельно.
– Как называются слова с противоположным значением?
– С какой целью они употребляются?
2. Понятие об антитезе.
Учитель: умелое использование антонимов в речи позволяет выразить мысль точно и кратко, показать отношение автора к тому, о чем он пишет. Поэтому, антонимы часто используются как особый стилистический прием оценки различных предметов и явлений в поэтической речи, в художественных текстах. В этом случае антонимы становятся антитезой.
Запишем в словарик: Антитеза – это риторическая фигура контраста, резкого противопоставления.
– Значит, какая еще цель встает перед нами?
– Что общего в словах “антонимы” и “антитеза”?
Учитель: Сегодня мы только ознакомимся с риторической фигурой, называемой антитезой, а на уроках риторики и литературы будем учиться находить антитезу в художественных текстах.
На доске (можно на электронной) строфа стих. С. Баруздина:
Какое над нами небо –
Высокое или низкое?
Какое над нами небо –
Далекое или близкое?
– Определите значение этой риторической фигуры.
Другой пример (на доске) употребления антитезы в прозаическом тексте
Н. Сладкова “Черным по белому” (ноябрь):
Сыплет белый снег на черную землю. Все вокруг становится пегим. Лес полосатый, как бока зебры. Борозды пашни – как клавиши у рояля, на белых речках – черные полыньи, на черных дорогах – белые лужи. На бело – черных березах черно – белые сороки сидят.
– Определите антитезу. Что она означает?
– Какую роль выполняет антитеза?
– Можно через антитезу определить состояние природы, время года? Каким видится ноябрь автору?
2) Работа по учебнику “Риторика”
(под редакцией Т.А.Ладыженской).
Упр. 69 на стр. 75 (текстовые антонимы).
Упр. 71 на стр. 77 (употребление антитезы в этикетных формулах).
3) Творческая работа.
Подумайте, что можно сравнить в нашей природе, и составьте такие предложения, в которых было бы противопоставление. Запишите в тетради.
III. Выводы по уроку:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что такое антонимы?
– Что такое антитеза?
– Что объединяет антонимы и антитезу?
– Чем отличается антитеза от антонимов?
– Какую роль выполняют антонимы?
– С какой целью используется антитеза?
IV. Домашнее задание:
к уроку русского языка:
- выучить определение антонимов (стр. 148),
- выполнить упр. 362;
к уроку риторики:
- выучить определение антитезы (стр. 74),
- выполнить упр. 68.
Антитеза и оксюморон
Антите́за, антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») —стилистическая фигура контраста в художественной речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Средства реализации антитезы:
• Антонимы (гр. anti — против + onyma — имя) — это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.
• В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т.е. словах, противопоставленных в определенном контексте, например: «Волки и овцы». Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи: не мать, а дочь; солнечный свет — лунный свет; один год — вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке.
• Противопоставительные союзы, интонация (паузы; запятые и тире).
Виды антитезы
Словесная антитеза – в одном предложении или же в поэтической фразе соединяются некоторые словосочетания или слова с противоположной эмоциональной окраской или значением.
Образная антитеза – контраст, который имеется между двумя различными образами. Это могут быть персонажи произведения. Примеры антитезы из художественной литературы многочисленны: это Ленский и Онегин, Молчалин и Чацкий, Степан Калашников и Кирибеевич, Павел Петрович и Базаров, Наполеон и Кутузов и др. Также образная антитеза может относиться к изображению деревни и города (например, в стихотворении А.С. Пушкина “Деревня”), кроме того, к дисгармонии души героя и вселенской гармонии (Лермонтов, “Выхожу один я на дорогу”), изображению вольной природы и монастыря-“темницы” (Лермонтов, “Мцыри”).
Композиционная антитеза – противопоставление различных эпизодов и сюжетных линий, сцен в драматургии и эпосе, строф и фрагментов в лирических стихотворениях. В романе Пушкина «Евгений Онегин» в третьей и четвертой главах противопоставляются несостоявшиеся взаимоотношения Онегина и Татьяны “счастливой любви” Ленского и Ольги. В романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” антитеза двух конфликтов (любовного и идеологического) позволяет нам понять истинный смысл взглядов и убеждений нигилиста Евгения Базарова, а также основную причину, по которой их постигло крушение. Уже самые заглавия многих драм и романов указывают на антитетическую их структуру: «Коварство и любовь», «Война и мир», «Преступление и наказание».
Задание 1. Выявите антитезу в текстах.
1) Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. (Пушкин)
2) А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой лесов,
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков. (Пушкин)
3) Долго-ль мне гулять на свете,
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком? (Пушкин)
5) Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! — в бессмертие твое. (Державин)
6) Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой.
Клянуся сонмищем духов,
Судьбоюбратий мне подвластных,
Мечами ангелов бесстрастных.
Моих недремлющих врагов;
Клянуся небом я и адом,
Земной святыней и тобой,
Клянусь твоим последним взглядом,
Твоею первою слезой,
Незлобных уст твоих дыханьем,
Волною шелковых кудрей,
Клянусь блаженством и страданьем.
Клянусь любовию моей…
7) Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними?
(Шекспир, пер. Б. Пастернака)
8) И мира нет — и нет нигде врагов;
Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
У ней в плену неволи я не знаю;
Мной не хотят владеть, а гнёт суров;
Амур не губит и не рвёт оков;
И жизни нет конца и мукам — краю.
Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;
И жажду гибели — спасти молю;
Себе постыл — и всех других люблю;
Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю;
И смерть и жизнь — с тоскою прокляты;
И этому виной, о донна, — ты!
(Петрарка, пер. Ю.Верховского)
9) Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт… (Пушкин)
Оксюморон (с греч. «остроумно-глупое») – соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого. Оксюморон представляет расположенные рядом два понятия, где одно из них определяет другое. Они взаимно отталкиваются, противоречат и логически исключают друг друга: «низкий небоскреб», «невыносимая прелесть», «неудержимый тихоня», «очередь в ад». Если в сочетании двух компонентов сразу нет двух разнотипных значений: эмоционального и предметно-логического, то это оказывается логической ошибкой, а не реализацией художественной цели. Его главной функцией является выражение отношения к событию.
Предумышленное создание внутреннего противоречия рождает оксюморон. Сочетание «белоснежная ворона» является катахрезой — стилистической ошибкой, так как в нем нет противоречия. В отличие от катахрезы оксюморон парадоксален. Через него пробуют отыскать решение, совмещая «умное сглуповатым», создавая «намеренную случайность» либо перемещаясь «вспять в будущее».
А где это лучше всего использовать? Ну, конечно же, там, где требуется буквально несколькими словами привлечь внимание. Поэтому оксюмороны очень часто встречаются в названиях книг (примеры — «живой труп», «горячий лед», «честный вор», «красноречивое молчание», «оптимистическая трагедия», «конец вечности»), названиях фильмов (яркие примеры — «правдивая ложь», «обыкновенное чудо», «старый новый год», «назад в будущее», «завтра была война»), в рекламных слоганах, стихах.
Практическое задание. Написать стихотворный или прозаической текст с антитезой или психологическую зарисовку с оксюмороном.
Что такое антитеза (противопоставление) в русском языке
К средствам художественной выразительности, добавляющим тексту яркости, относится и антитеза, то есть противопоставление. Именно так переводится древнегреческое слово ἀντίθεσις , давшее название стилистическому приёму.
- Что такое антитеза
- Виды антитезы
- Отличия антитезы от похожих приемов
Что такое антитеза
Приём противопоставления относится к синтаксическим выразительным средствам и основывается на соотнесении контрастных образов, событий. Антитеза использует антонимы, но создаёт контраст на уровне не слов и словосочетаний, а предложений, абзацев, крупных отрывков текста.
Использование антонимов прослеживается на примере народных пословиц:
- Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
- Под силу беда со смехом , а невмочь беда со слезами .
В последнем варианте представлены сразу две пары слов противоположного значения: под силу – невмочь, со смехом – со слезами. Это пример сложной антитезы.
Художественная литература использует эту стилистическую фигуру с античных времён в качестве базы для построения сюжета частей, глав, произведения целиком. Наглядный пример антитезы из художественной литературы – рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Две части произведения, одна из которых описывает события на балу, а вторая – после его завершения, контрастируют друг с другом. Сталкиваются в сознании главного героя, а с ним и читателя действия полковника, то галантно ведущего красавицу-дочь в танце, то жёстко руководящего наказанием беглого солдата. Контрастны танцевальные, лёгкие звуки мазурки в первой части и режущие слух барабан и флейта, сопровождающие наказание беглеца. Противопоставлена цветовая окраска событий: белый цвет преобладает в облике Вареньки, чёрный и красный создают картину наказания. Противоположно душевное состояние рассказчика: восторг на балу и стыд во время проведения «сквозь строй» виновного. Меняется даже его отношение к дочери полковника: романтическая влюблённость не превращается, правда, в ненависть, но сходит на нет после увиденного. При этом антитезой становится любовь и её отсутствие.
Виды антитезы
Анализ применения приёма в рассказе Л.Н. Толстого выявляет разнообразие объектов, на которых реализуется антитеза в литературе. Варианты противопоставлений, используемых в художественных произведениях, представлены в таблице.
Объекты противопоставления | Примеры |
Два одушевлённых персонажа, образа. В литературоведении носят название антагонистов. | Ариэль и Калибан (В. Шекспир, «Буря») Иван и Чудо-Юдо (русская сказка «Бой на Калиновом мосту») |
Неодушевлённые и отвлечённые объекты: состояния, явления, предметы. | Лето и зима (И. Крылов, «Стрекоза и муравей») Морская вода и железнодорожные рельсы (Песня «Как провожают пароходы» на стихи К. Ваншенкина) |
Качества одного и того же одушевлённого или неодушевлённого объекта. | Красивая внешность и эгоизм героя (О. Уайльд, «Мальчик-звезда») Онегин до дуэли и путешествия и после (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин») |
Свойства, качества двух объектов. | Живость Ольги и задумчивость Татьяны (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин») Официальность, отстранённость обращения на «вы» и дружеская сердечность обращения на «ты» (А. С. Пушкин, «Ты и вы») |
Отличия антитезы от похожих приемов
В русском языке применяются выразительные средства, сходные с антитезой в использовании контрастных понятий. Отличают их особенности построения.
- Антите́за – использует резкое, отчётливое противопоставление понятий, образов, событий, качеств на базе синтаксических отрезков не мельче предложения.
Шумный, суматошный день завершился. Наступила тихая ночь.
- Оксю́морон (оксюморо́н) – словосочетание, составленное из взаимно исключающих понятий, не противопоставленных друг другу, а образующих общий образ.
Бледный, точно живой мертвец , сосед по палате сделал попытку привстать на постели.
- Каламбу́р – обыгрывание многозначности и сходного звучания слов.
В чём разница между летней шляпкой и девушкой шестнадцати лет? В том, что одна совершенно летняя , а вторая несовершеннолетняя .
- Антифра́зис – придание слову или словосочетанию противоположного значения.
Просто всю жизнь мечтал работать в праздники!
Определения доказывают, что смысловое противопоставление для остальных трёх конструкций нехарактерно, а речевые единицы, в пределах которых происходит их реализация, ограничиваются словом и словосочетанием.
Антитезы по составу делятся на простые и сложные. Последние включают не одну пару антонимов. Также к сложным относятся варианты, распространённые на объёмный фрагмент текста и комбинирующиеся с другими выразительными средствами. Например, название рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий» представляет собой пример первой разновидности. Сам рассказ, основанный на сопоставлении вида и характеров двух людей и поведения одного из них до того момента, как он узнал чин собеседника, и после, иллюстрирует вторую.
Антитеза – сильный художественный приём, но возможности его раскрываются при корректном использовании в сочетании с богатым спектром остальных средств художественной выразительности.
антитеза
Словарь антонимов . 2011 .
- антисимметрия
- антитезис
Смотреть что такое “антитеза” в других словарях:
антитеза — антитеза … Орфографический словарь-справочник
Антитеза — (греч. αντιθεσις противоположение) один из приемов стилистики (см. Фигуры), заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Напр.: «Кто был ничем, тот станет всем» … Литературная энциклопедия
Антитеза — АНТИТЕЗА (греч. Αντιθεσις, противоположение) фигура (см.) состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или… … Словарь литературных терминов
АНТИТЕЗА — (греч. antithesis, от anti против, и thesis положение). 1) риторическая фигура, заключающаяся в помещении рядом двух противоположных, но связанных общей точкой зрения, мыслей для придания им большей силы и живости, напр., в мирное время сын… … Словарь иностранных слов русского языка
антитеза — ы, ж. antithèse f., лат. antithesis < , гр. 1. Риторическая фигура, состоящая в противопоставлении контрастных мыслей или выражений. Сл. 18. Естьли бы сам Цицерон жил в наше время, то не стал бы забавлять Читателей антитезами на двух или на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
антитеза — противоположение, противоположность, противопоставление, контраст, сопоставление. Ant. теза Словарь русских синонимов. антитеза см. противоположность 2 Словарь синонимов русского языка. Практический спра … Словарь синонимов
АНТИТЕЗА — (от греческого antithesis противопоставление), стилистическая фигура, со или противопоставление контрастных понятий, состояний, образов ( Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла , М.Ю. Лермонтов) … Современная энциклопедия
АНТИТЕЗА — (от греч. antithesis противоположение) стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов ( Я царь, я раб, я червь, я бог! , Г. Державин) … Большой Энциклопедический словарь
АНТИТЕЗА — [тэ], антитезы, жен. (греч. antithesis) (книжн.). 1. Противоположение, противоположность. || Сопоставление двух противоположных мыслей или образов для большей силы и яркости выражения (лит.). 2. То же, что антитезис (филос.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
АНТИТЕЗА — [тэ ], ы, жен. 1. Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий (спец.). Поэтическая а. «лёд и пламень» в «Евгении Онегине». 2. перен. Противопоставление, противоположность (книжн.). А.… … Толковый словарь Ожегова
АНТИТЕЗА — жен. или антитез муж., греч., ритор. противоположность, противоположение, напр.: был полковник стал покойник. Великий человек на малые дела. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Тип урока: комбинированный: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Просмотр содержимого документа
«Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.»
10 класс Тема урока: Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Обучающие:
– познакомить с новыми понятиями;
– учить находить синонимы и антонимы в тексте и определять оттенки их лексического значения; уметь видеть в тексте синонимический ряд и составлять самим ряды синонимов;
– познакомить с градацией и антитезой как средством выразительности речи
Развивающие:
– создать условия для развития умения употребления синонимов и антонимов в речи;
– развивать познавательные и творческие способности учащихся.
Воспитательные:
– воспитывать навыки самостоятельной деятельности и коллективного содружества.
– способствовать развитию культуры речи, культуры умственного труда.
Задачи:
– повысить положительную мотивацию обучения;
– повысить уровень знаний учащихся
– создать условия для обогащения словарного запаса, расширение кругозора.
Тип урока: комбинированный: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
III. Обращение к теме урока.
Постановка цели и задач урока.
IV. Актуализация опорных знаний.
Повторение пройденного материала по теме «Лексика»
– Что такое лексика? Дайте понятие этого термина.
(Лексика – это словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения.)
-Дайте определение лексикологии. (Это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.)
-Как вы понимаете лексическое значение слова? (Это смысловое содержание слова, то, что обозначает слово.)
-Что такое лексикон? (Это словарный запас человека.)
V. Изучение нового материала с одновременным закреплением.
«Верните слово»: подберите синонимы к словам
Истинный – (подлинный), безучастный – (равнодушный), рынок – (базар), вероятно – (возможно), грёзы – (мечты), круиз –(путешествие), симптом – (признак), вердикт – (приговор), спикер – (оратор), презент – (подарок), хобби – (увлечение).
Понятие контекстуальных синонимов. Существует также особый вид синонимов – контекстуальные синонимы.
Это слова, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в определённом контексте, сближаясь по значению в условиях этого контекста.
– Найдите контекстуальные синонимы в приведённых отрывках из «Сказки о рыбаке и рыбке» .
– Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой?
Вот пошёл он к синему морю,
Видит, – море слегка разыгралось…
Вот пошёл он к синему морю,
Помутилося синее море…
Пошёл старик к синему морю,
Не спокойно синее море…
Старичок отправился к морю,
Почернело синее море…
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря…
– Какова роль контекстуальных синонимов в данных отрывках?
(Они дают возможность точнее выразить мысль, яснее представить конкретную ситуацию.)
Введение понятия о градации:
Градация – (лат gradatio – постепенное повышение) – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения.
Задание. – Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации.
Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.
(Хмыкал швейцар, крякнул толстый повар отеля, усмехался сам хозяин отеля, улыбались официанты в ресторане, хихикала горничная, смеялся мальчик в лифте, визжали поварята, заливались рассыльные – скоро хохотали все.)
Антонимы широко используются в художественной речи, на них может быть основана выразительная сила произведения. Художнику дано ощутить жизненные противоречия и перенести их в поэтическую реальность. Известно, что принцип контраста является одним из основных художественных принципов поэзии М. Лермонтова, А. Блока, А. Ахматовой, М.Цветаевой.
К добру и злу постыдно равнодушны… М. Лермонтов
И ненавидим мы, и любим мы случайно.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
М. Лермонтов
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень…
А. Пушкин
Контекстуальные антонимы
В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т. е. словах, противопоставленных в определенном контексте: “Волки и овцы”. Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи; ср.: не мать, а дочь; солнечный свет – лунный свет; один год – вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально.
Таким образом, важнейшим критерием выделения антонимии как языкового явления служат системные отношения слов в лексике. Системный подход позволяет проникнуть в самую глубину этого явления, вскрыть его закономерности, объяснить особенности использования антонимов в речи
Антитеза – противопоставление.
Содержание антитез разнообразно. В произведениях авторов, которые пишут о северной природе, существуют противопоставления суровой северной природы и человека, её покоряющего.
Тут зима – бесконечная, лето – короткое…
В.В.Матвеев
…вокруг на сотни вёрст
Трещит мороз в разгаре лета.
И веет холодом от звёзд.
В.И. Выхристенко
Примеры контекстных антонимов
Я царь, – я раб, – я червь, – я бог!
Г.Р. Державин
Для вас – века, для нас – единый час.
А. Блок
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
М. Цветаева
Подумайте! Почему синонимы образуют ряды, а антонимы пары?
Противопоставление, которое лежит в основе явления антонимии, предполагает наличие только двух компонентов, которые сопоставляются по противоположным качествам, поэтому антонимы образуют пары. Синонимы же передают оттенки, а таких оттенков может быть много.
VI. Итог урока
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
В четверостишье Бориса Слуцкого очень ёмко говорится о значимости слова.
Надо ли знать омонимы, паронимы, синонимы, антонимы? Для чего нам это необходимо?
Да, наша речь должна быть правильной, точной, красивой. А это достигается четким выбором наиболее подходящих слов, их сочетанием, размещением в пределах фразы и текста.
VII. Рефлексия учебной деятельности
VIII. Домашнее задание: Упр. 60
Антитеза. Примеры в художественной литературе
Антитеза — это сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов в художественной речи.
Узнаем, что такое антитеза в литературе, какими способами она создается и для чего используется в произведениях художественной литературы.
В своем творчестве для усиления образности и выразительности речи писатели применяют специальные средства, которые называются стилистическими фигурами. Фигура представляет собой необычное построение предложения или оборот речи, особое синтаксическое оформление фразы. Одним из образно-выразительных средств речи является антитеза.
Греческое слово antithesis буквально значит «противопоставление». Антитеза рождается там, где сочетаются слова, образы, противоположные по смыслу.
Что такое антитеза
Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи.
Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках:
Легко подружиться, тяжело разлучиться.
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Часто эта стилистическая фигура используется в названиях художественных произведений, например:
- «Война и мир» Л. Н. Толстого;
- «Принц и нищий» М. Твена.
На использовании антитезы может строиться целое произведение. У поэта Николая Заболоцкого есть философское стихотворение «Лебедь в зоопарке», в котором автор противопоставляет маленький оазис зоопарка, где живет прекрасный белый лебедь, и шумный мегаполис со скрежетом трамваем, визгом шин машин и гулом моста.
Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.
На антитезе построено стихотворение С. Есенина «Над окошком месяц, Под окошком ветер»:
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий —
И такой родимый, и такой далёкий.
Плачет и смеётся песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.
Уже в первых строках стихотворения автор противопоставляет ветер и месяц. Звучащая песня смеётся и плачет. Автор вспоминает далекие дни, когда он был счастлив и с тальянкой выходил к милой. Противопоставляется прошлое и настоящее. А теперь он ничего не значит для милой. На тальянке играет другой молодой человек. У гармони голос одинокий и родной, и в то же время бесконечно далекий. Лирический герой смеется и плачет под чужую песню. И снова антитеза — противопоставление своего и чужого.
Антитеза может быть многочленной, если она включает несколько антонимических пар:
Полюбил богатый — бедную,
Полюбил учёный — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную.
(М. Цветаева)
Примеры антитезы в художественной литературе
Пусть светит месяц — ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, —
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
(А. Блок)
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин)
Наша сила — правда,
Ваша — лаврьи звоны.
Ваша — дым кадильный,
Наша — фабрик дым.
Ваша мощь — червонец,
Наша — стяг червонный,
Мы возьмём,
займём
и победим.
(В. Маяковский)
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
(М.Лермонтов)