4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каких предложениях допущена ошибка в употреблении антонимов

Понятие об антонимии. Типы антонимов. Ошибки в употреблении антонимов.

Антонимы — это слова с противоположным значением. Речь идет о предметах и явлениях одного рода, так что с точки зрения предметной отнесенности такие слова обнаруживают определенную близость, располагаясь в одной семантической сфере.

1. Контрарными (противоположными ) антонимами являются крайние асимметричные члены упорядоченного множества (контрарные видовые понятия), между которыми существует средний, промежуточный член: молодой (нестарый, немолодой, пожилой) — старый; холодный (негорячий, прохладный, теплый) — горячий.

2. Комплементарные антонимы в отличие от контрарных характеризуются тем, что между противопоставляемыми членами, видовыми понятиями, нет никакого промежуточного члена: живой — мертвый, истинный — ложный, вместе — врозь.

3. Векторны е антонимы обозначают разнонаправленные действия, движения или признаки: подниматься — опускаться, входить — выходить, революционный — контрреволюционный. Бывают и контекстуальные антонимы.

Функции антонимов в речи многообразны.

1. Основная стилистическая функция антонимов — это лексическое средство для построения антитезы. И ненавидим мы, и любим мы случайно.

2. Противоположен антитезе прием, который заключается в употреблении антонимов с отрицанием. Он используется для того, чтобы подчеркнуть в описываемом предмете отсутствие четко выраженного качества. Она была не хороша, не дурна собою

3. Антонимия лежит в основе оксюморона (от греч. oxymoron ‘остроумно-глупое’) — стилистической фигуры, которая создает новое понятие соединением контрастных по значению слов.

Статья в тему:  Слова которые не имеют синонимов

4. Антонимы используются для подчеркивания полноты охвата изображаемого – нанизывание антонимических пар (В мире есть добро и зло, ложь и правда, горе и радость. . )

5. Анафразис – использование одного из антонимов, в то время как надо использовать другой: откуда, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу) Антонимические пары должны составляться логично.

Использование антонимов в речи должно быть стилистически мотивировано. Неуместное употребление антонимов затрудняет восприятие фразы (Ответ В. Пухова был лучшим из худших ).

Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета (Дорога шла прямая, хотя и извилистая ), однако писатели могут нарушить это требование с целью речевой характеристики героя. Так, в комедии Грибоедова «Горе от ума» Фамусов говорит Скалозубу: «Давно полковники, а служите недавно ». Антонимические пары должны составляться логично. Нельзя противопоставлять несопоставимые понятия. Нелогичность подобного противопоставления обыграна в драме А. П. Чехова «Три сестры»: Ольга …На вас зеленый пояс! Милая, это нехорошо!. . Наташа …Да? Но ведь это не зеленый, а скорее матовый . Это нелепое возражение Наташи подчеркивает ее ограниченность.

Анализируя употребление антонимов в речи, иногда можно столкнуться с ошибками в построении антитезы, например: Эта книга охватывает все. Это книга о рождении и смерти, о любви и радости, о ненависти, страданиях и горе. Автор нарушил последовательность перечисления, лишив речь стройности. Прием антитезы требует четкости в сопоставлении контрастных понятий: после слова любовь следовало поставить его антоним ненависть, рядом со словом радость — горе, упомянув о страданиях, автору нужно было дать антоним к этому слову или исключить «выпадающее» из антитезы существительное.

Употребление антонимов оправдано в том случае, если оно действительно отражает диалектическое единство противоположностей окружающей жизни. Но иногда игра слов, построенная на антонимах, не отражает реального противопоставления, не вскрывает внутренних противоречий и воспринимается как своего рода трафарет (например, в заголовках газетных статей «Большие беды малого кино», «Большие беды малого флота», «Большие беды малого бизнеса» и т. д. ).

Статья в тему:  Как проявляется взаимосвязь градации и синонимов

Стилистической погрешностью слога могут стать и неудачные оксюмороны. Например, «Теплая метель» — в статье рассказывается о том, как во время стихийного бедствия люди были окружены вниманием и заботой. Автор стремится провести параллель между теплой заботой и …метелью. Другой оксюморон — «Жаркая мерзлота» — использован как заголовок статьи о добыче угля в Заполярье. Так как уголь идет на топливо, автор пытается вызвать у читателя ассоциацию между жаром и мерзлотой. Нелогичность подобных заголовков очевидна.

Еще больший ущерб стилю наносит немотивированный оксюморон, случайно «проявляющийся» в результате соединения несовместимых понятий: При наличии отсутствия необходимых материалов трудно наладить работу. Причиной неуместного комизма высказывания порой становится и невольный каламбур, который может возникнуть в результате не замеченной автором антонимии многозначных слов, что порой придает речи двусмысленное, комическое звучание. Например: Старый портфель отца был еще новый — здесь использовано слово старый в значении «существующий с давнего времени», а слово новый — в значении «прочный». Но, оказавшись почти рядом, эти прилагательные «столкнулись» в значениях «испорченный от употребления» и «не бывший в употреблении», что сделало фразу абсурдной.

Искажает смысл высказывания и неуместный антифразис, т.

Регулярность антонимических отношений в языке не позволяет свободно изменять состав антонимической пары. О плохом знании лексики свидетельствуют ошибки в построении антонимической пары: Молодые люди живут активно, они не соглядатаи жизни, а ее участники — слово соглядатай означает «человек, тайно наблюдающий за кем-то», оно не связано со словом участник антонимическими отношениями. Автору следовало написать праздный наблюдатель, созерцатель.

Регулярность антонимических отношений слов делает невозможным их употребление вне противопоставления. Поэтому столкновение антонимов в речи становится причиной комизма, порождает каламбуры (Щель — узкое место, широко встречающееся в строительстве).

Рассмотрим примеры стилистической правки текстов, в которых антонимы употреблены неудачно:

Статья в тему:  Какой антоним к слову равнодушный
1. Лично я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.1. Я в этом ничего плохого не вижу. Или: Я думаю, что это не плохо, а, наоборот, хорошо.
2. В силу слабой разработки этого метода оценка его преждевременна.2. Из-за слабой разработки этого метода оценка его преждевременна.

Для стилистической правки первого предложения пришлось отказаться от одного из антонимов, ставших причиной абсурдности высказывания, исключить плеоназм (лично я). Во втором предложении возник немотивированный оксюморон: первое из слов антонимической пары, выступая в функции предлога, в тексте не должно было сохранять первоначальное лексическое значение, но из-за близкого соседства его антонима это значение «проявилось», соединение несовместимых понятий стало причиной нелогичности высказывания. Редактор исключил стилистически не оправданный оксюморон и устранил канцелярскую окраску речи в предложении.

Ошибки при употреблении антонимов

Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные возможности для достижения выразительности речи и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов.

Использование антонимов в речи должно быть стилистически мотивировано. Неуместное их употребление затрудняет восприятие фразы (Ответ В. Пухова был лучшим из худших). Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета (Дорога шла прямая, хотя и извилистая). Однако писатели могут нарушить это требование с целью речевой характеристики героя. Один из героев Достоевского предлагает: Надень мои старые сапоги. Они еще новые.

Антонимические пары должны составляться логично. Нельзя противопоставлять несопоставимые понятия. Нелогичность подобного противопоставления обыграна в драме А.П. Чехова «Три сестры»: О л ь г а. …На вас зеленый пояс! Милая, это нехорошо. Н а т а ш а Да? Но ведь это не зеленый, а скорее матовый. Это нелепое возражение Наташи подчеркивает ее ограниченность.

В статье рассказывается о том, как во время стихийного бедствия люди были окружены вниманием и заботой, автор стремится провести параллель между теплой заботой и метелью. Другой оксюморон — «Жаркая мерзлота» — использован как заголовок статьи о добыче угля в Заполярье (ведь уголь идет на топливо). Автор пытается вызвать у читателя ассоциацию между жаром и мерзлотой. Нелогичность подобных заголовков очевидна.

Статья в тему:  Какой антоним к слову беленький

Еще больший ущерб стилю наносит немотивированный оксюморон , случайно «проявляющийся» в результате соединения несовместимых понятий: При наличии отсутствия необходимых мате­ риалов трудно наладить работу; В силу слабой разработки этого метода, оценка его преждевременна. (Из газ.)

Причиной неуместного комизма высказывания порой становится и невольный каламбур , который может возникнуть в результате не замеченной автором антонимии многозначных слов, что порой придает речи двусмысленное, комическое звучание. Например: Щель — узкое место, широко встречающееся в строительстве; На открытом партийном собрании говорили о скрытых производственных резервах.

Бывают и немотивированные антифразисы , если вместо нужного слова употребляется его антоним: Не разговорчивый, но и не болтливый (следовало: не молчаливый), он притягивал к себе какой­ то внутренней силой; Ее не покидали тяжелые воспоминания предыдущих лет (прошедших, минувших).

Подобные ошибки встречаются и при употреблении конверсивов: Он попросил меня занять (вместо одолжить) ему денег; За ложный вызов скорой помощи Иванов получил (уплатил) штраф. Анализируя употребление антонимов в речи, иногда можно столкнуться с ошибками в построении сложной антитезы, например: Эта книга охватывает все. Это книга о рождении и смерти, о любви и радости, о ненависти, страданиях и горе.

Автор нарушил последовательность перечисления, лишив речь стройности. Прием антитезы требует четкости в сопоставлении контрастных понятий: после слова любовь следовало поставить его антоним ненависть, рядом со словом радость — горе, упомянув о страданиях, автору нужно было дать антоним к этому слову или исключить «выпадающее» из антитезы существительное.

Фразу можно исправить: Эта книга о рождении и смерти, о любви и ненависти, о радости и горе, о счастье и страданиях. Рассмотренные нами ошибки не редкость в речи ораторов, поэтому, готовясь к выступлению, особенно важно помнить об антонимии: она может и украсить речь, и сделать ее смешной.

Статья в тему:  Что такое хандра синоним

Контрольный тест по русскому языку для 10 класса по теме: «Лексикология. Фразеология»
тест по русскому языку (10 класс) на тему

Контрольный тест по русскому языку для 10 класса по теме: «Лексикология. Фразеология» состоит из двух вариантов по 17 заданий, в конце работы есть ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Контрольный тест по лексикологии 10 класс72.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс Вариант 1

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
  1. В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
  2. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
  3. Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
  4. Живописный лес тянется вдоль реки.
  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
  1. Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
  2. Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
  3. У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
  4. Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
  1. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
  1. Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
  2. Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
  3. Взошло солнце и осветило всё вокруг.
  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
  1. Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
  2. Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.
  3. Три года учёбы пролетели незаметно.
  4. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.
  1. В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?
  1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
  2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
  3. Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
  4. Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.
  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
  1. В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
  2. Окна моей комнаты выходят в сад.
  3. Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.
  4. Незнакомец показался ему человеком добрым.
  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
  1. Он был бойцом не робкого десятка.
  2. Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
  3. Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
  4. По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.
  1. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
  1. По щучьему велению
  2. Не всё коту масленица
  3. Спустя рукава
  4. Сматывать удочки
  1. В каком ряду слова не являются антонимами?
  1. Громкий — тихий
  2. Лидер – аутсайдер
  3. Дерзкий – безрассудный
  4. Активный – пассивный
  1. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться ?
  1. Синонимами
  2. Антонимами
  3. Паронимами
  4. Омонимами
  1. В предложении « Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
  1. Эпитетом
  2. Сравнением
  3. Метафорой
  4. Олицетворением
  1. В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?
  1. Словообразовательном
  2. Толковом
  3. Орфографическом
  4. Энциклопедическом
  1. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
  1. Отец узнал об этом по происшествии двух лет.
  2. Набеги кочевником привели к опустению этих земель.
  3. Крещение Руси – поворотный момент в её истории.
  4. Язык – средоточие и выражение народного духа.
  1. Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
  1. Верста коломенская – человек очень высокого роста
  2. Прикусить язык – испугаться
  3. Без царя в голове – не иметь ума
  4. Поставить с ног на голову – исказить факты.
  1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном (2) тумане , то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3 ) масляно — чёрных (4 ) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа , (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7 ) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9 ) мягко – ласков, и воздух тоже (10 ) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.

  1. Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?
  1. Коренной житель – коренной вопрос
  2. Человек худой – худой мир
  3. Больной заснул – больной ребёнок
  4. Спутник Марса – спутник по дороге
  5. Пачка газет – пачка балерины
  6. Звезда эстрады – звезда на небе
  1. Найдите предложения, в которых используется оксюморон?
  1. И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)
  2. Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)
  3. Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
  4. Мы сёла – в пепел; грады — в прах; в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс Вариант 2

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
  1. Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
  2. Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
  3. Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.
  4. Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
  1. Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
  2. Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
  3. Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
  4. И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
  1. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
  1. Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
  2. Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
  3. Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
  1. Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
  2. Смелые побеждают – трусливые погибают.
  3. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
  4. В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.
  1. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?
  1. Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
  2. Обед как всегда был сытным и вкусным.
  3. Царственная красота зимнего леса поразила его.
  4. Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
  1. Волны моря бились о гранитные камни набережной.
  2. Я остановился в густой тени старой сосны.
  3. Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
  4. Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
  1. Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
  2. Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
  3. Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
  4. Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
  1. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
  1. Душа в душу
  2. Задать перцу
  3. Во весь опор
  4. Нога за ногу
  1. В каком ряду слова не являются антонимами?
  1. Сытый – голодный
  2. Альянс – союз
  3. Типичный – уникальный
  4. Хитрый – простодушный
  1. Укажите, чем являются слова планировка – планирование ?
  1. Синонимами
  2. Антонимами
  3. Паронимами
  4. Омонимами
  1. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт …» подчёркнутое слово является
  1. Эпитетом
  2. Сравнением
  3. Метафорой
  4. Олицетворением
  1. В каком словаре можно уточнить написание слова?
  1. Словообразовательном
  2. Толковом
  3. Орфографическом
  4. Энциклопедическом
  1. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
  1. Ей нравилась его прямота и непринуждённость.
  2. Это был человек представительской внешности.
  3. Марья была искусственная мастерица
  4. В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.
  1. Значение какого фразеологизма определено неправильно?
  1. Стоять как вкопанный – не двигаясь
  2. Бежать сломя голову – очень быстро
  3. Белая ворона – человек в белом
  4. Как снег на голову – неожиданно.
  1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Мещёра – остаток (1 ) лесного океана . Мещёрские леса (2) величественны, (3 ) как кафедральные соборы . Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру , — на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7 ) тают , стоя на месте. Сухое (8 ) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

(9 ) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. (11) Спит вода, спят кувшинки , спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

  1. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?
  1. Здравый, мощь, добродетель, чуждый
  2. Здоровый, мощь, зима, чужой
  3. Здравый, мочь, добродетель, чужой
  4. Здоровый, мочь, зима, чуждый
  1. Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?
  1. Свеча, солнце, утюг, тулуп
  2. Корзина, кружево, зодчий, невод
  3. Ребёнок, сказка, шуба, зонтик
  1. 2
  2. 1
  3. 2
  4. 1
  5. 1
  6. 3
  7. 4
  8. 3
  9. 3
  10. 1
  11. 3
  12. 2
  13. 1, 2
  14. 2
  15. 1) метафора, 2) метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение, 7) метафора, 8) эпитет, 9) эпитет, 10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.
  16. 2, 5

Конспект урока по русскому языку на тему «Антонимы» (5 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Тема урока «Антонимы». 5 класс

Образовательные цели:

Знакомство учащихся с понятием «антонимы»,

Употребление антонимов в речи, акцентирование внимание на терминологии, средствах выразительности речи;

Акцентирование внимания на учёте многозначности слова во время подбора антонимов.

Пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов

Развитие речи, лингвистического чутья, логического мышления, памяти учащихся, пополнение их словарного запаса.

Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:

1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий целеполагания учебной деятельности, самооценки и коррекции.

3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.

4. Формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.

Основные понятия, термины: лексика, синонимы антонимы, разнокоренные и однокоренные антонимы, многозначные слова, антитеза.

Межпредметные связи : литература, география.

учебник — «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др;

раздаточные дидактические материалы (рабочий лист).

предъявление дидактического материала в виде мультимедийной презентации.

Урок проводится после сочинения по теме «Имя прилагательное», поэтому на данном уроке отсутствует этап опроса и проверки домашнего задания.

Основное содержание этапа.

Организационный момент

— Добрый день, ребята, сегодня мы продолжаем путешествие по стране “Лексикология”. К любому путешествию нужно тщательно готовиться: проверить снаряжения, всё ли у вас на местах. Перед вами лежит маршрутный лист с улицами, которые мы должны посетить,

— Но сначала давайте вспомним, какой последний город мы посетили? (Город синонимов).

Формирование личностного УУД:самоопределение, внимание, уважение к сверстникам

Актуализация знаний

— Что такое синонимы? (Дети дают определение).

— У вас в маршрутных листах в столбик даны слова, подберите и запишите к ним синонимы.Слайд.

-Давайте проверим. Зачитайте синонимичные пары.

— А теперь посмотрим на первые буквы, записанных вами синонимов, и если мы их соединим по вертикали, то получится слово. Какое? (Лексика). Слайд.

— Что такое лексика? (Это словарный состав языка).

— Сегодня мы познакомимся с ещё одним городом. А поможет нам в этом глобус.

— Как называют области Земли, расположенные у полюсов? (Арктика и Антарктика).

— Эти вечно холодные области находятся друг против друга, у противоположных полюсов Земли.

— О происхождении названия этих полюсов нам расскажет (имя ученика).

На экране дается справка, один ученик зачитывает.

Название «Арктика» произошло от греч. «арктос» — медведица (т.к. находится под созвездием «Большая Медведица»). Слово «Антарктика» означает «напротив Арктики», т.е. на противоположной стороне.

-Чем различаются эти слова?(Частью ант-).Что оно означает? (Противоположность)

— Как вы думаете, какой город мы с вами посетим? (Город Антонимов). А жители этого города слова-антонимы.

Целеполагание

-Что вы хотите узнать об антонимах? (Учащиеся формулируют цели урока).

Формирование важнейшего регулятивного универсального учебного действия — ставить и адекватно формулировать цели своей учебной деятельности

Знакомство с новым материалом

Для учащихся он не совсем новый, так как они уже касались этой темы в начальной школе. Приобретение новых знаний заключается в выполнении учащимися заданий, после которых они делают вывод.

— Значения корня ант- мы узнали, вспомним, что обозначает корень «онима» -,он нам известен (Имя).

-Дайте теперь определение антонимов. (Антонимы — слова противоположные по значению).

— Скажите, а слова жарко — холодный будут являться антонимами? (Нет). Почему? (Слова должны быть одной части речи).

-Дайте теперь определение антонимов .

-Проверим себя по учебнику страница 166.

— А может ли одно слово быть антонимом? (Нет. Антоним, как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре).

-Посетим первую улицу Корневую, где вы должны подобрать антонимы к словам и выделить в антонимической паре корень.

— Какой вывод можно сделать?(Антонимы могут быть с одинаковым и разным корнем)

— Антонимы, у которых одинаковый корень, называются однокорневыми, а у которых разный – разнокорневыми.

— Издавна в устном народном творчестве люди использовали меткие пословицы и поговорки, где в большом количестве встречаются антонимы.

А вы, ребята, знаете пословицы? Сейчас проверим, посетив следующую улицу Недосказанную.

Закончите пословицу, подчеркните антонимы и укажите, какой частью речи они выражены.

Делу время,…. (а потехе час).

Тяжело в учении, …….(легко в бою).

— Лучшая вещь новая, лучший друг — …(старый).

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл.

— Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!).

— Для чего служат антонимы в этих пословицах? (Антонимы используются для противопоставления и большей выразительности пословицы.

— Третья улица Поэтическая.

— Прочитайте стихотворение «Яблоко». (Один ученик читает).

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

— Кислое, зачем оно?

-Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.

— Что помогло автору написать такое забавное стихотворения? (Антонимы)

— Многие поэты пользуются антонимами в своих стихотворениях. Этот художественный приём в литературе называется антитеза.

-У вас в маршрутных листах дано определение этому понятию, прочитаем его.

Антитеза – противопоставление понятий и явлений.

-Давайте найдем и выпишем антонимические пары из стихотворения.

— Теперь проверим друг друга, поменяйтесь листами, посмотрите на экран, такие ли антонимические пары вы записали, поставьте оценку соседу по парте.

Формирование умения давать определение лингвистическому понятию.

Понятие об антонимии. Типы антонимов. Ошибки в употреблении антонимов.

Антонимы — это слова с противоположным значением. Речь идет о предметах и явлениях одного рода, так что с точки зрения предметной отнесенности такие слова обнаруживают определенную близость, располагаясь в одной семантической сфере.

1. Контрарными (противоположными ) антонимами являются крайние асимметричные члены упорядоченного множества (контрарные видовые понятия), между которыми существует средний, промежуточный член: молодой (нестарый, немолодой, пожилой) — старый; холодный (негорячий, прохладный, теплый) — горячий.

2. Комплементарные антонимы в отличие от контрарных характеризуются тем, что между противопоставляемыми членами, видовыми понятиями, нет никакого промежуточного члена: живой — мертвый, истинный — ложный, вместе — врозь.

3. Векторны е антонимы обозначают разнонаправленные действия, движения или признаки: подниматься — опускаться, входить — выходить, революционный — контрреволюционный. Бывают и контекстуальные антонимы.

Функции антонимов в речи многообразны.

1. Основная стилистическая функция антонимов — это лексическое средство для построения антитезы. И ненавидим мы, и любим мы случайно.

2. Противоположен антитезе прием, который заключается в употреблении антонимов с отрицанием. Он используется для того, чтобы подчеркнуть в описываемом предмете отсутствие четко выраженного качества. Она была не хороша, не дурна собою

3. Антонимия лежит в основе оксюморона (от греч. oxymoron ‘остроумно-глупое’) — стилистической фигуры, которая создает новое понятие соединением контрастных по значению слов.

4. Антонимы используются для подчеркивания полноты охвата изображаемого – нанизывание антонимических пар (В мире есть добро и зло, ложь и правда, горе и радость. . )

5. Анафразис – использование одного из антонимов, в то время как надо использовать другой: откуда, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу) Антонимические пары должны составляться логично.

Использование антонимов в речи должно быть стилистически мотивировано. Неуместное употребление антонимов затрудняет восприятие фразы (Ответ В. Пухова был лучшим из худших ).

Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета (Дорога шла прямая, хотя и извилистая ), однако писатели могут нарушить это требование с целью речевой характеристики героя. Так, в комедии Грибоедова «Горе от ума» Фамусов говорит Скалозубу: «Давно полковники, а служите недавно ». Антонимические пары должны составляться логично. Нельзя противопоставлять несопоставимые понятия. Нелогичность подобного противопоставления обыграна в драме А. П. Чехова «Три сестры»: Ольга …На вас зеленый пояс! Милая, это нехорошо!. . Наташа …Да? Но ведь это не зеленый, а скорее матовый . Это нелепое возражение Наташи подчеркивает ее ограниченность.

Анализируя употребление антонимов в речи, иногда можно столкнуться с ошибками в построении антитезы, например: Эта книга охватывает все. Это книга о рождении и смерти, о любви и радости, о ненависти, страданиях и горе. Автор нарушил последовательность перечисления, лишив речь стройности. Прием антитезы требует четкости в сопоставлении контрастных понятий: после слова любовь следовало поставить его антоним ненависть, рядом со словом радость — горе, упомянув о страданиях, автору нужно было дать антоним к этому слову или исключить «выпадающее» из антитезы существительное.

Употребление антонимов оправдано в том случае, если оно действительно отражает диалектическое единство противоположностей окружающей жизни. Но иногда игра слов, построенная на антонимах, не отражает реального противопоставления, не вскрывает внутренних противоречий и воспринимается как своего рода трафарет (например, в заголовках газетных статей «Большие беды малого кино», «Большие беды малого флота», «Большие беды малого бизнеса» и т. д. ).

Стилистической погрешностью слога могут стать и неудачные оксюмороны. Например, «Теплая метель» — в статье рассказывается о том, как во время стихийного бедствия люди были окружены вниманием и заботой. Автор стремится провести параллель между теплой заботой и …метелью. Другой оксюморон — «Жаркая мерзлота» — использован как заголовок статьи о добыче угля в Заполярье. Так как уголь идет на топливо, автор пытается вызвать у читателя ассоциацию между жаром и мерзлотой. Нелогичность подобных заголовков очевидна.

Еще больший ущерб стилю наносит немотивированный оксюморон, случайно «проявляющийся» в результате соединения несовместимых понятий: При наличии отсутствия необходимых материалов трудно наладить работу. Причиной неуместного комизма высказывания порой становится и невольный каламбур, который может возникнуть в результате не замеченной автором антонимии многозначных слов, что порой придает речи двусмысленное, комическое звучание. Например: Старый портфель отца был еще новый — здесь использовано слово старый в значении «существующий с давнего времени», а слово новый — в значении «прочный». Но, оказавшись почти рядом, эти прилагательные «столкнулись» в значениях «испорченный от употребления» и «не бывший в употреблении», что сделало фразу абсурдной.

Искажает смысл высказывания и неуместный антифразис, т.

Регулярность антонимических отношений в языке не позволяет свободно изменять состав антонимической пары. О плохом знании лексики свидетельствуют ошибки в построении антонимической пары: Молодые люди живут активно, они не соглядатаи жизни, а ее участники — слово соглядатай означает «человек, тайно наблюдающий за кем-то», оно не связано со словом участник антонимическими отношениями. Автору следовало написать праздный наблюдатель, созерцатель.

Регулярность антонимических отношений слов делает невозможным их употребление вне противопоставления. Поэтому столкновение антонимов в речи становится причиной комизма, порождает каламбуры (Щель — узкое место, широко встречающееся в строительстве).

Рассмотрим примеры стилистической правки текстов, в которых антонимы употреблены неудачно:

1. Лично я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.1. Я в этом ничего плохого не вижу. Или: Я думаю, что это не плохо, а, наоборот, хорошо.
2. В силу слабой разработки этого метода оценка его преждевременна.2. Из-за слабой разработки этого метода оценка его преждевременна.

Для стилистической правки первого предложения пришлось отказаться от одного из антонимов, ставших причиной абсурдности высказывания, исключить плеоназм (лично я). Во втором предложении возник немотивированный оксюморон: первое из слов антонимической пары, выступая в функции предлога, в тексте не должно было сохранять первоначальное лексическое значение, но из-за близкого соседства его антонима это значение «проявилось», соединение несовместимых понятий стало причиной нелогичности высказывания. Редактор исключил стилистически не оправданный оксюморон и устранил канцелярскую окраску речи в предложении.

Омонимы, стилистические ошибки, связанные с их употреблением

С их употреблением

Антонимы, стилистические ошибки, связанные

Антонимы – слова, имеющие противоположные значения. Использование антонимов в речи должно быть стилистически оправдано. Неуместное употребление антонимов затрудняет восприятие фразы. (Например: «Ответ студента Пухова был лучший из худших».)

При употреблении антонимов следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета. (Нельзя сказать: дорога шла прямая, хотя и извилистая.)

Стилистической погрешностью слога являются неудачные оксюмороны. Например, «Теплая метель» – в статье рассказывается о том, как во время стихийного бедствия люди были окружены вниманием и заботой. Другой оксюморон – «Жаркая мерзлота» – использован как заголовок статьи о добыче угля в Заполярье.

Оксюмороны – создание нового понятия при помощи соединения контрастных по значению слов.

Двусмысленное, комическое звучание речи придает не замеченная автором антонимия многозначных слов. Например: «Старый портфель отца был еще новый». Здесь использовано слово «старый» в значении «существующий с давнего времени», а слово «новый» – в значении «прочный». Но, оказавшись почти рядом, эти прилагательные «столкнулись» в значениях «испорченный от употребления» и «не бывший в употреблении», что сделало фразу абсурдной.

Рассмотрим примеры стилистической правки текстов, в которых антонимы употреблены неудачно:

1.Лично я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.1. Лично я в этом ничего плохого не вижу. Или: Я думаю, что это не плохо, а, наоборот, хорошо.
2. На открытом партийном собрании говорили о скрытых производственных резервах.2. На открытом партийном собрании говорили о производственных резервах.
3. В силу разработки метода экономического анализа до недавнего времени не проводилось глубокого изучения результатов3. Из-за слабой разработки метода экономического анализа результаты работы до недавнего времени всерьез не изучались.

Основные стилистические функции антонимов:

– создание контраста (Мягко стелет, да жестко спать);

– антонимы выступают как особое лексическое единство («Боль моя, моя отрада, отдых мой и подвиг мой!» (Тв.);

– антонимы встречаются в составе антитез («Да здравствует солнце, да скроется тьма!» (П).

Антитеза – сопоставление противоположных или контрастных понятий.

Омонимы – слова, совпадающие в звучании и написании, но различные по значению.

Не замеченное автором столкновение в тексте многозначных слов, используемых в различных значениях, или омонимов, нередко придает речи:

– комическую окраску («Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы в работе»);

– двусмысленность («Люди увидели в нем доброго руководителя»);

– характер каламбура («Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок»).

Каламбур – юмористическое использование многозначных слов или омонимов.

Примеры стилистической правки предложений, в которых неудачно употреблены многозначные слова или слова, имеющие омонимы.

1. Недавно наше предприятие представляло научно-техническую выставку за рубежом.1. Недавно наше предприятие организовало научно-техническую выставку за рубежом
2. В начале учебного года мать купила дочке портфель и наказала – в этом году больше не получишь.2. Мать в начале учебного года купила дочке портфель и предупредила: «Береги его!».

Часто причиной стилистических ошибок оказываются омографы и омофоны.

Омографы – слова, совпадающие на письме и имеющие ударение на разных слогах.

Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному.

Примеры: «Большая часть выпускников осталась в колхозе» (бóльшая и большáя); «Как же они туда попадали?» (попáдали или попадáли). В схожести двух разных растений выражается равноценность их свойств (слышится «всхожесть», и содержание текста провоцирует ошибку).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Конспект урока по русскому языку на тему «Антонимы» (5 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Тема урока «Антонимы». 5 класс

Образовательные цели:

Знакомство учащихся с понятием «антонимы»,

Употребление антонимов в речи, акцентирование внимание на терминологии, средствах выразительности речи;

Акцентирование внимания на учёте многозначности слова во время подбора антонимов.

Пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов

Развитие речи, лингвистического чутья, логического мышления, памяти учащихся, пополнение их словарного запаса.

Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:

1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий целеполагания учебной деятельности, самооценки и коррекции.

3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.

4. Формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.

Основные понятия, термины: лексика, синонимы антонимы, разнокоренные и однокоренные антонимы, многозначные слова, антитеза.

Межпредметные связи : литература, география.

учебник — «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др;

раздаточные дидактические материалы (рабочий лист).

предъявление дидактического материала в виде мультимедийной презентации.

Урок проводится после сочинения по теме «Имя прилагательное», поэтому на данном уроке отсутствует этап опроса и проверки домашнего задания.

Основное содержание этапа.

Организационный момент

— Добрый день, ребята, сегодня мы продолжаем путешествие по стране “Лексикология”. К любому путешествию нужно тщательно готовиться: проверить снаряжения, всё ли у вас на местах. Перед вами лежит маршрутный лист с улицами, которые мы должны посетить,

— Но сначала давайте вспомним, какой последний город мы посетили? (Город синонимов).

Формирование личностного УУД:самоопределение, внимание, уважение к сверстникам

Актуализация знаний

— Что такое синонимы? (Дети дают определение).

— У вас в маршрутных листах в столбик даны слова, подберите и запишите к ним синонимы.Слайд.

-Давайте проверим. Зачитайте синонимичные пары.

— А теперь посмотрим на первые буквы, записанных вами синонимов, и если мы их соединим по вертикали, то получится слово. Какое? (Лексика). Слайд.

— Что такое лексика? (Это словарный состав языка).

— Сегодня мы познакомимся с ещё одним городом. А поможет нам в этом глобус.

— Как называют области Земли, расположенные у полюсов? (Арктика и Антарктика).

— Эти вечно холодные области находятся друг против друга, у противоположных полюсов Земли.

— О происхождении названия этих полюсов нам расскажет (имя ученика).

На экране дается справка, один ученик зачитывает.

Название «Арктика» произошло от греч. «арктос» — медведица (т.к. находится под созвездием «Большая Медведица»). Слово «Антарктика» означает «напротив Арктики», т.е. на противоположной стороне.

-Чем различаются эти слова?(Частью ант-).Что оно означает? (Противоположность)

— Как вы думаете, какой город мы с вами посетим? (Город Антонимов). А жители этого города слова-антонимы.

Целеполагание

-Что вы хотите узнать об антонимах? (Учащиеся формулируют цели урока).

Формирование важнейшего регулятивного универсального учебного действия — ставить и адекватно формулировать цели своей учебной деятельности

Знакомство с новым материалом

Для учащихся он не совсем новый, так как они уже касались этой темы в начальной школе. Приобретение новых знаний заключается в выполнении учащимися заданий, после которых они делают вывод.

— Значения корня ант- мы узнали, вспомним, что обозначает корень «онима» -,он нам известен (Имя).

-Дайте теперь определение антонимов. (Антонимы — слова противоположные по значению).

— Скажите, а слова жарко — холодный будут являться антонимами? (Нет). Почему? (Слова должны быть одной части речи).

-Дайте теперь определение антонимов .

-Проверим себя по учебнику страница 166.

— А может ли одно слово быть антонимом? (Нет. Антоним, как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре).

-Посетим первую улицу Корневую, где вы должны подобрать антонимы к словам и выделить в антонимической паре корень.

— Какой вывод можно сделать?(Антонимы могут быть с одинаковым и разным корнем)

— Антонимы, у которых одинаковый корень, называются однокорневыми, а у которых разный – разнокорневыми.

— Издавна в устном народном творчестве люди использовали меткие пословицы и поговорки, где в большом количестве встречаются антонимы.

А вы, ребята, знаете пословицы? Сейчас проверим, посетив следующую улицу Недосказанную.

Закончите пословицу, подчеркните антонимы и укажите, какой частью речи они выражены.

Делу время,…. (а потехе час).

Тяжело в учении, …….(легко в бою).

— Лучшая вещь новая, лучший друг — …(старый).

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл.

— Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!).

— Для чего служат антонимы в этих пословицах? (Антонимы используются для противопоставления и большей выразительности пословицы.

— Третья улица Поэтическая.

— Прочитайте стихотворение «Яблоко». (Один ученик читает).

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

— Кислое, зачем оно?

-Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.

— Что помогло автору написать такое забавное стихотворения? (Антонимы)

— Многие поэты пользуются антонимами в своих стихотворениях. Этот художественный приём в литературе называется антитеза.

-У вас в маршрутных листах дано определение этому понятию, прочитаем его.

Антитеза – противопоставление понятий и явлений.

-Давайте найдем и выпишем антонимические пары из стихотворения.

— Теперь проверим друг друга, поменяйтесь листами, посмотрите на экран, такие ли антонимические пары вы записали, поставьте оценку соседу по парте.

Формирование умения давать определение лингвистическому понятию.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector