25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какова роль антонимов в пословицах

Антонимия в русских пословицах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Предметом будут являться – виды, типы и функции антонимов в русских пословицах. Цель работы – определение видов и функций антонимов в русских пословицах, для достижения которой предполагается решить следующие задачи: 1) изучить антонимию как языковое явление; 2) проанализировать пословицы, содержащие антонимы; 3) определить виды и функции антонимов в пословицах.
Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы: лингвистическое наблюдение, категориальный анализ, контекстный анализ, дистрибутивный анализ.

Содержание

Введение ……………………………………………………….3
Глава 1.
1.1. Антонимия как категория лексико – семантической
системы языка ……………………………………………..….4
1.2. Классификация антонимов…………………………..…10
1.3. Семантические и стилистические функции антонимов. Антонимы общеязыковые и окказиональные …………………….….16
Глава 2.
2.1. Анализ видов и функций антонимов в русских
пословицах ……………………………………………..……..23
Заключение………………………………………….…………42
Список литературы………………………………………. 45

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа Марго.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д.И. Менделеева»

кафедра филологического факультета

Курсовая работа на тему: « Антонимия в русских пословицах »

выполнила: студентка 32 гр. ФФ

«Русский язык и литература»

научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Выхрыстюк М. С.

1.1. Антонимия как категория лексико – семантической

1.2. Классификация антонимов………………… ………..…10

1.3. Семантические и стилистические функции антонимов. Антонимы общеязыковые и окказиональные …………………….….16

2.1. Анализ видов и функций антонимов в русских

Явление антонимии долгое время вызывает интерес ораторов, писателей, учёных – филологов, и, конечно, всех, кто заинтересован в том, чтобы наша речь была выразительной, яркой, открывала широкий простор для выражения различных мнений, служила реализации творческой инициативы. Ещё в античные времена ораторам и философам была хорошо известна такая стилистическая фигура как антитеза.

В последние годы проблемой антонимии и средствами её языковой реализации – антонимами – занимались многие отечественные и зарубежные учёные. Так, Новиков Л.А. рассматривал вопросы семантического анализа противоположности в лексике, Апресян Ю.Д. предложил семантическую классификацию антонимов. Львов М.Р., Лайонз Дж. В своих работах уделяли особые внимание описанию структуры антонимов.

Статья в тему:  Спокоен как удав антоним

В настоящее время явление антонимии определяется достаточно однозначно: это тип семантических отношений лексических единиц, имеющих противоположное значение, а антонимы – слова одной части речи, имеющие противоположное значение. Даже неспециалисту представляется бесспорным, что русские пословицы содержат богатейший материал для изучения. Пословица – это меткое образное изречение, обобщающее различные стороны жизни, как правило, носящее назидательный характер. Представляет немалый интерес, насколько широко антонимы используются в произведениях русского фольклора (в нашем случае – в пословицах). Таким образом наша работа будет посвящена изучению антонимии как языкового явления – это и будет объектом.

Предметом будут являться – виды, типы и функции антонимов в русских пословицах. Цель работы – определение видов и функций антонимов в русских пословицах, для достижения которой предполагается решить следующие задачи: 1) изучить антонимию как языковое явление; 2) проанализировать пословицы, содержащие антонимы; 3) определить виды и функции антонимов в пословицах.

Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы: лингвистическое наблюдение, категориальный анализ, контекстный анализ, дистрибутивный анализ.

Основным источником пословиц послужило издание В. И. Даля «Пословицы русского народа» в двух томах, которое является на сегодняшний день самым объемным изданием русского фольклора (интересующего нас жанра – пословиц), по крайней мере, из тех источников, которые были доступны для нашего изучения.

1.1. Антонимия как категория лексико – семантической

Большинство исследований в последние годы однозначно определяют явление антонимии. Антонимия представляет собой тип семантических отношений лексических единиц, имеющих противоположные значения. По мнению исследователей, будучи категорией лексико – семантической системы языка, антонимия представляет собой одну из языковых универсалий: она свойственна всем языкам, а её единицы обнаруживают принципиально общую структуру противоположных значений и большое сходство в структурной и семантической классификации антонимов.

Статья в тему:  Какие синонимы к слову обыкновенный

Так. М.Р. Львов считает, что в основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существенные различия однородных по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков.

Работы, посвящённые определению логической основы антонимии, принадлежат А.Н. Новикову, Дж. Майонз и другим. Авторы сходятся во мнении, что логическую основу антонимии образуют противоположные видовые понятия. Они входят в объём родового понятия, которое отражает единую и вместе с тем дифференцируемую, «раздвоенную» сущность:

«белый» – «чёрный» («цвет»), «лёгкий» – «тяжёлый» («вес»), «медленный» – «быстрый» («скорость»), «подниматься» – «опускаться» («вертикальное движение»), «истина» – «ложь» («соответствие действительности») и т п.

При этом авторы различают два вида противоположностей: контрарную (от латинского сontrarius – противоположный) и комплементарную (от латинского соmplementum – дополнение).

Контрарная противоположность выражается видовыми понятиями «X» и «У», между которыми возможно третье, среднее «Z» и которые не только отрицают друг друга, но и характеризуются своим положительным содержанием:

«молодой» – («средних лет», «пожилой») – «старый»:

Комплементарная противоположность представлена видовыми понятиями «X» и «У», дополняющими друг друга до родового так, что между ними невозможно никакое третье, среднее понятие: «истинный», «ложный».

Родовое понятие здесь исчерпывается двумя видовыми понятиями, поэтому отрицание одного из них даёт содержание другого: «истинный» значит «ложный» и наоборот. Каждое из этих понятий характеризуется также своим положительным содержанием в отличие от противоречащих понятий типа «молодой» – «немолодой» (т.е. «средних лет», «пожилой», «старый»), где второе видовое понятие негативно по своему характеру и неопределённо. В силу этого такое противопоставление не образует противоположности и не является логической основой антонимии. Чтобы выразить истинную противоположность, второй член противопоставления должен быть здесь конкретизирован, обозначен более определённо.

Противоположные видовые понятия в отличие от противоречащих определяют предел проявления качества, свойства, действия, определяемых тем или иным родовым понятием. Они образуют логическую модель истинной антонимии.

Статья в тему:  Какое проверочное слово антоним

Несколько с других позиций к проблеме подходят авторы Л. А. Введенская, И.С. Улуханов, которые полагают, что логическая модель противоположности

является необходимым, но недостаточным условием лексической антонимии; она становится в языке моделью антонимии только у слов, обозначающих качество (в широком смысле этого слова), выражающих противонаправленность действия, состояний, признаков, свойств, а также у некоторых других лексических единиц. Учёт природы и особенностей семантики языковых единиц позволяет отграничить антонимы от других противопоставлений слов, не образующих антонимии.

Исследователи пришли к заключению, что основной массив противопоставлений, представляющих ядро антонимов русского языка, образуют слова, значения которых воспринимаются как обозначение качества (хороший – плохой, добрый – злой) или направленности (входит – выходит, светать – темнеть).

По своей форме эти слова могут быть как разнокоренными (высокий – низкий), так и однокоренными (культурный – некультурный, прилетать – улетать), а по характеру их семантических отношений – соразмерными (лёгкий – тяжёлый, разбирать – собирать): модель X – (О) – У; (действие – противодействие, удар – контрудар): X à ß У и несоразмерными (начинать – переставать, кончать, зажигать – гасить): Х à | ßУ, т.е. вызывать и ликвидировать что – то.

В соответствии с этим выделяется 6 основных типов слов с противоположными значениями:

  1. антонимы, обозначающие качество, разнокоренные и соразмерные;
  2. антонимы, обозначающие качество, однокоренные и соразмерные;
  3. антонимы, обозначающие направленность, разнокоренные и соразмерные;
  4. антонимы, обозначающие направленность, однокоренные и соразмерные;
  5. антонимы, обозначающие направленность, разнокоренные и
    несоразмерные;

6. антонимы, обозначающие направленность, однокоренные и несоразмерные.

Первый тип антонимов – наиболее характерный и представительный. Качественные слова – антонимы соразмерны и симметричны относительно нормы, где они семантически нейтрализуются, уравновешиваются:

(+-) средний, обычный (норма)

Такие антонимы с оценочным качественным значением противостоят сходным неантонимичным противопоставлениям: лёгкий – тяжёлый, белый – чёрный (цвет) как качественные слова с переменным признаком (лёгкий, легче; белый, белее и т.п.), с одной стороны, и легковой – грузовой (об автомобиле, транспорте), белый – чёрный (уголь), с другой стороны, где значения качества нет или оно утрачено в результате переноса значения.

Статья в тему:  Какой антоним к слову пир

Второй тип антонимов представлен однокоренными соразмерно противопоставленными качественными словами. Симметричность проявляется здесь как своеобразная «отменяющая» определённое свойство противоположность: культурный – некультурный, т.е. «лишённый культуры», также сильный – бессильный, друг – недруг «враг» и т.п. в противопоставлениях такого типа антонимов точкой отсчёта (нормой) является исходное слово, а сами значения антонимов нейтрализуются в промежуточном слове:

Таким качественным словам – антонимам противостоят некачественные слова со значением отграничения, выделения, которые не являются антонимами: культурные – некультурный, сильный – бессильный, с одной стороны, и совершенный – несовершенный (вид), наличный – безналичный (о деньгах, расчёте).

Третий тип антонимов охватывает разнокоренные слова с соразмерным противопоставлением противоположно направленных действий (признаков, свойств и т.п.): подниматься – опускаться, вставать – ложиться, полнеть – худеть, богатеть – беднеть и т.п. сходные слова, не выражающие направленности, к антонимам не относятся: подниматься – опускаться, вставать – ложиться (с земли – на землю), с одной стороны, и стоять — лежать с другой. Точка отсчёта здесь часто не имеет специального обозначения и передаётся описательно: полнеть – (оставаться в одном и том же весе) – худеть.

Соразмерные отношения противоположно направленных действий, выраженных однокоренными словами, передаются в четвёртом типе антонимов с помощью приставок: входить – выходить, действие – противодействие.

Пятый и шестой типы представлены соответственно разнокоренными и однокоренными словами с несоразмерной односторонней направленностью (зажигать – гасить, думать – раздумать (что – либо сделать)) и т.п. Таким образом, многие внешне похожие на антонимы слова не обозначают действительной противоположности. Не выражают противоположности, а значит, не имеют антонимов слова конкретной неоценочной семантики: карандаш, книга, телефон, часы и велосипед и т.д.

Статья в тему:  Какой антоним к слову глаза

Проект “Интересное в русском языке: антонимы, антонимы в пословицах”.

Данный проект по русскому языку выполнила ученица 5 класса Микита Юлия. Цель проекта – исследовать, что такое антонимы и как используются антонимы в русской речи, в частности в пословицах.

Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной.

Скачать:

ВложениеРазмер
antonimy_yuliya_m.pptx141.04 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Коломенский г.о. МБОУ «Лицей № 4» Проект по русскому языку «Интересное в русском языке: антонимы , а нтонимы в пословицах» Выполнила Микита Юлия, ученица 5 «А» класса 2020 г.

Актуальность. Родной язык– это инструмент познания, мышления и развития. Через язык мы овладеваем традициями своего народа, его мировоззрением. Речь – это канал развития интеллекта. Цель проекта: Узнать об использовании антонимов в русской речи. Задачи: Собрать материал. Познакомиться с понятием «антонимы» и с их видами. Проанализировать собранную информацию. Понять, как и зачем используются антонимы в речи. Оформить материал. Представить результаты исследования.

Анто́нимы (др.-греч. ἀντι – приставка со значением противоположности + ὄνυμα – «имя») – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения Значение антонимов в речи: делают нашу речь более образной и яркой. помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей, обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов.

Антонимы, принадлежащие к разным частям речи. Существительные – антонимы – это противопоставление по общему признаку двух или более предметов ( радость-грусть; день-ночь; уверенность – растерянность и др.). Прилагательные – антонимы – это противоположные признаки двух и более предметов ( радостный – грустный ; дневной – ночной; горячий – холодный и др. ). Глаголы-антонимы – основой противопоставления является действие ( сидеть-стоять ; смеяться-грустить ; зайти-выйти и др. ). Наречия-антонимы – это противоположные по своему значению признаки предметов, признаки признаков или признаки действий ( хорошо – плохо ; криво – прямо ; сильно – слабо ; рано – поздно и др. ).

Антонимы в пословицах Пословицы – это огромный пласт народной мудрости. Функция антонимов в русских пословицах – это противопоставление положительных и отрицательных качеств человека. “Смелый побеждает, а трус погибает” . Особенности построения пословиц с антонимами: Противопоставление с союзом «а»: «От радости кудри вьются, а от печали секутся». 2) Противопоставление без союзов : «От умного научишься, от глупого разучишься». 3) Сопоставление с тире: «Работать – день коротать, отдыхать – ночь избывать».

Роль антонимов в пословицах велика : при передаче мудрого умозаключения создают противопоставление ; служат украшением речи, с ними получаются красивые, яркие, запоминающиеся пословицы (порой с рифмой ); способствуют быстрому запоминанию пословицы.

Вывод по проекту Без антонимов наша речь не была бы такой полной, яркой и эмоционально окрашенной. Русский язык отличается от других языков богатством лексики. К тому же антонимы придают речи ясность, выразительность, являются одним из способов толкования лексического значения слова. Антонимы необходимы для передачи в речи различных оттенков значений того или иного понятия, для более тонкой передачи отношения говорящего к тому предмету или явлению .

Урок+презентация по теме “Антонимы”

Выбранный для просмотра документ Презентация к Уроку развития речи. Тема «Антонимы. Использование антонимов в построении пословицы».ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Пословица – сохранившийся обломок древней философии. Аристотель Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах. Фрэнсис Бэкон Пословица – это большое содержание, выраженное в немногих словах. Томас Фуллер

Пословица – это краткое изреченье, поученье в виде иносказанья или в виде житейского приговора. Пословица есть соль языка народной речи. Она не сочиняется, а рождается сама. Это ходячий ум народа. Пословица может переходить в поговорку или простой оборот речи.

Тише едешь –дальше будешь. Спеши медленно.

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Во всем деле надо трижды подумать.

Маленький урожай лучше большого посева.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Усердным трудом всё получишь, а лениться будешь – всё потеряешь.

Век живи, век учись. Знания бесконечны.

Друг познаётся в беде. Хороший друг – это настоящий клад.

Ученье – , а неученье – . свет тьма Антонимы – это слова, обозначающие противоположные понятия.

Труд человека кормит, а лень портит. Кто много говорит, тот мало делает. Повторенье – мать ученья. Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает. Не спеши языком, торопись делом. Сделал дело – гуляй смело. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Продолжи пословицу

Закончи предложение пословицей Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания, объясняли, что было непонятно. Правильно утверждает пословица: ,,Друзья познаются в беде” Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама мне сказала: ,,Новых друзей наживай, а старых не теряй” Лучшие одежды – новые; лучшие друзья – старые.

Составьте небольшой рассказ, историю, выводом для которой может служить одна из пословиц. Тише едешь –дальше будешь. Спеши медленно. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Во всем деле надо трижды подумать. Маленький урожай лучше большого посева. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Век живи, век учись. Знания бесконечны.

Домашнее задание Подобрать русские и английские пословицы о семье, о труде, о дружбе.

Выбранный для просмотра документ Урок развития речи. Тема «Антонимы. Использование антонимов в построении пословицы».doc

Урок развития речи. Тема «Антонимы. Использование антонимов в построении пословицы»

Цель урока: повторить и обобщить знания об антонимах, о роли антонимов в речи; обобщить знания учащихся о пословицах и поговорках; привитие учащимся интереса к литературе, развитие у них навыков критически мыслить, рассуждать, совершенствование устной речи, постараться как можно больше ввести пословиц в активный словарь учащихся;

формирование патриотических чувств учащихся, помочь через пословицы глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.

Вступительное слово учителя с элементами беседы.

«Назови пословицу по иллюстрации».

Повторение определения термина «антонимы».

Задание по развитию речи. ,,Закончи предложение пословицей” и ,,Составь рассказ, историю, выводом для которой может служить одна из пословиц”.

Обобщающая беседа, экскурсия по выставке книг.

Здравствуйте, уважаемые гости! Приглашаю вас принять участие в занятии, посвященном русскому языку. Прочитайте, пожалуйста, изречения известных ученых, писателей. (Слайд 1)

О чем, по вашему, мы сегодня будем говорить на нашем уроке? Вы совершенно правы, мы сегодня говорим о пословицах (слайд 2).

Подскажите, пожалуйста, а что такое пословица? Давайте сравним ваши варианты с моим (слайд 3) Чтение определения: « Пословица – это краткое изреченье, поученье в виде иносказанья или в виде житейского приговора. Пословица есть соль языка народной речи. Она не сочиняется, а рождается сама. Это ходячий ум народа. Пословица может переходить в поговорку или простой оборот речи».

Пословицы и поговорки – великая народная мудрость. Никто не знает, когда возникли пословицы. Несомненно, лишь одно: они идут от далеких времен и сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Пословицы – это крылатая мудрость народа. Едва ли найдется такой человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: ,, Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится ”. «Разговор без поговорки, как мясо без соли»,- говорят африканцы. Действительно, точное, остроумное слово часто может положить начало интересному хорошему разговору.

Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми. Поистине волшебные слова заключены в мудрых пословицах. И это не случайно. Народ создавал их в течение многих веков. Наблюдая из века в век различные жизненные явления, народ обобщал их, выделял в них самое характерное, самое типичное – свои наблюдения выражал в точной и сжатой словесной формуле пословицы или поговорки. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт, накопленный веками, следующему поколению. ,,Счастье не ищут, а делают”, ,,Ученье свет, а неученье – тьма”, ,,Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах”,- учит народ. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Пословицы охватывают все стороны жизни народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц.

Предлагаю вам сегодня вспомнить как можно больше пословиц.

(Слайд 4)Какую пословицу проиллюстрирует эта фотография? (Тише едешь, дальше будешь). Объясните значение этой пословицы.

Уважаемые гости, назовите, пожалуйста, китайскую пословицу, которая созвучна русской (Спеши медленно)

(Слайд 5) Семь раз отмерь, один раз отрежь. Китайская пословица Во всем деле надо трижды подумать.

(Слайд 6) Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Китайский вариант Маленький урожай лучше большого посева..

(Слайд 7) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Китайский вариант___________

(Слайд 8) Век живи, век учись. Китайская пословица Знания бесконечны.

(Слайд 9) Друг познается в беде Китайский варрант Хороший друг – это настоящий клад.

II Повторение определения «антонимы»

Ну, что ж, как выяснилось вы неплохо знаете пословицы. Тогда вы сможете ответить на мой следующий вопрос: посмотрите на экран и ответьте, по какому принципу строятся большинство пословиц? (Слайд 10)

Вы совершенно правы, предложенная вашему вниманию пословица строится по принципу противопоставления. В русском языке такие слова, имеющие противоположное значение мы называем антонимами.

III . Закончи пословицу”. Цель и – проверить знание детьми пословиц. Я называю первую половину пословицы, а ученики – вторую:

(Слайд 11) Мы продолжаем с вами вспоминать пословицы. Перед вами начало пословицы, но нет конца. Ваша задача найти ее продолжение.

IV . Р.р. 1. Закончи предложение пословицей

1) Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания, объясняли, что было непонятно. Правильно утверждает пословица: (,,Друзья познаются в беде”)

б) Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама мне сказала: (,,Нет друга, так ищи, а нашел, так береги”, ,,Новых друзей наживай, а старых не теряй”.) Лучшие одежды – новые; лучшие друзья – старые (китайская пословица). Запишите пословицы в тетрадь.

2. Составьте небольшой рассказ, историю, выводом для которой может служить одна из пословиц

V . Обобщение. Понравился ли вам урок? Что для себя вы узнали нового, что повторили

Как вы объясните такую пословицу: ,,Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка”?

Рассказ о собирателе пословиц и поговорок В.И.Дале, экскурсия по выставке книг.

Пословиц очень много. Уже в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVII века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.

VI . Домашнее задание. Подобрать русские и китайские пословицы о семье.

Урок русского языка «Роль антонимов-прилагательных в речи» для 4 класса

Алпатова Светлана
Урок русского языка «Роль антонимов-прилагательных в речи» для 4 класса

Урок по теме «Роль прилагательных – антонимов в речи»

ЦЕЛИ: – развитие умения наблюдать за ролью прилагательных – антонимов в речи;

– развитие чувства языка на основе работы с прилагательными -антонимами

Оборудование: карточки с текстами;

карточки с пословицами; презентация

Ход урока.

– Проверьте готовность к уроку: учебные принадлежности, рабочий настрой, хорошее доброжелательное настроение, правильную посадку

– Запишите число, выполните минутку чистописания.

2. Языковая разминка

1) – Какая орфограмма имеет место в словах? (читаю пять слов)

Ветвистый, вишнёвый, воздушный, кленовый, прямой, крикливый, ленивый, больной, почтовый, сосновый, далёкий, широкий, сердечный, стальной, пятнистый.

– Подобрать проверочные слова, записать буквы гласных в корне через запятую. (диктую, дети по цепочке называют проверочные слова записывают буквы)

– Возьмите зелёную ручку, проверьте свою работу по образцу, поставьте оценку на полях (слайд1)

е, и, о, е, я, и, е, о, о, о, а, и, е, а, я.

2) – Слова какой части речи мы проверяли? (прилагательные)

– По каким признакам определили?

– Что ещё знаете о прилагательных?

– Сегодня пополним копилку знаний об этой части речи.

3. Постановка проблемы

1) – Рассмотрите картину. (слайд2)

– Что привлекло ваше внимание? Удивило? (На мрачном грозовом небе белоснежные голуби)

– Как называется такой приём в изобразительном искусстве, подчёркивающий качества объектов противопоставляя их друг- другу?

(приём контраста)

– Есть ли в литературных произведениях похожий приём?

– Какое литературное произведение напоминает вам сюжет картины? («Голуби» И. Тургенев)

– Прочитайте отрывок из произведения.

…Но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона…

И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь…

– Что противопоставлено в этом отрывке друг другу? (большая тёмно – синяя туча и маленькие белоснежные голуби)

– В литературе такой приём контраста называется антитезой.

– Подчеркните имена прилагательные, которые помогают увидеть это противопоставление в тексте?

– Какие они по значению? (противоположные)

– Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

– Какова их роль? Зачем использует автор в тексте? (подчеркнуть противоречие, чтобы мы смогли сильнее прочувствовать тревожный момент)

– А кто сможет сформулировать тему урока?

(на слайде ключевые слова: роль, прилагательные, антонимы)

Какова роль прилагательных – антонимов в речи? (слайд 3)

– Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо делать? (исследовать тексты с прилагательными антонимами, наблюдать за их значением)

– А ещё я предлагаю в ходе исследований составить словарик прилагательных – антонимов. Будем встретившиеся нам антонимы записывать парами.

4. Исследовательская деятельность

1) – Сначала потренируемся подбирать антонимы

– Прочитайте задание. Что нужно делать?

– На какие орфограммы пропущены буквы?

– Какие буквы вставите? Объясните выбор.

– Как быть, если трудно подобрать антоним? (воспользоваться словарём)

– Работайте 5 минут

– Проверим «Назови пару»

2) – Вы успешно справились, приступаем к исследованию

– Прочитайте задание. Что нужно делать?

– Перед вами текст стихотворения Г. Сапгира. Прочитает Саша Ег. выразительно

Принцесса в лесу.

На полянке землянка

Людоеду сразу стало

Слишком вид – говорит, –

– Какое настроение вызвало стихотворение? Почему улыбались? Людоед –то страшный?

-Какой приём использует автор для создания комического эффекта? (слайд4)

-Какие слова при этом подбирает?

– Какова же роль прилагательных антонимов в этом тексте?

(создания комического эффекта)

4) – Как думаете, только ли с целью создания комического эффекта используют прилагательные – антонимы?

«Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добрым, чем злым, умным, чем глупым ”.

– Прочитайте высказывание Л. Толстого (один вслух)

– Найдите подчеркните прил. антонимы

– Какую мысль автор хотел донести до нас используя прил. антонимы?

(в человеке больше хорошего, это лучше видно при сопоставлении с плохими качествами)

– Выпишите прил. –антонимы в начальной форме.

– Мы знаем, поэт Н. А. Некрасов сильно переживал за судьбу своей родины,он писал:

«Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь»

– Назовите антонимы

– С какой целью употребил их здесь Некрасов?

(подчеркнуть, сколько противоречий в стране)

-Выпишите прил. –антонимы в начальной форме.

– В годы ВО войны А.Толстой писал:

«На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее».

– Назовите и подчеркните прил. антонимы

– С какой целью использует их автор? (подчеркнуть противоречие)

– Выпишите антонимы

– Можно сказать, что в рассмотренных нами высказываниях авторы используют прил – антонимы для создания комического эффекта?

(2. Подчеркнуть противоречие, сделать высказывание убедительнее, красивее, ярче.)

Прочитаем ещё один отрывок из притчи-сказки В. Сухомлинского «Горячее сердце» (Кира)

море – тропинка – горы (Слайд8)

«Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море. С другой – возвышались седые горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человеком с горячим сердцем, а другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумлёнными и ласковыми.Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное море».А человек с холодным сердцем сказал: «Да, много воды».

В. Сухомлинский «Горячее сердце»

– Какой выразительный приём использует автор в тексте?

– Прочитайте предложение с прил. антонимами?

– Кто кому противопоставляется?

– Что значит «человек с горячим и холодным сердцем»?

– Кому жить легче?

– Какова роль антонимов?

(3. Подчёркивать достоинства одного и недостатки другого)

– Какой был главный вопрос урока?

– Какова же роль прил. – антонимов в речи?

– Сверьте свои высказывания, что мы упустили?

1. Создать комический эффект

2. Подчеркнуть противоречие

3. Подчеркнуть достоинства и недостатки

4. Сделать речь красивее, выразительней, ярче

6. Какой же словарик антонимов у вас получился, прочитайте.

7. Применение знаний

– Где в устном народном творчестве часто можно встретить антитезу, противопоставление?

(В пословицах, поговорках)

Составить пословицы – соединить левую и правую части, подчеркнуть прил. антонимы

Хорошо платье новое,

а душа черненькая

лучше большого безделья

а глупый – киснет.

-Что у вас получилось?

– Что общего в пословицах? (прил – антонимы)

– Какой союз чаще используется в пословицах с прил. антонимами?

(союз а, ставится запятая)

-Запишите одну, пословицу, приготовьтесь объяснить её значение.

7. Итог. (слайд 11)

Сегодня я узнал…

Я понял, что могу…

У меня получилось…

Я выполнял задания…

Для меня было открытием…

Мне показалось важным…

-Кто нам хорошо помогал на уроке освоить новую тему и заслуживает особой благодарности?

8. Домашнее задание с(33) №206// составить и записать пословицы

Конспект урока русского языка в 5 классе «Урок-кроссворд. Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Методическая разработка урока русского языка Тема: Урок-кроссворд Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Учитель: Новакова В. П. Цель.

Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.

Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных» Урок русского языка класс 4 (УМК Школа России) Мовина Оксана Витальевна Тема Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в.

Урок русского языка во 2 классе «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» Урок русского языка 2 класс Составила: Волкова Елена Владимировна Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы? Цель: – расширить.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Урок русского языка, 3 класс. Сочинение по картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» Предмет Русский язык Тема: Р/р. Сочинение №2 по картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» Цель: Развивать речь, уметь логически связно.

Урок русского языка в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Разработка урока по русскому языку. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» 5 класс Подготовила Винидиктова Татьяна.

Урок русского языка для начальной школы «Приставка» ТЕМА: Приставка, её роль в слове. Цель: сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку.

Пословицы с антонимами

Вечное противостояние добра и зла, ума и глупости, богатства и бедности, молодости и старости, трудолюбия и лени воплотили в себе пословицы с антонимами – словами, имеющими противоположное значение. В этих метких народных изречениях всегда акцент смещается в сторону положительных качеств человека, а отрицательные – высмеиваются и критикуются, объясняя ребенку, как поступать не следует. Так, разбирая поговорки с антонимами, можно понять, что внешний вид дает лишь первое впечатление, которое изменится в худшую сторону, если человек не сможет поддержать беседу. Другой пример: если прожигать юность, думая только о собственных удовольствиях, то в зрелом возрасте останешься одиноким, и даже не у кого будет попросить принести тебе стакан воды.

Наш сборник – специально для школьников, которым задали найти, в каких русских пословицах встречаются антонимы. Здесь есть примеры, где эти слова представлены существительными, глаголами, прилагательными, причем они даже выделены для вашего удобства – пользуйтесь на здоровье!

Глупый осудит, а умный рассудит.

Радость не вечна, печаль не бесконечна.

Добро всегда побеждает зло.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

На смелого собака лает, а трусливого рвет.

Бог дал родню, а черт вражду.

Богатому – как хочется, а бедному – как можется.

Дурак закинет, а умный доставай.

Коротать молодость – не видать старости.

Счастье с несчастьем двор обо двор живут.

Бел лицом — черен душой.

Не плачь по правде, обживайся с кривдой.

Скупой богач беднее нищего.

Иногда и глупый умного соблазнит.

Клятва умному страшна, а глупому смешна.

Бойся друга, как врага.

Больше друзей – больше и врагов.

Поутру был хорош, а к вечеру стал непригож.

Умная ложь лучше глупой правды.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Счастье на крыльях, несчастье на костылях.

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

Рано снарядились, да поздно в путь пустились.

Безобразный старается казаться красивым, глупый старается говорить умные вещи.

Коли день хвалить, так ночь бранить.

Работатьдень коротать; отдыхатьночь избывать.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Легко найти счастье, а потерять и того легче.

Ученьесвет, а неученьетьма.

Сытый голодного, а богатый бедного не знает.

Сытый голодному не товарищ.

Счастье с несчастьем смешалось – ничего не осталось.

Лучше свое отдать, нежели чужое взять.

Не делай добра – не получишь зла.

Горька работа, да сладок хлеб.

Жарко ковать, холодно продавать.

Подальше положишь, поближе возьмешь.

С умным можно и найти и потерять.

Старость не радость, а молодость не корысть.

С холодом борись, пока тепло, а с голодом – пока сыт.

В молодости – труд, в старости – достаток.

Мухи – к свету, а мышь – во тьму.

Крепок шкурой, да слаб натурой.

Грязное к чистому не пристанет.

Презентация на тему Проект ученицы 5 класса «Антонимы в русских пословицах»

Презентация на тему Презентация на тему Проект ученицы 5 класса «Антонимы в русских пословицах» из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Проект ученицы 5 класса «Антонимы в русских пословицах»

Слайды и текст этой презентации

Проект выполнила ученица 5 класса МБОУ «Касплянская СОШ» Захарочкина Светлана

Руководитель: Андреева Вера Вячеславовна

Антонимы в русских пословицах

МБОУ Касплянская СШ

Изучить понятие пословицы;
Ознакомиться с пословицами сборника В.И. Даля;
Найти пословицы с антонимами разных тематических групп;
Провести анкетирование одноклассников на знание таких пословиц;
Определить роль антонимов в русских пословицах с точки зрения содержания, построения и грамматических особенностей.

МБОУ Касплянская СШ

В сборнике Владимира Ивановича Даля собраны тысячи пословиц русского народа, которые живут в нашем языке и сегодня.
Пословицы богаты по своей тематике, проблематике, а также разнообразны по построению.
Некоторые из них содержат в себе антонимы (явление антонимии). Интересно узнать, что общего и различного у таких пословиц, насколько широко они используются в речи?

МБОУ Касплянская СШ

«Сборник же пословиц – свод народной
опытной и премудрости и суемудрия , это
стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и
веселие, горе и утешение в лицах…»
(Пословицы русского народа: сборник
В.И.Даля. – 3-е изд., стереотип. – М. :Рус.яз. –
Медиа, 2007. – 14 с.)
Даже в основу тематических групп В.И. Даль заложил противопоставление (антонимию)

МБОУ Касплянская СШ

1) Знакомство со словарём «Пословицы
русского народа» В.И. Даля.
2) Подбор пословиц с антонимами по
тематическим группам.
3) Анкетирование одноклассников на
знание пословиц с антонимами.

МБОУ Касплянская СШ

4) Формулирование выводов о степени
«известности» пословиц с антонимами в речи учеников 5 класса.
5) Исследование пословиц по грамматическому признаку ( часть речи антонимов).
6) Определение роли антонимов в построении и содержании пословиц.

Ход проекта (продолжение)

МБОУ Касплянская СШ

МБОУ Касплянская СШ

«Коротенькая притча (…).
Это суждение, приговор,
поучение, высказанное
обиняком и пущенное в
оборот, под чеканом
народности …»
/В.И. Даль/

«Пословицы русского языка» . Сборник В.И. Даля

МБОУ Касплянская СШ

Слова, противоположные по значению другим словам.
Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.

Сопоставление антонимов в высказывании.

«Работать – день коротать ,отдыхать – ночь избывать».
«Работа с зубами, а леность с языком».
«Ленивый к обеду, ретивый к работе».
«Глаза глядят, а руки делают»
«Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает».

МБОУ Касплянская СШ

«Злой плачет от зависти, а добрый от радости».
«Кто чужого желает, тот своё потеряет».
«За двумя зайцами погонишься – и одного не поймаешь».
«За маленьким погнался – большое потерял».

МБОУ Касплянская СШ

«Ученье – свет, а неученье – тьма».
«От умного научишься, от глупого разучишься»
Ученье – красота, а неученье – простота.
Умный любит учиться, а дурак учить.
Учёный водит, а неучёный рядом ходит.
Кто больше знает, тот меньше спит.
Корень учения горек, а плод сладок.

МБОУ Касплянская СШ

«Один раз соврёшь – в другой тебе не поверят».
«Умная ложь лучше глупой правды».
«Не плачь по правде, обживайся с кривдой».
«Сладкая ложь лучше горькой правды».
«Не будь лжи, не стало бы и правды».
«Цыганская правда лучше православной лжи».

МБОУ Касплянская СШ

«Время красит, а безвременье чернит».
«От радости кудри вьются, а от печали секутся».
«Радость прямит, кручина крючит».
«Счастье пучит, горе крючит».
«Злой плачет от зависти, а добрый от радости».

МБОУ Касплянская СШ

« Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто».
«Густое жито выходит – веселит, а редкое – кормит».
«Добрая отава – плохие озими».
«Хорош урожай – продавай раньше, плох урожай – продавай позже».
«Пашешь – плачешь, жнёшь – скачешь».
«На хорошей земле сей яровые раньше, на худой – позже».

МБОУ Касплянская СШ

«Коротать молодость – не видать старости».
«Молодость не грех, а и старость не смех».
«Старое дерево трещит, молодое летит».
«Из старого ума выжили, нового не нажили».
«Молод с игрушками, а стар – с подушками».
« Смолоду наживай, а под старость проживай!».
«В чём молод похвалится, в том стар покается».

МБОУ Касплянская СШ

«Живёшь – не оглянешься, помрёшь –
не спохватишься».
«Жить грустно, а умирать тошно».
«Родится человек на смерть, умрёт на живот».
«Кто чаще смерть поминает, тот меньше согрешает».
«Сегодня венчался, а завтра скончался».
« Жил долго, а умер скоро».
«Ныне на ногах, завтра в могиле».
«Злому – смерть, а доброму – воскресение».
«Каково житьё – такова и смерть».

МБОУ Касплянская СШ

Задание анкеты :
Продолжите пословицы с антонимами:
Лето припасает, …
Корень учения горек,…
Мягко стелет,…
Труд кормит, а…
Ученье-свет, а…
Поменьше говори,…
Готовь сани летом,а…
Родная сторона – мать,…
Делу время-…

МБОУ Касплянская СШ

МБОУ Касплянская СШ

Для анкеты были подобраны широко известные пословицы с антонимами.
Среди анкетируемых нет ни одного ученика, который не знает ни одной пословицы.
60% – узнали 1/3 предложенных пословиц.
20% – узнали все пословицы.
20% – узнали 50% пословиц.

МБОУ Касплянская СШ

Антонимы в пословицах относятся к разным частям речи:
1)антонимы-существительные («От радости кудри
вьются, а от печали секутся», «Ученье – свет, а неученье –
тьма», «Работа с зубами, а леность с языком».
2) антонимы-прилагательные («Злой плачет от зависти, а
добрый от радости», «Ленивый к обеду, ретивый к
работе».
3) антонимы-глаголы («Время красит, а безвременье
чернит», ««Работать – день коротать ,отдыхать – ночь
избывать».)

МБОУ Касплянская СШ

Грамматические особенности пословиц с антонимами

1) Противопоставление с союзом «а»:
«От радости кудри вьются, а от печали секутся».
«Учёный водит, а неучёный рядом ходит».
2) Противопоставление без союзов:
«От умного научишься, от глупого разучишься»,
«Ленивый к обеду, ретивый к работе».
3) Сопоставление с тире:
«Работать – день коротать ,отдыхать – ночь
избывать».

МБОУ Касплянская СШ

Особенности построения пословиц с антонимами

1) при передаче мудрого умозаключения создают форму контраста (противопоставления),
2) служат украшением речи, с ними получаются красивые, яркие, запоминающиеся пословицы (порой с рифмой),
3) способствуют быстрому запоминанию пословицы.

МБОУ Касплянская СШ

Роль антонимов в пословицах

1. Пословицы русского народа: сборник В.И.Даля. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007. – 814 с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: