10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как на свете жить антонимы

Урок русского языка “Как на свете жить?”

Описание разработки

«Добра и зла исток — в душе у нас, а не во вне».

Цель: знакомство с содержанием текста «Как на свете жить» В. Сухомлинского; закреплять навыки чтения, учить разграничивать структурные части текста, пересказыванию, закреплять употребление предлогов в устной и письменной речи, воспитывать чуткое, внимательное отношение друг к другу, окружающим.

Оборудование:плакат «Запомните!» на с. 71, сюжетная картинка «В больнице», «Игра детей во дворе». /слайды/

Тип урока:комбинированный урок.

Ход урока

I этап. Организационный момент.

– Организация внимания учащихся.

– Распределительный диктант. /5, 50, 80, 19, 20, 70, 30, 10, 60/

– Письмо под диктовку количественных числительных с мягким знаком на конце в один столбик, а во второй – с мягким знаком в середине.

– Проверка домашнего задания. Ответить к каким частям речи относятся указанные слова / слайд/. Опрос правил частей речи.

II этап. Работа над связным текстом.

– Словарная работа (семантизация слов и выражений, данных в постатейном словаре:фонетическое упражнение (с. 70). Обьяснение значения слов.

– Вступительное слово учителя об авторе.

Василий Сухомлинский – великий педагог – новатор, учитель, воспитатель.

Из своих многочисленных работ основную роль играет в воспитании человека его работа на тему «Как воспитать человека». Мне хочется вам произнести небольшую цитату из его работы:

«Стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись , что у тебя нет своих непререкаемых истин, правил, принципов. Стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении. Стыдись о малейшей угрозе явной подлости по отношению к другим людям. В чувствах надо уметь быть верным, пусть на страже твоей порядочности всегда стоит чувство стыдливости». Учитель обьявляет , что сегодня познакомимся с отрывком одного текста Сухомлинского «Как на свете жить?»

Статья в тему:  В каких случаях синоним подобрать нельзя

– Первичное чтение текста учителем.

– Чтение учащимися по абзацам.

– Деление текста на 3 основные части, чтение их учащимися.

1часть – Радость Кати;

2часть – Равнодушие одноклассников;

3 часть – Боль души и разочарование Кати по отношению к одноклассникам, подругам;

III этап. Работа по усвоению словоформ и грамматических конструкций.

– – Дописывание предложений словами противоположного значения.

– – Выразительное чтение стихотворения

упр. 3 стр. 71 «День Победы».

IV этап. Работа над развитием продуктивной речи.

– Ответы детей на вопросы:

1. Почему Василий Сухомлинский назвал свою работу «Как на свете жить?»/ответы детей/

2. Что автор считает самым опасным злом? /ответы выслушиваются/

3. Можно ли поступать в жизни как одноклассники Кати? / ответы выслушиваются/

4. Как бы вы поступили? /ответы выслушиваются/

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Русский язык 4класс


«Добра и зла исток — в душе у нас, а не во вне».

(Китайская мудрость)

Тема: Как на свете жить? /Автор В.Сухомлинский/

Цель:знакомство с содержанием текста «Как на свете жить» В.Сухомлинского;закреплять навыки чтения,учить разграничивать структурные части текста,пересказыванию,закреплять употребление предлогов в устной и письменной речи,воспитывать чуткое,внимательное отношение друг к другу,окружающим.

Оборудование:плакат «Запомните!» на с.71,сюжетная картинка «В больнице», «Игра детей во дворе»./слайды/

Тип урока:комбинированный урок.

I этап.Организационный этап.

II этап. Работа над связным текстом.

III этап.Работа по усвоению словоформ и грамматических конструкций.

IV этап. Работа над развитием продуктивной речи.

V этап. Музыкальная физминутка.

6 этап.Этап информации о домашнем задании.

Статья в тему:  Определите где верно указаны синонимы притеснять

I этап.Организационный момент.-Приветствие.

Организация внимания учащихся.
-Распределительный диктант. /5,50,80,19,20,70,30,10,60/
Письмо под диктовку количественных числительных с мягким знаком на конце в один столбик,а во второй-с мягким знаком в середине.
-Проверка домашнего задания. Ответить к каким частям речи относятся указанные слова / слайд/. Опрос правил частей речи.

II этап.Работа над связным текстом.

-Словарная работа (семантизация слов и выражений,данных в постатейном словаре:фонетическое упражнение (с.70). Обьяснение значения слов.
Вступительное слово учителя об авторе.
Василий Сухомлинский- великий педагог-новатор,учитель, воспитатель.

Из своих многочисленных работ основную роль играет в воспитании человека его работа на тему «Как воспитать человека».Мне хочется вам произнести небольшую цитату из его работы:
«Стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись , что у тебя нет своих непререкаемых истин, правил, принципов.Стыдись равнодушия,безразличия в своем отношении.Стыдись о малейшей угрозе явной подлости по отношению к другим людям.В чувствах надо уметь быть верным,пусть на страже твоей порядочности всегда стоит чувство стыдливости».Учитель обьявляет , что сегодня познакомимся с отрывком одного текста Сухомлинского«Как на свете жить?»

-Первичное чтение текста учителем.

-Чтение учащимися по абзацам.

-Деление текста на 3 основные части,чтение их учащимися.
1часть-Радость Кати;
2часть-Равнодушие одноклассников;
3 часть-Боль души и разочарование Кати по отношению к одноклассникам, подругам;

III этап.Работа по усвоению словоформ и грамматических конструкций.
–Дописывание предложений словами противоположного значения.
Упр.4,стр.71.
–Выразительное чтение стихотворения
упр.3 стр.71 «День Победы».

IV этап. Работа над развитием продуктивной речи.
– Ответы детей на вопросы:
1.Почему Василий Сухомлинский назвал свою работу «Как на свете жить?»/
ответы детей/
2. Что автор считает самым опасным злом? /ответы выслушиваются/
3.Можно ли поступать в жизни как одноклассники Кати? / ответы выслушиваются/
4.Как бы вы поступили? /ответы выслушиваются/
—Учитель исходя из ответов детей сопоставляет эти ответы с цитатой Сухомлинского.
Жить надо радуясь не только за себя ,но и за других людей.Жить помогая жить другим, обращая внимание на окружающих тебе людей, помочь своим вниманием в трудную для них минуту в жизни.В частности , нельзя поступать как поступили друзья Кати. «Надо жить , помогая жить другим людям , только тогда можно стать настоящим человеком».
-Выполнение упражнения 2 (с.70).
V этап. Музыкальная физминутка. /песня «Голубой вагон»/
Ребята поют песню, показывая разные танцевальные движения.
6 этап.
Этап информации о домашнем задании.
Пословицы.

Статья в тему:  Как пить дать антоним

1.Добрый человек придёт – словно свету принесет.

2.Кто ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

3.Нет ничего прекраснее, чем дарить счастье людям.

Раскрыть смысл каждой пословицы одним предложением.

Как на свете жить? Антонимы

Тема урока: Как на свете жить? Антонимы 4 класс. 04.12.2014г

Цель: 1. познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов; учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам;

2. знакомство с содержанием текста «Как на свете жить» В. Сухомлинского; закреплять навыки чтения, учить разграничивать структурные части текста, пересказывать, закреплять употребление антонимов в устной и пись­менной речи, воспитывать чуткое, внимательное отноше­ние друг к другу и окружающим.

Тип урока: комбинированный

Ожидаемые результаты: могут находить антонимы в предложении, умеют подбирать словам антонимы, развиваются речь, внимание, мышление, обогащаются словарный запас учащихся;
Ресурсы урока: интерактивная доска, учебное пособие, карточки с напечатанными словами

настрой на урок

Этап вызова

Этап осмысления

Этап рефлексия

Приветствие учителя с уч-ся1.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда,
Вниманье ваших умных глаз!

Настраивает класс на урок.

Делит на микрогруппы.

Проверяет д/з Упр.3, стр.69

Ребята, чтобы определить тему нашего урока вы должны ответить на эти вопросы Кто? Что? а в ответах зашифрована тема нашего урока.
Столица нашей Республики?
Последний месяц осени?
Имя девочки на букву Т?
Время года после лета?
Президент нашей республики?
Седьмой месяц года?
Детская любимая телепередача?
Перевод слова «посуда» на родной язык?

Какое слово получилось? Правильно.

Слайд 2.Работа со слайдами. Объясняет новую тему. Слова, имеющие противоположное значение называются антонимами.

Н-р: большой – маленький, чисто – грязно

Слайд 4. Работа с текстом «Как на свете жить?» а) читать по абзацам б) зна-комство с новыми словами в) произно-шение слов на стр. 70

  • Почему у Кати большая радость?
  • Сколько лет болел отец девочки?
  • Где лежал отец Кати?
  • Сколько операции он перенёс?
  • Какой отец теперь Кати?
  • Кого Катя встретила во дворе?
  • Что им сказала Катя?
  • Как мальчишки посмотрели на Катю?
  • Кому пошла девочка потом?
  • Что спросила Надя?
  • Почему Катя заплакала?

Слайд 6. Подобрать антонимы словам из текста

маленькой -. радость -. тихо -.

ночью -. плачет -. сегодня -.

Слова для справок:

горе, завтра, днём, легко, больной, большой, смётся, громко, заболел

Слайд 7. Вышла мышка как – то раз

Поглядеть, который час

Раз, два, три, четыре

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мышки вон

Слайд 8.Упр.4.стр71. письменно

Слайд 9. Задание. Подобрать антонимы к данным словам.

Горе — радость
Большой — маленький
Низкий — высокий
Белый — черный
Друг — враг
Хороший — плохой
чмстый — грязный
Мальчик — девочка
Хорошо — плохо
Зима — лето.

Упр. 2, стр.70. письменно. Выучить наизусть стихотворение «День Победы»

– О чём узнали на уроке?

– Чем вы занимались на уроке?
– Когда было особенно интересно?
– Когда было трудно?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Комментирование оценок за урок

Настраиваются на урок.

Делятся на группы.

Дети рассказывают стихот. наизусть

Отвечают на вопросы.

Ученики внимательно слушают учителя.

Записывают в тетради число и тему урока.

Читают по абзацам, знакомятся с новыми словами, повторяют слова за учителем.

Отвечают на вопросы.

Подбирают антонимы к словам. Взаимопроверка. Ставят оценку.

Выполняют на доске.

Подбирают словам антонимы.

Записывают в дневники.

Рефлексия по вопросам.

Ученики объявляют свои оценки.

Просмотр содержимого документа
«Как на свете жить? Антонимы »

Тема урока: Как на свете жить? Антонимы 4 класс. 04.12.2014г

Статья в тему:  Синонимы как связь

Цель: 1. познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов; учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам;

2. знакомство с содержанием текста «Как на свете жить» В. Сухомлинского; закреплять навыки чтения, учить разграничивать структурные части текста, пересказывать, закреплять употребление антонимов в устной и пись­менной речи, воспитывать чуткое, внимательное отноше­ние друг к другу и окружающим.

Тип урока: комбинированный

Ожидаемые результаты: могут находить антонимы в предложении, умеют подбирать словам антонимы, развиваются речь, внимание, мышление, обогащаются словарный запас учащихся;
Ресурсы урока: интерактивная доска, учебное пособие, карточки с напечатанными словами

Как на свете жить? Антонимы

Русский язык 4 класс

Тема: Антонимы. Как на свете жить?

Цель: учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам; развивать речь, внимание, мышление; уточнять и обогащать словарный запас учащихся; развивать познавательные способности, память, мышление, внимание; формировать ответственность , сплочённость и чувство коллективизма; воспитывать дружелюбие.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков

I.Организационный момент.

Будем мы писать красиво

Будем дружно отвечать

Будем думать, рассуждать

– Я желаю вам, что бы наш урок был очень интересным для вас;

– Кого нет в классе?

II . Актуализация изученных знаний

а) Проверка домашнего задания: стр. 67 упр.1, 5

в) –Как пишутся предлоги со словами?

– А как они читаются ?

Статья в тему:  Какое прилагательное можно заменить антонимом черствый

I II . Формирование новых понятий.

Ребята тема нашего урока Антонимы. Как на свете жить?

Цель урока: О чем мы будем говорить на уроке?

А ) Словарная работа (аудирование вслух)

На свете -жер жүзінде

Больше года — бір жылдан артық

Почувствовала — с езінді

Как к горлу подкатила — алқымы қысты

Стало тяжело дышать — дем алу қиын болды

– На сегодняшнем уроке нам и предстоит ответить на вопрос: «КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?» (Название темы появляется на экране)

А теперь ребята, послушайте рассказ известного педагога Василия Сухомлинского «Как на свете жить?» и подумайте над вопросом: В чем его смысл?

1) чтение текста учителем

2) разделить текст на три части

II.Радость – поправился папа

3) ученики читают по частям (микроцель: выразительность, четкость, громкость)

В) составить вопросы по тексту «Как на свете жить?»

Вопросы по тексту: (составляет команды)

А) Как долго болел отец девочки?

Б) Сколько операции он перенес?

В) Как переживала мама?

А) Как себя чувствует папа сейчас?

Б) Кого встретила Катя?

В) Что сказала Нина?

А) Почему к горлу подкатился ком?

Б) Почему Катя заплакала?

В) Какими оказались друзья Кати?

Ребята как вы думаете, почему автор назвал текст «Как на свете жить?»

А как можно закончить этот текст?

– Мама увидела, как плачет Катя и сказала Кате, ведь у нас огромная радость, что наш папа выздоровел и плакать не стоит. Мы счастливы!

Статья в тему:  Правда глаза колет синонимы

– Итак, ребята, в чем смысл этого рассказа? Почему Катя заплакала?

Что автор считает самым опасным злом? Согласны ли вы с ним? Как бы вы озаглавили этот рассказ? Сухомлинский назвал его «Как на свете жить»? Как вы думаете почему?

(ответы учащихся)

– Хорошо ребята. Молодцы.

-Да действительно порой нам с вами не хватает самого маленького человеческого участия. Когда нас похвалят, приласкают, порадуются вместе с нами, нам становится хорошо, и мы как будто окрыляемся, а когда люди с равнодушием смотрят на нас и порой просто не обращают на наши беды внимания, нам становится одиноко и тоскливо. Поэтому мы с вами должны проявлять заботу и внимание к тем, кто живет рядом с нами.

2. Физминутка

Сейчас мы выполним упр.№ 2 стр. 68 (по одному ученику выходит к доске.)

I.У маленькой девочки заболел отец.

II.Он больше года лежал в больнице. Врачи вылечили его.

III.Сейчас он здоров и работает. Девочка рада.

IV . Формирование умений и навыков

3. Теперь ребята найдем в этом тексте к слову радость антоним.

Радость – горе запишите в тетради.

– А что такое антоним?

А теперь давайте подберите антонимы к словам из упр.2

Распознают части речи.

5 . А теперь обратите внимание на желтую таблицу «Запомните!»

Человеком быть трудно, стать человеком – большая работа

Статья в тему:  Антонимы как ставить ударение

(Э. Межелайтис)

6. Работа над текстом упр. 3 «День Победы»

1) чтение текста, выделяя голосом подчеркнутые слова

2) словарная работа

3) Ответить на вопросы

– Какой волновал внука?

– Что ответил дед внуку?

– Как вы понимаете ответ дедушки?

7. Самостоятельная работа. Выполняют взаимопроверку.

Работа в группах

– Подберите к данным словам антонимы.

V . Подведение итогов урока.

– Чему учились на уроке?

– Когда было особенно интересно?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?

− Ребята, а теперь возьмемся все за руки. Это наш круг. «От сердца к сердцу»

Дружба наша крепка: (руки опущены)

Вот тебе моя рука. (протягиваем руки друг другу)

Снова в круг мы вместе встанем,

Руку дружбы всем протянем. (берут друг друга за руки)

— Правда, это радостно — почувствовать тепло рук друзей? Пусть наша дружба длится долго. Всем спасибо, до свидания.

Домашнее задание: стр. 69-71, упр.4, подберите пословицы о дружбе.

Западно- Казахстанская обл. г. Уральск СОШ № 44 учитель: Казымова К.Т.

Как на свете жить антонимы

Смотреть больше слов в « Словаре антонимов »

Смотреть что такое ЖИТЬ в других словарях:

ЖИТЬ, живу, живешь; жил, жила, жило; с отрицанием: не жил и не жил, нежила, не жило и не жило, не жили и не жили; несов. 1. Существовать,находиться в процессе жизни, бытия. Жил сорок лет. Цветок не может ж. безсолнца. Ж-поживать (жить, не горюя ни о чем; разг.). 2. перен. О мыслях,чувствах: иметься, быть. В народе живет уверенность в победе. 3. Проводитьжизнь в каком-н. месте, среди кого-н., обитать. Ж. в Москве. Ж. с семьей. 4.чем и на что. Поддерживать свое существование чем-н. Ж. своим трудом. Ж. налитературный заработок. 5. перен., кем-чем. Быть целиком занятым,поглощенным, увлеченным кем-чем-н. Ж. детьми. Ж. надеждой. Ж. наукой. 6. кеми с карст. Вести какой-н. образ жизни. Ж. отшельником. Ж. весело. Умеет ж.кто-н. (умеет хорошо устраиваться в любых условиях; разг.). 7. с кем. Быть вкаких-н. отношениях с кем-н. Ж, дружно с соседями. 8. в ком и кем. Работать,проживая в доме нанимателя (устар.). Ж. в дворниках. Ж. гувернером. 9. скем. Находиться в любовной связи с кем-н. (разг.). Ж. с чужой женой. 10.живет. То же, что бывает (в 1 знач;) (стар., в пословицах). Живет такой год,что на день семь погод (посл.). Похвала живет человеку пагуба (посл.). IIмногокр. живать, наст. не употр. (к 3, 4 и 8 знач.; разг.). смотреть

Статья в тему:  Антоним к слову как-нибудь

ЖИТЬ , -я, ср. (разг.). 1. То же, что жизнь (в 3 знач.). Привольное ж.Не ж. тебе здесь! (не сможешь, не будешь жить). 2. кому. Хорошая, приятнаяжизнь. Ж. нам будет в деревне! 3. Нахождение, пребывание где-н., проживание.Место, удобное для житья.* Житье-бытье (разг.) – жизнь, существование. Житьянет кому от кого-чего – не дает спокойно жить, мучает кто-что-н. Житья нетот шуму, от скандальных соседей. II унич. житьишко, -а, ср. (к 1 знач.). смотреть

жить несов. неперех. 1) а) Быть живым, существовать (о человеке или животном). б) Расти, не вянуть (о растениях). в) перен. Находиться, иметься (о чувствах). 2) а) Обитать, водиться где-л., населять что-л. б) Пребывать, проживать где-л. 3) а) Вести какой-л. образ жизни, находиться в каких-л. условиях существования. б) Поддерживать свое существование, пользоваться чем-л. как материальным источником своего существования. в) перен. Быть поглощенным чем-л., видеть смысл жизни в чем-л. 4) Проживать в доме нанимателя, находиться у него на службе и существовать этой профессией (о домашних работниках). 5) Вести какой-л. образ жизни, проявлять себя каким-л. образом. 6) Находиться в каких-л. отношениях с кем-л. (обычно близких). 7) Находиться в интимной связи с кем-л.

жить (в разн. знач.)live жить на свои средства — support oneself жить на средства кого-л. — live on smb. жить скромно — live modestly жить зажиточно — . смотреть

Статья в тему:  Какой антоним у слова обожать

жить Проживать, пребывать, жительствовать, обитать, населять, ютиться, гнездиться, квартировать, зимовать; век вековать (коротать), прозябать, коснеть; благоденствовать, долгоденствовать; здравствовать, существовать, быть в живых (прот. : ); сожительствовать; кормиться, пробиваться, перебиваться (кое-как). Влачить (вести) жалкую жизнь (жалкое существование); живет в довольстве, в роскоши, в неге, припеваючи, как у Христа за пазухой, широко, барски, размашисто, как сыр в масле катается; ему не жизнь, а масленица; заживем и мы! “Жить там разлюли-малина, век бы оттоле не вышел”. Печер. Я зажился здесь слишком долго. Он молодость свою провел беспутно. Протягивай ножки по одежке (живи по средствам). “Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах”. Тург. Такой-то полк квартирует (стоит) в таком-то городе. Из всех участников этого боя в настоящее время здравствует только N. Больной не дотянет (не протянет) до утра; не выживет и дня. Он доживал свой век одиноко. Аредовы (Аридовы) веки жить (т. е. долго). Я пробуду в Москве до весны.. Ср. . Прот. умирать. См. коснеть, питаться без году неделю на свете живет, за здорово живешь, здорово живешь, память о ком-л. живет, приказать долго жить. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. жить проживать, пребывать, пробывать, быть, жительствовать, обретаться, водиться, обитать, населять, ютиться, гнездиться, квартировать, стоять, зимовать, проводить (молодость); век вековать, коротать; благоденствовать, долгоденствовать; здравствовать, существовать, быть в живых, не умирать, выживать, доживать, зажиться; сожительствовать; кормиться, пробиваться, перебиваться (кое-как), влачить, вести (жалкую жизнь, жалкое существование), прозябать, коснеть, дотягивать, протягивать до (утра); довольствоваться, роскошествовать, нежиться, припевать, как у Христа за пазухой, барствовать, кататься как сыр в масле; кому не жизнь, а масленица; протягивать ножки по одежке; питаться; (жить)(половой жизнью), ебаться, иметь половые отношения, дрочить, сношаться, бредить, зарабатывать, любиться, поживать, трахаться, бараться, зависать, кантоваться, иметься, интересоваться, стоять на квартире, отдаваться всецело, грешить, отдаваться со страстью, отдаваться целиком, отдаваться полностью, тесниться, добывать пропитание, зарабатывать на жизнь, зарабатывать на хлеб, содержать себя, греховодить, влачить существование, увлекаться, добывать средства к жизни, коптить небо, загораться, гореть, пробавляться, сосуществовать, влачить жалкое существование, скрипеть, коротать век, встречаться, держаться, вести жизнь, вести образ жизни, жить-поживать. Ant. умирать Словарь русских синонимов. жить 1. существовать; вековать, коротать век, век вековать (разг.); жить-поживать (народно-поэт.) 2. вести какую жизнь (или какой образ жизни); житься безл. (разг.) / благополучно: здравствовать, поживать / о старом или болезненном человеке: скрипеть (разг. шутл.) см. также прозябать 3. добывать средства к жизни (или пропитание), зарабатывать на жизнь (или на хлеб), кормиться, содержать себя; пробавляться чем-л. (разг.) 4. см. обитать. 5. см. сожительствовать. 6. см. увлекаться Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. жить гл. несов. 1. • водиться • обитать • населять 2. • обитать • проживать • обретаться • жительствовать жить в некотором месте) 3. • существовать быть живым) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. . Антонимы: умирать, помирать, отсутствовать. смотреть

Статья в тему:  Что значит тертый калач синоним

ЖИТЬ, живать, о предмете одушевленном, существовать, быть, быть живым или в живых; противопол. умереть, быть мертвым. Человек живет телом на земле, духом на небесах. О растении: расти, не вянуть, не усыхать. | О человеке пребывать где, обитать, иметь жилище, пребывание. Во всех землях живут люди. Живем в своем доме. Каково живете? как поживаете, каково житье ваше. Живем припеваючи. Сколько ни жимши (в работниках), а идти завымши. Живем голь голью. Живем кол да перетыка. Он живет с нею, они в связях. Живем головою, арх. сами собой, своими трудами. | Содержать себя, добывать пропитание, кормиться. Живем своими руками. Чем живешь? Долгами. | Вести род жизни. Он живет беспутно. Жить день и ночь, разгульно. Как живешь, так и слывешь. | Арх. не спать, бодрствовать. Мы еще жили, еще не спали, не ложились. Хозяева не живут, спят, еще не вставали. | Арх. о напитках, бродить. Пиво живет, зажило. Море живет арх. в зыбь, в колышень, без ветра; а рыдает, когда пустит взводень, бурное волнение. Живет безличн. есть, бывает, случается. Всяко живет на свете. Живет у нас и винцо. Лен растунец живет высокий. | Ладно, хорошо, гоже, годно, изрядно; | будет, полно. Ладно ль так? живет. Живет, по нужде. Это чем не живет? Живмя жить где, быть безвыходно. Жить для себя, на себя, заботиться только о самом себе; жить на людей; для их пользы. Уметь жить, жить бережно, по силам: жить рассудительно; успевать во всем, уживаясь с людьми. Живет – небо коптит. Живем, день да ночь, и сутки прочь, так и отваливаем! Пьем, людей бьем; как не живем? Жить в кого, в чью голову, служить кому, отдавшись вовсе под покров и ответ его. Дай Бог в господина и жить, и прожить! Жить на правую копейку, честно. Жить на ухожах, у промысла. Жить у естя, не у нета, в довольстве. Жить на слуху, разузнавать, прислушиваться вестей, остерегаться; жить в таком месте, куда все слухи, молва доходит. Живало бывало, было когда-то. Всяковато живало, и так и сяк. Живи просто, проживешь лет со сто. Живи, и дай пожить другим. Живи, и жить давай другим, с немецк. ЕкатеринаII. Встарь бывало, собака с волком живала. Что больше живешь на свете, то больше увидишь. Живут люди, не наживутся, так хорошо. С кем живешь, тем и слывешь. Живет не живет, а проживать проживает. Есть нечего, да жить весело. Живи не как хочется, а как Бог велит. Надо жить, как набежит. Домом жить, не развеся уши ходить. Жил, жил, да вдруг и помер (и жилы порвал). Тяните жилы, покуда живы! Больше жить, больше грешить. Ни жить, ни умереть не дают. Много спать – мало жить: что проспано, то прожито. Жить нельзя, а умереть не дают. Ни жить, ни умереть. На что и жить, коли нечего ни есть, ни пить! Прежде жили, не тужили: теперь живем – не плачем, так ревем! И не бывал, и не видал, и о ту пору на свете не живал. Коли б жил покойничек, так бы и не помер. Хотят живут, хотят умрут! богачи. Где ни жить, одному Царю служить. Жить, Богу служить. У кого жить, тому и служить. Хорошо бы жить у отца, да нет его у молодца. Без милого не жить, а и при милом не быть, о разлуке. Не нам с ним жить, а ей, говорят родители невесты. Живут душа в душу. Смерти бояться, и на свете не жить. Жить было еще, да в животе тощо. Живут припеваючи, прибавка: хоть бы поплясать зазвали! Не пить, так на свете не жить. И жито (угощение) забыто, и пито не в честь! Было жито, было и пито. Живи, ребята, поколе Москва не проведала! старин, уральск, казач. Живите Божьими милостями, а мы вашими! Живучи, живи; будешь помирать, станешь поминать. Был не был, жил не жил, знать, что пропал. Приказал (кланяться и) долго жить. Жил, жил, да и прожился. Старостью не жить, молодостью не умереть. В любви добра не живет. Коротко долго не живет. Пролитое полно не живет. Плохо живется, а живет и еще плоше! Плохо, Алеха, а живет и еще плоше! И ладно живет, и неладно живет. Что на людях живет, то и нас не минет. Кто пива не пьет, тот пьян не живет. Вина не пьет, с воды пьян живет. Живет и на Машку промашка. И на молодца оплох живет. Наше дело: “помилуй, Бог!” а живет и “закрой, Христос!” Хорош Париж, а живет и Курмыш! Живет старуха за барином. Живет Домка за Еремкой! Живет девка за парнем! Человек двою глуп живет: стар да мал. Живучи, проживаются. Живучи, оглядывайся. Житься, употреб. только с предлогом и безличн. Каково живется; не живется мне здесь, как не жилось и инде. Живи, как кому живется. Живу, как живется, а не как хочется. Как живется, так и живи. Каково живется, можется, таково и спится. Вживаться во что, обживаться с чем, свыкаться. Выживать из дому, сживать со свету. Дожил до седины. Зажил барином. Изжил век. Нажил много. Отжил обычай этот. Поживем, увидим. Рана заживет скоро, подживает. Много пережили. Прижили детей. Прожил сто лет. Разжился, богат стал. Сживутся, свыкнутся. Уживайтесь, не ссорьтесь. Живалый, живший. В деревне не живалый. (Тургенев). Житый человек, богатый, достаточный, зажиточный. Житые люди, древний Новг. среднее сословие между боярами, первостатейными гражданами и черными людьми. Купи хоромину житую, а шубу шитую. Жит м. род и образ жизни, житье-бытье, быт. Таким-то житом побытом или житом-бытом сталось то и то. Житие, житье ср. жизнь, в значении века, срока жизни или образа, рода жизни, похождений, переворотов или событий жизни; жизнеописание, биография: | церк. и стар. имение, имущество, живот, нажитое. У него житья-бытья всего один кафтан на плечах. Доброе, плохое житье. Живут, ни вон, ни в избу, плохое хозяйство, бедное. Погляди на житье-бытье наше. У нас житья, житьеца не стало, житья не дают, обижая. Он живет промеж-дву-на-голи, ни тут, ни там, своего пристанища нет. Не житье с волком и собаке, говор. жена о муже. Чужой собаке на селе житья нет. Житье, житье: как встал, так за вытье! Было житьё, еда да питье; ныне житья – ни еды, ни питья! Прихоти господские (барские), а житье нищенское. Каково житье, такова и смерть. Житейский, к житью, к земной жизни относящийся; обиходный, бытовой; суетный. Житейские заботы одолели. Житейские мужи, стар. житые люди. Житейская запись, жилая, срочная, кабальная. Море житейское подводных каменьев преисполнено. Всякое житейское отложим ныне попечение. Житейское делай, а смерть помни. Житейское (мирское) твори, а к смерти гребись. Житейник м. книга житий, жития людей, жизнеописания. Житейщина ж. житейское ср. суетное, земное, к здешнему быту, к земной жизни принадлежащее, ее составляющее. Житеры ж. мн. влад. сузд. жизнь? Житель м. -ница ж. проживающий где постоянно, живущий где постоянно, живущий где оседло или кочевьем, обитатель, обыватель, земец. Житель гор – бодрый домосед; житель степи – смелый путник; житель болот уныл и вял; житель приморья отважен. Число жителей государства по народной переписи. Дом без жителей, порожний, ни хозяина, ни постояльцев. Жителев, ему прнадлежщ.; жительский, к ним относящийся или им принадлежащий. Жительство, стар. образ жизни, житие; | ныне: пребыванье, оседлость, место, город, деревня, где кто живет; | жилище, обиталище, жилье, дом или занимаемое кем-либо помещенье. Жительный, жительственый, к жительству относящ. Жительствовать где, жить или пребывать, находиться на жительство. Жительствованье ср. состоянье, пребыванье по знач. глаг. Житуха ж. пенз. влад. привольная жизнь, нравное житье. У нас дуракам житуха, с дурака нечего взять. Житор, житорь м. сиб. общительный, обходительный человек, балагур, говорун. Житорить, балагурить, гуторить. Жихарь м. пск. смол. житель, обыватель. | Новг. домохозяин, зажиточный хозяин. | Твер. старожил, коренной житель. | Пск. твер. постоялец; | пск. твер. крестьянин, живущий один, на пустоши. | Ряз. лихой малый, удалой, плясун, разбитной парень; насмешник и обидчик. | олон. постен, суседко, дедушка или домовой. Жихарить ряз. быть лихим, удалым, молодцевать.

Статья в тему:  Какие синонимы можно подобрать к слову прекрасный

жить глаг.несов. (71) наст.ед.1л. я уж пятьдесят лет на свете живу, все твои умыслы тотчас смекнул.Студ. 3.6. Знаешь ли, с кем я теперь живу?Пс5. Ва. смотреть

АНТОНИМЫ — это… (100 примеров слов)

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Укажем при­ме­ры анто­ни­мов, явля­ю­щих­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи.

Понятие об антонимах

Многообразие и богат­ство лек­си­ки рус­ско­го язы­ке созда­ют сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы и омо­ни­мы. Чтобы выяс­нить, что обо­зна­ча­ет линг­ви­сти­че­ский тер­мин «анто­ни­мы», обра­тим­ся к его про­ис­хож­де­нию. Это сло­во состав­ля­ют гре­че­ская при­став­ка анти-, что зна­чит «про­тив», и сло­во «они­ма» — «имя». В резуль­та­те полу­чим зна­че­ние сло­ва «анто­ним» — «про­ти­во­по­лож­ное имя».

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние это­го тер­ми­на.

Определение

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое анто­ни­мы дает Википедия:

Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- при­став­ка со зна­че­ни­ем про­ти­во­по­лож­но­сти + ὄνομα «имя») — это сл ова одной части речи, раз­лич­ные по зву­ча­нию и напи­са­нию, име­ю­щие пря­мо про­ти­во­по­лож­ные лек­си­че­ские зна­че­ния, напри­мер: «прав­да» — «ложь», «доб­рый» — «злой», «гово­рить» — «мол­чать».

Антонимы, в отли­чие от сино­ни­мов, име­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ное лек­си­че­ское зна­че­ние:

  • умный — глу­пый;
  • день — ночь;
  • радуш­но — непри­яз­нен­но.

Антонимами, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва одной и той же части речи, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они харак­те­ри­зу­ют пред­мет, при­знак или явле­ние с одной и той же сто­ро­ны, ука­зы­вая на одно и то же каче­ство, но по зна­че­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. Эти сло­ва состав­ля­ют анто­ни­ми­че­ские пары.

Статья в тему:  Какие синонимы выделяются по степени семантической близости

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Существительные-антонимы

  • вос­ход — закат;
  • доб­ро — зло;
  • утро — вечер;
  • мир — вой­на;
  • огонь — вода;
  • тру­же­ник — без­дель­ник;
  • лето — зима;
  • друг — враг;
  • грусть — радость;
  • бол­тун — мол­чун;
  • храб­рость — тру­сость.

Прилагательные-антонимы

  • гряз­ный — чистый;
  • сме­лый — трус­ли­вый;
  • гром­кий — тихий;
  • широ­кий — узкий;
  • тол­стый — тон­кий;
  • длин­ный — корот­кий;
  • силь­ный — сла­бый;
  • высо­кий — низ­кий;
  • жен­ствен­ный — муже­ствен­ный;
  • свет­лый — тем­ный;
  • дале­кий — близ­кий.

Глаголы-антонимы

  • мол­чать — гово­рить;
  • бежать — сто­ять;
  • радо­вать­ся — огор­чать­ся;
  • стем­не­ло — рас­све­ло;
  • ругать — хва­лить;
  • взять — отдать;
  • постро­ить — поло­мать;
  • защи­тить — оби­деть;
  • вымок­нуть — высох­нуть.

Наречия-антонимы

  • зимой — летом;
  • утром — вече­ром;
  • пеш­ком — бегом;
  • инте­рес­но — скуч­но;
  • рано — позд­но;
  • впе­ре­ди — поза­ди;
  • все­гда — нико­гда;
  • тут — там;
  • глу­бо­ко — мел­ко.

Что обозначают антонимы?

Понаблюдав за анто­ни­ма­ми, выяс­ним, что они выра­жа­ют раз­ные отно­ше­ния:

1. вре­мен­ные

  • конец — нача­ло;
  • днем — ночью;
  • ран­ний — позд­ний;

2. про­стран­ствен­ные

  • дале­ко — близ­ко;
  • нале­во — напра­во;
  • внут­ри — сна­ру­жи;

3. каче­ствен­ные

  • любовь — нена­висть;
  • злость — доб­ро­та;
  • весе­лый — груст­ный;
  • моло­дой — ста­рый;

4. коли­че­ствен­ные

  • мно­го — мало;
  • избы­ток — недо­ста­ток;
  • доро­го — деше­во.

Однокоренные антонимы

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют пары анто­ни­мов с раз­ны­ми кор­ня­ми и одно­ко­рен­ные анто­ни­мы. Пару одно­ко­рен­ных анто­ни­мов состав­ля­ют сло­ва, кото­рые име­ют в мор­фем­ном соста­ве один и тот же корень, но раз­ли­ча­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми по зна­че­нию при­став­ка­ми:

  • от нести — при нести;
  • в ста­вить — вы ста­вить;
  • у бегать — при бегать;
  • раз девать­ся — о девать­ся;
  • за крыть — от крыть;
  • за гадать — от гадать.
Статья в тему:  Какой синоним можно подобрать к слову возрождение

Однокоренные анто­ни­мы созда­ет при­став­ка не-:

  • весе­лый — не весе­лый вид;
  • близ­кий — не близ­кий путь;
  • гром­кий — не гром­кий шепот;
  • про­стая — не про­стая зада­ча;
  • мало — не мало вопро­сов.

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писа­те­лей.

От пло­хо­го нача­ла и конец быва­ет пло­хой (Еврипид).

Радости забы­ва­ют­ся, а печа­ли — нико­гда (М. Ю. Лермонтов).

Чтобы любить доб­ро , нуж­но всем серд­цем нена­ви­деть зло (Ф. Вольф).

И злой и доб­рый — каж­дый за свои поступ­ки полу­ча­ют воз­да­я­ние (И. Гёте).

Антонимы в пословицах

Не было бы сча­стья , да несча­стье помог­ло.

Готовь сани летом , а теле­гу зимой .

Не зна­ешь, где най­дешь , а где поте­ря­ешь .

Недосол на сто­ле, пере­сол на спине.

По одеж­ке встре­ча­ют , по уму про­во­жа­ют .

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Сначала густо , а под конец пусто .

Глупый ищет место, а разум­но­го и в углу вид­но.

На чер­ной зем­ле белый хлеб родит­ся.

Полный колос к зем­ле кло­нит­ся , а пустой к небу тянет­ся .

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изоб­ра­жа­е­мо­го.

Они сошлись. Волна и камень, сти­хи и про­за, лед и пла­мень не столь раз­лич­ны меж собой (А. С. Пушкин).

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся анто­ни­ма­ми.

Статья в тему:  Какие есть синонимы к слову урок

Примеры

  • во все лопат­ки — чере­па­шьим шагом;
  • рабо­тать засу­чив рука­ва — рабо­тать спу­стя рука­ва;
  • куры не клю­ют — кот напла­кал;
  • сло­во в сло­во — вила­ми по воде писа­но;
  • в двух шагах отсю­да — у чер­та на кулич­ках;
  • семи пядей во лбу — без царя в голо­ве;
  • от рук отбить­ся — взять в руки;
  • камень за пазу­хой дер­жать — с откры­той душой;
  • сидеть сло­жа руки — рабо­тать не покла­дая рук;
  • дер­жать ухо вост­ро — ворон счи­тать;
  • лясы точить — воды в рот набрать;
  • на чужой шее сидеть — сво­им гор­бом жить;
  • от дос­ки до дос­ки — с пято­го на деся­тое.

Видеоурок


голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: