Что такое синонимы антонимы 2 класс
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Слово, лексическое значение слова
Слово имеет важное значение в нашей речи. Именно с помощью слов мы можем рассказать о себе, о другом человеке, о каком-то событии или вещи. Слова помогают точно описать все, что находится и происходит вокруг.
Вспомни, что могут обозначать слова?
Верно, слова обозначают предметы, признаки предмета и его действия.
Это значит, что каждое слово что-нибудь знает, по-другому можно сказать так: каждое слово имеет лексическое значение.
Посмотри на картинку. Назови слова, изображенные здесь – сначала предметы, затем признаки этих предметов, а потом их действия.
Верно, книга – красная – лежит, глобус – круглый – стоит и т.д.
Однозначные и многозначные слова
Примеры посмотри на картинке.
Можешь ли ты сам придумать примеры однозначных и многозначных слов?
Если затрудняешься, давай потренируемся.
Распредели слова в два столбика.
Многозначные слова часто употребляются в переносном смысле, чтобы передать черты характера или особые свойства предметов.
Посмотри пример на картинке. Какие словосочетания можно подобрать со словами золотая, горячая, меткий, чтобы они употреблялись в переносном значении?
Например: золотые руки, горячее сердце, меткие слова.
Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы
В зависимости от своего лексического значения все слова русского языка делятся еще на несколько групп. Ты часто встречаешься с ними, но не знаешь, как они называются.
В русском языке много слов-синонимов. Синонимы – это слова одинаковые или близкие по значению.
Они нужны для того, чтобы не повторяться и сделать речь более насыщенной и яркой. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он может выражать свои мысли.
Например, добросовестный ученик – прилежный, старательный и усердный.
Подбери синонимы к следующим словам:
Вот что у тебя должно было получиться:
Подбери недостающее слово.
Для противопоставления друг другу предметов, признаков или действий используются слова-антонимы.
Подбери антонимы к словам:
А теперь посмотри на картинки к словам. Что в них интересного?
Верно, разные предметы обозначаются одним и тем же словом. Такие слова называются омонимами.
Посмотри примеры омонимов на картинке. Составь с ними предложения.
Мне под ноги упал осиновый лист. – Для проверочной работы каждому ученику выдали чистый лист.
Я повернул ручку и открыл дверь. – Мама купила Васе зеленую ручку.
Замок открывается старым ключом. – Дедушка поехал на ключ за чистой водой.
Есть еще одна группа слов, которая делает нашу речь более выразительной. Это – фразеологизмы.
Например, фразеологизмы могут быть такими:
Скорей всего, и ты, и твои родители, и друзья употребляете такие устойчивые выражения в своей речи, но даже не замечаете этого. Попробуй обратить на это свое внимание.
Сегодня ты узнал про слова то, что всегда знал, но не задумывался об этом. Поэтому тест будет для тебя несложным заданием.
Конспект урока русского языка по теме “Синонимы и антонимы. Обобщение знаний”, 2 класс, УМК “Школа России”.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока русского языка по теме “Синонимы и антонимы. Обобщение знаний”, 2 класс, УМК “Школа России”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sinonimy_i_antonimy.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Синонимы и антонимы (обобщение знаний).
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; учить распознавать синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение применять полученные знания на практике; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, связную речь учащихся; воспитывать самостоятельность.
Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.
- Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
– Начнём урок. Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа.- – Ребята, к нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто это?
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень.)
– Назовите осенние месяцы.
– Сейчас середина осени. Что происходит с листьями на деревьях?
– Как называется это явление природы?
– Сегодня Осень будет давать вам задания. Все задания записаны на осенних листьях. Листья каких деревьев на доске?
II. Формулировка темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Лист 1: 10 учеников будут работать на индивидуальных карточках, а остальные – составлять слова из слогов.
Раздать 10 учащимся карточки для индивидуальной работы со словами из орфографического словаря. (Словарь: б.рёза, вет.р, в. р.бей, в.рона, гор.д, д.рога, ж.лтый, за.ц, к.ньки, к.рова.)
– Запишите слоги: си то ни ан мы но
-Какие слова можно составить из этих слогов? (Синонимы, антонимы.)
– Запишите эти слова на следующей строчке.
-Кто догадался, какая тема нашего урока?
-Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)
– Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы.)
– Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
– Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Синонимы и антонимы», продолжим учиться распознавать синонимы и антонимы. Подбирать синонимы и антонимы к словам.
- Актуализация знаний.
Лист 2: поиграйте в игру «Скажи наоборот».
– Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь … (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь … (близко) .
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь … (пол).
Скажу, что слово потерял,
Скажешь ты… (нашёл).
– Скажите, что за слова вы использовали в игре «Скажи наоборот»? Вы подбирали близкие по значению или противоположные по смыслу слова? (Подбирали противоположные по смыслу слова – антонимы.)
Лист 3: поиграйте в игру «Договори словечко».
– А теперь сыграем в игру «Договори словечко».
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: («Привет».)
А сосед его ушастый
Отвечает: «Ёжик, (здравствуй».)
– Какое «вежливое слово» встретилось в стихотворении?
– Когда вы употребляете слово здравствуй ?
– Какое другое слово-приветствие встретилось в стихотворении?
– Что можно сказать, о значении слов здравствуй, привет ? (Это слова, близкие по значению.)
– Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)
– Запишите слово здравствуй в рабочих тетрадях.
– Подберите слово, противоположное по смыслу к слову здравствуй . (До свидания.) Как называются слова такие слова? (Антонимы.)
– Запишите слово до свидания в рабочей тетради.
– Какое другое слово можно сказать при прощании? (Прощай.)
– Что можно сказать о значении слов до свидания, прощай ? (Это слова, близкие по значению.)
– Как называются такие слова? (Синонимы.)
– Для чего нужны синонимы в речи?
– Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.
– Для чего нужны антонимы в речи?
– Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.
- Обобщение и систематизация знаний.
Лист 4: выполните упражнение 73 из учебника.
– Откройте учебники на странице 56. Упражнение 73.
– Прочитайте пословицы. Найдите в пословицах слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова?
– Рассмотрите рисунок. К какой пословице он подходит?
– Выберите любую пословицу и скажите, в каких случаях её употребляют в речи.
– Спишите ту пословицу, которая вам больше всего понравилась. Подчеркните в ней антонимы.
– Какие антонимы подчеркнули в пословицах? (1. Вместе – врозь. 2. Вымочит – высушит. 3. Свет – тьма. 4. Взять – отдать. 5. Смелого – трусливого.)
Лист 5: проведите физминутку.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнём и домой пешком пойдём.
Лист 6: подберите к словам антонимы.
– Устно подберите антонимы к словам:
– Дополните предложения противоположными по смыслу словами.
Дерево высокое, а куст …(низкий).
Чай горячий, а мороженое …(холодное).
Грач чёрный, а снег … (белый).
- Применение знаний и умений в новой ситуации.
Лист 7: посмотрите презентацию «Синонимы и антонимы».
Просмотр презентации «Синонимы и антонимы».
Лист 8: проведите физминутку для глаз.
Физминутка для глаз.
– Сейчас выполним физминутку для глаз «Послушные глазки». Слушайте внимательно. В этой физминутке есть слова-антонимы. После того как мы закончим выполнять упражнения, вы назовёте эти слова.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
(Закройте оба глаза.)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
(Продолжайте стоять с закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Откройте глаза и взглядом нарисуйте мост.)
Нарисуем букву О, получается легко.
(Глазами нарисуйте букву О.)
Вверх поднимем, глянем вниз.
(Поднимите глаза вверх, опустите вниз.)
Заниматься вновь начнём.
(Тихо сядьте на свой места.)
– Какие антонимы вы услышали в стихотворении? (Вверх-вниз, вправо-влево.) Что они обозначают? (Противоположные направления движений глазами.)
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Лист 9: выполните задания на индивидуальных карточках.
– Задание № 1. Соедините линиями слова-синонимы:
– Задание № 2. Соедините линиями слова-антонимы:
– Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим, как вы справились с заданиями. Какие пары слов вы составили? Посчитайте, сколько правильных пар слов составил ваш сосед по парте. Запишите, число пар в правом нижнем углу.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
– Возьмите свою карточку и оцените вашу работу на уроке. Раскрасьте жёлтым цветом соответствующий смайлик («У меня всё отлично», «У меня всё хорошо», «Возникли трудности»).
– Чему научились на уроке?
– Что узнали нового?
– Понравился ли вам урок?
– Давайте ещё раз вспомним, какие слова называются синонимами?
– Какие слова называются антонимами?
– Для чего нужны синонимы в речи?
– Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.
– Для чего нужны антонимы в речи?
– Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.
– Сегодня на уроке я поставила оценки…
Вот закончился урок,
Подведём сейчас итог.
Мы много вспомнили, друзья.
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили.
К словам мы подбирали.
А теперь, внимание,
Домашнее задание… (Упражнение 74, стр. 57.)
– Домашнее задание: упражнение 74.
– По каким признакам догадались, что речь идёт о дятле?
– Найдите в загадке противоположные по значению слова. (Враг – друг.)
– Найдите в загадке антоним к слову близко .
– Составьте предложение по рисунку. (На дереве сидит дятел.)
– Дома выполните упражнение в соответствии с заданием. Спасибо за урок.
Что такое синонимы и антонимы в русском языке
Синонимы и антонимы в русском языке
Нам посчастливилось родиться в стране, где основным языком считается русский. Он богат различными звуками, словами и лексическими оборотами. Одно и то же явление можно описать совершенно по разному, десятками различных способов, и каждое описание получится уникальным, не похожим на предыдущее. Для этого и существуют синонимы, антонимы и омонимы. Они делают речь красивее, позволяют правильно расставлять акценты, а также развиваться, совершенствуя наш словарный запас.
Что такое синонимы и антонимы в русском языке, чем они отличаются и какие бывают — узнаем в сегодняшней статье. Забегая вперёд, сообщу, что также мы рассмотрим и такую интересную вещь как омонимы. Поехали?
Что такое синонимы
Согласитесь, было бы довольно скучно общаться, если бы каждый предмет можно было назвать только одним единственным образом. Вот смотришь на солнце, и нельзя сказать: светлое, яркое, лучистое. Нужно выбрать только что-то одно. Так было бы очень скучно, а речь была бы скудна и небогата.
Синонимы — это слова, имеющие одно значение, но написанные по-разному. Как Вы уже догадались, синонимов бывает очень много. Например, бассейн и водоём. Значение одно и то же, а пишется различно. Ещё пример: дом, здание, изба, строение, постройка, недвижимость, жилище. Продолжите сами?
В различных случаях слова могут быть синонимами, но могут ими и не быть, в зависимости от контекста, либо же не подходить по смыслу. Например, вишнёвый цвет также можно назвать красным, но вот вишнёвый пирог далеко не обязательно будет красный.
Задание: придумайте синонимы к словам: собака, зверь, жидкость.
Что такое антонимы
В противовес синонимам существуют антонимы — слова, противоположные по смыслу. Они и пишут по-разному, и смысл несут прямо противоположный. Например, черное — белое, добро — зло, приходить — уходить, начинать — заканчивать.
Вовсе не означает, что антонимами мы пользуемся ежедневно и сознательно вспоминаем их, роясь в своей памяти, однако понимать их и уметь быстро подобрать несколько противопоставлений в уме — признак образованности и эрудиции.
Задание: подберите антонимы к словам: утро, зима, конец.
Что такое омонимы
Последний на сегодня термин — омонимы — это слова, которые пишутся одинаково, но значения имеют совершенно разные. Так уж сложилось, что в алфавите русского языка не тысяча букв, иначе упомнить их всех было бы невозможным. Поэтому и повторяются написания слов, под которыми в зависимости от контекста подразумеваются различные значения.
Например, ключ может быть от дверного замка, скрипичный в нотах, в виде водоёма, гаечный. Всё это будут совершенно разные объекты, но писаться будут одинаково — словом ключ. Второй пример: коса, которой косят траву, а также длинная коса из волос.
Задание: какие значения следующих слов Вы сможете вспомнить: наряд, ласка, лечу.
Синонимы и антонимы
Урок 9. Русский язык 2 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока “Синонимы и антонимы”
Я думаю, вы узнали меня. Я – Василиса премудрая. Сегодня мы познакомимся с темой «Синонимы и антонимы». Я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла летом. Однажды я читала книгу в парке, и вдруг появились три колобка – Митя, Сима и Антошка.
И, как обычно, они начали спорить. Вот какой разговор между ними произошёл:
– Добрый день, Антошка и Сима!
– Здравствуй, Митя! Добрый, замечательный день!
– Ничего себе, добрый! И совсем не добрый, а какой-то злой!
– Почему же? Такое яркое чудесное солнце светит!
– И никакое оно не прекрасное и не чудесное. А очень даже обычное, заурядной, отвратительное! Так печёт, что все мои шипы нагрелись. Даже дотронуться страшно.
– А зачем тебе шипы. Ты от кого-то защищаться собираешься?
– На кого нападать? Ведь нас окружают хорошие люди!
– Да, замечательные люди
– Не хорошие, а плохие!
И вот так они постоянно. Если Митя скажет «весело», Сима скажет «радостно», а Антошка обязательно ответит «грустно». Если Митя скажет «пойдём», Сима добавит «побежим», Антошка обязательно ему противоречит: «Нет, постоим». А знаете, почему? Да потому, что Антошка не простой колобок. На самом деле его зовут Антоним. А Симу на самом деле зовут Синоним. А имена эти не простые.
Говорят, как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Вот так произошло и с нашими колобками. Ведь в русском языке синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но одинаковые или близкие по значению. А вот антонимы – слова, различные по звучанию и написанию, и имеющие прямо противоположные лексические значения.
Поэтому Синоним всегда подтверждает, дополняет то, что говорит его друг Митя, а Антоним постоянно ему противоречит.
Вот, например, угостили как-то друзей яблоками. Митя попробовал и говорит: «Сладкие!», Синоним подтвердил: «Медовые!», а Антоним скривился и произнёс: «Кислые!»
А ещё колобки любят играть в игру «Подбери слово».
Вот посмотрите, как они это делают. Митя, как самый старший, начинает. А Сима и Антошка придумывают слова. Сима – синонимы, слова с близким по смыслу. Антошка – антонимы, слова с противоположным значением.
друг – товарищ – враг
жара – зной – мороз
трудиться – работать – бездельничать
усталый – утомлённый – отдых
Нет-нет, Антошка, слово «отдых» здесь не подходит. Вот посмотри – слова друг – товарищ – враг отвечают на один и тот же вопрос кто?. Слова жара, зной и мороз отвечают на вопрос что? Трудиться – работать – бездельничать. Вопрос что делать?. Усталый, утомлённый отвечают на вопрос какой?, а отдых на вопрос что?. А нам нужно слово, которое тоже будет отвечать на вопрос какой? Например, отдохнувший. Усталый, утомлённый, отдохнувший.
Холодно – холодный – жарко.
Теперь ты, Сима, ошибся. Слова холод и холодный – это просто слова – родственники. И отвечают они на разные вопросы. А должны отвечать на один – вопрос как? Слова-синонимы различны по звучанию и написанию, но при этом близки или одинаковы по смыслу, и должны отвечать на один и тот же вопрос.
Вот интересно! В том предложении, которое я сказал, тоже есть синонимы – «одинаковы, близки» и антоним к ним – «различны».
– Сима! Ты здесь лишний! Зачем эти синонимы! Запутаться можно – столько различных слов для обозначения одного и того же предмета, действия, признака…
– Как тебе не стыдно, Антоша! Вот прочитай маленький отрывок из рассказа о Незнайке и его друзьях!
– Мы не опоздали? – спросил Незнайка. Он посмотрел на друзей и понял, что провинился:
– Не сердитесь на нас.
– Не обижайтесь, – попросил Пончик.
– Не дуйтесь, – прошептал Сиропчик.
– Где вы были? – строго сдвинул брови Карандаш.
– В школе, тут недалеко, – сообщил Незнайка.
– Совсем близко, – подтвердил Пончик.
– Рядом, – пролепетал Сиропчик.
Здесь так много синонимов. Одно и то же действие – то, что сказал каждый из коротышек, названо было по-разному: спросил – попросил – прошептал – сообщил – подтвердил – пролепетал. И слово «недалеко» заменили словами «близко», «рядом». А теперь представь, как выглядел бы этот рассказ, если бы в нем не было синонимов.
– Мы не опоздали? – сказал Незнайка. Он посмотрел на друзей и понял, что провинился:
– Не сердитесь на нас.
– Не сердитесь, – сказал Пончик.
– Не сердитесь, – сказал Сиропчик.
– Где вы были? – строго сдвинул брови Карандаш.
– В школе, тут недалеко, – сказал Незнайка.
– Совсем недалеко, – сказал Пончик.
– Недалеко, – сказал Сиропчик.
– Да, пожалуй, скучно было бы слушать такой рассказ. Беру свои слова обратно. Прости, Сима!
– Да ладно, мы ведь друзья!
– Ну вот и отлично! А сейчас я загадаю вам несколько загадок. Читайте и слушайте.
В языке родном, богатом
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи.
Доктор, лекарь, эскулап.
– Молодцы! Я очень рад!
Ясен здесь ответ любому:
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, это – …
(Еда.)
Надеюсь, вы, друзья, готовы
Отель назвать мне русским словом?
(Гостиница.)
– Слова врач, доктор, лекарь, эскулап – это синонимы. Кстати, врача иногда шутливо называют эскулапом, потому что так в Древнем Риме звали так бога врачебного искусства.
Синонимами также являются слова «пища – еда», и «гостиница – отель».
А вот ещё загадки:
Я антоним к слову “зной”,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня …? (прохлада)
Я антоним к слову “лето”,
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …? (зима.)
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь … (тишина).
А теперь давайте вспомним русские пословицы и поговорки, в которых встречаются синонимы и антонимы.
Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.
«Лодыри и бездельник» – это синонимы.
Ученье свет, а неученье – тьма.
«Свет – тьма» – антонимы
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
– Тут синонимы. Спеши, поторапливайся.
И антонимы тоже есть – не спеши, поторапливайся.
Меньше говори, а больше делай.
A здесь антонимы «меньше – больше».
– Ну что же, пусть колобки продолжают играть, и даже спорить. Ведь, как известно, в споре рождается истина. Самое главное, чтобы при этом участники спора уважали друг друга и доказывали свою точку зрения убедительными фактами, а не кулаками. А то они не только не смогут убедить друг друга, но только перессорятся или, чего доброго, подерутся.
А нам только осталось повторить то, что сегодня узнали на уроке.
Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но одинаковые или близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.
Антонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположные лексические значения, Они тоже отвечают на один и тот же вопрос.
Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, точной, без повторов.
А наш урок закончен. Хочу пожелать вам использовать как можно больше синонимов и антонимов в своей речи. Тогда слушать вас будет интересно. Удачи вам!
Конспект урока по теме «Синонимы, антонимы»
наталья литовкина
Конспект урока по теме «Синонимы, антонимы»
Тема: Синонимы, антонимы.
Цели: Учить подбирать синонимы, антонимы к словам различных частей речи.
Формировать умение работать с синонимами, антонимами в пословицах, самостоятельно подбирать их к словам, составлять антонимические пары, синонимические ряды, правильно употреблять их в речи.
Развивать общую моторику координацию движений.
Развивать пальцевую моторику в пальчиковой гимнастике.
Развивать внимание, память, мышление.
Развивать связность высказываний, творческое воображение.
Воспитывать умение выслушивать мнение других, культуру поведения, при фронтальной работе и работе в парах.
Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.
Воспитывать аккуратность, наблюдательность.
• Прием психологического включения в урок.
Использовать принцип доступности материала
Метод устного и письменного самоконтроля.
Метод переключения эмоционального состояния.
Хромотерапия (синий цвет избавляет от тревоги и смятения)
Гимнастика для снятия напряжения с глаз.
Метод переключения эмоционального состояния.
Технология развития лексико-грамматической стороны речи:
Метод «Определи синоним на слух», «Выбери лишнее слово», «Вставь пропущенные слова»
Использована презентация, музыкальное и голосовое сопровождение.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Прием психологического включения.
Вот подали нам звонок
Начинается урок.
Приглашаю вас путешествовать!
Знания свои совершенствовать!
Готовы, ребята, совершить путешествие?
Как вы думаете, для чего люди путешествуют?
Правильно! Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать, что – то новое и интересное! Вот и наше путешествие ответит на многие вопросы. Послушайте стихотворение и скажите, в какую страну мы держим путь?
2. Актуализация опорных знаний.
Зелёный и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать что лежит
Через моря Познания
На горы мастерства,
Минуя очень топкие
В стране далёкой Лексике
Которые вас к знаниям
В какой стране мы сегодня побываем?
А что это за страна?
В ней живут все слова русского языка.
Теперь ребята, мы с вами должны узнать на каком виде транспорта мы совершим наше путешествие. Для этого мы должны отгадать загадку.
По волнам дворец плывёт
На себе людей везёт?
Как ребята ещё можно назвать корабль? (парусник, теплоход, лодка, яхта)
Мы ребята, сегодня совершим морское путешествие на яхте, которой управляет капитан. Это герой известного мультфильма. Посмотрите видео фрагмент и догадайтесь, как его зовут?
Вы узнали его? Это капитан Врунгель. Вместе с отважным капитаном мы будем выполнять задания и узнаем много нового и интересного о стране Лексике. Но сначала, мы должны дать название нашей яхте!
Поможет нам в этом первое задание капитана.
5. Подобрать антонимы.
Посмотрите, появились слова, которые вы должны прочитать и подобрать к ним слова с противоположным значением.
Прочитайте первые буквы слов второго столбика сверху вниз и кажите, как называется наша яхта?
Как мы называем слова с противоположным значением?
АНТОНИМЫ
Правильно вот они первые жители страны Лексики.
Послушайте стихотворение и скажите, есть ли в нем антонимы?
6. Определить на слух антонимы.
От земного от причала
Он назад пошёл сначала,
А потом пошёл вперёд
И пошёл, пошёл по морю,
Набирая полный ход!
Назовите антонимы. Докажите что это антонимы. Обратите внимание, что антонимов всегда два. Они образуют пару.
Ребята, на каждом корабле есть судовой журнал, а у нас есть тетрадь. Давайте в ней запишем дату отправления и место откуда отходит наша яхта. (классная работа)
Какие правила нужно соблюдать при письме? (посадка, ручка, тетрадь)
Яхта готова к отплытию, но у нас есть лишний груз, который нужно оставить на берегу. Для этого мы должны выполнить следующее задание.
7. Прочитайте слова и подберите из ряда слов к ним антонимы.
ТИХО темно, жарко, тесно, громко
КОНЕЦ обрыв, начало, всё
ГЛУБОКИЙ бездонный, мелкий, тихий, весёлый
СМЕЛЫЙ храбрый, понятливый, умный, робкий
Вы правильно подобрали слова, теперь запишите их в свой судовой журнал парами. Ведь мы говорили, что антонимы образуют пару. Пары пишем в столбик.
А теперь ребята, проверти, правильно ли вы написали?
Ребята, скажите, а когда туристы путешествуют на яхте они, где живут? В КАЮТАХ. Каюты у нас двухместные и поэтому мы задание будем выполнять парами. Работайте в парах согласованно, не мешая другим, не выкрикивая. Готовность покажите знаком.
8. Работа с пословицами.
Врунгель передаёт вам пословицы, в которых потерялись антонимы. Верните их! В случае затруднения можете использовать спасательный круг или попросить помощь учителя.
1. Думай, где надо сказать, а где … молчать.
2. Знай больше, а говори … меньше.
3. Труд кормит, а лень … портит.
1. Маленькое дело лучше большого … безделья.
2. Лучшая вещь новая, лучший друг … старый.
3. Старый друг, лучше … новых двух.
1. Корень учения дорог, а плод его … сладок.
2. Во время путешествия, важно не забывать главное, когда заканчивается, что-то одно, начинается что-то другое.
3. У короткого ума, длинный язык.
Для чего нужны антонимы? Правильно, ребята, с помощью антонимов мы можем чётко выразить свою мысль. Как вы думаете, какая из перечисленных пословиц больше всего понравилась Врунгелю? Конечно о путешествии. Как вы её понимаете? Запишите её в свой судовой журнал.
9. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Нашего капитана, интересует вот какой вопрос? К любому слову мы можем подобрать антоним? НЕТ. Докажите. А знаете ли вы, слово, которое имеет с противоположное значение к слову антоним?
10. Актуализация опорных знаний.
СИНОНИМ
Вот и ещё одни жители страны ЛЕКСИКИ. Что это за слова такие синонимы? Давайте вспомним, как их ещё называют?
СЛОВА – ДРУЗЬЯ, ПРИЯТЕЛИ
ЧТОБЫ НАША РЕЧЬ БЫЛА РАЗНООБРАЗНОЙ, КРАСИВОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ.
Нас ждет следующее задание капитана.
11. Укажите лишнее слово.
ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ
ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ
КРЕПКИЙ, ДАЛЁКИЙ, ПРОЧНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ
ПОНЯТЬ, ПРОСТИТЬ, РАЗОБРАТЬСЯ, ЗАПОМНИТЬ
Сколько синонимов можно подобрать к одному слову?
ЧЕМ БОЛЬШЕ ЧЕЛОВЕК ЗНАЕТ СИНОНИМОВ, ТЕМ ТОЧНЕЕ ОН ВЫРАЖАЕТ СВОЮ МЫСЛЬ.
Ветер весело шумит
Судно весело бежит
12. Гимнастика для пальцев.
А мы с вами, сделаем гимнастику для пальцев, и там где я буду останавливаться, вы мне называть антоним.
ЧТОБ ШТУРВАЛ ДЕРЖАТЬ ПОКРЕПЧЕ,
И ИЗ РУК НЕ ВЫПУСКАТЬ
НЕПРЕМЕННО НУЖНО ПАЛЬЦЫ
С ДЕТСТВА ДЕТКАМ РАЗВИВАТЬ
ВЗЯЛИ В РУКИ КАРАНДАШ-
НА ЛАДОШКУ ПОЛОЖИ
К ПАЛЬЧИКАМ СКОРЕЙ ВЕДИ,
ДА АНТОНИМ ПОДСКАЖИ:
КОРАБЕЛЬНАЯ МАШИНА ВПЕРЕД … НАЗАД
ТЕЧЕНИЕ ТЁПЛОЕ … ХОЛОДНОЕ заканчивается, и капитан приготовил нам своё
ШИРОТЫ СЕВЕРНЫЕ … ЮЖНЫЕ
ВО ВРЕМЯ ШТОРМА КОРАБЛЬ НЫРЯЕТ, … ВЫНЫРИВАЕТ
НА МОРЕ БЫВАЕТ ШТИЛЬ… ШТОРМ
Итак, ребята, какие слова мы подбирали? АНТОНИМЫ
12. Работа с текстом.
Путешествие по стране ЛЕКСИКЕ заканчивается, и капитан приготовил нам своё последнее задание, в котором мы ещё раз повторим и обобщим знания, полученные во время путешествия. Прочитайте текст, который есть у каждого, найдите синонимы и объясните, зачем они употреблены в тексте?
Поднялся сильный, порывистый ветер. Сразу все изменилось. Громко, пронзительно шумят волны. Все потемнело. По небу плывут тяжелые облака. На море шторм.
Какое настроение вызывает у вас этот текст? (грустное, мрачное) Синонимы использованы для того что бы точнее передать настроение.
Но нам не хотелось бы на грустной ноте заканчивать наше путешествие, давайте исправим текст с помощью антонимов. Слова которые подчеркнуты в тексте поменяйте на слова с противоположенным значением.
Поднялся сильный ветер. Сразу все изменилось. Громко шумят волны. Все потемнело. По небу плывут тяжелые облака. На море шторм.
Прочитайте, что у нас получилось?
Поднялся легкий ветерок. Сразу все изменилось. Тихо шумят волны. Все посветлело. По небу плывут легкие облака. На море штиль.
13. Гимнастика для глаз.
Перед тем как записать текст, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Мы устали все чуть-чуть
Надо нам зажмуриться
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать
Снова до пяти считаем
Снова глазки закрываем
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно
Дальше пишем мы еще.
Берегите свое зрение ребята! Запишите текст.
14.Итог: Вот и закончилось наше путешествие. Давайте скажем капитану спасибо и вспомним, в какой стране мы побывали? А кто живет в этой стране? Какую роль синонимы и антонимы играют в речи?
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.
Конспект урока технологии в 3 классе по теме «Аппликация из пластилина» Схема учебного занятия Предмет: Технология Учитель: Храпатая Татьяна Андреевна Класс: 3 А Продолжительность: 45 мин Тема урока: Аппликация.
Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.
Конспект урока математики в 3 классе по теме «Доли» Тема урока: Доли. Класс: 3 УМК: Школа России Предметная область : математика Место урока в курсе: урок в теме «Числа от 1 до 100» Тип урока:.
Конспект урока математики во 2 классе по теме «Задачи с величинами цена, количество, стоимость» Цели и задачи урока: Познавательные: ввести понятия цена и стоимость товара, установить их связь. Развивающие: развитие умения решать текстовые.
Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме «Библия. Библиотеки» Педагогическая цель: Раскрыть значение термина «библиотека», «Библия», сформировать представление о Библии – как священной книге; развивать.
Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «синонимы и антонимы». Цель: закрепить знания обучающихся.
Конспект урока математики по теме «Свойства сложения» во 2 классе Конспект урока по теме “Свойства сложения” во 2 классеПедагогические задачи: повторить переместительное свойство сложения, познакомить.
Конспект урока истории в 10 классе по теме «Царствование Павла I» Конспект урока в 10 классе. Тема: «Царствование Павла I» Тип урока : получение новых знаний Цели: пробуждение интереса к историческому деятелю.
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 26. Работа с электронными словарями синонимов и антонимов
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Виды словарей.
2) Работа с электронными словарями.
3) Подбор синонимов и антонимов.
Глоссарий по теме:
Поисковая строка – это поле для ввода слов в поисковой системе.
Поисковая система – это компьютерная система, предназначенная для поиска информации.
Словарь антонимов – словарь, содержащий пары антонимов.
Словарь синонимов – словарь, содержащий пары/ряды синонимов.
Электронный словарь – словарь в компьютере или другом электронном устройстве.
Этимологический словарь – словарь, в котором можно узнать о происхождении слов.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 141–142.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 22.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – С. 22.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Как подобрать синонимы и антонимы к слову? Иногда бывает трудно подобрать синоним или антоним к слову. Помочь в такой ситуации может словарь.
Словари бывают разные. В орфографическом словаре вы узнаете, как правильно писать слова. В толковом словаре вы сможете узнать значение слова.
Если вы затрудняетесь подобрать синоним к слову – вам нужен словарь синонимов. Чтобы найти слова-антонимы, воспользуйтесь словарём антонимов.
В конце учебника по русскому языку как бумажного, так и электронного, есть словарь синонимов. Слова в нём располагаются парами или рядами. Первые слова в ряду расположены в алфавитном порядке. Если нужно найти синоним к слову, найдите это слово по алфавиту, прочитайте написанный рядом синоним или ряд синонимов. Например, если нужно найти синоним слова «друг», нужно найти в словаре синонимов слова на букву «д», найти слово «друг» и прочитать записанный рядом синоним – «товарищ».
Словарь антонимов также расположен в конце учебника по русскому языку как бумажного, так и электронного. Слова в нём располагаются парами. Как и в словаре синонимов, первые слова в паре антонимов расположены в алфавитном порядке. Если нужно найти антоним к слову, найдите это слово по алфавиту, прочитайте написанный рядом антоним. Например, чтобы найти антоним слова «жара», нужно найти в словаре антонимов слова на букву «ж», найти слово «жара» и прочитать записанный рядом антоним – «мороз».
Иногда под рукой нет необходимого словаря. В этом случае на помощь может прийти сеть Интернет. В интернете есть удобные поисковые системы, например, Яндекс. В строке поиска набираем название словаря, например, «словарь антонимов» или «словарь синонимов». В поисковой строке словаря набираем слово, к которому нужно найти синоним или антоним, читаем ответ. Электронные словари удобны тем, что не требуют поиска слова по алфавиту.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Синонимы и антонимы.
Определите, в какие столбцы таблицы нужно распределить пары слов.
Что такое синонимы и антонимы в русском языке
Синонимы и антонимы в русском языке
Нам посчастливилось родиться в стране, где основным языком считается русский. Он богат различными звуками, словами и лексическими оборотами. Одно и то же явление можно описать совершенно по разному, десятками различных способов, и каждое описание получится уникальным, не похожим на предыдущее. Для этого и существуют синонимы, антонимы и омонимы. Они делают речь красивее, позволяют правильно расставлять акценты, а также развиваться, совершенствуя наш словарный запас.
Что такое синонимы и антонимы в русском языке, чем они отличаются и какие бывают — узнаем в сегодняшней статье. Забегая вперёд, сообщу, что также мы рассмотрим и такую интересную вещь как омонимы. Поехали?
Что такое синонимы
Согласитесь, было бы довольно скучно общаться, если бы каждый предмет можно было назвать только одним единственным образом. Вот смотришь на солнце, и нельзя сказать: светлое, яркое, лучистое. Нужно выбрать только что-то одно. Так было бы очень скучно, а речь была бы скудна и небогата.
Синонимы — это слова, имеющие одно значение, но написанные по-разному. Как Вы уже догадались, синонимов бывает очень много. Например, бассейн и водоём. Значение одно и то же, а пишется различно. Ещё пример: дом, здание, изба, строение, постройка, недвижимость, жилище. Продолжите сами?
В различных случаях слова могут быть синонимами, но могут ими и не быть, в зависимости от контекста, либо же не подходить по смыслу. Например, вишнёвый цвет также можно назвать красным, но вот вишнёвый пирог далеко не обязательно будет красный.
Задание: придумайте синонимы к словам: собака, зверь, жидкость.
Что такое антонимы
В противовес синонимам существуют антонимы — слова, противоположные по смыслу. Они и пишут по-разному, и смысл несут прямо противоположный. Например, черное — белое, добро — зло, приходить — уходить, начинать — заканчивать.
Вовсе не означает, что антонимами мы пользуемся ежедневно и сознательно вспоминаем их, роясь в своей памяти, однако понимать их и уметь быстро подобрать несколько противопоставлений в уме — признак образованности и эрудиции.
Задание: подберите антонимы к словам: утро, зима, конец.
Что такое омонимы
Последний на сегодня термин — омонимы — это слова, которые пишутся одинаково, но значения имеют совершенно разные. Так уж сложилось, что в алфавите русского языка не тысяча букв, иначе упомнить их всех было бы невозможным. Поэтому и повторяются написания слов, под которыми в зависимости от контекста подразумеваются различные значения.
Например, ключ может быть от дверного замка, скрипичный в нотах, в виде водоёма, гаечный. Всё это будут совершенно разные объекты, но писаться будут одинаково — словом ключ. Второй пример: коса, которой косят траву, а также длинная коса из волос.
Задание: какие значения следующих слов Вы сможете вспомнить: наряд, ласка, лечу.